Что говорят о смерти? Жизнь после смерти Душа после смерти по библии.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СМЕРТИ = «Когда приходит смерть и забирает наших любимых, наш дом становится таким пустым и тоскливым» (Стивенс). Всякий, кто пережил смерть любимого, может подтвердить эти слова. Как нам справляться с утратой близкого человека? Какую помощь предоставляет нам Библия, когда мы пытаемся выбраться из бездны отчаяния? Прежде чем досконально ответить на эти вопросы, давайте разберём, что говорит о смерти Писание. Понять библейское учение о смерти чрезвычайно полезно. Христиане могут относиться к смерти не так, как другие люди, и правильное отношение поможет нам принять факт смерти и найти утешение. Библия учит, что смерть - это отделение духа от тела. Человек состоит из плоти и духа. В 1 Фес. 5:23 говорится о «духе и душе и теле» человека. «Дух» - это то, что вечно в человеке; «тело» - это физическая часть человека; «душа» - это, по крайней мере в этом отрывке, жизненная сила, то, что делает человека живым, даёт ему жизнь. (См. Мф. 10:28; 2 Кор. 4:16-5:8). Иаков писал: «тело без духа мертво» (Иак. 2:26; см. Еккл. 12:7). Духовная смерть - это разлучение с Богом (Еф. 2:1, 12), а вечная смерть - это вечное отделение от Бога (2 Фес. 1:7–9; см. Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество). Физическая смерть всех людей - это следствие греха Адама (Быт. 3:1–4, 22, 23; Рим. 5:12). Смерть отдельного человека необязательно является следствием его собственного греха; невинные умирают так же, как и виновные. Смерть приходит ко всем. В Евр. 9:27 говорится: «…Людям положено однажды умереть, а потом суд». Только те люди не умрут, которые будут ещё в живых, когда вернётся Христос (1 Кор. 15:51–53). Все великие люди Библии умерли: и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Иосиф, и Моисей, и Давид, и Стефан, и Иаков - все, за исключением Еноха и Илии. Даже Иисус Христос, Сын Божий, умер (Фил. 2:8). В Еккл. 12 жизнь представлена ценной и хрупкой, а смерть неизбежной: «доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодцем» (Еккл. 12:6). Без всякого преувеличения, смерть настолько же естественна, насколько и жизнь. Как бы долго мы ни жили, смерть приходит скоро. Псалмопевец сказал: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10; см. ст. 1–6; Иов 14:1). Иаков писал: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Ибо умирающему человеку, или человеку, теряющему любимого, почти всегда кажется, что смерть приходит слишком рано. К тому же, смерть часто приходит внезапно, когда её не ждёшь (Лк. 12:20). В Библии смерть называется «врагом» (1 Кор. 15:26). Слово «жизнь» используется метафорически в отношении Бога и добра, а «смерть» - в отношении зла (см. Втор. 30:19). В Ветхом Завете со смертью ассоциируются беззаконие (Пс. 17:5), болезнь (Пс. 29:3, 4), враги (Пс. 9:14) и несправедливость (Пс. 114:3). «Смерть изображается ненасытной (Авв. 2:5), как сила, поглощающая людей (Пс. 17:5, 6; Прит. 13:14), и как город, в котором заключены мёртвые (Иов. 38:17; Пс. 9:14)» (Беллис). Следовательно, смерть была не другом, которому всегда рады, а противником, которого нужно избегать. Когда христиан в первом веке предавали смерти за их веру, они не стремились к мученичеству. Павел сказал, что готов был «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян. 21:13). Тем не менее, когда иудеи замышляли поймать и убить его, он избежал смерти, обратившись к кесарю (Деян. 25:1–11; см. также описание заговора в Деян. 23:12–33). Представление, что истинный верующий должен стремиться к мученичеству, чтобы быть благословлённым с избытком в жизни после смерти, чуждо библейскому учению. Библия учит тому, что жизнь драгоценна, а смерть - это прекращение жизни. Как следствие, лишение человека жизни последовательно осуждается (Быт. 4:8–11; 9:6). Закон Моисея гласил: «Не убивай» (Исх. 20:13). Убившие по неосторожности или непреднамеренно по Закону не подлежали смертной казни, но они всё равно несли наказание за то, что причинили смерть. Они должны были бежать в один из городов-убежищ и оставаться там до смерти первосвященника (Исх. 35:25). Новый Завет также запрещает убийство (Мф. 19:18; Рим. 13:9; Иак. 2:11; Отк. 21:8). С библейской точки зрения, жизнь настолько ценна, что сама мысль о самоубийстве должна быть отвергнута. Если взять содержание Библии - со всеми слабостями, несчастьями и греховностью её главных персонажей, - то удивительно, что текст фиксирует так мало самоубийств среди Божьего народа. Почему? Потому что человеческая жизнь ценна: люди сотворены по образу Божьему, и у нас нет права лишать жизни людей или даже лишать жизни самих себя! Для христиан, в отличие от некоторых культур в истории, самоубийство не может считаться достойным способом завершения жизни. Сегодня, как и в библейские времена, смерть любимого человека - это повод для скорби. Когда умер Иаков, скорбели и египтяне и израильтяне (Быт. 50:3, 10). Когда умер Лазарь, горевали члены его семьи и друзья (Ин. 11). Некоторые христиане считают, что скорбь или печаль по умершему другу или члену семьи свидетельствует о недостатке веры. В их понимании, идеальная реакция на смерть любимого человека - что-то вроде стоицизма, мужество, демонстрирующее отсутствие эмоций. Однако стоицизм был добродетелью у греков, а не у христиан. Когда умирает последователь Христа, христианам следует скорбеть. Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4:13). Христиане скорбят; когда хоронили Стефана, мужи «сделали великий плач по нём» (Деян. 8:2; см. также Деян. 9:39). На могиле Лазаря «Иисус прослезился» (Ин. 11:35). То, что Новый Завет считает скорбь правомерной, выражено в словах «плачьте с плачущими» (Рим. 12:15; см. также Деян. 20:37, 38; Фил. 2:27). Хотя христианам позволено горевать, мы должны помнить, что смерть не является концом существования человека. Ветхий Завет содержит намёки на то, что умершие будут жить снова (2 Цар. 12:23; Иов. 14:7–14; Пс. 22:6; Еккл. 12:5–7), что умершие будут воскрешены к жизни (Дан. 12:2; 1 Цар. 2:6; Иез. 37:1–14) и что Бог, в конце концов, упразднит смерть (Ис. 25:8). Тот факт, что о смерти часто говорится как о «сне», подразумевает продолжение существования. Спящие рано или поздно просыпаются. Преображение Иисуса доказывает, что, хотя Моисей и Илия умерли задолго до того, они по-прежнему были живы в дни Иисуса (Мф. 17:1–5). Люди после смерти сохраняют свою индивидуальность (Лк. 16:19–31). Все мёртвые воскреснут (Ин. 5:28, 29), будут судимы и навечно попадут либо в рай, либо в ад (Мф. 25:31–46). В большинстве культур в истории человечества верили в загробную жизнь. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и готовились к ней. Греки считали, что после смерти человек пересекает реку Стикс и отправляется в подземный мир, где будет награждён или наказан. Римляне рассматривали «жизнь как тюрьму, срок, который должен был отбыть дух, прежде чем сможет освободиться и занять своё место в славном Млечном Пути». Некоторые американские индейцы надеялись, в конце концов, отправиться в рай. Через Христа христиане смогут победить смерть. Христос освободил Своих учеников от рабства страха смерти (Евр. 2:14, 15; см. 2 Тим. 1:10). Христианин «перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), он, «если и умрёт, оживёт» (Ин. 11:25, 26). Хотя Бог допускает, чтобы Его дети умерли и даже умерли мученической смертью (Деян. 7:52; 12:2; 22:4), верным Он даёт вечную жизнь (Отк. 6:9–11; 7:9–17). Наша надежда на вечную жизнь опирается на тот факт, что мы восстанем из могилы, одержав победу над смертью (1 Кор. 15:54–57) - победу, ставшую возможной благодаря воскресению Христа (1 Кор. 15:20–22). Бояться смерти естественно, ибо смерть - это путешествие, из которого никто не возвращается. Даже Иисус боялся умирать (Мф. 26:39). Но так как христиане будут жить снова, мы можем преодолеть страх смерти и сказать вместе с Павлом: «Ибо для меня жизнь - Христос и смерть - приобретение» и «разрешиться и быть со Христом… несравненно лучше» (Фил. 1:21, 23). Гонимым святым в новозаветные времена Иисус сказал: «Не бойся; Я… был мёртв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Отк. 1:17, 18). Они черпали утешение из слов, подобных следующим: «блаженны мёртвые, умирающие в Господе… они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13; см. Пс. 115:6). В конце концов, после суда Бог упразднит смерть, после чего праведники будут жить с Ним вечно в месте, где нет смерти. Своей смертью Иисус «лиши[л] силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14). Когда в день Господень мёртвые воскреснут, Его победа над смертью будет полной: «Последний же враг истребится - смерть» (1 Кор. 15:26). Тогда мы увидим исполнение слова написанного: «Поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54). Также «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Отк. 20:14). А спасённые будут продолжать существовать на небесах, где «отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4). Страх смерти понятен, но больше бояться нужно другого - вечной смерти. Иисус сказал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Бояться нужно Бога (см. Еккл. 12:13); «судьба, которая хуже смерти», - это «смерть вторая» в аду (Отк. 20:14, 15). Когда христианин ставится перед выбором неповиновения Богу или гонения, правильной реакцией для него будет сказать, как сказали апостолы: «Должно повиноваться больше Богу, нежели людям» (Деян. 5:29). «Важно помнить, что цель сохранить собственную физическую жизнь любой ценой, преследуемая миром, не является наивысшей целью для христианина: послушание Богу и верность Ему при любых обстоятельствах намного важнее» (Грудем). ЗАКЛЮЧЕНИЕ В случае смерти утешение надо искать в Библии. Так как, в конце концов, христиане одержат победу над смертью, нам не нужно бояться смерти, а стоит ожидать награды, которая затем последует (см. Тим. 4:6–8). Понятно, что утешение, которое предлагает Библия, - только для христиан. Боб Хендрен хорошо сказал: «[В Фил. 1:23] Павел говорит о смерти как о "приобретении". Он может сказать это, потому что для него смерть означала больше Христа!…» Кто-то сказал, что этот отрывок лучше всего можно понять, если рассматривать его как уравнение, где «Ибо для меня жизнь» - это Х; «[для меня] смерть» - это Y. Если под Х подставить что угодно, кроме Христа, то для Y невозможно быть «приобретением». Посмотрите: Для меня жизнь - богатство; умереть означает потерять всё это. Для меня жизнь - власть; умереть означает потерять контроль. Для меня жизнь - удовольствие; умереть означает лишиться. Возьмите любую комбинацию, и всегда результат будет одинаковый. Пока жизнь для вас не означает Иисус Христос, смерть не может быть приобретением. Если мы хотим, чтобы смерть была приобретением, то мы должны обратиться к Христу и жить для Него.

Сегодня мы наблюдаем взрыв интере­са к сверхъестественному. Каждый день свидетельствует об огромном интересе, проявленном к таинственным яв­лениям, к психике, к экстрасенсам, оккультизму и даже колдовству. В крупных книжных магазинах можно найти до двухсот наименований литературы подобного рода, а некоторые книги, попавшие в разряд «бестселлеров», переиздаются по многу раз.


Недавно телекомпанией Эн-Би-Си была организова­на общенациональная телепрограмма, в ходе которой зрители увидели интервью с людьми, утверждавшими, что они имеют контакты со своими умершими близкими, продолжающими существовать в каких-то других мирах. Даже некоторые из ведущих церковнослужителей приняли спиритизм и практикуют его. Епископ епископальной Церкви Джеймс Пайк мучительно переживал смерть своего сына, застрелившегося в Нью-Йорке в начале 1966.г. Вскоре после смерти сына епископ Пайк приехал в Кембриджский университет для изучения свитков Мертвого моря. Спустя две недели после самоубийства сына он обнаружил, что его часы остановились на 8.19. Это был именно тот миг, в который его сын совершил самоубийство. После этого случая и других странных происшествий епископ пришел к выводу, что его покой­ный сын пытается вступить с ним в контакт. Он нашел медиума-спиритиста, который, по его просьбе, установил контакт между епископом и его сыном, после чего епископ утверждал, что он вступал в контакт со своим сыном десятки раз.

Во время так называемого контакта со своим сыном епископ Пайк задал ему несколько вопросов. «Сын, что из себя представляет жизнь по ту сторону?» Ответ пришел с подробным объяснением: «Жизнь здесь прекрасна». Затем епископ спросил: «Что ты скажешь об Иисусе?» Голос, как предполагалось, его сына ответил: «Отец, Иисус здесь, но Он просто хороший человек - просто один из пророков. Он, в сущности, не Бог, а один из человеческих пророков».

Наиболее драматический контакт епископа Пайка произошел в Торонто в сентябре 1967.г. Тогда он и ме­диум-спиритист Артур Форд - служитель Церкви уче­ников Христа - пришли на общенациональное телевиде­ние и провели там сеанс. Наиболее трогательным момен­том был рассказ сына своему отцу о состоянии духов­ного смятения, которое он испытывал перед смертью.

Современный спиритизм появился в небольшом кот­тедже в городке Гайдсвилль, штат Нью-Йорк. В марте 1848.г. человек по имени Джон Фоке снял этот коттедж в аренду на то время, пока строился его дом. Он и его семья часто слышали странные постукивания и звуки. В конце концов, 15-летняя Маргарита осмелела. Однаж­ды она воскликнула: «Давай, старик Сплитфут, делай как я!» И она несколько раз постучала костяшками пальцев. В ответ тут же раздались постукивания. Скоро был выработан способ связи. Первое же сообщение, ко­торое поступило от странного собеседника, явилось обобщением основного положения спиритизма во всех его проявлениях:

«Мы все ваши умершие родственники и друзья».

Спиритизм распространялся подобно пожару, и через несколько лет в Соединенных Штатах уже на­считывалось 30000 медиумов.

Как утверждает Дж.Артур Хилл в своей книге «История и феномен спиритизма», спиритизм основыва­ется на двух основных положениях. Одно из них за­ключается в том, что человеческая личность не умирает после своей телесной смерти. Второй принцип утверж­дает, что при определенных условиях, природа которых еще полностью не понята, мы можем общаться с теми, кто умер. Покойный сэр Оливер Лодж, известный спи­ритист, объяснил философию спиритизма несколькими словами:

«На кладбище смерти нет».

Чтобы не впасть в искушение спиритизма, чрезвычай­но важно знать то, чему Библия учит о смерти. Непони­мание сущности человеческой смерти делает нас уязви­мыми перед искушениями диавола. Иов.7:9,10 гово­рит:

«Редеет облако и уходит; так нисшедший в преис­поднюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его».

Библия говорит совершенно ясно: те, кто уходят в могилу, не появятся бо­лее по эту сторону воскресения.

Несколько лет том назад сын работавшего в Афри­ке адвентистского миссионера заболел малярией и умер. Однажды, когда его мать мыла на кухне посуду, она увидела, как появилось в дверях нечто, как бы имев­шее форму ее маленького сына. Приведение протягивало руки с плачем: «Мама». Из Библии она знала, что «тот, кто сходит в могилу, не появится более». Борясь со сво­ими чувствами, она подавила в себе желание подбежать к призраку и обнять его и твердо заявила: «Именем Иисуса Христа я знаю, что ты не мой сын». Перед ее глазами видение обратилось в ангела зла и исчезло. В Откр.16:14 Библия учит нас тому, что диавольские духи могут творить чудеса. Иногда мы забываем о том, что диавол может менять обличье. Он лжец и отец лжи.

Кое-кто учит тому, что, когда человек умирает - он направляется прямо на небеса. Другие же говорят, что лишь праведники попадают на небеса, а нечестивцев немедленно ждет ад. Есть и такие, кто полагает, что важной промежуточной фазой является чистилище. И есть люди, которые, разочаровавшись в религии, ут­верждают, что смерть являет собой бесповоротный ко­нец.

Чему учит Библия по поводу смерти? Первый обман относительно смерти мы находим в Быт.3. Сатана использовал змия в качестве медиума, через которого он искусил Еву. Его задачей было стремление опровергнуть предостережение Бога относительно того, что вкусить от дерева познания добра и зла - значит умереть. Мы читаем слова сатаны в Быт.3:4:

«Нет, не умрете».

Вот первая ложь, когда-либо прозвучавшая в нашем мире. Бог сказал:

«Возмездие за грех - смерть» (Рим.6:23).

Сатана возражает: «Нет, грех не несет с собой смерть. Вы можете вкусить плода. Вы не умрете. Вы будете жить. Вы бессмертны по своей природе».

Слово «бессмертный» означает вечно живущий, не подверженный смерти вообще. «Смертный» - значит подверженный смерти и разложению, тленный. Библия всегда использует слово «смертный» в отношении чело­века. Об этом ясно говорит 1 Тим.6:16:

«Единый (Бог) имеющий бессмертие».

Поскольку лишь Бог имеет бес­смертие, то вполне очевидно, что человек его не имеет. Но, тем не менее, согласно плану Божию, этот дар будет предоставлен человеку Вторым пришествием. Одним из наиболее прекрасных текстов во всей Библии является 1 Кор.15:51-54:

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изме­нимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смерт­ное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».

Огромное число людей верит в то, что мы обладаем врожденным бессмертием, что мы бессмертны по своей природе и не можем умереть. «Тело наше может уме­реть, - говорят они, - но не душа. Мы обладаем бес­смертной неумирающей душой». Библия же толкует, что мы должны стремиться к бессмертию. Если бы оно у нас было, нам не было бы нужды стремиться к нему, не так ли?

Может ли душа умереть? Библия дает нам ясный ответ:

«Душа согрешающая, та умрет» (Иез.18:4).

Что такое душа? Какое определение ей дает Библия? Явля­ется ли она некоей обладающей сознанием и разумом сущностью, продолжающей жить после смерти? Имеют ли животные душу так же, как и люди?

Повествование о сотворении первого человека, запи­санное в Быт.2:7, говорит как раз о том, что такое душа и как был сотворен человек.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыха­ние жизни, и стал человек душою живою».

В тексте нет ничего о том, что Бог вложил душу в человека; че­ловек стал живой душою именно тогда, когда тело и дыхание были соединены. Когда дыхание Божие вды­хается в наше тело, которое Он создал из праха зем­ного, мы обретаем живую душу. В таком случае, живая душа является результатом того, что Бог вдыхает жизнь в человеческое тело. Слово «душа» использовано в Биб­лии свыше 1600 раз, но ниразу не говорится о том, что душа бессмертна.

Такое понимание души можно проиллюстрировать на примере света, исходящего от электрической лампы. Для того чтобы иметь освещение, нам необходимы две вещи: лампочка и электричество. Электричество - сила, а лампочка - форма. Электричество можно сравнить с дыха­нием Божиим. Когда дыхание Божие, с которым в дан­ном случае сравнивается электричество, попадает в те­ло, в нем появляется живая душа, или свет. Напри­мер, когда я поворачиваю выключатель, он выклю­чает свет. Почему свет выключается? Потому что я от­ключил энергию. Бог может сотворить человека из пра­ха земного, но до тех пор, пока человек не имеет в себе дыхания Божиего, света не будет, - в тело не поступа­ет энергия, необходимая для того, чтобы сформировать живую душу. Точно так же, как сочетание электричества и лампочки дает свет, сочетание дыхания и тела дает живую душу - человека.

Павел использует слово «душа» в значении «люди». В Деян.27:37 он говорит:

«Было же нас всех на кораб­ле двести семьдесят шесть душ».

Что он имеет в виду? Всего-навсего то, что на корабле было 276 человек. Он не повествует о том, что на борту было 276 сущностей, обладающих сознанием. Он говорит о людях. Мы исполь­зуем слово «душа» в том же смысле, когда говорим: «Там не было ни души». Мы имеем в виду: «Там не было ни одного человека».

Знаете ли вы о том, что Библия фактически свиде­тельствует, что слово «душа» может быть отнесено к любому представителю животного мира, обладающему телом и дыханием? В Откр.16:3 Иоанн пишет:

«И все одушевленное умерло в море».

Второе библейское значение слова «душа» относит­ся к тому, чем обладает человек. Иисус использует дан­ное слово в этом смысле в Матф.10:28:

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить: а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне огненной».

Здесь душа выступает как нечто такое, чем обладает человек, а говоря более конкретно - жизнь. Мы имеем душу, то есть мы имеем жизнь. Душа - не нечто, продолжающее существовать независимо от тела. Ее нельзя воспринимать как нечто мыслящее, думающее, обладающее сознанием. Как уже упоминалось, слово «душа» имеет в Библии два смысла. Прежде всего, Пи­сание говорит о том, что мы - живые существа. Вто­рое - мы, как живые существа, имеем жизнь. Когда мы перестаем быть живыми существами, мы перестаем иметь жизнь. В Библии нигде не упоминается душа как нечто, покидающее тело после смерти, или нечто такое, что продолжает жить независимо от тела. Библия учит тому, что при сотворении человека Бог образовал его тело из праха земного. В нем не было жизни до тех пор, пока Бог не вдохнул в ноздри Адама Свой животворя­щий дух, или дыхание. Когда Бог вдыхает в человека Свою жизнь, человек становится живой душой, или жи­вым существом. Что происходит с человеком, когда он умирает? Говорит ли Библия о том, что душа возвра­щается к Богу? Нет. Тогда что же возвращается к Богу после смерти человека? Сознание? Нечто думающее и размышляющее? Какова истинная природа смерти че­ловека? Еккл.12:7 говорит нам о том, что происходит с комбинацией дыхания и тела, когда человек умирает:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух воз­вратится к Богу, Который дал его».

Тело возвращается в прах, когда человек умирает, а дух возвращается к Богу, Который дал его. Что это за дух, который возвра­щается к Богу? То же самое слово, которое в Еккл.12:7 звучит как «дух», в Быт.2:7 именуется «дыханием». Именно та жизнь, которую Бог первоначально вдохнул в человека, прежде всего, позволяет ему жить. В Библии нигде не говорится о том, что душа возвращается к Богу. Там говорится о том, что дух возвращается к Богу. Дух - это то же самое, что называется словом «дыхание».

Для того чтобы это утверждение стало совершенно очевидным, давайте обратимся к Иов.27:3. Для еврей­ской поэзии характерно упоминание о чем-либо в пер­вой фразе, а затем повторение или пояснение этого во второй. Наш текст гласит:

«Что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих».

Дыхание, ко­торое Бог вдыхает в человека, дает ему жизнь. Когда человек умирает, то дыхание, которое первоначально вдохнул в него Бог, возвращается к Богу. Пс.145:4 так гласит об этом:

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его».

Библия описывает смерть как бессознательный сон, который длится до воскресения, когда человек получа­ет бессмертие. Когда человек умирает, его дыхание возвращается к Богу, а его тело возвращается в прах земной. Он перестает быть живой душой или живой личностью. Прекращается процесс его мышления. То, что возвращается к Богу, не есть нечто живое, обладаю­щее сознанием отдельно от тела. Это просто дающее жизнь дыхание. Оно не было сознанием до того, как его вдохнули в человека, и не будет сознанием после того, как покинет человека. Бог говорит, что, когда человек умирает,

«в тот день исчезают все помышления его».

Таким образом, когда человек умирает, это просто покой, прекрасный сон. Мне хотелось бы, чтобы вы вос­принимали смерть, как покой в руках Иисуса.

Одна моя знакомая испытывала огромные страдания, видя, как ее мать, мучаясь от рака, похудела со 130 фун­тов до 85. Помимо боли от зрелища физической агонии ее матери, была и еще одна тягостная мысль. Она не могла отделаться от мысли о том, что ее мать ожидают неизвестной продолжительности страдания в чистилище. Тогда ее муж прочитал ей текст из Библии, освободив­ший ее разум от ужасного бремени страха. Открыв Биб­лию на Еккл.9:5, он прочел:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению».

И он про­должил чтение текстов 6 и 10:

«И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем... Все, что мо­жет рука твоя делать, по силам делай: потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышле­ния, ни знания, ни мудрости».

Когда Джим прочитал эти тексты своей жене, она поняла главную истину: поскольку ее мать была верна Иисусу, ее можно оставить отдыхать в Его руках. По­коиться - означает не помышлять, не думать, не чув­ствовать, не страдать где-то, а просто - покоиться. И что же потом? В другом тексте Библия гласит:

«Во мгновенье ока, при последней трубе... мертвые восста­нут нетленными».

Для этой несчастной женщины осозна­ние того, что ее матери предстоит не некое чистилище, а просто отдых в руках Иисуса, было огромным источ­ником мира и покоя.

Некоторые люди говорят, что дух покидает тело и возвращается после смерти, чтобы славить Господа. Библия не учит этому. К Богу возвращается жизненная сила, или та энергия, которая изначально была Богом дана. Библия также говорит о том, что те, кто умира­ют, никуда не отправляются, чтобы славить Господа. Пятьдесят три раза слово «смерть» в Библии отождествляется со словом «сон». Смерть - это просто отдых, который длится, как кажется, всего мгновение. В со­стоянии смерти нет осознания хода времени. Это спо­койный отдых в руках Иисуса, отдых, который продол­жается до воскрешения - до той минуты, когда «во мгновенье ока» мы увидим Христовы любящие объятия.

Поразмышляв об этом, вы придете к выводу, что, если бы жизнь после смерти, во что желают верить мно­гие христиане, была правдой, это вовсе не стало бы сча­стьем для наших умерших близких, это было бы при­скорбно. Есть христиане, которым нравится думать, что их умершие близкие смотрят на них, находящихся здесь, на земле. Если бы на земле все всегда было в порядке, это была бы прекрасная мысль. Но подумайте об умер­шей матери трех детей. Идет война, и двоих ее сыновей призывают. Один из них становится пилотом бомбарди­ровщика. Он летит над вражеской территорией, вражеские самолеты атакуют, и струя пуль хлещет по фюзе­ляжу. Кровь заливает его комбинезон, а самолет вспы­хивает и, кувыркаясь, летит к земле. Если бы то, во что желают верить многие христиане, было истиной, этой находящейся на небесах матери довелось бы увидеть ужас и агонию смерти своего сына, будучи при этом бессильной чем-либо помочь ему.

Подумайте о бабушке, чей внук лежит в больнице, страдая от лейкемии. Будут ли небеса для нее радостью? Разве не лучше состояние, о котором гласит Библия: смерть это отдых, который длится до того момента, ко­гда христианин, пробудившись, увидит лицо Иисуса.

Библия гласит в Пс.76:6:

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?»

Итак, Слово Божие говорит о том, что смерть - это лишь длящийся мгновения отдых до славного воскрешения, когда придет Иисус. И не потому ли мы ожидаем при­шествия Иисуса, что знаем: наши умершие близкие вос­соединятся с нами и вознесутся в облаках, чтобы на небесах встретить Иисуса? Ведь Писание утверждает, что мы встретим Иисуса все вместе.

Вот почему наши сердца жаждут пришествия Хри­ста. 1 Фес.4:13,14 дает нам прекрасный источник бодрости, провозглашая:

Мы твердо уверены - весть о том, что наши умершие близкие просто отдыхают, это добрая весть. Отдыхают, спят в руках Иисуса; не осознавая, не думая - просто покоятся. И главное, что они узнают после смерти, это то, что могилы раскрыты, и они восстанут со своих постелей и увидят Иисуса. Текст 17 говорит:

«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».

Окончание следует

Мы предпочитаем о ней вообще ничего не говорить, потому что слишком страшна. Когда умирает кто-то близкий, мы называем это описательно: «он ушел от нас…» И все-таки смерть – это единственное событие в жизни, которое происходит с каждым человеком без исключения. Что же говорит о ней Библия?

«День смерти лучше дня рождения»

Есть в книги Екклезиаста удивительные слова: «Имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня его рождения» (7:1). Екклезиаста, конечно, трудно назвать оптимистом, но это, кажется, слишком мрачно даже для него. В каком же это смысле следует понимать? По-видимому, речь здесь идет вот о чем. Новорожденный ребенок, словно драгоценное масло, существует пока только телесно и еще не имеет имени. Его потенциал, как и благовоние, может быть потрачен – или растрачен? – на очень разные цели, и может очень быстро улетучиться, как и аромат драгоценного масла. Но если в течение жизни человек приобретет себе доброе имя, в день смерти оно остается за ним навсегда.

Такое понимание присутствует и в традиционных толкованиях. Вот что пишут по этому поводу авторы талмудических трактатов «Шемот Рабба» и «Когелет Раба»: «Когда рождается человек, все радуются; когда он умирает, все плачут... Это подобно тому, как один корабль покидал гавань, а другой входил в нее. Уходящему кораблю радовались, а входящему никто не радовался. Там был один умный человек, и он сказал людям: “Я вижу, вы все перепутали. Нет причин радоваться уходящему кораблю, ибо никто и не знает, какова будет его участь, какие моря и бури встретит он на своем пути; но тому, кто возвращается в гавань, всем следует радоваться, так как он прибыл благополучно”.

Подобным образом, когда человек умирает, всем следовало бы радоваться и благодарить, что он покинул этот мир с добрым именем».

Раввинам вторит христианский богослов и переводчик, блаженный Иероним Стридонский : «“И день смерти лучше дня рождения” – это означает либо то, что лучше уйти из этого мира и избежать его страданий и ненадежной жизни, чем, войдя в этот мир, терпеливо сносить все эти тяготы, ведь когда мы умираем, наши дела известны, а когда рождаемся – неизвестны; либо же то, что рождение привязывает свободу души к телу, а смерть освобождает ее».

Современный читатель, который верит в бессмертие души, после некоторых размышлений, наверное, согласится с таким выводом: ведь он понимает как рождение в вечную жизнь, где праведник (или прощеный грешник) сможет, наконец, обрести всё то, чего ему не хватало в жизни временной. Но по-настоящему удивительными нам покажутся эти слова, если мы задумаемся: они были сказаны в обществе, где мало кто думал о загробном блаженстве.

В Ветхом Завете мы найдем только две ссылки, причем обе спорные и сомнительные, в которых можно при желании разглядеть указание на что-то хорошее за гробом. Одна – . Синодальный перевод гласит: «За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду" . Казалось бы, всё вполне ясно, но… современные ученые полагают, что это все-таки исправление писцов последующих времен, а изначально в тексте вместо слов «при смерти» стояло «в своей непорочности (имеет надежду)», то есть еще при жизни обретает благо. В еврейском тексте, вероятно две буквы поменялись местами и смысл переменился, такое порой происходит при переписывании рукописей – да и греческий текст, Септуагинта, здесь как раз говорит о праведности, а не о смерти.

Другое место – в книге Иова (19:25–26). Синодальный перевод и здесь вполне оптимистичен: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога». Но на самом деле оригинал здесь полно неясностей; достаточно сказать, что там стоит не «во плоти», а буквально «из плоти» или «вне плоти», и, по всей видимости, это значит, что плоти у Иова больше уже не будет. В моем переводе это место звучит так: «Я же знаю, что жив мой Заступник, Он – Последний – встанет над прахом! Даже когда спадет с меня кожа, лишаясь плоти, я увижу Бога».

Но даже если оба этих места действительно говорят о благой участи за гробом, никаких других им подобным мы просто не найдем. Но мы найдем в тех же Притчах, у того же Иова множество упоминаний смерти как страшного, окончательного, положенного всем нам предела, за которым не будет уже ни света, ни радости, ни спасения. Тот же Иов говорит: «Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего… Теснишь его до конца, и он уходит; изменяешь ему лице и отсылаешь его. В чести ли дети его – он не знает, унижены ли – он не замечает; но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (14:11–12, 20–22).

И все-таки в этой же книге мы встречаем удивительное, дерзновенное, пророческое слово о Шеоле – мире мертвых. На мой взгляд, эти строки стоят ближе к Голгофе и воскресению, чем всё остальное в Ветхом Завете. Я позволю себе процитировать их в собственном переводе:

Я тоскую по Шеолу, как по дому, и во тьме себе ложе готовлю,

я гроб зову своим отцом,

а червя – матерью и сестрой. Где же она, моя надежда?

Надежду мою – кто видел? Сойдет ли она к вратам Шеола?

Ляжет ли вместе со мной в землю? (17:13–16)

Да, сойдет, да, ляжет – готовы крикнуть мы Иову с высоты Нового Завета, но он-то об этом еще ничего не знает. Он готовится сойти туда безвозвратно, не ожидая там для себя ничего хорошего. Он умер «старцем, насытившись жизнью», он видел своих правнуков, и примерно то же самое говорится о других праведниках, но это только подчеркивает основную мысль Ветхого Завета: всё хорошее бывает здесь и сейчас, не жди никакого блага там. С одной стороны, до Голгофы, до искупления грехов всего человечества и в самом деле невозможно было говорить о рае. А с другой – может быть, так Господь приучал израильтян к верности Богу не ради загробных наград, а ради самой жизни с Богом уже здесь и сейчас?

Итак, для человека Ветхого Завета всё ценное и важное в жизни происходило здесь, на земле; но человек времен Нового Завета уже знал, что за гробом ему предстоит дать отчет в земной жизни и что дальнейшая его судьба будет зависеть от этого суда. Люди верили, что воскреснут «в последний день», когда завершится земная история и начнется что-то новое, непонятное, но прекрасное, о чем говорили пророки.

«Бог не сотворил смерти»

Но что говорит Библия о самом этом переходе, о смерти? Она появляется вместе с грехопадением; давая Адаму заповедь не есть от древа познания добра и зла, Господь предупреждает его: «в день, в который ты вкусишь от него, умрешь» (). Прочитав немного дальше, мы увидим, что Адам и Ева прожили не просто долго, а невероятно долго после того дня, когда нарушили заповедь. Видимо, предупреждение означало, что в тот день они станут подвластны смерти. Адам, рассказывает Бытие, прожил 930 лет, его сын Сиф – 912, а внук Енос – 905 лет. Сроки, конечно, немыслимые в нашем мире, и об их символическом значении уже было сказано в 9-й главе: по мере удаления от источника жизни, Бога, постепенно сокращается и срок земного существования.

Подробнее об этом рассуждает неканоническая книга Премудрости Соломона (1:13–16): «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.

Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». А в Новом Завете об этом рассуждает апостол Павел ():

«одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

Конечно, это может показаться несправедливым: лично я не грешил в Эдемском саду, почему я должен нести на себе наказание за тот грех? Ответить на это можно по- разному, хотя смысл все равно будет примерно один и тот же. Можно сказать, что всё человечество унаследовало от и Евы первородный грех (согласно православному веручению, свободен от него был только Христос; католики добавляют к Нему и Богоматерь Марию). Это не просто ответственность за что-то, произошедшее очень давно, но склонность ко греху, которая так или иначе проявляется в любом человеке. Дети матери-наркоманки рождаются уже с наркотической зависимостью, хотя ни разу не принимали наркотик, не говоря уже о весьма вероятных генетических сбоях; грех – самый страшный наркотик, привыкание к которому наступает при первом же употреблении.

А можно понять то же самое несколько иначе: в Адаме и Еве Библия поэтически изобразила первобытное человечество на каких-то очень ранних стадиях его развития, когда люди решили жить своим умом и отвернулись от Единого Бога. Мы все причастны этому человечеству, сказавшему Богу твердое «нет», потому что и мы в своей жизни периодически делаем то же самое.

«Сильна как смерть, любовь»

Казалось бы, если смерть – следствие греха и печать греховности на всем человечестве, то она есть безусловное зло, которое можно только проклинать. Но самая жизнерадостная книга Библии , Песнь Песней, как будто даже воспевает ее (8:6): «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность». Поэты последующих веков будут возражать: нет, любовь сильнее смерти, она ее побеждает, – но ведь библейский автор писал не о том, кто одерживает верх в поединке. Он просто сравнивал любовь с самым сильным, что только есть в этом мире после Бога, и не нашел ничего сильнее смерти.

Смерти, конечно, никто себе не желал и при возможности ее старался отвратить. Мы почти не находим в библейских книгах самоубийств. Для греко-римской античности, к примеру, способность человека покончить со своим бренным существованием была признаком мужества и духовной высоты. Совсем не то в Библии , там это поступок крайнего отчаяния: убивает себя раненый Саул, чтобы не попасть в плен к филистимлянам, которые надругаются над ним (); убивает себя мудрец Ахитофел, чей совет был впервые отвергнут правителем (). Об Иуде Искариоте и говорить нечего ().

Но к своей и чужой смерти люди библейских времен относились, кажется, гораздо спокойнее, чем мы. Пророк Валаам, глядя на израильский народ, благословляет его и неожиданно говорит: «Да умрет душа моя праведников, и да будет кончина моя, как их!» (). Как же это можно желать себе смерти? Нет, он просто знает, что смерти не избежать, и молится о том, какой именно он желает себе смерти: как у праведников. То самое спокойное завершение благого пути, о котором, по-видимому, говорил и Екклезиаст. Кстати, Валааму не было даровано то, чего он просил: этот «пророк по найму», принявший в свое время заказ проклясть израильтян, был ими убит вместе с мадиамскими царями (Ис ). О смерти – и своей, и чужой – в библейские времена говорили достаточно просто, как о чем-то естественном и обыденном, от нее не прятались, как принято теперь, когда и надгробные речи звучат порой так, словно произошла какая-то немыслимая случайность, которой никто не мог ожидать. Но вот как начинается последняя речь царя Давида, обращенная к его сыну и наследнику Соломону: «Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря: вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен и храни завет Господа Бога твоего» (). И Соломон не возражает, не говорит отцу, что тому еще жить да жить; он понимает, что в «путь всей земли» лучше уходить подготовленным, с ясным сознанием своей судьбы.

«Смерть, где твое жало?»

Но это, конечно, не значит, что люди смирились со . Да это, наверное, и невозможно. И в пророческих книгах речь то и дело заходит о чудесном времени, когда…

«не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел» ().

А может быть, случится нечто более удивительное – и смерти не станет совсем?

«уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (). Впрочем, с пророчествами всё непросто – и мы рассуждали об этом в 10-й главе, приводя пример из пророка Осии (13:14), слова которого цитирует в совершенно ином смысле апостол Павел (), а за ним и Иоанн Златоуст : «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Не может быть, чтобы Господь в одной и той же короткой фразе одновременно яростно угрожал израильтянам и давал им самые смелые надежды! Не может… только если мы сами следуем строгим законам формальной логики, где угроза и обещание – два разных и совершенно несовместимых понятия. Но разными бывают люди, времена, обстоятельства, и что звучало угрозой для одних, легко может стать обещанием для других.

Пророки не только говорили – они еще и действовали. Илия во время голода приходит к бедной вдове, ждущей неминуемой смерти вместе со своим сыном, и просит – точнее, приказывает – отдать ему последнюю порцию хлеба. Вдова повинуется, и пища чудесным образом умножается. Но ребенок все равно погибает спустя некоторое время, уже не от голода, а от внезапной болезни. Вдова бросает в лицо пророку горький упрек:

«Что тебе до нас, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего». Безо всякого высокого богословия эта женщина живо чувствовала связь между и грехом, правда, понимала она ее слишком прямолинейно: за свои грехи она расплатилась смертью сына. Пока рядом с ней не было пророка, всё было каким-то обыденным, серым, но его приход высветил и белое, и черное в ее жизни – и теперь за черное ее ждет страшная расплата. Такое уравнение построить очень просто, и множество людей с той поры так и объясняют болезни и смерти… Но Илия не соглашается – он обращает упрек уже к Господу: «Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее?» ()

Позднее подобное чудо сотворит Елисей (), и конечно, Христос (Лука 7:11– 17). «Бог посетил народ Свой» – говорят евреи, когда видят воскрешение сына вдовы в ничем не примечательном городке. Вряд ли они так быстро признали Христа Богом, почему же они так говорили? И почему вообще Христос воскресил этого юношу?

Понятно, что вдова, потерявшая сына, оставалась безо всяких средств к существованию, но ведь не один он умер тогда в Палестине, и ничего примечательного в этом городке и в этой семье, кажется, не было.

Где есть Бог, там нет смерти. Это как огонь и лёд: в одном и том же месте может быть только что-то одно из них, и если Христос встречается со , смерть отступает. То же самое мы видим в сцене воскрешения Лазаря (). Удивительная уверенность Марфы и Марии, который повторяют друг за другом: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» – как можно умирать в присутствии Господа, в самом деле? Но в этом чуде, предваряющем смерть и воскресение самого Христа, мы видим и другое. Мы видим его смирение перед смертью. Мы видим его таким слабым и смертным человеком, как, пожалуй, нигде в Евангелии; даже на Голгофе в Нем больше твердости и уверенности. А здесь, у могилы друга, Он по-человечески растерян: не знает, куда положили Лазаря, Он скорбит до слёз и даже возмущается, да и как не возмутиться всесилием смерти?

Эти проявления человеческой слабости во Христе заставляли немало потрудиться экзегетов. Но общий смысл, видимо, прост: так раскрывается полнота Его человеческой природы, немощной и ограниченной, как у нас, и непричастной только греху. Природы, подвластной смерти. Но именно такой человек и говорит Лазарю: «Выйди!» – и тот выходит из могилы, из Шеола, из царства теней. И после этого становится предельно ясно: Христа уже не оставят в живых; слишком сильному противнику бросил Он вызов.

«смертию смерть поправ». Как и в случае с Адамом и Евой грехопадение не означало немедленного умирания, так и здесь воскресение Христа не означало немедленного упразднения смерти. Но власть ее стала временной, относительной, конечной. «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» – так поет об этом в Великую Субботу.

Победить означало для Христа пройти через нее, пережить ее и превозмочь, чтобы даже на этом пути, в «долине смертной тени», мы не чувствовали себя брошенными и одинокими. Он уже побывал там, и там мы встретимся с Ним, чтобы Он вывел нас в вечность.

Состояние человека после смерти – вопрос, который во все времена привлекал своей загадочностью, в результате чего возникло множество разных теорий, которые так или иначе влияют на сознание людей, особенно в преклонном возрасте.

На сегодня наиболее распространенными являются следующие версии загробной участи. Одни, атеисты, под смертью подразумевают конец всего, поэтому предсмертное состояние у них отмечается особой агонией. Другие, также атеисты, но более прогрессивные, украдкой следят за деятельностью ученых типа организации "Клондайк" в надежде на то, что в будущем их "воскресят" научным способом. Третьи, сторонники восточных религий, рассчитывают на определенное перевоплощение в зависимости от результата оценки их жизни. Преобладают добрые поступки – попадут в следующей жизни в богатую семью, если же зле – придется отбывать наказание в образе животного. Именно по этой причине в Индии обыкновенная корова считается священной и неприкосновенной, ибо в ней индусы видят "неудачника" из прошлого, которому сейчас изрядно не повезло. Это теории, которые существуют за пределами христианства.

Конечно, позиция христиан по этому вопросу четко определена: мы верим, что есть воскресение, потому что Христос воскрес. В Священном Писании описывается случай, когда к Иисусу подошли саддукеи (рационалисты того времени, которые отвергали воскресение мертвых), с целью убедить Христа в том, что после смерти будущего нет, на что Он ответил так: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых" () В другом месте Иисус дает четкое заверение всем верующим: "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (). Итак, будущее есть, только относительно того, в какой именно момент происходит переход в другой мир, в христианстве на сегодня существуют три разных взгляда. Первый заключается в том, что сразу же после смерти происходит четкое разделение: хорошие – в рай, плохие – в ад. Второй предполагает еще существование так называемого чистилища, в которое попадают люди, которые оказались не столь хорошими, чтобы попасть в рай, но и не настолько плохими, чтобы оказаться в аду. В данном случае чистилище играет дисциплинарно-воспитательную роль. Сторонники третьего взгляда сравнивают смерть со сном, из которого Господь разбудит, то есть воскресит людей во время Второго Пришествия на нашу землю.

Чтобы определить, какой из этих взглядов является истинным, предлагаю обратиться к Священному Писанию: "Воля Пославшего, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (). Эти слова Иисуса побуждают задуматься над истинностью мгновенного распределения в рай или в ад. Ведь получается нонсенс – человек, скажем, находится уже долгое время в раю, и здесь ему нужно вернуться в гроб, чтобы воскреснуть во время Второго пришествия Христа. Для защиты гипотезы о мгновенном переселении и, в дальнейшем, вечном пребывании в раю или в аду, также используют притчу о богатом человеке и Лазаре (), где образно изображен диалог между Авраамом, который находился в раю, и богачем, который оказался в аду. Уже само наличие диалога является весомым аргументом в пользу того, что это притча и не более. Представим, например, каково было бы пребывание в раю матери, которая постоянно видит своего сына, пусть и непослушного, вечно умоляюще просящего у нее хотя бы каплю воды? В книге пророка Исаии написано: "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" ().

Кто внимательно исследует Библию, может заметить, что Бог в свое время раз и навсегда уничтожит грех и тех, кто его настолько полюбил, что стал единым целым с ним. "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей" (). Действие Бога в отношении греха и грешников можно сравнить с операцией врача-онколога, задачей которого является полная ликвидация злокачественной опухоли среди здоровых органов тела. Авторы Евангелий, описывая жизнь Иисуса Христа на земле, вспоминают факты, когда Иисус воскрешал людей. Предлагаю рассмотреть известный случай воскрешения Лазаря. "Лазарь, друг наш, уснул; – и иду разбудить его. "Ученики сказали Ему: "Как уснул, то, выздоровеет". О смерти его Иисус говорил, они думали, что о сне обыкновенном говорит. Тогда просто Иисус сказал им: "Умер Лазарь" () Христос, как видим, не сказал ученикам, что идет вызвать или отозвать Лазаря из рая, ада или чистилища, а просто пошел разбудить его со смертного сна. Важно отметить, что именно такое понимание состояния умерших существовало в библейские времена. Вот лишь несколько примеров. Патриарх Иов в свое время сказал: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его" (). Пророк Исаия:"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. " () В книге пророка Даниила, известной открытием предстоящих событий, указано:"И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" () В этом же разделе пророку Даниилу было сказано: "А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней" ().

Во времена Нового Завета продолжало существовать такое же понимание. Вот слова апостола Павла: "Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Сол. 4:16,17). Читая эти строки, у кого-то невольно возникнет логичный вопрос - где тогда находится душа человека во время смертного сна? Чтобы объективно ответить, предлагаю проанализировать начальный процесс создания Богом первых людей. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (). Оказывается, что душа в человеке есть только тогда, когда дыхание жизни, данное Богом, сочетается с телом. Мудрый Соломон в книге описывает смерть, как процесс, обратный творению: "И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его". При Втором Пришествии Иисуса Христа состоится процесс схож с начальным актом творения, и мы верим, что Бог силен дать жизнь мертвому телу, в каком бы состоянии оно не находилось.

А как же бессмертие души? Разве человек не владеет бессмертием? Внимательное изучение Библии открывает, что человек не имеет автономной бессмертной души. Подтверждение этому находим в . “И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”. Бог не позволил уже согрешившему человеку иметь доступ к древу жизни, дабы не увековечить грех. Возникает логический вопрос – кто из людей преодолел охрану Херувима и вкусил от древа жизни?

Итак, Библия раскрывает состояние умерших, как смертный сон. Именно такова позиция Священного Писания относительно данного вопроса. Честно говоря, эта позиция является не только истинной, но и достаточно гуманной. Когда мы вечером засыпаем, то не ощущаем течения времени, и следующим моментом, который мы сознательно воспринимаем, является наше пробуждение утром. Аналогичная ситуация и с состоянием умерших. Независимо от того, умер человек сегодня, или тысячу лет назад, следующим сознательным моментом для него после того, как перестало биться его сердце и прекратилось дыхание, будет воскресение во время пришествия Иисуса Христа на нашу землю, как и написано в Евангелии, что "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения" ().

Подводя итог, предлагаю рассмотреть еще одну библейскую историю – воскресение Иисуса Христа дочери старшего синагоги. Кстати, в этом отрывке гармонично сочетается все вышесказанное. "Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть" ().

Читайте также:

Что нас ждет после смерти? Есть ли жизнь после смерти? Что будет с нами после смерти? Куда мы попадем после смерти? Каждый из нас хотя бы раз в своей жизни задавал себе этот вопрос. Большинство из нас ответа на эти вопросы так и не нашло. Многи просто отмахиваются от этих мыслей. Ежедневная суета не оставляет нам времени на размышления, но время от времени вопрос возникает опять…

Мнения разделились. Одни уверены в том, что после смерти ничего нет, другие в реинкарнацию , третьи вообще не верят ни во что… И собственно не важно верите вы в жизнь после смерти или нет, то что должно будет случится с вами — сбудется, хотите вы этого или нет. И что с нами будет знает только Бог. Но уже сейчас, только от вас, от вашего образа жизни зависит где вы будете после смерти.

Само понятие смерти в христианстве делится на два этапа, первый — физическая смерть, (Иез 18:20 ) и вторая — абсолютная (Откр 20:12-15 ) . Смерть — возмездие за грехи (Рим 6:23 )

Рай. В Библии упоминаются три неба (2Кор 12:2 ) . А где же первые два и что за третье небо? Вероятно первое небо это не что иное, как атмосфера (Быт 1:20 ) , второе небо это космос (Быт 1:14-18 ) и наконец третье небо это престол Божий, духовный мир, (Пс 10:4 ; Пс 102:19 ; Деян 7:49-50 ) Рай… (2Кор 12:4 )

Ад . Упоминания данного места в Библии более чем предостаточно. Для перевода еврейского слова шеол русская Библия использует несколько слов: «ад» или «преисподняя», «гроб» и «могила». Читая тексты со словом «шеол», можно прийти к единственному выводу: это место как для грешников, так и для праведников, другими словами, — это место, где оказывается каждый умерший человек (Еккл 9:10 ; Ис 38:18 ; Иов 7:9-10 ) . В книгах Нового Завета мы видим ту же самую картину. Русская Библия употребляет слова «ад» и преисподняя» для перевода греческого «гадес» (Лк 10:15 ; Мф 16:18 ; Деян 2:31 ; 1Кор 15:55 ; Откр 1:18 ) . Новый Завет так же утверждает, что все умершие праведники и грешники, дейстивтельно, никаким образом не живы, но находятся в могилах (1Кор 15:23 ) . Таким образом, книги и , и утверждают, что любой умерший человек находится в шеоле = гадесе , проще говоря, лежит в могиле, зарыт в землю. И это состояние всех умерших будет продолжаться вплоть до того момента, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1Фесс 4:16 ) . В этот величайший момент истории Вселенной воскреснут умершие во Христе. Они воскреснут в новом, духовном теле. Прочитайте, как непостижимо и потрясающе будет это воскресение (1Кор 15:44-54 ) . Однако мёртвые грешники останутся лежать в земле и будут вызваны к смерти только через тысячу лет. Пожалуйста, будьте особо внимательны к словам: не воскрешение грешников, а оживление. Воскресить – значит, ввести в Вечную Жизнь, как воскресший Христос вошёл в Небо. А оживить – значит просто дать некоторую возможность дышать и думать. Основное указание на это действие Божие находится в 20-й главе книги «Откровение» (Откр 20:1-15 ) . Имено тогда разгорится огонь Ада, та самая геенна огненная, о которой говорил Иисус, где будет «плачь и скрежет зубов» (Мф 5:22,29 ; Мф 10:28 ; Мф 23:15-33 ; Мф 13:42,50 ; Мк 9:47 ; Ис 66:24 ). Все оживлённые в прежних своих телах грешники будут брошены в этот огонь, который будет гореть так же и в наказание дьяволу и его ангелам (Откр 19:20 ; Откр 20:10,15 ). И это смерть будет навечной.

Другое (до боли знакомое) более распространенное мнение о аде, это те самые «9 кругов ада» , «адские сковородки» , вобщем место в котором черти и бесы, свита сатаны мучает грешников до страшного суда. Более мягкий вариант, подобие «чистилища» . Микро-суд происходит после смерти на так называемых мытарства , после чего и решается участь души.

Не вяжется в отношении ада и мук только одно — сами мучения. Бог любит нас, Бог любит прощать, а не наказывать. Мы дороги ему (1Кор 6:20 ) . Часто слышны разговоры о жестокости Бога. В эти моменты многие забывают о том, кто нас искушает, кому выгодно, что бы Бог выглядел именно в таком свете. Никакие муки Богу удовольствия принести не могут. А понятие вечного ада придумано дьяволом, чтобы представить характер Бога в неверном свете.

Дорогие мои братья и сестры (после этих слов многое подумали о ) , подавляющее большинство из нас умеют читать, Библия написана не вчера, более того все с детства знают что такое хорошо и что такое плохо. Давайте не будем лукавить и искать лазейки, оправдывая наши поступки. Никакие доводы не оправдывают не угодные Богу деяния. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31 ) . Настоящий христианин не боится смерти.

Переселение душ, реинкарнация (греч. ρε-, «снова» + греч. ενσάρκωση, «воплощение»), метемпсихоз (греч. μετεμψύχωσις, «переселение душ») - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. Эту бессмертную сущность в различных традициях называют духом или душой, «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я»; в каждой жизни развивается новая личность индивидуума в физическом мире, но одновременно определённая часть «Я» индивидуума остаётся неизменной, переходя из тела в тело в череде перевоплощений. В ряде традиций существуют представления о том, что цепь перевоплощений имеет некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию. Представление о переселении душ присуще не только ряду религиозных систем, но встречается также в отрыве от какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении).
Слово «Ад» происходит от др.-греч. Ἅδης - Гадес (могила, место захоронения умерших) или Аид, слово, используемое в Септуагинте для передачи еврейского слова שאול, Шеол и усвоенное . Ад - в понимании некоторых религиозных деноминаций (традиционные христианские конфессии, зороастризм, ислам) - посмертное место наказания грешников. Как правило противопоставляется раю и ассоциируется с состоянием мучительного страдания.
Чисти́лище (пургаторий), согласно католическому вероучению, - место, где души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562. Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что даёт им впоследствии возможность попасть на небеса. Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (2Мак 12:43-45 ). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».
Воздушные мытарства - в Православии препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда. По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы - нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (список лжи на мытарстве лжи и т. п.), а ангелы - добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые - душа проходит к следующему испытанию. Если количество злых дел превышает добрые, и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.