Что такое пассионарность, или почему кому-то легко умирать. Пассионарная личность

Этнические системы являются одновременно:

Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

хотя и могут ими быть.

Этнические системы [ | ]

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос , этнос , субэтнос , конвиксия и консорция . Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Суперэтнос Самая крупная этническая система. Состоит из этносов . Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Этнос Этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом . Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером . Субэтнос , конвиксия и консорция части этноса , обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы , старообрядцы , казаки .

Этнические системы более высокого порядка обычно существуют дольше, чем системы более низкого. В частности, консорция может не пережить своих основателей.

Формы этнических контактов [ | ]

Не являются терминами и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел их в научный оборот социологии [ ]

Этнические антисистемы [ | ]

Не является термином и объектом изучения ПТЭ, хотя Лев Гумилев ввел этот термин в научный оборот философии [ ]

Критика пассионарной теории этногенеза [ | ]

Янов указывает, что Гумилёв подчёркивает приоритет нации (этноса) над личностью: «Этнос как система неизмеримо грандиознее человека», является противником культурных контактов между этносами, а свобода для Гумилева тождественна анархии: «Этнос может… при столкновении с иным этносом образовать химеру и тем самым вступить в „полосу свободы“ {при которой} возникает поведенческий синдром, сопровождаемый потребностью уничтожать природу и культуру…».

Теории «химер», «антисемитизм» [ | ]

Согласно Л. Н. Гумилеву,

…экзогамия, отнюдь не относящаяся к «социальным состояниям» и лежащая в иной плоскости, оказывается реальным деструктивным фактором при контакте на суперэтническом уровне. И даже в тех редких случаях, когда в зоне контакта появляется новый этнос, он поглощает, то есть уничтожает, оба прежних.

Это высказывание критикуют Ю. Бромлей и В. А. Шнирельман .

В.Шнирельман к тому же обвиняет Гумилёва в антисемитизме:

Хотя примеры «химерных образований» рассыпаны по всему тексту… он выбрал лишь один сюжет, связанный с так называемым «хазарским эпизодом». Однако в силу явной антисемитской направленности публикацию его пришлось отложить, и автор посвятил этому сюжету добрую половину своей выпущенной позднее специальной монографии по истории Древней Руси.

См. также [ | ]

Похожие труды [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Гумилев Л. Н. // Большая российская энциклопедия , т.8 М., 2007, с.155..
  2. Гумилёв Лев Николаевич в энциклопедии «Кругосвет »: «В последние годы существования СССР, когда учение Гумилева об этногенезе впервые стало объектом публичного обсуждения, вокруг неё сложилась парадоксальная атмосфера. … Все учёные отмечали, что несмотря на глобальность теории и её кажущуюся основательность (Гумилев заявлял, что его гипотеза есть результат обобщения истории более 40 этносов), в ней очень много допущений, никак не подтвержденных фактическими данными».
  3. http://antropogenez.ru/interview/717/
  4. В.Кореняко. К критике концепции Л. Н. Гумилева : «В России критиков Л. Н. Гумилева гораздо меньше, чем его почитателей. Западноевропейская и американская научная литература дает прямо противоположную картину».
  5. Дугин А. Г. Этносоциология. Учебно-методический комплекс для специальности № 020300 «Социология». М.: МГУ, 2010.
  6. http://penza-psychology.ru/fileadmin/user_upload/facults/psyhology/documents/пособие1.pdf
  7. И. С. Шишкин. Три статьи из газеты «Завтра»
  8. Кралюк П. Болезнь евразийства. Рефлексия русского самосознания в «альтернативной истории» . - «День», № 72, 19 апреля 2003 года.
  9. Антонов А. Фольк-хистори Архивировано 13 апреля 2003 года. . - anton2ov.spb.ru, 2003.

от фр. passion - страсть) - в концепции Льва Гумилева повышенная тяга к действию у людей, возникающая из-за специфической способности усваивать больше энергии, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Появляется в результате мутаций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАССИОНАРНОСТЬ

от лат.-страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. П., по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В. Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. На основе этой идеи Гумилев создал пассионарную теорию этногенеза, в центре которой представление об этносе как о биосферном, несоциальном феномене человеческого поведения. Пассионарные "толчки" порождают повышенную социальную активность, способствующую при определенных историко-географических условиях образованию новых этносов и этнических систем (суперэтносов). Энергия П. обеспечивает создание и существование в биосфере Земли всего многообразия этнических систем – природных коллективов людей с общим стереотипом поведения, на который накладывает отпечаток географическая среда, культурная традиция и этническое окружение. Пассионарная теория этногенеза развивает сформулированную Савицким и др. идеологами евразийства концепцию естественного братства русского народа с народами, проживающими на территории Евразии. Сегодня это находит воплощение в реализации инициативы и могучей воли президента Казахстана Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского Экономического Сообщества, других форм сотрудничества и взаимопомощи народов и государств Евразии.

Как вы думаете, многие ли из наших современников смогут ответить на вопрос о том, что такое пассионарность? Думается, что нет. А между тем это очень любопытное явление, о сути которого мы и поговорим в небольшой статье.

Что обозначает данный термин?

Данный термин, созданный Л. Н. Гумилевым, обозначал, что в истории человечества находятся люди, которые выделяются из общей массы своей неуемной жаждой деятельности и активного преобразования внешнего мира. Это как бы круг избранных людей, которые изменяют окружающую им жизнь.

Среди пассионариев много великих завоевателей и политических деятелей, есть поэты, литераторы, музыканты, деятелей искусства. Эти люди сознательно идут против традиций и норм поведения в обществе. Они несут новые знания, новую веру, новую идеологию, которая способна разрушить идеологию прежнюю.

По каким признакам человека можно назвать пассионарием?

Человек данного типа всегда выделяется смелостью своих взглядов и умением служить во благо обществу. Он как бы создает энергию для общественного развития, а не растрачивает ее, как это делают обычные потребители.

Таким образом, рассмотрев термин «пассионарность», значение которого исходит из теории этногенеза, можно сделать вывод о том, что люди этого типа, как правило, вступают в конфликт с обществом.

Они сознательно идут на этот конфликт, завершают его, собирают вокруг себя единомышленников и создают либо новое религиозное учение (как это сделал пророк Мухаммед), либо новый этнос (примеров этого огромное количество в истории человечества).

Научная концепция пассионарности

Фактически пассионарность можно рассматривать как свойство психики человека, настроенного на создание совершенно новых общественных отношений. Почему рождаются такие люди, автор теории этногенеза объясняет в своих многочисленных научных работах. Много книг посвятил своему открытию Л. Н. - это своеобразный ключ к пониманию его научной концепции.

Итак, ученый на основе методологического анализа различных источников, используя методы логики и синтеза, приходит к выводу о том, что любой этнос представляет собой не только социальное, но и биологическое явление. Этнос рождается, живет и умирает под воздействием внутренних и внешних обстоятельств. При этом каждый этнос устанавливает свои отношения с окружающей его средой. Кратко рассмотрим эти отношения, которые назовем характерологическими признаками его жизни.

Характерологические признаки жизни этноса: ландшафт

Концепция пассионарности предполагает, что важно изучать отношения этноса и окружающего ландшафта. Он может быть степным, равнинным, лесным, горным, приморским. В зависимости от его природных особенностей и формируются национальные черты того или иного народа и особенности его ментальности.

Горцы воинственны и сильны, они привыкли рассчитывать на себя и не формируют суперэтносы потому, что социальные связи в данном типе природы затруднены.

Приморцы открыты к контактам извне, они удачные завоеватели и покорители новых земель (к слову сказать, приморцы могут формировать суперэтносы).

Представители степи также стремятся к покорению народов, но они, как правило, ведут кочевой образ жизни, слабо владеют технологиями, поэтому их исторический век недолог.

Все эти этносы создаются пассионариями, которые готовы уйти от сложившегося образа жизни и уже понятного ландшафта для того, чтобы основать новый этнос смешанного ландшафтного типа.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое пассионарность, важно изучить проблему времени существования этносов.

Время жизни этноса по Л. Н. Гумилеву

Ученый полагал, что у каждого этноса есть свое историческое время. Он описывал эту фазу сроком от 1200 до 1500 лет. Также он предполагал, что любой этнос может последовательно переживать несколько периодов: подъем, фазу становления, возможно, фазу надлома, период застоя и фасу упадка и гибели.

К слову сказать, необязательно должен закончиться фазой гибели. Если этнос сможет найти в себе силы родить определенное количество людей пассионарного типа, то этнос может вновь вернуться к временам стабильности либо видоизмениться.

Что такое пассионарность: признаки рождения этноса в истории человечества

Последователи Гумилева выделяют в своих работах восемь признаков создания нового этноса. Кратко рассмотрим эти признаки:

  • Признак первый - наличие людей пассионарного склада. Это самый важный признак. Именно пассионарии закладывают основы новой идеологии, которая приводит членов сообщества к созданию прочной основы для нового этноса.
  • Признак второй - новый тип поведения. В данном случае речь идет о том, что этнос развивается в технологическом плане: кочевники усваивают оседлый образ жизни, жители приморских районов осваивают торговлю и земледелие.
  • Признак третий - миграция. Это явление позволяет этносу привнести свои ценности для других народов и людей, которые они могут постепенно сделать своими по духу.
  • Признак четвертый - демографический подъем. Все вышеперечисленное позволяет этносу достаточно быстро увеличиваться в количествах, что и приводит к тому, что сама пассионарность этноса увеличивается.
  • Признак пятый - создание системы общественных отношений. Это также важный шаг навстречу формированию нового этноса. Четкая система общественных взаимоотношений регламентирует социальные взаимосвязи и упрочняет власть пассионариев в данном этническом сообществе.
  • Признак шестой - активное государственное строительство. Именно государственность позволяет этносу благополучно существовать на протяжении столетий и даже тысячелетий.
  • Признак седьмой - пассионарность культуры. Наряду с государственностью начинает активно развиваться и культура, поддерживая существующую государственную модель управления.
  • Признак восьмой - наличие всего вышеперечисленного в динамике.

Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос о том, что такое пассионарность. Это психологическое качество избранных членов этноса, которые способны превратить свой народ в великий этнос, создать могущественную державу и навсегда оставить свой след в истории человечества.

Как-то часто, в самых разных местах и контекстах я слышу слово «пассионарий», и что-то мне подсказывает, что это не мода. Что-то в воздухе, что-то действительно есть и что-то действительно будет.

Растет напряжение ожидания. Увеличивается объем смелых, казалось бы, противоречащих здравому смыслу и инстинкту самосохранения проектов. Все чаще я встречаю людей, которые берутся за некоммерческое, но правильное, хорошее и по-настоящему интересное, говорят что-то странное о миссии, пути, предназначении, дарованном таланте…

Любопытственно все это. Более того – вдохновительно и заразительно. Да, в воздухе - вирус пассионарности ! Интересно, кто следующий?

И, кстати, каков же он – «пассионарный дух»?

Вообще, понятие пассионарности предложил в свое время Лев Николаевич Гумилев. И термин этот происходит от слова «passio» – страсть.

По сути, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения, нарушению инерции, потенциал к деятельности и прогрессу, необоримое внутренней стремление к деятельности, направленное на осуществление сверх-важной, удаленной, иррациональной цели. А пассионарий – это человек «энергоизбыточного» типа, активный, рисковый, увлеченный и даже одержимый, способный на жертвенное поведение ради достижения чего-то, что он считает ценным.

У кого-то (не помню кого) увидела фразу – «пассионарий – человек, которым движет антиинстинкт». Пассионарий не может жить спокойно, повседневными заботами без увлекающей и манящей цели – он склонен геройствовать и за ценой не постоит. Причем жертвовать будет не только собой, но и другими. Возможны также «перегибы» и «перегревы», когда пассионарность выходит из-под контроля разумной целесообразности и из силы созидательной превращается в разрушительную.Пожалуй, стоит добавить, что правильнее называть пассионариев не «ведущими», а «толкающими», «раскачивающими» и не всех вождей считать пассионариями.

Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много. Иными словами, это признак не только индивидуальный, но и популяционный. Люди, обладающие этим признаком, при благоприятных для себя условиях совершают (потому что не могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию традиции и создают нечто принципиально новое – в том числе инициируют новые этносы. Потому и существует понятие «социальной пассионарности».

До сих пор не ясно – является ли пассионарность наследуемым признаком, но известно, что она заразительна, так как вполне себе обычные люди, находящиеся в непосредственной близости от эпицентра, начинают себя вести себя так, как если бы они сами были пассионарными. При этом, отдалившись на достаточное расстояние, они вновь обретают свое обычное поведение. Этот феномен именуется «пассионарной индукцией» . И, в общем-то, довольно активно эксплуатируется. Например, в военном деле, когда несколько пассионариев способны своим примером и поведением поднять и зажечь целую армию.

Да, роль пассионариев в развитии и инициировании прорывов и переходов на новый уровень огромна, но вот число их в общей человекомассе всегда ничтожно. Да, и еще они обречены, так как безудержно сгорают или гибнут…

Основную же социальную часть формируют люди гармоничного типа (те, у кого импульс пассионарности и желание самосохранения уравновешены) – не сверхактивные, усмиряющие вспышки пассионарности, поддерживающие гомеостаз, воспроизводящие потомство, умножающие материальные ценности по уже созданным образцам, улучшающие качество жизни, уживчивые.

А в фазы застоя и регресса в великом множестве представлены «субпассионарии » - люди с недостаточной энергией (отрицательной пассионарностью) - инертные, не способные к созиданию, лишенные воображения, но умеющие служить за деньги, создающие и поддерживающие такие правила, которые ограждают их от угроз персональному комфорту, «получатели хлебного пайка и зрители цирковых представлений», проповедующие «жизнь для себя», бездумно спокойные и равнодушные…

Что еще к этому можно добавить?

Гумилев сформулировал закон, согласно которому совокупная «работа» выполненная народом (этносом) прямо пропорциональна «пассионарному напряжению» (количеству имеющейся в системе пассионарности, поделенной на общее количество народа). Естественно, есть разные стадии и степени выраженности пассионарного напряжения. Всего их семь:

  • фаза подъема – для которой характерен рост пассионарного напряжение
  • акроматическая фаза – стабилизации уровня пассионарного напряжения на наивысшем уровне
  • фаза надлома – или начала снижения пассионарного напряжения
  • инерционная фаза – неумолимое снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей
  • фаза обскурации (или даже деградации) – увеличение численности субпассионариев и снижения пассионарности ниже нулевого уровня
  • фаза регенерации – кратковременное восстановление пассионарности за счет немногих уцелевших на периферии системы пассионариев
  • реликтовая фаза –стабилизации пассионарного напряжения на предельно низком уровне и прозябание

На момент изложения мыслей (менее полувека назад) автор предполагал, что русский этнос находится в инерционной фазе – снижения пассионарного напряжения. С другой стороны – возможно кризисное усиление пассионарности.

Мда-а-а-а…но дело в том, что, как правило, последствием роста пассионарности социума является война или революция … Возможны ли иные способы снятия напряжения?

И вот тут начинается самое интересное! Высказываются идеи о возможности создания неких «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, в которых пассионарность могла бы расти и поддерживаться, не превращаясь во взрывоопасную силу!

Забавно. Люди с особыми ценностно-смысловыми установками как альтернативный источник энергии! Причем, управляемый. А почему бы и «да»?!

Только вот пока концепция пассионарности не принята никаким научным сообществом и, в общем-то, никто не экспериментировал. Но мне почему-то все это кажется весьма и весьма «вкусным». «Пассионарные реакторы», работающие в определенной социальной среде и постепенно трансформирующие общество – в общем, было бы неплохо попробовать.

Хотя о чем это я? Ведь все уже давным-давно происходит – выстраивается инфраструктура, привлекающая в себя носителей пассионарности. Бизнес-инкубаторы, сообщества, сети, клубы и движения единомышленников, обитающие на конкретных площадках или качующие из точки в точку, интересные региональные инициативы и проекты – все это своего рода социально-энергетические сгустки. Конечно, это пока еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через механизм индукции – заражения. Отсюда и появляется ощущение этого самого «пассионарного духа», концентрирующегося в определенных местах – «очагах пассионарности».

Получиться ли из всего этого со временем что-нибудь революционное или преобразования будут постепенными, покажет время… По мне революция предпочтительнее, хотя и длительная дистанция не испугает.

«Я всегда буду мечтать, и не перестану, пока не остановит пуля»,

Эрнесто Че Гевара

Пассионарная личность

В последние годы в самых разных местах можно услышать слово «пассионарий». Количество смелых проектов, которые кажутся противоречивыми здравому смыслу, постоянно увеличивается. Все чаще можно встретить людей, которые могут взяться за некоммерческое, но хорошее, правильное и по-настоящему интересное, которые говорят что-то странное о пути, предназначении и таланте…

Это любопытно и заразительно. Каков же он – «пассионарный дух»? Понятие пассионарности в свое время предложил Лев Николаевич Гумилев. Этот термин происходит от «passio» - страсть.

Пассионарность – это способность и стремление к перемене окружения, нарушение инерции, потенциал к прогрессу и деятельности, внутреннее стремление к деятельности, направленное на реализацию супер-важной, далекой, иррациональной цели.

Пассионарная личность – личность, человек «энергоизбыточного» типа, рисковый, активный, увлеченный до степени одержимости, который способен идти на жертвы ради достижения того, что он считает ценным.

Пассионарий не может спокойно жить повседневными заботами без манящей и увлекающей цели – он геройствует и за ценой не постоит. Причем может пожертвовать не только собой и своими интересами, но и другими. Возможны «перегибы», когда пассионарность выходит из под контроля целесообразности и из созидательной силы превращается в разрушительную.

Степени пассионарности могут быть разными, но для того, чтобы она была видима в истории, нужно много пассионариев. Другими словами, это не только индивидуальный признак, но и популяционный. Люди, обладающие данным признаком, в благоприятных условиях совершают поступки, которые в сумме меняют инерцию традиции и создают новое – например, инициируют новые этносы. Поэтому есть понятие «социальной пассионарности».

Передается ли пассионарность по наследству, еще не ясно, но то, что она заразительна, известно. Обычные люди, которые находятся в близости от эпицентра, начинают вести себя, как пассионарные. При этом, если человек отдалятся на определенное расстояние, то снова ведет себя, как обычно. Такой феномен называется «пассионарная индукция» и активно используется. В военном деле, например, когда несколько пассионариев своим примером зажигают и поднимают целую армию.

Роль пассионариев в инициировании и развитии переходов и прорывов огромна, но их число в общей человеческой массе ничтожно. Они обречены, они безудержно гибнут и сгорают.

Основную социальную массу образуют люди гармоничного типа (те, у которых желание самосохранения и импульс пассионарности уравновешены) – не сверхактивные, воспроизводящие потомство, которые умножают материальные ценности по существующим образцам, улучшают качество жизни, уживчивые.

А в фазы регресса и застоя представлены в большинстве «субпассионарии» - люди с недостатком энергии (с отрицательной пассионарностью) – они инертны, лишены воображения, не способны к созиданию, но умеют служить за деньги, создавать и поддерживать правила, ограждающие их от угроз личному комфорту, «зрители цирковых представлений и получатели хлеба», те, кто проповедует жизнь для себя, безумно равнодушные и спокойные…

Согласно закону, сформулированному Гумилевым, совокупная «работа», выполненная народом (этносом), находится в прямой пропорциональной зависимости «пассионарному напряжению». Есть различные степени и стадии пассионарного напряжения. Их всего семь: первая - фаза подъема – рост пассионарного напряжения; акроматическая фаза – стабилизация уровня напряжения на самом высоком уровне; фаза надлома – начало снижения пассионарного напряжения; затем инерционная фаза – неумолимое снижение напряжения, укрепление социальных институтов и государственной власти, накопление культурных и материальных ценностей; фаза обскурации (даже деградации) – рост численности субпассионариев и падение пассионарности ниже нулевого уровня; фаза регенерации – восстановление пассионарности на короткое время за счет уцелевших пассионариев на периферии системы; реликтовая фаза – установка пассионарного напряжения на самом низком уровне и прозябание.

Однако не нужно забывать, что следствием роста пассионарности социума может явиться война или революция.

Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов» - генераторов социальной энергии, где пассионарность может расти и поддерживаться, не становясь опасной.

Пока концепцию пассионарности не приняло ни одно научное сообщество, хотя никто и не экспериментировал. Но это может быть интересно. «Пассионарные реакторы», которые работают в определенной социальной среде и трансформируются в общество – можно было бы попробовать.

Но, может быть, уже все происходит – строится инфраструктура, которая привлекает в себя пассионариев. Сообщества, бизнес-инкубаторы, сети, движения единомышленников, клубы – это все социально-энергетические сгустки. Это еще не «реактор», но уже способ аккумулирования энергии, в том числе через индукцию – заражение. Вот от сюда и появляется ощущение самого «пассионарного духа», который концентрируется в определенных местах.

Время покажет, получится ли из этого через некоторое время что-нибудь революционное или это будут просто постепенные преобразования.