Что значит часть мощей. Что такое святые мощи и как совершается их раздробление

Принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.

Происхождение святых мощей

Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.

Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.

Почитание мощей

Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении праздников, посвященных обретению или перенесению того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.

Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.

Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.

Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.

О мощах истинно праведных христиан каждый православный слышал с детства, но что это такое, для чего и нужно ли для верующих знает далеко не каждый. Далее возникают вопросы, как к ним обращаться за помощью, и где хранятся мощи святых.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь - сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи - это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии .

Мощи - носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Как выглядят святые останки

По человеческим понятиям к останкам относится либо скелет умершего человека, либо его нетлеющее тело. Это глубокое заблуждение. Многие святые умерли мученической смертью, кого-то сожгли, и остался только пепел, а некоторых растерзали львы, не тронув только определенную часть тела.

Святые мощи - это разные части тела, кости или пепел.

Святые мощи

К святым останкам относятся и нетленные тела, самые узнаваемые из них:

  • Св. Луки и многие другие святые.
Важно! По нововведению седьмого века богослужение в храме можно проводить только там, где хранятся мощи святого, который незримо покровительствует храму и его прихожанам.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Нетленные тела - миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых . Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Мощи преподобного Александра Свирского.

Святая Матрона - одни из почитаемых в России останков

При жизни Матронушка, как ее ласково называют почитатели, была простой слепой крестьянкой, но очень любящей Бога. Жители окрестных мест заметили, что по молитвам Матроны происходят чудеса. Как говорится в поговорке, не зарастала к ней народная тропа. Не могла народная прорицательница отказать людям в молитве даже тогда, когда заболела, и помогала просящим до самой смерти.

Хранителем мощей св. Матроны стал Московский православный монастырь, куда по-прежнему съезжаются люди, чтобы попросить Матрону:

  • стать заступницей перед Богом в решении спорных вопросов;
  • даровать исцеление;
  • устроить бизнес;
  • освободить от проклятия бесплодия.

Часто приезжаю паломники с просьбами помочь найти что-то или кого-то, пропавших без вести людей.

Молитвы святой Матроне Московской:

Перед тем, как подойти к раке святой Матроны, люди должны пройти небольшое обучение. Нельзя подходить к святым мощам в верхней одежде, ее оставляют извне, вместе с другими вещами и сумками. Можно нести к святой покровительнице только цветы, ними укрыта вся рака.

Святая Матрона

Прочитав специальную молитву, нужно два раза перекреститься и столько же поклониться глубоким поклоном, руками касаясь земли, только после этого можно целовать священный ящик. После чего повторить обряд наложения креста и поклоны.

Молитва Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи.

Призри ныне милостивным твоим оком на нас, грешных, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши нас, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По свидетельству людей, побывавших у святой Матроны, ответ чувствуется сразу, если просящий уходит с миром, все будет хорошо. В случае тревоги на сердце, просьба отклонена по причине ненужности или не несущей добра.

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника , который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

  • Францию;
  • Италию;
  • Византию.

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность - мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин - В чем сила святых мощей?

С 21 мая у храма Христа Спасителя в Москве образовалась огромная очередь из желающих поклониться мощам Николая Чудотворца. В столице святыню уже посетили более 350 тысяч человек, а с 13 по 28 июля паломники смогут это сделать в Санкт-Петербурге. Туры иностранных святынь по стране РПЦ при поддержке православных меценатов устраивает каждый год. The Village разобрался, что признают мощами, сколько стоят самые дорогие святыни и где их можно купить в Москве.

Что такое мощи и как они «действуют»

Мощами называют останки людей, которые были официально признаны церковью святыми, то есть канонизированы. Святыней могут признать целые тела, десницы (кисти правой руки), пальцы, стопы или даже отдельные фрагменты тканей. Все эти «частицы святых», вне зависимости от их размера, почитаются церковью одинаково, хотя паломников и простых верующих больше привлекают крупные мощи. Христианская церковь канонизирует либо людей, о «чудесах» которых сохранились хотя бы два свидетельства, либо мучеников, подвергшихся гонениям за свою веру. По иным политическим, общественным или даже миссионерским причинам получить статус святого невозможно.

Как рассказал The Village руководитель паломнического центра св. апостола Фомы в Германии Тимофей Китнис, задача церкви здесь - «зафиксировать, что Бог действительно прославил человека». Для этого создается специальная комиссия, которая изучает биографию и собирает свидетельства чудесной помощи. Потом комиссия предлагает свои выводы на суд Архиерейского (православного, поместного. - Прим. ред.) или Вселенского (общехристианского. - Прим. ред.) собора. Последний совещается и принимает решение, в православии это называется «консенсус патрум», или «согласие отцов».

Хранятся и выставляются мощи в специальных емкостях - мощевиках, ковчегах или реликвариях. Обычно церковь предлагает верующим «приложиться», поцеловать или просто потрогать реликварий с мощами. Очередь к ним - необходимая часть паломничества, она символизирует лишения на пути к святыне. Подобный культ существует во всех христианских конфессиях, кроме протестантских . «Действие» мощей церковь объясняет не свойствами самих предметов, а волей святого, которому мощи принадлежат. «В почитании мощей нет ничего магического. С точки зрения церкви исцеление происходит из-за того, что человек обращается к тому или иному святому „с верой“, а не потому, что сам объект наделен какой-то силой. Мощи являются просто проводником силы святого духа, к которой обращается верующий», - объясняет Китнис.

Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку

Паломники часто выбирают мощи и реликвии исходя из того, в чем им требуется помощь. Адресные запросы у верующих возникают из-за того, что они знают сюжеты в жизни святых, когда последние являли чудо. Например, как у Сергия Радонежского просят успехов в учебе, после того как он сам чудесным образом стал успевать в школе. «На самом деле вы можете обратиться к любому святому с любой просьбой, церковь не признает тут какую-то специализацию святых», - подытоживает Тимофей Китнис.

Бизнес на мощах

Сейчас в московском храме Христа Спасителя выставлены мощи Николая Мирликийского, или Чудотворца, - одного из самых популярных святых в православной России. Известно, что патриарх Кирилл и папа римский Франциск договорились об этом туре во время исторической встречи в Гаване в 2016 году. Левое ребро Николая доставили из итальянского города Бари спецрейсом в Москву, где оно пробудет до 12 июля. После этого мощи перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до конца июля. Ежедневно святыню охраняет тысяча бойцов Росгвардии. Для принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Италии в Россию набрали волонтеров, своих людей привлекало движение «Православные добровольцы».

РПЦ не раскрывает, сколько стоит акция по привозу мощей и какие доходы она приносит. Бывший представитель патриархии Всеволод Чаплин после увольнения из Синодального отдела в 2015 году объявил «закрытость бюджета» главной проблемой Русской православной церкви. Сейчас пресс-секретарь патриарха Александр Волков назвал только имя самого крупного спонсора - владельца химического холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Телеканал «Дождь» заявляет , что Гурьев оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари последние четыре года. По данным «РБК», «поддержку» тура мощей Николая оказывал еще и фонд святителя Григория Богослова, которым руководят митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, и Вадим Якунин, глава фармкомпании «Протек». Еще около 3 миллионов рублей выделило правительство Москвы.

Андрей Кураев

протодиакон

На самом деле Гурьев новичок в паломническом бизнесе. С 2003 по 2013 год монополию на ввоз иностранных мощей сохранял Фонд Андрея Первозванного (ФАП) под руководством Владимира Якунина, экс-президента РЖД и члена дачного кооператива «Озеро». В списке реликвий, турне которых организовал ФАП, - мощи Андрея Первозванного, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары, Иоанна Крестителя, евангелиста апостола Луки и Александра Невского (его турне организовано при поддержке миллиардера Искандера Махмудова). Самыми массовыми стали турне «пояса Богородицы» в 2011 году , собравшее более 3 миллионов человек, и креста Андрея Первозванного в 2013-м , - миллион паломников. Миссионерская деятельность ФАП по привозу мощей резко прекратилась после публикации резонансного расследования Алексея Навального о семье Якунина. Кроме того, финансирование ФАП начало проходить через фонд целевого капитала «Истоки» (УК «РусФин»). Единственная православная акция, которую фонд Якунина оставил за собой, - ежегодное принесение в Москву благодатного огня из храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Уже в 2015 году крупные паломнические мероприятия поделили между собой два других влиятельных фонда. Привоз мощей Георгия Победоносца спонсировал Фонд великого князя Владимира, подконтрольный полковнику ФСБ Вячеславу Ротавчикову из спортивного общества «Динамо» (другие руководители общества - силовики и генералы спецслужб). Тур по России и Беларуси мощей князя Владимира устроил уже Фонд святителя Василия Великого, за которым стоит миллиардер Константин Малофеев. Он же через год привез в Москву и мощи святого Силуана Афонского. Именно благотворительные фонды Малофеева «РБК» связал с финансированием ополченцев на юго-востоке Украины.

Сейчас митрополит Иларион заявляет , что Россия 930 лет ждала приезда мощей Николая Чудотворца. В действительности фрагмент мощей из Бари был официально передан частному Фонду святителя Николая еще 2002 году преподобным отцом Джованни Матера. Более того, этот фонд в 2008–2010 годах уже устраивал широкий паломнический тур мощей по городам России. Однако спонсируется он не российскими православными меценатами, а компанией «Энерги Баден-Вюртемберг АГ» - третьим по величине энергетическим холдингом Германии.

Где найти мощи в Москве

Те же мощи Николая Чудотворца, по данным Rublev.com , можно найти еще в 26 храмах Москвы и области. Большинство из них пускают на поклонение к мощам ежедневно, бесплатно и без очередей. Однако, например, к мощам другой популярной святой - Матроны Московской в Покровском женском монастыре - и в обычный будний день придется простоять около двух-шести часов. В разных московских приходах РПЦ выставлены мощевики апостола Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Димитрия Донского, Сергия Радонежского и других.

The Village собрал на карте 10 наиболее популярных московских святынь, доступ к которым открыт для всех. Это далеко не все мощи, которые хранятся в городе: их больше в десятки раз.

Черный рынок мощей

В Сети объявления о продаже мощевиков и реликвариев доступны на десятках аукционов и сайтов, но церковь резко осуждает такой бизнес. Крупнейший торговец святынями в России - Алексей (alexbishop) - разместил на разных платформах суммарно более 500 лотов. Газете «Московский комсомолец» Алексей представился как «эксперт в области реликвий и мощей» Он заявил, что возит реликвии из Франции, Италии и Греции в Россию уже более 15 лет. Свой способ получения реликвий Алексей не раскрывает - «коммерческая тайна», встретиться с покупателем предлагает на станции метро «Китай-город». Цены зависят от древности предмета и значительности святого. Например, небольшой мощевик Николая Чудотворца можно купить за 65 тысяч рублей, а вот мощевик апостола Петра , с кардинальским сертификатом подлинности 1777 года, уже за 255 тысяч рублей. Один из самых дорогих лотов - реликварий-календарь , содержащий в себе частицы мощей 365 святых и мучеников, за 365 тысяч рублей (то есть по цене тысяча за святого).

Впрочем, 26 мая модераторы площадки Avito.ru заблокировали и удалили с сайта все лоты с мощами (скриншоты с аукциона доступны ). Представители сервиса The Village, что на объявления поступало много жалоб, а проверка администрацией «выявила нарушения пользовательского соглашения». Через два дня все лоты были временно заблокированы и на другом аккаунте Алексея, на портале коллекционеров Au.ru - формальной причиной указан «отпуск продавца».

Конечно, подлинность мощей до покупки проверить невозможно. Подделка реликвий - чрезвычайно распространенное явление. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев в интервью изданию «Православие и мир» рассказал о четырех мастерах подделки, известных лично ему. К примеру, некто Маркус из Штутгарта имитирует оттиски печатей епископа на современных пробирках-мощевиках, подписывая содержимое именами святых. Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями, которые часто невозможно идентифицировать. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку, заявляя, что ранее выкупил имущество одного католического монастыря.

Информация о мощах, которые дублируют друг друга в разных епархиях, возникает постоянно. Наиболее крупное исследование провел французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 году, когда он насчитал 11 найденных указательных пальцев Иоанна Крестителя, три целых туловища пророка Исайи, 8 черепов и 12 рук и ног апостола Филиппа. В 2007 году пресс-секретарь Московской патриархии заявлял , что голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе РПЦ, хотя греческие православные считают подлинной свою голову Златоуста, на Афоне. Точно так же «подлинный» череп Андрея Первозванного есть и в Италии, и в Греции.

Мощи в законе

После окончания экспедиции левое ребро Николая Чудотворца вернется в итальянский город Бари. Формально мощи святого принадлежат доминиканскому монашескому ордену католической церкви. Именно орден дает разрешение на все манипуляции с останками. Конечный владелец всего церковного имущества - папа римский. Но это не значит, что мощи могут принадлежать только церковным организациям.

Как рассказывает руководитель европейского паломнического центра Тимофей Китнис, в том же Бари есть семьи, которые когда-то получили в знак высшей благодарности мельчайшую частицу мощей. «Естественно, законы о захоронении, об обращении с останками не действовали в XI веке. До сих пор к ним относятся именно как к святыням вроде икон, а не как к простым костям». При транспортировке от повреждения страхуют целиком весь опечатанный реликварий, в котором перевозят мощи, - юридически границу они тоже проходят именно как «ковчег с мощами», а не как останки в отдельности.

Самый громкий скандал , касающийся собственника мощей, подняла в 2013 году Суздальская православная церковь, не входящая в епархию РПЦ и не подчиняющаяся федеральной структуре. Приставы силой изъяли у Русской православной автономной церкви (РПАЦ) мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые до раскола принадлежали Российской Федерации. Отец Валентин попытался вернуть их через суд, настаивая на историческом значении мощей для Иверского храма. Но в 2014 году областной суд все-таки принял сторону Росимущества , а последнее передало останки РПЦ. С точки зрения закона мощи никак не отличаются от любых других материальных предметов, для них не прописаны особые условия хранения или перевозки.

Евгений Корчаго

председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»

«Вопрос о юридическом статусе святых мощей поднимался в 2014 году, тогда дело дошло даже до Конституционного суда. Заявитель оспаривал возможность отнесения мощей к объектам гражданских прав, предусмотренных именно статьей 128 Гражданского кодекса РФ. В итоге суд не согласился с жалобой на неконституционность статьи. При этом судья Гадис Гаджиев указал в особом мнении, что правовой режим использования мощей должен регулироваться отдельно. Однако до сих пор изменений в закон никто не вносил.

Сейчас конкретных положений, которые бы говорили о правовом статусе мощей, нет. Есть только практика, и там они выступают в роли совершенно обычных объектов гражданских прав. Все споры вокруг мощей обычно относятся к разряду религиозных. Законодатель и ведомства стараются не заходить на эту территорию».

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Сказано: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все ». Также видно, что тело святого оказалось подвержено тлению - земли предадеся , а оставшиеся кости именуются святыми мощами, но при этом сообщается, что мощи его целы все .

Нетленность мощей

Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые также именовались святыми мощами. Так Иероним Блаженный писал что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла - в виде костей. Особенно это касается останков древних святых в большинстве своем принявших мученическую смерть, часто состоящую в сожжении и растерзании зверями . Хотя, как отмечает профессор Е. Е. Голубинский , составители житий святых об обретении их мощей позволяли себе свободу в показаниях относительно состояния мощей.

Исследователи отмечают, что «…на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (например, в летописи 1472 года о вскрытии гробов московских митрополитов в Успенском соборе сказано таким образом: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины мощи» ).

Факт нетления мощей стал оказывать влияние на решение вопроса о канонизации святых в относительно позднюю эпоху, особенно в Русской церкви. Профессор И. В. Попов так пишет о нетлении мощей:

И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью . Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти . Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным , мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека , тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.

Во время процесса канонизации даже при обнаружении нетленного тела большее внимание придаётся факту наличия чудотворений по молитвам к подвижнику: при их отсутствии канонизация не совершается.

Если мощи какого-либо святого не подверглись гниению и тлению , это воспринимается как особое чудо и способствует росту почитания данного святого (о нетлении мощей святых бывают отдельные упоминания в их акафистах). Для поддержания внешнего вида мощей могут использоваться различные средства (например, воскомастика - специальный состав, которым покрываются мощи, а особенно их частицы при положении в мощевиках ; при освящении храмов мощи помазывают миром ; ранее в России существовал обычай омовения мощей), что расценивается критиками почитания мощей как мошенничество.

Почитание

Мощи в Ветхом Завете

И взглянул Иосия и увидел могилы, которые были там на горе, и послал и взял кости из могил, и сжег на жертвеннике, и осквернил его по слову Господню, которое провозгласил человек Божий, предрекший события сии. И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его . И сохранили кости его и кости пророка , который приходил из Самарии.

История почитания мощей

Процессия с мощами святого Доната

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников , а места погребения их становились святилищами , где отправлялось христианское богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа ». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.

Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви » о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа » и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни ». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти. Однако в конце III - начале IV веков встречаются критические отзывы о почитании мощей со стороны ряда священнослужителей, называвших такую практику уступкой языческим нравам. Первое решение церковного собора в отношении почитания мощей вынес Карфагенский собор ( -419 годы). Он в своих правилах установил, что все алтари, воздвигнутые в память мучеников «по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей » и «при которых не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических » должны быть разрушены, чтобы «правомыслящие к таковым местам не привязывались никаким суеверием ». Также Собор постановил совершать память мучеников там, где «есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от верной древности переданному, их жилище, или стяжание, или место страдания ».

Влахернская икона (написана с использованием мастики с частицами мощей)

Помимо собственно мощей почитались также так называемые контактные реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, брандеум , миро, орудия мученичества и другие объекты. Реликвии также могли создаваться путём соприкосновения с могилой святого или другими контактными реликвиями. . Мощи начинают подмешивать в краски или мастику для написания икон. Такой воскомастикой была написана Влахернская икона , почитавшаяся в Константинополе как защитница города и византийских императоров, а после перенесения в Москву в 1653 году стала одной из главных русских святынь.

Мощи святых являлись ценным имуществом, служившим подчас поводом к конфликту. К примеру, останки святого Марка , хранящиеся в Венеции , были, как повествует церковное предание, выкрадены тремя венецианскими купцами из Александрии в раннее Средневековье. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов. Аналогичны истории с перенесением мощей святителя Николая из города Миры в Бари в 1087 году (в честь перенесения Русской православной церковью установлено празднование 22 мая (9 мая по старому стилю)) и святителя Спиридона из Константинополя на остров Корфу в 1456 году . Перенесение мощей, как и любых реликвий, в христианском мировоззрении имеет важное сакральное значение - оно знаменует распространение святости и тем самым повышает статус храма , в котором находятся реликвии.

В эпоху средних веков и нового времени местонахождение особо чтимых мощей было особенно важным для распределения числа пилигримов , пересекавших Европу из края в край с целью поклонения святыням. Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова , которая вела в Сантьяго-де-Компостела , где упокоился апостол . Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги , которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром . Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба , в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.

Святые отцы о почитании мощей

Литургическое значение мощей

Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю », литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором , определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою ».

Формы хранения мощей

Рака святой Бригитты Шведской

«Под спудом» - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощи помещались и в мелкие предметы декоративно-прикладного искусства: например, у некоторых архиереев в панагию , крест или перстень вложена частица мощей того или иного святого. Святые реликвии усиливали в глазах средневековых людей эффективность оружия. К примеру, рукоять Дюрандали - меча эпического героя Роланда , также была мощехранилищем. Она вмещала, как гласит «Песнь о Роланде », кровь святого Василия, нетленный зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского , божия человека, обрывок ризы Приснодевы Марии . После того как рыцарь погиб, его сюзерен бросил лезвие меча в реку, чтобы оно не досталось больше никому, а вот рукоять забрал с собой.

Благочестивое отношение к мощам выразилось в сугубо русской традиции их ежегодного омовения после часов Великой Пятницы . В соборах Московского Кремля этот чин продолжал совершаться вплоть до революции 1917 года . Чин омовения мощей заключался в том, что на середину храма заблаговременно выносились все имеющиеся в храме или монастыре мощи; освящалась вода и ею омывались мощи. После окончании обряда воду, оставшуюся от омовения мощей, как великую святыню раздавали священнослужителям и знатным лицам, а верующие, присутствующие в храме, окроплялись ею.

Разделение мощей

По учению церкви, при отделении частицы от мощей благодать не уменьшается и частица является таким же сосудом Святого Духа, что и целые мощи. Разделение мощей изначально было вызвано необходимостью их положения в новые храмы для совершения на них литургии . Практика отделения от мощей частиц была уже развитой к V веку .

Иоанн Златоуст так писал о разделении мощей на части:

Частица мощей святой Пусинны

Тем не менее, разделение мощей привело к появлению большого числа фальсифицированных реликвий. Например, десницу Иоанна Крестителя показывают сразу в Черногории , Турции и коптском монастыре святого Макария.

В западной церкви восточный обычай разделения мощей не был распространён до VIII века . Причиной его внедрения в церковную жизнь стало ограждение мощей от разграбления варварами. Так в Риме впервые гробы с мощами мучеников были открыты и мощи внесены внутрь городских стен в 537 году при осаде города Витигесом .

Стоит отметить, что с обычаем разделения мощей были согласны не все священнослужители: после смерти св. Франциска Ассизского его ближайшие последователи и друзья францисканцы похоронили его в крипте в нижнем ярусе церкви в Ассизи , замуровав вход, чтобы воспрепятствовать разделению тела своего друга и распространению его останков по Европе. Эта крипта была обнаружена только 400 лет спустя, в 1818 году .

Критика почитания мощей

Почитание мощей среди христиан отрицается протестантами , толстовцами , а также исчезнувшей сектой богомилов .

В Россию значительное число мощей было привезено греческим духовенством в XVII в. В их числе были и подделки . В Русской церкви факт тленности мощей был использован как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской в 1677 году : при осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению. Однако несмотря на это её почитание как святой было восстановлено в 1909 году .

Существует точка зрения (свойственная, в частности, сторонникам материализма), что сведения о чудесах, совершенных мощами, которые могли быть ложными, или какие-либо сообщения об исцелениях и т. п., следует рассматривать в том же русле критики, что и всю концепцию религиозного культа.

Вскрытие мощей в России

Вскрытие мощей сопровождалось фото и киносъёмкой, в ряде случаев имело место грубое кощунство со стороны членов комиссий (при вскрытии мощей преподобного Саввы Звенигородского один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп святого). Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно (например, 29 марта 1922 года из Донского монастыря была разобрана и изъята многопудовая серебряная рака святителя Алексия Московского ). Мощи, как артефакты , затем помещались под стеклянные витрины различных музеев, как правило, музеев атеизма или местных краеведческих музеев. А мощи святителя Иоасафа Белгородского , изъятые в 1921 году , были отправлены в Москву в анатомический музей Наркомздрава, для ознакомления населения с феноменом тела, прекрасно сохранившегося с середины XVIII века , что объясняется действием климатических условий места его погребения. Только в период 1919-1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.

Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова , который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты. Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем . Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.

См. также

  • Почитание и канонизация преподобного Серафима Саровского

Сноски и источники

  1. Остров П. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  2. Преподобный Иустин (Попович) . Святые мощи . // Портал Слово
  3. Мощи // Фасмер М. Этимологический словарь русского языка
  4. Попов И. В. О почитании святых мощей // Журнал Московской Патриархии . - 1997. - № 1.
  5. Братья Стругацкие .
  6. Огарков В. В. Алексей Кольцов. Его жизнь и литературная деятельность
  7. По отношению к останкам святых в богослужебных текстах слово мощи используется и без эпитетов честные или святые .
  8. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук . - СПб., 1836. - Т. IV. - С. 156
  9. Толстой Л. Н. Исследование догматического богословия (глава 17) // Полное собрание сочинений в 90 томах, академическое юбилейное издание, том 23, произведения 1879-1884. - С. 60-303 .
  10. Голубинский Е. Е. Богословский вестник , 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 74
  11. Голубинский Е. Е. . - М., 1903. - С. 35
  12. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви . М., 1903. - С. 297-298
  13. Собрание русских летописей. - Т. VI. - С. 195
  14. Лисовой Н. Н. Мощи - от слова «мощь» // Нескучный сад, 30.10.2006. - №6 (23)
  15. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97
  16. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 95
  17. Илья Басин И. Миф мощей преподобного Серафима Саровского // Богословие. Культура. Образование. - М., 1997. - Т. 2. - Вып. 3. - С. 385
  18. Протоиерей Пётр Иванов (д.и.н. , в.н.с. )К 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского // Московские епархиальные ведомости, 2003. - № 4-5
  19. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей . - Киев, 1913. - С. 272
  20. Мощи // В. М. Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  21. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник . - 1894. - Т. 4. - № 10. - С. 97-98
  22. Th. Ruinarti, monachi benedictini, Acta sanctorum sincera, 1, 48
  23. Житие святого Вонифатия
  24. Петренко В. И. Богословие икон. Протестантская точка зрения . - С-Пб., 2000. - C. 46 .
  25. Святоотеческая хрестоматия / Сост. протоиерей Николай Благоразумов. - М., 2001. - С. 58 .