Где находилась римская империя. Становление и расцвет римской империи

Римская империя (древний Рим) оставила нетленный след во всех европейских землях, куда только ступали его победоносные легионы. Каменная вязь римской архитектуры сохранилась и по сей день: стены, защищавшие граждан, по которым двигались войска, акведуки, доставлявшие горожанам свежую воду, и мосты, переброшенные через бурные реки. Как будто всего этого было недостаточно, легионеры возводили все новые и новые сооружения - даже когда границы империи начали отступать. В эпоху Адриана , когда Рим куда больше был озабочен сплочением земель, нежели новыми завоеваниями, невостребованная боевая удаль воинов, надолго оторванных от дома и семьи, была мудро направлена в другое созидательное - русло. В каком-то смысле вся европейская обязана своим рождением именно римским строителям, внедрившим множество новшеств и в самом Риме, и за его пределами. Важнейшими достижениями градостроительства, имевшего целью общественное благо, стали канализация и водопроводы, создававшие здоровые условия жизни и способствовавшие увеличению населения и росту самих городов. Но все это было бы невозможно, если бы римляне не изобрели бетон и не начали использовать арку в качестве основного архитектурного элемента. Именно эти два новшества разнесла римская армия по всей империи.

Так как каменные арки выдерживали огромный вес и их можно было строить очень высокими - иногда по два-три яруса,- инженеры, трудившиеся в провинциях, без труда одолевали любые реки и ущелья и добирались до самых дальних краев, оставляя позади себя прочные мосты и мощные водопроводы (акведуки). Подобно многим другим сооружениям, построенным с помощью римских войск, мост в испанском городе Сеговии, по которому проходит водопровод, имеет гигантские размеры: 27,5 м в высоту и около 823 м в длину. Необычайно высокие и стройные столбы, сложенные из грубо обтесанных и ничем не скрепленных гранитных глыб, и 128 изящных арок оставляют впечатление не только небывалой мощи, но и имперской самоуверенности. Это чудо инженерного искусства, построенное около 100 т. и. э., стойко выдержало испытание временем: еще недавно мост служил системе водоснабжения Сеговии.

Как все начиналось?

Ранние поселения на месте будущего города Рима возникли на Апеннинском полуострове, в долине реки Тибр, в начале I тысячелетия до н. э. По преданию, римляне происходят от троянских беженцев, основавших в Италии город Альба-Лонгу. Сам же Рим, по легенде, был заложен Ромулом, внуком царя Альба-Лонги, в 753 г. до н. э. Как и в греческих полисах, в ранний период истории Рима им управляли цари, пользовавшиеся фактически такой властью, как и греческие. При царе тиране Тарквинии Гордом произошло народное восстание, в ходе которого царская власть была уничтожена и Рим превратился в аристократическую республику. Её население чётко делилось на две группы - привилегированное сословие патрициев и обладавшее значительно меньшими правами сословие плебеев. Патрицием считался член древнейшего римского рода, только из патрициев избирался сенат (главный правительственный орган). Значительную часть ранней его истории составляет борьба плебеев за расширение своих прав и превращение членов их сословия в полноправных римских граждан.

Древний Рим отличался от греческих городов-государств, поскольку находился в совершенно других географических условиях - единый Апеннинский полуостров с обширными равнинами. Поэтому начиная с самого раннего периода его истории его граждане были вынуждены соперничать и бороться с соседними италийскими племенами. Побеждённые народы подчинялись этой великой империи либо на правах союзников, либо просто включались в состав республики, причём покорённое население не получало прав римских граждан, нередко обращаясь в рабов. Наиболее сильными противниками Рима в IV в. до н. э. были этруски и самниты, а также отдельные греческие колонии на юге Италии (Великая Греция). И всё же, несмотря на то что римляне часто враждовали с греческими колонистами, более развитая эллинская культура оказывала заметное воздействие на культуру римлян. Дошло до того, что древнеримские божества стали отождествляться с их греческими аналогами: Юпитер - с Зевсом, Марс - с Аресом, Венера - с Афродитой и т. д.

Войны Римской империи

Самым напряжённым моментом в противостоянии римлян с южно-италийцами и греками стала война 280-272 гг. до н. э., когда в ход боевых действий вмешался Пирр, царь государства Эпир, находившегося на Балканах. В конце концов, Пирр и его союзники были разбиты, а к 265 г. до н. э. Римская республика объединила под своей властью всю Центральную и Южную Италию.

Продолжая войны с греческими колонистами, римляне столкнулись на Сицилии с Карфагенской (Пунической) державой. В 265 г. до н. э. начались так называемые Пунические войны, продолжавшиеся вплоть до 146 г. до н. э., почти 120 лет. Вначале римляне вели боевые действия против греческих колоний на востоке Сицилии, в первую очередь против самой крупной из них - города Сиракузы. Затем начались захваты уже карфагенских земель на востоке острова, приведшие к тому, что карфагеняне, обладавшие сильным флотом, атаковали римлян. После первых поражений римлянам удалось создать свой собственный флот и разгромить карфагенские суда в битве у Эгатских островов. Был подписан мир, согласно которому в 241 г. до н. э. вся Сицилия, считавшаяся житницей Западного Средиземноморья, стала собственностью Римской республики.

Недовольство карфагенян результатами Первой Пунической войны , а также постепенное проникновение римлян на территорию Иберийского полуострова, которым владел Карфаген, привели ко второму военному столкновению между державами. В 219 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал Барки захватил испанский город Сагунт, союзника римлян, затем прошёл через Южную Галлию и, преодолев Альпы, вторгся на территорию собственно Римской республики. Ганнибала поддержала часть италийских племён, недовольных владычеством Рима. В 216 г. до н. э. в Апулии, в кровопролитном сражении у Канн, Ганнибал окружил и почти полностью уничтожил римскую армию, которой командовали Гай Теренций Варрон и Эмилий Павел. Однако взять сильно укреплённый город Ганнибал не смог и в итоге был вынужден покинуть Апеннинский полуостров.

Война была перенесена на север Африки, где находились Карфаген и другие поселения пунийцев. В 202 г. до н. э. римский полководец Сципион разгромил армию Ганнибала у городка Зама, южнее Карфагена, после чего был подписан мир на условиях, продиктованных римлянами. Карфагеняне лишались всех своих владений вне Африки, были обязаны передать римлянам все военные суда и боевых слонов. Победив во Второй Пунической войне, Римская республика стала самым могущественным государством в Западном Средиземноморье. Третья Пуническая война, проходившая с 149 по 146 г. до н. э., свелась к добиванию уже поверженного противника. Весной 14б г. до н. э. Карфаген был взят и разрушен, а его жители .

Оборонительные стены Римской империи

Рельеф с колонны Траяна изображает сцену (см. слева) из времен дакийских войн; легионеры (они без шлемов) сооружают из прямоугольных кусков дерна походный лагерь. Когда римские воины оказывались во вражеских землях, строительство таких укреплении было обычным делом.

«Страх породил красоту, и древний Рим дивным образом преобразился, изменив прежнюю - мирную - политику и начав спешно возводить башни, так что вскоре все семь его холмов засверкали бронею непрерывной стены» - так писал один римлянин о мощных укреплениях, сооруженных вокруг Рима в 275 г. для защиты от готов. По примеру столицы крупные города по всей Римской империи, многие из которых давно «перешагнули» пределы прежних стен, поспешили укрепить свои оборонительные рубежи.

Возведение городских стен было чрезвычайно трудоемкой работой. Обычно вокруг поселения прорывали два глубоких рва, а между ними нагромождали высокий земляной вал. Он служил своего рода прослойкой между двумя концентрическими стенами. Внешняя стена уходила в землю на 9 м , чтобы враг не мог сделать подкоп, а наверху была снабжена широкой дорогой для дозорных. Внутренняя стена поднималась еще на несколько метров, чтобы затруднить обстрел города. Такие укрепления почти не поддавались разрушению: их толщина достигала 6 м , а каменные глыбы были пригнаны друг к другу металлическими скобами - для большей прочности.

Когда были завершены стены, можно было приступать к возведению ворот. Над проемом в стене сооружалась временная деревянная арка - опалубка. Поверх нее искусные каменщики, двигаясь с обеих сторон к середине, клали клинообразные плиты, образуя изгиб свода. Когда был вложен последний - замковый, или ключевой,- камень, опалубку убирали, а рядом с первой аркой принимались строить вторую. И так до тех пор, пока весь проход в город не оказывался под полукруглой крышей - Коробовым сводом.

Сторожевые посты на воротах, охранявшие покой города, часто представляли собой настоящие маленькие крепости: там имелись воинские казармы, запасы оружия и продовольствия. В Германии прекрасно сохранилась так называемая (см. внизу). На ее нижних лажах вместо окон были бойницы, а с обеих сторон высились круглые башни - что-бы удобнее было вести обстрел неприятеля. Во время осады на ворота опускалась мощная решетка.

Стена, построенная в III веке вокруг Рима (19 км в длину, 3,5 м в толщину и 18 м в высоту), насчитывала 381 башню и 18 ворот с опускающимися решетками. Стену постоянно подновляли и укрепляли, так что она прослужила Городу вплоть до XIX века, то есть до усовершенствования артиллерии. Две трети этой стены стоят и поныне.

Величественная Порта Нигра (то есть Черные ворота), вздымающаяся на 30 м в высоту, олицетворяет мощь имперского Рима. Укрепленные ворота фланкированы двумя башнями, одна из которых значительно повреждена. Некогда ворота служили въездом за городские стены II века н. э. в Августу Тревирорум (впоследствии Трир), северную столицу империи.

Акведуки Римской империи. Дорога жизни имперского города

Знаменитый трехъярусный акведук в Южной Франции (см. выше), переброшенный через реку Гар и ее низменную долину - так называемый Гардский мост, - столь же красив, сколь и функционален. Это сооружение, протянувшееся на 244 м в длину, ежедневно поставляю с расстояния 48 км около 22 тонн воды в город Немаус (ныне Ним). Гардский мост до сих пор остается одним из чудеснейших произведений римского инженерного искусства.

Для римлян, славившихся достижениями в инженерном деле, предметом особой гордости были акведуки . По ним в древний Рим ежедневно поступало около 250 миллионов галлонов свежей воды. В 97 г. н. э. Секст Юлий Фронтин, смотритель системы водоснабжения Рима, риторически вопрошал: «Кто осмелится сравнивать с праздными пирамидами или какими-нибудь никчемными - хоть и знаменитыми - творениями греков наши водопроводы - эти великие сооружения, без которых немыслима жизнь человека?» Под конец своего величия город обзавелся одиннадцатью акведуками, по которым бежала вода с южных и восточных холмов. Инженерное дело превратилось в настоящее искусство : казалось, грациозные арки легко перескакивали препятствия, к тому же украшая пейзаж. Римляне быстро «поделились» своими достижениями с остальными областями римской империи, и до сих пор можно видеть остатки многочисленных акведуков во Франции, Испании, Греции, Северной Африке и Малой Азии.

Чтобы обеспечить водой провинциальные города, чье население уже истощило местные запасы, и соорудить там термы и фонтаны, римские инженеры прокладывали каналы к рекам и источникам, нередко удаленным на десятки миль. Стекая под небольшим наклоном (Витрувий рекомендовал минимальный уклон 1:200), драгоценная влага бежала по каменным трубам, которые пролегали через сельскую местность (и по большей части были упрятаны в подземные тоннели или рвы, повторявшие очертания ландшафта) и в конце концов достигали черты города. Там вода благополучно поступала в общественные резервуары. Когда на пути трубопровода попадались реки или ущелья, строители перебрасывали через них арки, позволявшие сохранить прежний мягкий уклон и поддержать непрерывный приток воды.

Чтобы угол падения воды оставался постоянным, землемеры вновь прибегали к громе и хоробату, а также к диоптру, измерявшему горизонтальные углы. Опять-таки основная тяжесть работ ложилась на плечи войска. В середине II века н.э. одного военного инженера попросили разобраться в трудностях, возникших при строительстве акведука в Сальдах (в нынешнем Алжире). Два отряда рабочих принялись рыть тоннель в холме, двигаясь друг к другу с противоположных сторон. Инженер скоро понял, в чем дело. «Я измерил оба тоннеля,- писал он позднее,- и обнаружил, что сумма их длин превышает ширину холма». Тоннели просто не встретились. Он нашел выход из положения, пробурив между тоннелями скважину и соединив их, так что вода стала течь как надо. Город почтил инженера памятником.

Внутреннее положение Римской империи

Дальнейшее усиление внешнего могущества Римской республики одновременно сопровождалось глубоким внутренним кризисом. Столь значительная территория уже не могла управляться по-старому, т. е. при организации власти, характерной для города-государства. В рядах римских военачальников выдвинулись полководцы, претендовавшие на то, чтобы обладать всей полнотой власти, подобно древнегреческим тиранам или эллинским владыкам на Ближнем Востоке. Первым из таких владык стал Луций Корнелий Сулла, захвативший в 82 г. до н. э. Рим и ставший полновластным диктатором. Враги Суллы были безжалостно перебиты согласно спискам (проскрипциям), которые подготавливал сам диктатор. В 79 г. до н. э. Сулла добровольно отказался от власти, но это уже не могло вернуть его к прежнему управлению. Начался длительный период гражданских войн в Римской республике.

Внешнее положение Римской империи

Между тем стабильному развитию империи угрожали не только внешние враги и честолюбивые политики, боровшиеся за власть. Периодически на территории республики вспыхивали восстания рабов. Самым крупным таким мятежом было выступление под предводительством фракийца Спартака, продолжавшееся почти три года (с 73 по 71 г. до н. э.). Восставших удалось разгромить лишь объединёнными усилиями трёх самых умелых полководцев Рима того времени - Марка Лициния Красса, Марка Лициния Лукулла и Гнея Помпея.

Позже Помпеи, прославившийся своими победами на Востоке над армянами и понтийским царём Митридатом VI, вступил в схватку за высшую власть в республике с другим известным военачальником - Гаем Юлием Цезарем. Цезарь с 58 по 49 г. до н. э. сумел захватить территории северных соседей Римской республики - галлов и даже осуществил первое вторжение на Британские острова. В 49 г. до н. э. Цезарь вступил в Рим, где был объявлен диктатором - военным правителем с неограниченны ми правами. В 46 г. до н. э. в битве при Фарсале (Греция) он разбил Помпея - своего главного соперника. А в 45 г. до н. э. в Испании, при Мунде, сокрушил последних явных политических противников - сыновей Помпея, Гнея младшего и Секста. Одновременно Цезарь сумел вступить в союз с египетской царицей Клеопатрой, фактически подчинив её огромную страну власти .

Однако в 44 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь был убит группой заговорщиков-республиканцев, во главе которых стояли Марк Юний Брут и Гай Кассий Лонгин. Гражданские войны в республике продолжились. Теперь главными их участниками стали ближайшие сподвижники Цезаря - Марк Антоний и Гай Октавиан. Сначала они вместе уничтожили убийц Цезаря, а уже позднее вступили в борьбу друг с другом. Антония в ходе этого последнего этапа гражданских войн в Риме поддерживала египетская царица Клеопатра. Однако в 31 г. до н. э. в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен кораблями Октавиана. Царица Египта и её союзник покончили жизнь самоубийством, а Октавиан, окончательно к Римской республике, стал неограниченным правителем гигантской державы, объединившей под своей властью почти всё Средиземноморье.

Октавиан, в 27 г. до н. э. принявший имя Август «благословенный», считается первым императором Римской империи, хотя сам этот титул в то время означал лишь верховного главнокомандующего, одержавшего значительную победу. Официально никто не отменял Римскую республику, и Август предпочитал именоваться принцепсом, т. е. первым среди сенаторов. И всё же при преемниках Октавиана республика стала всё больше и больше приобретать черты монархии, более близкой по своей организации к восточным деспоти-ческим государствам.

Своего наивысшего внешнеполитического могущества империя достигла при императоре Траяне, который в 117 г. н. э. завоевал часть земель самого сильного сильного противника Рима на востоке - Парфянской державы. Однако после смерти Траяна парфяне сумели вернуть захваченные территории и вскоре перешли в наступление. Уже при преемнике Траяна, императоре Адриане, империя была вынуждена прейти к оборонительной тактике, сооружая мощные защитные валы на своих границах.

Не только парфяне беспокоили Римскую державу; всё более частыми стали набеги варварских племён с севера и востока, в сражениях с которыми римская армия нередко терпела чувствительные поражения. Позже римские императоры даже разрешали отдельным группам варваров селиться на территории империи при условии, что они будут охранять границы от других враждебных племён.

В 284 г. римский император Диоклетиан произвёл важную реформу окончательно преобразовавшую бывшую Римскую республику в имперское государство. Отныне даже император стал именоваться по-другому - «доминус» («господин»), а при дворе вводился сложный ритуал, заимствованный у восточных владык Одновременно империя разделилась на две части - Восточную и Западную, во главе каждой из которых вставал особый правитель, получавший титул Августа. Ему помогал заместитель, называвшийся цезарем. Через некоторое время Август должен был передавать власть Цезарю, а сам удалиться в отставку. Эта более гибкая система, наряду с усовершенствованием управления провинциями, привела к тому, что это великое государство просуществовало ещё 200 лет.

В IV в. господствующей религией в империи стало христианство, что также способствовало упрочению внутреннего единства державы. С 394 г. христианство уже единственная разрешённая религия в империи. Однако если Восточная Римская империя оставалась достаточно прочным государством, то Западная слабела под ударами варваров. Несколько раз (410 и 455 гг.) варварские племена захватывали и разоряли Рим, а в 476 г. вождь германских наёмников Одоакр сверг последнего западного императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии.

И хотя Восточная Римская империя сохранилась как единая страна, а в 553 г. даже присоединила всю территорию Италии, всё же это было уже совершенно другое государство. Не случайно историки предпочитают называть его и рассматривают его судьбу отдельно от истории Древнего Рима .

Роковою силою вещей Рим из республики был превращен в монархию (империю). Когда римская гражданская община подчинила себе полмира, её устройство перестало соответствовать её положению. И народное собрание, состоявшее из римской черни, и сенат, как орган римской аристократии, выражали собою волю той или другой части столичного населения, но не волю, всего государства. Государственное хозяйство приняло ненормальный характер эксплуатации всего государства в пользу столицы. Ни попытка Гракхов передать политическую власть комициям , ни сходная попытка Суллы с сенатом не имели, да и не могли иметь успеха. Было лишь одно средство сохранить в Риме республику – устройство представительного правления, – но идея представительства была чужда древнему миру, Здесь сказался и другой истории, закон, в силу которого преобладание внешней политики над внутренней неминуемо ведет к единовластию. Жизнеспособность Рима выразилась в том, что, когда в его устройстве сказалось несоответствие с вновь открывшимися задачами, он создал для новых потребностей новый орган, давший ему возможность продолжать великое дело объединения народов и культур. Этим органом была империя, восстановившая равновесие между Римом и провинциями, более, чем комиции или сенат, способная руководить военными действиями и сложными дипломатическими сношениями. Идея единовластия, смутно выражавшаяся уже в деятельности Мария , Суллы и Помпея , сознала себя в Юлии Цезаре и была окончательно осуществлена Августом .

Римский император Октавиан Август ("Август из Прима Порта"). Статуя I в. по Р. Х.

Но переход Рима от республики к империи совершился не сразу, а посредством целого ряда постепенных, более или менее законных изменений. В этом отношении всю пятивековую историю Римской империи можно разделить на два периода – до и после Диоклетиана. Первый период обнимает первые три века христианской эры; империя этого времени была не монархией, а особого рода республиканской магистратурой , подобной консульству или трибунату , и носившей особое название принципата . Римский император , или princeps был должностным лицом, избираемым пожизненно, и только эта пожизненность отличала его от прежних республиканских магистратов. Мало того, сама его власть представляла соединение двух чисто республиканских магистратур: проконсульства и трибуната. Он был ограничен в своем полновластии дуализмом учреждений, так как рядом с ним стоял сенат: под властью римского императора тогда находились лишь те провинции, которые лежали на границах или были на военном положении, – в мирных провинциях распоряжался сенат. Отличительной чертою принципата является формальное отсутствие наследственности; как всякая магистратура, он каждому лицу вручался по народному выбору (фактически народ играл здесь ничтожную роль – выбор зависел от сената, а еще чаще от войска).

Такова была государственно-правовая основа римского принципата; если на практике император был полновластным хозяином в государстве, если фактически сенат был его послушным орудием, и власть большею частью переходила от отца к сыну, то в теории не было ни полновластия, ни наследственности. И эта ограниченная власть сложилась в Риме не сразу, а постепенно, в эпоху правления Августа и Тиберия . Начиная с Калигулы и до Диоклетиана эта теоретическая основа императорской власти не расширяется, хотя фактически принципат, опираясь на войско и массу, мало-помалу проникает во все отрасли управления. Коренным образом изменяется характер Римской империи во втором периоде – в последние два века её существования (284 – 476 гг.). Чтобы освободить ее от влияния солдат и сената, Диоклетиан внешним образом придал ей характер самодержавия и посредством искусственной формы усыновления положил начало наследственности, а Константин, внесением в нее христианского элемента, обратил ее в монархию «Божьей милостью».

Римский император Марк Ульпий Траян (98-117)

Несмотря на слабость или низость своих отдельных членов, первые четыре династии (Юлии 31 г. до Р. X. – 68 г. по Р. X., Флавии 68 – 96 гг., Траян 98 – 117 гг., Адриан 117 – 138 гг., Антонины 138 – 192 гг., Северы 193 – 235 гг.), в общем, удовлетворяли тем потребностям, которыми империя была призвана к жизни. Главное внимание лучших из них было направлено во внутренней политике на поддержание власти Рима в покоренных странах, на умиротворение и романизацию провинций, а во внешней – на защиту границ от вторжения варваров. Особенно много в том и другом отношении сделал Август: установлением «римского мира» (рах romana), проведением дорог, строгим надзором за наместниками он много способствовал экономическому и культурному развитию провинций , а покорением придунайских стран и борьбою с германцами – безопасности границ. Такое же внимание к нуждам провинций обнаруживал и Тиберий. Флавии восстановили порядок в империи, расшатанный предыдущею смутой, довершили покорение Палестины, смирили восстание галлов и германцев и романизировали Британию, как Август романизировал Галлию. Траян романизировал придунайский край, успешно боролся против даков и парфян , а Адриан, напротив, всецело сосредоточил свое внимание на делах внутреннего управления, беспрестанно объезжал провинции, следил за деятельностью администрации и усовершенствовал бюрократию, начало которой положил Клавдий . Правление Марка Аврелия прошло в обороне Римской империи против парфян и германцев и в усмирении Сирии. после смут водворил порядок и докончил романизацию Британии, а сын его, жестокий Каракалла , завершил великое дело, начатое Цезарем, – даровал римское гражданство всем свободным жителям провинций.

Римский император Адриан (117-138)

Первая половина III века является переходною эпохою между первым и вторым периодами в истории Римской империи; смуты этого времени резко обнаружили шаткость всего государств, строя. Избирательность принципата сделала его игрушкой в руках армии, из которой он вышел. Со смерти Коммода (192 г. по P. X.) начинается господство солдат , которые из выгоды или по капризу ставят и свергают императоров. Притом все более сказывается перевес провинциальных войск над римскими, объясняющийся упадком воинственности и политического духа в римлянах и италиках. Этот перевес обнаружился в том, что, начиная с Септимия Севера, на престол возводятся исключительно провинциалы, не-римляне. В связи с этим явлением стоит и другое – ослабление единства Римской империи, стремление провинций к главенству в государстве или к самостоятельности. В середине III в. Рим окончательно подпадает влиянию провинций: каждая провинциальная армия выдвигает своего императора, число императоров достигает 20 – наступает так называемая «эпоха 30 тиранов». Следствием такого положения дел была ужасная смута, которою не замедлили воспользоваться внешние враги: персы, готы, аллеманы со всех сторон нападают на империю, наносят поражения войскам, грабят города и села, и каждая провинция, со своим императором во главе, действует на свой страх и в своих интересах, нисколько не заботясь о целом. Великому полководцу Аврелиану удалось в 270 г. на короткое время восстановить единство Римской империи и отразить внешних врагов, но необходимость для сохранения государства обширной реформы была очевидна.

Римский император Септимий Север (193-211). Античный бюст из Мюнхенской глиптотеки

Когда римская гражданская община подчинила большую часть известного мира, ее государственное устройство перестало соответствовать действительности. Воссоздать баланс в управлении провинциями можно было лишь в условиях империи. Идея единовластия оформилась в Юлии Цезаре и закрепилась в государстве при Октавиане Августе.

Возникновение Римской империи

После смерти Юлия Цезаря в республике развязалась гражданская война между Октавианом Августом и Марком Антонием. Первый, ко всему прочему, убил сына и наследника Цезаря - Цезариона, устранив возможность оспорить его право на власть.

Победив в битве при Акциуме Антония, Октавиан стал единственным правителем Рима, приняв титул императора и превратив республику в империю в 27 г до н.э. Хотя структура власти и была изменена, не изменился флаг новой страны - им оставался орел, изображаемый на красном фоне.

Переход Рима от республики к империи не был моментальным процессом. Историю Римской империи принято делить на два периода - до и после Диоклетиана. Во время первого периода император избирался пожизненно и рядом с ним стоял Сенат, в то время как во время второго периода император обладал абсолютной полнотой власти.

Диоклетиан же изменил порядок получения власти, передав ее по наследству и расширив функции императора, а Константин придал ей божественный характер, религиозно обосновав ее законность.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римская империя в период расцвета

За годы существования Римской империи было проведено множество войн и присоединено огромное количество территорий. Во внутренней политике деятельность первых императоров была направлена на романизацию покоренных земель, на умиротворение народов. Во внешней политике - на защиту и расширение границ.

Рис. 2. Римская империя при Траяне.

В целях защиты от набегов варваров римляне строили укрепленные стены-валы, называемые именами императоров, при которых их строили. Так, известны Нижний и Верхний Траяновы валы в Бессарабии и Румынии, а также 117-километровый Вал Адриана в Британии, сохранившийся до сих пор.

Особый вклад в развитие регионов империи внес Август. Он расширил дорожную сеть империи, установил строгий надзор за наместниками, покорил придунайские племена и вел успешную борьбу с германскими, обезопасив северные границы.

При династии Флавиев была окончательно завоевана Палестина, подавлены восстания галлов и германцев, окончена романизация Британии.

Своего наивысшего территориального размаха империя достигла при императоре Траяне (98-117гг.). Романизации подверглись дунайские земли, были завоеваны даки, велась борьба с парфянами. Сменивший его Адриан, напротив, занимался сугубо внутренними делами страны. Он постоянно посещал провинции, совершенствовал работу бюрократического аппарата, строил новые дороги.

Со смертью императора Коммода (192 г.) начинается период «солдатских» императоров. Легионеры Рима по своей прихоти свергали и ставили новых правителей, что вызвало рост влияния провинций над центром. Наступает «эпоха 30 тиранов», следствием чего была ужасная смута. Лишь к 270 году Аврелию удалось установить единство империи и отразить нападения внешних врагов.

Необходимость назревших реформ понял император Диоклетиан (284-305гг.). Благодаря ему была установлена истинная монархия, а также введена система деления империи на четыре части под управлением четырех правителей.

Такая необходимость была обоснована тем, что из-за своих огромных размеров коммуникации в империи были сильно растянуты и вести о нашествиях варваров доходили до столицы с сильным запозданием, а в восточных регионах империи популярным языком был не латинский, а греческий и в денежном обороте вместо динария ходила драхма.

Данной реформой целостность империи была укреплена. Его преемник, Константин, официально пошел на союз с христианами, сделав их своей опорой. Возможно, именно поэтому был перенесен политический центр империи на восток - в Константинополь.

Закат империи

В 364 году структура разделения Римской империи на административные части была изменена. Валентиниан I и Валент поделили государство на две части - восточную и западную. Это деление отвечало основным условиям исторической жизни. На Западе торжествовал романизм, на Востоке - эллинизм. Основной задачей западной части империи было сдерживать наступающие варварские племена, используя при этом не только оружие, но и дипломатию. Римское общество превратилось в лагерь, где каждый слой общества служил этой цели. Основу армии империи начали все больше составлять наемники. Варвары на службе Рима защищали его от иных варваров. На Востоке все было более менее спокойно и Константинополь занимался внутренней политикой, укрепляя свою власть и силу в регионе. Империя еще несколько раз объединялась под властью одного императора, но это были лишь временные успехи.

Рис. 3. Раздел Римской империи в 395 году.

Феодосий I - последний император, объединивший две части империи воедино. В 395 году он, умирая, разделил страну между сыновьями Гонорием и Аркадием, дав восточные земли последнему. После этого вновь объединить две части огромной империи не удастся никому.

Что мы узнали?

Сколько времени существовала Римская империя? Говоря кратко о начале и конце Римской империи, можно сказать, что это было 422 года. Она внушала страх варварам с момента своего образования и манила своими богатствами при своем распаде. Империя была настолько велика и развита технологически, что плодами римской культуры мы пользуемся до сих пор.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 176.

Римская империя впервые объединила обширные территории Европы. Ее институциональная и политическая структура и по сей день оказывает влияние и служит образцом многим странам.

Основание Рима

Согласно преданию, Рим основали Ромул и Рем в 753 г. до н. э. Сыновья-близнецы Марса были брошены в младенческом возрасте и воспитаны волчицей. Ромул убил своего брата в споре о выборе места для нового города и стал первым правителем могущественного, внушающего страх рода. Считается, что в конце жизни Ромула в грозовой туче унес Марс и сделал его богом Квирином.

В действительности же на территории Рима люди жили тысячелетиями. Первые римляне создали хорошо организованное сообщество. Они объединились с соседними латинскими племенами, чтобы свергнуть господствовавших этрусков. Примерно в 265 г. до н.э. римляне подчинили себе всю Италию и развили очень дифференцированную общественную и военную систему. Из рядов знати, к которым принадлежали и этруски, назначался царь. Монархия, основанная, согласно преданию, Ромулом, закончила свое существование в 510 г. до н.э., когда был изгнан тиран Тарквиний Гордый и создана Римская республика.

Республика

Чтобы не допустить новой тирании, римляне ввели республиканскую систему правления. Полномочия, прежде причитавшиеся царю, были переданы двум консулам, ежегодно избиравшимся из рядов Сената. Сами сенаторы были высокопоставленными магистратами, которые вступали в должность в результате демократических выборов. Впоследствии эта система стала прообразом конституции США. Республика принесла в Рим стабильность, а потом и благосостояние. Побежденные итальянские города-государства Рим обычно делал своими союзниками, и в качестве ответной услуги за предоставление войск их гражданам обеспечивались права римского гражданства.

Пунические войны

По мере возрастания своего влияния на Средиземноморье римляне превратились в угрозу для могущественного царства Карфагена в Северной Африке. Первая из Пунических войн началась в 264 г. до н.э. и закончилась тем, что Карфаген пал и Рим захватил его территории. Нападение Ганнибал в Испании и его поход на боевых слонах через Альпи в верхнюю Италию развязали Вторую Пуническу войну. После того, как римский полководец Корнелий Сципион разгромил Ганнибала и карфагенян, Рим сделал Испанию провинцией в своем растущее колониальном государстве. Создание могущественного флота позволило римлянам совершать дальне завоевания, и в 31 г. до н. э. Рим включил в свою империю все средиземноморские земли: Грецию, Кипр и Малую Азию.

Религия и боги

Почитание богов и религиозные культы был важными факторами в жизни римлян. Римская религия основывалась на греческой мифологии, однако римляне дали греческим богам свои имена и нале лили их новыми качествами и титулами. Юпитер будучи верховным божеством римского пантеона играл столь важную роль, что перед каждым политическим действием с ним считали нужным консультироваться. Повелитель грома и молнии при помощи небесных знаков, таких как погодные явления ил птичьи стаи, открывал людям их будущее. Поскольку Юпитер к тому же мог повлиять на ход истории в его честь регулярно совершались ритуалы. супруга Юнона считалась покровительницей женщин и семьи. Минерва, богиня мудрости и покровительница ремесленников, согласно мифу, в полно вооружении вышла из головы Юпитера. И бог войн Марс входил в число значимых для римлян бога Поскольку поначалу он был связан с плодородие весенний месяц март получил свое название по имени. Янус, бог ворот, входов и выходов, изображался двуглавым, то есть имел возможность смотреть в обоих направлениях. Связанный с началом всех событий бог дал свое имя январю - первому календарному месяцу. Нептун соответствовала греческому морскому богу Посейдону и покров свидетельствовал всем мореходам. Этим и многим друга божествам регулярно возносились почести, и в определенные, посвященные им дни устраивались празднества в их честь. В качестве мест религиозного культа, а также для проведения ритуалов и жертвоприношений возводились храмы. Постоянное расширение границ римских владений привело к заимствованию и интеграции чужих культов и религий. Так, в римскую культуру прочно вошли египетская богиня Исида и персидский бог солнца Митра.

Империя

В 82 г. до н.э. полководец Сулла вынудил римский Сенат на десять лет предоставить ему диктаторские права. Экспансия Рима во всем известном тогда мире означала для Республики то, что она все больше становится зависимой от мощи своей армии, а, следовательно, от ее военачальников. В это время возросло напряжение в политической и общественной сфере, наступили беспорядки, дестабилизировавшие республику. Некоторые военачальники последовали примеру Суллы и соперничали за власть в государстве, в их числе был и Юлий Цезарь - гениальный политик и полководец, который возглавил Сенат в триумвирате с Помпеем и Крассием. Цезарь использовал все средства, чтобы вывести из игры своих соратников Помпея и Крассия и в 44 г. до н.э. добился единовластия. Возглавляемый Брутом заговор республиканских сенаторов, в результате которого Цезарь был убит, положил конец его режиму. Цезарь видел преемника в своем племяннике Октави-ане, но Сенат поставил на его место Марка Антония. Однако уладить внутриполитические беспорядки не удалось. Когда Антоний вступил в союз с египетской царицей Клеопатрой, Октавиан, воспользовавшись этим как поводом, пошел на своего соперника и в 31 г. до н. э. одержал над ним победу в битве при Акциуме. Сегодня эта дата считается днем рождения Римской империи. В 27 г. до н. э. Сенат присваивает Октавиану почетное имя «Август». Октавиан выбрал титул «принцесс» («первый»), чтобы сохранить видимость демократии, на самом же деле пользовался полномочиями самодержца и правил Римской империей как первый император с 27 г. до н.э. по 14 г. н. э.

Эпоха Августа считалась Золотым веком, во время которого империя росла, царила политическая стабильность, а культура и искусство переживали свой расцвет. Сам Август говорил, что «взял Рим глиняным, а оставил мраморным». После смерти Августа обожествляли. Хотя его преемник Тиберий и обеспечивал стабильность в государстве, статус императора был пока непрочен, поскольку не было регламентированной законом преемственности. Калигула и Клавдий, последовавшие за Тиберием императоры, были убиты, одержимый безумием тиран Нерон был изгнан с трона.

Император Веспасиан (69-79 гг.н. э.) положил начало новой династии правителей. При Веспасиане Рим обрел свой характерный архитектонический облик, именно по его приказу был воздвигнут Колизей.

Колизей изначально назывался Амфитеатром Флавия, позднее получил свое нынешнее название - Colosseum - из-за находящейся там колоссальной статуи Нерона.

Его сын, император Домициан, который был убит в 96 г.н.э., распорядился облицевать полы и стены своего дворца полированым мрамором, источники утверждают, что затем, чтобы было негде спрятаться возможным убийцам. При Адриане (117-131 гг. н. э.) Римская империя расширила территории до максимальных за свою историю пределов. Последующие десятилетия были отмечены войнами с врагами на внешних границах Империи. В 476 г. н.э. войсками восточных германцев был свергнут последний император Ромул Август.

Зарождение христианства

При императоре Августе Рим укрепил доминирующие позиции в Палестине при помощи Ирода Великого, которого римляне назначили своим наместником в Иудее. Когда Иисус проповедовал в Назарете свое учение и обещал людям спасение в Царствии Небесном, поначалу он находил широкую поддержку. Распространяемое Иисусом и его двенадцатью учениками послание встречало особый интерес у простого народа, поскольку тот страдал под властью римлян.

Однако иудейские священники расценивали проповеди Иисуса о спасении как святотатство, а римляне видели в нем мятежника.

Из-за своих нападок на правящие слои и их растущее влияние он впал в немилость и был взят под арест. Хотя деятельность Христа, длившаяся около трех лет, была очень непродолжительной, после его смерти ученики продолжали распространять его учение. Христианство всегда находило последователей.

Колизей

В I и II вв.н. э. бои гладиаторов пользовались большой популярностью, и почти в каждом римском городе имелась арена или амфитеатр. В 72 г. н.э. император Веспасиан начал строительство Колизея в парке «Золотого дома» Нерона (дворца Domus Aurea). Построенный за восемь лет амфитеатр мог разместить до 800000 зрителей. В подземных коридорах держали животных и людей, которые выступали на сцене. Открывающие игры продолжались 100 дней и ночей, за это время было убито 5000 животных. Гладиаторами, как правило, были пленники или рабы, осужденные на бой до смертельного исхода. Колизей был одновременно политической и спортивной ареной. Представляемые там экзотические животные и иноземные народы в центре Рима демонстрировали могущество и масштабы Империи.

Римское войско

Командиру легиона (легату) помогали шесть трибунов, которые в бою отдавали приказы отдельным частям войска. Легат, как и трибуны, был кандидатом на место в Сенате. К началу Второй Пунической войны Рим располагал величайшей армией. К 32000 пехотинцев л кавалерии из 1600 всадников прибавились войска союзников в составе 30000 пехотинцев и 2000 кавалеристов. Легионы, вооруженные в числе прочего копьямилуками и короткими мечами вместе с калериётскимй единицами составляли эффективное боеспособное войско. Хорошо организованная командная структура позволяла совершать неожиданные тактические маневры для уничтожения противника.

Храм Аполлона в Помпеях. Лишь в 1748 г. во время раскопок был обнаружен давно забытый, погребенный под пеплом город.

Помпеи

Город Помпеи на западном побережье Италии с 83 г. до н. э. был римской колонией. Как и соседний Геркуланум, Помпеи были богатым по средним меркам городом Римской империи. В 63 г. н. э. Помпеи сотрясло землетрясение. Потребовалось десять лет, чтобы заново отстроить многочисленные разрушенные виллы и храмы. 27 августа 79 г. н. э. началось извержение расположенного в северной части города вулкана Везувия. Плиний Старший был тому свидетелем и впоследствии рассказал об увиденном в письмах к историографу Тациту. Он описал предшествующее извержению вулкана землятрясение, гигантский столб дыма и дождь из пепельных частиц пирокластовой породы. Более 2000 человек погибли, когда Помпеи накрыл слой горячего пепла и пемзы толщиной в 3 метра. Расположенный к юго-востоку от Везувия Геркуланум был засыпан вулканическим пеплом. Город был покинут и предан забвению до XVIII века, пока не обнаружили его руины.

Варвары

Изначально варварами римляне и греки называли все народы, говорившие не по-гречески. Как и греки, римляне считали варваров необразованными, бескультурными и нецивилизованными. По мере экспансии Римской империи на внешних границах империи активизировалось сопротивление. Особенно на границах у Рейна и Дуная постоянно возникали беспорядки, в ходе которых атаковались крепостные сооружения римлян. В некоторых местностях побежденным народам обеспечивалось римское гражданство, так что мужчины могли служить в римской армии. Таким образом, в некоторых регионах римское войско претерпело «германизацию»: с одной стороны, способствуя распространению римской культуры, армия одновременно упорно смешивались с вражескими племенами.

В интенсивных контактах с римской цивилизацией группы не римского населения воспринимали римские традиции и обычаи, причем местная культура все больше вытеснялась. В то же время все больше регионов получали автономию, возникали маленькие независимые государства, как, например, в Галлии, они набирали силу, которую могли противопоставить разваливающейся римской державе.

Падение Рима

Распад Римской империи продолжался в течение нескольких столетий и имел различные причины. По мере расширения империи контролировать государство становилось все сложнее. В окраинных провинциях многие римские солдаты и граждане перенимали местные обычаи. Многочисленных солдат мирная жизнь землевладельца привлекала больше, чем военная служба. Нападения и вторжения способствовали ослаблению империи, маленькие племена собирались в могущественные союзы. Готы объединились под общим командованием и в 378 г.н.э. в битве при Адрианополе разгромили армию Флавия Валента и с тех пор стали для римлян не победимыми.

Масштабное расширение границ империи в конце III столетия при императоре Диоклетиане привело к децентрализации управления. Империя была поделена на четыре административные территории, которыми управляли тетрархи. Изнутри государство сотрясла череда гражданских войн. Отдельные армии полководцев сознавали, что в первую очередь обязаны своим военачальникам, а только потом - Риму. Некоторые полководцы использовали свои войска в конкурентной борьбе за императорский трон. Политические интриги приводили к быстрому возвышению и свержению императоров, а также нестабильности в государственном управлении.

В этих условиях все больше новых сторонников приобретало христианство. В 313 г.н.э. императоры-союзники Константин и Лициний выпустили эдикт о терпимости к христианам, в котором предоставляли им свободу вероисповедания и равные со всеми права. В 323 г.н.э., после победы над Лицинием, Константин стал претендовать на всю империю. Семь лет спустя он переместил столицу из Рима в Византию, на восток, и дал ей название Константинополь. Некогда могущественный город, Рим был теперь едва защищен от набегов и в 410 г.н.э. был взят вестготами и многократно разорен. Смещение императора Ромула Августа германским военачальником Одоакром в 476 г.н.э. предрешило конец Западной Римской империи. Из Восточной Римской империи сформировалась Византийская империя, просуществовавшая до 1453 г.

Вверху: Бюст, найденный в одной из римских терм в соседнем с Помпеями Геркулануме, который был разрушен при извержении Везувия в 79 г. н. э.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сообразно с этим была разделена и финансовая администрация империи: эрарий (aerarium) остался по-прежнему в ведении сената, но наряду с ним возникла императорская казна (лат. fiscus ), куда шли доходы с императорских провинций. Проще было отношение Августа к народному собранию. Комиции формально существуют и при Августе, но их избирательная власть переходит к императору, юридически - наполовину, фактически - целиком. Судебная власть комиций отходит к судебным учреждениям или к императору как представителю трибуната, а их законодательная деятельность - к сенату. До какой степени комиции утрачивают своё значение при Августе, видно из того, что они незаметно исчезли при его преемнике, оставив след лишь в теории народного верховенства как основы императорской власти - теории, пережившей Римскую и Византийскую империи и перешедшей, вместе с римским правом, к Средним векам.

    Внутренняя политика Августа носила консервативно-национальный характер. Цезарь широко раскрыл провинциалам доступ в Рим. Август же заботился о том, чтобы принимать в гражданство и в сенат лишь вполне доброкачественные элементы. Для Цезаря, а в особенности для Марка Антония, предоставление права гражданства бывало источником дохода. Но Август, по его собственным словам, скорее был готов допустить, чтобы «казна потерпела ущерб, нежели понизить честь римского гражданства», - согласно с этим он у многих даже отнял дарованное им ранее право римского гражданства. Эта политика вызвала новые законодательные меры по отпущению на волю рабов, которое прежде было предоставлено вполне на усмотрение господина. «Полная свобода» (лат. magna et justa libertas ), с которой по-прежнему было связано право гражданства, по закону Августа могла быть дарована лишь при известных условиях и под контролем особой комиссии из сенаторов и всадников. При несоблюдении этих условий освобождение давало лишь латинское право гражданства, а рабы, подвергавшиеся позорящим наказаниям, попадали лишь в разряд провинциальных подданных.

    Август позаботился о том, чтобы численность граждан была известна, и возобновил почти уже вышедший из употребления ценз . В 28 году граждан, способных носить оружие, оказалось 4 063 000, а 19 лет спустя - 4 163 000. Август сохранил укоренившийся обычай содержать обедневших граждан за государственный счёт и выводить граждан в колонии. Но предметом особенных его забот был сам Рим - его благоустройство и украшение. Он хотел возродить также и духовную силу народа, крепкий семейный быт и простоту нравов. Он реставрировал пришедшие в ветхость храмы и издал законы с целью положить предел распущенности нравов, поощрять браки и воспитание детей (Leges Juliae и Papia Poppeae, 9 г. н. э.). Особые податные привилегии даны были тем, кто имел трёх сыновей (лат. jus trium liberorum ).

    В судьбе провинций происходит при нём крутой поворот: из поместий Рима они становятся частями государственного тела (лат. membra partesque imperii ). Проконсулам, которые прежде посылались в провинцию для кормления (то есть управления), назначается теперь определённое жалованье и срок их пребывания в провинции удлиняется. Прежде провинции были только предметом поборов в пользу Рима. Теперь, наоборот, из Рима им выдаются субсидии. Август отстраивает провинциальные города, погашает их долги, приходит к ним на помощь во время бедствий. Государственная администрация находится ещё в зачатке - император имеет мало средств для сбора информации о ситуации в провинциях и потому считает нужным лично знакомиться с положением дела. Август посетил все провинции, кроме Африки и Сардинии , и многие годы провёл в их объезде. Он устроил почтовое сообщение для нужд администрации - в центре империи (на Форуме) была поставлена колонна, от которой считались расстояния по многочисленным дорогам, шедшим из Рима к окраинам.

    Республика не знала постоянной армии - солдаты присягали полководцу, призвавшему их под знамёна на год, а позднее - «до окончания похода». С Августа власть главнокомандующего становится пожизненной, армия - постоянной. Служба в войсках определяется в 20 лет, после чего «ветеран» получает право на почётный отпуск и на обеспечение деньгами или землёй. Войско, не нужное внутри государства, располагается вдоль границ. В Риме стоит отборный отряд в 6000 человек, набранный из римских граждан (преторианцы), 3000 преторианцев расположены в Италии . Остальные войска расставлены по границам. Из образовавшихся во время гражданских войн в огромном числе легионов Август сохранил 25 (3 погибли при поражении Публия Вара). Из них в Верхней и Нижней Германии (области по левому берегу Рейна) стояли 8 легионов, в придунайских областях - 6, в Сирии - 4, в Египте и в Африке - по 2 и в Испании - 3. В каждом легионе числилось 5000 солдат. Военная диктатура, не укладываясь более в рамки республиканских учреждений и не ограничиваясь провинциями, водворяется в Риме - перед ней сенат утрачивает своё правительствующее значение и совсем исчезает народное собрание. Место комиций занимают легионы - они служат орудием власти, но они же всегда готовы быть и источником власти для того, кому благоприятствуют.

    Наследник Цезаря Август взял на себя задачу сделать в Германии то, что было сделано в Галлии его дядей - покорением воинственных и подвижных племён, обеспечить Риму крепкую границу и безопасность с севера. С двух сторон - с запада, по направлению к Эльбе , и с юга, по направлению к Дунаю - приёмные сыновья императора Друз Старший и Тиберий вели римские легионы в сердце Германии. Но план удался только наполовину: поражение Публия Вара (9 г. н. э.) в Тевтобургском Лесу заставило Рим отказаться от мысли о распространении своего владычества до Эльбы и ограничиться Рейном . На юге, где германцы ещё не поселились массами, удалось довести границу до Дуная и образовать новые провинции: Рецию (с Винделицией) и Норик . Более ожесточённым было сопротивление, которое римляне встретили далее на востоке - в Паннонии , где воевал уже Август, и в Далмации , куда римляне проникали из Иллирии . Решительная победа Тиберия в далматинско-паннонской войне (9 г. н. э.) обеспечила за Римом границу по Дунаю от его истока до устья и организацию трёх новых провинций - Паннонии , Далмации и Мёзии , ещё ранее покорённой проконсулом Македонии .

    Август замкнул третий концентрический круг римского владычества и на юге. Египет , теснимый Сирией , держался Рима и этим избежал аннексии Сирией, а потом сохранял независимость благодаря своей царице Клеопатре , сумевшей очаровать Цезаря и Марка Антония . Постаревшей царице не удалось достигнуть того же по отношению к хладнокровному Августу, и Египет стал римской провинцией. Точно также и в западной части Северной Африки римское владычество окончательно утвердилось при Августе, который покорил Мавретанию и отдал её нумидийскому царю Юбе , Нумидию же присоединили к провинции Африка. Римские пикеты охраняли от кочевников пустыни занятые культурой области по всей линии от Марокко до Киренаики на границах Египта.

    Династия Юлиев-Клавдиев: наследники Августа (14-69 гг.)

    Недостатки государственной системы, созданной Августом, обнаружились тотчас после его смерти. Он оставил неразрешённым столкновение интересов и прав между усыновлённым им приёмным сыном Тиберием и родным внуком, негодным юношей, им же заточённым на остров. Тиберий (14-37) по своим заслугам, уму и опытности имел право на первое место в государстве. Он не желал быть деспотом: отвергая титул господина (dominus), с которым льстецы к нему обращались, он говорил что он господин лишь для рабов, для провинциалов - император, для граждан - гражданин. Провинции нашли в нём, по признанию самих его ненавистников, заботливого и дельного правителя - он недаром говорил своим проконсулам, что добрый пастырь стрижёт овец, но не сдирает с них кожу. Но в Риме перед ним стоял сенат, полный республиканских преданий и воспоминаний о минувшем величии, и отношения между императором и сенатом скоро были испорчены льстецами и доносчиками. Несчастные случаи и трагические сплетения в семье Тиберия ожесточили императора, и тогда началась кровавая драма политических процессов, вошедшая в историю как «нечестивая война (лат. impia bella ) в сенате», столь страстно и художественно изображённая в бессмертном творении Тацита, заклеймившего позором чудовищного старика на острове Капри .

    Во времена правления Тиберия происходит зарождение раннего христианства в провинции Иудея .

    На место Тиберия, последние минуты которого нам в точности неизвестны, был провозглашён сын его племянника, популярного и всеми оплаканного Германика , - Калигула (37-41), юноша довольно симпатичный, но скоро обезумевший от власти и дошедший до мании величия и исступлённой жестокости. Меч преторианского трибуна пресёк жизнь этого безумца, намеревавшегося поставить свою статую в Иерусалимском храме для поклонения вместе с Иехова . Сенат вздохнул свободно и возмечтал о республике, но преторианцы дали ему нового императора в лице Клавдия (41-54) - брата Германика. Клавдий был практически игрушкой в руках своих двух жён - Мессалины и Агриппины , покрывших позором римскую женщину того времени. Его образ, однако, искажён политической сатирой, и при Клавдии (не без его участия) продолжалось как внешнее, так и внутреннее развитие империи. Клавдий родился в Лионе и потому особенно близко к сердцу принимал интересы Галлии и галлов: в сенате он лично отстаивал ходатайство жителей северной Галлии, просивших сделать для них доступными почётные должности в Риме. Клавдий обратил в 46 году царство Котиса в провинцию Фракию , а из Мавретании сделал римскую провинцию. При нём же совершилось военное занятие Британии, окончательно покорённой Агриколой . Интриги, а может быть, и преступление, Агриппины открыли путь к власти её сыну, Нерону (54-68). И в этом случае, как почти всегда в первые два века империи, принцип наследственности принёс ей вред. Между личным характером и вкусами молодого Нерона и его положением в государстве было полное несоответствие. В итоге жизни Нерона разразился военный мятеж; император покончил с собой, и в последующий год гражданской войны сменились и погибли три императора - Гальба , Отон , Вителлий .

    Династия Флавиев (69-96 гг.)

    Сенат

    Исчезновение государственного дуализма, сопряжённого с понятием принципата, сопровождалось также изменением в положении и характере сената. Принципат, как пожизненное президентство сената, хотя и представлял собой известную противоположность сенату, но вместе с тем держался сенатом. Между тем, римский сенат постепенно переставал быть тем, чем прежде. Он был некогда корпорацией служилой аристократии города Рима и всегда возмущался приливом чуждых ему элементов; когда-то сенатор Аппий Клавдий поклялся заколоть первого латинянина , который дерзнёт войти в сенат; при Цезаре Цицерон и его друзья острили над сенаторами из Галлии, а когда в начале III века в римский сенат вошёл египтянин Кераунос (история сохранила его имя), в Риме уже некому было возмущаться. Иначе и быть не могло. Богатейшие из провинциалов давно уже стали переселяться в Рим, скупая дворцы, сады и имения обедневшей римской аристократии. Уже при Августе цена недвижимости в Италии вследствие этого значительно возвысилась. Эта новая аристократия стала наполнять сенат. Наступило время, когда сенат стал называться «красой всех провинций», «цветом всего мира», «цветом человеческого рода». Из учреждения, составлявшего при Тиберии противовес императорской власти, сенат сделался императорским. Это аристократическое учреждение подверглось, наконец, преобразованию в бюрократическом духе - распалось на классы и разряды, отмеченные чинами (illiustres, spectabiles, clarissimi и т. д. ). Наконец, оно распалось на два - на римский и константинопольский сенат: но это разделение уже не имело существенного значения для империи, так как государственное значение сената перешло к другому учреждению - к совету государя или консистории.

    Администрация

    Ещё более, чем история сената, характерен для Римской империи процесс, совершившийся в области администрации. Под воздействием императорской власти здесь создаётся новый тип государства, на смену городской державы - городоуправления, каким являлся республиканский Рим. Цель эта достигается бюрократизацией управления, заменой магистрата чиновником. Магистрат был гражданином, облеченным властью на определённый срок и несущим свою обязанность, как почётную должность (honor). При нём состоял известный штат приставов, писцов (apparitores) и слуг. Это были люди им приглашенные или даже просто его рабы и вольноотпущенники. Такие магистраты постепенно заменяются в империи людьми, находящимися на постоянной службе императора, получающими от него определённое содержание и проходящими известную карьеру, в иерархическом порядке. Начало переворота относится ещё ко времени Августа, назначившего жалованье проконсулам и пропреторам. В особенности много для развития и усовершенствования администрации в империи сделал Адриан; при нём произошла бюрократизация двора императора, который прежде управлял своими провинциями посредством вольноотпущенников; Адриан возвел своих придворных на степень государственных сановников. Число слуг государя постепенно растёт: сообразно с этим увеличивается число их разрядов и развивается иерархическая система управления, достигающая, наконец, той полноты и сложности, которую она представляет в «Государственном календаре чинов и званий империи» - Notitia dignitatum. По мере развития бюрократического аппарата изменяется весь облик страны: он становится однообразнее, ровнее. В начале империи все провинции, в отношении к управлению, резко отличаются от Италии и представляют большое разнообразие между собой; такое же разнообразие замечается в пределах каждой провинции; она включает в себя автономные, привилегированные и подвластные города, иногда вассальные царства или полудикие племена, сохранившие свой первобытный строй. Мало-помалу эти различия стушевываются и при Диоклетиане частью обнаруживается, частью совершается коренной переворот, подобный тому, который был совершен французской революцией 1789 года, заменившей провинции, с их исторической, национальной и топографической индивидуальностью, однообразными административными единицами - департаментами. Преобразуя управление Римской империи, Диоклетиан разделяет её на 12 диоцезов под управлением отдельных викариев, то есть наместников императора; каждый диоцез подразделяется на более мелкие, чем прежде, провинции (в числе от 4 до 12, в общем итоге 101), под управлением чиновников разных наименований - correctores, consulares, praesides и т. д. Вследствие этой бюрократизации исчезает прежний дуализм между Италией и провинциями; сама Италия дробится на административные единицы, и из римской земли (ager romanus) становится простой провинцией. Один Рим ещё остаётся вне этой административной сети, что весьма знаменательно для его будущей судьбы. С бюрократизацией власти тесно связана и её централизация. Эту централизацию особенно интересно проследить в области судопроизводства. В республиканской администрации претор самостоятельно творит суд; он не подвержен апелляции и, пользуясь правом издавать эдикт, сам устанавливает нормы, которых намерен держаться на суде. В конце рассматриваемого нами исторического процесса установлена апелляция на суд претора к императору, который распределяет жалобы, по характеру дел, между своими префектами. Таким образом императорская власть фактически завладевает судебной властью; но она присваивает себе и самое творчество права, которое суд прилагает к жизни. По упразднении комиций законодательная власть перешла к сенату, но рядом с ним император издавал свои приказы; с течением времени он присвоил себе и власть издавать законы; от старины сохранилась лишь форма распубликования их посредством рескрипта императора к сенату. В этом установлении монархического абсолютизма, в этом усилении централизации и бюрократии нельзя не видеть торжества провинций над Римом и в то же время творческой силы римского духа в области государственного управления.

    Право

    Такое же торжество покорённых и такое же творчество Р. духа приходится отметить и в области права. В древнем Риме право имело строго национальный характер: оно было исключительным достоянием одних «квиритов», то есть римских граждан, и потому называлось квиритским. Иногородние судились в Риме претором «для иноземцев» (peregrinus); та же система была затем применена к провинциалам, высшим судьей которых стал римский претор. Преторы сделались, таким образом, творцами нового права - права не римского народа, а народов вообще (jus gentium). Создавая это право, римские юристы раскрыли общие начала права, одинаковые у всех народов, и стали их изучать и ими руководиться. При этом они, под влиянием греческих философских школ, особенно стоической, поднялись до сознания естественного права (jus naturale), проистекающего из разума, из того «высшего закона», который, по выражению Цицерона, возник «до почина веков, до существования какого-либо писанного закона или устроения какого-либо государства». Преторское право сделалось носителем начал разума и справедливости (aequitas), в противоположность буквальной интерпретации и рутине права квиритов. Городской претор (urbanus) не мог остаться вне влияния преторского права, которое стало синонимом естественного права и естественного разума. Обязанный «прийти на помощь гражданскому праву, дополнять его и исправлять ради общественной пользы», он стал проникаться началами права народов, и, наконец, право провинциальных преторов - jus honorarium - стало «живым голосом римского права». Это было время его расцвета, эпоха великих юристов II и III веков Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина, продолжавшаяся до Александра Севера и давшая римскому праву ту силу, глубину и тонкость мысли, которая побудила народы видеть в нём «писаный разум», а великого математика и юриста, Лейбница - сопоставить его с математикой.

    Римские идеалы

    Подобно тому, как «строгое» право (jus strictum) римлян под воздействием права народов проникается идеей общечеловеческого разума и справедливости, в Римской империи одухотворяется значение Рима и идея римского владычества. Повинуясь дикому инстинкту народа, алчного до земли и добычи, римляне времён республики не нуждались в оправдании своих завоеваний. Ещё Ливий находит совершенно естественным, чтобы народ, происходящий от Марса, покорял себе другие народы, и приглашает последних покорно сносить римскую власть. Но уже при Августе Вергилий , напоминая своим согражданам, что их назначение - владычествовать над народами (tu regere imperio populos, Romane, memento), придаёт этому владычеству моральное назначение - водворять мир и щадить покорённых (parcere subjectis). Идея римского мира (pax romana) становится с этих пор девизом римского владычества. Её возвеличивает Плиний , её прославляет Плутарх , называя Рим «якорем, который навсегда приютил в гавани мир долго обуреваемый и блуждавший без кормчего». Сравнивая власть Рима с цементом, греческий моралист видит значение Рима в том, что он организовал всечеловеческое общество среди ожесточённой борьбы людей и народов. Этой же идее римского мира дал официальное выражение император Траян в надписи на храме, воздвигнутом им на Евфрате, когда до этой реки была вновь отодвинута граница империи. Но значение Рима скоро поднялось ещё выше. Водворяя среди народов мир, Рим призывал их к гражданскому порядку и благам цивилизации, предоставляя им широкий простор и не насилуя их индивидуальности. Он властвовал, по словам поэта, «не оружием только, а законами». Мало того: он призывал постепенно все народы к участию во власти. Высшая похвала римлян и достойная оценка их лучшего императора заключается в замечательных словах, с которыми греческий оратор, Аристид, обратился к Марку Аврелию и его товарищу Веру: «при вас всё для всех открыто. Всякий, кто достоин магистратуры или общественного доверия, перестаёт считаться иностранцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью одного города, но стало достоянием человеческого рода. Вы установили управление миром наподобие строя одной семьи». Немудрено поэтому, что в Римской империи рано появляется представление о Риме как общем отечестве. Замечательно, что эту идею вносят в Рим выходцы из Испании, давшей Риму и лучших императоров. Уже Сенека , воспитатель Нерона и во время его малолетства правитель империи, восклицает: «Рим - как бы наше общее отечество». Это выражение усваивают себе затем, уже в более положительном смысле, римские юристы. «Рим - общее наше отечество»: на этом, между прочим, основывается утверждение, что изгнанный из одного города не может проживать в Риме, так как «Р. - отечество всех». Понятно почему страх Р. владычества стал уступать у провинциалов место любви к Риму и какому-то поклонению пред ним. Нельзя без умиления читать стихотворение греческой женщины-поэта, Эринны (единственное от неё, до нас дошедшее), в котором она приветствует «Рому, дочь Ареса», и сулит ей вечность - или прощание с Римом галла Рутилия, на коленах лобызавшего, со слезами на глазах, «священные камни» Р., за то, что он «создал единое отечество многим народам», за то, что «благом стала для покорённых против их воли римская власть», за то, что «Рим превратил мир в стройную общину (urbem fecisti quod prius orbis erat) и не только владычествовал, но, что важнее, был достоин владычества». Гораздо существеннее, чем эта благодарность провинциалов, благословляющих Рим за то, что он, говоря словами поэта Пруденция, «поверг побежденных в братские оковы», другое чувство, вызванное сознанием, что Рим стал общим отечеством. С тех пор как, по выражению Ам. Тьерри, «маленькая община на берегах Тибра разрослась во вселенскую общину», с тех пор как расширяется и одухотворяется идея Рима и римский патриотизм принимает моральный и культурный характер, любовь к Риму становится любовью к роду человеческому и связующим его идеалом. Уже поэт Лукан, племянник Сенеки, даёт этому чувству сильное выражение, говоря о «священной любви к миру» (sacer orbis amor) и прославляя «гражданина, убеждённого в том, что он родился на свет не для себя, а для всего этого света». Это общее сознание культурной связи между всеми римскими гражданами порождает в III веке понятие romanitas, в противоположность варварству. Задача соратников Ромула, отнимавших у соседей, сабинян, их жён и поля, превращается, таким образом, в мирную общечеловеческую задачу. В области идеалов и принципов, возвещаемых поэтами, философами и юристами, Рим достигает высшего своего развития и становится образцом для последующих поколений и народов. Он был обязан этим взаимодействию Рима и провинций; но именно в этом процессе взаимодействия заключались зародыши падения. Оно подготовливалось с двух сторон: претворяясь в провинциях, Рим утрачивал свою творческую, созидательную силу, переставал быть духовным цементом, соединявшим разнородные части; провинции были слишком различны между собой в культурном отношении; процесс ассимиляции и уравнения в правах поднимал на поверхность и ставил нередко на первый план национальные или социальные элементы, ещё не культурные или стоявшие много ниже общего уровня.

    Культурная трансформация

    Два, в особенности, учреждения действовали вредно в этом направлении: рабство и войско. Рабство выводило в люди вольноотпущенников, самую испорченную часть античного общества, совмещавших в себе пороки «раба» и «господина», и лишённых всяких принципов и преданий; а так как это были люди способные и необходимые для бывшего господина, то они играли роковую роль повсюду, в особенности при дворе императоров. Войско принимало в себя представителей физической силы и грубой энергии и выводило их быстро - особенно во время смут и солдатских восстаний на вершину власти, приучая общество к насилию и к преклонению перед силой, а правящих - к пренебрежению законом. Другая опасность грозила со стороны политической: эволюция Римской империи заключалась в создании из разнородных по устройству областей, сплоченных Римом оружием, единого стройного государства. Цель эта достигалась развитием специального органа государственного управления - первой в мире бюрократии, которая все размножалась и специализировалась. Но, при все более усиливающемся военном характере власти, при все большем преобладании некультурных элементов, при развивавшемся стремлении к объединению и уравнению, стала ослабевать самодеятельность старинных центров и очагов культуры. В этом историческом процессе выдается время, когда владычество Рима уже утратило характер грубой эксплуатации республиканской эпохи, но ещё не приняло мертвенных форм позднейшей империи.

    Лучшей эпохой Римской империи всеми признается II век, и это приписывается обыкновенно личным достоинствам царствовавших тогда императоров; но не этой только случайностью следует объяснять значение эпохи Траяна и Марка Аврелия, а установившимся тогда равновесием между противоположными элементами и стремлениями - между Римом и провинциями, между республиканским преданием свободы и монархическим порядком. Это было время, которое можно характеризовать прекрасными словами Тацита, восхваляющего Нерву за то, что он «сумел соединить вещи прежде (olim ) несовместимые (dissociabiles ) - принципат и свободу». В III веке это стало уже невозможным. Среди анархии, вызванной своеволием легионов, развилось бюрократическое управление, венцом которого была система Диоклетиана, с её стремлением все регламентировать, определить обязанности каждого и приковать его к месту: земледельца - к его «глыбе», куриала - к его курии, ремесленника - к его цеху, подобно тому, как эдиктом Диоклетиана всякому товару была указана цена. Тогда-то возник колонат, этот переход от античного рабства к средневековому крепостничеству; прежнее деление людей по политическим разрядам - Римские граждане, союзники и провинциалы - было заменено делением на социальные классы. Вместе с тем наступил и конец античного мира, державшегося двумя понятиями - самостоятельной общины (polis ) и гражданина. Полис заменяется муниципием; почётная должность (honos ) обращается в повинность (munus ); сенатор местной курии или куриал становится крепостным человеком города, обязанным до разорения отвечать своим имуществом за недобор податей; вместе с понятием о polis исчезает и гражданин, который прежде мог быть и магистратом, и воином, и жрецом, теперь же становится или чиновником, или солдатом, или церковником (clericus ). Между тем в Римской империи произошёл самый важный по своим последствиям переворот - объединение на почве религиозной (см. Зарождение христианства в Римской империи). Переворот этот подготовлялся уже на почве язычества посредством соединения богов в общий пантеон или даже путём монотеистических представлений; но окончательно это объединение совершилось на почве христианства. Объединение в христианстве вышло далеко за пределы политического объединения, знакомого античному миру: с одной стороны христианство объединяло Римского гражданина с рабом, с другой стороны - римлянина с варваром. Ввиду этого естественно возник вопрос, не было ли христианство причиной падения Римской империи. Рационалист Гиббон в XVIII веке разрешал этот вопрос в безусловно утвердительном смысле. Правда христиане, преследуемые языческими императорами, были нерасположены к империи; правда и то, что после своего торжества, преследуя со своей стороны язычников и дробясь на враждебные секты, христианство разъединяло население империи и, призывая людей из мирского царства в Божье, отвлекало их от гражданских и политических интересов.

    Константин I

    Искусственная тетрархия Диоклетиана продержалась недолго; цезари не имели терпения мирно дожидаться своего возвышения в августы. Ещё при жизни Диоклетиана, ушедшего на покой в 305 году, разразилась война между соперниками.

    Провозглашенный британскими легионами в 312 году цезарем Константин разбил под стенами Рима своего соперника, последнего ставленника римских преторианцев, цезаря Максенция. Это поражение Рима открыло путь к торжеству христианства, с которым был связан дальнейший успех победителя. Константин не только дал христианам свободу исповедания в Римской империи, но и признание их церкви со стороны государственной власти. Когда победа при Адрианополе в 323 году над Августом востока, Лицинием, избавила Константина от последнего соперника, христианская церковь стала новым подспорьем его единодержавия. Заменив тетрархию Диоклетиана организацией четырёх префектур, Константин завершил административные преобразования своего предшественника в том специальном политическом стиле, который стал потом известен под именем византийского, с многочисленными придворными должностями и новыми титулами. Насколько и в каком смысле изменилась с Диоклетиана сама императорская власть, об этом лучше всего свидетельствует созванный Константином Никейский собор . Значение, которое заимствовал языческий император от звания «главного понтифекса», имело местно-римский национальный характер и было ничтожно сравнительно с положением, которое занял Константин после принятия христианства. Для новой империи понадобилась и новая столица; ею стал град Константина . Таким образом осуществилось то, что грезилось современникам Цезаря и Августа, о чём говорил с тревогой в своих одах Гораций : возникновение нового Рима на дальнем востоке, преемника древнего города Ромула. Положение Константина было настолько упрочено, что он сделался основателем династии.

    Империя после Константина (337-395)

    После его смерти () власть перешла к его трём сыновьям: Констанций получил Константинополь и восточную префектуру, Констант - иллирийскую префектуру и Италию , Константин II - префектуру Галлию с Африкой. Первым делом новых императоров было истребление родственников. Междоусобие между Константином и Константом и восстание, в котором погиб победивший, соединили всю власть в руках Констанция. В