Где же подлинная янтарная комната? Тайны исчезновения янтарной комнаты.

Безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. "Известия" подключились к ним. И... нашли янтарную комнату.

Шедевр сначала подарили России, а потом украли

С того дня в 1699 году, когда скульптор-датчанин Шлютер по приказу прусского короля взял в руки теплый медовый самородок, чтоб отделать янтарными панелями кабинет монарха, будущий шедевр стал одним из самых загадочных и невезучих в истории. Когда работу закончил третий камнерез, умер заказчик - король Фридрих I. Его наследник, Фридрих Вильгельм I, засунул ненужные панели из янтаря подальше и не вспоминал о них несколько лет.

А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам "светлейшего", говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.

Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.

Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.

Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами.

Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать... в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.

Екатерининский дворец-2

В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?

Но редко ступает нога туриста в Вырицу. А ведь там тоже есть "Екатерининский дворец"! Проскочить его, двигаясь по шоссе, невозможно: взгляд спотыкается об это гигантское бирюзово-белое барокко посреди сельского соцреализма. Налево пойдешь - продмаг и селяне с бутылками. Направо, чуть в глубине, за полянкой - роскошно-голубые стены, кокетливые белые завитки лепнины.

Ну, вы, может, не заметили, но в Пушкине на стенах Екатерининского - желтая краска, а у меня - настоящее золото, - небрежно бросает по телефону хозяин дворца - Сергей Васильевич Васильев.

Он - очень авторитетный в Петербурге предприниматель. Ныне известен как владелец нефтеналивного терминала в морском порту Петербурга и еще некоторой серьезной собственности. Для себя и братьев он и построил в родной для них Вырице свой "Екатерининский дворец".

Ну, внутри-то, наверное, не так роскошно? - подначиваю я дворцевладельца.

Ну что вы, - снисходительно протягивает он, - самое роскошное как раз внутри!

Но убедиться, что это так, Сергей Васильевич не разрешает. Говорит, у него и так много неприятностей. И правда: пару лет назад ему пришлось пережить покушение. Автоматчики изрешетили "Роллс-ройс" Васильева, а самого его спас от гибели только золотой корпус мобильного телефона, который он прижимал в тот момент к уху. И тогда поговаривали, что убить предпринимателя хотели вовсе не из-за нефтеналивного бизнеса. А ради завладения резиденцией в Вырице. Одни считают, что объекты сопоставимы по цене. Другие смеются: дворец-то дороже.

Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?

В чем ошибка мастера?

В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции.

К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов.

По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде.

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке.

Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать.

И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год...

По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов.

В мае 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь". Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов.

Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?

Янтарь дышит у тебя в руках

Скажу сразу: "вырицкий" шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было "Екатерининского дворца" Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.

В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях...

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната...

Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках!

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша.

И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.

Нельзя ли посмотреть комнату? - интересуюсь у Васильева, набравшись храбрости.

Н-нет, - чуть запнувшись, отвечает хозяин дворца. - Она... Она еще не совсем готова...

Чем порадовать богатого человека

Копия Янтарной комнаты - это апофеоз. А как еще в наши дни обустраивают свой быт люди, у которых есть тяга к прекрасному?

В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.

Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.

Копируют, скорее, традиции, - объясняет петербургский скульптор Сергей Фалькин.

Одна из них - дарить молодоженам свадебные кубки. Это подарок парный, на кубки можно даже нанести портреты молодых. Художник во второй раз такого же кубка не создаст.

Есть даже заказчики, которые ставят такое условие: изделие никогда не должно появиться ни в одном нашем каталоге, ни на одной выставке, - рассказывает Фалькин. - Поэтому некоторые свои работы я уже и сам никогда не увижу.

Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.

Один наш заказчик коллекционировал ягоды, - с улыбкой вспоминает Сергей. - Мы сделали практически все ягоды, какие существуют в природе. Пришлось штудировать ботанику...

Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.

Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.

Но это редкость, чтоб заказывали конкретную кошечку или собачку, - признает Сергей Фалькин. - Как правило, речь идет о подарках людям, у которых есть все, что нужно для жизни, и поэтому им надо преподнести нечто неповторимое.

Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.

Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.

И один из самых известных интерьеров, созданных в XVIII веке. История Янтарной комнаты с самого начала была овеяна тайной и являлась необычным символом отношений между Россией и Германией. Созданная в Пруссии она была подарена Петру Первому, а во время Великой Отечественной войны ее похитили немецкие захватчики. К 300-летию Санкт-Петербурга благодаря мастерству и терпению реставраторов уникальный интерьер был вновь воссоздан.

Посетить Янтарную комнату можно во время экскурсии по Екатерининскому дворцу в Царском селе .

Янтарная комната - описание

Высота Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, а ее площадь ‑ около 100 кв. метров. На облицовку трех стен ушло 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Самый большой самородок весом в один килограмм был приобретен у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для справки: Янтарь относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий.

Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета - вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности - он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.

Янтарный кабинет - это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как слезы моря и дар солнца. Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался - слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие».

Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.

Создание уникального убранства было завершено при Екатерине II в 1770-х годах. Янтарный убор располагался на трех ярусах, занимая три стены комнаты. Средний ярус отведен под восемь вертикальных панно, на четырех из которых установлены композиции из цветных камней, выполненных в 1752 году во Флоренции выдающимся камнерезом и гравером Луи Сириесом по эскизам художника Джузеппе Дзокки.

Картины, созданные в технике флорентийской мозаики из сицилийских яшм и маремских кремниев, изображают аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках размещены высокие зеркальные пилястры.

Прямоугольные янтарные панно установлены в нижнем ярусе комнаты. Также Янтарную комнату украшал маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. В застекленных витринах хранилась одна из самых значительных в Европе коллекция янтарных изделий XVII-XVIII веков.

Янтарная комната была предметом гордости каждого из русских царей - Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, а начиналась ее история в конце XVII - начале XVIII века в Пруссии.

Янтарная комната - из истории

Король Пруссии Фридрих III, взойдя на престол, решил перестроить для своей супруги Шарлотты-Софии небольшой летний дворец в Литценбурге. Автором интерьера одной из комнат стал любимый архитектор королевы И.Ф. Эозандер. В помощь ему из Копенгагена пригласили придворного художника, резчика по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрама. После смерти королевы работы по созданию янтарных панно были остановлены и во дворце Литценбурга их так и не установили.

Взошедший на престол король Фридрих Вильгельм I отличался скупостью и все дорогостоящие работы по обустройству дворца прекратил. Вместе с тем, созданные панно он поместил в один из кабинетов Берлинского королевского замка.

Петр Первый, увидевший янтарные панели, восхитился их красотой и не скрывал, что хотел получить бы их для Кунсткамеры .

По одной из легенд, император был так впечатлён коллекцией, что якобы выпросил ее у Прусского короля. Этот миф говорит скорее не об унижении Петра Первого, а о красоте панно.

В действительности же, позже стало известно, что император получил эту коллекцию, а также яхту Либурнику от Прусского короля в качестве дипломатического дара. Это был дорогой подарок - ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. В качестве ответного дара император послал в Пруссию для службы в Потсдамской гвардии 55 высокорослых гренадеров.

Эта легенда стала доказательством красоты и великолепия подаренных панно.

В России ценный груз принял Александр Меншиков, но по каким-то причинам в коллекции не хватало нескольких деталей и Янтарный кабинет при Петре Первом так и не был установлен.

Императрица Елизавета Петровна вспомнив о хранившейся в Летнем дворце панелях, поручила архитектору Бартоломео Растрелли установить их в строящемся Третьем Зимнем дворце. Недостающие детали мастер дополнил зеркальными пилястрами и росписями под янтарь. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарная комната стала залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.

В июле 1755 года янтарное убранство было размещено в Екатерининском дворце в Царском селе .

Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря.

Во время Великой Отечественной войны немецкие оккупанты вывезли коллекцию в Кенигсберг и несколько лет она экспонировалась в одном из залов Кенигсбергского музея. 6 апреля при отступлении немецких войск янтарные панно были демонтированы и отправлены в неизвестном направлении. Существуют множество версий о ее нахождении, но разгадать эту тайну до сих пор ученым не удалось.

Восстановление шедевра началось в конце 70-х годов и длилось почти 24 года, на эти цели было выделено 7,85 млн. долларов из бюджета России и 3,5 млн. долларов направил германский концерн «РурГаз». В мае 2003 года Янтарная комната, которую часто называют восьмым чудом света, была торжественно открыта и посетители увидели этот уникальный янтарный интерьер.

История России знает три загадки, связанные с исчезновением отечественных произведений искусства.

Так, в XVI веке бесследно пропала библиотека Ивана № Грозного, уникальное собрание русской и иностранной литературы. В1812 году, покидая столицу Российской Империи, Наполеон Бонапарт захватил «московскую добычу», в основном предметы церковного обихода, похищенные в кремлевских храмах. А в 1941 году немцы вывезли из Екатерининского дворца Янтарную комнату. Пожалуй, больше всего гипотез и домыслов породило то, что могло произойти с нею после 1945 года.

Сегодня о существовании Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе знает абсолютное большинство грамотных людей. Однако мало кто из стоявших у истоков рождения этого чуда рук человеческих мог предположить, что Янтарной комнате уготована фантастически невероятная судьба быть в центре внимания многих поколений на протяжении трёх столетий.

О Янтарной комнате написаны сотни книг, тысячи статей и сняты десятки фильмов. Сама Янтарная комната пока не найдена, что, согласитесь, привносит в нашу историю очарование неразгаданной тайны. Конечно, результат всегда интересен, но процесс расследования ещё более увлекателен.

Ищут писатели, журналисты, режиссёры, историки, поисковики. Постепенно проблема Янтарной комнаты стала многогранной: в поиск включились политики, дипломаты, главы правительств и президенты, чиновники, полицейские, таможенники, разведчики, прорицатели и ясновидящие и, естественно, криминальные элементы.

Как всё начиналось

А начиналось всё замечательно. 300 лет тому назад прусский король Фридрих тщетно соперничал с французским коллегой Людовиком XIV, известным как «король-солнце». И чтобы перещеголять его, распорядился он сделать для дворца в Берлине Янтарный кабинет.

И вдруг у Фридриха I, прусского короля, возникает идея – превратить янтарь из материала для предметов мелких, бытовых в интерьер, в архитектуру, совершенно другую область.

В 1709 году Янтарный кабинет был торжественно открыт, а через две недели вся конструкция рухнула. Часть зеркал и панелей была уничтожена, а уцелевшие отправлены в Цейхгауз.

Через четыре года скончался Фридрих I. На престол вступил его сын – Фридрих-Вильгельм I, которого мало интересовали красоты дворца, а все свои сбережения он тратил на королевскую гвардию. Кроме того, он был чрезвычайно скуп и в 1716 году, когда в Берлин неожиданно пожаловал Пётр I, Фридрих-Вильгельм мучительно размышлял: что бы подарить могущественному русскому царю. Решение нашлось. В кладовке лежали никому не нужные янтарные картины. Пётр I уже видел их раньше, когда приезжал к отцу Вильгельма, и поразился янтарной диковиной. 13 января 1717 года груз с Янтарной комнатой прибыл в Петербург, о чём есть соответствующий документ.


Фридрих Вильгельм I

1743 год. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, издаёт указ, в котором значится, что «кабинет Янтарный для убирания в Зимнем доме покоев, в коих я, Императорское Величество, жительствовать имею соизволить, принять и оборудовать». Елизавета Петровна постоянно думала о «великости нашего императорского достоинства» и окружала себя роскошью: новыми дворцами, не смущаясь предстать перед публикой в образе мифической Флоры, и затем решила, что ей нужен загородный дворец в Царском Селе.

В значительной степени заслуга создания янтарного чуда принадлежит графу Бартоломео Растрелли.

Интересно, что Растрелли имел гораздо большее помещение, чем кабинет Фридриха, и он впервые ввёл мотив зеркальных пилястр. Казалось, что весь зал украшен янтарём. Важной декоративной деталью Янтарного кабинета были мозаики, которые Елизавета Петровна получила в подарок. Но беда в том, что рам было всего три, а четвёртой рамы недоставало. Фридрих Великий, узнав об этом, немедленно заказал раму данцигским мастерам и торжественно преподнёс Елизавете Петровне с соответствующими стихами, в которых отмечались воинские достоинства Елизаветы Петровны. Боевые подвиги были явно преувеличены. Елизавета Петровна растрогалась и уплатила мастеру Зуру за старания 500 рублей.

С тех пор на протяжении 200 лет Янтарная комната оставалась такой, как её сделал Растрелли.

Елизавета Петровна.
Дальнейшая судьба Янтарной комнаты

Но дальнейшая судьба шедевра складывалась печально. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург; в 1830 и 1897 годы ее снова реставрировали.

При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации. Комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась.

17 сентября 1941 года в четыре часа дня в Пушкин вошли немецкие войска. Екатерининский дворец был разрушен и разграблен. От полного уничтожения Янтарную комнату спасло только прибытие лиц, ответственных за пополнение музеев рейха, - капитана Поенсгена и графа Солмс-Лаубаха. Комната была демонтирована, упакована и на 27 грузовиках отправлена на станцию Северная, откуда ее по железной дороге переправили в Кенигсберг …

Возникает вполне закономерный вопрос: почему с 22 июня по 17 сентября 1941 года комната не была эвакуирована в тыл?

32 тысячи предметов из экспозиции Екатерининского дворца всё-таки успели вывезти в тыл, а самый дорогой экспонат почему-то оставили. Ведь у сотрудников музея было почти три месяца для демонтажа и эвакуации, в то время как семеро немецких солдат смогли ее демонтировать всего за 36 часов. Существует ряд обстоятельств, в силу которых уникальное произведение искусства осталось в Екатерининском дворце.

Лариса Бардовская (заместитель директора Государственного музея-заповедника «Царское Село»):

«А Янтарная комната – это особый случай, потому что она осыпалась. И когда приступили к её демонтажу, стали осыпаться мозаики».

Фото: Павел Маркин

Я нтарь – действительно достаточно хрупкий материал. Но комнату постоянно реставрировали. Её первая починка состоялась ещё в середине XVIII века и обошлась императорской казне в 75977 рублей – это огромные по тем временам деньги, на них можно было купить несколько имений. Все дальнейшие реставрации тоже вылились в круглую сумму. Поэтому с трудом верится, что янтарные панели износились так серьёзно.

Восьмое чудо света – так называют Янтарную комнату во всём мире. 224 года простояла она в России. И, без сомнения, простояла бы и до наших дней, если бы не война, которая в сентябре 41-го года разорила Екатерининский дворец.

Так почему же советским властям не хватило целых трёх месяцев для того, чтобы спасти уникальную реликвию? А шесть немецких солдат под руководством унтер-офицера за 36 часов размонтировали Янтарную комнату, уложили панели в ящики и спокойно отправили всё это в Кёнигсберг.

Вследствие наступательной советской военной доктрины планы эвакуации стояли на самом последнем месте и как возможный вариант развития событий не рассматривались.

Так или иначе, Янтарная комната отправилась в Кенигсберг, город, в котором она уже бывала и где началась гораздо более драматичная страница ее судьбы. Переименованная нацистами в «достояние немецкой нации», Янтарная комната вплоть до 1944 года хранилась в Кенигсберге, пока советские войска не вступили в Восточную Пруссию.


Советское подразделение в уличном бою в Кенигсберге.

28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок, где в подвалах хранилась демонтированная и упакованная Янтарная комната, был полностью сожжен.

После взятия Кенигсберга руководство комиссией по вывозу ценностей было поручено профессору Александру Брюсову, искусствоведу и историку — брату известного поэта Валерия Брюсова. Ему было поручено отыскать спрятанные в Кёнигсберге похищенные советские ценности. Профессор был археологом, не знал, с чего начать, и не имел ни малейшего представления, как выглядит Янтарная комната.

Главное действующее лицо драмы – доктор Альфред Роде – вообще Брюсова не интересовал до тех пор, пока Роде сам не явился к нему. Но не для того чтобы сообщить о Янтарной комнате, а чтобы наняться на работу и получить продовольственные карточки. А лишь спустя некоторое время Роде показывает Брюсову бункер, где оказалось кое-что из похищенного. А по поводу Янтарной комнаты Роде заявил, что она сгорела во время налёта, и показал Брюсову груду обгоревших остатков.

Профессор с готовностью поверил и составил акт о том, что Янтарная комната сгорела. Доктор Роде сразу же куда-то исчез, а однажды профессор Брюсов прогуливался по вечернему городу и увидел Роде, который жёг какие-то бумаги. Однако Брюсов, который никуда не торопился, читать сразу документы не стал, и напрасно… Это оказалась переписка доктора Роде с самим фюрером.

Трижды приходили приказы с требованием доставить Янтарную комнату в Берлин, но доктор Роде находил всё новые поводы удержать комнату в Кёнигсберге. И вот уже в конце 44-го года он отвечает Гитлеру:

1. Железные дороги перерезаны красными;
2. Морем отправить не рискуем, оно активно контролируется противником;
3. В воздухе постоянно висит авиация красных.
Даю государственную гарантию, что Янтарная комната хранится в достаточно надёжном месте – в третьем ярусе бункера, вход замаскирован.
Хайль Гитлер!
Роде, директор.

Осталось выяснить, о каком бункере идёт речь. Стали искать Роде и нашли только справку о том, что Роде и его жена скончались в декабре 1945 года от дизентерии в этой больнице.

В 1946 году Анатолий Кучумов – тот самый, который отвечал за эвакуацию музея Царского Села – узнаёт, что профессор Брюсов считает Янтарную комнату сгоревшей, и немедленно отправляется в Калининград вместе с искусствоведом Станиславом Трончинским. Приехав, они исследовали зал Королевского дворца, где якобы были обнаружены остатки Янтарной комнаты.


Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г. Фото: РИА Новости

Сразу же были найдены три мозаики, которые действительно побывали в огне. Странно, что их не заметил профессор Брюсов. При попытке взять в руки, мозаики рассыпались, ибо камень перегорел. Никаких других следов сгоревшей Янтарной комнаты Кучумов не обнаружил – обязательно остались бы куски оплавленных зеркал и янтаря. Версия гибели Янтарной комнаты в огне не подтвердилась, что позже признал и профессор Брюсов.

Цепочка исчезновений всех фигурантов

Одновременно с поисками янтарной комнатыодин за другим происходят несчастные случаи с лицами, участвующими в поиске Янтарной комнаты.

Директор Прусского музея доктор Альфред Роде, крупнейший знаток музейных редкостей, скоропостижно скончался вместе с женой, Эльзой Роде, от «кровавой дизентерии». При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были…Подполковник Пауль Энке, крупный чиновник министерства внутренних дел ГДР, умер при невыясненных обстоятельствах в Берлине… Майор Иван Курица, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен…

Эти и множество других смертей составили загадочную цепочку убийств в процессе поиска уникального шедевра. До сих пор не утихают споры о том, куда же исчезла Янтарная комната, сгорела ли она во время бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года или до сих пор хранится в одном из немецких бункеров.


Янтарная комната до войны
Любопытный факт

Одна из школьных подруг господина Роде встретила его на следующий день после бомбардировки Кёнигсберга. Он был бледен, пришёл незадолго до неё, и она спросила: «А как же Янтарная комната?». Его ответ: «Всё кончено, всё кончено…»

– Я была так испугана, и он сказал мне: «Я покажу вам её». И повёл меня в подвал напротив ресторана. Мы шли по пеплу, вниз по лестнице. Ужасно пахло гарью. Там была масса, похожая на мёд, из которой торчали куски дерева.

Однако Янтарная комната не сгорела во время этих пожаров. Это же подтверждает и сам Роде.

2 сентября 1944 года он докладывает в Берлин, что Янтарная комната осталась неповреждённой, кроме шести цокольных пластин.

Существует пять основных версий исчезновения Янтарной комнаты.

Первая версия. Тайник в Калининградской области. Начатые многочисленными кладоискателями-одиночками, представителями различных организаций, поиски были официально прекращены лишь в 1984 году. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения, но ни в одном она не была найдена. Во время многочисленных раскопок также не была подтверждена версия о гибели комнаты при бомбардировке в августе 1944 года.

Вторая версия. Кабинет был эвакуирован из Восточной Пруссии и доставлен в Германию, а оттуда - в Южную Америку. Предполагается множество мест, где он может находиться.

Третья версия. Ящики с бесценным грузом были вывезены в Западную Пруссию и закопаны на территории нынешней Польши. Один из польских ученых, Ян Гох, располагает свидетельствами очевидцев и историческими документами, которые ясно показывают, что Янтарная комната была спрятана гитлеровцами на территории населенного пункта Даргобондз.

Четвертая версия. Шедевр был разобран на части, вывезен в центральные земли Третьего Рейха и надежно спрятан в тайных депозитариях. Возможно, в дальнейшем комната была передана с секретными архивами представителям армии США.

Пятая версия. Существует предположение, что комната может находиться на территории бывшего СССР, куда она была вывезена после взятия прусской крепости. Но эта версия наименее правдоподобна, так как на поиски и восстановление Янтарной комнаты Советским Союзом были потрачены огромные средства.

Чуть более десятилетия назад обновленная копия Янтарной комнаты заняла свое почетное место в Царском Селе. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.

Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной, а на ее копию вновь может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор…

Ну а совсем недавно Первый канал показал фильм — расследование в двух частях — об исчезновении Янтарной комнаты. Была проделана серьезнейшая работа, но уж больно предсказуемая получилась концовка:

«Ответить на вопрос: «Где эти хранилища?» — своими силами мы не сумели. Видимо, наш поиск дошёл до того этапа, когда продолжать его нужно уже на государственном уровне.

Мы теперь знаем весь путь Янтарной комнаты. Показать её вам, по определённым причинам, не можем. Правда, знатоки утверждают, что копия значительно лучше оригинала, хотя это совсем не означает, что справедливость не должна быть восстановлена!»


Царское село, Санкт-Петербург




Русское название янтаря происходит от литовского слова «гинтарас», что дословно значит «защита от болезней». В Древней Руси зажиточные люди надевали на нянек и кормилиц нити, унизанные янтарем, чтобы защитить своего ребенка от сглаза. В Германии вплоть до Второй мировой войны маленьким детям на шею повязывали янтарные бусики, чтобы у них безболезненно росли крепкие и здоровые зубы. Считается также, что янтарь дает своему владельцу импульс творчества, укрепляет физические силы, веру, поддерживает оптимизм и бодрость. Может быть, и Янтарная комната окажется панацеей от всех проблем, которые не были решены в прошлом или встанут в будущем, во взаимоотношениях между Германией и Россией.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

29 апреля 2010 года исполняетсят 10 лет с того дня, когда Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников