Какой язык требует работы обоих полушарий мозга. Тренировка разума: способы, упражнения

Для улучшения работы мозга создано много препаратов, как синтетических так и натуральных, и не всегда они дают желаемый результат. Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

Асимметричная гимнастика для мозга

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно.

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Первое упражнение. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Второе упражнение. Ухо-нос.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Третье упражнение. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Четвёртое упражнение. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Пятое упражнение. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

Упражнение 6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Седьмое упражнение

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Девятое упражнение. Пазлы

На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Десятое

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мозг - это сердце нашей нервной системы. Это некий компьютер, способный обрабатывать множество поступающих сигналов.

Именно благодаря его точной работе мы можем совершать действия, которые тесно связанны с мыслительным процессом, правильной оценкой происходящего и конечно же самоощущением.

Мозг разделен на два полушария. Их симбиоз должен быть слаженным, скоординированным и синхронным. Только так человек сможет здраво и адекватно осуществлять важные виды жизнедеятельности. Как развить левое полушарие мозга?

Мозг - это загадочный орган и до сих ученые пытаются разгадать ребус работы полушарий. Так в мире доминирует теория о межполушарной асимметрии. Что это значит простым языком?

Теория базируется на утверждении, что левое часть серого вещества ответственна за , а правая - за полет творчества и чувства. Правда в том, что благодаря многочисленным экспериментам, все же доказана участь двух частей головного мозга одновременно.

То бишь и левая, и правая сторона отвечает за обе составляющие мыслительного процесса. Стоит отметь, что теория существует давно и при этом, является лидирующей.

Логическое мышление - это зона ответственности левого полушария. Так у личности появляются склонности к анализу и математическим просчетам.

Левое полушарие несет ответственность за последовательность обработки процессов, нашу речь, письмо и . Также оно помогает запоминать и что не маловажно, воспринимать числа и цифры.

Вышеупомянутое полушарие мозга руководит правой частью тела. Например, если особь является правшой, то, соответственно, развитость левого полушария заметна больше.

Развитие логики, как вида мышления, помогает более эффективно находить выходы из жизненных ситуаций. Она развивает гибкость ума и дает возможность обдумывать поступающую информацию более осознанно и четче.

Именно поэтому люди стремятся развить работу левого полушария до сверхскорости. Мозг - это мышца, которую непременно нужно развивать и прокачивать. Только таким образом человек сможет взять то, что принадлежит ему по праву.

Какие функции остались незамеченными?

Левое полушарие мозга берет власть над следующими областями работы организма:

  • опорно-двигательная функция правой части тела и, соответственно, координация;
  • запоминание математических символов, дат Дней рождения и имена людей;
  • сопоставление логических фактов и доводов, что удалось проанализировать извне;
  • буквальное восприятие. В левом полушарии нет места чувствам или эмоциям;
  • ощущение временного пространства и себя;
  • осознание понятия «Я» и способность различать его среди толпы индивидуумов;
  • интровертизм в характере человечества - также заслуга левой части мозга.

Как понять, какое из полушарий у вас развито лучше?

Я предлагаю воспользоваться следующими методиками определения, которые позволяют узнать доминирующую часть мозга как у ребенка, так и у взрослого:

  • сплетите пальцы обеих рук между собой. Если вы наблюдаете сверху большой палец левой руки, значит доминирует левая часть мозга и наоборот;
  • начните хлопать в ладоши. Обратите внимание на руку, которая является контролирующей при хлопке. Зачастую, она находится сверху и подчиняется указаниям противоположного полушария;
  • при более развитом левом полушарии и в случае скрещивания рук на уровне солнечного сплетения, то правая рука всегда находится сверху.

Основные упражнения на каждый день

Конечно же, когда дети развиваются и растут, родители обязательно должны отмечать активность и синхронность работы двух сторон серого вещества. В учебных заведениях ребенок сможет приобрести навыки последовательности, а так же усвоить азы образного и логического мыслительного процесса. Но чем вы можете помочь, если все же заметили сбои в работе?


Упражнения для развития левого полушария

1. «Ушко-нос»

Вам необходимо взяться левой рукой за краешек своего носа. С помощью правой отыщите противоположное ухо и также возьмитесь. Далее быстро отпустите руки и хлопните в ладоши. Главная задача - поменять руки местами так, что бы не запутаться.

Это упражнение нужно выполнять, как можно чаше для получения максимального результата.

2. «Зеркальное письмо»

Для этой проработки вам потребуется пара карандашей или ручек с чистым листом бумаги. А теперь вооружите канцелярскими принадлежностями для письма сразу обе руки и начните вырисовывать зеркально-симметричные буквы.

Скажу вам сразу, что шедевра не выйдет Должно пройти время, чтобы мозг понял методику и приспособился. Но такая «тренировка» очень полезна для серого вещества всецело, а особенно для левого полушария.

3. «Кольца»

Расслабьте пальцы обеих рук и встряхните их. После начните перебирать ими так, чтобы большой палец руки, указательный, средний, безымянный и мизинчик приобретали форму кольца при соединении.

Такая процедура отменно стимулирует работу нервных окончаний в пучках пальцев и заставляет мозг активно работать.

Однозначно, выполнение таких задачек полезно. И при этом, подкрепляя их другими методиками, чтением, анализом и собственной привычкой думать, вы добьетесь .

4. И наконец, хорошее видео

Чем более развит персональный «компьютер» человека, тем больших высот он сможет достичь. А ни к успеху ли мы стремимся, друзья?

Что же, на этом я закончу свою мысль.

Подписывайтесь на обновление блога и рекомендуйте его для прочтения друзьям в социальных сетях. В комментариях расскажите о том, какие упражнения практикуете вы и доводилось ли вам встречать амбидекстера - человека, который одинаково хорошо владеет обеими руками?

До встречи на блоге, пока-пока!

Человеческий мозг называют самым сложным биологическим механизмом, который создала природа. Он регулирует и координирует все жизненные функции человека и контролирует его поведение.

Мозг покрыт тонким серым слоем с бороздками и извилинами – это кора головного мозга. Здесь находится его мыслительный центр. Кора представляет собой нервную ткань, состоящую из нескольких миллиардов нейронов 70% мозга составляют большие полушария – правое и левое.

Как помочь мозгу работать эффективнее?

1. Переработку всей информации: ее получение, проведение и передачу другим клеткам осуществляют нейроны, находящиеся в коре головного мозга. У новорожденного количество нейронов больше, чем у взрослого, но несмотря на это, он практически не умеет ни слышать, ни видеть.

Его глаза видят свет, но его мозг этого не понимает, потому что еще не образовались связи с другими нейронами, чтобы информация поступила дальше – в кору больших полушарий. По мере их образования ребенок будет различать сначала свет, затем силуэты, цвета и пр. Чем разнообразнее и ярче будут предметы вокруг него, тем быстрее образуются такие связи и тем лучше будет работать та часть мозга, которая связана со зрением.

Это же относится и к слуху и к другим способностям: осязанию, обонянию, способности говорить, ориентироваться и др. То есть, очевидно, существует определенный период, когда образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха и пр.

Таким образом, чтобы заставить мозг эффективно работать, его нужно тренировать с самого детства. Чем мозг моложе, тем он восприимчивей. И чем меньше его нагружать, тем хуже он будет работать. Мы все знаем, что если не тренировать мышцы, то они со временем станут дряблыми и начнут атрофироваться. То же касается и мозга: если его перестать нагружать, клетки, отвечающие за мыслительные процессы, начнут отмирать. У людей, которые тренируют свой мозг, ухудшение его работы отмечается лишь в глубокой старости.

2. Не стоит забывать и о питании – мозг нуждается в продуктах, содержащих жирные кислоты Омега-3 (это жирная морская рыба – лосось, семга, скумбрия, грецкие орехи). А вредны для него продукты, в состав которых входят трансжиры (маргарин, чипсы, крекеры, пирожные и т. п.).

3. Для мозга полезны физические нагрузки, ведь при тренировке тела тренируется и мозг. Достаточно получаса один раз в два дня.

4. Чтобы напрягались не только мышцы, но и мозг, его нужно тренировать играми, требующими запоминания, головоломками, кроссвордами и пр.

5. Для мозга необходим полноценный сон – он использует его для обработки воспоминаний и переноса их в долгосрочную память.

Этапы формирования мозга

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит вплоть до 15-летнего возраста. Формирование мозга осуществляется поэтапно:

  • с рождения до 3х лет

    У ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.

  • с 3 до 7 лет

    Образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Также в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.

  • с 7-8 лет и далее

    Происходит организация сознательной психической и логической деятельности.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством - пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения.

Интересно, что в возрасте с 6 до 12 лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения. Происходит параллельная активизация работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Левополушарные и правополушарные - в чем отличие?

Правое полушарие доминирует у людей творческих и обладающих интуицией. Такие личности больше всего увлечены дизайном, формой и пропорциями. Правое полушарие связано с музыкой и поэзией.

Левое полушарие является более рациональным и аналитическим. Люди с развитым левым полушарием добиваются успехов в точных науках.

Восприятие новой информации - функция правого полушария. А анализ и распределение этой информации - зона ответственности левого полушария.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Широко известно, что за работу логики отвечает левое полушарие мозга. Это было выявлено в ходе не одного научного эксперимента. Левое полушарие «отвечает» и за такие важные функции, как язык, чтение, письмо, счет, перечисление, дробление окружающей действительности, способность к математическим действиям, линейное мышление, зависимость от времени, анализ, интеллект. Все эти действия и операции знакомы каждому из нас – о них мы получаем представление со школьной скамьи и начинаем активно развивать и тренировать. Все описанные способности находятся исключительно в ведении левого полушария. Таким образом, люди высокого интеллекта, хорошо владеющие математикой или искусно владеющие речью, – это люди с доминирующим левым полушарием.

Выявив функции и особенности левого полушария, ученые много времени потратили на поиски функций правого полушария – ведь по объему речь шла о половине головного мозга, но за какие функции отвечает эта часть, стало понятно далеко не сразу, можно сказать, почти «случайно». В ходе экспериментов было выявлено, что правое полушарие отвечает за образное восприятие, целостность, пространственное мышление, архаичные языковые формы, музыку, запахи, образцы, целостную картину мира, мышление аналогиями, символику, синтез и интуицию. Одним словом, все то, что было противоположно функциям и компетенциям левого полушария. У каждого из нас есть знакомые, которые мыслят образами, символами, живут ощущениями. Это люди с доминирующим правым полушарием.

Если мы хотим развить интуицию, нам надо научиться активнее задействовать в повседневной жизни правое полушарие, научиться мыслить по-другому – не так, как мыслит логика, рассудок. Поэтому для развития интуиции одной из основных задач является стимуляция работы правого полушария. Нам надо научиться успешно существовать в режиме включенного правого полушария. Как же этого достичь?

Самый простой и естественный путь – те виды деятельности, которые «включают» правую часть мозга. Это все виды творчества: рисование, пение, танец, другое активное самовыражение, слушание музыки, восприятие запахов, оперирование символами, образами. Все это мы не так уж часто делаем в нашей обычной повседневной жизни – на работе, в семье, с друзьями.

Самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария. У человека, который одинаково хорошо пишет и правой, и левой рукой, обе половинки серого вещества развиты одинаково хорошо. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга – прекрасный способ для правши развить творческие способности и интуицию. Человек, научившийся писать левой рукой, может открыть в себе доселе не свойственные ему таланты.

Кроме того, развитие мелкой моторики посредством обучения письму или изготовлению картин из природных материалов обеих рук способствует развитию координации движений.

Что делает человека человеком? Ответов на этот вопрос можно отыскать немало, но один из самых распространенных и верных заключается в том, что человек обладает высоким самосознанием, способен мыслить и имеет мозг, многократно превосходящий по своему развитию мозг любого другого известного науке живого существа. За тысячи лет эволюции разум и мозг человека претерпели огромное количество существенных изменений, а сам этот прогресс основывается на способности к развитию. Именно по этой причине люди перешли в своем мышлении на качественно новый уровень.

Но несложно догадаться, что и человечество в целом, и каждый из нас в отдельности еще не пришел к вершине своих возможностей. А это значит, что мозг до сих пор постоянно развивается. Но более интересно то, что на развитие своего главного органа мы в состоянии повлиять самостоятельно. Мало того – это еще и обязанность каждого, ведь в первую очередь от степени развития мозга зависят личные жизненные результаты, эффективность работы, успехи в обучении, овладении новыми навыками и общении с другими.

Беря во внимание все вышесказанное, сегодня мы хотим побеседовать на тему развития мозга. Далее вы узнаете интересную информацию о мозге человека, его функции и особенности развития, полезные советы, упражнения и способы тренировки. Из всего этого может сложиться эффективная система , которая может применяться вами каждый день. И для начала мы скажем несколько слов о мозге человека в целом, чтобы лучше понять, как развить его максимально.

Коротко о мозге человека

Мозг человека – самый загадочный и таинственный орган, и многие проводят аналогию между ним и компьютером. На протяжении всей своей жизни человек что-то узнает и , а вся информация, обладающая для него той или иной полезностью, переходит в его память и хранится там, пока ему это нужно. Если же какие-то данные становятся неактуальными, мозг просто-напросто стирает их.

Функции мозга можно перечислять очень и очень долго, но главное – это то, что от него зависит мышление, память, воображение, речь, чувства, восприятие, самосознание. Естественно, этот список намного больше, и если вам хочется узнать о мозге человека и его развитии еще, вы можете найти и почитать специализированные книги (Роджер Сайп, Джон Медина, Дмитрий Чернышев и другие авторы).

Мозг представляют правое и левое полушария, связанные друг с другом мозолистым веществом, служащим для передачи информации между ними. Если повреждается одно полушарие, как правило, повреждается и второе. Но известны случаи, когда, например, при разрушении левого полушария его функции брало на себя правое, и наоборот, благодаря чему человек мог продолжать жить полноценной жизнью. Что же касается этих самых функций, они различны.

Левое полушарие отвечает за логическое мышление и работу с числами. Оно обрабатывает и анализирует информацию в конкретной, строгой последовательности. А правое полушарие ответственно за чувственное восприятие и творческое мышление – с его помощью воспринимается музыка, запахи, цвета, искусство и т.д. Это же полушарие помогает человеку ориентироваться в окружающем его пространстве. А благодаря его свойству синтезировать имеющуюся информацию, человек получает возможность креативно мыслить, находить нестандартные решения, решать головоломки, выполнять всевозможные упражнения и играть в игры на развитие мышления и воображения (кстати, говоря о развитии мышления, не будет лишним упомянуть про , пройдя который вы сможете овладеть двенадцатью различными мыслительными техниками).

В принципе, рассмотренной информации более-менее достаточно для приблизительного понимания устройства работы мозга человека. И остается лишь заметить, что благодаря специальным упражнениям мозг можно развивать и делать более мощным. Однако очень важно обратить внимание на так называемые подготовительные мероприятия, ведь неважно, будет тренироваться мозг ребенка или мозг взрослого, он в любом случае должен быть подготовлен к этому.

Как подготовить мозг к тренировкам

Существует три основных правила, которые следует принять во внимание, чтобы сделать свой мозг более эластичным, податливым и готовым к восприятию и усвоению новой информации, а также последующему ее воспроизведению и грамотному применению.

К этим правилам относятся:

  • Устранение гиподинамии. Это означает, что вы должны обеспечивать себя необходимым количеством физической активности. Гиподинамия свойственна людям, ведущим пассивный образ жизни или просто мало двигающимся, например, тем, чья деятельность предполагает провождение большого количества времени в сидячем положении, к примеру, школьникам и студентам, любителям часами играть в компьютерные игры или . А негативные последствия гиподинамии выражаются в том, что она не дает расщепляться жировым кислотам, находящимся в организме, что приводит к возникновению холестериновых бляшек на сосудах, препятствующих нормальному кровообращению. Кровь же обеспечивает органы, в том числе и мозг человека, нужным им количеством кислорода, и, если этот процесс нарушен, функции мозга тоже нарушаются, вследствие чего ухудшается и эффективность его работы (в особенности гиподинамия отрицательно воздействует на мозг ребенка и пожилого человека).
  • Обеспечение организма фосфатами и углеводами. Здесь мы скажем лишь о том, что, во-первых, нужно включить в свой рацион продукты, богатые фосфором (тыква, зародыши пшеницы, мак, соевые бобы, кунжут, плавленый сыр, орехи, овес, фасоль и другие), а также продукты с высоким содержанием полезных углеводов (рис, кукурузные хлопья, отруби, макароны, кефир, молоко, креветки, рыба и другие). Кстати, вы можете почитать о правильном питании. А во-вторых, вам следует минимизировать или полностью отказаться от употребления алкоголя, губительно воздействующего на нейроны головного мозга. Помимо зловредного спирта, в состав алкоголя входит углекислый газ, и вместе со спиртом он оказывает на клетки мозга очень мощное разрушающее влияние.
  • Употребление воды. Подробно о пользе воды мы , а сейчас только напомним, что чистая вода помогает организму очищаться от токсинов и шлаков, а также способствует , поддерживая нейронную связь. Чтобы обеспечить себя оптимальным количеством воды, вы должны выпивать литр воды в сутки в расчете на 30 кг собственного веса. Если же вы подвержены чрезмерному воздействию стрессов, то количество употребляемой воды желательно увеличить еще больше.

Следуя этим трем правилам, вы создадите серьезный фундамент для тренировки мозга. И любая система развития должна основываться на них – мозг ребенка и мозг человека взрослого требует особого «ухода» и внимания к себе. А еще немало полезной информации на представленную тему содержат в себе тематические книги (Роджер Сайп, Марк Уильямс и Денни Пенман, Алекс Ликерман и другие авторы).

Развитие обоих полушарий мозга

Вспомним: левым полушарием обрабатывается речевая и численная информация, логика, выводы, анализ, линейность и т.п. Правое полушарие обеспечивает пространственную ориентацию, цветовое восприятие, восприятие форм, звуков, цветов, ритмов, сновидений и т.д. Вообще, конечно, данные воспринимаются обоими полушариями, но каждое из них преобладает именно в своей области (о функциональной асимметрии вы можете почитать в ).

Отсюда вывод: развивая какое-то одно полушарие, можно, например, «поднатаскаться» в способности воспринимать образы и стать суперкреативным, но в то же время испытывать серьезные трудности с решением арифметических задач. Или, наоборот, можно стать профи в аналитике, но быть неспособным видеть красоту в картинах или не уметь составить банальный стишок из четырех строк.

Поэтому в учебных заведениях зачастую преподаются не только профилирующие дисциплины, но и те, что совершенно не связаны со специальностью. Вспомните тех же математиков, изучающих литературу, историю и другие гуманитарные предметы, или филологов, в расписании которых есть технические дисциплины. Это служит еще одним доказательством того, что развития требуют оба полушария. И для этого вы можете прибегнуть к выполнению следующих упражнений:

Упражнение 1

Для выполнения первого упражнения вам понадобится напарник. Пусть он чем-то завяжет вам глаза. Как только это будет сделано, прогуляйтесь немного по помещению или территории, где вы находитесь в данный момент. После этого дайте ответы на следующие вопросы:

  • Увеличилась ли активность ваших органов чувств, и если да, то как?
  • Что помогало вам преодолевать неуверенность из-за невозможности видеть?
  • Какие звуки вы успели запомнить?
  • Было ли что-то, что вас настораживало?
  • Было ли что-то, что вас успокаивало?

Основываясь на этих ответах, вы поймете, как реагирует организм на отключение одного из органов чувств. А само упражнение поможет вам активизировать дополнительные ресурсы обоих полушарий.

Упражнение 2

Посредством второго упражнения вы научитесь синхронизировать работу обоих полушарий своего мозга. Выполняется оно так:

  • Встаньте прямо и вытяните вперед или вверх обе руки;
  • Нарисуйте в воздухе левой рукой круг, а правой – квадрат;
  • Выполняйте упражнение, пока не добьетесь успеха, а затем поменяйте руки.

Также это упражнение можно усложнить, рисуя в воздухе руками более сложные фигуры. А на основе идеи этого же упражнения есть даже специальная система развития обоих полушарий. Смысл ее состоит в том, чтобы выполнять привычные вещи нестандартными способами. Можно, к примеру, мыть посуду, чистить зубы или кушать другой рукой, держать телефон у другого уха, носить сумку или рюкзак на другом плече (под словом «другой» понимается для правшей – левая сторона, а для левшей – правая).

Упражнение 3

Банальное и простое на первый взгляд упражнение, но в действительности оно отлично помогает синхронизировать работу правого и левого полушарий. Выполняется следующим образом:

  • Поглаживайте правой рукой живот по часовой стрелке;
  • Теперь левой рукой легонько постукивайте по голове вертикальными движениями;
  • Немного потренировавшись, выполняйте указанные движения одновременно.

Интересно, что очень часто руки как бы сами начинают путать движения: левая рука делает то, что должна правая, а правая – то, что должна левая. Упражнение очень интересно, а после того как первый вариант будет освоен, просто поменяйте руки.

Очень эффективно использовать три этих упражнения, когда требуется оказать воздействие на мозг ребенка. Но и для взрослых они будут крайне полезны – при кажущейся простоте, они прекрасно тренируют мозг, вследствие чего улучшается мышление, память, воображение и т.д. Но будет еще лучше, если вы совместите свои тренировки с развитием мышления, например, с прохождением .

Упражнения двух последующих групп можно выполнять отдельно и совместно друг с другом, а также в комплексе с уже рассмотренными. Зависит этот ваших личных потребностей и предпочтений.

Развитие левого полушария мозга

Здесь мы также рассмотрим три упражнения:

Упражнение 1

Смысл очень прост – всего лишь нужно выполнять все действия и манипуляции с объектами окружающего мира при помощи правой руки. Несмотря на то, что для правшей это естественно, даже для них это будет крайне необычно, а левши получат превосходную практику.

Упражнение 2

Это упражнение не намного сложнее предыдущего – для развития левого полушария ежедневно уделяйте немного времени на и решение арифметических задач.

Упражнение 3

Опять же очень простое упражнение – каждый день по 30-40 минут разгадывайте кроссворды и сканворды. Их разгадывание считается по большей части аналитическим, нежели интуитивным процессом, а значит, и задействовано в нем левое полушарие.

Развитие правого полушария мозга

В этой группе представлено четыре упражнения:

Упражнение 1

Систематически прослушивайте любимую музыку, и фантазированию, т.к. именно за это отвечает правое полушарие мозга. Чем раскованнее вы будете себя чувствовать, тем лучше.

Упражнение 2

Для развития правого полушария выполняйте все действия и манипуляции с объектами окружающего мира левой рукой. Если в предыдущем блоке неудобства испытывали левши, то в этом случае постараться придется правшам. Кстати, будет классно, если и читать и писать вы будете учиться справа налево, для чего очень эффективно заниматься арабским письмом. Заодно вы будете и тренировать память.

Упражнение 3

Т.к. правому полушарию в больше степени свойственно синтезировать, а не анализировать данные, уделяйте время рисованию, ведь именно во время рисования развивается абстрактное мышление. Выделяйте ежедневно по 30 минут для этого. Кроме того, рисование можно заменить или совместить с дизайном интерьера или одежды. Дополнительным плюсом это упражнения можно назвать .

Упражнение 4

Развивайте в себе эмпатию. Это означает, что нужно развивать в себе способность к сопереживанию и восприятию мира глазами других людей. Учитывая это, правое полушарие развивается просто прекрасно, а подробно о развитии эмпатии вы можете узнать, перейдя по .

Все упражнения, о которых мы поговорили, при регулярном выполнении сделают ваш ум более острым и гибким, а мозг – натренированным и способным на серьезные достижения. Самое главное – это не забывать уделять внимание обоим полушариям.

И напоследок еще несколько хороших советов для развития мозга:

  • Занимайтесь спортом ( , ходите в бассейн, совершайте пробежки и т.д.);
  • Общайтесь с окружающими людьми на интересные темы;
  • Обеспечивайте себя полноценным сном и хорошими условиями для отдыха;
  • Правильно питайтесь и ешьте больше витаминных продуктов;
  • Развивайте стрессоустойчивость и позитивное мышление;
  • Играйте в развивающие игры и шахматы;
  • Читайте познавательную литературу и развивающие книги (Роджер Сайп, Кэрол Дуэк, Артур Думчев и т.д.);
  • Занимайтесь самообразованием и проходите курсы по развитию мышления (курс по когнитивистике ).

Такая система развития позволит вам всегда личностно расти, тренировать интеллект и иметь активный, здоровый и сильный мозг. Желаем вам успехов и возможности использовать свой потенциал по максимуму!

Левое полушарие мозга отвечает за способность к логическому мышлению, систематизации и критическому мышлению. У гармонично развитого человека оба полушария работают слаженно и уравновешивают друг друга. Тренируемся и достигаем совершенства.

3. Нагружаем правую сторону тела

Все действия выполняем правой рукой. Левшам придется нелегко, а правшам, для которых это не составит труда, можно посоветовать делать гимнастику, где большее внимание уделяется правой части тела: прыжки на правой ноге, наклоны вправо.

4. Делаем массаж

На нашем теле есть точки, соответствующие разным органам. За мозжечок отвечают точки, расположенные на стопах у оснований больших пальцев ног. Чуть ниже - точки обоих полушарий. Массируя такую точку на правой стопе, мы активизируем левое полушарие.

5. Развиваем мелкую моторику рук

Кончиком мизинца левой руки коснемся кончика большого пальца правой, а кончиком мизинца правой - большого пальца левой. Большой палец левой руки при этом будет внизу, а правой - вверху. Затем быстро меняем пальцы местами: большой палец левой руки окажется вверху, а правой - внизу. То же самое проделываем с указательными и безымянными пальцами.

Упражнения

Позитивно влияют на активизацию левого полушария и упражнения, улучшающие взаимосвязь между обоими полушариями.

  1. Одновременно левой рукой поглаживаем себя по животу, а правой постукиваем по голове. Затем руки меняем.
  2. Одной рукой рисуем в воздухе звезду, а другой - треугольник (или другие геометрические фигуры, главное - чтобы они были для разных рук разные). Когда одно упражнение будет у нас получаться достаточно легко и быстро, меняем фигуры.
  3. Один и тот же рисунок одновременно рисуем правой и левой руками, соблюдая зеркальную симметрию.
  4. Левой рукой возьмемся за правое ухо, а правой - за кончик носа. Хлопнем в ладоши и поменяем руки: правой коснемся левого уха, а левой - кончика носа.
  5. Улучшают координацию движений и развивают оба полушария занятия танцами, в частности танго.