Методика создания оригинального текста (сочинения). Сочинение “В форме письма”

Цели и задачи урока:

  • показать ценность эпистолярного жанра, его особенности, составить анкету жанра;
  • обогащение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся;
  • воспитание внимательного, бережного отношения к слову; ознакомление с нравственно-этическими нормами общения человека с помощью письма;
  • популяризация жанра письма.

Оборудование:

  • книги в эпистолярном жанре (Ф.М. Достоевский «Бедные люди»; А.П.Чехов «Ванька»; К.Симонов «Пять страниц»; С.Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду»; А.С. Пушкин «Роман в письмах») и др.;
  • сочинения учащихся в эпистолярном жанре;
  • высказывания о письме.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сочинение, я думаю, - самая творческая форма работы ученика, к тому же самая универсальная. Создавая текст сочинения, ученик должен продемонстрировать свою читательскую квалификацию, речевую компетентность, аналитические способности и эрудицию.

Не секрет, что многие учащиеся с подобной работой справляются не вполне удовлетворительно, потому что не чувствуют готовности достойно выразить себя в слове.

Однако научиться хорошо говорить и писать способен каждый человек. Римский политический деятель, оратор и писатель Марк Тулий Цицерон говорил: «Ораторами становятся». А русский писатель А.П. Сумароков считал, что «прекрасный наш язык способен ко всему».

Сегодня мы будем вести речь об одном из оригинальных жанров школьных сочинений – письме, познакомимся с анкетой жанра, послушаем образцы сочинений в форме письма.

II . Письмо – особая форма общения, служащая для передачи информации на расстояние.

1. Что такое письмо? Обратимся к словарю С.И. Ожегова. Читаем:

письмо – а, мн.ч.; письма – сем.

  • Написанный текст.
  • Умение писать.
  • Та или иная система знаков для передачи речи.
  • Манера художественного изображения.

(Примеры записать в тетрадях).

2. Виды писем.

А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)

  • личное,
  • деловое,
  • дружеское,
  • официальное,
  • поздравительное,
  • письмо в газету.

(Запись в тетрадях.)

3. Эпистолярный жанр в литературе.

греч. еpistola – послание, письмо.

Эпистолярный жанр – одно из направлений художественной литературы. В русской литературе известны произведения в эпистолярном жанре: «Бедные люди» Ф.М.Достоевского, «Ванька» А.Чехова, поэма «Пять страниц» К. Симонова, лирические стихи «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду» С.Есенина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина.

Эти произведения являются художественной ценностью, потому что отражают время, его проблемы, отношения людей.

С письмами вы столкнулись при изучении романа «Евгений Онегин». (письмо Татьяны, Онегина)

Учащиеся могут прочесть эти письма.

4. Анкета жанра.

В жанре письма моно написать и школьное сочинение. Чаще всего сочинения данного вида отражают впечатления учащихся от литературных произведений и представляют собой рассуждения по их поводу.

Для того чтобы уметь писать сочинения в жанре письма, надо определить анкету жанра. В нее войдут основные признаки письма. (см. с.50 в кн. Дорожкиной Т.Н. и др. «Прекрасный наш язык способен ко всему…»; с.21 в кн. «Лучший урок письма»)

5. Речевые формулы письма.

Основные части письма

Речевые формулы

1. Место и дата написания.

2. Приветствие.

3. Обращение

Здравствуйте!

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Приветствую тебя!

Дорогой (милый, любимый, родной мой)!

Имя и все его формы.

Друг, мамочка и т.д.

Информационная часть

Основная информация, которую нужно изложить

Хочется сообщить…

Я хотел бы рассказать…

Вот некоторые новости…

Нет ничего нового…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…

Концовка

1. Итоговые фразы:

просьба писать;
предположение, что переписка будет регулярной;

благодарность;

приветы и прощание;

уверение в уважении, дружбе и любви.

2. Попись.

С (глубоким, искренним) уважением…

Уважающий Вас…

Ваш (-а;- и)…

Всегда Ваш (-а;- и)…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего хорошего!

III . Образцы сочинений учащихся в жанре письма.

(см. сочинения учащихся)

IV . О Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма».

(см. материалы книг и газет)

V. Итог урока.

VI . Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма на одну из предложенных тем (ветерану, другу, о родном крае и т.п.).

Теоретические сведения "Типы речи"

РАССУЖДЕНИЕ

1. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы.
2. Признаки рассуждения:
Построение (тезис – высказывается какая-то мысль; доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами; вывод, или заключение). Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы должны быть убедительными и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.
Между тезисами и аргументами в тексте, между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое.
Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом.
В рассуждении используются сложные предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как
Рассуждение может выступать разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

В сочинениях-рассуждениях публицистического стиля речи полезно употреблять побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы, с помощью которых усиливается выразительность речи. Обращения, повторы, пословицы, поговорки – все это также помогает яркости и выразительности языка.
Рассуждение (почему? зачем? что это значит?)
-воздействие на ум и чувства(д.б. логически стройная система аргументов)
1. Стили: худ.,публиц., научный, в форме письма, статьи, рецензии, доклада, полемического выступления
2. Медитативный текст (внутренний диалог), слова, обозначающие отвлеченные понятия.
3. Слова: конечно, разумеется, самое главное, во-первых, наконец, итак, следовательно и др.
4. Полезно использовать побуд., вопр., воскл. предложения, риторические вопросы, обращения, повторы, пословицы, поговорки.
5. Части рассуждения м.б. связаны по смыслу и интонационно.
6. Схема построения:
1. тезис
2. док-во
3. вывод
не всегда есть все 3 части.
7. Худ средства как в повествовании и описании.
8. Синтаксис:
Энтимема, неполные прерванные пр-ния, с/п пр-ния (потому что, так как, ибо, поэтому, вследствие того что)

Дорогой друг, с наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Твое письмо я получил, за которое я очень тебя благодарю.

Я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня здесь появилось много друзей. Мы с ними весело проводим время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Ребята – добрые, заводные.

Помогаю бабушке. У нее есть небольшое хозяйство: куры, кролики и козы.

С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Вставали очень рано, когда еще только-только начинало светлеть, когда еще трава лежала под тяжестью утренней росы. Здесь ловится окунь, карась, плотва. Дед у меня опытный рыбак, поэтому без улова мы никогда не возвращались.

С рыбалки первым нас всегда встречает кот Васька. Ох, он и любитель поесть рыбки! А вот Дружок, песик, рыбку не ест, а на рыбалку нас сопровождает. Находится с нами до конца. Ну, прямо третий рыболов!

Погода стоит настоящая летняя. Много солнечных дней, в садах зреет хороший урожай. А природа тут какая! Выходишь утром на крыльцо дома, – и тебя встречает зеленое море деревьев, кустов, всевозможные краски цветов, пенье птиц. Здесь – это тебе не в городе. Тут целый день богат новыми открытиями, новыми исследованиями.

Еще я ходил в сельскую библиотеку – прочитал много произведений, которые нам задавали по внеклассному чтению. Но если честно, то читать скучновато, когда все вокруг тебя кипит жизнью. Я читаю только перед сном, да и то не каждый день. Иногда за день так устаешь, что глаза просто сами слипаются.

Дни проходят очень быстро. Скоро в школу, но если честно, то в нее еще не хочется. Хотел бы, правда, увидеть тебя и других ребят. Поговорили б.

Пиши – как отдыхаешь ты, чем занимаешься, что знаешь о наших. Передай им привет, если увидишь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Это нужно теперь. Сохрани мою тень, сохрани. За твоею спиной умолкает в кустах...
  2. Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и Даже сам...
  3. Валерий Брюсов является одним из основоположников русского символизма – направления, которое возводит форму любого литературного произведения в абсолют. Поэтому неудивительно,...
  4. Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот...

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания написание сочинения. Это может быть рассуждение, описание, а иногда и повествование. Такое задание не является сложным, однако требует соблюдения некоторых правил.

Особенности рассуждения

Текст-рассуждение - одна из наиболее трудных форм текстов, с которыми приходится сталкиваться школьникам. Ведь работа над таким сочинением основывается на понимании причинно-следственных связей между предметами или явлениями. Она отличается особым строением, четкой формой. В рассуждении используется не сюжетный способ построения, а логический (примеры текста-повествования, рассуждения будут рассмотрены ниже).

Целью подобной работы является раскрытие причинно-следственных связей между предметами или явлениями окружающего мира, передача размышлений автора на заданную тематику. В таком тексте дается оценка, обоснование или же отвержение того или иного тезиса.

Структура текста

Текст-рассуждение обязательно должен содержать в себе следующие структурные элементы:

  • Тезис. Это та идея, которую школьник будет раскрывать в своей работе. Например, на ЕГЭ это та фраза, которая дается непосредственно в задании.
  • Аргументация. Иными словами, доказательства, которые школьник приводит в поддержку своей точки зрения. Учащийся может опираться как на опыт из своей жизни, так и на мнение известных личностей.
  • Вывод. Итог, ради которого и было написано сочинение. Школьнику также необходимо обозначить, что данный вывод подтверждается примерами.

Правила написания

Каковы же правила написания текста-рассуждения? На уроке нередко учителя обращают внимание школьников на следующие моменты:

  • Определение логики текста. Школьник должен мыслить логически, обозначать в своей работе причинно-следственные связи.
  • Грамотное вступление. Оно должно содержать в себе несколько предложений, в которых будут описаны существующие мнения по данной теме, проблемы и суждения. Можно привести также и высказывания известных людей, однако с этим лучше не переборщить. Вступление должно быть содержательным и емким.
  • Продумать тезисы. В них не стоит подробно останавливаться на проблеме, ведь все рассуждения и пояснения будут даваться по тексту. Тезисов может быть и несколько, в зависимости от выбранной учащимся проблематики.
  • Подобрать аргументы. Поскольку доказательств всегда приводится несколько, можно использовать перечисления: «Во-первых…», «Во-вторых…». Однако если учащийся сомневается, то можно применять другие вводные слова: «С одной стороны…», «С другой…».
  • Написать заключение. Здесь подытоживается все сказанное. Можно применять конструкцию «Итак…», или же «Таким образом…».

Текст-рассуждение: пример

Рассмотрим небольшой пример текста-рассуждения на тему «Вред курения».

«Каждый человек знает о том, что курение приносит огромный вред организму. Однако не все придерживаются этой идеи на практике, и в нашей стране количество курильщиков все еще велико.

Почему же люди, зная о том, насколько опасным может быть курение, не бросают этой привычки? Вероятно, причина заключается в том, что их осознание опасности недостаточно глубоко. Если бы сию же минуту врач поставил курильщику страшный диагноз, можно предположить, что у него бы мигом отпало желание «подымить». Психологи рекомендуют бросающим эту пагубную привычку чаще вспоминать о том, во что превращаются внутренние органы в результате курения. И напротив, помочь отказаться от сигареты может понимание, насколько здоровее станет человек, если пересилит себя».

Особенности художественного текста

Иногда школьникам нужно написать художественный текст-рассуждение. В таком случае работа должна содержать в себе как элементы рассуждения, так и аспекты художественного текста. О последнем необходимо помнить, что подобный текст должен содержать в себе различные языковые средства - сравнения, эпитеты, метонимию, метафоры.

Для того чтобы написать хороший художественный текст, от автора потребуется хорошее воображение, грамотность. Не обойтись и без личных идей, багажа личного опыта. Если все эти пункты присутствуют, можно перейти к рассмотрению следующих правил, придерживаясь которых, можно написать красивый художественный текст.

  • Основное - чувства. Чтобы текст получился красивым, на время его написания можно отключить самоконтроль, и писать те идеи, которые приходят в голову. Редактированием можно заняться позднее.
  • Наблюдательность. Для того чтобы развивать это качество, можно носить с собой блокнот и ручку. Записанные диалоги, ситуации, особенности поведения в будущем могут пригодиться для работы над сочинением-описанием, или же текстом-рассуждением.
  • Чтобы черпать вдохновение, полезно посещать разнообразные выставки, смотреть кинофильмы, восхищаться красотой природы. Чем более разнообразна жизнь школьника, тем легче ему написать хорошее сочинение.
  • Огромную роль для учащегося может сыграть и чтение. Ведь чтобы создавать хорошие и качественные сочинения - в том числе и тексты-рассуждения - необходимо много читать, отмечать особенности стиля разных писателей. Немало известных писателей начинали с подражания или дописывания известных произведений.

Текст-повествование отличается тем, что в нем события или же явления описываются одно за другим. Схема построения такого сочинения следующая:

  • Сообщить о месте действия.
  • Рассказать о главном действующем лице.
  • Описать действия, порядок их совершения.
  • Указать на завершение событий.
  • Сделать вывод.

Пример сочинения-повествования

Рассмотрим Рассуждения можно также включать в данный однако они не должны занимать в нем центральное место. Сочинение расскажет о фрагменте жизни вымышленного персонажа - пенсионерки Маргариты Николаевны.

«Весенним утром 25-го апреля в городе... стояла хорошая погода. Маргарита Николаевна, одинокая пенсионерка, жившая в одном из старых домов по улице..., вышла погулять. Она прошла пару остановок и повернула за угол. Внезапно Маргарита Николаевна поняла, что на улице ей не встретилось ни одного человека. Она продолжала свой путь, и внезапно из-за угла показалась фигура человека в полицейской форме, шарфе и фуражке. Испуганная отсутствием людей на улицах, Маргарита Николаевна стала звать полицейского: «Товарищ милиционер! Будьте добры, объясните, что здесь происходит?». Однако страж закона, не оборачиваясь, шел вперед.

Маргарита Николаевна из последних сил ускорила шаг, и стала его догонять. Пожилая женщина почти выбилась из сил, но все-таки догнала странного прохожего. Но когда она обернулась, удивлению ее не было предела: в форме полицейского оказался огромный пес, смотревший на женщину умными глазами. «Сударыня, вынужден вам сообщить, что этой ночью власть в Каменске захватили собаки. Все люди переселены в специальные вольеры. Вас не подвергли данным санкциям за исключительно доброе отношение к представителям нашего рода в течение всей жизни. Если вы хотите навестить кого-либо из родственников, вам необходимо получить специальное удостоверение».

Школьное сочинение написать несложно. Придерживаясь простых правил, можно получить хорошую оценку в школе, а также набраться необходимого опыта. Знание необходимых правил, описанных в данной статье, поможет справиться с таким заданием.