Открытие Киево-Печерской Лавры: как это было. Киево-Печерская Лавра и её святые

Во второе воскресение Великого поста празднуется память всех преподобных Киево-Печерских. Не так давно Печерские святые явили великую милость - вернув спустя века древний трактат «Тератургима» с собранием совершенных ими чудес. Чудеса в Лавре не иссякают и в наши дни, что подтверждают свидетельства многих прихожан, паломников и священников. Сегодня мы публикуем одну из таких историй.

Много раз я летал в далекие страны, проехал много дорог, но этот случай не забуду никогда. По послушанию руководителя паломнического отдела Киево-Печерской Лавры мне приходиться по нескольку раз в год сопровождать желающих помолится в разные страны. В конце мая 2007 года мы должны были лететь в Турцию. Перед вылетом я спустился в пещеры, поклонился и приложился к мощам преподобных отцов. Просил их святых молитв, чтоб сохранили нас от искушений и неприятностей, управили нам путь. В пещеры я обязательно иду перед каждой поездкой и без благословения Печерских отцов не дерзаю отправляться в дорогу.

Программа нас ожидала насыщенная - знакомство с православными святынями древней Византии, посещение столицы империи Константинополя, нынешнего Стамбула. Много интересных памятников истории мы должны были увидеть на островах. Из Киевского аэропорта Борисполь мы вылетели в Стамбул. В группе было 12 человек, коллектив подготовленный, люди, видно воцерковленные. В общем, все шло своим чередом. Полет проходил нормально, как обычно. Внизу уже показались городские строения и магистрали, пассажиры пристегнули ремни, готовясь к посадке. Но когда самолет стал приземляться, и под нами показалась взлетная полоса, до которой оставалось метров 300, вдруг надсадно, с чрезвычайным усилием взревели моторы.

Салон судорожно завибрировал, по проходу в кабину пилотов встревожено убежали побледневшие стюардессы, оставив взволнованных пассажиров. Никто из них не понял в чем дело, но ясно было, что происходит нечто совершенно экстраординарное. Я горячо взмолился Господу и Богородице, мысленно возопил к преподобным отцам Печерским о помощи и спасении. Молились и другие паломники, как наверное и все пассажиры. Еще несколько безконечных секунд вибрация сотрясала зависший лайнер, как будто где-то решалась наша участь. Наконец, самолет с невероятным усилием вновь стал набирать высоту.

Пассажиры оставались одни, все бортпроводницы попрятались. Не у кого было спросить, что происходит. Мы только следили за происходящим. Самолет поднялся, сделал еще один круг и только тогда уже окончательно приземлился. Никто не сделал никаких объяснений, и, пережившие шок пассажиры, остались в неведении. Наконец вышли бортпроводницы. Они были, мягко говоря, взволнованные. На них просто не было лица. Думаю, они гораздо лучше нас понимали всю сложность момента. Если бы самолет опустился еще чуть ниже, то уже вряд ли смог подняться снова. От катастрофы нас отделяли буквально несколько метров. Может, не все поняли всю судьбоносность момента, но я понял. Понял и почувствовал, что судьба наша тогда зависела не от пилотов и людских усилий. Наш самолет спас Господь молитвами преподобных Печерских.

А когда мы возвращались обратно, с нами летела женщина из Киева, которая занимается торговлей и ездит в Турцию за вещами. Она подошла ко мне: «Я вас помню, мы летели вместе с вами в Стамбул. А вы знаете, что случилось, когда мы садились?» «Не знаю, - говорю. - Но думаю что-то серьезное, если самолет снова вынужден был подыматься». Женщина стиснула руки: «Тогда была аварийная ситуация: на взлетную полосу вдруг выехала машина, которая разгоняет птиц. Ее там не должно было быть, но она почему-то неожиданно там оказалась. И если бы самолет сел, то, скорее всего, зацепил ее. В таких катастрофических ситуациях самолет бывает, даже сгорает». Женщина рассказала, что в турецкой газете она потом увидела заголовок, кажется «В моменте от катастрофы» и прочла информацию о аварийной ситуации в аэропорту и нашей экстраординарной посадке.

Но нас спасли преподобные Печерские, и это было настоящее чудо. Все, слава Богу, обошлось и окончилось благополучно. Все паломники в те мгновения горячо молились, и Господь сохранил и уберег нас. Еще раз цену нашего спасения и критичность ситуации я заново осознал недавно, когда в конце 2014 года в аналогичной ситуации в аэропорту Внуково погиб известный французский бизнесмен, летевший в частном самолете. Тогда на полосу выехала снегоуборочная машина и самолет, зацепив ее, потерпел крушение - разорвался в воздухе.

Когда мы вернулись в Киев, и я переступил Святые врата Лавры, сразу же пошел в Ближние и Дальние пещеры благодарить преподобных отцов. Это нельзя объяснить никакими рациональными доводами, но я знал, что это они нас спасли. Ведь в опасные, критические моменты человек может чувствовать и внимать тому, что обычно остается от него скрытым. Враг постарался со своей стороны, создав все предпосылки для аварии, но святые Божии не допустили совершения их коварства.

Благоухание Горнего Иерусалима в Лаврских пещерах

Помню и еще одно чудо, которому мы стали свидетелями в 1992 году 31 июля в день памяти преподобного Иоанна Многострадального. Я тогда еще был иноком. Где-то около 11 часов, когда уже отслужили молебен у мощей святого, много пострадавшего от нападения бесов, мы вдвоем с другим братом пришли на свое послушание в Ближние пещеры. Каждый занял свое место, но вскоре брат подошел и сказал мне: «Иди скорей к Иоанну Многострадальному! Там такое благоухание!» Людей в пещерах оставалось очень мало, но все кто был, слышали это необыкновенное благоухание и сподобились великого утешения и радости.

16:04, 12 липня 2014

1064 0

WebRep currentVote noRating noWeight

Для братии Киево-Печерской лавры день Петра и Павла праздник особенный. В день святых первоверховных апостолов именины у наместника обители. В день небесных покровителей митрополита Павла насельники лавры вспомнили яркие моменты из жизни обители, рассказали истории, связанные с наместником и поздравили владыку с днем тезоименитства. "УНИАН-Религии" присоединяется к поздравлениям и желает наместнику Киево-Печерской лавры митрополиту Павлу многая и благая лета!

Архимандрит Антоний, благочинный Киево-Печерской лавры

"НА СВОИ ИМЕНИНЫ ВЛАДЫКА ОБЫЧНО НИКОГО НЕ ПРИГЛАШАЕТ"

С владыкой Павлом я познакомился на Волыни в 1991 году, когда он служил на приходе. Я тогда еще не был монахом – играл в духовом оркестре и ездил на похороны. Старшие друзья-музыканты отправляли меня вперед, посмотреть кто будет совершать таинство отпевания. Если Монах, как мы звали тогда владыку Павла, то оставались в автобусе. Потому что его строгости боялись все. Он мог накричать, рассказать нам, как правильно. В тот раз я посмотрел, вернулся и говорю: «Будет отпевать Монах…» Все: «Эх! Ну значит все, сидим в автобусе…» Это было мое первое знакомство с будущим наместником лавры.

Еще одно знакомство было, когда мы впервые ставили в городе вертеп, и Монах пригласил нас к себе в храм. На приходе его любили и уважали. Люди ценили его советы, труд, проповеди. Он все доступно рассказывал и умел создать хорошую атмосферу. Я увидел это, стал приходить в храм. И он меня заприметил. У владыки Павла есть дар видеть способности людей и умение дать им толчок для развития. Он пригласил помогать ему на богослужениях. Так мы пошли по жизни вместе.

Будущий наместник вставал тогда в полчетвертого утра, замешивал тесто на хлеб, смотрел за хозяйством, вычитывал молитвенные правила и уже в полседьмого был на службе в храме.

Владыка очень любит животных, дает им интересные прозвища. Помню на Волыни была у него любимая корова – Марисабель. Назвал он ее в честь героини популярного тогда сериала "Богатые тоже плачут". Настолько у нее была удивительная натура: умела рогом открывать калитку, нюхала розы… Она была очень умной, но могла и учудить. Как-то нам привезли целый воз дынь. Она увидела, оценила, и… взяла самую нижнюю. Дыни собирали по всей дороге. А она одарила взглядом, взмахнула хвостом и ушла. Когда владыку забрали в лавру и он уже уезжал, Марисабель это поняла и заплакала, из ее глаз катились большие слезы…

Перед тем, как владыка узнал, что его переводят в лавру, он сказал, что хочет меня рекомендовать в священники, чтобы я ему помогал. Я тогда очень не хотел идти в монахи. Но мне запомнились его слова: «Этим Великим постом, на Лазареву субботу, я тебя постригу». И вот прошли месяц-полтора, нас переводят в Киев, в лавру, и в Великий Понедельник я принимаю постриг. Лазарева Суббота была накануне. Владыка говорит: «Ну вот… На один день ошибся». Да, тогда он сказал пророческие для меня слова: я никогда не думал, что это когда-нибудь будет в моей жизни.

Владыка Павел очень почитает своих небесных покровителей Петра и Павла. На свои именины обычно никого не приглашает. Говорит: «Друзей не зовут - сами придут». На праздник Петра и Павла в лавре всегда очень много гостей. Приезжают епископы, с которыми владыка учился в семинарии. Дарят иконы, цветы. Подарки он передает в храмы.

Владыку радует, когда у близких все хорошо, когда рождаются дети или кто-то собирается жениться. Он до сих пор помнит имена своих прихожан с Волыни. Молится за живых и умерших.

Митрополит Павел любит шутить, ценит добродушие. Он не бывает за столом один, у него всегда гости. Владыка одинаково относится к людям разных кругов. Для него нет разницы, кто перед ним – мы все одинаковы перед Богом. Главное, чтобы человек был хороший.

Владыка любит и умеет готовить. В командировках он варит борщ. Сам составляет меню в лавре. Очень любит домашний хлеб. Родные об этом знают и когда едут в лавру, всегда привозят.

Наместник человек искренний, ничего в себе не таит, выскажет - и забыл. Те, кто его не знает, могут и обидеться.

Братия владыку знает хорошо и уважает, он прекрасно сумел нас всех объединить. Для нас большой болью были его последние болезни – мы все усердно молились, чтобы он поскорее выздоровел. На нем лежит большая ответственность. От лица всей братии пожелаю митрополиту Павлу здоровья, чтобы он еще много лет был наместником лавры.

Архимардрит Иеремия, блюститель Ближних пещер Киево-Печерской лавры

"БРАТИЯ ВЕРНУЛА СВОИ КОРПУСА, ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ СМЕЛОСТИ НАМЕСТНИКА"

В Киево-Печерской лавре я 26 лет. Как-то меня очень звали перейти в один из монастырей и я уж чуть было не согласился. Но в то время к нам как раз пришел владыка Павел. Он узнал об этом и говорит мне: “Куда ты пойдешь? Здесь же лавра!” И я остался. За эти вовремя сказанные простые слова, я ему благодарен на всю жизнь. Дай ему Бог много лет и еще два раза по стольку!

Укаждого из нас свои недостатки, они есть даже у святых. Но о владыке Павле скажу только хорошее: знаю его как молитвенника и простого труженика. До его прихода за один только год у нас поменялось три наместника. Лавру нужно было восстанавливать. Мы вместе делали любую работу. Владыка Павел – трудяга. Погрузочные работы, покраска... Он закатывал рукава и становился рядом.

Братия вернула территорию Нижней лавры, только благодаря смелости наместника. До этого у нас ничего не получалось, а он не побоялся никого. “Откуда пришли – туда и идите”, - говорил он арендаторам, когда мы возвращали свои корпуса. И сегодня скажу: без владыки Павла такого рассвета лавра бы не достигла.

Архимандрит Дамиан, руководитель орготдела Киево-Печерской лавры

"ДЛЯ МЕНЯ ПАМЯТНО, КАК ВЛАДЫКА ВЫБРАЛ ДЛЯ МЕНЯ МОНАШЕСКОЕ ИМЯ"

Десять лет я был на послушании у Блаженнейшего митрополита Владимира, нес обязанности иподьякона и референта, поэтому владыку Павла знаю давно. Он личность яркая и многогранная. За время его наместничества был собран лаврский костяк. Всех нас ему удалость соединить в одну дружную семью - а все мы со своим характером. Живем мирно и не ссоримся.

Когда владыку Павла перевели в лавру, ныне покойный епископ Волынский и Ровенский Варлаам, который его постригал, написал ему в письме: “Отец Павел, если бы мне здесь хотя бы пять человек таких, как вы, я бы такой порядок навел!”

Для меня очень памятен момент, как владыка Павел выбрал для меня монашеское имя - преподобного Дамиана Целебника. По традиции, до пострига я об этом не знал. Как потом мне рассказали, его отговаривали, мол не подходит мне это имя. Тогда владыка предложил, чтобы перед постригом я сам вытянул жребий – свое имя в монашестве. Он написал на трех листках имена преподобных: Никона, Даниила и Даминана Печерских. Согласно лаврской традиции, братию постригают, нарекая именами преподобных отцов.

Мы пришли в Ближние пещеры, положили имена на гроб преподобного Антония, отслужили молебен. И владыка сказал: “Вытягивай!” Я вынул одно из имен и владыка показал его отцу Иеремие, блюстителю Ближних Пещер. Когда во время пострига объявили мое имя - меня назвали в честь преподобного Дамиана! Это было имя, которое вытянул я сам, и которое изначально выбрал для меня владыка.

Подобных примеров могу привести много. Все они говорят о том, что наместник водим Духом Святым. В его жизни бывают ситуации, когда все складывается против него, но владыка молится, полагается на промысел Божий – и все происходит так, как угодно Богу, а не так, как хочется людям.

Владыка очень много помогает нуждающимся, никому об этом не объявляя. Из тех, кто нему обращается за помощью, многих он видит впервые, но никому не отказывает.

Совет, который он дает многим - и братии, и прихожанам: не забывать молиться Божией Матери, ведь Киево-Печерская лавра - Ее дом. “Какие бы у вас ни были проблемы – молитесь Божией Матери, Она никогда не оставит”, - говорит владыка.

Архимандрит Поликарп, уставщик Киево-Печерской лавры

"Я СЕЙЧАС, НАВЕРНОЕ, УДИВЛЮ, ЗНАЮ ВЛАДЫКУ КАК ЧЕЛОВЕКА МЯГКОГО И ДАЖЕ КРОТКОГО"

Здесь я один из немногих монахов, который может сказать: владыка Павел при мне в лавру пришел. Скажу, что меня в нем удивляет.

Митрополит Владимир был священноархимандритом Киево-Печерской лавры с 1992 года. Владыку Павла поставили наместником в 1994 году. Напрямую с Блаженнейшим братия общалась редко. Но душевный и духовный настрой митрополита Владимира передавался братии монастыря.

Владыка Павел был преданным послушником почившего Предстоятеля. При Блаженнейшем владыка Павел, можно сказать, был за келейника - он очень много ездил с ним в командировки. Бывало, если три месяца за год мы его видели в лавре – это было даже хорошо. При этом во всем был полный порядок и велись работы по восстановлению обители. Мы все выполняли наставления наместника по совести.

Одно время у владыки Павла были поездка за поездкой, некогда было и отдохнуть. И вот как-то он вернулся с очередной командировки прямо на богослужение, заходит в алтарь садится, и, видно, сил хватает только спросить: «Как тут?» Говорю: «Все хорошо, владыка». Он услышал – успокоился, но был очень уставший, и чуть не уснул. И сейчас, я смотрю как проходит его день, получается, что наибольший послушник из нас – владыка Павел.

За эти годы в лавре мы с братией так сжились, что я желаю, чтобы не только в монастырях, но и в семьях, в обществе, в государстве - везде были такие теплые и добрые взаимоотношения. У нас все живут и выполняют послушания по совести, нас никто не контролирует.

За эти годы было, временами, между нами и непонимание. Потом вечером думаю: ну кто я такой, что высказываю что-то самому наместнику. И иду извиняться. А у него – ни тучки злопамятства. «Бог простит», - говорит, и будто ничего и не было. Многие думают, что он гневливый, гордый, со всеми ссорится. Я сейчас, наверное, удивлю, такое скажу - знаю владыку давно как человека мягкого и даже кроткого.

Когда его обвиняют, что у него много денег и имущества, я представляю себе те финансы, которые нужны на содержание лавры. И сколько лавра помогает другим монастырям – в Украине и за границей. А сколько владыка Павел помогает людям…

Ну и в конце, расскажу о его хобби. Под Киевом он завел «небольшое» хозяйство, для души… где-то тысячу голов. И какой бы уставший он не был, какой бы высокий у него не был сахар – а вы знаете, у него диабет – быстро меняется подрясник и он едет на ферму. В этом деле он тоже большой специалист.

Иеромонах Иларион, руководитель информационного отдела лавры

"ВЛАДЫКА ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ ГЛУБОКОЙ ВЕРОЙ И СИЛЬНОЙ МОЛИТВОЙ"

До того, как я стал насельником лавры, четыре года был иподьяконом у владыки Павла. Еще во времена моей учебы в Почаевской духовной семинарии, наместник приезжал к нам в лавру с Блаженнейшим. Владыка Павел попросил меня прочесть молитвы и спросил, что я планирую. Я сказал, что собираюсь поступать в Киевскую академию. Он говорит: «Как поступишь, заходи ко мне». Я к нему пришел 1 сентября и он взял меня иподьяконом. До этого мы виделись всего один раз.

Чем меня поражает владыка – своей глубокой верой и сильной молитвой. Мне не раз приходилось видеть то, как он совершает Божественную литургию, его внутренние переживания и сокровенное отношение к Богу. В наиболее отчетливые моменты осознания того, что Господь с тобой, это происходило в слезах.

Что удивительно, когда во время Херувимской песни владыка поминает живых и усопших, он не читает записок. Всех, за кого молится, он помнит по именам. У него очень хорошая память. Мне не один раз приходилось видеть, как владыка вынимает частички из просфоры и называет имена. Усопших больше, он поминает многих земляков с Волыни. Молиться за них уже давно стало неотъемлемой частью его души.

У владыки хорошее чувство юмора, он человек доброй души. За советом к нему приходят разные люди. Бывало, скажет: «У тебя точно все будет хорошо» – так потом и происходит. Будто перед ним открывается человеческая судьба. Потом люди вспоминают: «Вот вы, владыка так сказали, вы знаете, так все и было». Но всегда и всем он не говорит – только если точно знает. Я всегда удивлялся этому его дару.

Каждый священнослужитель – продолжатель дел апостолов. Владыка Павел носит имена великих апостолов Петра – это его имя до монашества, и Павла – в монашеском постриге. Ему присущи ревность и горячность духа апостола Петра, который первым исповедовал Христа как сына Божьего. Апостол Павел изначально не был учеником Спасителя. Но он потрудился больше всех апостолов. Если посмотреть на 20 лет служения владыки как наместника лавры, обитель преобразилась до неузнаваемости именно при нем.

Якщо ви знайшли помилку, видiлiть її мишкою та натисніть Ctrl+Enter

Быстро летит время. Кажется, не так давно еще советский Киев облетела весть: Лавру возвращают Церкви!

Старшее поколение киевлян помнит, как 10 марта 1961 года в период хрущевской «антирелигиозной кампании» Лавра была закрыта, а 13 марта в Бабьем Яру на Куреневке прорвало дамбу, огораживавшую место, куда в течение десяти лет сливали строительную пульпу. Грязевой вал высотой 14 метров понесся вниз на Подол, покрывая жилые дома, транспорт, погребая заживо людей и животных. Куреневская трагедия унесла жизни порядка 1,5 тыс. человек. Власти умалчивали о количестве погибших и о причинах аварии, а верующим было ясно, что она напрямую связана с закрытием Лавры. Неслучайно известный киевский священник Георгий Едлинский, служивший много лет в Макариевском храме на Татарке, в тот трагический день напомнил прихожанам слова Христа о Силоамской башне: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» (Лк. 13: 4). И, призывая к покаянию, обратил внимание на разгул воинственного атеизма, закрытие храмов и монастырей.

И вот через 27 лет - в июне 1988 года - Церкви была передана нижняя часть древней обители. Первая Литургия состоялась на площади перед Аннозачатиевским храмом на Дальних Пещерах. Возрождалась монашеская жизнь.

Автору этих строк, тогда начинающему журналисту светской военно-патриотической газеты, удалось побывать у первого наместника Лавры - не менее молодого в то время архимандрита Ионафана (Елецких). Это было мое первое интервью с представителем Церкви: перестроечное горбачевское время позволило такое «ноу-хау» на полосах советских газет. Мое далеко не церковное воображение рисовало встречу с «отсталым церковником», однако, к моему удивлению, наместник оказался очень интеллигентным, образованным, приветливым собеседником. Мы разместились в его уютной скромной келье с иконами, горящей лампадой, стеллажом таинственных книг. В окно заглядывала реликтовая липа, по преданию посаженная еще преподобным Феодосием, было видно Аннозачатиевский храм, полоску седого Днепра. Казалось, мы перенеслись в далекую старину. Я узнал, что отец Ионафан приехал из Петербурга, где учился в академии, а затем преподавал церковное пение; о том, что он - церковный композитор и к 1000-летию Крещения Руси выпустил диск церковной авторской музыки.

Рассказывал, что Лавра пребывает в «мерзости запустения», что из храма, где предполагалось служить, братия вынесли горы мусора, идет ремонт и Литургия пока совершается на втором этаже 50-го корпуса, где должна разместиться братская трапеза. О том, что мощи преподобных, томившиеся многие годы в каких-то старых простынях, обрядили в новые облачения и что в пещерах, изуродованных безбожным временем, также идут ремонтные работы. Что в Лавру вернулись старые насельники, принимавшие постриг еще в 1950-х годах, а также пришло много молодежи, желающей монашества, и что нужно возрождать лаврский песенный обиход… Что сухие главы, покоящиеся в одной из старинных келий Дальних Пещер, вдруг покрылись маслянистой влагой - замироточили! - и это указывает на помощь Божию и покровительство Пресвятой Богородицы и угодников Печерских.

А еще молодой архимандрит тогда сказал о сокровенной мечте - возрождении из руин главной святыни Лавры - Великого Успенского собора, «богосозданного прообраза всех монастырских храмов Древней Руси», отстроенного греческими мастерами по велению Божией Матери стараниями преподобного Феодосия и взорванного немецкими оккупантами в 1941 году…

Помню, как главный редактор-фронтовик молча читал этот материал, качал головой и после раздумий сказал: «Моя покійна мати ходила в Лавру на прощу і мене благословляла перед мобілізацією на фронт… Будемо друкувати, мабуть час прийшов…»

С тех пор минуло почти 30 лет. Киево-Печерская Лавра готовится к празднованию в следующем году 30-летия ее возвращения Церкви. За это время святая древняя обитель, родоначальница русского монашества, превратилась в цветущий оазис Православия, стала духовным центром Украинской Православной Церкви. Здесь находится резиденция Предстоятеля - митрополита Онуфрия - священноархимандрита Лавры; Киевские духовные школы; корпус синодальных отделов, издательство, типография, редакции газет и журналов, паломнический центр, многочисленные мастерские. В отстроенном Успенском соборе (2000) и других храмах, в том числе и пещерных, возносится молитва. Со всех уголков Украины и из-за рубежа, как и в далекие времена, сюда ежедневно устремляются паломники. Неслучайно Киев был назван «вторым Иерусалимом», «матерью городов русских». Здесь нашел упокоение первомученик безбожного гонения ХХ века митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918), прославленный Церковью в 1992 году. И Лавра сегодня, как и встарь, остается «кузницей кадров»: многие ее современные насельники стали настоятелями возрожденных и вновь открывшихся обителей, известными иерархами на Украине и за ее пределами.

И вот наша новая беседа с ее первым наместником - владыкой Ионафаном, ныне митрополитом Тульчинским и Брацлавским.

- Владыка, когда вы впервые познакомились с Лаврой?

Моя первая встреча с произошла заочно, еще в раннем детстве, когда я отдыхал в тамбовской деревне у бабушки. На стене ее избы висела старинная цветная литография с изображением обители на берегу реки. Над храмами стояла Богородица с преподобными Антонием и Феодосием, внизу на берегу, под горой, были видны фигурки монахов, по Днепру плыл пароход, и из его трубы шел дым… Я прочел: «Святыя Ближния и Дальния Пещеры». Эта картина почему-то поразила мое воображение, и я стал расспрашивать у бабушки, что это за пещеры и кто изображен на литографии.

Та пояснила мне, что это Киевская Лавра - удел Божией Матери - и что туда ходили ее родители в паломничество, шли пешком много дней и ночей, питались лишь просфорами да черным хлебом, оттуда и привезли эту литографию. А дорогу узнавали, расспрашивая людей по городам и весям. Отсюда и поговорка: «Язык до Киева доведет». Считалось, кто в Лавре побывал, тому Бог и Матерь Божия поможет. Слушая бабушку, подумал тогда: «Вот бы побывать в этой чудесной Лавре!»

- И когда осуществилась эта детская мечта - побывать в Лавре?

Богу угодно было, чтобы мой отец, советский офицер, получил вскоре назначение в Киев. Мне было тогда лет 10-11. Мы поселились на левом берегу Днепра в Дарнице. Название Дарница, кстати, идет из седой истории: в этом районе когда-то находилась слобода, где встречали гостей Киевского князя - с ценными подарками, с особым почетом.

И вот я подростком направился на правый берег через мост, поднялся на лесистые холмы Лавры, пошел вдоль монастырской стены с бойницами в ней. Заглянув в одну из них, увидал какое-то помещение или храм: дверь была закрыта, заметно было, что ее давно никто не отворял: порог зарос густой травой. И вдруг я услышал пение… Да-да, церковное пение удивительной красоты! Я подумал тогда: кто там может так красиво петь?.. Может, хор какой-то… Возвращался обратно, а чудесное пение звучало во мне, я испытал неземную радость. Не понимал я тогда, что это было маленькое чудо, указывающее мне на дальнейший жизненный путь, на мое многолетнее послушание - писать церковные песнопения…

Промысл Божий о каждой душе есть величайшее чудо, только люди не хотят замечать его

- Поразительно! Настоящее чудо!

Для верующего человека вся жизнь - настоящее чудо. И то, что мы с вами сейчас трудимся в Церкви, - разве не чудо, не милость Божия? Промысл Божий о каждой живой душе есть величайшее чудо, только люди в большинстве своем не хотят замечать этого, не ищут Господа и не благодарят Его. От этого все человеческие беды…

Расскажите, пожалуйста, как открывалась Лавра, как вы, такой молодой священнослужитель, стали ее наместником.

Я покинул Петербург, где преподавал в семинарии, из-за преследования КГБ. У меня нашли самиздатовскую литературу, а в то время это грозило арестом. Ректор духовной академии посоветовал мне вернуться в Киев. Митрополит Филарет, тогда законный экзарх Украины, принял меня во Владимирский собор клириком. Я относился к нему с большим уважением, не зная всей подноготной. Он тогда говорил исключительно по-русски, всячески обличал раскольников-автокефалистов, возвращающихся из-за океана, униатов - на Украине уже поднималась волна националистического движения. И откуда было знать, что Филарет в будущем встанет на путь раскола, а я уже в епископском сане подвергнусь от него настоящему гонению…

Помню, в начале лета 1988 года в митрополии на Пушкинской, 36 зашел разговор об открытии Лавры. Филарет пригласил меня в кабинет и с ходу сообщил, что часть Лавры (Дальние Пещеры) возвращается Православной Церкви и что он решил назначить архимандрита Иакова (Пинчука) ее наместником, а мне благословляется быть там регентом хора.

Составили список из пяти монахов Киевской епархии, которым суждено было положить начало монастырской братии. Но что-то не получалось. Филарет нервничал. Через несколько дней меня опять неожиданно позвали к Филарету. Я ждал приема в большой гостиной митрополии. Мимо меня в кабинет Филарета прошел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) - он тогда был дружен с Филаретом. Владыка Ювеналий знал меня по Петербургу. Через минут двадцать он вышел, подошел ко мне и, улыбаясь, пожал мне руку. Когда меня пригласили войти, Филарет объявил: «Я решил вас, отец Ионафан, временно назначить наместником Лавры. Сейчас выезжаем в Совет по делам религий, и вы подпишете Акт о приеме монастырских корпусов». «Нет! Такое назначение выше моих сил!» - подумал я и готов был молить Филарета об отмене этого решения, столь неожиданным и неприемлемым для меня было это известие. И только обет монашеского послушания остановил готовый сорваться из уст отказ… И я промолчал, утешаясь словом «временно».

- Как встретила вас администрация лаврского музея?

Директор музея-заповедника «Киево-Печерская Лавра» Юрий Кибальник встретил меня не очень радушно, с кислым выражением. Шутка ли: в атеистический музей, увешанный богоборческими плакатами и стендами, возвращаются монахи! Вместе прошлись по корпусам, осматривая врученное мне хозяйство. Всё было в крайне запущенном состоянии: стены поедал грибок, штукатурка сыпалась, половицы ходили ходуном. В одном из корпусов были выставлены напоказ святые мироточивые главы. Они должны были наглядно опровергать сам факт мироточения, иллюстрируя очередной «обман церковников». Но атеисты были посрамлены, когда главы замироточили.

Видели в это время Богородицу над Лаврой: так Матерь Божия утешала нас

В пещерах ожидала не менее жуткая картина. Все стены были без штукатурки, почерневшие. Корпус наместника, где позднее расположилась резиденция , был, словно после бомбежки, подобен раскрошенной яичной скорлупе. Колодцы преподобных Антония и Феодосия засыпаны, их удалось найти с большим трудом. Сверху разбитого основания колодца преподобного Антония была проложена канализационная труба. Думаю, это сделали специально - по наущению диавола, чтобы как можно страшнее осквернить святыню. Мы с братией только руками разводили, понимая, что лишь Господь по молитвам преподобных Печерских может помочь нам. И мы молились и трудились.

Служили сперва в беседке на площади Дальних Пещер, потом - в нижней открытой галерее церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Пищу привозили матушки из Покровского монастыря. Спали в первый месяц без кроватей, на полу. Но подъем духовный был огромный! Приходили люди со всего Киева, многие пожилые со слезами приносили пожертвования - последнее, скопленное на старость.

И вот однажды шла Божественная Литургия. Мы причастились. Слышу: шум в народе, люди смотрят куда-то вверх. Вышел на площадь - а над церковью Рождества Богородицы сияет солнце, а вокруг него геометрически правильный черный круг. Больше я ничего не увидел. Но пришедшие с левого берега люди рассказали, что видели в это время очертания Богородицы над Лаврой… Так Матерь Божия утешала нас.

- Владыка, известно, что вам удалось восстановить старинный лаврский песенный обиход, который был утерян.

В этом неоценимую помощь оказал покойный архимандрит Спиридон, лаврский регент, живший в то время в Житомире. Я неоднократно ездил к нему с нотной тетрадью и записывал всё подробно. Впоследствии отец Спиридон переехал умирать в Лавру. Он принял схиму, после кончины был похоронен на лаврском кладбище. Много, много чудесной помощи получили мы в то время от нашей Покровительницы - Пресвятой Богородицы.

Открываю - а оттуда неземное благоухание! Сухая глава потемнела, покрылась маслянистой росой. Это было миро!

- Мироточивые главы в это же время «ожили»?

Было, кажется, это летом 1989-го, через год после открытия Лавры. Прибегает ко мне послушник из пещер и плачет: «Отец наместник, виноват, недосмотрел! Убирал в пещерке с главами и недоглядел, как в сосуды попала вода!»

Я сразу насторожился: откуда в закрытых колбах вода? Пошли посмотреть. Заходим в пещерку, где в шкафах в специальных сосудах находились мироточивые главы. Открываю крышечку - а оттуда неземное благоухание! Сухая белая глава потемнела, покрылась маслянистой росой. Это было миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости на два пальца! Меня сразу же окутал сильнейший аромат. Очень специфический, его даже трудно описать. Какая-то комбинация запахов, похоже на грушевый и яблоневый цвет и еще что-то такое, присущее только мощам. Признаться, растерялся даже. Велел позвать архимандрита Игоря (Воронкова), жившего в Лавре до закрытия. Тот пришел, перекрестился. Взглянул на сосуды и заплакал: «Это миро, отец наместник!.. Когда-то старшая братия говорила мне: откроют Лавру - замироточат главы. И вот дожили!..»

Старшая братия уже в мире ином. Фронтовики, исповедники, многие прошли тюрьмы и лагеря. Но остались верными Православию, святой Киево-Печерской Лавре. Да и наше поколение уже в летах (улыбается) , на первом рубеже к Вечному пути… А Лавра стоит и расцветает. Дай Бог, чтобы по молитвам преподобных отцов Киево-Печерских на многострадальной Украине воцарился мир. Будем молиться и верить.

Последний Настоятель Киево-Печерской Лавры Схиархимандрит Антоний (в монашестве Климент, в миру Константин Матвеевич Жеретиенко) родился в 1870 году. Точное место его рождения, а также имена родителей неизвестны. Также от нас скрыта его жизнь до поступления в Киево-Печерскую Лавру. Единственное, что известно из его мирской жизни - это то, что в монастырь он поступил из военных писарей. Высшего образования, судя по всему, он не имел. Был болезненным и несколько застенчивым. Однако по свидетельству лично его знавших людей обладал гибкостью ума и сообразительностью. Благодаря своему послушанию - он был управляющим митрополичьих домов в Киеве - Константин, принявший к этому времени постриг в мантию с именем Климент, был вынужден общаться с разнообразными людьми, которые жили в этих домах. Это общение оставило свой след, он научился общаться с людьми, приобрёл жизненный опыт, который ему в будущем очень пригодился. Был экономом Лавры - в его ведении находились кроме самой Лавры все предприятия: кирпичный завод, мельницы, сенокосы, рыбные угодья, леса, хутора, пасеки, а также всё движимое имущество, кроме церковного.

Наместником Киево-Печерской Лавры архимандрит Климент стал в самый разгар смут и гонений против Св. Церкви – в конце 1917 года. Решение об этом было принято на Соборе братии Лавры. Однако последующие события гражданской войны и многочисленных переворотов в Киеве, убийство большевиками Священномученика митр. Владимира (Богоявленского) Киевского отодвинули это событие на задний план, и потому архимандрит Климент послушание Наместника Киево-Печерской Лавры долгое время исполнял без утверждения со стороны Св. Синода. Лишь 3 июня 1921 года он был официально утверждён в своей должности.

Наместник - первая особа после настоятеля. В его руках была сосредоточена вся исполнительная власть по управлению Лаврой. Ему пришлось принять управление древнейшей святыней Руси в самое тяжёлое время, когда большевики заняли Киев, и в Лаврской типографии разместился один из революционных штабов. Как и многих в то время, его часто вызывали в ЧК, и подолгу там «беседовали» с ним...

Ему, несущему ответственность за всю Лавру, часто приходилось искать выход из трудных ситуаций, которые постоянно появлялись на его пути. Жизнь его в это трудное время была полна волнений и невзгод, но несмотря на трудности, батюшка находил время на службу, молитву, пост, которые очень любил.

С 1922 по 1925 годы он исполнял обязанности Настоятеля Киево-Печерской Лавры. В 1925 году за противостояние «Живой Церкви» отец Климент был арестован и сослан в Харьков, который был в то время столицей советской Украины. В 1925-1927 годах он служил в храмах Харьковской епархии.

В 1927 году после выхода печально известной Декларации митр. Сергия (Страгородского), архимандрит Климент вместе с наместником Лавры архимандритом Макарием (Величко), игуменом Евстратием (Грумковым), а также четырьмя монахами, отошёл от митр. Сергия, организовав катакомбную общину ИПЦ и начав тайные богослужения на квартирах. Они написали митр.Сергию о своём отходе от него и были им за это «запрещены в священнослужении». С начала 1928 года они были под омофором епископа Дмитрия (Любимова), а осенью при посредничестве иосифлянского игумена Клавдия (Савинского), проживавшего в Петрограде на подворье Киево-Печерской Лавры, перешли к катакомбному епископу Павлу (Кратирову), назначенному митр. Иосифом (Петровых) Петроградским представителем Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) на Украине. В Харьков к отцу Клименту ездили за Святыми Дарами даже из Киева, так как считали, «что в сергиевских храмах таинства принимать нельзя».

Батюшка, скрываясь от властей, проживал в Харькове на разных квартирах. В 1932-1933 годах по адресу: ул.Чистоклетовская 11, а потом на ул.Мануиловской 42. Как он сам пишет в анкете: «Настоятель Лавры, без места в подчинении митр.Петру».

Прошедших в 1931 году массовых арестов последователей ИПЦ (или «иосифлян» - как их еще называли по имени митр. Иосифа Петроградского) отцу Клименту удалось избежать чудесным образом. Когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни горлом пошла кровь - он был болен туберкулёзом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол, сам помрёт, и ушли. А он вскоре после этого скрылся и до 1941 года находился на нелегальном положении.

С началом войны в 1941 году, он вернулся в Киев и хотел возглавить Киево-Печерскую Лавру. Но так как он не признавал власти местных архиереев, то разошёлся с братией, которая избрала настоятелем архимандрита Валерия. И в данном случае отец Климент оказался также твёрдым и не пошёл на соглашение. Он организовал в черте Киева, в селе Мышеловка, небольшую общину и совершал там богослужения. После возврата в 1943 году советской власти он из Киева переезжает в Харьков, где проживал тайно во флигеле у своих духовных чад.
В годы войны архимандрит Климент принял постриг в великую схиму с именем Антоний – в честь Св. Преп. Антония Киево-Печерского, основоположника монашества на Руси. Бытовала версия, что постриг о. Климент принимал из рук схиархиепископа Антония (кн. Абашидзе,+1943), проживавшего в Киеве в затворе. Однако эта версия не нашла пока достаточного подтверждения. Поэтому где и от кого им был принят постриг – нам неизвестно. Как бесценное свидетельство приводим воспоминания о старце Антонии катакомбной инокини А.:

«Я принадлежала к общине отца Серафима (Загоровского). Община была большая - одних монашествующих было человек 35, а мирян великое множество.

В 1943 году отец Серафим выехал из Харькова вместе с отступавшей немецкой армией, и мы остались одни. Через некоторое время монахини Мелетия, Нектария, Алипия и Иоасафа, привели меня к архимандриту Клименту, который во время войны принял схиму с именем Антоний, но кто его постригал я не знаю. Он приходил к отцу Серафиму и они друг у друга исповедовались. Это было в 1944 году, война еще продолжалась, и поэтому, как и все люди, батюшка жил очень скромно в маленьком домике на Холодной Горе. У него была маленькая комнатка с печкой, которую он топил дровами. По дому он ходил в подряснике, иногда выходил в сад гулять. У себя в комнатке он служил литургию, и люди тайно по договорённости приходили к нему на службу. Чтобы было меньше заметно соседям ходили по 5-7 человек. На следующую неделю приходили другие люди. Когда замечали служку, то переставали ходить, чтобы не привлекать внимания. Со своими духовными нуждами получалось приходить где-то один раз в месяц. Очень многих он тайно постригал в монашество, в том числе и меня.
Жил батюшка у благочестивых православных христиан со своей келейницей схимонахиней Михаилой, умерла она 3 апреля 1969 года и похоронена рядом с ним. Хозяин дома Михаил Григорьевич Пономаренко, поздравляя с днём ангела, имел обычай говорить: «Даруй тебе Господи смерть с покаянием». После его смерти в 1964 году его жена Лукия приняла постриг с тем же именем, умерла она 8 января 1971 года.

Я сама жила в то время в селе за 20 км от города и пешком ходила на службу в Харьков. Придя в очередной раз к отцу Антонию, чтобы навестить его, я обнаружила, что он умер прямо перед моим приходом. Мать Михаила ещё никому не успела сообщить об этом, и вот я всю ночь ходила, всем сообщая: «Батюшка умер, приходите прощаться». После смерти батюшки мы читали Евангелие и пели панихиды, а отпевал его заочно иерей Владимир Веселовский из Киева (†1.01.1974). Батюшку облачили в схиму, также положили всё необходимое при погребении священства, и на санях повезли на кладбище.
Схиархимандрит Антоний почил о Бозе 18 декабря 1950 года и похоронен в Харькове на Залютинском кладбище, где его останки покоятся до сего дня.

Батюшка был очень строгим, был случай, что его попросили помолиться за коммуниста, на что он ответил: «Не могу за него молиться, так как он не принёс покаяния перед людьми». Но эту строгость он совмещал с добротой, и всегда духовно и материально помогал людям разрешить появившиеся проблемы и нужды. И даже после смерти он не оставлял своих духовных чад без помощи.

Так вскоре после смерти батюшки у схимонахини Михаилы стали часы, и как не старались их починить, никто ничего не смог сделать. А средств на покупку новых не было. Тогда матушка пошла на могилку к батюшке и попросила его, чтобы часы пошли. Придя домой, она увидела, что часы сами пошли и с тех пор они в ремонте не нуждались».

По воспоминаниям ныне живущей монахини Маргариты, которую в 1942 году постригал отец Серафим (Загоровский), отец Антоний как и старец Серафим, всё время поминали митрополита Петра (Полянского) Крутицкого.

Настоятель Киево-Печерской Лавры архим. Климент (Жеретиенко) и её Наместник архим. Макарий (Величко)
во время пребывания в Харьковской ссылке, в связи с неприятием Декларации митр.Сергия (Страгородского).

Как уже упоминалось выше, ближайшим сподвижником Схиархимандрита Антония в бытность его Наместником и Настоятелем Киево-Печерской Лавры был Архимандрит Макарий (в миру Величко Марк Онисимович).

Отец Макарий родился в 1866 г. в с. Колесники Волынской губернии. Был послушником (с 1891), затем монахом (с 1899), иеродиаконом (с 1918), иеромонахом (1919) и архимандритом (с 1922) Киево-Печерской Лавры. В 1917-1924 гг. член Лаврского Собора, в 1923-1924 гг. Наместник Лавры.

За сопротивление обновленчеству вместе с архим. Климентом (Жеретиенко) архим. Макарий арестован 28.10.1924 г. и выслан в Харьков (с 17.11.1925). Декларацию митр. Сергия (Страгородского) не принял. Поддерживал митр. Иосифа (Петровых) Петроградского и принадлежал к Истинно-Православной Церкви (ИПЦ), сергиансую церковь не признавал. Служил тайно по домам катакомбных истинно-православных христиан. Арестован 17.01.1931 (16.01.1930-?) по делу Харьковского "филиала" ИПЦ. По пост. КО ГПУ от 2.01.1932 г. приговорён к 5 годам лагерей. По пост. КО ГПУ от 22.04.1933 г. освобождён досрочно с лишением права проживания в 12 населенных пунктах и прикреплением на оставшийся срок. Вернувшись из ссылки, поселился в г. Остер Черниговской области, поддерживая тесные связи с катакомбными подвижниками ИПЦ на Черниговщине – Священномучеником Дамаскиным (Цедриком), Епископом Нежинским, игуменом Алипием (Яковенко), игум. Лаврентием (Проскурой) и др. В 1937 г. арестован за принадлежность к ИПЦ. Погиб в заключении в нач. 1940-х гг.

Когда в десятом веке Русь стала христианской, монашеская жизнь Византийской империи уже достигла своего апогея; борьба между иноками и императорами увенчалась победой Церкви: словом и кровью монахи отстояли ее независимость. Иноков, ливших свою кровь в этой борьбе, окружало всеобщее почитание. Большие цареградские обители, как, например, Студийский монастырь, своими школами, библиотеками, приютами для сирот и престарелых глубоко влияли на умственную и общественную жизнь Цареградской империи: люди, отрешившиеся от мира, но проникнутые к нему сильной, сострадательной любовью, безбоязненно произносили над человеческой неправдой свой суд. Эти черты определили тип и киевского монашества.

Правда, первые монастыри, созданные князьями по образцу византийских, бывали часто бледными копиями живой, полнокровной иноческой действительности Византии. Но вскоре Русь начала создавать свою самобытную монашескую традицию. Без помощи со стороны, трудами и подвигом святых преподобных Антония и Феодосия выросла подлинно русская Киево-Печерская обитель, пережившая все трагедии истории, давшая древней Русской Церкви сонмы святых, вождей церковных (как, например, Стефана, епископа Владимирского, Ефрема Переяславского, Исаию Ростовского); благовестников, миссионеров-мучеников Кукшу и Пимена; людей глубокого и терпеливого милосердия, таких как святые Феодосий и Дамиан-целебник; наконец, первого летописца русского - Нестора, первого иконописца - Алипия.

Историк Сипягин назвал Киево-Печерскую лавру «первым из русских монастырей и по времени его возникновения, и по богатству сокровищ, вложенных им в сокровищницу русского Православия». Уничтожаемый несколько раз татарами (в 1240, 1299, 1316 гг.), он был каждый раз восстанавливаем и стал ядром, вокруг которого сплачивался русский народ в своем усилии отстоять свою политическую и религиозную независимость против Польши.

Из всех подвижников Киево-Печерской лавры выделяются два ее основателя - преподобные Антоний и Феодосий.

Из скудных сведений, дошедших до нас о святом Антонии, встает перед нами образ мощного и сурового подвижника. Рожденный в Любече, в Черниговской области, он два раза ходил на Афон, на далекий тогда полуостров Южной Македонии, отделенный от Руси лесами, стремнинами, высокими горами, холодом, голодом, бесчисленными опасностями и трудностями одинокого пути, о которых мы в наш век и понятия не имеем. Вернулся он на родную Русь монахом и носителем благословения святой Горы Афонской и стал жить в совершенном одиночестве, в пещере на Киевских горах. Трудился, молился, высвобождал свою душу от зависимости от тела, от страха, от страстей; становился подлинно человеком: твердым, бесстрашным, свободным, бесстрастным.

Многим в наше время кажется непонятным, изуверским этот духовный труд ранних подвижников - в пустыне, в молчании, в затворе. Сущность его в том, чтобы оторваться - если нужно, насильственно - от всего внешнего и войти в себя, чтобы позже жить полной, свободной внутренней жизнью, независимой от каких бы то ни было случайностей и превратностей. Для этого подвижник должен отрешиться от всех впечатлений, рассеивающих мысль и раздвояющих душу, уйти в себя, преодолеть даже внутренний диалог - тот непрестанный разговор, который мы, того не замечая, все время ведем с собой или с невидимым собеседником, стать подлинно «безмолвным», глубинно тихим. Должен он преодолеть и страстное, хищнически собственническое отношение к окружающему миру и к себе. И только тогда, при полном внутреннем равновесии сил душевных, став, как духовные писатели древности говорят, «самовластным», может он жить и действовать в Истине и в Правде.

Подвиг Антония Печерского был не только суров, но, видимо, и мрачен; но он оправдывается тем просвещением души, которое сделало святого Антония учителем Феодосия.

Трудно себе представить большее несходство, чем то, которое мы видим в святых Антонии и Феодосии: святой Феодосии - образ евангельской «легкости», окрыленности, живого, отзывчивого милосердия, святой, братской, ласковой общительности. И вот в этом-то и сказывается гениальность духовной одаренности и внутренней отрешенности святого Антония - что он сумел увидеть своего ученика, каким тот был, в его самобытности, со всеми его способностями и возможностями, в его бесподобности, - и употребил весь свой духовный опыт для того, чтобы ему помочь стать самим собой, а не подобием своего учителя. В этом отношении святой Антоний проявил свойства, позже так ярко выразившиеся в старчестве: дар воспитать человека не по трафарету, а согласно его собственным свойствам и дарованиям.

Святой Антоний стал образцом одиночного подвига зрелого духовного борца. Святой Феодосий - основоположником общежительного русского монашества и светлым образом, столетиями вдохновлявшим русских подвижников, предшественником и духовным родичем преподобного Сергия Радонежского. В преподобном Феодосии святость Киевской Руси нашла почти всестороннее выражение; умеренность, живость, отзывчивость, кротость, простота, целомудрие и целомудренность - и любовь; над всем и превыше всего - любовь: ласковая, человечная, не гнушающаяся ничем, но трезвенная, подлинно евангельская, строгая, смелая в обличении, но тем не менее сострадательная.

Эта любовь и есть опора и сущность святости; любовь ко всем в Боге. Она-то и подвигла одних - отцов Ближних, Антониевских пещер, - уйти от всего, чтобы вкорениться в Бога и возродиться в Нем; а других - отцов Дальних, Феодосиевских пещер, - служить Киевской Руси делами милосердия и сострадания, обличения и правды, бесстрашия и смирения, созидания видимой красоты Лавры, отображающей мировоззрение и духовную красоту ее насельников и тружеников духа.

Явлением Неба на земле, свидетельством сострадательной Божией любви, радости Креста и Воскресения, образом истинной человечности - вот чем были подвижники Киева, Антониевы и Феодосиевы ученики, чей пример и теперь воодушевляет нас и не перестанет привлекать к иноческому подвигу творческие, смелые, благородные души, пока на земле не иссякнут любовь и благородство.