Амиши - на обочине цивилизации. Как живут европейцы, добровольно отказавшиеся от благ цивилизации

Современный мир меняется очень быстро, однако взгляды людей на стремительный прогресс значительно различаются. Одних восхищают инновации и развитие, другие видят в них угрозу истинным ценностям и собственному будущему. Технологии, интернет, социальные сети, непрерывные потоки информации, шум больших городов – атрибуты сегодняшней жизни, которые становятся привычными для большинства, все чаще вызывают неприятие у людей, считающих подобные явления губительными для себя и своих близких. Многие готовы отказаться от комфорта и всех благ цивилизации, чтобы уйти от привычной суеты и не следовать сложившимся правилам. Ради этого они готовы на риск, смелые перемены и жизнь в самых невероятных условиях.

Возвращение к природе

Быстрый ритм современной жизни, информационный избыток, проблемы экологии и постоянный стресс делают все более привлекательной уединенную жизнь на природе. Многие люди, уставшие от напряжения, массовой культуры и преобладания материальных ценностей, решают переселиться в маленькие деревни, находящиеся далеко от городов, организуют экодеревни или даже уходят в леса и тайгу, следуя примеру знаменитой сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, которая долгие годы избегала цивилизации. По всему миру сторонники возвращения к истокам отказываются от привычных условий и выбирают жизнь в согласии с природой. Например, в Испании есть небольшая ферма El Pardal, расположенная среди лесов и озер. Её хозяева и гости ведут хозяйство, выращивают овощи и фрукты, используют солнечную энергию и наслаждаются простой и гармоничной жизнью на свежем воздухе вдали от других поселений.

Город свободы

Желание жить по своим правилам и уйти от общепринятых норм приводит многих искателей приключений в Слэб-сити – небольшое поселение, известное как «последнее свободное место в Америке». На первый взгляд может показаться, что в этом «городе трейлеров» живут отшельники и бродяги, которым просто некуда идти, однако большинство из них остаются здесь ради своих идей и никогда не откажутся от подобного образа жизни, несмотря на суровые условия американской пустыни. В Слэб-сити нет электричества, канализации и водопровода, однако люди, называющие это место домом, не жалуются на их отсутствие: они променяли все блага цивилизации на безграничную свободу, которую смогли обрести в этом уединенном уголке мира.

Покорение вершин

К попыткам отгородиться от современного мира приводят не только желание гармоничной спокойной жизни или поиск свободы, но и стремление сохранить знания и опыт предков. Для людей, поколениями выживающих в горах американских штатов Арканзас, Северная Каролина, Монтана и Аляска, потеря связи с собственными корнями куда страшнее, чем отсутствие коммуникации с другими людьми. О смельчаках, которые ежедневно борются с суровыми условиями, телеканал HISTORY снял документальный сериал «Мужчины в горах». Пока мир технологий разрастается, затрагивая все новые территории, эти люди продолжают беречь свой уклад, несмотря на опасность и постоянный риск. Они охотятся, противостоят хищникам и спасаются от холода безжалостной горной зимой, не интересуясь прогрессом. Их удивительная жизнь в условиях дикой природы во всех подробностях показана в сериале «Мужчины в горах», который выходит на телеканале HISTORY по средам в 21:00.

Полная изоляция

Крайняя степень изоляции от современного общества – намеренное переселение на необитаемый остров, затерянный в океане. Сложно поверить, что кто-то захочет добровольно перебраться в дикие условия, где нет ни души, а природа таит множество неожиданных опасностей, однако существует несколько примеров подобных побегов от цивилизации. Например, Брендон Гримшоу более сорока лет прожил на острове Муайен в Индийском Океане. Он заботился о местной природе, спас исчезающий вид черепах, высадил тысячи деревьев и привлек на остров множество редких птиц. В итоге, благодаря его стараниям, остров приобрел звание Национального парка. А японский отшельник Масафуми Нагасаки в 1992 году бросил привычную жизнь и поселился на острове Сотопанари в Тихом океане, решив встретить старость в необычных условиях и отказавшись от общественных правил и норм.

Жизнь вне политики и религии

Отказ от общепринятых ценностей и социальных условностей может принимать по-настоящему серьезные масштабы. Так с 1968 года под эгидой ЮНЕСКО на юге Индии развивается город Ауровиль, ставший экспериментом по созданию интернационального общества без политических и религиозных предпочтений. В «городе рассвета» живут люди, стремящихся к гармонии, поддержке друг друга и отсутствию разногласий. Их главными ценностями являются единство, свобода, духовный рост и совершенствование мира. Для многих Ауровиль кажется недостижимой утопией, однако уже для более двух тысяч людей это место стало домом, где они нашли единомышленников и возможности для реализации свои идей.


Все больше людей решаются покинуть пыльные суетливые мегаполисы, пересмотреть образ жизни и сбавить обороты: перестать покупать то, что не нужно, почувствовать величие природы, заняться любимым делом. По каким причинам они выбирают отшельничество, и какие краски обретает их новая жизнь, когда они отстраняются от потребительского общества и карьерной истерии - в нашем материале.


Переехать на хутор, чтобы растить детей в экологичной обстановке

На первый взгляд наличие детей - фактор, не способствующий отшельничеству. Подрастающему поколению необходима социализация, спортивные секции и творческие мастерские для развития. Но семейные дауншифтеры, бросившие карьеру в крупном городе и переехавшие на хутор с детьми, имеют другое мнение.

Наиболее веские причины для переезда - это продукты сомнительного качества, предлагаемые в супермаркетах; неблагополучная экологическая обстановка, которая подрывает здоровье ребенка. И главное, от чего хотят защитить детей, - это ценности потребительского общества.

Столичную жизнь на ведение крестьянского хозяйства сменили Андрей и Алла Токаревы, когда у них появились дети. Они посчитали, что атмосфера мегаполиса пагубна для малышей.


Семья решилась на переезд, чтобы вести крестьянское хозяйство и кормить детей здоровой едой. Молодые люди не стремились к абсолютной изоляции, образ жизни сельских людей им вполне подошел бы. Но не хотелось, чтобы дети видели алкоголиков, поэтому пришлось выбрать глухой хутор.


Здесь дети дышат чистым воздухом, едят натуральные продукты, видят природу, активно двигаются, принимая участие в хозяйственных делах. Отсутствие рядом соседей позволяет не беспокоиться, что животные зайдут на чужую территорию и истопчут огород. Семья живет с реализации продуктов сыроварения, а также Алла сохранила удаленную работу.

Остается дискуссионной тема школьного образования. Среди дауншифтеров есть 2 мнения - одни считают, что учиться детям необходимо, и главная причина - возможность выбирать свою судьбу в дальнейшем. Их оппоненты подвергают сомнениям установку, будто образование стоит затраченных на него усилий и приносит пользу, так как система обучения втягивает человека в круговорот утомительной суеты и постоянного потребления, от которой дауншифтеры и бегут. В любом случае освоить школьную программу, поселившись в глухом лесу, вполне возможно. Детей младших классов учат удаленно, а старшеклассникам доступна такая форма обучения, как экстернат.

Покинуть «муравейник» из стекла и бетона, но остаться в эпицентре общения

Не всякое отшельничество предполагает отказ от социальных связей. Некоторые дауншифтеры, напротив, покидают свои офисы, чтобы расширить круг общения, познакомиться с людьми и заняться любимым вдохновляющим делом.


Таким примером служит бывший юрист Юрий Алексеев, поселившийся в землянке близ Ярославского шоссе. Здесь он читает, слушает аудиокниги, принимает гостей, занимается буккроссингом, создает контент для видеоблога.

Юрий не ставил цель отдалиться от социума - охотно принимает гостей, которые норовят выяснить, какие тяготы нужно преодолевать отшельнику. Как умываться, где брать одежду, еду, воду, как обеспечить беспроводное соединение с интернетом и зарядить ноутбк? Не охотно отвечает на технические вопросы Юрий, но не раздражается, зато с энтузиазмом говорит о политике, творческой самореализации. И без колебаний принимает подарки - кто фасоль принесет, кто печенье - все в хозяйстве пригодится. Утверждает, что человеку для жизни, полной позитивных впечатлений и полезных занятий, требуется совсем немного ресурсов. Чтобы построить землянку нужно несколько недель и немного стройматериалов из леса, а гаджеты заряжать помогают солнечные панели, выдающие 300 ватт в час.


Юрий сейчас не просто отшельник, а медийная персона с каналом на YouTube, делится лайфхаками профессионального дауншифтера и не скрывает своих оппозиционных политических взглядов.

Когда природа и приключения привлекают, а люди отталкивают

Есть среди дауншифтеров радикалы, выбирающие такие места обитания, которые жители окрестностей считают непригодными или чрезвычайно опасными. В число таких входит Михаил Фоменко - . Он не смог преодолеть жажду странствий и приключений в условиях дикой природы, даже после принудительного лечения в психиатрической клинике и реального риска погибнуть в ходе преодоления пролива Торреса на каноэ.


Этот выносливый и ловкий человек прожил в австралийских джунглях более полувека - без связи с внешним миром, друзей и семьи, без политических убеждений и гражданской позиции. Спортивные таланты Михаила отметили еще в школьные годы, когда он установил 7 новых рекордов и был признан одним из лучших атлетов Сиднея. А вот в коллективе Михаил чувствовал себя всегда чужим, поэтому предпочел жизнь в джунглях общественной. В глухих тропиках Австралии он сражался с крокодилами, преодолевал огромные расстояния, лечился природными средствами и физическими упражнениями, не зная лучшей жизни для себя.

Лишь в 85 лет Михаил Фоменко почувствовал, что у него нет сил, чтобы оставаться вне цивилизации, и поселился в доме для престарелых.

Террор в защиту природы. Как отшельник стал серийным убийцей


Американский преподаватель математики Теодор Качинский из Калифорнии (Университет Беркли) перебрался в хижину, так как считал индустриализацию и технологический прогресс процессами губительными для природы. Этот человек с детства отличался чрезвычайно высоким интеллектом, особенно легко ему давалась математика. Закончив школу экстерном в 16-летнем возрасте, он был принят в Гарвардский университет.

После завершения образования Теодор Качинский стал самым молодым преподавателем в престижном учебном заведении. К удивлению окружающих без видимых причин и предпосылок Теодор Качинский прекращает преподавательскую деятельность и селится в уединении на территории гор штата Монтана. В действительности это был протест, направленный на потребительский образ жизни и технические инновации.

Теодор прожил в изоляции без электричества, средств связи, канализации около 6 лет перед тем, как начал деятельность по защите природы.

Ученый создавал бомбы из подручных средств и отправлял в научные центры и университеты страны. Так Качинский пытался остановить прогресс. Взрывные устройства Качинского попали в Мичиганский, Йельский университеты, на борт самолета авиакомпании American Airlines, в компьютерные магазины, в кабинеты ученых и чиновников. Всего насчитывается 16 террактов, 3 погибших, 23 раненых за 25 лет жизни вне цивилизации.


Радикальный защитник природы был арестован в 1996 году, его приговорили к 4 пожизненным заключениям, но была перспектива и смертной казни. Сейчас он отбывает наказание в тюрьме особо строгого режима в Колорадо без возможности досрочного освобождения.

Бывший наркоторговец ведет уединенную монашескую жизнь на скале

Максим Кавтарадзе живет в уединении в труднодоступном месте уже более 20 лет. Место, где поселился отшельник, называется Столп Кацхи - это 40-метровая скала в Имеретии (Западная Грузия).


Прежде здесь были руины храма, но благодаря подвижничеству монаха построена действующая церковь - Максима Исповедника.

Решение о такой жизни он принял, покинув тюрьму. Молодость Максима была далекой от праведной. Злоупотребление алкоголем, реализация наркотиков привели молодого человека в тюрьму. Когда срок наказания закончился, Максим устроился работать крановщиком, но вскоре почувствовал, что хочет служить Богу. Считает, что высота приближает его к Всевышнему.

Несколько десятилетий назад мир узнал и про последнюю из рода отшельников Лыковых. Многие и сегодня в недоумении, почему Агафья отказывается переезжать из тайги к людям[ /GO].

Иногда цивилизация и все её блага могут быть чрезвычайно давящими… Быстрый темп жизни, сложности взаимоотношений, политические споры, технологическая гиперразвитость – всего этого вполне достаточно для того, чтобы у вас появилась мечта убежать куда подальше и сродниться с природой. Для большинства из нас эта мечта выливается в уикенд, проведенный в палаточном лагере, но некоторые люди – критики цивилизации, активисты, спиритуалисты или просто свободные люди – принимают эту идею всерьез. Кто-то назовет их глупцами или радикалами, а кого-то их пример, быть может, невероятно вдохновит. Как к ним относиться – решать вам, а мы, в свою очередь, представляем 6 личностей, променявших цивилизацию на жизнь в дикой природе.

Кристофер Маккэндлесс

Ставший известным благодаря книге Джона Кракауэра «В диких условиях» и одноименному фильму, режиссером которого выступил Шон Пенн, Кристофер Маккэндлесс (который сам себя называл Александр Супербродяга) был американским путешественником. Молодой человек мечтал об Аляске, где бы он мог жить вдали от цивилизации. Маккэндлесс был хорошо обучен: его академические успехи и уровень развития выше среднего существенным образом повлияли на развитие презрения к пустому материализму общества.

К сожалению, прожив 113 дней в пустынной Аляске, Кристофер Маккэндлесс скончался от истощения – когда мужчину нашли, его вес составлял около 30 кг. Его приключение закончилось в конце августа 1992 года, молодому человеку на момент гибели было всего 24 года.


Тимоти Тредуэлл

Тим Тредуэлл был натуралистом, любителем природы, «эко-войном» и режиссером-документалистом, который жил среди медведей гризли в национальном парке Катмай на Аляске. Несмотря на то, что в течение многих лет Тим каждое лето отправлялся в парк Катмай, чтобы провести время вместе с медведями-гризли, не имея при этом никакой защиты, в конце 13-го лета удача от него отвернулась. Он и его подруга Эми Хугенард были убиты медведями, их тела нашли частично обглоданными.

Несмотря на то, что некоторые сочтут идеализм Тредуэлла наивным, посредством своих фильмов и в целом своей деятельности он пытался защитить ту среду обитания, которую любил. История Тимоти Тредуэлла была увековечена в документальном фильме «Человек-гризли».


Генри Дейвид Торо

Торо являлся известным американским автором, натуралистом, философом и критиком, получившим известность благодаря книге «Уолден», где он описывал период своей жизни в изоляции. Мужчина провел около двух лет в хижине близ Уолденского пруда в Массачусетсе (США).

После того, как Торо вернулся к цивилизации, его целью стало обособление себя от общества с целью более объективного понимания людей.

Работа Торо признана личной декларацией независимости, путём духовного открытия и инструкцией по становлению самостоятельности.


Теодор Качинский

Также широко известный как Унабомбер, Качинский является примитивистом, который довел свою критику цивилизации и технологий буквально до крайности. Несмотря на то, что Теодор мог сделать блестящую академическую карьеру в области математики, Качинский уволился из профессуры Калифорнийского университета в Беркли, чтобы начать новую жизнь. Мужчина поселился в хижине без водопровода и электричества в глуши Монтаны.

Немного позже Качинский начал свою «кампанию бомбардировок», отправив в общей сложности 16 бомб по почте в университеты и авиакомпании США. Подрывная деятельность Теодора привела к смерти 3 человек и ранениям еще 23. Обоснование своих действий Качинский изложил в своём манифесте, который носил название «Индустриальное общество и его будущее» («Industrial Society and Its Future»).

В данный момент Теодор Качинский отбывает пожизненное заключение в федеральной тюрьме США.


Ноах Джон Рондо

Рондо – знаменитый отшельник, который отказался от жизни в обществе, променяв её на высокие пики гор Адирондак в Нью-Йорке. Прежде, чем удалиться в свой отшельнический дом в возрасте 46 лет, Рондо заявил, что он «не удовлетворен этим миром и его тенденциями».

И хотя большую часть времени Рондо оставался в полной изоляции, иногда он все-таки принимал в своей хижине посетителей и даже играл для них на скрипке. К сожалению, Рондо был вынужден переехать из своего дома в горах, и, в конце концов, умер в 1967 году, не сумев выжить на пособие.


Поль Гоген

Поль Гоген был одним из лидеров постимпрессионистского течения, художником и писателем, известным своим примитивистским стилем и философией. В 1891 году, подавленный низким уровнем признания на родине и плачевным финансовым положением, он решается отправиться в тропики, дабы убежать от европейской цивилизации и «всего искусственного и посредственного».

Оставшиеся годы своей жизни Поль Гоген провел на Таити и Маркизских островах, где он встал на сторону аборигенов, чтобы воевать против колониальных войск. Его работы этого периода демонстрируют экзотичные образы жителей Полинезии.

С самого момента рождения все - родители, школа, СМИ - учат нас, что успех это понятие материальное. Счастье, удовольствие и отношения стоят на втором месте после уровня дохода. Поскольку наша культура больше всего ценит успех, отражаемый на банковском счете, мы живем в мире, которым правит доллар.

Рабство начинается тогда, когда твоя работа перестает давать тебе финансовую свободу и становится способом самосохранения.

Большинство людей одержимы своими материальными целями, они проводят всю жизнь в попытках выплатить кредиты за очередную покупку и оплатить счета, которые накопились за прошедшие годы. Могу предположить, что даже вы, читающие эти строки, работаете по 9 часов 5 дней в неделю, и вас от этого уже тошнит. Возможно, вы попали в психологическую ловушку мира чисел и материальных забот и хотите освободиться от ментального рабства.

Мне не нужно знать вашу конкретную ситуацию. Истина в том, что большое количество людей, читающих это, уже сыты по горло долгами, долгими часами работы и рекламой, заставляющей их покупать вещи, которые им не нужны. Хорошая новость в том, что хотя вы живете в потребительском обществе, это не значит, что вы должны прожить всю жизнь как потребитель.

Вот три способа, как можно освободиться от власти вещей.

1) Вы - не белка в колесе

Где написано, что нужно работать по 9 часов в день с понедельника по пятницу? Кто сказал, что мы должны закончить школу и сразу найти работу на полный день? Кто решил, что мы должны провести лучшие годы жизни постоянно работая, а на пенсию можем выйти только в 55 или 65 лет?

Вам не нужно делать то, что говорит общество, и вам не нужно делать то, что велят родители. Если вы устали от бесконечного бега в колесе, просто оставьте его. Никто не приставит вам пистолет к виску, вынуждая проводить по 40 часов в неделю на работе, которая вам не нравится. Но нужно платить по счетам, верно? Это приводит нас к следующему пункту.

2) Не живите, чтобы кого-то впечатлить

Единственная причина, по которой мы вынуждены работать 40 часов в неделю, состоит в том, что мы покупаем вещи, которые нам не нужны, на деньги, которых у нас нет, чтобы впечатлить окружающих. Потому что нас научили, что успех и ценность определяется материальными вещами; мы считаем, что нужно накапливать столько имущества, сколько возможно. Если вы сократите свои расходы наполовину, то увидите, что вам этого вполне хватает, а работать для этого будете только половину того времени, что сейчас.

Вам на самом деле нужны деньги на новую машину, или вы можете купить подержанную? Действительно ли вам нужно жить в огромном доме, оснащенном по последнему слову техники? Вам на самом деле нужен этот новый телевизор? Или эти брендовые шмотки? Или новейший iPhone? Или навороченный ноутбук?

Очень часто мы становимся рабами по собственной воле, потому что хотим выглядеть успешными в глазах других людей. Мы измеряем свое чувство собственного достоинства тем, как мы выглядим на фоне других людей. Так дети на площадке говорят друг другу: «Мой папа сможет побить твоего папу», а взрослые говорят: «Мой дом больше и красивее твоего».

Вы видите, что некоторые люди так и не вырастают из этого песочнического менталитета. И из-за этого многие живут от зарплаты до зарплаты. Желание удовлетворить свой эгоизм в конечном счете ставит нас в рабскую зависимость от денег и крадет наше счастье. Это подводит нас к следующему пункту.

3) Перешагните через материальное

Не сравнивайте себя с другими людьми по количеству вещей, которыми вы обладаете, по стилю жизни, который вы ведете. Главным критерием для оценки должны быть ваши отношения с Богом. Вы испытываете духовную полноту? Вы ощущаете мир и целостность внутри себя? Если нет, как это может называться успехом?

Когда вы откроете в себе то, что глубже, чем все материальное, материальный мир станет для вас шуткой. Как только вы во время размышлений или наблюдения за природой проникнете в это бесконечное пространство благодати и мира, вам больше не нужно будет продолжать бесконечную погоню за материальной прибылью.

И культура, которая говорит нам, что успех измеряется материальными вещами, также является самой несчастной, толстой, измученной и погрязшей по уши в долгах культурой в мире. На сегодняшний день среди причин смерти в США самоубийство стоит на 10 месте . Я подозреваю, что львиная доля страдающих от депрессии - это люди, воспитанные в тупиковом обществе - мелочном, скучном, движимом потреблением, духовно пустым и порабощенным куском бумаги.

Вам не обязательно быть рабом денег и вещей. Будьте смелым. Откажитесь от бега в колесе, живите по средствам, знайте, когда нужно что-то урезать, и начните практиковать молитву и размышление, чтобы открыть себя для нового мира возможностей, о которых вы раньше даже не подозревали.

Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было…

Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове, который номинально является частью Индии. Этот народ принято называть так же, как и остров, потому что никто понятия не имеет, как эти люди именуют сами себя. По правде говоря, ничего другого про них тоже толком не известно. После того, как в 2004 году на остров обрушилось страшнейшее цунами, туда отправили несколько вертолётов, чтобы пофотографировать, и убедиться, что остров по-прежнему обитаем.

Как они умудрились так долго избегать контактов с современной цивилизацией?

Это объясняется очень просто. Взгляните на снимок, сделанный с вертолёта:


Остальные члены племени настроены также агрессивно. На контакт не идут, и чуть что – сразу хватаются за лук и стрелы.

В 2006 году лодку с двумя рыбаками отнесло течением на мелководье рядом с островом. Сентинельцы убили их и похоронили на берегу. Вертолёты определили место захоронения несчастных, но приземлиться не смогли, потому что при виде вертолёта местное население, как вы уже могли заметить, тут же «открыло огонь». Несмотря на то, что туземцы, очевидно, не имеют никакого представления, что такое вертолёт, они упорно пытались достать непонятную гигантскую железную птицу своими стрелами. Ну не любят они гостей и всё тут.

Полиция, которая по идее должна бы поехать и забрать тела несчастных рыбаков, наотрез отказывается это делать, заявляя, что как только они приблизятся к острову, их тут же закидают отравленными дротиками и стрелами – что, в общем, можно считать уважительной причиной.

Даже наши предки, которые были поотважней нас с вами, считали, что связываться с этими нелюдимами выйдет себе дороже: ещё Марко Поло описывал их как «самым жестоким и кровожадным народом, всегда готовым схватить и съесть любого, кто попадётся им в руки».

Другими словами, на протяжении сотен лет, когда весь мир был занят отвоёвыванием друг у друга земель, эти ребята заработали такую дурную репутацию, что отбили у разного рода завоевателей всякую охоту туда соваться. В конце концов, всё «прогрессивное человечество» решило оставить этих чокнутых каннибалов в покое.

2. Короваи

Это племя живёт в юго-восточном Папуа. Впервые о существовании других людей они узнали в 1970-х, когда их обнаружила группа археологов и миссионеров. В это время они ещё пользовались каменными орудиями и строили свои жилища на деревьях. Впрочем, с тех пор ничего у них, можно сказать, и не изменилось.

Всем гостям из цивилизованного мира короваи рассказывают, что если когда-нибудь хоть один из них изменит своим традициям, то вся Земля неминуемо погибнет от чудовищного землетрясения. Непонятно, либо это такая преданность традициям, либо просто способ отвязаться от умников с «большой Земли», которые вечно пытаются учить их жизни.

Как бы то ни было, сохраняться в прежнем состоянии у них получается просто превосходно. Миссионеры сунулись было пару раз со своим просветительством, но потом решили оставить их в покое. А вдруг, кто знает, с землетрясением всё-таки не совсем ерунда?

Короваи живут в такой непроходимой местности, буквально – за высокими горами и тёмными лесами, что даже их собственные деревни между собой практически не контактируют, что уж говорить про внешний мир. Когда в 2010 году племя решила навестить служба переписи, им пришлось две недели добираться пешком, потом на лодках от ближайших (а на самом деле очень даже отдалённых) деревень.

Короваи особенно не показывают виду, что не любят визитов извне. А для того, чтобы непрошеные гости поскорее убирались восвояси, они придумывают всякие хитрости. Кроме стращания ужасным-преужасным землетрясением, которое обязательно произойдёт, как только первый коровай оденет штаны, они любят пугать, рассказывая о своих кровожадных традициях.

Но самым изящным образом были одурачены австралийские ньюсмейкеры, которые сунулись к короваям в 2006-м году. Племя отрядило к назойливым чужеземцам мальчика, который рассказал репортёрам душераздирающую историю о том, как за ним гоняются каннибалы, и что на ближайшей трапезе он должен стать у племени главным блюдом.

После того, как история была записана на плёнку и съёмочная группа поспешно ретировалась, приехали следующие журналисты, для которых было устроено точно такое же представление со спасением «бедного мальчика».

Учёные, которые изучали племя, уверяют, что у этих людей просто всё в порядке с чувством юмора, что никаким каннибализмом тут не пахнет. Просто весёлые люди, которые живут на деревьях и обожают розыгрыши.

3. Самый одинокий человек на свете

Этот человек живёт в бразильском лесу в полной изоляции, по меньшей мере, пятнадцать лет. Он строит себе пальмовые хижины и роет в земле прямоугольные ямы в полтора метра глубиной. Зачем ему нужны эти ямы остаётся только гадать, потому что при любой попытке установить контакт, он бросает насиженное место и находит новое, чтобы построить точно такую же хижину и вырыть точно такую же яму. Никто в округе ничего подобного не строит, из чего учёные заключили, что это последний выживший представитель какого-то исчезнувшего племени.

Как ему удаётся так долго игнорировать современный мир?

В 1988 году новая конституция Бразилии даровала местным индейцам права на земли их исконных поселений. В теории идея казалась просто чудесной. А на практике… Когда по закону племена стало запрещено «принуждать к переселению» в другие места, их начали просто-напросто истреблять.

Видимо, именно эта участь и постигла соплеменников нашего героя: первая встреча с современным миром закончилась для него гибелью всех, кого он знал. Кто захочет идти на контакт с монстрами, которые придумали совершенные орудия для уничтожения ваших родных и близких?

4. Староверы

В 1978 году советские геологи, искавшие залежи железной руды в отдалённых уголках Сибири, наткнулись на бревенчатую хижину. Семья, которая там жила, о существовании цивилизации представления не имела, одевалась в рогожу и ела из самодельной посуды. При виде членов экспедиции, они пришли в ужас, и стали кричать что-то вроде «Это всё за наши грехи!»

Позже выяснилось, что семья Лыковых (так они себя называли) были не единственными сибирскими отшельниками. Похожая группа людей жила в тайге в полной изоляции, по крайней мере, до 1990 года.

Все эти люди оказались староверами. В XVII веке, во время раскола русской церкви, они сбежали от расправы и поселились вдали от внешнего мира. И жили так несколько веков. Сибирь слишком обширна и неприветлива – никому не пришло бы в голову прочёсывать её, чтобы найти пару десятков беглецов.

Агафья Лыкова, 2009

5. Племя Машко-Пиро


Люди из племени Машко-Пиро – полуголые и вообще похожие на переселенцев из доисторической эпохи, недавно начали появляться в районе одной из популярных у западных туристов перуанских рек. Раньше всякие попытки приблизиться к ним пресекались градом горящих стрел. Никто не знает, почему они вдруг сами решили обнаружить своё существование. По уверениям контактировавших с ними специалистов, пока их живейший интерес вызывают в основном, металлические горшки для приготовления пищи и ножи мачете.

Как им удалось так долго оставаться вдали от цивилизации?

Правительство Перу само попытались ограничить контакты с племенем и запретило туристам спускаться на берег вблизи мест обитания дикарей. Идея заключалась в том, чтобы оградить этих людей от назойливых антропологов и жадных дельцов, которые готовы делать деньги на чём угодно.

К сожалению, всё равно находились и находятся ушлые частные туристические компании, предлагающие клиентам «человеческое сафари».

6. Аборигены Пинтуби

В 1984 году небольшая группа людей из племени пинтуби встретилась в пустыне с белым человеком. В этом не было бы ничего необычного, если не принимать во внимание тот факт, что ни один человек из этого племени никогда раньше не видел ни одного белого человека, и что первые белые переселенцы появились в Австралии в 1788 году. Позже, один из пинтуби объяснил, что поначалу принял «розового человека» за злого духа. Первая встреча прошла не очень гладко, но потом аборигены смягчились, и решили что «розовые» могут быть даже полезны.

Им, что и говорить, крупно повезло найтись так поздно. Они пробродили по пустыням все те годы, когда легко было попасть в рабство или прямиком на тот свет, и встретились с западной культурой в аккурат тогда, когда она уже созрела чтобы покатать их на джипе и угостить кока-колой.

Как им удалось избегать встречи с цивилизацией так долго?

Тому есть две причины: 1) они кочевники и 2) кочуют они по пустыням Австралии, где вообще довольно сложно встретить человека.

Эту группу могли вообще никогда не обнаружить. Незадолго до первой встречи с белым человеком, пинтуби случайно встретились с «цивилизованными» аборигенами. К сожалению, внешний вид кочевников с набедренными повязками из человеческих волос и двухметровыми копьями был чересчур экзотическим даже для коренных австралийцев. Один из «цивилизованных» выстрелил в воздух и пинтуби сбежали.