Доначисление земельного налога за прошлые периоды. Доначислили налог на землю за прошлые годы

Кадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога ().

Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты земельного налога сохраняется .

Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом» , с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму , поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб. ). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года , однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года . Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год . Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже . После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. ОАО «Производственная компания «Возрождение» было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

Аргументы судов

Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № А27-17487 /2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № 07АП-10827 /12, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2013 г. № Ф04-1410 /13).

Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог ().

А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей действительности – то именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

«Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума ( ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № ВАС-7917 /13).

Последняя надежда

ОАО «Производственная компания «Возрождение» не сдалось и решило оспорить конституционность , который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой .

А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель .

Читайте также:

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре .

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился . Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит ( КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О).

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки . Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года , а рыночная - по состоянию на июль 2010 года . Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно ( ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А82-9984 /2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207 /2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой . На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной ( Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02 /89, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02 /112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика . К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной ( ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625 /2013).

Материалы по теме

По новому закону можно заново пересчитывать налоги на землю и имущество за последние три года.

Извещения о налогах за прошлый год «приятно» удивляют россиян - кто-то прежде платил за свои сотки по 200 рублей в год, а теперь должен платить по 10 тыс. Значит, рост налогов вместо обещанных правительством 20% составил до 5000%?

Суммы у всех разные. Многим сельчанам приходят квитки на 20 тыс. и даже больше.

Но, что называется, нет предела совершенству - согласно новым поправкам от 04.10.2014 в Федеральный закон №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...», вам могут не просто в 50 раз повысить налоги, но еще и повысить их задним числом.

«К нам обращаются дачники и сельчане, которым уже приходят «письма счастья» из налоговой с требованием «доплатить» налоги за последние три года - 2011-й, 2012-й и 2013-й. Им «доначислена» сумма, которая в среднем в 17 раз выше, чем в 2010 году. Оказывается, их участки раньше неправильно оценивали по кадастровой стоимости. Зато теперь новый закон позволяет налоговым органам начислять кратно увеличенный налог за предыдущие три года в случае обнаружения технической ошибки по кадастровой оценке недвижимости», - рассказывает глава профсоюза садоводов России Людмила Голосова .

Почему именно за три года? Потому что по закону тремя годами ограничивается срок исковой давности по долгам за коммунальные платежи и налоги.

Понятно, что не все смогут заплатить многократно увеличенные налоги, да еще и сразу за несколько лет. На этот счет законодатели не придумали ничего лучше законопроекта об упрощении порядка изъятия у граждан земельного участка, а также сноса строений, расположенных на нем.

К тому же в российском законе отсутствуют смягчающие обстоятельства, которые имеются в европейских странах. Так, например, в большинстве стран ЕС действуют нормы о замораживании судебных действий против должников, которые не в состоянии исполнить свои обязательства в связи с потерей работы, снижением доходов из-за кризиса и так далее.

У нас, в России, несмотря на сложную экономическую ситуацию, законы о замораживании почему-то не принимаются. Зато принимаются законы прямо противоположные.

Но и это еще не все. В конце декабря правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий шестикратное увеличение земельного налога на участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Его заплатят те, кто либо не хочет, либо не может строиться.

Всего один год новому покупателю участка под ИЖС дадут возможность платить налоги без повышающего коэффициента. Если в течение первого года дом не будет построен (!), то налог увеличат вдвое.

В правительстве объясняют свое ноу-хау тем, что в России сейчас слишком много пустующих участков под ИЖС. Вот и решили высокие чиновники подстегнуть народ - пускай, мол, дорогие россияне без дела не сидят. Лопату в руки, кирпичи на тачку. Что нам стоит дом построить! Тем более за такой длинный срок - за 12 месяцев!

Как объясняется в пояснительной записке к законопроекту, земли в России используются неэффективно и из-за этого бюджет недополучает налоги. А еще есть среди граждан такие, которые дома строят, но не регистрируют, чтобы налоги за них не платить. Теперь скрывать свой дом от налоговой будет себе дороже.

«Законопроект, предусматривающий пятикратное увеличение налогов, а учитывая, что их уже увеличили в 15-20 раз, это действительное увеличение налогов в 100 раз! Обнищавшего гражданина - владельца земельного участка, у которого нет денег строить дом, еще и обложат 100-кратным налогом, который он не в состоянии будет оплатить. Это явится основанием изгнать его с земли за долги и отнять участок», - констатирует Голосова.

Аделаида Сигида

Санаторий платит земельный налог в бюджет поселения. Стоимость 1кв. м для расчета кадастровой стоимости земельных участков установлена постановлением Правительства Самарской области (апрель 2013 года). В феврале 2016 года санаторий обратился в суд с отчетом об оценке о признании кадастровой стоимости на уровне её рыночной стоимости (кадастровая стоимость по Постановлению Самарской обл. за 1кв.м - 377 руб., по отчету об оценке за 1 кв.м. - 77 руб.). Суд в августе 2016 года назначил судебную экспертизу. Результат судебной экспертизы: рыночная стоимость кв.м -276 руб. В решении суда написано, что "кадастровая стоимость земельный участков признаются равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.04.2013г." То есть, с момента действия Правительства Самарской области по утверждению кадастровой стоимости кв.м земли. Далее в решении суда:" Дата подачи заявления санаторием в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 25.02.2016г." Санаторий за прошлые года (2013,2014,2015) земельный налог погасил полностью. Будет ли производиться пересчет налога за прошлые года? Или же измененная кадастровая стоимость действует с февраля 2016 года?

Ответ

Нет, произвести перерасчет налога за прошлые годы не получится. Пересчитать налог можно будет только с 01.01.2016 г.

Дело в том, в соответствии с положением ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в дополнение к письму от 15.06.2015 № 03-05-04-02/34427 о порядке применения в целях исчисления земельного налога кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной в течение налогового периода решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или суда, сообщает следующее.

В соответствии с положением (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ), вступившим в силу с 22 июля 2014 года, устанавливающим, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном , сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.*

Кадастровая стоимость земельного участка может измениться:

  • из-за смены категории (вида разрешенного использования) земельного участка или установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

В первом случае изменение нужно учитывать только со следующего года . В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости . При этом действует еще одно ограничение: для расчета налога измененная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Например, в мае 2015 года организация обратилась в суд с заявлением уменьшить кадастровую стоимость принадлежащего ей участка. Первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость была утверждена и введена в действие с 1 января 2014 года. Решение, которым суд удовлетворил заявление организации, вступило в силу в ноябре 2015 года. По решению суда изменения в кадастр были внесены с 1 января 2014 года. Несмотря на это, для расчета земельного налога измененная кадастровая стоимость применяется с 1 января 2015 года: именно в этом периоде организация обратилась в суд. Пересчитывать земельный налог за 2014 год организация не вправе.

Кадастровую стоимость, определенную судом и внесенную в кадастр, применяйте до вступления в силу нормативного акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки (новую кадастровую стоимость участка). Такие нормативные акты для целей расчета земельного налога вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода (). Например, если нормативный акт был опубликован 15 декабря 2014 года, кадастровую стоимость, утвержденную этим актом, нужно применять с 1 января 2016 года. С начала года, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и до вступления в силу нормативного акта для расчета земельного налога применяйте кадастровую стоимость, определенную судом.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, пунктов и постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в .*

В третьем случае изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка . Об этом сказано в пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в .

Ситуация: с какой даты рассчитывать земельный налог с учетом измененной кадастровой стоимости, первоначально установленной в 2010 году. Заявление о пересмотре подано до 22 июля 2014 года, решение суда вступило в силу после. Новая стоимость внесена в кадастр в декабре 2014 года

При расчете земельного налога измененную кадастровую стоимость применяйте с 1 января 2014 года.*

В данном случае нужно следовать правилу. Новую кадастровую стоимость, установленную по решению суда, можно учитывать с начала того налогового периода, в котором организация обратилась в суд. И не раньше той даты, когда в кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Это правило начало действовать с 22 июля 2014 года. С этой даты вступили в силу изменения в Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, которые внес .

В рассматриваемом случае организация может применять эти изменения, поскольку по состоянию на 22 июля 2014 года ее заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассмотрено не было. Это следует из положений статьи 3 Закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ и подтверждается .

Дата определения первоначальной кадастровой стоимости (2010 год) предшествует дате начала налогового периода, в котором организация обратилась в суд (2014 год). Решение суда об изменении кадастровой стоимости вступило в силу в 2014 году. В этом же году измененная кадастровая стоимость была зарегистрирована в кадастре. При таких условиях применять измененную кадастровую стоимость для расчета земельного налога организация вправе с 2014 года. Оснований для пересчета земельного налога за 2013 год и более ранние периоды нет.

Внимание: представители ФНС России придерживаются другой позиции. Они считают, что в налоговых отношениях изменения, внесенные в Закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, можно применять только с 2015 года

В ФНС России рассуждают следующим образом. Новый порядок пересмотра кадастровой стоимости, установленный Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, нашел свое отражение в налоговом законодательстве только в 2015 году. Аналогичные поправки были внесены в Налогового кодекса РФ и вступили в силу лишь с 1 января 2015 года. А значит, и показатели кадастровой стоимости, измененные в 2014 году по решению судов, при расчете земельного налога можно применять только с 1 января 2015 года.

Причем в своих письмах специалисты налоговой службы никак не разграничивают решения судов, принятые до 22 июля 2014 года и после этой даты (письма ФНС России , ).

Учитывая позицию ФНС России, у организаций, которые воспользовались новыми правилами пересмотра кадастровой стоимости в 2014 году, могут возникнуть разногласия с проверяющими. Инспекторы, руководствуясь письмами ФНС России, не примут пересчет земельного налога, насчитают пени и штрафы.

Оспорить решение инспекции можно в арбитраже. Некоторые суды уже высказали свою позицию относительно применения Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ при перерасчете земельного налога в 2014 году. Вот примеры решений, когда судьи вставали на сторону налогоплательщиков: постановления Арбитражного суда Московского округа и . Аргументы из данных решений можно использовать в споре с налоговыми инспекторами».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.

Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.

Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.

Основания для перерасчета земельного налога

Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.

Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило. Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.

Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:

  • Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
  • Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.

Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет. Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога. При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.

Кстати, возможно, пригодится между владельцами.

Как сделать перерасчет земельного налога?

Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.

Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.

Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.

Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся .

Образец заявления на перерасчет земельного налога

Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.

Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.

Перерасчет земельного налога по решению суда

Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.

Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды

Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица. Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом. Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.

При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.

Заявление на возврат земельного налога физическими лицами

Хотя в законодательстве не предусмотрено единой формы заявления, в результате юридической практики был разработан бланк этого документа. Оформляя его, нужно придерживаться стандартных процессуальных правил в отношении заполнения заявления (письменная форма, внесение достоверной информации, наличие подписи заявителя и т.д.).

Инструкция по составлению заявления на возврат земельного налога физическими лицами:

  1. Сначала составляется шапка документа, в которой нужно указать кто и кому направляет заявление. Также в ней указываются паспортные и контактные данные заявителя, включая ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона и адрес проживания.
  2. Затем оформляется основная часть документа, которая начинается словом «Заявление», написанным по центру документа. В этом же разделе заявитель должен указать суть прошения — проведение перерасчета или земельного налога единицы недвижимости, владельцем которой является заявитель. В любом случае требуется указать причину для проведения процедуры
  3. В завершающей части нужно указать дату, когда заявление было составлено, поставить свою подпись и вписать расшифровку подписи.

На этом процедура составления заявления на перерасчет или возврат земельного налога завершена. Образец документа можно найти ранее в статье.

Е.А. Шаронова, экономист

Кадастровая стоимость уменьшена задним числом? Земельный налог пересчитать нельзя!

Бывает, что орган региональной власти принимает нормативный акт о новой оценке земли по состоянию на несколько лет назад (то есть обновляет стоимость задним числом). И по этому акту кадастровая стоимость земли уменьшается. Как говорится в известной игре, внимание, вопрос: можно ли в этом случае подать уточненки с уменьшенной суммой земельного налога и потребовать возврат переплаты из бюджета? Отвечать на него пришлось ВАС.

А дело было так. Изначально по земельному участку, находящемуся в собственности организации, была установлена одна кадастровая стоимость. Исходя из нее, организация исчислила земельный налог и уплатила его в бюджет за 2010 и 2011 гг.

Однако в ноябре 2011 г. нормативным актом региона кадастровая стоимость этого земельного участка была уменьшена. Причем, как указано в самом акте, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков установлены по состоянию на 01.01.2010. В связи с этим организация представила в ИФНС уточненные расчеты по авансовым платежам и уточненные декларации по земельному налогу за 2010 и 2011 гг. с уменьшенной суммой налога. И одновременно представила заявление о возврате переплаты налога. Но инспекция в возврате отказала.

Тогда организация пошла в суд, и все три инстанции ее поддержали. Они решили, что указание в нормативном акте на дату 01.01.2010 означает, что именно с этой даты применяется новая стоимость земельных участков. Поскольку кадастровая стоимость участка организации снизилась, то это улучшает ее положение. А значит, нормы этого нормативного акта распространяются на прошлые налоговые период ыпп. 4, 5 ст. 5 НК РФ . И организация правильно подала уточненки и уменьшила земельный нало гРешение Арбитражного суда Московской области от 21.05.2013 № А41-14050/13 ; Постановления 9 ААС от 13.08.2013 № А41-14050/13 ; ФАС МО от 18.11.2013 № А41-14050/13 .

Однако ВАС с таким подходом судов не согласилс яПостановление Президиума ВАС от 20.05.2014 № 2868/14 . Он указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах в НК. А по НК акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, только если прямо предусматривают этопп. 4, 5 ст. 5 НК РФ . Из содержания же рассматриваемого нормативного акта региона не усматривается распространение его действия на предшествующие налоговые периоды. Поэтому в такой ситуации нет оснований подавать уточненки с уменьшенной суммой земельного налога и требовать возврата переплаты из бюджета.

Финансовое ведомство по рассматриваемому вопросу говорило буквально следующее: «При утверждении новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика». Но при этом, неоднократно давая такие разъяснения, Минфин ни разу четко так и не ответил, распространяется ли на прошлые налоговые периоды тот нормативный акт об измененной оценке, о котором спрашивал налогоплательщи к