История обоев для стен. Виды и типы обоев

Говоря сегодня о том, какие бывают обои, мы вспоминаем роскошные дизайнерские покрытия или бумажные материалы с простым принтом. И совершенно не думаем о том, какими были самые первые обои и кто их придумал. Стоит восполнить пробел в знаниях и немного отмотать назад пленку истории.
Вот пещерные люди - конечно, они не знали обоев, но стремились украшать стены своего жилища, используя шкуру и наскальную живопись. Несколько тысяч лет именно эти «интерьерные идеи» считались самыми лучшими - до тех пор, пока не возникли первые обои.

Как появились обои на тканой основе

За тысячу лет до наступления нашей эры появились первые обои из ткани . Считается, что родина этого материала - Ассирия и Вавилон. Покрытия того времени можно было назвать обоями лишь условно - это были холсты из грубых нитей с примитивными черно-белыми узорами.
И только в 11 веке нашей эры уже придумали декорировать стены цветными полотнами, украшенными вычурными орнаментами и библейскими сценами. Технологии производства обоев развивались крайне медленно - только через два века после появления первых образцов текстильных покрытий решили организовать фабричное производство. И то - обои буквально ткались по определенным художественным полотнам и изготавливались только под заказ.

Текстильные обои в современном интерьере

Например, в начале 16 века во Фландрии ткались обои по полотнам Рафаэля, которые он специально подготовил для украшения Сикстинской капеллы. За «производственный процесс» отвечал нидердандский художники Бернгард Ван Олей. Тканевые настенные декорации были баснословно дороги, и вскоре нашли альтернативный способ производства - художник фламандской школы живописи Ван Эйк предложит не ткать узорное полотно, а расписывать уже готовую материю. Именно это изобретение положило начало процессу выпуска «печатных» обоев.
Вскоре рынок Европы был завоеван, а еще через 100 лет на обои обратил внимание Петр Первый и приказал срочно внедрять «новшество». В 1716 году основали «Российскую шпалерную мануфактуру», куда вначале пригласили мастеров из Франции. Но всего за 6 лет производство обоев в России было полностью налажено, причем курировали его уже местные мастера.

История появления бумажных обоев

История бумажных обоев началась в Китае, в период правления императора Хоти. В это время китайцы изобрели бумагу (ее делали из ниток и коры). Бумажными листами оклеивались стены, а на них рисовали картины и иероглифы. Секрет изготовления бумаги охранялся китайцами на протяжении шести веков - ни купить, ни узнать его хитростью было нельзя.
О том, как делать бумагу, мир узнал только в седьмом веке - несколько военных поражений китайцев вынудили их раскрыть секрет вначале японцам, а потом - арабам. А арабы продали технологию в Андалузию, и на территории Испании заработали первые бумажные мельницы.
Что же касается «оригинальных» китайских обоев, то они были впервые ввезены англичанами. И предприимчивые производители обоев с Туманного Альбиона долго никому не уступали первенства. Но покрытия все еще оставались слишком дорогими - все дело было в том, как делают обои: вначале печатали бумагу, а потом ее раскрашивали вручную по специально изготовленным трафаретам.
А в 17 веке подданный английской короны Цанер придумал новые виды обоев на стены - бумажные, имитирующие ткань. Это был так называемый «фальшивый шелк». Для его получения бумага грунтовалась и поверхность обсыпалась обрезками шелковых нитей. Получалась «благородная материя» - подобные образцы украшали Лувр и замок Ришелье.

Бумажные обои в интерьере французского замка

Также Цанер предложил печатать рисунок на поверхности, используя деревянный штамп, покрытый краской. Впрочем, его личным изобретением это сложно назвать - рисунки на обоях китайцы научились штамповать еще в 10 веке.
Первая гильдия обойщиков появилась во Франции в начале 17 века. Но о массовом выпуске рулонов тогда еще и не думали - материал производился кусками и не приклеивался на стену, а крепился на деревянный каркас. Популярными рисунками в те времена являлись фактуры штукатурки и кирпича, имитация архитектурных элементов. А в 18 веке пальму первенства отвоевали пасторальные мотивы с пастушками и пейзажами. После этого наступила эра флоры и природного камня - самыми востребованными орнаментами стали цветочные, а среди имитаций особой популярностью пользовался малахит, лазурит, мрамор.

Современные технологии, винил и флизелин

Технические возможности для выпуска обоев в рулонах появились только в 17 веке - вначале гравер из Франции Папильон придумал матрицы для непрерывной печати рисунка, потом (снова во Франции) появилась машина для изготовления рулонов. И только в 1839 печатник из Англии Престон установил в машину для печати цилиндрические валики - поучился прообраз современных печатных станков.
А история виниловых и флизелиновых покрытий принадлежит уже 20 веку. Так, коммерческое использование винила началось после 1933 года, когда продукт был запатентован компанией B. F. Goodrich Company. А первые виниловые обои появились в США в 1947 - изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила - микропористый.

Флизелиновые обои в современном интерьере

А флизелин или полотно из целлюлозных волокон начали выпускать в Германии - здесь даже была торговая марка Vliseline компании Freudenberg Vliesstoffe KG, которая вначале специализировалась на выпуске нетканого материала для спецодежды.

February 5th, 2013 , 03:59 pm

Материалы:
1. Д. Благово. Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком. Л., Наука, 1989
2. Т.М. Соколова, К.А. Орлова. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л., Художник РСФСР. 1982
3. С.Т. Аксаков. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955, т. 1
4. Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 4-х т. М., Правда, 1952. т. 3
5. Журнал мануфактур и торговли. СПб. №6, 1829
6. А. Киселев Обои XVIII—XIX веков. — Декоративное искусство СССР, 1979, №4
7. М.Н. Загоскин. Избранное. М., Правда, 1988
8. И.С. Тургенев. ПСС, т. 9. М.—Л., 1965
9. Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора СПб., ч.1
10. И.Н. Захарьин-Якунин. Белинский и Лермонтов в Чембаре. (Из моих записок и воспоминаний). — Исторический вестник. 1898, кн. 3
11. Архив музея. Материалы к истории Тархан; оп. 1, ед. хр. 75
12. П.А. Висковатов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., Современник, 1987
13. В. Корнилов. Музей-усадьба М.Ю. Лермонтова. Гослитмузей, 1948
14. М.Ю. Лермонтов Собр. соч. в 4-х т. М., Художественная литература, 1976, т. 1,

Во все времена люди старались украсить своё жилище. Украшали практически всё, что можно было украсить: стены, потолки, полы, окна. Для этого использовали различные материалы. В древности шкуры добытых на охоте животных вешали на стены, стелили на пол. Позднее, с появлением различных тканей, стены стали украшать драпировкой. Чаще всего ими отделывали стены в особняках знати, дворцах королей. И лишь с середины восемнадцатого века, когда появилась бумага, додумались наклеивать её на стены и потолки.

В настоящее время для отделки стен и потолков в основном применяют обои, выполненные из разных материалов.

Но задумывались ли вы, как и когда появились обои?

Итак, обои на тканой основе.

Очень давно, за 1000 лет до нашей эры, появились тканые обои. Оказывается, их изобрели ещё древние ассирийцы и вавилоняне. Однако долгое время обои были чёрно-белыми, цвет они приобрели лишь в конце 11 века нашей эры.

Во времена далёкого Средневековья прообразом современных обоев были гобелены, которые представляли огромные полотнища ткани с изображением древних сражений и исторических событий. Как правило, гобелены занимали всю стену от потолка до пола. Стоили они довольно дорого, потому что изготавливались из плотной ткани высокого качества. И были доступны лишь самым богатым слоям общества. Но украшать жилище было модно, поэтому стали оклеивать стены недорогими тканями с различными рисунками, такими же, как и на гобеленах. Очень часто полотна ткани крепили к стенам при помощи специальных скобок, а не приклеивали. Постепенно тканые обои стали тоньше и изящнее. На них появились изображения сюжетов из Библии, различные растения и животные.

Как всё полезное, производство обоев постепенно перебралось в Европу. Появилось несколько фабрик, выполняющих обои на заказ. В создании обойных тканей принимали участие лучшие художники. Но такие обои были довольно дороги, и поэтому возникла необходимость искать способы снижения затрат на производство.

Художник фламандской школы - Иоанн Ван Эйк предложил наносить рисунок на готовую ткань, что гораздо проще и дешевле. Это открытие стало началом новой эры по производству печатных обоев, значительно снизило их стоимость и позволило завоевать рынок во многих странах. В начале шестнадцатого века, Англия и Франция стали производить обои промышленным способом. Именно в Англии был изобретён первый станок по производству тканевых обоев. Это также способствовало снижению стоимости обоев.

А как же появились бумажные обои?

Многие полезные открытия пришли к нам из древнего Китая: это шёлк и компас, фарфор и бумага, которая появилась в начале второго века нашей эры. По всей видимости, китайцы начали украшать стены бумагой сразу после её изобретения. В некоторых источниках можно найти подтверждение, как разделяли помещения, завешивая их толстой бумагой. Более пятисот лет мудрые китайцы держали в строжайшем секрете процесс изготовления рисовой бумаги. И только в 6 веке японцы вывели свою технологию изготовления обоев.

Позднее, лишь в 8 веке, изготовление обоев перекочевало в Европу. Успев привыкнуть к красоте и прочности тканых обоев, люди хотели, чтоб и бумажные имели такое же отличное качество. Однако способы изготовления не позволяли этого достичь. К тому же раскрашивать обои приходилось в ручную, что значительно увеличивало их стоимость. Но изобретательный англичанин Цанер предложил оригинальный способ изготовления обоев, похожих на материю. На предварительно загрунтованную бумагу насыпались обрезки шёлковых нитей, которые после высыхания прочно приклеивались к бумаге.

Намного позже, в 14 веке, появился ещё один способ нанесения рисунка на бумагу: на печатную форму, сделанную из дерева, наносили слой краски, осторожно прикладывали к ней бумагу и прокатывали валиком.

Рисованные обои из Китая высоко ценились всегда, независимо от разнообразия и капризов моды. В Европе признанным лидером по производству бумажных обоев долгое время считалась Англия: несколько веков подряд их производили по китайской технологии, и даже копировали «китайские» рисунки.

В настоящее время при изготовлении обоев используют разные современные технологии, разнообразные материалы. При этом неизменной остаётся область применения этого «изобретения» - украшать наш интерьер, делать дом более красивым и уютным.

Резонно предположить, что обои придумали там же, где и бумагу - в богатом на древних изобретателей Китае. Если верить легендам, первая в мире бумага появилась в 105 году нашей эры, когда один умный китаец Цай Лунь нанёс на старую рыболовную сеть слой шелковых волокон. Впрочем, другие легенды утверждают, что первая бумага была рисовой. Так или иначе, китайцы сразу стали оклеивать стены своих жилищ новым изобретением: первые обои, радуя глаз разнообразными узорами, делали жилища гораздо более уютными. Кстати, в VI веке секрет изготовления бумаги узнали соседи-японцы и тоже стали использовать её при отделке интерьеров - правда, в качестве разделяющих комнаты перегородок и защищающих от восходящего солнца занавесок. А затем бумагоделанием увлеклись арабы и европейцы.

Но гораздо раньше жителей Поднебесной, за 1000 лет до нашей эры ассирийцы и вавилоняне, согласно ещё одним легендам, изобрели тканые обои. Сначала они были преимущественно чёрно-белыми и без затей, а потом их стали украшать поучительными историческими сценами, библейскими историями и прочими сюжетными картинками. Узнав о производстве тканых обоев, Европа пооткрывала специальные фабрики, где обои делали на заказ по эскизам известных художников. Так, например, Рафаэль в 1513-1514 годах выступил «дизайнером» обоев для Сикстинской часовни, а их выработкой занимался его ученик, нидерландский художник Бернгард Ван Олей. Сегодня эти обои хранятся в одной из ватиканских галерей. Понятно, что такое престижное украшение могли позволить только очень богатые европейцы. Вельможи гордились штофными обои из драгоценной шёлковой или шерстяной пряжи, дворяне с меньшим достатком оформляли стены расписными холстами и зачастую только парадные помещения. В конце концов, на производстве решили экономить. В начале XV века один из основоположников искусства Северного Возрождения, художник фламандской школы Иоанн Ван Эйк предложил расписывать уже готовое полотно, что значительно снизило стоимость тканых обоев и, соответственно, увеличило их популярность. Производством по Ван Эйку занимались до конца XVIII века.

Европейским лидером по производству обоев из бумаги в течение нескольких веков считалась Англия, где бумажные обои делались по китайской технологии. Однако качество изображения, вопреки желаниям изготовителей, сильно уступало тканым обоям. Бумагу раскрашивали по трафарету, времени на это уходило немало, но и расписывать листы вручную было слишком дорогим удовольствием. В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы были популярны так называемые фальшивые шелка - бумажные обои, практически неотличимые от тканей. Метод их изготовления придумал англичанин по фамилии Цанер: он насыпал на грунтованную поверхность бумаги обрезки шелковых нитей, которые приклеивались к ней, когда грунт высыхал. Такими обоями, между прочим, были украшены Лувр и замок кардинала де Ришелье. Тот же Цанер изобрёл ручной способ печати обоев с помощью выпуклой деревянной формы: её выступающие части покрывались краской, на них клали лист бумаги и прижимали сверху прессом. Фактически этот способ использовали ещё китайцы в X веке, в Европе он появился лишь пять веков спустя.

Но говорить о полноценных обоях до изобретения печатного процесса было, конечно, рановато. В 1675 году французский гравер Жан Папильон придумал способ изготовления матриц для печати обоев с непрерывным рисунком, что резко ускорило развитие обойного дела. А в 1799 году француз Луи Робер изобрел машину, которая стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. Однако изобретение Робера, столь важное для промышленного производства обоев, осталось неоценённым: в Англии налог платили с каждого листа, и выпуск обоев рулонами был не выгоден государству, а постоянно воевавшей Франции вообще тогда было не до рулонов. Спустя 40 лет английский печатник Престон стал изготовлять обои на машине для печати на коленкоре и первым применил цилиндрические валики для нанесения рисунка. Именно машина Престона стала прообразом современных обойных станков.

Как же обстояли дела с обоями в нашей стране? Уже в 1632 году в домах многих знатных людей были бумажные обои, но покупались они за границей или производились кустарным способом крепостными. Во второй половине последней трети XVIII века спрос на бумажные обои среди дворян резко возрос из-за всеобщего строительного бума: возникла мода на использование их в оформлении интерьеров. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге, построенный в 1820-1822 гг. знаменитым зодчим Карлом Росси. Под Петербургом открылась и первая отечественная фабрика, продукция которой по качеству не уступала обоям из Европы. Знаменитая постройка тех лет, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, - дворец графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Некоторые считают, что переход к массовому производству бумажных обоев после появления машинного способа печати лишил обои прежней утончённости и неповторимости. Старинные расписные обои теперь можно увидеть лишь в музеях, а лидирующую роль на мировом рынке обоев давно играют не Китай и даже не Англия, а Италия и Германия. Но всё же сложно сегодня представить дом, в котором не было бы обоев, ставших важной составляющей нашей повседневной жизни.

Когда начинаешь делать ремонт неизбежно встает вопрос о выборе обоев для декора стен. В настоящее время существует большое количество видов и типов обоев . Как разобраться какой тип обоев подойдет именно под ваш стиль, создаст уют и не причинит вред вам и вашим родным и близким? Давайте рассмотрим.

Основоположником и прародителем всех видов обоев являются бумажные обои . Самые популярные и наиболее востребованные. Они делятся на два вида: однослойные (симплекс) и двухслойные (дуплекс). Благодаря дополнительному покрытию, двухслойные имеют более длительный срок службы нежели однослойные, которые придаются воздействию внешних факторов: солнце, влага и т. д. Преимущество бумажных обоев - это низкая цена, большой ассортимент и простота в поклейке . Для расчета количества рулонов обоев вы можете воспользоваться калькулятором обоев .

Существуют следующие разновидности обоев:

В отличие от бумажных, флезилиновые обои имеют большую прочность. Они не боятся воды, пропускают воздух, но имеют ограниченный выбор в комбинации узора, чаще всего флезилиновые обои используют под покраску. Они отлично держат форму и скрывают видимые трещины. Основа обоев это собственно та же бумага только с добавлением тканевых волокон. Имеют один недостаток - это высокая цена.

Текстура виниловых обоев может быть гладкой, рельефной или в стиле шелкографии (картинка). Наличие специальных микропор, которые не допускают проникновению влаги, а с обратной стороны не препятствуют ее испарению, в помещении обеспечивается нормальный микроклимат. Такой тип покрытия хорошо подходит для прихожей, кухни или гостиной комнаты.

Акриловые обои . К сожалению, из-за того что на обои наносится тонким точечным слоем акрил, такие обои имеют меньшую долговечность. Зато благодаря точечному методу нанесения акрила, обои могут «дышать». Такие обои можно использовать в детских комнатах, т. к. они могут мыться и защищены от механических повреждений.

Акриловые обои.

Очень красивы, изготовлены только из натуральных материалов: шпон, бамбук, солома, джут, тростник, водоросли. Могут иметь как бумажную, так и флезилиновую основу. Специальное покрытие защищает лицевой слой от пыли. Такие величественные и экологически чистые обои используют для поклейки залов или спален. Они боятся влаги и механических внешних повреждений, например если в доме есть кошка, она легко может привести дорогие обои в негодность.

Сделают утонченной и уникальной каждую комнату. Основа, как и в натуральных может быть флезилиновой или бумажной. Сверху наносится волокна льна, джута, велюра, шелка, вискозы. Они могут быть рельефными и гладкими, в зависимости из чего изготовлен внешний слой.

Уникальность выбора таких обоев есть его рисунок. Картинка может быть выполнена абсолютно на разнообразный мотив. В основном используют самоклеющую основу.

Простыми словами — это вид декоративной штукатурки. В основе производства этих жидких обоев используется целлюлоза. Для придания декоративности в состав добавляют красители, блестки, натуральные волокна. Отсутствие швов и стыков придают внешнему виду интерьера целостность композиции. Кроме всего они обладают высоким уровнем шумоизоляции.

Основа стеклообоев — это стеклонители. Они имеют большую прочность. Производители таких обоев гарантируют износостойкость около 30 лет. Клеят их в основном в офисных помещениях или в новостроях, т. к. не дают усадки. Красят красками на латексной или водной основе. Приятны на ощупь. Экологически чистый материал не создает среды для плесени и прочих вредителей. Но есть незначительный минус - это минимальное количество выбора узора.

Если вы любитель стиля хай тек, то такие обои идеально впишутся в ваш интерьер. Создают красивые блики при солнечном и искусственном освещении. Обладают хорошей звукоизоляцией и легко моются. Основной слой обоев это пористая бумага, а верхний очень тонкий слой занимает алюминиевая фольга. Фольга имеет покрытие токонепроводящей краски. Из-за своих полезных свойств экранировать излучение от находящихся за стенкой электроприборов, они имеют достаточно высокую стоимость.

Огромный ассортимент обоев по комбинации цвета и текстуры дает возможность сделать индивидуальный выбор каждому кто затеял ремонт. А если вы решили использовать обои двух видов, то только выиграете от этого, но необходимо придерживаться определенного алгоритма их сочетания. Бумажные обои можно сочетать с виниловыми, текстильные с фотообоями, т. е. пару найдут схожие по фактуре обои. Существуют большое количество комбинирования обоев :

  • Объемные вставки;
  • Метод обойных вставок;
  • Горизонтальное комбинирование;
  • Вертикальное комбинирование;
  • Оформление ниш;
  • «Лоскутное» комбинирование.

Каждое из этих идей создадут визуальный эффект, украсят интерьер, подчеркнет достоинства всего помещения.