Изготовить гриф для шестиструнной гитары. Самодельная электрогитара «Ария

Привет, человечество. Сегодня я расскажу, как я делал свою первую электрогитару. Сделать ее сможет уж точно каждый, причем из всякого хлама. Это и была изначальная цель, когда я ее ковырял, лет в 14.

Это была моя первая handmade гитара. Поэтому, она и выглядит не очень, да и звук не самый лучший, но это придает ей свой шарм. Гитара работает, то есть на ней можно играть (или научиться играть, как я), а это - главное. К тому же изготовление этой электрогитары – великолепный опыт и следующий инструмент был уже намного лучше.
Советую, сразу запастись всей фурнитурой, чтобы довести гитару до рабочего состояния сразу, а не мучиться потом с полуготовым инструментом.
Понадобятся:

  • Звукосниматели.
  • Лады.
  • Колки.
  • Струны.
  • Желательно, верхний порожек и бридж, но у меня они тоже самодельные.
Начал я с деки. Конечно, было бы неплохо сделать из цельной доски какого-нибудь музыкального дерева (клен, ель, ольха и др.). Я ее сделал из трех кусков фанеры 10 мм. Они все даже разного размера. Самую большую фанерку я распилил в форме стрелы. В интернете есть огромное количество трафаретов дек для электрогитар, но можно проявить фантазию и придумать, что-нибудь свое.



Корпус, пока что оставим в покое. Займемся грифом. Его я вырезал из доски клена. Разметка получилась следующая:
  • Длина - 650 мм;
  • Ширина - 50 мм;
  • Ширина у верхнего порожка – 45 мм;
Дерево, кстати очень подходящее. Следующее действие - это вставка анкера или анкерного болта. Анкер - это винт, который вкручен в торец грифа (где головка грифа). Он предохраняет гриф от изгибания при натяжении струн. Но я так подумал, что для конкретно этой гитары анкер не нужен. К тому же безанкерные электрогитары действительно существуют. Также гриф обойдется без накладки. С передней стороны (где будут лады) обрабатываем гриф напильником и шлифовальной лентой, придавая ему скругленную форму.
Теперь с обратно стороны грифу тоже необходимо придать дугообразную форму. Делать, как я, т.е. обтесывать ножом, лучше не стоит. Лучше обработать при помощи рубанка, т.к. его намного легче контролировать, чем нож, который может прорезать слишком глубоко и испортить весь гриф. Далее обрабатываем его с помощью шлифовальной ленты, т.е. наждачной бумаги, постепенно увеличивая зернистость. Так обрабатывать нужно не весь гриф. Оставляем 100 мм в начале грифа, где он будет крепиться к деке.
Вновь вернемся к корпусу. Теперь нужно разметить, где будет крепиться гриф. После этого в верхней и средней фанерке я сделал вырез под гриф, используя дрель и ножовку. Я приложил гриф так, как он будет уже в готовой гитаре и стал считать мензуру. Мензура – это расстояние от бриджа (нижнего порожка) до верхнего порожка. Размечаем, где будет и то, и другое.
Далее размечаем, где будет датчик. Теперь идут сверлильно-фрезеровочные работы. Т.е. делаем пазы под звукосниматель и бридж. У меня они получились сквозные, из-за недостаточной толщины фанеры. Далее я скрепил все 3 фанерки самым надежным из известных креплений – черными саморезами. Если саморез черный – метал будет лучше играться. Про резонанс и всякое такое, я тогда вообще не думал. Самая маленькая будет держать гриф, надежно, правда? В ней я сразу просверлил 4 отверстия и наметил эти отверстия на грифе.


Далее в деку устанавливается бридж. Хорошо бы, чтобы он был, но если нет, покатит и оргстекло или любой материал мягче струн. Так как отверстие под него сквозное, пришлось с задней части прикрутить железную пластину, чтобы бридж не вылетал. Далее вставляем звукосниматель. С задней стороны деки для него также прикручена пластина из алюминиевых банок. Двумя крайними винтами к корпусу крепится белая пластина, она же закрывает слишком большое отверстие. Двумя другими винтами прикрепляется сам звукосниматель к этой пластине. Можно даже высоту датчика регулировать. По нему надфилем делаем небольшие вырезы под струны на бридже. Каждая струна должна быть над своим магнитиком. Для двух потенциометров у меня не хватило нужного сверла. Только под сами крутилки. Их и вставляем в деку, а крутить их будем при помощи монет. Так даже лучше. Потенциометры я закрепил при помощи термоклея, известного как горячие сопли.







Струны будем крепить по-взрослому – через корпус. В деке просверлил шесть отверстий под струны.
Теперь вернемся к грифу. Нужно разметить, где будут находиться лады. Это делать можно разными способами, например, найти в интернете нужный шаблон, что я и советую. Пропилы для самих ладов делаем при помощи ручного лобзика. Если не влезают пропил нужно расширить, если не держатся, то придется вклеивать, что я и делал. Верхний порожек, тоже желательно, чтобы он был, но я изготовил из холодной сварки. Но это далеко не самый лучший вариант. Далее высверливаем отверстия для колков и устанавливаем их. Шурупы, которые были в комплекте с этими колками, мне не понравились, слишком маленькие. Я вкрутил побольше. Колки эти, кстати, для классической гитары, я их купил, так как они были самые дешевые (около 90 рублей).




Гитару теперь можно покрасить. Так как это фанера и обыкновенная доска, я покрасил простой акриловой краской. Можно покрасить морилкой, тоже не плохой результат будет. Далее в идеале покрыть лаком.
Теперь можно собрать гитару. Прикручивать гриф будем четырьмя саморезами через уникальную площадку. Она из нескольких алюминиевых банок и резиновой прокладки. Осталось только установить струны. Ах да, чуть не забыл про эксклюзивный ремень, из ремня. Точнее из двух джинсовых ремней. Крепятся на два самореза. Им даже можно регулировать высоту.


Этот пропитанный ненавистью и болью инструмент даже работает. Хотя делался для красоты. Играть-то можно и на всяком мусоре, а дьявольски дорогие гитары, это не для нас.
Преимущество этой гитары в том, что она самодельная. Вы лучше понимаете, как работает этот музыкальный инструмент. Это хороший опыт. Первая электрогитара, скорее всего не получится уж очень классной, но вы запоминаете все свои косяки и в следующий раз не станете набивать те, же шишки.


P.S. Гитара очень подходит для того, чтобы играть гранж или панк-рок, а то и хэви метал.
P.S.S. На Новый год можно сэкономить на елке, вас всегда будет радовать эта гитара.

Введение: Я начал с грифа, потому что это самое тяжёлое, а если бы я сделал сначала корпус, то это бы помешало в конце весны сдавать школьные экзамены, потому что к этому времени я бы только начал делать гриф. К тому же когда выпиливаешь гриф, то знаешь какие прорези делать для грифа в корпусе, если в делаете произвольную гитару. Для начала купите дерево для грифа, оно должно быть прочным, потому что в противном случае от натяжения струн в 50 килограмм он у вас согнётся. Выбирайте дерево, где поменьше сучков, дерев без сучков не бывает, но мне попалась именно такая доска. У меня был клён. Действительно прочное дерево! Я его пилил полчаса. Длина - хватит метра, но я случайно купил 2,5 метра, отпилил себе 72 см, этого хватит для моего грифа. Остатки дерева я продал, ещё два грифа сегодня сделаны из моего клёна, одна из них Fender Stratocaster, потом электроакустическая, по-моему Gibson. Толщина должна быть в 30 мм, минимум 20 мм, но тогда очень опасно делать, потому что можно ошибиться по неопытности, я как то ошибся и мне пришлось рубанком 5 мм срубать. Ширина - у меня была 95 мм. Эта доска обошлась мне в 369 рублей или 12$. Все записи эти были сделаны в процессе создания гитары, без упусков подробностей.

  1. После покупки дерева отрежьте от доски ту длину грифа, какая вам нужна + 7 см в запас. Толщина доски лучше всего 30мм, ширина 90мм, если с запасом. Длина зависит от количества ладов. Мне на 24 лада с головой хватило 72мм.
  2. Отстрогайте рубанком лицевую и боковые стороны доски до гладкости. Все углы доски должны быть прямые. Все поверхности ровные.
  3. После этого нарисуйте на вашей доске середину. Рисуйте ваш гриф. Разберитесь с толщиной доски. Надо выбирать такую,чтобы струны не провисали над пустотой. У меня у нулевого толщина 47 мм, а у 24 лада 63 мм. Но у меня очень толстый гриф. Обычно на электрогитарах 43мм/52мм. В головке тоже не всё так просто. Во первых: расстояние от нулевого порожка до центра дырок первой пары колков должно быть определённое, у меня, как на Стратокастере, 55 мм. Расстояние от края головки до центров дырок всех колков должно быть строго 13 мм, а то будут колки плохо работать. Расстояние между центрами колков тоже не любое. Если у вас колки расположены парами (два ряда), то можно до 41 мм между каждой дыркой (но только не между симметричными, а между теми, которые в одной части грифа). Если у вас в один ряд, то 24 мм. У меня в два ряда и расстояние 25 мм - минимальное расстояние.
  4. Теперь самое неприятное в изготовлении грифа (и, наверное, вообще в изготовлении всей гитары), но без этого у вас при покраске гриф изогнётся, потом при натяжении струн, вы его можете случайно погнуть, легко сломать. Это ужасное дело - вшить анкерный стержень (анкер), он мне обошёлся в 100 рублей или 3,3$. В общем от первого лада или как у меня от нулевого лада по серединной линии отложите 459 мм и это будет длина такого, как у меня анкера. Отложите вверх и вниз перпендикулярные серединной линии отрезки длиной по 3 мм как у первого (нулевого) лада так и на отметке 650 мм от первого (нулевого) лада, и это будет ширина анкера. Толщина - это и есть главная проблема. Мне сначала сказали сделать 8 мм, но я сделал 15 мм в одном месте случайно и пришлось строгать 5 мм. Потом возникла ещё проблема: мой анкер был толщиной 10,5 мм и он должен был свободно провалиться в отверстие и этого, естественно, не произошло. Сначала проверьте, не закручена ли шайба на анкере? Если да, то он будет напряжён и будет кривым. Я выпилил 12 мм толщины для анкера с разрешения моего наставника в этой работе. Всунули анкер? Если где-то выпирает, то немного углубите отверстие. Следите за глубиной с помощью бытовой линейки или лучше штангес циркуля. Стенки отверстия должны быть прямыми, вертикальными, без крупных выступов. Для шайбы анкера расширьте отверстие, а у меня оно ещё и углублённое. Всё это делается с помощью маленькой и побольше стамесками и молотом. Выберите, где у вас будет центр тяжести, это определяет шайба анкера, она создаёт центр тяжести. Я выбрал себе центр тяжести возле головки грифа. Так центр тяжести скомпенсированее. И ещё. У меня в конце работы небольшой депрессняк был: накладка грифа чуть не отклеилась, я думал всё, но когда она отклеилась на определённый угол, я понял, что анкер я плохо погрузил. Хорошо, что всё обошлось, успел заклеить эпокситкой.
  5. Анкер вшит? Рисунок грифе на дереве? Тогда вперёд за деревом для накладки ладов на гриф. Есть специальные для этого магазины. Определитесь, какого цвета будет накладка: чёрного или "деревянного"? Можно купить ореховое, но без гарантии на него. Хорошо было бы красное дерево: махогони или палесандр (палесандр лучше, чем махогони, но это такое дело, зачастую вкуса. Например, накладка гитары Peavy, на которой играет Van Halen кленовая, а стоит гитара 1200$, и там всё дерево недорогое, волшебство технологии). Красное дерево отлично для акустических гитар, но моя гитара электрическая и поэтому я посчитал, что супер для моей гитары было чёрное дерево, не зря получившее такое себе название, оно чёрное. Смотрите, чтобы вам морилку не подсунули какую-нибудь. На акустику тоже замечательно идёт, но тогда акустика не будет близка к идеалу К тому же я хотел чёрную накладку, не пришлось красить в чёрный цвет, играть на всём натуральном, краска не протрётся и через пару лет накладка осталась такой же чёрной как и была в начале. Чёрное дерево не очень хорошо для акустических гитар, потому что оно о-о-о-очень прочное, твёрдое, и тяжёлое дерево, но для электрогитар просто супер, потому что через долгое время накладка может стереться и звук гитара навеки будет издавать неправильный, а так накладка превосходно сохраняется. Я посчитал, что чёрное дерево устраивает меня всем: совместимостью с электрогитарой, натуральным цветом, который я хочу от накладки (тем более такой яркий), особой прочностью. Супер! Я не вижу недостатков, кроме тяжести (но это из-за прочности, кстати чёрное дерево прочнее клёна, в воде тонет, плотность 1200 кг на метр кубический). Если она у вас есть, то можно зажимать в тиски и строгать рубанком. Только учтите, что по этой доске вам струны прижимать, будте крайне внимательны и осторожны, а то потом вы прижмёте струну, а она выдаст не тот звук. Запаситесь клеем. Самый лучший - это осетровый, но его используют только для очень дорогих работ для акустических гитар. Я изпользовал эпокситную смолу с отвердителем. Эпокситка и отвердитель обошлись мне 60 рублей или 2$, вполне пристойно. Заготовка накладки на гриф из чёрного дерева обошлась мне в 800 рублей или 27$. Есть инструкции по применению клеев. Выполняйтие их! Отстрогайте одну сторону накладки как можно ровнее. Этой частью будешь клеить. Наклей накладку на гриф (если ты не понял, то выпиливать нужную форму пока не надо), наклей так, чтобы она перекрывала весь рисунок от нулевого лада до 24, как у меня. Когда наклеишь, то прижми накладку везде. Я взял все, которые там(в кружке) были свободны, их было 15 штук. Чем больше, тем лучше. Клеиться накладка должна сутки, лучше двое суток. Потом можно развинчивать струбцины и приступить к следующему этапу. На одну часть отвердителя должно быть 10 частей эпокситной смолы, не больше. Только слишком сильно не сжимайте струбцинами, а также подкладывайте под места зажимов какие-нибудь деревяшки, что ли, чтобы дерево не попортить.
  6. После приклеивания накладки на ней расчертите также, как и в пункте (3). Потом выпилите накладку и дерево нужной формы без головки грифа с небольшим запасом. Когда отпилите, начинайте строгать накладку обычным рубанком до тех пор пока толщина накладки не будет 5 мм, как у меня. В принципе не важна толщина накладки, но не меньше 2 мм. На Fenderах я замерял и толщина была 3 мм. Так что не очень будет страшно, если вы перепилили. Просто вы получите накладку тоньше, чем вы хотели. Потом отшлифуйте накладку по всей длине. Накладка должна быть закруглённой и по всей длине одинаковой и по радиусу тоже. Прикладывайте ребро линейки по середине и по краям и не должно быть просветов больше 0.2 мм. Вы сами понимаете, чем это чревато./p>
  7. Потом дела пойдут несколько приятнее. Разметьте нулевой и 24 лад. Есть специальные "железяки", на которых размечены лады и в этих местах есть прорези. Приложите нулевой лад к нулевому. 24 - к 24-ому. проследите, чтобы железяка эта лежала вертикально. Для этого замерьте на нулевом и 24-ом ладе расстояние от боковой части грифа до бок(мензуры)овой части железяки с помощью линейки. С обеих сторон должно быть одинаково. Замеряйте и сразу прижимайте и сильно затягивайте струбцинами. Потом возьмите нождачку и проведите сквозь прорези в железячке туда и обратно слегка, но так, чтобы были видны по всей толщине накладке лады. Потом пропилите на три милиметра по всему радиусу накладки с помощью маленькой нождачки. Постарайтесь не обламывать куски от накладки, ведь ваша гитара, а потом в конце можете обидеться, потому что гитара не получилась желаемого качества.
  8. После долгой работы с пазами, купите комплект специальных порожков, мне они обошлись в 2$ или 65 рублей. Порожки должны быть закруглены так же, как и накладка. Продаются специальные машинки для закругления. Берите кусачки и откусывайте порожки нужной длины для каждого лада. Потом не перепутайте их. Откусывайте с запасом, потом этот запас напильником отпилите. Когда накусали порожки, разведите эпокситную смолу с отвердителем в отношении 10:1. Вставляйте в пазы порожки, при этом хорошо смазывайте эпокситкой пазы. Как вставляете, так, берите молоток с неметаллической ударной частью(желательно с пластмассовой), а то повредите накладку. Вбивайте как следует и по радиусу. Когда вобъёте все порожки, опять струбцины, но на этот раз хватит, как мне, пяти штук. Найдите доску, которой прижмёте порожки и по краям накладки на грифе подложите ещё дерева, ведь у вас накладка по радиусу, это очень важно, если не хотите, чтобы по краям порожки торчали. Проследите, чтобы порожки прижались по всей накладке. Под струбцины и сушиться на сутки. Через сутки можете развинтить струбцины и переходить к следующему этапу.
  9. Снимите струбцины и проверьте, как приклеились порожки. Зажимайте в тиски в горизонтальной плоскости гриф, берите напильник и начинайте подпиливать все порожки. Металл легко будет поддаваться обработке. Пилите, пока лишние части порожков не будут спилены. Когда будете пилить напильником, пилите в сторону грифа(т.е. так чтобы порожки не могли вылететь из отверстий), иначе вылетят и сутки потеряете. Вот на этом этапе можно приостановить работу с грифом и переидти к корпусу, но лично я решил закончить гриф.
  10. Поверхность головки грифа должна быть ниже верхней части накладки на гриф на 11мм(нулевого лада), если у вас головка не наклонена, как у меня, а то струны потом будут висеть над накладкой. Отстрогайте ровно верхнюю часть головки, как было сказано ранньше. Отсрогайте ровно и параллельно горизонту. То же самое сделайте с другой частью головки. Только толщина головки должна быть 15 мм. 14мм в крайнем случае, а то колки будут плохо работать. Нарисуйте головку грифа на дереве, как было раньше написано в пункте 3, и выпилите её с запасом пилой или на станке.
  11. Закруглите все острые части, если у вас такая же головка, как у меня. Тощина всей головки должна быть одинаковой везде. Отшлифуйте все неровности и снизу, и сверху. Везде, где грязь отшлифуйте, пусть гриф будет идеально ровным и чистым. При покраске поможет. Красить будем дальше. Лучше красить корпус и гриф одновременно: лаки и краски будут смотреться ровно, без различий. Вот дошли до конца первого этапа изготовления моей гитары. Если делать такую же гитару, как у меня, то пора делать другое. К грифу мы ещё вернёмся. Введение: не так сложно, как гриф. Хотя местами мне казалось наоборот. Скорее работа похожа на работу художника: чем красивее, тем лучше. От грифа зависит многое, но от корпуса будет зависить тяжесть звука. Вам нужно дерево для корпуса. Размеры: толщина 2 дюйма, при длине 150 см, ширина 12 см или при длине 50 см, ширина 36 см. Я покупал ольху за 655 рублей или 22$. Я купил это дерево только потому что мне сказали, что в сочетании с накладкой из чёрного дерева, звук супер, действительно так. Я не представлял того, о чём они говорили. Я им поверил, т.к. ольха действительно хорошее дерево, да и зачем им врать. Тем более сам мастер говорил, что это самое лучшее дерево для металлистов. Если хотите более тяжёлый звук, то купите красное дерево или липу, но никак не берёзу или тополь, как написано в неиздающемся теперь журнале "Юный техник"!=) Дерево должно быть тоже прочным: ведь струны крепятся не только на головке грифа. Корпус будет полупустой. Гриф мой по простому на болтах, я не решился его вклеивать, сильно дорожил куском дерева. Как выпилите форму корпуса, вам придётся покупать всё подряд, потому что вам нужны будут формы отверстия в корпусе: машинку(качалку), звукосниматели и пр.. Не на глазок же делать! Работа над корпусом потребует физической силы.
  12. Если у вас доска длиной 150 см и шириной 12 см и толщина 2 дюйма, естественно, то вам придётся её распилить на три части по пол-метра. Отстрогайте и отшлифуйте боковые части досок и под большими струбцинами склейте эпокситкой. Если у вас доска шириной 36 см и длиной 50 см, то клеить не надо. Но если не склеено, то корпус менее прочный, его "повести" может. Можно, конечно, распилить доску и склеить. Склеить надо так, чтобы шва между досками не было видно, можно допущения, но очень маленькие. Когда клеить будете прикиньте форму и подумайте, как обойти трещины и сучки - это самое плохое в дереве. Сначала обработайте две доски, склеите, потом третью доску приклейте.
  13. После высыхания клея, строгайте доску с лицевой и обратной стороны так, чтобы во всех плоскостях(длина, ширина, две диагонали) она была ровной, как плита. Строгайте по ширине. Толщина должна получиться не меньше 43 мм. У меня 45 мм.
  14. Хорошенько отшлифуйте доску с обеих сторон. Шлифуйте в длину. Максимальная гладкости поверхности.
  15. Нарисуйте форму гитары, желательно обходя сучки и обязательно трещины. Я обошёл все сучки и трещины моей заготовки ольхи. Трещины надо обойти обязательно, потому что при даже маленьких нагрузках дерево отваливается. Сучки, в принципе, не вредят, но я много придавал значения внешнему виду гитары, краска плохо ляжет, а если что-то ввинтить надо, например машинку прикрутить? Тут возникнут проблемы. НО, сучок можно рассмотреть как вид трещины. Смотрите, чтобы трещин не было на ваших кусках, а то отвалится всё.
  16. Выпилите форму корпуса с запасом и вырезкой для грифа. Форма обрисовывается по шаблону, фирменные шаблоны бывают у мастеров гитарных. Делайте любую форму! Кстати, Гибсон Лес Пол, его корпус не ровный, а выпуклый, так что смотрите, я про обычные гитары пишу. Вырезал я на станке, быстро и удобно, только пальцы себе не отпилИте. А пила при неумении может всё угробить.
  17. Отшлифуйте поверхности корпуса боковую часть корпуса для придания более точной ии красивой формы. Для последних двух действий я использовал дорогие станки(не мои). Это лучше, т.к. работа будет более качественной. При распиливании может получится криво, да и дерево должно быть прочным, с которым вы работаете, а его пилить тяжело. Ох, как тяжело! Между делом я купил себе два сигла-звукоснимателя. Первый, который стоит у грифа называется DiMarzio Class of "55. Я его поставил у грифа, потому что у него показател Treble(верхние ноты) самый высокий: 9.5. Если бы он там не стоял, то звук бы был пищащий, а так более круглый и тёплый звук. Второй датчик это DiMarzio Red Velvet. Я его купил, потому что он почти такой же, как и у моего любимого гитариста Брайана Мэя, только сопротивление чуток поменьше(у Брайана 8.20, а у меня 8.10, хотя измерительные приборы говорят, что у него 8,56!). Характеристики те же, что у него: 8;6;5. Он стоит в середине, т.к. он встал туда методом исключения: Class of "55 - у грифа. А у машинки стоит датчик Seymour Duncan - хамбекер(трембэкер). Seymour Duncan - одни из лучших датчиков. Он стоит у машинки для высокой мощности звука. С ним я играю тяжёлую музыку, дисторшн очень мощный, но соляки немного детски звучат наверху. Модель PA-TB1B, если заметили, то у него магниты не круглые, а по две полоски на струну. Он сделан специально для тремоло. Только если захотите такой же, то скажу, что есть такой же датчик, только Blues, я брал всё-таки для перегруза этот датчик. Но и чистый звук прикольный, нормальный. Кстати, купил машинку Schaller с вибрато рычагом. Дорогая - 2200 руб. По началу она струны рвала мне, а потом сточилась, сейчас проблем нет. Звукосниматли Dimarzio дву штуки по 1740 руб. В сумме 3480 руб за эти датчики. И Seymour Duncan хамбекер за 3274 руб. Купил колки Schaller Locking Heads с защёлками за 1900 рублей. Всё в доллары надоело переводить. К тому же курс менялся. Смотрите, если у вас колки с двух сторон, то берите двусторонние, а если все колки сверху или снизу, то двусторонние: у меня были некоторые с этим проблемы, но по исходу так не скажешь, ведь я на своей ошибке сэкономил 600 рублей. Купил комплект к машинке Schaller за 467 рублей. Если вам его не дали с машинкой, то там должны быть: 3 пружины, 2 опоры, гребень, ключики-шестигранники. Мне его не дали с машинкой, потому что во-первых машинки так продавались отдельно. Да и машинка-то у меня крутая. Купил 2 потециометра по 250 кОм. Вам нужны А и Б серии, но у меня они, как и датчики, DiMarzio. Там такая технология, что не важно, какие серии потециометров. Я бы предпочёл DiMarzio корейским дешёвеньким потециометрам, которые у вас через короткое время начнут хрипеть и портить весь звук. Купил 5-позиционный переключатель, он стоит не дорого - у меня стоил 145 рублей. Потом я решил его сменить на Scallerовский, когда потециометры захрипели, а то у меня корейский, но специальный для Фендер Стратокастеров. Schallerский стоил подороже - 290 рублей. Корейскую электронику вообще не советую, хотя Made in Korea ничего не говорит. Может лет через сто всё самое лучшее будет в Китае и Корее! Ещё нужен один керамический конденсатор на 0,022 микроФарада. Он нужен, чтобы у вас был регулятор тона. С вас 4 рубля. Я купил пимпочки для ремня. Они у меня не прикручиваются к корпусу. Купил косточку к нулевому порожку. Хотел сначала из бивня мамонта за 900 рублей, потом из бивня слона за 450 рублей, но купил идентичную коровью кость за 300 рублей. Совершенно идентичная. Все равно гитара не акустическая, где эта кость играет гигантскую роль, да и разница-то небольшая, но и из ластика не советую нулевой порожек. От нулевого порожка зависит натяжение струн(они будут стоять менее упруго) и мощность звука. Купил ремень. Лучше всего тряпичный. Купите кожанный и обшейте его тканью, а то под кожей сильно потеешь, а обычные ремни, из ткани которых так же делают ремни для футляров гитар и лямки рюкзаков, протирают шею и плечо, так что лучше всего сделайте, как я прошу. Я купил мягкий пояс за 190 рублей. На кожанный ремень хватит 300 рублей. Нужно гнездо, куда втыкать кабель. Оно у меня стоило 30 рублей, потом я купил стереогнездо фирменное за 100 рублей. Ещё нужен чёрный натуральный (не крашенный) пластик, я делал из оргстекла, но это ТАК геморройно, особенно с покраской, там одну сторону шлифовать надо и красить, причём эта сторона обратная. Лучше всего красить какими-нибудь спреями и то, сразу не рекомендую гробить, я красил в несколько очень тонких слоёв, давал подсохнуть, а то краска растекается, я угробил 4 готовых оргстекла! Не повторяйте моих ошибок. Нужны так же ручки для регуляции тона и громкости (хотя можно и без них=)). Здесь уже дело эстетики. Я купил, какие понравились. Гибсон Лес Пол Они не могли стоить дорого: 20 рублей за ручку, не берите якобы "фирменные" за 600 рупей, надувательство, всё это в корее производится. Конечно, если вы не золотые покупаете, но на золото я не транжирился. Надо купить форму под гнездо или самому выпилить, но у меня траблы возникали с этим, лучше металлическое, прочное. Ну и наконец, нужны струны. Я бы рекомендовал для начала, если у вас новая машинка, что-нибудь дешёвое, иначе струны рвать будет, а окончательно рекомедую струны Elixir и DR. У меня с круглой обмоткой, комплект "десятка", сначала вообще на 12-ом играл. Вот такую крупную закупку я сделал. Только скажу, что я не всё сразу, в один день, покупал.
  18. Начертите на вашем корпсе среднюю линию по длине. Приложите свой гриф и с помощью нитки совместите прямую из двух центральных точек на накладке и среднюю линию на корпусе. Зафиксируйте корпус в таком положении и обведите на корпусе его контур.
  19. С помощью сверла просверлите с запасом дырки на 15 мм в месте, где у вас "пятка" грифа. Стамеской снесите эти дырки. Сделайте окошко под гриф куда вставлять будете, потом с помощью фрезы обровняйте нижнюю поверхность пятки, но так чтобы глубина прореза была не больше 18 мм, лучше 17 мм. У меня 19 мм, но тут не было ничего страшного, не критично, но меру надо знать во всём.
  20. Вставьте гриф. Если он возвышается над корпусом, то сострогайте от грифа лишнее. Потом отчертите по пятке под гриф, часть, которая будет ввинчена в корпус. Потом закруглите гриф с помощью стамески и маленького рубанка. У нулевого лада толщина должна быть 21 мм, а границы корпуса и грифа 24 мм, но я, лично, предпочёл гриф, как на испанской гитаре, потому что привык к нему. У меня 24 мм у нулевого лада и 26 мм у границы корпуса и грифа. Мне было так удобнее, рука не проваливается, но совершенно определённые размеры есть для совершенно определённых целей. Смотрите, чтобы не прострогали гриф до анкерного стержня, а то придётся весь ваш труд выкидывать. Осторожнее со стамеской: на головке грифа у моей гитары моя кровь, третей группы. Ещё я испоганил свои джинсы, порвал чуть-чуть и ранение получил.
  21. Посмотрите, нет ли ямок или горок на вашем грифе. Отшлифуйте его. Конечно, последние два пункта должны относиться к выпиливанию грифа, но не хотелось бы разрываться только из-за двух пунктов в изготовлении корпуса. Ведь скоро надо будет делать отверстия под датчики, машинку, системы тремоло(я уже после изготовления это пишу, я не помню точно как это делать, посмотрите на другие отверстия с обратной стороны корпуса у других гитар, разве что отверстие под машинку, должно быть сквозным) и прочее. Сделайте отверстия, если за корпус уверенны. Расстояния между потенциометрами должно быть таковым, чтобы вам удобно было и чтобы они друг другу не мешали.
  22. Если гриф окончательно готов по форме, то бегите за паркетным бесцветным нитролаком, можно и его, но если можете профессиональное что-то достать, то хорошо. Повторюсь, ЛУЧШЕ КРАСИТЬ ВМЕСТЕ С КОРПУСОМ. Вместе с ним должен вам даваться кислотный отвердитель, без него или отдельно не берите, хотя не знаю, я говорю, как я пробовал, но так говорят мастера, а делал гитару я под их надзором. Возьмите к лаку растворитель 646. Я купил синюю немецкую краску Senta. Краску берите самую лучшую, не стоит выдавливать из шариковой ручки пасту и разводить её в воде. Она тоже не любая: нитро-целлюлозная. Внешний вид не последнее дело в гитаре. Чтобы получить цвет металлик, купите серебрянки, она разводится хоть с чем. Лак сохнет сутки (лучше двое суток, но лак через три часа уже сухой). Краска сохнет 20 минут. Разведите в чистой и сухой бутылке лак таким образом: налейте 1,5 сантиметра лака в бутылку, потом, как написано в инструкциях кислотного отвердителя, потом 2 сантиметра 646 растворителя. Не перебухайте кислотного отвердителя, а то лак побелеет и придётся сошлифовывать. Соблюдайте осторожность работая со всем этим. Проделайте в грифе в месте "пятки" неглубокое отверстие под болт. Вставте болт и привяжите верёвку к болту, чтобы повесить гриф сушиться. Я красил гриф лаком из пыльвелизатора(или как его там?) и вам советую. Покрывайте на расстоянии сантиметров 15-и от грифа. Если вы с ним работаете, то не вздумайте касатся грифа во время покраски. Распылите весь лак из бутылки на грифе(или не весь). Покрывайте гриф лаком без подтёков, желательно, а то потом сошлифовывать придётся. Израсходовав лак, повесьте гриф сушиться на пару суток. Тоже самое и с корпусом. Лак на корпус хватит 4-5 см.
  23. Если лак не побелел от лишнего количества кислотного отвердителя, то выровняйте все подтёки с помощью нождачной бумаги нулёвки, чем мельче, тем лучше. Аккуратнее! Если сошлифуете лак полностью, то он не будет исправлять неровностей вашего грифа! Шлифуйте пока на нём не останется "блестяшек". От них краска будет отскакивать. Берите для шлифовки мелкую шкурку. Я начал думать о комбоусилителе. Думал купить Vox AC30. В России в моё время лучше этого не покупать. Vox AC15 стоил 41500 рублей, без режима перегруза, безобразие, и как кто-нибудь мог меня слушать без этого режима? А с перегрузом 44500, я бы сейчас не отказался от такого комба. А в Италии навороченный Vox Valvatronix 33982,5 рублей (985 евро). Но там с цифровой обработкой, а Vox AC30 самый студийный комбик, но и для концеров их можно оптимизировать. Думал я о Marshallах и Fenderах. Мне нужен был ламповый комбик, люблю тёплый звук, просто у меня такие уши. В общем можно и процессор купить, но там не очень натуральный звук, хотя смотря какой процессор. Я наконец купил себе студийный комбик JM150 со встроенным процессором аналового синтеза(почти) Digitech 2112, или S-Disc II Processing. Диджитеки молодцы сейчас...
  24. Теперь можно красить! У вас должна быть нитро-целлюлозная краска и подходящий растворитель или ацетон. Капните немного краски в пробочку, а потом туда же растворитель, если краска и растворитель смешиваются, то можно разводить краску с этим растворителем, если нет, то ищите растворитель подходящий. Мне подошёл 646 растворитель специальный для нитро-целлюлозных красок. Лучше всего возьмите прозрачную бутылку. Налейте сантиметр краски и растворителя столько, чтобы краска была жидкой, как вода. Залейте в маленький флакончик и распылите на грифе. Здесь обязательно без подтёков!!! Я повесил гриф на сутки, хотя краска засыхает через 20 минут. Не трогайте покрашенную часть руками и ЗАКЛЕЙТЕ НАКЛАДКУ ГРИФА КЛЕЙКОЙ ЛЕНТОЙ ИЛИ СКОТЧЕМ, чтобы краска не покрасила накладку.
  25. Когда краски высохла, то смотрите пункт одиннадцать. Вам предстоит опять покрыть гриф лаком, потом отшлифовать лак, чтобы не было "блестяшек", а потом опять покрыть и на этом покраска грифа закончится. Последние два раза я покрывал гриф лаком из балончика где была слегка засохшая синяя краска, лак от этого дольше будет казаться бесцветным и не пожелтеет.
  26. После покраски и обработки поверхности грифа и корпуса, после полировки с помощью машинного масла и зубной пасты(просто намазывайте одно на другое и втираете, или на станке какой-нибудь мягкой щёткой полируйте и то, не переусердствуйте, а лака много должно быть для полировки, но фирменные лаки - выскотехнологичные, я планирую перекрасит гитару свою) вам стоит просто в свой панцирь или просто корпус вмонтируйте все звучки, потенциометры, спаяйте их по схемам, здесь я этого вам не расскажу, да и вообще, там осталась одна мелочь, Сами додумаете, удачи. Но доделать гитару тяжелее всего в конце.

Полезный сайт для обучения www.andreev-guitar.com игре на на гитаре онлайн.

Мысль заняться изготовлением музыкальных инструментов посещает многих музыкантов, в том числе гитаристов. Конечно, трудно рассчитывать, что с первого раза получится шедевр, который будет великолепно звучать и через двести-триста лет. Но все великие мастера с чего-то начинали, так почему бы и не попробовать? О том, как сделать гитару своими руками, пойдет речь в нашей статье.

Из чего состоит гитара?

Перед тем, как сделать гитару своими руками в домашних условиях, надо понять, чем же именно придется заниматься, то есть разобраться, из чего состоит этот инструмент. С первого взгляда видны две части:

  • корпус;
  • гриф.

Корпус

Если рассмотреть корпус внимательнее, становится понятно, что он вовсе не выдолблен из цельного куска дерева, как некоторые другие инструменты. С внешней стороны видны:

  • нижняя дека – сплошная или из двух частей;
  • верхняя дека – пластина с круглым резонаторным отверстием, оформленным розеткой, то есть орнаментом;
  • обечайка, которой соединены обе деки;
  • подставка – небольшая пластинка на верхней деке;
  • нижний порожек – возвышение на подставке.

Подставка служит для крепления струн, а от нижнего порожка зависит их высота над верхней декой. Внутри корпуса находятся пружины. Это — деревянные полоски, которые обеспечивают прочность корпуса и нужную вибрацию. Они бывают:

  • поперечные;
  • веерообразные.

Если вы заглянете внутрь гитары, то увидите еще и футер – узкие пластинки, которые клеятся по осевой линии нижней или верхней деки. Впрочем, эти детали есть не у всех моделей. На обечайке находится пуговица — она служит для того, чтобы можно было прикрепить ремень и играть стоя.

Важно! Резонаторное отверстие имеет и другое название – голосник.

Гриф

При ближайшем рассмотрении выясняется, что гриф тоже состоит из нескольких частей:

  • головки;
  • ручки;
  • накладки;
  • пятки;
  • порожков и ладов.

В верхней части находится головка, на которую ставится колковый механизм. К нему, в свою очередь, крепятся струны. Накладка разделена металлическими полосками на неравные отрезки – у головки они широкие, а чем ближе к розетке, тем расстояния меньше.

Важно! Металлические полоски называются порожками, промежутки между ними – ладами. На некоторых ладах стоят точки или звездочки. У большинства акустических гитар таким образом помечаются пятый, седьмой, десятый и двенадцатый лады. Иногда метки ставятся не в центральной части грифа, а сверху.

У грифа есть еще пятка, с помощью которой он крепится к корпусу. У дорогих инструментов гриф вклеен. У дешевых инструментов серийного производства он фиксируется с помощью винта. Этим винтом регулируется расстояние между грифом и струнами.

Из чего сделать гитару?

Для корпуса и грифа применяются разные материалы. Корпус может быть сделан:

  • из дерева;
  • из фанеры;
  • из пластика;
  • из металла.

Дерево

Дорогие модели делают из качественного дерева, при этом для разных частей применяются разные породы.

Важно! Если выбрать хороший материал и правильно хранить инструмент, гитара будет служить очень долго, и чем больше пройдет времени, тем лучше она будет звучать.

Фанера

В магазинах можно видеть и дешевые инструменты из фанеры. Чтобы получить от такого инструмента хороший звук, нужно не только мастерство, но и большая удача. В качестве варианта для начинающих можете попробовать сделать гитару своими руками из фанеры. Но надо рассматривать такой подход исключительно как обучающий этап сборки для последующего изготовления инструмента из дорогой древесины.

Важно! Фанерные деки быстро трескаются, пружины отлетают, и инструмент деформируется.

Пластик

В советское время ленинградская фабрика выпускала пластмассовые гитары, получившие в народе название “корыто”. Некоторые модели делались целиком из пластика, у других — верхняя дека была деревянной.

Важно! Считалось, что пластик долговечнее дерева, но это оказалось не так.

Металл

Наконец, металлические гитары можно отнести к разряду экзотики. Они давали странный звук, отдаленно напоминающий банджо. Их делали специально для туристов, потому что в водном походе это был универсальный хозяйственный предмет, которым в случае необходимости можно было даже грести. Музыканты, впрочем, любили подобные артефакты куда меньше, чем водники.

Важно! Тому, кто собрался сделать гитару своими руками, на которой можно играть, от экзотики лучше отказаться и выбрать для своего изделия что-нибудь более традиционное.

Какие породы подходят?

Чтобы сделать гитару своими руками, подходит далеко не всякая древесина. При этом разные части корпуса делают из разных пород.

Верхняя часть корпуса

Для верхней деки подходят хвойные:

  • резонансная ель;
  • кедр;
  • сосна.

В дорогих моделях используются резонансная ель и кедр – классические гитарные материалы. Обойдется заготовка недешево, достать ее можно не везде – доски необходимого размера найдутся далеко не в каждой столярной мастерской. Однако в интернет-магазинах найти нужный материал можно, и даже уже в виде почти готовых фрагментов, которые остается только окончательно обработать и собрать вместе.

Встречается несколько разновидностей ели:

  • немецкая;
  • ситхинская;
  • обычная.

Важно! Интересный эффект дает и сочетание ели с кедром. Для дешевых моделей используют и сосну, но звучит такой инструмент хуже.

Нижняя дека и обечайки

Эти части гитары принято делать из одного и того же сорта древесины. Она должна быть твердой, поэтому чаще всего используют:

  • палисандр;
  • клен;
  • красное дерево.

Инструмент с кленовой нижней декой обладает более резким и звонким звуком, нежели два других. Но если материал хорошо высушен и обработан, разницу заметят только профессионалы высокого класса.

Важно! Доски можно найти не только в мастерской. Если, к примеру, соседи выбросили старое пианино (а такое сейчас случается нередко), не проходите мимо, а снимите с него все деревянные детали, которые подойдут для изготовления многих музыкальных инструментов.

Гриф

На качество звука он влияет не так сильно, как корпус, хотя музыканты считают, что мелочей у инструмента нет. Но акустические свойства в данном случае отступают на второй план, главным же считается способность держать форму.

Поэтому, чтобы сделать гитару своими руками, точнее именно ее гриф, применяют твердые породы:

  • клен.

Накладка, помимо всего прочего, должна быть красивой. Поэтому самые популярные материалы для ее изготовления:

  • черное дерево;
  • палисандр.

Для украшения

Красивый инструмент приятно взять в руки. Поэтому профессиональные мастера всячески изощряются, стараясь придать своим изделиям неповторимый вид и изящество.

Чаще всего в ходе работы по изготовлению гитары своими руками применяются:

  • резьба;
  • инкрустация.

Резьба на корпусе, безусловно, дело более чем сомнительное. Она снижает прочность и сильно влияет на качество звучания. Поэтому резными орнаментами украшают только головку грифа.

Что касается инкрустации, то она может быть и на грифе, и на корпусе – например, вокруг розетки. Для этого можно использовать кусочки дерева разных пород. Для маскировки швов применяют обводки.

Начинаем делать гитару своими руками

Итак, вы все же решились, несмотря на то, что подходят далеко не любые материалы? Ну что ж, значит, надо попытаться. Но целесообразно заранее составить план работы. Чтобы сделать качественную гитару своими руками в домашних условиях, он будет примерно таким:

  1. Выберите тип гитары.
  2. Найдите подходящий чертеж.
  3. Перенесите его на дерево выбранной породы.
  4. Изучите технологический процесс.
  5. Найдите и подготовьте помещение.
  6. Подготовьте инструменты.

Чертеж

Самостоятельно разрабатывать чертеж нет никакого смысла – человек, взявшийся за дело впервые, вряд ли справится с такой задачей. Но есть немало книг по изготовлению музыкальных инструментов — там вы найдете и нужные чертежи. Сейчас этот этап значительно упростился, потому что для поиска вам понадобятся всего две вещи – компьютер с доступом в интернет и принтер, на котором можно распечатать лекала. В крайнем случае можно взять готовую гитару и просто ее обвести.

Технология

Что касается технологии, то сразу надо продумать, как вы будете сгибать некоторые деревянные детали. Это – самый ответственный момент. Вас очень выручит электронагреватель.

Помещение

Это очень важный момент! И дело не только в комфорте. Для материалов нужны особые условия. Помещение должно быть:

  • теплым, но не жарким;
  • с хорошим освещением;
  • с хорошей вентиляцией;
  • обязательно сухим.

Важно! Влажность в мастерской не должна превышать 50%.

Выбираем доску

Если вы решили делать заготовки сами, а не покупать в мастерской, сначала надо выбрать доску. Вне зависимости от того, какую породу дерева вы предпочли:

  • будущая дека должна быть без сучков;
  • волокна должны идти параллельно и не делать резких изгибов.

Очень хорошо, когда есть возможность посмотреть много досок. Если понравились несколько, простучите их и прислушайтесь. Выбирать следует ту, звук от которой вам больше понравился.

Важно! Одновременно с заготовками для того, чтобы сделать гитару своими руками, нужно купить струны и колковый механизм.

Готовим инструменты

Комплект электрических и ручных инструментов лучше подготовить сразу. Вам нужны:

  • электролобзик;
  • ручной лобзик;
  • электродрель;
  • шлифовальная машинка;
  • фрезеровальная машинка;
  • компрессорная установка;
  • краскопульт;
  • банки с лаком;
  • рубанок;
  • шерхебель;
  • скобель;
  • большие струбцины;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • молоток;
  • крестовая отвертка;
  • острый нож;
  • напильники.

Важно! Зачем нужны сразу два лобзика – ручной и электрический? Для разных видов работ. Электролобзиком вы будете выпиливать детали, а вот для пропилов на накладке грифа, равно как и для другой тонкой работы, больше подходит ручной.

Начинающий гитарный мастер может и не знать названий разных столярных инструментов, но ему понадобятся несколько рубанков – для грубой и тонкой обработки.

Комплектуем инструмент

Электролобзик без пилки работать не будет, равно как и шлифовальная машинка – без лент. Поэтому сразу позаботьтесь о комплектующих. Вам нужны:

  • широкая и узкая пилки для электролобзика: первая — для прямых отрезов, вторая – для обводов;
  • ленты с разным зерном для шлифовальной машинки – для грубой шлифовки, для ликвидации царапин, для тонкой обработки;
  • прямая и кромочная калевочная фрезы для фрезеровальной машинки;
  • сверла по металлу 3, 6 и 9 мм;
  • сверла по дереву 12, 19, 22, 26 мм;
  • бур по бетону 8 мм.

Первый этап

Итак, доски у вас есть, тип гитары вы выбрали и даже распечатали чертеж. Пора приступать к раскрою. Начать надо со склейки корпуса, и первым делом – подогнать две доски для нижней деки так, чтобы они превратились в одно целое. Сделать это можно несколькими способами.

Вариант 1:

  1. Соедините куски, зажав их в струбцины “бутербродом”.
  2. Обработайте поверхности рубанком, как будто у вас одна плоскость, а не две.
  3. Склейте.

Вариант 2:

  1. Зажмите куски струбцинами в виде щита.
  2. По стыку пройдитесь фрезеровальной машинкой.
  3. Склейте.

Вариант 3:

  1. Обработайте каждый кусок отдельно.
  2. Склейте их.

Важно! Следующий шаг – вырезать заготовку по контуру электролобзиком. И тут очень важно смотреть, чтобы не было сучков.

Второй этап

На нижнюю деку приклейте футер и пружины. Футер идет строго по осевой, три пружины – строго под прямым углом к нему. Получается что-то вроде “грудной клетки” с позвоночником и тремя ребрами.

Верхняя дека

Лучше, если она будет из цельной доски, а не из составной. Хотя некоторые мастера предпочитают иной вариант и делают верхнюю деку так же, как и нижнюю. Но когда струны уже натянуты, в верхней части возникает напряжение, и шов может быстро лопнуть.

Вам необходимо наметить розетку. Центр ее находится в самом узком месте гитары. В середине розетки вырезается резонаторное отверстие. С внутренней стороны верхней деки тоже есть пружины. Самое время их приклеить.

Обечайка

Пожалуй, самые сложные детали – обечайки. Их надо:

  • выкроить;
  • вырезать;
  • изогнуть;
  • приклеить.

И если с раскроем и первичной обработкой проблем обычно не возникает – их точно так же, как и все остальные детали, обтесывают несколькими рубанками и шлифуют шкуркой, то с приданием дереву нужной формы могут возникнуть некоторые трудности. Поэтому:

  1. Хорошо смочите заготовку теплой водой.
  2. Положите ее в теплое место минут на 10-15.
  3. Прогрейте деталь до температуры чуть выше 100ºС.
  4. Изогните ее по форме.
  5. Дайте остыть – заготовка сохранит изгиб.

Гриф

Склейте пятку и ручку грифа. Это проблемы не составит, главное — чтобы соединение было прочным.

Важно! Вырезать паз на корпусе заранее не нужно, это можно сделать потом, когда настанет время собирать все детали вместе.

А вот с головкой надо определиться сразу. Она может быть:

  • прямой;
  • под наклоном.

Как ни странно, второй вариант проще:

  • Если вы делаете прямую головку, потребуются еще ретейнеры, иначе — струны просто не будут прижиматься к верхнему порожку.

Важно! Прямой вариант делают вместе с ручкой, из того же самого куска древесины.

  • При наклонном положении можно поступить двояко. Если дерево экономить не надо, вырезать гриф одной деталью из целого куска. Но можно его и склеить из двух или даже трех частей. Есть фирмы, которые делают составные грифы – из двух-трех продольных слоев.

Важно! Наклон не должен превышать 17º.

Стержень

В гриф вклеивается анкерный стержень. Он придает детали необходимый изгиб и увеличивает прочность. Чтобы сделать гитару своими руками в домашних условиях, стержень можно вклеить двумя способами:

  • под накладку, то есть в верхнюю часть;
  • с тыльной стороны, закрыв декоративной пластиной.

Важно! Для стержня делается канал по всей длине грифа.

Сборка

Когда все детали подготовлены, то есть вырезаны, отшлифованы и укомплектованы всеми необходимыми мелочами, можно приступать к сборке.

Важно! Клеить лучше всего казеиновым клеем, иногда рыбным.

Порядок работы:

  1. Склейте в одну деталь обечайки.
  2. Посадите их на нижнюю деку.
  3. Сверху приклейте верхнюю деку.
  4. Тщательно просушите всю конструкцию – необходимо ее как следует зажать.
  5. Разметьте и вырежьте выемку под гриф.
  6. Вклейте гриф.

Важно! После этого остается только покрыть гитару лаком, сделать инкрустацию и натянуть струны. Что касается подставки, то ее можно приклеить как до сборки, так и после.

Теперь вы имеете полное представление о том, как сделать гитару своими руками в домашних условиях. Надеемся, вам эта технология не показалась слишком сложной, или, даже если это так, ваше стремление оказалось сильнее страха что-то сделать не так, и вы справились с работой на отлично!

Все фото из статьи

Можно ли из фанеры сделать гитару – такой вопрос часто задаваемый. И здесь однозначно будет положительный ответ, так как именно из этого материала чаще всего делают деки музыкальных инструментов.

Но с выбором материала не всё так просто – проблема в том, что резонанс, создаваемый той или иной породой древесины, будет разным, а от этого зависит громкость и тембр звучания музыкального инструмента. Давайте попытаемся разобраться в том, какой же материал всё-таки лучше использовать и как это делать, а в дополнение вас ждёт видео в этой статье.

Дековые струнные инструменты

Виды выполнения

Примечание. Классические гитары классифицируются по материалу, из которого они сделаны.
То есть это зависит от .
Помимо этого в наше время обрело популярность фанерование деки шпоном ценных пород.

Три вида классического инструмента:

  1. Все части – дно, обечайка и дека из фанеры .
  2. Дно и обечайка из фанеры, верхняя и нижняя дека из цельного массива ели или кедра .
  3. Все части сделаны из пластин цельного массива дерева .

Вид 1-ый:

  • такой инструмент, пожалуй, относится к классике с некоторой натяжкой, так как здесь получают минимальное качество резонанса по сравнению с цельной древесиной;
  • в большинстве случаев он используется, как инструмент для обучения, либо для аккомпанемента, так как такую гитару очень удобно брать в походы из-за её малого веса;
  • кроме того, здесь получается достаточно прочный корпус и цена самая низкая среди аналогов (это также может быть балалайка своими руками из фанеры);
  • зачастую проблема продукции такого типа заключается в небрежном подходе производителя к бюджетному варианту.

Вид 2-ой:

  • здесь при изготовлении инструкция подразумевает из цельного массива дерева только верхнюю деку (изредка и нижнюю);
  • фанерование дна и обечайки зачастую делаются из , хотя может быть также из ели;
  • в большинстве случаев здесь достигается отличное звучание, которое порой может быть даже лучше, нежели у средней гитары, сделанной полностью из цельной древесины;
  • такой музыкальный инструмент отлично подходит для начальной школы классической игры, а также используется бардами, но не для походов, а для концертных залов.

Вид 3-ий:

  • этот вариант считается самым лучшим для классического стиля;
  • используются в основном ценные породы древесины и чем они дороже, тем лучше звучание, но это также определяется и классом мастера-изготовителя.

Зависимость качества от шпона

Примечание. Из какого бы шпона ни была фанера, в любом случае она должна быть элитного, высшего качества E.
Здесь не допускается никаких природных пороков (сучья любого размера, гниль) и производственных дефектов (трещины, расслаивание).

В большинстве случаев, если вы хотите самостоятельно сделать гитару или, может быть, ищете, как сделать балалайку из фанеры, вы остановите свой выбор на ели. Дело в том, что здесь колебания не затухают в деке от трения, благодаря подходящей плотности древесины (минимальное трение).

К тому же диапазон частот, воспроизводимых струнами, довольно обширен. Впрочем, об этом лучше скажут показатели в сравнительных характеристиках, которые мы предлагаем вам в таблицах ниже по тексту.

Модуль упругости, плотности и константы

Таблица производного из елового шпона

Клеим деку

Примечание. Мы разберёмся лишь в том, как собрать деку, а гриф, с порожками и колками, а также подставку с порожком мы используем заводскую, от старого разбитого инструмента.
Но это возможно лишь при условии, если гриф будет ровным.

Итак, мы будем использовать фанеру высшего сорта из елового шпона толщиной 3 мм. Для того чтобы не возникло проблем со строем инструмента, а это произойдёт, если неправильно рассчитать расстояние от верхнего (на грифе) до нижнего (на деке) порожка, мы будем использовать параметры HOHNER (можно и другие).

Сначала определим параметры верхней и нижней деки:

  • длина – 480 мм;
  • ширина вверху – 280 мм;
  • ширма внизу – 370 мм;
  • талия- 235 мм;
  • от верха до оси талии – 185 мм;
  • ширина обечайки – 90 мм;
  • диаметр розетки – 87 мм;
  • от верха до розетки – 15 мм.

Согласно размерам, которые указаны выше, очень аккуратно вырезаем лобзиком две деки и обечайки. Но здесь есть один нюанс – дело в том, что фанера при резке разламывается и кромка получается со сколами, что, естественно, повлияет на качество работы.

Чтобы избежать такого дефекта, вам нужно прорезать линию сапожным ножом или обычной заточкой из ножовочного полотна на глубину 1,5 мм (чуть толще шпона), причём сделать это лучше всего с двух сторон – сколы на изнанке тоже не нужны.

Теперь вам нужно разметить паз под розетку – выше даны внутренние размеры, и вы можете нарисовать окружность циркулем, найдя центр при помощи перекрестных линий. Радиус отверстия у вас должен получиться на 2 мм меньше, чем у кольца.

А вот теперь прикладываете розеточное кольцо к поверхности и обводите его внутренний и внешний контур ножом, как это показано на верхнем фото. Да-да – именно ножом, а не карандашом, чтобы линия получилась максимально точной и чёткой.

Очень хорошо, если у вас найдётся «балеринка» — с её помощью вы сможете прорезать шпон на верхнем слое максимально ровно, но если её нет, то вам придётся сделать это ножом. Глубина реза должна быть не менее 1,5 мм, чтобы избежать сколов и заусенцев.

Теперь уже несколько проще – подбираете нужный диаметр фрезы и выбираете фрезером ложе под розетку глубиной 1,5 мм. После этого сразу примерьте её «на сухую», чтобы убедиться в верности расчётов.

Заполняете ложе клеем, кладёте туда розетку и прижимаете её струбцинами. Если их нет, то на ровной поверхности ставите склеенную конструкцию под пресс – время высыхания зависит от клея.

Вырезаете фрезером резонансное отверстие, а промежуток между концами розетки (несхождение) заклеиваем вставкой. Остатки клея аккуратно убираем ножом.

Пожалуй, самым сложным этапом здесь будет изгиб обечаек (ширина их указана выше). Вам нужно будет сделать шаблон (для этого можно сшить несколько толстых досок) и намочить заготовленные полосы фанеры, обложив их мокрыми тряпками.

Затем прижимаете ленту струбцинами к шаблону и оставляете высыхать при комнатной температуре.

Чтобы не терять времени зря, пока обечайки принимают нужную форму, вы можете приклеить распорки на верхнюю и нижнюю деку, пользуясь для фиксации струбцинами или прессом.

Теперь нам нужно приклеить две части обечайки к верхней и нижней деке, а также центральные усилители вверху и внизу – это просто куски бруса 40×40 мм. Один из них (верхний) будет служить постаментом для пятки грифа (там под стяжной болт просверливается отверстие).

А другой (нижний) скрепит две части обечайки между собой. Дайте склеенной деке хорошо просохнуть и соскоблите снаружи выступающий клей (лаком пока не вскрывайте).

Теперь вам нужно приклеить подставку с порожком, а так как гитара из фанеры у нас делается по модели HOHNER, то расстояние от нижней части порожка до нижней части деки вместе с обечайкой у нас должно быть 130 мм. Когда всё высохнет, вскройте корпус лаком, дайте ему просохнуть, установите гриф на стяжной болт и натяните струны.

Попробуйте настроить инструмент – если все струны в открытом положении созвучны при их прижимании на 12 ладу, то это значит, что у вас всё получилось.

Заключение

Если у вас есть какие-либо предложения, замечания или вопросы, оставляйте посты об этом в разделе комментариев. Мы с удовольствием ответим на все имеющиеся вопросы!

Гитаростроение – довольно сложная, но интересная область музыкального дела. Разумеется, она не подойдет для новичков, однако опытные гитаристы могут попытать свои силы в этом деле. Это позволит вам изготовить инструмент, который будет устраивать именно вас, а также создавать гитары на заказ, и получать от этого довольно неплохие деньги. В данном разделе мы подробно расскажем о том, , а также дадим подробное руководство по этому делу.

Перед началом работы

Перед тем, как начать работу по изготовлению гитары, вам потребуется подготовить инструменты. Сюда входят:

— Разные типы дерева, которые вам нужны

— Клей для дерева

— Герметик

— Наждачка

— Зажимы

— Дрель

— Резак

— Лак для покрытия

Кроме того , вам потребуются чертежи для разметки. Этого будет достаточно для того, чтобы .

Чаще всего для изготовления акустической гитары используется кедр и ель, однако вы можете экспериментировать с разными типами дерева для получения своего собственного звука. Очень распространено ореховое дерево, которое популярно в вестерн-гитарах. Мы рекомендуем начать именно с этих материалов, поскольку с ними наиболее легко работать.

Кроме того, обратите внимание на качество древесины. Оно отличается показателем от A до AAAA, и это сильно сказывается на цене. Для первого раза возьмите древесину средней цены, и уже позже начинайте закупать самые дорогие варианты. Так вы обезопасите себя от потери денег при неудачном изготовлении.

Как сделать акустическую гитару? 17 шагов по изготовлению гитары своими руками

1. Выбор дерева для изготовления гитары

Мы уже расписали этот момент подробно в пункте выше. В изготовлении акустической гитары в этом руководстве мы использовали ореховое дерево и кедр. В дальнейшем попробуйте рассмотреть махагони или палисандр, поскольку они дают довольно теплое и необычное .

2. Изготовление деки гитары. Обрезка и установка деревянных деталей

Итак, в первую очередь нам требуется сделать деку гитары. В данном случае вам требуется сделать верх и низ задней части деки. При этом задняя часть деки состоит из двух половин. Вам требуется достичь такого результат, чтобы линия стыка этих двух кусков была не видна при склеивании, и чтобы они были идеально ровными относительно друг друга. Для этого возьмите два листа дерева, которые вы подготовили изначально, и начните шлифовать их при помощи наждачной бумаги. Шлифовать придется долго, для того, чтобы дека была гладкой и без каких-то щепок или сколов. Кроме того, вам требуется особая толщина – это 2,5 миллиметра для верхней части, и 3 миллиметра для нижней. Самое удобное в данном случае – использовать шлифовальный станок, однако вы можете попробовать сделать это и наждачной бумагой, что будет намного дольше и проблемнее.

После этого вам потребуется нарисовать деку на готовых кусках дерева. Найти схемы вы можете в интернете самостоятельно – поскольку единого формата нет, и все ограничивается только вашим вкусом и фантазией.



3. Звуковое отверстие. Розетка и инкрустация

Для следующего этапа вам абсолютно точно понадобится инструмент для вырезания по дереву. Это может быть и обычный лобзик, однако лучше всего приобрести специализированный инструмент для резки по дереву. После разметки чертежами места розетки вам нужно будет вырезать ее. Сначала просверлите отверстие по центру, после чего используйте насадку для круговой резки. Обязательно следите за диаметром и тщательно перепроверяйте все – это критически важно для хорошего звучания.


После этого вам требуется вырезать полосы из дерева, которые будут склеиваться во внутренней части деки в соответствии с чертежом. Их толщина должна составлять примерно 2мм. Следите за тем, чтобы они идеально соотносились с корпусом гитары.


После этого переходим к декоративным наклейкам. Здесь дело ограничивается только вашей фантазией и возможностью сделать гитару индивидуальной.



4. Сборка зажимов

Следующий шаг в изготовлении акустической гитары – это сборка боковых зажимов, которые укрепляют тонкую древесину. Рекомендуемое дерево для нее – ситская ель, однако вы можете использовать и кедр. Вырежьте кусочки в соответствии с чертежом и разместите их в соответствии с чертежом. После этого скрепите их друг с другом и сделайте две половины, на которые в дальнейшем будет насаживаться дека. Они должны быть чуть уже, чем ее диаметр.



5. Изготовление пресс-формы и сгибание сторон

Следующий шаг в изготовлении гитары – это создание деревянной полосы, которая будет закрывать зажимы, и придавать гитаре цельный вид. Первый вариант их изготовления – создание из кусочков фанеры что-то, что повторяет гитару по форме, или же создавать то же самое, но из двух больших кусков. Для этого вы можете использовать пневматические филлеры. Вам потребуется панель размером 2х4.






Самое сложное – это согнуть древесину. Для этого вам потребуется либо вымачивать ее течение долгого времени, либо использовать пар и специальные инструменты. Кроме того, вам потребуется железная форма, которую также нужно либо изготовить, либо приобрести в интернете. После того, как вы размочите древесину и сделаете ее гибкой и пластичной, вам потребуется поместить ее в форму и согнуть ее так, как вам необходимо. Обязательно зафиксируйте ее и оставьте высыхать, после чего извлеките ее. Далее склейте ее с зажимами, используя древесный клей.






6. Создание пропилов, инкрустация в хвостовой части и подгонка грифа

Для начала вам потребуется прикрепить на внутреннюю сторону обода две полоски дерева, на одну их которых будет насаживаться гриф. Сначала замочите их в воде для лучшей пластичности, после чего закрепите одну на нижней части полосы. Дайте клею день для того, чтобы засохнуть, и после этого – повторите процесс. Наждачкой отполируйте их так, чтобы они не выступали за края листа изгиба.




Проще всего гриф приобрести в интернете, а не вырезать его самостоятельно. Обычно они присылаются уже с готовым вырезом для , а также болтами для прикрепления. Отрежьте деревянную панель, которая закрывает пазуху для ввода анкера, а также высушите дерево. Отшлифуйте его. Отметьте два отверстия, которые находятся на грифе гитары, на ее корпусе и правильно соотнесите их. Выровнять все нужно идеально, и после того, как вся разметка будет сделана, соедините их болтами.




После этого поместите анкер в пазуху для грифа. Специальной полоской закройте его, чтобы гриф был цельным, и вы могли в дальнейшем наложить на него накладку. После этого отделите гриф от корпуса – в дальнейшем вы сможете прикрепить его при помощи болтов, которые разметили до этого.



7. Сборка корпуса

После этого пришло время собирать корпус. Для начала аккуратно вырежьте нужные зазоры под гриф и накладки на верхней и нижней части деки, после чего задача становится не такой трудной. Вам требуется просто максимально точно соединить готовые детали друг с другом, склеить их, закрепить изолентой или чем-либо другим, и после этого дать клею время засохнуть.





После этого вырежьте небольшие полоски дерева, которые вы разместите по краям, обклеив их и защитив от вмятин. Размочите их для того, чтобы они хорошо гнулись, и наклейте на края.








8. Подготовка грифа

Следующий шаг – подготовка . При помощи инструментов придайте ему ту форму, которую вы хотите, разметьте отверстия, и потом просверлите их. Наждачной бумагой обработайте гриф так, чтобы он был гладким и без каких-либо щепок. После этого нанесите краску на него, либо же оставьте оригинальный цвет дерева.




9. Инкрустация в накладке на гриф

При желании гриф можно украсить вставками из дерева. Для этого вам потребуется сделать углубление в форме украшений, которые вы хотите поместить, и после этого посадить дополнение на клей, сильно прижав его.











10. Изготовление и установка накладки на гриф

Следующий шаг в том, – изготовление накладки на гриф. Таким образом, вы отметите лады при помощи специальных вставок. Сначала вам, разумеется, нужно заготовить ее – вырезать по форме и зачистить. После этого пришло время разметки. Для начала вам потребуется разметить лады. Делайте это в соответствии с инструкцией, либо же сделайте замеры с уже готового грифа. После этого сделайте углубления по линиям ладов – в дальнейшем вы будете вставлять туда стальные полосы. Следующий шаг – высверлите небольшие углубления для шайб, которые будут обозначать лады. Далее вам потребуется сильный пресс, который поможет вам загнать все металлические части дерева. Желательно при этом его слегка вымочить и после загонки ладов – просушить.


11. Сборка грифа

В первую очередь вам требуется заполнить желоб анкера и закрыть его специально подготовленной доской. После этого смажьте накладку клеем и поместите ее на гриф. Прижмите ее, используя дополнительную деревянную доску, после чего дайте всему просохнуть и еще раз зачистите гриф наждачной бумагой. Кроме этого, вам потребуется крышка для анкера. Сделать ее можно из любого куска древесины, вырезанного по форме и посаженного на болты.

12. Изготовление защитной капли (гольпеадор) на верхнюю деку

Сделать его можно любой формы, которую вы пожелаете. Просто вырежьте нужную вам защитную каплю из пластика или тонкого дерева и посадите ее на клей. Самое главное здесь – так же качественно отшлифовать его.


13. Лакировка

После этого следует этап лакировки. Здесь все очень просто – при помощи полиэтилена отделите те детали, которые лакировать надо, от тех, которые не надо. Это, в первую очередь, накладка грифа, розетка, а также место под подставку. Просто наклейте его поверх гитары так, чтобы в дальнейшем иметь возможность его отделить.

14. Установка подставки

После этого проверьте, насколько хорошо сядут струны после установки подставки. Лучше всего это сделать простым замером, примерно представив ее высоту. Если они будут лежать на грифе – это плохо. Попробуйте приподнять бридж при помощи древесной подкладки, которая будет расположена под бриджем.

15. Завершающие штрихи

После того, как вы разместите все необходимое – пришло время для лакировки. Используйте любой инструментальный лак, особенно хороший вариант – в аэрозольных баллончиках. Лучше всего наносить 10 слоев лака, немного шлифуя каждый из слоев для гладкости. Кроме того, рекомендуется сделать отдельный короб, чтобы наносить лак в нем. Разумеется, используйте средства защиты дыхательных путей и тела. После того, как слои затвердеют в течение недели, отполируйте их.

16. Установка подставки II

После этого пришло время устанавливать бридж. Высверлите отверстия для струн по разметке внутри корпуса и самого бриджа, после чего посадите его на клей. Ваша задача – рассчитать все максимально точно. Если вы все делали правильно, то у вас на корпусе появится пятно под бридж, которое образуется после нанесения лака – ориентируйтесь на него.



17. Заключительные шаги

Последнее, что нужно сделать в задаче «Как сделать гитару в домашних условиях» — отполировать инструмент, натянуть струны и отрегулировать на анкере . Помните о том, что клею нужно дать тщательно просохнуть, после чего осуществляйте все эти манипуляции. Если вы делали все верно, то у вас должна получиться играющая акустическая гитара.