Как сделать свирель из дерева. Свирель из дерева своими руками

Если вы хотите научиться играть на флейте, но у вас нет возможности приобрести сам инструмент, предлагаем вам сделать его самостоятельно из обычных ПВХ труб. Узнать подробную инструкцию изготовления поперечной флейты Бансури вы сможете из видео обучения «Как сделать флейту своими руками». Ведущий видео поделится с вами своими секретами, а также подробно и доступно расскажет, как обычную пластиковую трубу превратить в музыкальный инструмент.

Как сделать флейту своими руками

Общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.

Происхождение, история флейты. В греческой мифологии изобретателем флейты считается сын Гефеста Ардал . Древнейшей формой флейты, по-видимому, является свисток. Постепенно в свистковых трубочках стали прорезать пальцевые отверстия, превращая простой свисток в свистковую флейту, на которой уже можно было исполнять музыкальные произведения.

Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад, и она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке. Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий и способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания.

Поперечная флейта с 5-6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае по меньшей мере 3 тысячи лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад. В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты свисткового типа (предшественницы блок-флейты и флажолета), а также поперечная флейта, которая проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где до сих пор остается самым распространенным народным инструментом.

К концу XVII века поперечная флейта была усовершенствована французскими мастерами, среди которых выделяется Оттетер, которые, в частности, добавили к шести пальцевым отверстиям клапаны для исполнения полного хроматического звукоряда. Обладая более экспрессивным звучанием и высокими техническими возможностями, поперечная флейта вскоре вытеснила продольную (блок-флейту) и к концу XVIII века заняла прочное место в симфоническом оркестре и инструментальных ансамблях.

Больше информации вы узнаете, посмотрев онлайн видео обучение «Как сделать флейту своими руками » на нашем портале. Отличного вам результата!

Смотрите данный видео уроки на нашем портале по изготовление Флейты удобное для вас время. Вступайте В наши группы В Контакте, Facebook, и Google+ и подписывайтесь на наш канал YouTube. Приятного Вам просмотра.

Здравствуйте Ольга Шотландия.
(Наверное, дальше я буду на "ты", извини, коль чего не так).

Имя мое Ринат, по фамилии зовут - в военкомате, хотя чаще меня называют (называли) Рельс.

Попытаюсь вкратце объяснить, зачем пишу. Когда-то давно, года два назад, попытался я в Интернете найти инфу по поводу изготовления флейт. Выудить что-либо путное не удалось. Пришлось мне тогда самостоятельно все понимать и постигать. Понимание прошло довольно успешно: две свистульки, и две флейты (или сопилки, дальше буду называть просто флейтами). А вот в прошлую пятницу (в субботу вообще-то, но… влияние Вини Пуха) дай думаю, кину удочки, вдруг что интересное наклюнется… Я даже не предполагал что поймаю… Свезло так свезло…

Полазил я по твоему сайту, понравилось страшно… Очень давно хочу срубить себе флейту Пана, руки не доходят. Теперь, наверное, дойдут.

Есть у меня и соображения насчет изготовления флейт. Точнее, могу описать как я их "строгал".

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 1)

Когда-то давно, в далеком две тысячи первом нашей эры или семь тысяч пятьсот девятом году по славяно-арийскому календарю, нашел я на дороге палку. Забавная палка (см картинку) особенно форма.

Палка эта валялась у меня дома, пока не умерла. А смерть ее была не напрасна. Сначала она потеряла один из рогов (см. 10-12). Осталось только ее основание-"шея", еще 12-14 см. (я не ошибся, куда делся второй рог, просто не помню). Первый потерянный рог вскоре приобрел отверстие во все длину (на лекциях я доставал палку из кармана и ковырял в ней сверлом дырку). Естественно что я начал в нее дуть (когда внутри пыль, ваще весело, особенно в лицо кому-нить). Из этих пыли и дутья возникло желание сделать свистульку. Надо было только понять как. К счастью, рядом были всякие там хиппи и прочие, среди прочих была и флейта. Посмотрел я на конструкцию свистка, еще несколько пар, и готов мой свисток. Но вначале он свистел хреново. Я начал его по всякому настраивать (не жалко, все равно мусор - на улице подобрал). Тыкал его и так и эдак, обсверлил дырку во все дыр..э..э..хм..отверстия, и, кажись, понял. Для виду только в той палке еще дырок понаделал, чтоб ноты разные были, и подарил ее кому-то из хиппей или из прочих.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ (ЧАСТЬ 2)

Принялся я после за оставшуюся часть палки, а именно за основание-"шею". У меня уже была вполне определенная цель, поэтому на пары я не ходил -мешают. Через два дня получилась трубка. Начал делать свисток, я уже знал, что надо делать, получилось просто супер. Оставалось только насверлить дырки. Но… тогда я уже понимал процессы внутри флейты, и возникла идея менять высоту столба не дырками, а поршнем (см рис).

Замечу, что при таком способе изменения высоты звука конструкция свистка немного изменяется (просвет щели направлен внутрь трубки)

Инструмент получился отличный (местные хиппи и прочие стали считать меня чем-то вроде бога). Кстати, на тему примочек к флейте; заклейте все дырки скотчем и засуньте внутрь карандаш - игра на флейте слайдами.
Позабавившись с игрушкой, решился просверлить дырки, обнаружил вышеуказанное явление, сделал два отверстия и успокоился. На этой свистульке я смог взять шесть нот через полтона (целых пол-октавы на свистульке длиной 12 см. с двумя дырками - это круто). Эту игрушку я тоже кому-то подарил.
На этом игрушки закончились. Это были именно две свистульки. Флейта же от свистульки ничем принципиально не отличается, только размеры другие.

ФЛЕЙТА НОМЕР РАЗ

На токарном станке вытачиваешь заготовку в виде трубки. Диаметр 15-20 мм., диаметр канала 10-12 мм., длина 30-40-(если не треснет)-60 см.. Моя например выглядела так (рупор на конце - стильно).

Один конец обрабатываешь под свисток:
1. входное отверстие растачиваешь сверлом большего (на 1-2 мм) диаметра на глубину 15-20 мм.
2. сверлам и надфилем вырезаешь (высверливаешь, выпиливаешь, etc…) отверстие свистка (labium), желательно ширину отверстия сделать как можно меньше. Потом при настройке она может неожиданно увеличится.
3. делаешь вставку. Диаметр должен быть подогнан как можно точнее без щелей. Лучше чуть больше чем диаметр отверстия, хотя повышается шанс расколоть трубку. Если же делать меньше, то нужно клеить, а это уже навсегда, без клея же, есть возможность вытащить вставку, поменять ее, чуть-чуть повернуть, настроить…
4. формируешь щель свистка (windway). Срезаешь (~1-1.5 мм.) верхнюю часть этой вставки и вытачиваешь часть трубки так, чтоб получить ровную прямоугольную щель. Можно, и даже лучше сделать ее чуть сужающейся. Вставляешь вставку (тавтология, конечно, но я не знаю, как еще ее назвать)
5. настраиваешь свисток. То есть: вставляешь вставку, дуешь - не то, смотришь - думаешь, вытаскиваешь вставку, подраниваешь и так далее. Алгоритма как все сделать правильно я не придумал. Поэтому, чем длиннее трубка, тем больше места для экспериментов. Если ни фига не получается, ножовкой срезаешь неудавшийся свисток под корень и переходишь к п.1. А если получилось…
6. срезаешь часть трубки вместе со вставкой для формирования мундштука. Чтоб губам приятней, и заноз поменьше.

Поздравляю, свисток готов. Самое сложное позади. Теперь надо насверлить дырок.
Но перед этим нужно измерить высоту звука без дырок. Я своему слуху никогда не верил, поэтому использовал компьютер. Подключаешь к нему микрофон, запускаешь Cool Edit (Sound Forge, SpectraLab etc), дуешь смотришь ноту, если вместо ноту частота в Гц, нужно перевести ее в ноты, см табл. Принцип расчета такой; частота ноты A4 (ля первой октавы) равна 440 Гц, для повышения/понижения на полтона нужно частоту умножить/разделить на "корень двенадцатой степени из двух"

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

нота

число полутонов от A4

частота в герцах

Эта нота будет самой нижней нотой на которую способна флейта. Исходя из нее строишь строй флейты (опять тавтология). Теперь можно сверлить дырки.
Первой сверлишь самую нижнюю дырку (нижняя в смысле, если трубка вертикально и свисток сверху). Сверлишь заведомо меньшего диаметра (подскажу, что дырка диаметром в миллиметр на расстоянии 3-5 см от выхода на высоту звука почти не повлияет). Свистишь в микрофон возле компьютера, измеряешь ноту, если звук ниже нужного, расширяешь дырку (сверлом или надфилем). Если все в порядке, сверлишь следующую дырку, опять измеряешь и так далее.
В конце концов получается твоя флейта.
Когда я делал вторую флейту, заготовка была сборной из двух частей, в результате получилась сопрано блок-флейта.

ФЛЕЙТА НОМЕР ДВА (или что есть у меня)

Я таких сделал уже две: одна сопранино, вторая сопрано. Опишу (похвастаюсь) вкратце, что получилось.
Еще до этих экспериментов, я купил сопранино флейту Yamaha. Теперь я ее достаю очень редко. Звучание ее довольно убогое (ее соль второй октавы на атаке просто выводит меня из себя), низы еще ничего, но верха… К передуву (если во флейту дунуть сильнее, то высота звука повыситься на октаву, а если со всей силы (дури), то на две, а то и на три октавы. Это и есть передув) относится довольно управляемо, перескочить на вторую гармонику можно, и не сложно. На открытом пространстве она очень хорошо орет
Самодельные же я использую в помещении. У сопрано очень чистое и прозрачное звучание, но довольно тихое. В нее нужно очень тихо дуть, иначе легко получается передув, и можно возбудить вторую, третью и четвертую гармоники. С неумеющими дуть всегда так получается.
Сопранино же отличается тем, что очень трудно перескакивает на вторую гармонику. Практически при перескоке сила дутья такова, что мои легкие опустошаются за две секунды. Звучание ее среднее между деревом и пластиком. Хотя на верхах звучит просто великолепно. Громкость достаточна для игры на открытой местности.
У обоих самодельных затруднено извлечение нижних нот, они очень тихие. Скорее всего, это связано с формой канала трубки. Если есть возможность сделать ее конусообразной, попробуй.

Материалы:

  • Газовый факел или костер для разогрева металлического стержня;
  • Стальной стержень диаметром минимум 12 мм;
  • Прихватка или тяжелая ткань;
  • Ножовка по металлу с частыми зубьями;
  • Маркер;
  • Лист наждачной бумаги с мелким зерном;
  • Старое сверло диаметром 6мм;
  • Плоскогубцы;
  • Старая бамбуковая удочка;
  • Рулетка;
  • Льняное масло и тряпка.

Инструкция:

Вырежьте кусок бамбука, длиной как минимум 45-50 см, и диаметром 20-25 мм от нижней части старой бамбуковой удочки. Не забудьте отрезать его так, чтобы оставить один конец закрытый перегородкой между секциями. (см. рис.)


Отмерьте и отметьте место на расстоянии 25мм в конце закрытой части бамбука. Отмерьте расстояние в 150мм от первой отметки и сделайте еще пять отметок с отступами в 25 мм. Когда закончите, у вас должно получится в общей сложности семь отметок. (см. рис.)


На следующем шаге вам надо использовать 12 мм прут, чтобы прожечь ненужные перегородки и вычистить бамбуковую флейту от ненужных волокон. Для этого нагрейте один конец стального стержня, пока он не покраснеет. * ВНИМАНИЕ * - обязательно пользуйтесь прихваткой или тяжелой тканью, когда будете держать другой конец стержня, так как он будет очень горячим. Когда стержень накалится, вставьте его в открытый конец бамбука и слегка надавите, чтобы прожечь перегородки. Обязательно оставьте последнюю перегородку (конец флейты) (см. рис.)

Далее вам нужно нагреть 6мм сверло. Используйте плоскогубцы, чтобы сделать это и прожечь отверстия в местах, которые вы отметили. Не высверливайте отверстия в бамбуке, так как он лопнет (см. рис.)


Возьмите кусок наждачной бумаги мелкой зернистости, размером около 7смХ7см и сверните ее. С помощью свернутой наждачной бумаги удалите угли бамбука со всех прожженных отверстий. Вы также можете использовать наждачную бумагу, чтобы расширить отверстие для дутья. Это позволит проще получать звук, но убедитесь, что не сделали отверстие слишком большим.

Покройте флейту слоем льняного масла. Поместите на 6 отверстий по три пальца каждой руки. Подуйте во входное отверстие (возле закрытого конца флейты) под углом. Попрактикуйтесь пока не получите постоянный тон. Теперь вы можете убрать палец, чтобы получить другой звук. Если будет плохо получаться можете попробовать потренироваться на пустой бутылке. Пробуйте дуть внутрь бутылки коснувшись нижней губой горлышка. Тот же самый принцип используется и при извлечении звука из флейты. Не расстраивайтесь если у вас сразу не будет получаться. Игра на флейте требует определенного навыка.

Свирель (ее еще называют «сопелью» или «цевницей») - один из видов продольной флейты, распространенный на Руси. Согласно славянской легенде, на свирели играл Лель - сын богини любви. Поэтому считалось, что свирелью можно пробудить взаимные чувства.

Материалы и инструменты для изготовления свирели

Чтобы изготовить свирель из дерева своими руками, нам понадобится довольно внушительный арсенал:

  • наждачка
  • маленькая деревянная втулка (диаметром 1,5 см и длиной 4 см)
  • линейка
  • карандаш
  • тюнер
  • небольшие тисочки (не обязательно, но с ними гораздо удобней)
  • что-то, чем можно сверлить (бормашинка, дрель, гравер) и сверла разных диаметров: примерно от 0,8 до 4,2 мм
  • надфиль
  • полукруглый резец
  • пара струбцин
  • клей ПВА
  • два деревянных брусочка 30×2х1 см.

Изготовление свирели своими руками

Сначала берем деревянные брусочки и размечаем их. Нужно нарисовать границы внутреннего канала свирели, с одной стороны бруска этот канал 1,5 см в ширину, а с другого, 1 см, то есть, канал будет слегка сужаться к концу свирели.

Теперь зажимаем один из брусков в тисочки и начинаем вырезать полукруглый канал. На моей заготовке заштрихована область, которую нужно будет снять резцом.

Аккуратно и не торопясь снимаем стружки, следим за направлением древесных волокон. Они не всегда могут идти вдоль заготовки, поэтому будьте внимательны, иначе резец может пойти криво.

Стараемся прорезать канал до ровненького полукруга по всей длине. Со вторым бруском поступаем точно так же.

Когда обе половинки вырезаны, нужно их зашлифовать. Кусочком наждачки проходим по внутренней поверхности канала, добиваясь гладкости.

После шлифовки переходим к свистку. Отступив 4 см от верхнего края заготовки (где широкий конец канала), рисуем прямоугольник 5 на 7 см, желательно ровно по центру.

Сверлом 4,2 мм делаем три отверстия вплотную друг к другу, так, чтобы получилось овальное окно.

Теперь берем надфиль и доводим окно до прямоугольной формы, согласно сделанной разметке.

После этого тем же надфилем стачиваем одну сторону окна под углом примерно 30-45 градусов. Это самая ответственная часть работы: от остроты и гладкости грани будет зависеть качество звука.

Настало время соединить половинки. Мажем их клеем ПВА и складываем, аккуратно совмещая канал. Прижимаем струбцинами и оставляем сохнуть на пару часов.

Когда клей высохнет, раскручиваем струбцины и берем нож. Срезаем верхнюю часть маленькой деревянной втулки, примерно 1,5 мм, так, чтобы получилась плоская ровная грань. Посмотрите на фото, и все станет ясно.

После этого смазываем втулку клеем и вставляем ее с верхнего конца флейты, формируя свисток. Срезанной гранью наверх, ровно до края свисткового окна.

Ждем пока клей высохнет, и беремся за нож. Аккуратно остругивая заготовку, придаем ей округлую форму, потом заглаживаем шкуркой.

Чтобы было удобно играть, сделаем срез на верхнем конце свирели сзади.

Теперь самое интересное - настройка. Попробуйте подуть в свирель, послушайте звук и проверьте по тюнеру. Если вы все сделали аккуратно, у вас получится Ля диез. Это самый низкий звук, который может извлекать наша свирель.
Всего у нас будет семь нот и шесть игровых отверстий. Разметим их: самое первое отверстие будет в 6 см от нижнего конца свирели, остальные отверстия - с шагом в 2 см.

Вооружившись сверлами разных диаметров, начинаем настройку. Свирель часто настраивают в натуральном мажоре. Это значит, что у нас должен получиться такой ряд звуков: Ля диез - До - Ре - Ре диез - Фа - Соль - Ля.

Общий принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук. Поэтому сперва просверливаем очень маленькую дырочку, слушаем. Если нужен звук чуть-чуть выше, рассверливаем побольше. Главное - не переборщить, потому что сделать отверстие меньше уже не получится.

Сверлить начинаем с самого нижнего отверстия. Когда оно настроено, переходим ко второму. Второе отверстие настраивается при открытом первом и так далее. То есть, когда вы слушаете звук от какого-нибудь отверстия, должно быть открыто это самое отверстие и все отверстия ниже него.

Ну вот и все! Свирель готова, можно начинать играть. А можно и украсить ее на свой вкус. Свою свирель я просто покрыла морилкой.

Флейта, в нашем случае свирель – старинный духовой музыкальный инструмент. Появление прототипа флейты датируется почти 35 тысячами лет назад, что делает ее одним из древнейших инструментов. А привычная нам флейта стала известна в Египте, еще пять тысяч лет назад, и до сих пор является основным инструментом на Ближнем Востоке. Без нее не обходится фолк или фолк-рок. Тем, кто знаком с мирами фэнтези знает, что свирель один из любимых инструментов эльфов. А в нашей реальности игра на флейте скрасит зимние вечера. И сделать этот замечательный инструмент можно меньше, чем за час.

Для изготовления нам понадобятся:
Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
Кусочек дерева или пробка
Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
Надфиль
Полотно для ножовки по металлу

Ствол флейты

Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.

С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.




Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.

Свисток

Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.




Теперь из кусочка дерева или пробки делаем втулку. Сначала я придал деревяшке круглую форму, потом сделал такой же скос, как на самой флейте. Дерево я нашел мягкое, поэтому все делал ножом. Сверху необходимо сделать плоскую грань, отступив от края 1 мм, как в обычном свистке. Слишком большой скос делать нельзя, свиста просто не будет. Втулку вставляем в «тело».


Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.

На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.