“Мачи Коро”: как я был мэром-саном. Обзор настольной игры "Мачи Коро"

Настольная игра «Мачи Коро» представляет собой несложный в освоении градостроительный филлер, где каждый из участников, в количестве от двух до пяти, играет роль мэра небольшого городка. Задача каждого мэра заключается в том, чтобы привести свой город к процветанию раньше, чем это сделают со своими городами конкуренты, а для этого необходимо построить определённое количество достопримечательностей, число которых зависит от выбранного варианта игры.

Изначально базовая игра рассчитана на четырёх человек, но русскоязычная версия от «Мира хобби» включает в себя расширение, благодаря которому участие в партии могут принять до пяти игроков.

В коробке с игрой находятся правила, две запечатанные колоды карт, две шестигранные кости и картонные формы с монетами разного достоинства.

Качество компонентов прекрасное. Это относится как к материалам, так и к полиграфии. Но вырубка оставляет желать лучшего — и отделять монеты от форм приходится очень аккуратно, дабы ненароком не повредить их.

Краткий обзор правил

Правила «Мачи Коро» просты, и если кто-то в компании знаком с игрой, он может ввести остальных игроков в курс дела за пять минут. Если вкратце — каждая карта в игре означает какое-то предприятие, имеющее определённые свойства, стоимость постройки и условия, при которых оно приносит прибыль.

Кроме того, у каждого игрока есть несколько карт достопримечательностей, которые он должен ввести в игру раньше всех, чтобы победить. Каждая из достопримечательностей не только приближает своего мэра к победе, но и даёт ему дополнительные преимущества. Например, позволяет ему перебросить кости или бросить сразу две, чего изначально делать нельзя.

Предприятия, приносящие в текущем ходу доход, определяются броском одной или двух костей по тому же принципу, как это происходит в — какое значение выпало, такие карты и сыграли. Но в отличие от «Колонизаторов», где доход получают сразу все, в «Мачи Коро» получатели благ определяются с помощью цвета карт. А красные карты, вдобавок ко всему, позволяют брать деньги не из банка, а из кармана конкурентов.

Если одни предприятия приносят прибыль напрямую, то другие позволяют получить доход с прочих карт. Например, мебельная фабрика сама по себе денег не приносит, но позволяет получить прибыль с лесов и шахт. Так что, обзаводясь производством, нужно обеспечить его сырьём, иначе на доход от него можно не надеяться.

Впечатления

Игра оставила о себе неоднозначное впечатление. Мы сыграли составом из четырёх человек несколько партий, по итогам которых все остались довольны. Но мне, в отличие от остальных, игра особо не приглянулась, хотя за компанию я вполне могу в неё сыграть ещё не раз.

Здесь в первую очередь играют роль личные предпочтения. Я не люблю рандом там, где его быть не должно. В том же или он вполне уместен. Это игры-приключения, где ставка делается на сюжет и атмосферу. А если игровой процесс строится на расчёте, то рандом должен быть либо сведён к минимуму, либо регулироваться механикой игры. Прекрасные примеры таких игр — и .

Но как я уже сказал, всем остальным игра понравилась, так что лучше пробовать самостоятельно.

Резюме

«Мачи Коро» — хороший филлер, правила которого объясняются за пять минут. Благодаря этому в игру хорошо играть с новичками, но искушённым игрокам может не понравиться высокое влияние рандома.

  • Страница игры на сайте издательства: http://hobbyworld.ru/machi-koro .
  • Благодарю компанию «Мир хобби» за предоставленную игру.
  • Больше обзоров — по .

В небольшой обычной комнате лежит лениво на диване заросший щетиной мужик и щелкает пультом каналы телевизора. Глупые новости, идиотский фильм, накрашенные тупые блондинки, дурацкие эстрадные шлягеры… Все не то… Начинает дремать… Но его дрему прервала реклама…

… Та-дам!!! (громко звучит музыка)

На экране с левой стороны появляются нарисованные ножницы, а с правой стороны выползает пачка цветной бумаги.

Ножницы начинают хаотично резать листы бумаги. Отрезанные части складываются в одну кучу.

Вдруг разрезанная цветная бумага начинает собираться в картинки. Появилось кафе, стадион, о которых говорил диктор.

(голос за кадром) А вот и пекарня, которая будет печь самый вкусный хлеб в мире. По выходным вы будете ездить с семьей в торговый центр за покупками… Вот он, красивый, огромный, с большой стоянкой. Каждое здание будет гарантированно приносить вам прибыль, за которую вы потом сможете приобрести что-то новенькое. Например…

На экране за чертой города появляется вода, ножницы начинают вырезать новые фигурки. Появляется порт.

Появляются маленькие человечки, они снуют туда-сюда, иногда останавливаются и машут вам руками. Вы наблюдаете за тем, как разрастается плоский бумажный город.

Слева вылетает маленькие вертолет, который на крюке держит коробку, на которой написано Мачи Коро.

Год назад настольная игра Machi Koro (МК) засветилась на выставке в Эссене. Причем засветилась и сразу же исчезла в небытие, потому что на выставку привезли очень мало экземпляров. Ажиотаж вокруг игры был нешуточный — тот, кто умудрился купить игру, восторгался простой механикой и безумно крутым геймплеем, а остальным, кому хотелось тоже присоединиться к счастливчикам, купившим игру, пришлось ждать англоязычного тиража. Я был в числе вторых — которые ждали.

Мне, как человеку падкому на хайп (hype — крикливое рекламирование, расхваливание), очень сложно было устоять перед соблазном добавить игру в вишлист. Вот что я выделял в игре в первую очередь:

— это японская игра, но она не традиционно японская, которыми так любят потчевать тех, чье сердце принадлежит Японии, а злая судьба их закинула в совсем другое место на планете. Это типичная современная японская игра — здесь вам подается простой геймплей, минимализм и компактность;

— в Мачи Коро нужно бросать кубики! Кубики! Ура!

— игра карточная, никаких полей и сотни жетонов ресурсов. Только карточки.

Казалось, эту чудо-игру можно было ждать вечно, что не вселяло оптимизм. Но тут Hobby World ошеломил новостью, что выпускает сию игру на русском языке. Это очень приятно, когда ту игру, которую ты так долго ждал, можно будет легко приобрести в своем любимом магазине настольных игр, который находится в твоем городе. Давно я так не радовался за Hobby World .

Мачи Коро — это карточный Sim City — симулятор строительства города со уникальной инфраструктурой. Любое предприятие приносит денежку, за которую можно строить новые предприятия или достопримечательности. Задача игроков — построить все доступные достопримечательности. Кто первым это сделает, тот и выиграл.

Игру нельзя назвать уникальной. Мачи Коро — это сплав того, что вы уже могли видеть раньше. Представьте себе, что будет, если смешать Монополию , Колонизаторов и, не побоюсь этого слова, Доминион . Получившийся винегрет (или можно взять японский вариант — суши) и есть МК.

Объяснять правила потрясающе просто. Буквально через полминуты прослушивания лекции по градостроительству я уже делал первый ход!

Достопримечательности

В игре существует 2 вида карт — предприятия и достопримечательности. Предприятия приносят доход в виде жетонов монеток. Достопримечательности обладают каким-то одним полезным свойством и приводят к победе — для этого их нужно построить, т.е. заплатить за них деньги. Каждый игрок начинает игру всего с двумя картами предприятий и 3-я монетами (эдакий маааленький городишечко или даже деревенька). В свой ход он может купить за монеты и тут же построить любое из предприятий, которые разложены по стопочкам и доступны всем игрокам. Чтобы предприятие принесло доход, в начале хода игрок бросает кубик. У каждого предприятия есть цифра сверху — от 1 до 12. В начале игры игрок бросает один кубик и получает прибыль с карты предприятия, соответствующей выпавшему числу (сколько взять монеток написано на карте). Построив одну из достопримечательностей, игрок сможет бросать 2 кубика, тем самым получив возможность применять способности построек с бОльшим номером. Как правило, чем выше цифра, тем больше прибыли приносит карта.

Стартовая деревня

Предприятия в свою очередь делятся на 3 вида — общепит/красные (отбирают деньги у других игроков), сырьевые предприятия/синие (приносят доход в ход любого игрока), магазины, фабрики, рынки/зеленые (приносят доход только в свой ход), крупные предприятия/фиолетовые (приносят доход от других игроков, но в свой ход). За счет того, что предприятия бывают разные по способу принесения денег, тактики у игроков могут отличаться.

Как только игрок строит последнюю, четвертую, достопримечательность, он побеждает в игре.

Пусть говорят

Мнения об игре, которые я слышал до знакомства с ней, можно разделить на 2 части. Одни говорили, что игра простая, но милая и очень приятная, а вторые говорили, что скучная и слишком гейтвейная. Те самые «вторые» как правило являлись хардкорщиками, привыкшими коротать время за сложными играми, за которыми можно сломать мозг. Удивительно, что по большей части этими гиками являлись российские настольщики, многим из которых я привык доверять.

Так что же такое Мачи Коро ? Чью сторону выбрал я?

Начну с того, что когда я распаковывал игру, то уже имел примерное понятие о том, что меня ждет. Все-таки, это игра из моего вишлиста!

Мне очень нравится стиль, в котором оформлена игра. Он мозаично-анимационный. Ощущения такие, как будто вы строите игрушечный город. Мне кажется, что такой стиль однозначно добавляет балл игре.

Я упомянул в начале статьи, что МК напоминает мне 3 игры. От Монополии в ней то, что вы бросаете кубик и получаете прибыль со здания, если вы его купили. Только передвигать фишку никуда не надо. От Колонизаторов — возможность получать прибыль во время чужого хода. А от Доминиона то, что все предприятия, доступные для приобретения, лежат в стопочках, и они имеют способность заканчиваться.

Сам по себе игровой процесс для бывалого игрока может показаться примитивным — бросаете бросок и надеетесь на то, что выпадет цифра предприятия, которое у вас есть. То же самое происходит, когда кубик бросает другой игрок — теперь вы держите пальцы, чтобы выпала цифра любого синего предприятия (приносит прибыль в ход любого игрока, я напомню).

Задача у игрока разделяется на два этапа:

1) выбрать момент, когда лучше перейти на два кубика. Для этого у вас уже должны быть построено несколько предприятий выше 6-рки, чтобы получать с них профит;

2) как можно быстрее сделать так, чтобы каждый ход деньги лились в ваш карман рекой. Одно из достопримечательностей стоит целых 22 монеты, что в начале игры кажется просто огромной суммой. Без хитрой стратегии тут никак не обойтись;)

Вроде бы ваш успех зависит только лишь от одного броска кубика, но задача игрока состоит в том, чтобы так строить предприятия, чтобы каждый ход (даже чужой) был для вас выгоден. Какие карты лучше всего строить? Зеленые, синие, красные? Если бы эта статья была про стратегию в МК, то я бы надавал целую кучу советов, как можно победить в игре, особо не прикладывая усилий и не накладывая на кубик чары=) Но будет лучше, если вы сами попробуете придумать свои стратегии, а потом поделитесь ими здесь или на Тесере.

Играть в МК можно от 2 до 5 игроков. Я проверял игру на 2, 3 и 4 игроках. Ощущения немного отличаются от разного количества игроков. Меньше всего понравилось играть вдвоем, т.к. уменьшается приток денежек во время чужого хода. Разница между минимумом и максимумом игроков в том, что чем меньше игроков, тем больше постоянство капитала. Когда игра раскладывалась на 4-х, то пока ждешь свой ход, то можно подняться на десяток монет, и в свой ход мутить что-то нереально крутое. Чем меньше игроков, тем меньше шансов неожиданно разбогатеть (а иногда и потерять все деньги в том числе). Мне лично понравилось играть бОльшим составом — немного веселее получается. Но при этом и дуэльная игра тоже не имеет проколов по геймплею.

В игре важно угадать момент, когда стоит покупать здания с цифрой больше 6 и перейти на броски двух кубиков. Если сделать это раньше, чем надо, то придется долго копить монетки. Если слишком поздно, то другие игроки обойдут и их трудно будет догнать.

Мое мнение? Клевая игрушка! Я теперь знаю, на что можно подсаживать любителей Монополии. Та же покупка недвижимости, то же получение прибыли с нее, но МК — это игра современная и выглядит она круто.

И все-таки я считаю, что игра рандомная, кто бы что ни говорил. Каким образом можно повлиять на кубик? Есть всего одна достопримечательность, которая позволяет перебросить кубики. Поэтому если вы боитесь рандома, то стоит сразу копить на эту карту. С другой стороны, кубики такими и должны быть — они должны удивлять, расстраивать и радовать=) Это шестигранный механизм получения разных эмоций=)

Карты дополнения имеют специальный значок справа внизу

Может быть кому-то база покажется простоватой и быстрой. Мне, к примеру, показалось, что игра проходит слишком быстро. Вот для таких людей, кому база окажется не очень стратегической, в коробку вложили карты дополнения. Кстати, это просто великолепное решение со стороны Hobby World , потому что можно было бы и выпустить доп отдельно (а криков сколько было бы…). В нашем же случае если кому-то захочется «нагрузить игру», то ему не придется бежать в магазин за новыми картами — все они есть в коробке.

Дополнение не вносит в игру ничего кардинально нового. Одна новая стартовая карта даст вам возможность взять одну монетку в начале хода, если таковых у вас нету. Добавилось 2 достопримечательности и 10 видов разных предприятий. В частности, новые предприятия разбавляют старые, и теперь у вас будет выбор, какую, к примеру, брать 4-рку, потому что их уже несколько. Так что я рекомендую переходить к допу сразу же после первой партии в базу.

Предприятия из допа

Мачи Коро — отличный выбор для тех, кто сравнительно недавно увлекся настолками. Думаю, что через эту игру можно легко подсаживать на настолки, потому что в ней есть почти все, что так нравится новичкам — яркие цвета, карточки, кубики, монетки, аля Монополия и т.д.. А вот реакция гиков может быть неоднозначной, потому что игра-то по сути простая, а они сами знаете как реагирует на настолки, где не надо много думать. Мне она как раз за это и нравится. Быстро разложил, быстро побросал кубы, накопил монеток, все построил, выиграл (или проиграл). Я понимаю, за что некоторым игра не нравится, но, к счастью, меня их придирки совсем не задевают.

Не могу сказать, на сколько долго Мачи Коро может держать игрока. Уверен, что если не играть слишком часто, то хватит ее надолго.

Меня еще почему-то так и тянет назвать ее хипстерской. По большей части из-за оформления=)

Совсем недавно HW обрадовали нас тем, что выпустила еще одно дополнение к игре. Конечно, там будут новые предприятия и достопримечательности. А может и еще какой-нибудь новый режим. Что нам еще для счастья надо?

Итак, резюмирую — стильная игра про строительство города при помощи бросков кубиков и развития предприятий. Научиться играть можно очень быстро, настольный опыт за плечами может при этом даже отсутствовать. Простая, в меру рандомная. Рекомендуется начинающим игрокам и тем, кто любит казуалки, но и опытные игроки не лишены возможности получить удовольствие от игры. Хорошая игра, мои вам рекомендации!

Настольная игра Мачи Коро для обзора предоставлена компанией Hobby World .

О чем игра

Уже довольно давно на русском языке вышла хорошая настолка — Мачи Коро. Такое странное название у игры неспроста, ведь она родом из Японии.

Российское издание Мачи Коро включает базовую версию игры и ее расширение, так что карт в синей коробке предостаточно. На них изображены заводы, магазины, точки общепита и достопримечательности.

Что предстоит делать

Каждый участник начинает партию с одной пекарней и пшеничным полем и в свой ход бросает кубик, получая доходы и расширяя владения. У зданий есть уникальные свойства, которые можно комбинировать. Одни например увеличивают прибыль, другие позволяют брать ренту с соперников.

Побеждает тот, кто накопит достаточно средств и возведет четыре достопримечательности.

Кто захочет купить настольную игру Мачи Коро

Мачи Коро — это довольно простая карточная игра, которая при этом сильно опирается на теорию вероятности, но при этом она остается забавным и быстрым настольным развлечением с прекрасным оформлением и интересным сочетанием известных игровых механик. Она прекрасно подойдет для игры в небольшой компании, а так же для семейных посиделок.

Подготовка

Внутри коробки с игрой нас ждет две стопки карт, два кубика и горстка жетонов. Основной игровой зоной будет рынок карт, все они олицетворяют здания, которые игроки смогут построить в своем личном небольшом городке.

Начало

Цель игры — первым построить в своем городе четыре достопримечательности. Но для этого придется хорошенько развить инфраструктуру.

Игровые фазы

Сделать это очень просто. Игроки ходят по очереди, а каждый ход состоит из фаз доходов и строительства.

Доходы

Фаза доходов использует всем наверняка известную механику колонизаторов: участник кидает кубик (а в последствии и два) и все с замиранием сердца смотрят, что же там выпало, ведь выпавшее на кубике значение активирует уже построенные здания с соответствующим числом.

Карты с зеленым фоном приносят прибыль только в ход самого игрока, а с синим — в ход любого игрока.

Красные карты отбирают у активного игрока деньги в польщу владельца, а фиолетовые позволяют владельцу забирать наличность у других.

Строительство

В фазу строительства игрок может сделать одно из трех действий :

  • Построить новое предприятие с рынка, уплатив его стоимость в монетах в банк.
  • Построить одну из своих достопримечательностей аналогичным образом.
  • Спасовать.

При этом в городе каждого участника может быть только одно уникальное здание. Чем дольше идет игра, тем больше свойств начинает срабатывать каждый ход. И тем более дорогие здания можно будет себе позволить. Разумеется, чем они дороже, тем мощнее их эффект.

Иногда не стоит увлекаться строительством предприятий слишком сильно, ведь для победы в игре достаточно просто построить четыре достопримечательности. Теоретически это можно сделать и вообще не купив ни одного предприятия.

О игровой механике

В русском издании игры сразу же присутствует и дополнение, вносящее в игру новые карты и слегка продлевающие ее.

Настольная игра Мачи Коро привлекает своей простотой. Весь текст написан на картах, он довольно логичен и понятен. С точки зрения игрового процесса здесь тоже все весьма просто: кинул кубики, использовал карточки, накопил денег и купил новых. Все карты доступны игрокам сразу и одни не требуют наличие других. Таким образом перед игроками открывается масса различных комбинаций и путей достижения победы.

Влияние кубика в игре довольно многовато, и иногда он может целиком решить исход партии. В общем и целом, ваше мнение об этой игре скорее всего будет зависеть от того, как вы изначально решите к ней относится.

Фото настольной игры Мачи Коро






Настольная игра

От 2 до 5 игроков

Партия от 30 до 45 мин

Описание

Настольная игра “Мачи Коро” – это место, где Вы становитесь мэром города, и теперь можете застраивать его как хотите. В игре “Мачи Коро” Вам предстоит строить магазины и кафе, развивать предприятия и успевать следить за другими “мэрами”, с которыми Вы и соперничаете!

Инвентарь

  • 30 стартовых карт
  • 87 карт резерва
  • 60 монет различного номинала
  • 2 кубика
  • правила
  • 15 стартовых карт из расширения
  • 58 карт резерва из расширения

Правила

Если это Ваша первая партия, то отложите карточки расширения, обозначенные значком города в кружочке. Если решили играть с ними, то правила по этим картам будут чуть ниже. После того как определились с составом карт, каждый игрок должен взять себе 2 стартовые карты предприятия “пекарня” и “пшеничное поле”. Их нужно положить перед собой лицевой стороной вверх. Далее каждый игрок берет 4 стартовые карты достопримечательностей “вокзал”, “торговый центр”, “парк развлечений” и “радио-вышка”. Их нужно также положить перед собой, но лицевой стороной вниз. Теперь из этих карт сформирован город каждого игрока, который будет расширяться в течении игры.

Если Вас меньше 5 человек, то отложите лишние стартовые карты в коробку. Затем дайте каждому игроку 3 монеты номиналом 1. Остальные монеты сложите так, чтобы каждый мог до них легко дотянуться.

После этого отсортируйте карты резерва по видам и выложите их так, чтобы они были в доступности любого игрока. Можете их разложить прямоугольником 5 на 3. Теперь все готово, и можно начинать. Первым ходит игрок, который последним выезжал за город. Ход передается по часовой стрелке, начиная с первого игрока. Тот, кто делает ход, называется активным игроком. Каждый ход активного игрока стоит из двух фаз: первая – фаза доходов, вторая – фаза строительства.

Фаза доходов. Активный игрок бросает один кубик (если у игрока в городе есть “вокзал”, то он может выбрать – бросать один кубик или два. По результатам броска ВСЕ игроки получают свой доход. На карте города, в верхней ее части, Вы уведите число, которой указывает какой результат должен быть, чтобы эффект карты сработал. Снизу карты указано условие, когда срабатывает эффект – в свой ход, в чужой ход или в ход любого игрока. Также в описании эффекта на карте будет сказано откуда игроку получит деньги – из банка или заберет у соперника.

Карты резерва, точнее предприятий подразделяются на 4 вида в зависимости от цветов – синие – сырьевые предприятия, которые приносят владельцу доход из банка в ход любого игрока; – зеленые – магазины, фабрики, рынки, которые приносят владельцу доход только в свой ход из банка; – красные – заведения общепита, которые приносят владельцу доход из средств активного игрока; – фиолетовые карты – крупные предприятия, которые приносят доход владельцу из средств соперников, но только в свой ход.

Фаза строительства. В этой фазе активный игрок может совершить одно из трех действий: построить 1 новое предприятие, построить 1 достопримечательность, отказаться от строительства. Если активный игрок выбирает первый вариант – постройку нового предприятия, то он должен заплатить в банк цену выбранного предприятия (указана внизу слева) и взять себе эту карту из резерва, положив ее у себя в городе. Теперь эта карта также может приносить доход (если эффект сработал). За один ход нельзя строить несколько предприятий.

Одно замечание – игрок может разместить только 1 предприятие каждого вида со значком кружочка, внутри которого изображена высотка. Если же такой значок отсутствует, то таких предприятий может быть сколько угодно. Небольшая подсказка – свои карты с одинаковыми предприятиями кладите друг под друга с небольшим сдвигом, таким образом все поместиться на столе.

Если же Вы выбрали второй вариант – постройку достопримечательности, то Вы должны оплатить в банк цену строительства (указана внизу слева) и перевернуть эту карту в своем городе лицевой стороной вверх. После этого можно применять эффект этой карты. Соответственно, пока карта строительства лежит в городе лицевой стороной вниз, ей эффект недоступен. За один ход нельзя строить несколько достопримечательностей. Также одновременно (в один ход) строить предприятия и достопримечательности тоже нельзя.

Если же Вы выбрали третий вариант – отказ от строительства – то Вы ничего не делаете. И ход передается следующему игроку. Игра заканчивается, когда один из игроков построил свою четвертую достопримечательность. Он и становится победителем.

Прочие правила

Игроки могут держать у себя любое количество монет и могут их разменивать в любой момент игры. Также все монеты всегда должны быть видны соперникам.

Когда игрок бросает 2 кубика, то результат – это сумма обоих кубиков.

Если в резерве закончились карты какого-то предприятия, то больше это предприятие строить нельзя.

Если у игрока недостаточно средств, чтобы расплатиться с соперником, то он отдает все монеты, какие есть, а остаток долга списывается. Игрок, который не дополучил монеты, не получает их из какого-то другого места. Если монет нет совсем, чтобы расплатиться, значит Вы не платите.

Когда в один ход игрок и получает монеты и платит сопернику за эффект его карты, то сначала он платит, а потом получает. Если же нужно платить сразу нескольким игрокам, то оплата происходят против часовой стрелки.

Расширенные правила

Если Вы решили играть по расширенным правилам, то добавьте в игру все карточки расширения, обозначенные значком города в кружочке. Затем к обычному раскладу, каждый игрок получает 1 дополнительную стартовую карту “ратуша” и кладет ее также лицевой стороной вверх. Кроме этого, каждый игрок еще получает 2 дополнительные карты достопримечательностей “порт” и “аэропорт” и кладет их перед собой лицевой стороной вниз. Также лишние карты, если Вас меньше 5 игроков, уберите в коробку.

Затем рассортируйте карты резерва по видам из колоды расширения и выложите их рядом с картами резерва из базовой колоды.

Ход также передается по часовой стрелке, начиная с первого игрока. И фазы хода полностью совпадают с фазами базовой игры. При этом в данном случаем игра заканчивается, когда игрок построил шестую достопримечательность в своем городе. Он и становится победителем.

Прочие правила

При игре по расширенным правилам эффекты от карт фиолетового цвета могут срабатывать одновременно с эффектами других карт. В таком случае эффекты срабатывают в следующем порядке – сначала красные карты (выплаты соперникам), затем синие и зеленые карты (получение дохода из банка), и только потом фиолетовая карта (доход из средств соперников).

Картинки взяты с сайта hobbygames.ru

На настольном рынке совсем недавно произошло очередное пополнения рядов. На сей раз Миром Хобби локализована японская настольная игра! Почему выбор пал именно на неё и почему я хочу вам о ней рассказать, читайте в этой заметке...


Что внутри?

Карты, карты и ещё раз карты - вот что первым делом вы увидите, открыв коробку. Запечатаны они будут в две колоды, одна для простой игры, другая для игры более долгой и насыщенной (вторая колода представляет собой дополнение к основной игре). Можно, например, распечатать одну колоду и играть, а вторую оставить на потом.

Ну ладно, в игре не только карты, есть ещё пара кубиков и кучка денежек. =)

О чём игра?

На фото выше представлены две стороны 4 карт, внизу в непостроенном виде, вверху - в построенном. У каждого из игроков будет такой комплект (4 карты) и главная задача - быстрее всех заработать деньги и отстроить именно эти 4 здания. Как только кто-то этого достиг, игра заканчивается безоговорочной победой.



Как играть?

Чтобы накопить нужную сумму денег на здания-цели, придётся для начала наладить поток прибыли путём строительства других выгодных построек. Факт - любая карта в игре приносит прибыль, но волею судеб прибыль эта непостоянная. =)

В свой ход игрок должен бросить 1 (или 2) кубик, а также может купить(или построить, кому как атмосфернее) одну карту.

Результат броска кубика сравнивается с числами на картах игроков и если совпадение есть, то смотрится условие срабатывания карты (в свой ход, в чужой ход, в ход любого игрока). Всё совпало - получаем денежку...

Соответственно после того, как разобрались с активацией карт, можем сделать одну покупку на средства, которыми владеем (цены указаны на картах слева внизу).

В принципе, это все правила игры, основная текстовая нагрузка находится на самих картах, поэтому о них расскажу отдельно.

Виды карт.

Синие карты в игре срабатывают в ход любого игрока и тем они привлекательней других. Самые вкусные - это шахты, приносящие по 5 монет каждая. Если их отхватить штуки 2-3, то конца игры ждать уже недолго. =)

Зелёные карты возможно активировать только в свой ход. Как правило, это более вкусные карты, чем синие.Даже стартовая пекарня хоть и даёт 1 монету, но зато активируется двойкой или тройкой. Нередкий случай в игре, когда кто-то собрал например много лесов и шахт, купил мебельную фабрику и ждёт выпадения восьмёрки, что может сразу обеспечить покупку любого из целевых зданий.

Красный цвет - цвет агрессии. Но здесь даже агрессия выглядит как-то по-доброму в виде кафешек и ресторанов. Если противник выкинул, например, тройку, а у вас есть кафе, то он должен вам денежку за перекус в вашем заведении. Можно, конечно, создать целую сеть кофеен и открыть одну из целевых строений, чтобы посетитель платил в удвоенном размере...Тогда поход в кафе превращается в кошмар. =) (Ничего не напоминает?)

Специальная фиолетовая карта может присутствовать у игрока только в единственном числе и активируется шестёркой в собственный ход. В качестве бонуса можно хорошо "нагреть" на денежки партнёра, а то и нескольких.


На фото выше вы можете увидеть, как ваши построенные предприятия выглядят в процессе игры.


Карты из дополнительной колоды.
Дополнение привносит в игру очень много разнообразных карт и увеличивает время игровой партии. Можно играть по стандартным правилам, как описано выше, то есть выложить все виды предприятий. Но вам потребуется раза в два больше места. Поэтому создатели игры рекомендуют при игре с дополнением другой вариант правил: выкладывать 10 случайных видов предприятий и, когда закончатся некоторые из них, выкладывать новые.
Рассмотрим подробнее карты из дополнения.


Ещё три здания, которые игрок обязан построить для победы, добавляются к четырём из базовой игры. Причём одна уже открыта, вторая очень дорогая (но если её построить, будет очень круто), а третья позволяет делать результаты броска кубиков больше 12!

Новые пункты приёма пищи для ловли оппонентов по игре. Теперь можно ловить на 1, 7 и 8.

Итак, у нас появляется новый значок, связанный с морскими продуктами. Теперь при наличии построенного порта (построить его очень легко) вы можете зарабатывать на морепродуктах. Также пополнение в рядах сельхоз продукции в виде цветника.

Фиолетовые карты, как всегда, самые крутые (именно поэтому нельзя держать больше одной такой).

Теперь есть смысл копить как можно больше ресторанов и кафе. В чужой ход работают рестораны, а в свой ход можно попытаться активировать Склад продовольствия.
Цветочный магазин работает исключительно в связке с цветниками, что по сравнению с другими предприятиями как-то слабо.

Впечатления.

Перед нами блестящий салат из механик прославленных игр. По духу игрового процесса "Мачи Коро" всем игравшим напомнила "Монополию" и "Колонизаторов". Как и в "Монополии", здесь присутствует снежный ком застроек и азарт не попасть в лапы сопернику от неудачного броска кубиков. В сторону "Колонизаторов" веет условиями победы и способом активации карт. Но несмотря на это, вкус у игры особенный и самостоятельный.

Партия без дополнения с новыми игроками вместе с объяснением длится не более 40 минут, с более опытными соответственно ещё меньше, что позволяет за вечер сыграть партии 2-3, если конечно не запланировано что-то ещё. С дополнением игровая партия может длиться до часу (а может у кого и больше).

Когда садишься за "Мачи Коро", то должен для себя принять тот факт, что элемент удачи в виде броска кубиков способен одолеть любую стратегию игрока. Так, например, первая моя партия была ознаменована регулярными бросками на 11 и 12, что лично у меня нарушило приток средств от "более вероятных" предприятий. Поэтому надежду на хороший бросок здесь терять нельзя (хоть и в большинстве партий выигрывает именно стратегия).

Несколько советов/наблюдений после десятка партий без дополнения:
- Одну из первый партий я выиграл, пользуясь всего одним кубиком. Это тоже своего рода стратегия, когда все игроки уходят в предприятия со значениями больше 6, а ты им не даёшь на себе наживаться, бросая всего один кубик и соответственно качая предприятия с цифрами до 6.
- Ни в коем случае нельзя игнорировать покупку красных карт. Не купишь ты - купят другие, это уже проверено.
- Если у оппонентов много кафешек и ресторанов, надо выработать такую стратегию, чтобы за один ход заработать как можно больше. Причём надо постараться потратить всё без остатка, чтобы не отдать свои заработанные монетки другим. Даже если у меня одна монетка есть во время игры, я на неё покупаю карту.
- В игре можно развиваться разными путями: либо везде понемногу, тогда будет стабильный, но маленький доход, либо в одном направлении (например в фермерство). Второй вариант рискованнее и пару-тройку ходов вы вообще можете сидеть без денег, но зато если уж кубики повернулись к вам нужной гранью, то будете купаться в золоте. =) Я всегда выбираю второй метод, тогда просыпается азарт и эмоции бьют через край.
- Заведомо проигрышная стратегия собирать карты одного цвета (даже синие). Есть такая категория людей, которым нравится собирать красивые сеты. Предостерегите их, что это дорога к поражению (ну или поинтересуйтесь, зачем они вообще играют, если не хотят выиграть).

Кому рекомендую игру?
"Мачи Коро" подойдёт для всех, кто хочет приятно провести время и не сильно жаждет напрягать мозги (хоть думать всё-таки придётся). А значит, такая коробка приживётся дома для семейных посиделок, в кафе/антикафе/клубе для молодых компаний и вообще везде, где собираются весёлые и жизнерадостные люди. =) Отличное пополнение коллекции для такого семейника, как я. =)