Пискунова история педагогики и образования читать онлайн. Пискунов А.И

Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Сфера, 2001. - 512 с.
ISBN 5-89144-142-ХВ предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение зарубежной и отечественной педагогики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное представление о глубинной связи педагогических явлений и процессов в истории мировой цивилизации и о значении мирового педагогического опыта.
Учебник адресован студентам, преподавателям и аспирантам высших педагогических учебных заведений, учащимся педагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интересуется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.Введение.
Зарождение воспитания в первобытном обществе.

Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
Зарождение организованных форм обучения и воспитания.
Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.
Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.
Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.
Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).
Школа и воспитание в Древнем Египте.
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.
Воспитание и школа в Древнем Иране.
Воспитание и школа в Древней Индии.
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Зарождение христианской традиции воспитания.
Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.
Воспитание и образование в Византии.
Педагогическая мысль в Византии.
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения.
Влияние церковной культуры на развитие образования.
Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
Реформация и ее влияние на образование и воспитание.
Контрреформация и формирование иезуитской системы воспитания.
Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху европейского средневековья.
Возникновение ислама и формирование исламской традиции в воспитании.
Практика школьного образования в странах Ближнего и Среднего Востока.
Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья.
Просвещение на территории средневековых государств Закавказья.
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVII в.).
Воспитание и обучение у древних славян.
Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-XIII вв.
Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.
Образование в Русском государстве в XVII в.
Педагогическая мысль в России к концу XVII в.
Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
Педагогические идеи В. Ратке.
Педагогические идеи Я.А. Коменского как составная часть его «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих».
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
Движение за обновление школьного образования и методов обучения.
Школьное образование в Англии XVII-XVIII вв.
Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка.
Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
Педагогическая концепция Жан-Жака Pуcco.
Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794).
Школа и просветительско-педагогическая мысль в Североамериканских Штатах в эпоху европейского Просвещения.
Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в.
Просвещение в России в начале XVIII в.
Школьное дело при Петре I.
Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ.
В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России.
Просвещение и школа после Петра I.
Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой.
Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.
Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX в. (до 90-х гг.).
Развитие школы в XIX в. (до 90-х гг.).
Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.
Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
Педагогическая идея и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.
Педагогические идеи Г. Спенсера.
Школа и педагогическая мысль США XIX в. (до 90-х гг.).
Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в.
Коммунистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса и ихидея классового подхода к вопросам воспитания и образования.
Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в.
Развитие школы и становление школьной системы.
Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия.
К.Д. Ушинский — крупнейший педагог XIX в. в России и его последователи.
Зарубежная школа и педагогика в конце XIX -начале XX в.
Движение за реформу школьного дела в конце XIX в.
Основные представители реформаторской педагогики.
Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.
Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX в. (до 1917 г.).
Народное образование в России в конце XIX - начале XX в. и проблемы его преобразования.
Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в.
Школа и педагогика в Западной Европе и США в период между первой и второй мировыми войнами (1918-1939).
Школа и педагогика в России с Февральской революции 1917 г. до окончания Великой Отечественной войны (1917-1945).

Политико-идеологическая направленность переосмысления задач, структуры и содержания общего образования после Октябрьского переворота 1917 г.
Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 20-х гг.
Педагогическая наука в России и русском зарубежье после 1918 г.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и школа.
Педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны.
Основные направления развития школы и педагогики в странах Запада и СССР (России) после второй мировой войны.
Школа в Западной Европе и США после второй мировой войны.
Педагогическая наука в странах запада.
Образование в странах Восточной Европы и СССР (России) во второй половине XX в.
Отечественная педагогическая наука после Второй мировой войны.

В учебном пособии раскрываются основные этапы развития образования и педагогической мысли в России и за рубежом, взаимосвязь педагогики и философии, вклад выдающихся философов в становление и развитие теории и практики образования, развитие педагогической теории и опыта в трудах и деятельности известных отечественных и зарубежных ученых-педагогов. Дается представление о методологии педагогики, ее уровнях и сущности исследования, выявляются теоретические основы и проблематика современных исследований в области образования, обосновываются основные методологические принципы и подходы, раскрывается понятие логики научного исследования и ее структуры. Подробно рассматривается методологический аппарат, включая теоретические и эмпирические методы исследовательской деятельности.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2017 году издательством Юрайт. Книга входит в серию "Университеты России". На нашем сайте можно скачать книгу "История и методология педагогики и образования 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

История педагогики. Джуринский А.Н.

М.: 2000 . - 432 с.

В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования.

Формат: doc

Размер: 3 ,6 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 3
Раздел I. ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 4
Глава 1. Возникновение воспитания 4
К вопросу об источниках изучения первобытного воспитания 4
Концепции происхождения воспитания 4
Зарождение воспитания как особого вида деятельности 4
Возникновение семьи. Воспитание детей в семье 5
Появление организованных форм воспитания 5
Вопросы и задания 6
Литература 6
Раздел II. ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 6
Глава 2. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока 6
Общий взгляд 6
"Дома табличек" 8
Школа в Древнем Египте 10
Воспитание и обучение в Древней Индии 12
Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае 15
Вопросы и задания 17
Литература 17
Глава 3. Воспитание и школа в Античном мире Средиземноморья 18
Воспитание и школа в Древней Греции 18
Философы Древней Греции о воспитании 21
Воспитание и образование в эпоху Эллинизма 25
Воспитание и школа в Древнем Риме 26
Педагогические идеи Древнего Рима 27
Воспитание и обучение у ранних христиан 29
Распространение греко-римского образования на периферии Античного мира 30
Вопросы и задания 30
Литература 31
Глава 4. Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. 31
Общий взгляд 31
Воспитание у восточных славян 32
Вопросы и задания 33
Литература 33
Раздел III. ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 33
Глава 5. Воспитание и школа в Византии 33
Общий взгляд 33
Педагогическая мысль 34
Система воспитания и образования 35
Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение 37
Вопросы и задания 38
Литература 38
Глава 6. Воспитание и школа на Средневековом Востоке 38
Педагогическая мысль и образование на Ближнем и Среднем Востоке (VII-XVII вв.) 38
Воспитание и обучение в Средневековой Индии 42
Воспитание и школа в Средневековом Китае 44
Вопросы и задания 46
Литература 46
Глава 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья 46
Общий взгляд 46
Философско-педагогическая мысль 47
Воспитание и обучение 48
Вопросы и задания 56
Литература 56
Глава 8. Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации 56
Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации 56
Школа в XV – начале XVII в. 62
Вопросы и здания 68
Литература 68
Глава 9. Воспитание и школа в Славянском мире, Киевской Руси и русском государстве (X - конец XVII в.) 68
Общий взгляд 68
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X –ХIIIвв.) 69
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.) 72
Школа, просвещение и педагогическая мысль на Украине и в Белоруссии (XIV-XVII вв.) 77
Вопросы и задания 79
Литература 79
Раздел IV. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ 79
Глава 10. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америке (середина XVII - конец XVIII вв.) 79
Общий взгляд 79
Педагогическая мысль начала Нового времени 80
Педагогическая мысль эпохи Просвещения 84
Педагогические идеи и школьные проекты Французской Революции 92
Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений 93
Вопросы и задания 97
Литература 98
Глава 11. Школа и педагогика в России XVIII в. 98
Общий взгляд 98
Школьные реформы первой половины XVIII в. 99
Школа и педагогическая мысль во второй половине XVIII в. 102
Вопросы и задания 105
Литература 106
Глава 12. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. 106
Общий взгляд 106
Педагогические идеи в философии 107
Классики педагогики ХIХв. 109
Полемика вокруг школы 112
Главные направления развития школы 115
Вопросы и задания 123
Литература 124
Глава 13. Школа и педагогика России первой половины XIX в. 124
Общий взгляд 124
Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. 124
Школьная политика второй четверти ХIХв. 126
Педагогическая мысль в первой половине XIX в. 128
Вопросы и задания 130
Литература 130
Глава 14. Школа и педагогика России во второй половине XIX в. 130
Общий взгляд 130
Школьные реформы 1860-х гг. 131
Период реакции в школьной политике 132
Педагогическая мысль во второй половине ХIХ в. 133
Вопросы и задания 143
Литература 143
Раздел V. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 143
Глава 15. Зарубежная школа и педагогика в первой половине XX в. 143
Общий взгляд 144
Основные педагогические течения 144
Итоги школьных реформ к середине ХХв. 150
Попытки модернизации общеобразовательной школы 151
Вопросы и задания 154
Литература 154
Глава 16. Современная школа и педагогика за рубежом 155
Общий взгляд 155
Основные направления развития педагогической мысли 155
Приоритеты и проблемы воспитания и образования 156
Школьные системы 157
Практика школьного обучения и воспитания 158
Реформирование обучения и воспитания 161
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 17. Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв. 164
Общий взгляд 164
Школьные реформы 164
Педагогические направления и идеи 169
Вопросы и задания 172
Литература 173
Глава 18. Отечественные школа и педагогика советского периода 173
Общий взгляд 173
Школа и школьная политика 173
Развитие педагогической науки 177
Вопросы и задания 183
Литература 183
Глава 19. Школа и педагогика России в конце XX в. 184
Общий взгляд 184
Школьная система 184
Полемика о путях образования и воспитания 187
Практика образования и воспитания 189
Вопросы и задания 198
Литература 198

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.

Учебное пособие для педагогических учебных заведений

Под редакцией академика РАО А.И. ПИСКУНОВА

2-е издание, исправленное и дополненное

академик РАО А.И. Пискунов (руководитель); чл.-кор. РАО, проф. Р.Б. Вендровская; проф. В.М. Кларин; проф. М.Г. Плохова; доц. В.И. Блинов; доц. В.М. Петров; доц. Л.В. Рогаленкова; проф. С.Л. Савина; доц. Т.С. Стецкая. Под общей редакцией академика РАОА.И. Пискунова.

Рецензенты:

зав. каф. педагогики ТГПУ д-р пед. наук, проф.А.А. Ор­лов, зав. каф. педагогики НГПУ, канд. пед. наук, доц. Т.Л. Павлова; зав. лаб. этнопедагогики РАО, акад. РАО, д-р пед. наук, профессор Г.Н. Волков; зав. каф. эстетич. воспит. МГОПУ, засл. деят. науки РФ, д-р пед. наук, проф. Т.С. Комарова; президент МАПН, д-р пед. наук, проф.Б.К. Тебиев.

И90 История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

ISBN 5-89144-142-Х

В предлагаемом издании впервые представлено целостное рассмотрение истории зарубежной и отечественной педаго­гики в едином потоке мирового педагогического процесса. Содержание учебника позволяет получить целостное пред­ставление о глубинной связи педагогических явлений и про­цессов в истории мировой цивилизации и о значении миро­вого педагогического опыта.

Учебник адресован студентам, преподавателям и аспиран­там высших педагогических учебных заведений, учащимся пе­дагогических колледжей и лицеев, а также всем, кто интере­суется историей педагогической мысли, развитием практики обучения и воспитания.

ISBN 5-89144-142-Х © 000 «ТЦ Сфера», 2001

Введение

Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования про­фессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуются усилением внимания к развитию индиви­дуальности студентов, расширению сферы их профессиональ­ного мышления и творчества. В конечном счете это невоз­можно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса применительно к раз­личным цивилизациям, в том числе и за пределами евро­пейской.

На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного педагогического образо­вания зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и други­ми специалистами в области образования и воспитания.

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX в. в общем кон­тексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в зна­чительной степени связаны и различные трактовки фунда­ментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образо­вание». Данное обстоятельство приводит к сложностям при разработке теоретических проблем педагогики и, следова­тельно, ее истории.

К сожалению, необходимо признать, что в ходе обсужде­ния фундаментальных проблем педагогической науки соб­ственно научная аргументация зачастую уступает точке зре­ния «авторитетных» лиц. Отсутствие же единого подхода к трактовке понятий «образование» и «воспитание», характер­ного для всех стран мира, вызывает много недоразумений. Так, в англоязычных странах, например, фактически отсут­ствует даже понятие «педагогика», которое отождествляется с понятиями «воспитание» и «образование», а они, в свою очередь, не отдифференцированы друг от друга.

Такая понятийная неопределенность отражается и в на­званиях трудов по истории педагогики, издаваемых в разных странах: история педагогики, история воспитания, история образования.

Однако, как бы ни назывались труды и учебные пособия по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же: историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и собственно педагогики как науки; эволюция практики вос­питания в различных формах: семейное воспитание, специ­ально организованная воспитательно-образовательная рабо­та различного рода учебных заведений; деятельность разно­образных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эс­тетическому развитию молодежи.

В конце XIX – началеXX в.и на Западе, и в России истори­ки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описани­ем прошлого, начали предпринимать попытки объяснения при­чин изменений в развитии взглядов на воспитание и его прак­тику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

Представители так называемого исторического материализ­ма – К. Маркс, Ф. Энгельс в Германии,В.И. Ленин, Н.К. Круп­ская, А.В. Луначарский в России – выдвинули идею превра­щения школы и всего воспитания в орудие борьбы пролета­риата за свое господство, которая нашла воплощение в жизнь после Октябрьского переворота 1917 г. в России в теории со­ветской школы и педагогики, сущность и историческое зна­чение которых еще предстоит подвергнуть критическому ос­мыслению и оценке. Под этим же углом зрения сначала в Со­ветском Союзе, а позднее и во всех странах социалистического содружества стало рассматриваться все историческое разви­тие мировой педагогической мысли и школьной практики. В итоге педагогика и ее история, подобно другим наукам об обществе, были жестко ориентированы на обслуживание со­ветской партийно-государственной системы.

Идеологически предопределенное стремление к изоляции нашей страны от всего остального мира приводило в конеч­ном счете к противопоставлению истории и современного состояния школы и педагогики «загнивающего» Запада «са­мой передовой» социалистической школе и педагогической мысли Советского Союза и его сателлитов, что неизбежно отражалось и на характере историко-педагогических трудов и учебных пособий для педагогических учебных заведений.

Данное обстоятельство и поныне осложняет работу как исто­риков педагогики старшего поколения, которым трудно пере­смотреть свои взгляды, так и молодых историков педагогики, опирающихся на труды своих предшественников и учителей.

Однако при любом подходе к истории педагогики можно утверждать, что ее основные функции остаются неизменны­ми: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; рас­крытие разносторонних связей цели, конкретных задач орга­низации и содержания воспитания и образования с особен­ностями отдельных исторических периодов.

История педагогики тесно связана с историей многих дру­гих наук о человеке, особенно таких, как философия, пси­хология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педа­гогических идей и разнообразных форм организации воспи­тания, образования и обучения, избегая при этом вульгарно-социологизаторского подхода к их трактовке.

В нашей стране по сложившейся традиции уже с XIX в. было принято рассматривать отдельно друг от друга историю педагогики на Западе и в России. С одной стороны, это по­нятно, поскольку развитие культуры, в том числе и педаго­гической, тесно связано со спецификой развития отдельных стран и народов, с другой – это приводило к рассмотрению развития культуры России в отрыве от культурного развития народов Европы, хотя здесь на самом деле существует изве­стная общность эволюции общеевропейской цивилизации, по крайней мере с момента христианизации Руси.

После 1918 г. периодизация истории педагогики в новой России неоднократно пересматривалась: сначала за ее основу принималась марксистская концепция деления истории че­ловечества по признаку так называемых общественно-эконо­мических формаций; потом ее начали делить на историю все­общей (зарубежной) педагогики, историю педагогики доре­волюционной России и историю советской педагогики и т.п.

В итоге все это приводило к одному результату: жесткому привязыванию оценок явлений и фактов развития педагоги­ки и школы к заданным идеологическим установкам, что с собственно научным подходом нельзя считать совместимым.

В предлагаемом пособии предпринята попытка параллель­ного рассмотрения исторического развития педагогической мысли и практики воспитания у разных народов в одни и те же хронологические периоды: в первобытном мире; в эпоху циви­лизаций Древнего Востока и античного мира; в период средне­вековья и Возрождения; в эпоху так называемого Нового и Новейшего времени с XVII в. до конца XX в. в странах европей­ской цивилизации.

Нужно особо подчеркнуть, что вторая половина XX в., по существу, сливается с современностью. Более или менее объективное рассмотрение, а тем более оценка развития пе­дагогической науки и школьной практики этого периода, весьма затруднено тем, что большинство исследователей яв­ляются в большей или меньшей степени участниками дан­ного процесса, все они – ученики школы этого периода, ученики и последователи тех, кто длительное время входил в число непререкаемых авторитетов. Историческое рассмот­рение прошлого требует отстраненности во времени, и поэтому оценка развития школы и педагогики второй полови­ныXX в. пусть будет задачей исследователей уже в XXI в.

Рассматривая историю педагогики в качестве учебного предмета для будущих педагогов, необходимо учитывать фун­кцию учителя в школе, который, независимо от своего же­лания, является не только транслятором знаний, но и об­разцом для учащихся. Он персонифицирует в своей личнос­ти, в своем поведении и общении с окружающими духовные и нравственные ценности.

Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поко­ления помогает студенту-педагогу осознать значимость ин­дивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым сле­дованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.

Есть основания утверждать, что именно историко-педагогическая образованность позволяет современному педаго­гу лучше ориентироваться в разнообразии идей и подходов, которые существовали и существуют в педагогической науке и воспитательно-образовательной практике. Историко-педагогические знания помогают и будущему учителю, и учите­лю-практику в осмыслении профессионально-педагогичес­кой деятельности как таковой и своих взглядов на нее.

Вместе со всем обществом педагогическая наука и педа­гогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой слож­ной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных ус­ловиях, учитывая будущее.

Осмысление студентами высшей педагогической школы содержащегося в данном учебнике, по необходимости весь­ма краткого обзора развития практики воспитания и посте­пенного преобразования неупорядоченных размышлений о воспитании в педагогическую науку должно помочь им ра­зумно подходить не только к оценке фактов и явлений про­шлого, но и к деятельности многих, недавно весьма попу­лярных «педагогов-новаторов», к оценке разнообразных пе­дагогических «инноваций», большинство из которых при внимательном рассмотрении оказываются далеко не новы­ми, а повторяющими в своей сущности ранее высказывав­шиеся мысли или попытки внесения в школьную практику каких-то изменений, пусть в иных исторических условиях. В этом, конечно, нет ничего предосудительного, но авторы различных новаций обязаны помнить о своих предшествен­никах, учитывать их опыт, давая ему оценку с точки зрения и того времени и современности.

Насколько предложенный подход к рассмотрению исто­рии педагогики продуктивен, предстоит судить студентам педагогических учебных заведений и преподавателям исто­рии педагогики. Любые замечания будут восприняты автора­ми с благодарностью.

Введение – А. И. Пискунов; глава первая – В. М. Кларин, В.М. Петров; глава вторая – В.М. Петров, В.И. Блинов; глава третья – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава четвертая – В.М. Кларин, В.М. Петров; глава пятая – С.Л. Савина; глава шестая – С.Л. Савина, В.И. Блинов, С.Н. Васильева, В.З. Кле­пиков, с частичным использованием материалов Лю Сяоянь, преподавателя Гилинского университета (КНР); глава седь­мая – В. М. Петров, Т. С. Стецкая, с частичным использова­нием материалов Н.Н. Барковой; глава восьмая – В.М. Кла­рин, А. И. Пискунов, Л. В. Рогаленкова, С.Л. Савина; глава девя­тая – В.М. Петров, Т. С. Стецкая; глава десятая – В.М. Кларин, С.Л. Савина, А. И. Пискунов; глава одиннадцатая – В.М. Пет­ров, Т.С. Стецкая; глава двенадцатая – С.Л. Савина; глава тринадцатая – М.Г. Плохова; глава четырнадцатая – С.Л. Са­вина; глава пятнадцатая – М.Г. Плохова, Р.Б. Вендровская, В.М. Петров; глава шестнадцатая – В. И. Блинов.

Подбор иллюстраций осуществлен Н.Н. Барковой и В. И. Блиновым под руководством А. И. Пискунова.