Смотреть что такое "Модерн (стиль)" в других словарях. Стиль модерн в интерьере: описание и фото

Модерн (фр. moderne — современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Общая характеристика стиля Модерн

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн - динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения - шкафы, комоды, полки - могла быть прямоугольной, но с обязательным “эстетством”: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.
Отделочные материалы декора - обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых.

История стиля Модерн

Почвой для появления стиля Модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый “историзм”) и эклектику. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству.

Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на подражание природным формам.

К концу 19го, началу 20го века стиль Модерн как направление получает международное распространение.

В Австрии стиль Модерн получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала “Jugend”, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно “новый стиль”). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Закат стиля Модерн как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это очень ярко выраженным декоративно-прикладным характером, что как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников, а также тем, что технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив стиль Модерн.

Особенности стиля Модерн


Характерные черты стиля Модерн - волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник - дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси - более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей. Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.

Перед стилем Модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля Модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства стиля Модерна - это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков.

Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Линии в Модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Однако, развиваясь в разных странах, Модерн приобрел и другое направление в дизайне мебели. Здесь в мебели, как и в самом стиле Модерн, широко применяются растительные мотивы и плавные линии. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке - сочетание металла, дерева, пластика и стекла - именно к этому стремились дизайнеры начала века.

Заключение

Современный стиль Модерн серьезно обогатился новыми материалами и текстурами, что делает его еще более разнообразным, но главное при создании интерьера в стиле Модерн - это не забыть о первоначальной тенденции к плавности линий и использовании природных мотивов, а также о гармонии всех дизайнерских элементов для создания законченной картины. Фантазию здесь ограничивать не стоит, но думать нужно в одном избранном направлении, тогда интерьер в стиле Модерн будет долго радовать глаз и наполнять ваш дом светом и легкостью.

Стиль этот, начиная с последних десятилетий 19 века, быстро распространился во всех видах искусства. Сначала изобразительное искусство, работы европейских архитекторов начали отходить от выверенных пропорций, строгой геометрии. Так же, как другие сферы, стиль модерн в интерьере стал результатом полной неразберихи и смешения направлений, протеста художников, декораторов против жестких рамок академического искусства.

Первые шаги этого веяния можно заметить среди произведений живописи, графики. Дизайнеры, архитекторы, которые творили на стыке эпох, не относили работы к тому или иному направлению, они просто воплощали авангардные идеи, под чьим влиянием формировался стиль. В разных странах он назывался по-своему: югендстиль, ар нуво, либерти, стиль Глазго, метро-стиль… Формировался во многом благодаря увлечению Европы японскими гравюрами. Востоком были навеяны характерные для модерна извилистые линии, стремление к конструктивности. Одной из причин возникновения стиля стал технологический прорыв, захлестнувший многие страны, переход от ремесленного труда к массовому, индустриальному.

Черты, свойственные стилю

Художники начинают отдавать предпочтение мотивам, а также формам, близким к природным, отказываются от четкой геометрии линий и углов, проявляют интерес к новым технологиям, материалам. Благодаря этому на гребне волны оказывается декоративно-прикладное искусство, что позднее отразилось на дизайне интерьеров.

Модерн стремится к совмещению как утилитарных функций с художественными. Сторонники этого направления считают, что грани человеческой деятельности должны получить свое отражение в области прекрасного.

Можно выделить основные принципы стиля:

  • Обтекаемые пластичные формы, плавные линии. Симметрия ему чужда, он близок к природе, где под линейку ничего не подгоняется.
  • Приглушенные цвета. Предпочтение отдается светлым пастельным тонам или темным коричневой, красноватой гаммы.
  • Формы простые, лаконичные. Силуэты чаще близкие к шарообразным, прямоугольным или цилиндрическим.
  • Смешение элементов разнообразных стилей, строгая гармоничность.
  • Использование орнамента. Декораторы часто украшают интерьер растительными принтами, флористическими узорами.
  • Много дерева. Модерн – один из самых сложных, дорогих стилей. Оригинальная мебель с предметами интерьера потребуют немалых материальных, трудовых вложений.
  • Витражи. Можно сказать, главный элемент любого помещения, выдержанного в этом стиле.
  • Элементы из кованого металла. Их не должно быть много, они имеют изогнутые формы, окрашиваются в темный цвет, поверх часто напыляют позолоту.
  • Стекло, текстиль, элементы из лепнины, использование мозаики.

Планировка помещения и направления

Проекты данного направления – одновременно декоративность, практичность, внимание к деталям. Интерьер обставлен простой и одновременно функциональной мебелью, здесь присутствует изящное остекление, фурнитура с изысканными деталями, используются текстиль, статуэтки с растительной тематикой.

В интерьерах стиля модерн применяется свободная(открытая) планировка, обыгрывается пол на разных уровнях, раздвигаются оконные проемы. Главный принцип работы над созданием пространства – фантазирование. Стены покрываются извилистыми линиями, декорируются при помощи гипсовой пластики. На мебели элементы декора минимальны, здесь преобладает стилизованный флористический узор, цветовая гамма некричащая, расцветка без множества оттенков.

Преимущество отдается материалам из дерева, природного камня, керамики, стекла. Главная задача при планировке – создание комфортного внутреннего пространства.

Французский

Все самые известные стили – классицизм, барокко или арт-деко – пришли из Франции. В французских интерьерах часто используются элементы модерна. Архитектурно они выражены слабо. Если присутствуют, то это обычно великолепная лепнина и, в большей степени, резьба по дереву. Для французов роскошь воплощается не в позолоченных смесителях или помпезной мебели, а традиционных старинных деталях, смелой палитре.

Антикварные предметы здесь прекрасно гармонируют с современными. Доминирует пастельная цветовая гамма, где популярны жемчужные, розоватые тона, сочетающиеся с серыми оттенками. Массивные зеркала соседствуют с изящными статуэтками, вазончиками, антикварные предметы совмещаются с благородными современными.

Русский

В Россию пришел с некоторым опозданием, а бытовал недолго. С началом прошлого века это направление не вполне интегрировалось в русскую жизнь, оно включало множество заимствований. Для отечественного модерна очень характерно использование японских мотивов. Рисунками украшались витражи, абажуры, широкие стеновые панно. Сюжетами при оформлении стен, витражей могли быть цветы, экзотические узоры, виноградная лоза, фантастические и реально существующие птицы, бабочки, а также женские образы.

Размах, широта, органичность стиля начала прошлого века сейчас хорошо вписываются в дизайн загородных домов, поскольку это направление требует большого пространства. Русский модерн сегодня отмечен соединением в одной конструкции разных типов материалов и стилей. Дверные, оконные проемы представляют собой сложные овальные формы. Большого размера окна могут быть оформлены витражами, стены покрываются гладкой или фактурной штукатуркой. Богатство интерьеру добавляет обилие лепнины, кованые детали, галереи, лестницы, террасы. Оригинально смотрятся мозаичные изразцовые пояса или керамические элементы, «кружева» из древа ручной работы.

Классический

Классический вариант модерна предполагает творчество на широком пространстве. Он не приемлет излишнего декорирования, перегруженности мебелью, требует целостности всех частей интерьера как внутри дома, так и с прилегающей территорией. Для классического модерна характерны образцовые пропорции, выверенность, функциональность всех деталей. Но аскетизмом его не попрекнешь. Модерн звучит сочно, насыщенно благодаря использованию изящных линий, яркой цветовой гаммы. Белый, серый, черный чаще используются в качестве контура. А цветовой базой в оформлении помещения являются зеленый и бирюзовый, винный или ягодный. Основной фон комнат может быть природных цветов: нежного оливкового, сливочного или теплого персикового.

Классика не отвергает импровизацию, оригинальных нюансов. Наравне с плавными линиями, натуральными материалами вполне к месту будут необычные формы: кресло, стилизованное под цветок или слон-столик. Модернизм диктует отказ от излишеств, но характеризуется богатыми орнаментами, всевозможными причудливыми акцентами.

Современный

Современная версия этого направления так же тяготеет к свободным пространствам, свободной планировке. Но разноуровневые потолки и полы являются элементом не обязательным, а желательным. Функциональность выражена сильнее, цветовая гамма тяготеет к базовым комбинациям черного, серого, белого. Узоры используются как отдельный элемент декорирования.

Для современных планировок по-прежнему характерны плавные линии. Диваны, столики должны иметь округлые изысканные очертания, но всевозможные излишества не приветствуются. Современный модерн выглядит гораздо строже, цвета более аскетичны, требования к материалам смягчились. Для оформления комнаты используют сочетание искусственных материалов, их стилизацию под натуральные.

Философия направления несколько изменилась под воздействием хай-тека и техно, благодаря им добавилось лаконичности, легкости. По-прежнему требуется гармония всех элементов, интерьер создается на базе главной идеи. Помещение становится стильным, более комфортным, лишь когда удается избавиться от всего лишнего.

Оформление интерьера

Цвет, по мнению дизайнеров, главное для создания атмосферы. Модерн допускает использование всех цветов, основное внимание уделяя оттенкам. Они должны быть мягкими, как бы размытыми.

Интерьер призван демонстрировать мягкость и спокойствие. Поэтому фоновый цвет предпочтителен в теплых тонах: применяются песочный, кремовый, сливочный. Тем гармоничнее на их фоне будут смотреться активные элементы декора: кованые аксессуары, темная деревянная мебель, яркие элементы из стекла.

Актуально использование сочетаний синего, фиолетового с чисто белым или его оттенками: бежевым, благородным перламутровым, слоновой кости.

Хоть модерн и переводится как «современный», он не стремится к цветовой пестроте, вариативности дизайна.

Стены

Для их отделки наиболее подходящим будет однотонный материал без выраженной фактуры. Стены играют второстепенную фоновую роль, поэтому не могут быть пестрыми или яркими.

Наиболее распространенный способ достичь неяркой однотонности – окрашивание предварительно выровненных стен. Облицовочным материалом могут послужить стекловолокнистые обои с матовой текстурой, керамическая плитка без узоров, жидкие обои или ткань. Пластиковые панели и обычные обои противоречат особенностям стиля.

Стены лишь создают уютную атмосферу, а доминантой выступают мебель и декоративные элементы.

Актуальным элементом ванной или кухни будет облицовка стен мелкой керамической плиткой или цветной мозаикой.

Потолок

Как и стены, он должен выполнять пассивную роль, служить фоном для доминирующих объектов. Лучше, если его оформление будет перекликаться с элементами стен, а стыки с углами будут смягчены с помощью штукатурки или потолочного плинтуса. Оптимальным будет окрашивание потолка тем же цветом, что и стен, но тогда теряется возможность установки подходящих осветительных приборов. Чтобы расположить их грамотно, можно установить натяжные потолки.

На таких потолках не предполагается установка люстры. Если позволяют размеры помещения, потолок можно сделать многоуровневым.

Очень красиво и дорого как украшение потолка использовать витражное стекло. Оно будет отлично смотреться, если жилое помещение высокое и просторное, способно украсить зал стильного ресторана.

Пол

Классический вариант – это паркет-елочка или мрамор. Для пущей оригинальности дизайнеры предлагают и такие варианты как:

  • художественное оформление паркета;
  • мозаика с использованием керамики;
  • камень с нанесенным на него орнаментом.Мозаика и камень вполне впишутся в интерьер ванной комнаты.

Отделкой пола комнат лучше всего послужит паркет, ламинат. Главное, чтобы они гармонировали с оттенками фона и мебели. Элитная каменная облицовка тоже будет выглядеть стильно. На полу гостиной или столовой вполне уместна будет керамическая плитка, гладкая, не матовая, ровно окрашенная. Цвет пола должен быть темнее, чем общий фон комнаты и гармонировать с другими частями декора.

Использование линолеума вступает в противоречие со стилем.

Мебель

При создании интерьера в стиле модерн необходимо помнить, что мебельные части – это его опорные точки. Шкафы и буфеты располагаются у стен, образуя, своего рода, колонны, а основой интерьера является центральная композиция. Чаще всего ее роль играет журнальный столик, окруженный креслами, волнообразная софа, яркая композиция из живых цветов. Даже если они расположены не по центру комнаты, они несут основную смысловую нагрузку. Следует отдать предпочтение гарнитурам с округлыми линиями. Центральная композиция должна не только привлекать внимание, в рамках стиля она еще должна быть функциональной.

В интерьер как гостиной, так и кухни хорошо впишется мягкая мебель с витиеватыми закругленными ножками и элементами из кожи. Полка, оформленная в виде ветви или стеллаж из натурального дерева будут отлично смотреться даже на стене ванной комнаты.

Освещение

Чтобы стиль помещения можно было отнести к модерну, там должно быть много света, электрического и естественного. Основной акцент должен быть на мягком приглушенном свете. Поэтому предпочтение отдается вариантам с настольными лампами, оригинальными светильниками, торшерами.

На потолке можно расположить фоновое освещение, а углы разных частей комнаты оформить разнообразными осветительными приборами. Кроме того, светильники, расположенные по углам небольшого помещения, будут их сглаживать.

Стиль требует, чтобы окна имели плавные округлые формы. Этого можно добиться, соорудив сложную оконную конструкцию или коррекцией геометрии оконного проема с помощью штор.

Рабочую зону комнаты хорошо выделить точечным освещением. В гостиной, кроме настольных и настенных ламп, можно повесить крупную люстру с оригинальными плафонами или тканевым абажуром. Работу осветительных приборов допустимо сделать регулируемой по интенсивности и количеству работающих точек. Приглушенное освещение придаст атмосфере уют.

Текстиль

Использование текстиля внутри различных помещений дома продиктовано их назначением. На окнах спальни, например, будет уместно использовать тонкую тюль, сочетая ее с плотными чуть более темными шторами, несколько подушек, шелковое покрывало, соответствующее общей стилистике.

Гостиная допускает текстиля немного больше. Ковер, диванные подушки, шторы могут быть активным цветовым акцентом, тональность оттенков очень близкая. Для обивки мебели применимо использование кожи. Все текстильные элементы: портьеры, обивка, подушки не должны привлекать к себе излишнего внимания. Они дополняют цвета мебели, нивелируют контрастные переходы.

Ткани, как и орнаменты этого стиля, должны быть легкими и изящными, их фактура должна хорошо отражать свет.

Декорирование

Любые аксессуары, предметы декора должны присутствовать, но их не должно быть много. Забывать о них, для полноты картины, также не стоит. Такими элементами могут выступить:

  • стеклянные статуэтки, фигурки из дерева, металла, хрустальные изделия с гравировкой, узорами;
  • всевозможные старинные вазы, люстры;
  • тяжелые рамы замысловатых форм на картинах, зеркалах;
  • панно с сюжетами природы;
  • различные аксессуары: подхваты, кисточки на шторах;
  • стилизованные часы, шкатулки, разных форм рамки для фотографий, канделябры.

Хорошим дизайнерским решением для загородного дома будет установка там камина, декорированного разноцветными камнями, деревянными элементами. Ванную комнату неплохо украсить зеркалом нетрадиционной формы, всевозможными морскими деталями, сделать пол из мозаики. Кухню украсят расписные блюда, панно, картины, подставки для утвари.

Само понятие «Модерн» уходит своими корнями в XIX-XX веке, когда в Европе появился принципиально новый вид искусства, объединяющий в себе многие элементы различных направлений того времени.

Одной из главных особенностей стиля модерн являются мягкие изгибы и линии, отказ по возможности от прямых углов и предпочтений более естественным узорам, которые характерны природным объектам.

Примечание: Данное направление обычно пытается гармонично сочетать художественные и утилитарные начала во всем, с чем приходится работать. Большинство элементов интерьера, выполненных в этом стиле, имеют гибкую и утонченную форму.

А корпусная мебель отличается отличной функциональностью и броской простотой, но с обязательными вкраплениями своеобразных «изюминок» (необычная фурнитура, остекление или узоры на каркасах или фасадах). Что касается отдельных отделочных материалов, то здесь также преобладают «природные» веяния. Так, это и стилизованные листья, цветы, птицы или насекомые.

История стиля

Можно сказать, что главным фактором, способствующим появлению нового стиля, послужило большое нагромождение различных направлений в оформлении помещений под конец XIX века. В одном котле перемешались старые консервативные стили и направления, пропагандирующие новомодные веяния. Также, своеобразным толчком можно считать знаменательный на то время переход от ремесел к массовым производствам.

Примечание: Впервые Модерн показал себя в графике и живописи , а основным элементом декора являлась изогнутая линия, которая могла напоминать стебель растения или локон волос. Интерьер же был с четким декоративно-прикладным характером, который изначально ориентировался на подражание формам, напоминающим природные.

Ну, а по всему миру, данный стиль уже распространился к началу XX века.

В различных странах Модерн находил разных почитателей и, соответственно, именовался тоже по-разному. Так, в Австрии его называли Сецессион (название дала группа художников, которые тогда были не согласны с академическими канонами и начинали творить и пробовать новые стили), в Германии – Jugendstil (по названию журнала «Jugend», освещавшего тогда Модернистские направления в декоре и живописи), во Франции – Artnouveau (в честь магазина, построенного в Париже и полностью спроектированного в соответствии с основными канонами Модерна).

Интересно заметить, что на Английском континенте новобытный стиль не получил столь широкого распространения, как в других европейских странах. Во многом этому способствовали консервативные взгляды большинства английского общества того времени. В России же Модерн наиболее проявил себя в архитектурном деле .

Спад популярности Модерна, как всеобщего направления в интерьере, живописи и архитектуре приходится на период 1910-х годов.

Своей яркостью и декоративно-прикладной направленностью этот стиль завоевал не только множество поклонников, но и противников данного направления. К тому же необычные элементы мебели или декора были достаточно дороги в изготовлении, а на рынок уже вовсю поступали массовые дешевые изделия, сделанные на производственных конвейерах. Окончательно затух Модерн в 1914 году, когда началась Первая мировая война.

Особенности стиля

Итак, уже было сказано, что основной элемент модерна – изгибающаяся линия, которая присутствует и в различных конструктивных элементах и в самом декоре, визуально сливаясь и создавая неповторимую композицию. Отделка же может быть самой разнообразной (плитка, дерево, бронза, камень, мозаика), но при этом должна иметь четкую стилизованную направленность на растения или природные формы, превращая даже металлические предметы в буйную растительность.

Само оформление интерьера призвано отрицать прежние консервативные принципы . Стены покрываются удивительными узорами из изгибающихся линий, потолки украшаются плоскими гипсовыми рельефами, стенам добавляют красок, а занавески искусственно делают светлее. Та же «природная» тематика доминирует и в формах мебели. Здесь в основном, выделяют два основных направления развития: декоративное (причудливые, изогнутые формы) и конструктивное (прямолинейность и четкость).

Стоит заметить, что второй тип мебели более характерен для производства Англии и Германии. Модерн в состоянии раскрыть яркую и неординарную натуру владельца помещения. А использование в его основе синтеза различных направлений искусства и по сей день оставляет данный стиль востребованным и широко применяемым по всему миру.

Современный Модерн

Современный Модерн богат абсолютно новыми и уникальными текстурами и материалами , что делает его разнообразие еще большим. Главное, о чем не стоит забывать – это истоки появления стиля. А именно, плавные линии и изгибы, мотивы природы и гармоническое объединение всех элементов, образующих интерьер . Наша фантазия не имеет ограничений, а если еще и придерживаться основных канонов, то интерьер в этом стиле сделает ваше жилье легким и светлым, а также способным еще очень долго радовать взгляд.

Модерн в архитектуре - новый стиль, зародившийся в Европе в конце 19-го века (1890-е гг.) и продолжавший свое развитие до Первой мировой войны. Особенно ярко он проявился при строительстве особняков и индустриальных зданий.

История развития

Пожалуй, самым известным представителем стиля модерн в архитектуре является испанец Антонио Гауди. Его замки из песка известны во всем мире. Большинство своих неземных построек он воздвиг в Барселоне.

В каждой стране архитектурный стиль приобретал свои отличительные черты. Например, выделился русский модерн в архитектуре. Он следовал уже общепринятым моделям, обогатил стиль традиционными народными мотивами.

Модерн в архитектуре зародился во время общественной индустриализации. Это означало, что существует потребность в зданиях вокзалов, промышленных предприятий, торговых палат, бирж, банков. Строительство частных особняков при таком раскладе отходило на второй план, но, несмотря на это, до наших дней сохранилось множество зданий.

Модерн стал последним классическим стилем в архитектуре.

Особенности

Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность и рациональные конструкции. Зодчие стали использовать множество новых материалов - стекло, железобетон, керамику для облицовки зданий.

Практическое назначение строений на глаз определить было практически невозможно, потому что во главу угла ставились эстетические принципы, красота и декор.

Основной задачей архитекторов было создать единение внешнего и внутреннего убранства здания. Поэтому все продумывалось до мелочей. Лестницы, террасы, молдинги, карнизы украшались причудливыми цветами, листьями и представляли собой линии волнообразных форм.

Основные особенности стиля модерн в архитектуре - это:

  1. Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных, отсылающих к природе.
  2. Использование новых технологий.
  3. Увеличение роли декоративно-прикладного искусства.
  4. Сочетание художественных и утилитарных функций.
  5. Использование восточных мотивов.
  6. Индивидуализированность образного стиля.

Архитектура эпохи модерна стремительно переосмысливала старые и открывала новые художественные формы и приемы. Ее представители ломали существующие рамки и выходили за границы разумного, создавая свои творения.

Эпоха длилась несколько десятилетий, но за это время было создано очень много по-настоящему великих сооружений. У каждого из них были свои черты и особенности. Во многом это объясняется тем, что стиль модерн имел несколько направлений:

  • неоромантизм;
  • неоклассицизм;
  • рационализм;
  • иррационализм;
  • кирпичный стиль.

В России формировались свои особенные черты модерна.

Петербургский модерн

Модерн в архитектуре России, а точнее - ее северных областей, развивался с начала ХХ века. Это происходило под влиянием шведского и финляндского искусств в основном в Санкт-Петербурге. В современной истории этот стиль известен как северный модерн.

В широком значении понятия - это обращение к национальным истокам, переосмысление средневековой архитектуры Балтики. Возникновение стиля связано с именем С. П. Дягилева, который в 1898 году организовал ряд художественных выставок финских и шведских мастеров. Русские творцы были вдохновлены работами своих коллег, "национальных романтиков" - А. Цорна, К. Ларсона, А. Галлена-Каллела.

Кроме того, архитектор из Финляндии, знаменитый Элиэль Сааринен часто бывал в Петербурге и был членом академии художеств этого города. Именно под его влияние попадают зодчие Российской империи.

Уже в 1904 году в Санкт-Петербурге был построен дом И. В. Бессера. Проект создал финский архитектор А. Шульман.

С 1901 по 1907 год возводил строения по своим чертежам зодчий шведского происхождения - Федор Лидваль. Разумеется, творил он, также вдохновленный работами зарубежных архитекторов. Ими были: Г. Классон, Ф. Боберг.

Следующим мастером, внесшим вклад в формирование северного модерна, был Роберт Мельцер. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга на раннем этапе не имел черт эклектичности. Это появилось позднее. Поэтому особняки Мельцера на Каменном острове (например, Фолленвейдере) облицованы гранитными блоками, украшены простой орнаментной лепкой и в большинстве своем имеют прямоугольные башни.

Модерн в архитектуре Петербурга позднего этапа привлекал все больше молодых мастеров. Среди них был Николай Васильев. Он создал более десяти проектов для улиц города, например, Казанскую церковь, Соборную и кафедральную мечети, цех ниточной мануфактуры. В этих зданиях преобладают восточные мотивы.

После 1914 года стиль модерн в русской архитектуре севера подвергался критике. В частности его декоративные элементы. Поэтому зодчие предпочитали пользоваться рациональными приемами.

Главными приметами стиля в Северной столице были:

  1. Сочетание искусственных и естественных материалов в отделке.
  2. Облицовка гранитом (либо неотесанным, либо гладким со скульптурами).
  3. Цвета подбирались с особенной тщательностью, именно поэтому большинство фасадов напоминают северные скалы и средневековые замки.
  4. Практически не встречается мелкий орнамент.

Московский модерн

Русский модерн в архитектуре имел ярко выраженные национальные черты. Философия этого стиля начала формироваться в Абрамцевском кружке, который представлял собой сообщество людей, творчески одаренных. Центральной его фигурой был С. Мамонтов - меценат и промышленник.

Еще до того, как был создан целостный архитектурный образ, черты модерна появились в здании церкви работы Поленова и Васнецова.

Еще одним центром возрождения национального величия было поместье Телашкино под Смоленском, где были организованы столярные, гончарные, вышивальные мастерские.

В отличие от Петербургской архитектуры этого периода, в Москве преобладали частные постройки особняков, которые претерпевали трансформацию в соответствии со стилем. Одним из маститых архитекторов того времени был Федор Шехтель. Именно по его проекту был построен первый модерновый особняк в Москве. Это был дом З. Г. Морозовой, возведенный в 1893 году. М. Врубель написал несколько панно для этого особняка.

Модерн в архитектуре Москвы представлен довольно широко. Классическим примером является особняк С. П. Рябушинского, коллекционера. Шехтель украсил светло-желтые фасады сиреневой мозаикой с изображением ирисов, установил на окна разной формы кованые решетки с цветочными мотивами.

Внутренней отделкой также занимался архитектор. Все там подчинено закону морской волны: и мозаика на полу, и лепнина на потолке, и изгибы лестниц.

Зачастую над фасадом и интерьером работали абрамцевские мастера, которые создавали тематические картины и прекрасную облицовочную керамическую плитку.

Модерн в архитектуре России имел ряд особенностей, среди которых:

  • асимметричная композиция фасада;
  • разница фактур в облицовке зданий;
  • эркер как ведущий архитектурный акцент;
  • элементы орнамента в декоре (комбинации из окружностей, прямых и волнистых линий).

Каждый регион страны тяготел к какому-то своему направлению. В Москве это был неорусский стиль.

Модерн в Бельгии и Франции

В этих странах стиль имел название "ар-нуво". Начиная с 1880-х годов, в искусстве назревали перемены, шокирующие своей новизной. Впервые это проявилось в Доме Тассель архитектора Виктора Орте в 1892 году.

Самой изысканной его работой считается отель "Сольвей", возводившийся с 1894 г. по 1900 год. Комнаты в нем отделены съемными стенами из стекла, ну а главная роль отведена лестнице, как и во всех прочих проектах архитектора.

Французским ведущим архитектором стиля был Гектор Гимар, получивший образование в Школе декоративного искусства и в Школе изящных искусств. Во время поездки в Брюссель он был вдохновлен работами Орты. Вернувшись на родину, он тут же в корне поменял проект уже строящегося здания, известного как Кастель Беранже. В результате появился фантастический лестничный пролет с металлическим каркасом из железа, плитки и стеклянных элементов. В украшении фасада были использованы: кирпич, песчаник, щебень и глазурованная керамическая плитка.

К его проектам относятся павильоны метрополитена, Дом Куалльо и множество других вилл и особняков.

Модерн Австрии, Германии и Италии

Модерн в этих странах зазвучал как югендстиль. Одним из первых представителей был венский архитектор И. М. Ольбрих. Его твердой руке принадлежат несколько домов с изощренными орнаментами и статуями: Свадебная башня, своим образом отсылающая к средневековью, Дом венского Сецессиона.

Германия была центром развития текстиля, внутренних украшений для дома, деревянной мебели. В меньшей степени там процветала архитектура 19 века. Модерн выступал против официальных вкусов Академии искусств.

Ведущим венским архитектором был Отто Вагнер, у которого и учился Ольбрих. Начиная с 1894 года, он выступал в Венской академии с лекциями, в которых призывал отказаться от исторически выдержанных стилей. Свои мысли на этот счет Вагнер выразил в нескольких своих книгах.

Принципы новой архитектуры выразились в его сооружениях: вокзалах метро Вены, доходном доме Майолика-Хаус, зданиях почты и сберкассы. Церковь святого Леопольда была построена по проекту, отличающемуся более фантастическим стилем. Вагнер использует позолоченную медь не только для куполов, но и в отделке. Там преобладают фигуры ангелов, венки, статуи святых. Здание облицовано беленым мрамором, украшено цветным стеклом и мозаикой.

Многие архитекторы из этих стран вдохновлялись трудами своих английских коллег. Например, Йозеф Хоффман. Он построил дворец Стокле после своей поездки в Англию, но, несмотря на обилие деталей, присущих архитектуре этой страны, более заметным там является влияние Вагнера.

Из самых почитаемых зодчих Германии можно выделить Германна Обриста, Августа Энделя.

Огромное влияние Вагнера испытали на себе итальянские мастера. Джузеппе Соммаруга творил в монументальном стиле, особенно ярко это выражено в Палаццо Кастильони.

Раймондо д"Аронко некоторое время был ориентирован на архитектуру Турции. Среди его работ много круглых зданий со сложными орнаментами и древними символами в отделке. Его проекты напоминают некие текучие формы, что придает им фантастический облик.

Испания

Особенности модерна в архитектуре Испании в том, что он основывался на возрождении культуры Каталонии. Мастеров интересовали аспекты местного художественного промысла и яркие исторические моменты, которые они стремились увековечить в своих произведениях.

В разговоре об испанском модерне всплывает имя Антонио Гауди, который был ведущим архитектором этой страны.

Гауди начинал работать в неоготическом стиле, но уже тогда отличался от прочих архитекторов. Элементы модерна видны в его ранних проектах (например, Каса Висенс). Они выражены уже в форме решеток, перил, кованых ворот.

Отец Антонио был кузнецом и многому научил своего талантливого сына. Очень часто, уже будучи матерым архитектором, Гауди многие часы проводил в кузнице, самостоятельно изготавливая металлические конструкции для своих творений.

Он предпочитал конструктивные решения. Например, почти все ворота были выполнены в форме параболических дуг. В Пале Гуэль Гауди применил облицовку стеклом и мозаикой для вентиляционных труб и дымоходов.

В основном все здания, сооруженные мастером, находятся в Барселоне. Особой популярностью у туристов пользуются обыкновенные жилые дома с немыслимыми фасадами. Они имеют волнообразную форму, облицованы глянцевой плиткой светло-голубого оттенка. Крыша тоже необычайна: черепица имеет неравномерную структуру, что делает ее похожей на чешую дракона. На здании есть несколько кованых железных балконов, своей формой напоминающих струящиеся по воде водоросли.

Самым таинственным и любимым зданием всех ценителей архитектуры является церковь Святого Семейства. История ее возведения довольно запутана. Гауди был глубоко религиозным человеком, и сооружение этой церкви лишний раз это подтверждало. Он стремился выразить все детали естественно и даже занимался изучением зоологии и биологии. Но, несмотря на полученные знания, его творение отличалось совершенно фантасмагоричными формами.

Внешние стены выступов и ниши были оформлены в готическом стиле. Восточный фасад, который был посвящен Рождеству Христову, Гауди оформлял довольно долго. Там появились фронтоны, напоминающие сталактиты, необычайной высоты башни, украшенные обломками цветной плитки.

Западный фасад был построен по эскизам мастера спустя почти тридцать лет после его смерти.

Центральная часть здания не достроена до сих пор. Работы ведутся также по наброскам великого архитектора, похороненного в крипте своего замечательного строения.

Англия и Шотландия

Модерн в архитектуре 20 века был не так распространен в Англии, как в других европейских странах. Точнее, существует очень мало примеров развития этого стиля. Хотя англичане и шотландцы внесли огромный вклад в формирование оформления интерьеров и их деталей.

Широкую популярность приобрел шотландец Чарли Макинтош, основной деятельностью которого было создание мебели и интерьеров.

В Глазго, где родился мастер, преобладал классический стиль в архитектуре, воплощаемый Д. Д. Барнетом, Дж. МакЛареном. Разумеется, Макинтош был ярым противником этого стиля, но вдохновлялся шотландскими крепостями и усадьбами, выполненными в так называемом баронском стиле.

В 1896 году архитектор начинает работать над проектом Школы искусств. Она построена по подобию крепости. С одной стороны фасад облицован гранитом, на нем расположены огромные окна. С другой, расположенной на склоне, - окна маленькие, как в темницах, а стены украшены мелкими неотесанными камнями.

Через несколько лет было решено пристроить библиотеку. Макинтош спроектировал и это здание. В нем гораздо ярче были выражены все принципы мастера. Например, он использовал высокие эркерные окна, а внутренняя отделка вторила традициям деревянного зодчества.

Два дома, построенных Макинтошем за пределами Глазго, попали на страницы журнала по архитектуре. Именно тогда о нем узнали в Германии и Австрии. Чарльз неоднократно участвовал в международных выставках декоративного искусства, популяризуя свои идеи.

Макинтош стал изобретателем нового декоративного стиля. Суть его в том, что геометрические элементы связываются между собой летящими линиями, идеи символизма переплетаются с классическими понятиями архитектуры. Художественные критики даже предлагали ввести понятие "макинтошизм", определяющее новое течение в искусстве.

США

Ведущую роль в архитектуре модерна Северной Америки играла Чикагская школа. Это было объединение серьезных художников и архитекторов. Они стремились к вертикальности линий своих зданий и их многоэтажности. Американский стиль не имел практически ничего общего с европейским.

Архитектура от модерна до конструктивизма нашла свое отражение именно в первых американских небоскребах. И хотя принято считать, что конструктивизм - это чисто советское явление, не стоит забывать, что знаменитая Эйфелева башня построена как раз по принципам этого стиля.

Ведущим архитектором американского модерна был Луис Салливен. Он специализировался на многоэтажных постройках, где металлический каркас облицовывался кирпичом.

Работа Салливена имеет большое значение даже для современного облика Чикаго, поскольку он начал свою работу после огромного пожара, уничтожившего половину строений. Его руке принадлежат: русская православная церковь, Национальный фермерский банк, особняк Брэдли и т. д.

Салливен стал первым разработчиком концепции высотного здания.

Из других видных архитекторов того периода можно выделить Данкмара Адлера, Д. Бернэма, У. Ли Барона Дженни.

Особенностями американского модерна было:

  1. Применение стальных каркасов в строительстве.
  2. Выделение вертикальных элементов, горизонтальные же сводились до минимума.
  3. Использование декоративных фризов и выступающих карнизов.
  4. Применение прямоугольных окон (в специальной литературе даже существует термин "чикагские окна").
  5. В украшении использовались растительные и геометрические формы, чугунные орнаменты, прессованная терракота.

Модерн в архитектуре, фото которого все скажет без слов, определенно был самым необычным явлением в искусстве конца XIX - начала ХХ века. В Америке этот стиль получил второе название - "тиффани", по фамилии одного из главных его идеологов. Луис Тиффани был художником и дизайнером. Среди его заслуг - изобретение техники соединения стекла медной фольгой, разработка новых видов стекол, создание удивительных предметов интерьера в стиле модерн. Его витражи красуются на лучших зданиях страны. Например, в Йельском университете есть мемориальный витраж "Образование", принадлежащий руке мастера.

Заключение

Несмотря на свое кратковременное воцарение в мире искусства и архитектуры, стиль модерн подарил миру много прекрасных творений. А также повлиял на дальнейшее развитие искусства как в Европе, так и в Америке. Благодаря этому стилю появилось много оригинальных находок в декоре орнамента и формообразовании строений. Индивидуальные решения архитекторов сделали модерн элитарным искусством.

Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.

Стиль отрицания классики

Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…

Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.

Суть стиля модерн – противопоставление того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.


Цветовая гамма и материалы

Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.



Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.


Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.


Необязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.


Стилевая мебель

Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.



Детали и декор

Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.