Уроки русского: как сделать морфологический разбор глагола. Краткая характеристика и морфологический разбор глагола

§ 1 Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§ 2 Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§ 3 Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§ 4 Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова, ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н.Крылова, Л.Ю. Самсонова, Экзамен, М.: 2008.
  3. Русский язык в рисунках. В.Н.Бурмако, Просвещение.М., 1991.
  4. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. А.И.Моисеев. Просвещение, М., 1975.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:

Постоянные морфологические признаки:

вид (совершенный, несовершенный);

возвратность (невозвратный, возвратный);

переходность (переходный, непереходный);

Непостоянные морфологические признаки:

наклонение ;

время (в изъявительном наклонении);

число ;

лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);

род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).

Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься люби и саночки возить (пословица).

Любишь

    что делаешь?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) настоящего времени; 3) единственного числа; 4) 2-го лица.

Кататься

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?

    Н. ф. – кататься . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

    Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?

    Н. ф. – любить . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) невозвратный; 3) переходный; 4) II спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) повелительного наклонения; 2) единственного числа; 3) 2-го лица.

    В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Охарактеризуйте глагол как часть речи. Дайте понятие о спрягаемых и неспрягаемых глагольных формах. Из выделенных предложений выберите все глагольные формы и определите, какие из них являются спрягаемыми, а какие – неспрягаемыми.

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать и обозначает

    действие,

    состояние,

    отношение:

писать - написать, работать - поработать, экономить - сэкономить, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.

Классификация глаголов В зависимости от вида

    совершенного вида,

    несовершенного вида.

По переходности

    переходные,

    непереходные.

По возвратности

    возвратные,

    невозвратные.

По типу изменения

    1-го спряжения,

    2-го спряжения,

    разноспрягаемые,

    особоспрягаемые.

По характеру действующего лица

  • безличные.

Изменение глаголов Глаголы изменяютсяпо наклонениям , которых три:

    изъявительное :Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение ;

    условное (сослагательное) :Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп - жил бы в Сочи ;

    повелительное :Семь раз отмерь - один отрежь; Век живи - век учись.

В изъявительном наклонении глаголы изменяютсяпо временам , которых три:

    настоящее :Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает;

    прошедшее :В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь;

    будущее :Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяютсяпо лицами и числам (спрягаются) :

пишу - пишешь - пишет - пишем - пишете - пишут; прочитаю - прочитаешь - прочитает - прочитаем - прочитаете - прочитают; буду писать - будешь писать - будет писать - будем писать - будете писать - будут писать.

В прошедшем времени глаголы изменяютсяпо числам , а в единственном числе -по родам :

писал - писала - писало - писали; прочитал - прочитала - прочитало - прочитали.

Начальная форма глагола - инфинитив (неопределённая форма глагола) :гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь. Среди форм глагола выделяются

    спрягаемые (формы наклонений),

    неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Произведите морфологический анализ слова занимала .

Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делала?

Н. ф. – занимать . Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: 1) несовершенный вид; 2) возвратный; 3) непереходный; 4) I спряжение. Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме: 1) изъявительного наклонения; 2) прошедшего времени; 3) единственного числа.

    Подготовьте фрагмент урока русского языка, иллюстрирующие приемы анализа явления переходности в системе частей речи на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических разрядов слов. Разработайте творческие задания, демонстрирующие текстообразующую роль глагола в повествовательных текстах, покажите методику их проведения в школе на основе психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите принадлежность выделенных слов к определённой части речи, произведите морфологический анализ слова миленьком .

Цель урока:

1) дать понятие о явлениях переходности в системе частей речи.

2) научить различать переход одной части речи в другие.

3) отработка умения находить.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

Учебник: « Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

Задачи:

  • Образовательные :
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
  • Развивающие :
    • развивать устную и письменную речь
    • развивать умение работать в парах
    • развивать умение работать по алгоритму
    • развивать орфографическую зоркость
  • Воспитательные :
    • воспитывать учебную активность
    • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

– Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

– Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

Хоровое проговаривание, проверка у доски.

– Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)
– Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)
– Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)
– Запишите предложение под диктовку.

Яркая ракета осветила небо.

– Подчеркните опасные места. Проверим устно.
– Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)
– Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)
– Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

– Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)
– Разберите. (Не умеем)
– Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

– С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)
– Что ещё добавим? (Как определить время глагола)
– Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)
– А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

На доске план:

глагол
вопросы
время
число
род

– Тема есть. Задачи поставлены.

5. Поиск решения

Задание 1

– Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

– Докажите.
(Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)
– Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)
– Почему? (Нельзя определить время и число)
– На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

– Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

Задание 2

Работа с карточкой.

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

Дружил –
Нёс –
Пёк –
Рисовал –

– Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы ть , ти , о , а , и , я , е , у и оканчиваются на чь )

Задание 3

– Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.
– Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.
– От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

Пускать (устно)
Сигналить (письменно)

Вывод: глаголы изменяются по временам.

– На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

Задание 4

Определите число глаголовулетает. вылетел, полетит . (Единственное число)

– В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

Вывод: глаголы изменяются по числам.

– Что ещё можно определить у глагола? (Род)
– У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)
– Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

Физминутка

Задание 5

Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.
– Прочитайте порядок разбора (Вслух) . Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.
– Запись одинаковая?
– Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

– Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)
– Смотрим образец записи в учебнике.

6. Развитие умения – применения нового знания

На доске запись.

Н.ступила ранн.. в.сна.
Ласково светит ярк.. со.нце.
Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

– Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)
– Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)
– Что поможет разобрать глагол как часть речи?

Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

Работа с учебником. Упр.381

– Что будем выполнять в упражнении?
– Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

Проверка на компьютере.

7. Итог урока

– Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

Все слова нашего языка распределяются по частям речи. Основанием для такого деления служат морфологические признаки.

Некоторые из них постоянны, есть и переменные, зависящие от употребленной словоформы. Представление о постоянных признаках слов дает морфологический разбор слова онлайн.

Охарактеризуем с точки зрения морфологии глагол. Глагол выражает действие, он отвечает на вопрос «что (с)делать?» - во всех грамматических вариантах.

1. Бывает совершенного/несовершенного вида. Видовое распределение зависит от приставки С в вопросе, заданном к глаголу. Ее наличие указывает на совершенный вид, а отсутствие – на несовершенный. К примеру, «вздохнуть» (что сделать?) совершенный, а «дышать» несовершенный. Есть глаголы, принадлежащие двум видам, конкретизировать их видовую соотнесенность можно только в предложении: женить, обещать, казнить…

2. Переходность/непереходность – тоже постоянная глагольная категория. Переходные отличает возможность иметь при себе существительное в винительном падеже (и обязательно без предлога). Например, слушать (кого? что?) песню, смотреть, уколоть и т. д. Непереходные - командовать, приготовиться, воевать, летать, маршировать…

3. Возвратность/невозвратность – еще один постоянный глагольный признак. Возвратные – это все глаголы на СЯ или СЬ: умываться, подготовиться, исполниться, садись. Невозвратные – все остальные: думать, дремать, любить, знать, творить...

4. У глаголов постоянно и спряжение. Их у него два: 1-е и 2-е. Есть разноспрягаемые глаголы (бежать и хотеть). От принадлежности глагола к одному из двух спряжений зависит написание его личных окончаний.

Перечисленные признаки есть у всех глаголов. Они неизменны и присутствуют даже в инфинитиве - начальной форме.

У глагола есть и непостоянные, переменные признаки, к которым относятся наклонение (их три) и время - в трех формах. У глаголов настоящего и будущего времени определяются лицо и число, у глаголов прошедшего времени - род и число. Еще один непостоянный признак – синтаксическая функция. Обычно глагол в предложении выступает в роли сказуемого или его составной части, может быть и подлежащим - в форме инфинитива.

Как правило, чтобы полностью проанализировать глагол, определив все отмеченные пункты, дается предложение. Рассмотрим морфологический разбор глагола примеры в предложении: «В просторном зале царила тишина, озаренная тусклым сиянием светильников».

Царила – глагол, тишина (что делала?) царила, н. ф. – царить, несов. вид, неперех., невозвр., 2-е спр. (это постоянные признаки), изъявит. наклонение, прош. вр., ед. число, женск. род, в предложении – сказуемое непостоянные).

Помочь с выяснением постоянных глагольных признаков может опция «морфологический разбор глагола онлайн словарь». Все глаголы в словаре стоят в инфинитивной форме, т. е. начальной, поэтому в словаре определены вид, спряжение, переходность и возвратность. Непостоянные признаки определяются исходя из контекста – как в примере.

Глаголы одна из самых сложных частей речи. Начиная их изучать, невозможно избежать ошибок. Хотя всегда имеется четкая опорная схема, но русский язык изобилует исключениями и противоречиями. И в этом его неповторимость и богатство. Очень часто приходится проверять урок русского сына, пользуясь опцией морфологический разбор глагола онлайн. Чтобы не напутать все с самого начала, нужно четко определить вид глагола. Потренировавшись это не тяжело. Однако определить переходность - по-настоящему сложно. Потому что сначала надо понять над каким существительным идет управление. А двувидовые глаголы! Их вид понятен только в контексте предложения. А полностью ли понятен контекст? Вот когда начинаешь понимать, почему наш родной язык такой уникальный. Ему подвластно выразить простыми словами то, что многим другим языкам не под силу. Русские глаголы, имея такие многообразные формы, придают особую яркость и обилие чувств. Галина Фролова

слова:выставка, соблюдать... какое правило переноса используется в настоящее время? учитель вводит в недоумение... ответьте на почту! заранее спасибо) [email protected]

Я бы хотела, чтобы к разделу морфологический разбор имени существительного, прилагательного, и глагола было больше слов, так как тех слов которые Я требовала разобрать морфологический не было (такие слова как слышится, облаках, сорок(сорок от слова: сорока)) Екатерина

Заранее Спасибо за понимание! А так сайт ну ооооочень хороший.Все ест, ну только один минус который Я обозначила в первом письме.:-) -) :-D:-P B-) :-)) -:-) =D Екатерина

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о