Чем уплотнить сумку из ткани. Материалы для дублирования кожаных деталей сумки

Всем привет, кто пришел сегодня узнать небольшие секретики моего мастерства.
Сегодня я хочу рассказать, какие дополнительние дублирующие материалы я использую для уплотнения подкладов, кожи, дна, ручек....
Если, кто наивно полагает, что купив просто кусок кожи, он сошьет сумку, то -ошибается. Кроме кожи,в работе используется тьма дополнительных материалов, которые укрепляют кожу(предохраняя от растяжения), позволяют ее сделать более плотной, если того требует модель и.т.д
Думаю, что начинающим мастерам, эти небольшие секретики будут полезны.
Но начну с того, почему я решила написать этот материал. Дело в том, что мне в руки попалась мамина сумка, с которой 50 лет назад она ходила в институт. Сумка была кожаной, на штампе стоял логотип московской кожевенной фабрики, номер модели и...цена (10 рубей 70 коп.).
Трудно сейчас предположить, дорогая ли она была. Но раз сумка была кожаной, думаю, что моя мама была не самой последней модницей.
Так вот, распотрашив сумку, я обнаружила, что же служило раньше на производстве дополнительным материалом при изготовлении кожаных изделий.
И обнаружилось вот что!!!

Обычный картон и, что удивительно,....ватин.

Думаю, что тогда,даже на производстве,изголялись, чтобы сделать сумки.

Теперь наша промышленность шагнула далеко вперед и даже мастерам -самоучкам можно воспользоваться огромным спектором дополнительных материалов в изготовлении сумок.

Начну с материалов, которыми я уплотняю все свои подклады.
Ткань для подкладов я использую преимущественно хлопчатобумажную. Натуральные ткали лучше контактируют с клеевыми дублирующими материалами. Синтетика плавится, деформируется.
Для чего я укрепляю подклады?. Дело в том, что такой подклад хорошо держит не только свою форму, но и поддерживает форму сумки, если кожа не достаточно плотная.

Я проклеиваю даже ткань, которую использую на внутренние и внешние карманы в сумке.
1. Тонкая клеевая для карманов. Можно использовать даже флизелин(бумажная основа клеевой).



2. Плотная клеевая ткань на тканной основе. Достаточно жесткая. Приобретаю на таобао.

С этой клеевой подклад становится не пухлым, но очень жестким. При выворачивании, не ломается!!!

3. Чтобы подкладик был толстеньким и объемным я использую либо нетканное полотно на клеевой основе, либо

Флизелин объемный клеевой односторонний

Покупаю метражом тоже в Китае. , но можно найти и на


В зависимости от толщины, выходит и различный результат.
4. Если мне требуется, менее пухлый подклад, я использую рулонный синтепон и при помощи клеевой паутинки приутюживаю его к ткани. Только потом вырезаю деталь подклада. А не наоборот
Как правило, беру оптом сразу


5. Еще в моем арсенале есть плотная клеевая лента. Использую для укрепления ручек. Продается в швейных магазинах. Используют для пошива брюк.

Вот сколько клеевых материалов только для подклада.))))

Теперь расскажу, что использую для уплотнения кожи.

1. Очень полюбилась мне клеевая джерси для кожи. Она на трикотажной основе. И после проклейки кожа не становится колом, а остается эластичной.
К тому же у нее отличный клей, который при достаточно низкой температуре плавится и прилипает к коже. Ведь долго подвергать кожу утюгe нельзя. Покупаю в Москве в
Сперанца

2. Там же взяла и очень интересное уплотнение для кожи. Это такой расплавленный клей, который нанесен тонким слоем на бумагу. Прикладываешь клеевой стороной к коже, проглаживаешь по бумаге. Даешь полностью остыть. После этого убираешь бумагу. И на коже остается слой застывшего клея, который полностью позволяет кожи пластично двигаться в разные стороны. Срез такой уплотненной кожи просто великолепен. Его можно оставлять открытым в изделиях.


3.Для уплотнения дна использую пенопоролон


На фото вверху - материалы, которые я использую для дублирования кожаных деталей сумки.
Об этом я пишу в очередном (девятом) выпуске рассылки.

http://subscribe.ru/catalog/culture.hobby.sumkiostroglyad
Сверху на фото - поролон (бывает клеевой и не клеевой) .
Ниже и правее - изолон (так же бывает клеевой и не клеевой, я пользуюсь клеевым).
Ниже, розовый, кожгалантерейный картон.
В самом низу - чёрный, спанбонд (бывает разной толщины).
Всё это продаётся в «МиК» на Елизаровской, а картон - рядом в «Сперанце».
На примере своих сумок расскажу, в каких случаях я использую тот или иной дублирующий материал.

Поролон. Я его очень редко использую, так как он годится только для тонкой и мягкой кожи, а я очень редко такую использую. Лучше брать не клеевой, так как по всей поверхности равномерно приклеить его с помощью утюга вряд ли получится. А не клеевой просто пришиваю по периметру детали на расстоянии 3-5 мм от края, чтобы держался, а потом он войдёт в припуски. Сумки «Синие листья» и «Драконская» я дублировала поролоном. Они, кстати, сделаны по одной выкройке, только у одной из них швы с боков, а у другой - по центру.

Спанбонд. Этот материал бывает чёрный и белый, разной толщины. Я использую чёрный спанбонд толщиной 80-100 микрон для уплотнения некоторых деталей сумки и более плотный 130-150 микрон для дублирования передней и задней стенок сумки. Его тоже лучше не приклеивать по всей поверхности, а закрепить по периметру. Ну или приклеить на клей или двусторонний скотч, если это, например, место, куда будут пришиты ручки к сумке, стенки которой ничем дублировать не нужно. Также из этого материала я всегда делаю макеты будущих сумок, чтобы проверить правильность выкройки и подогнать её под то, что нам надо. Сумку «Мишка на велике» я дублировала спанбондом. И её верх, и её низ из лакированной кожи, хотя последнее может быть было излишне, но мне хотелось, чтоб она точно стояла и не кособочила. Таким же образом я дублировала детали сумочки «Бабочка».


Изолон. Он тоже бывает клеевой и не клеевой. Я пока использовала только клеевой. В 80 % сумок я использую для дублирования деталей именно этот материал, толщиной 2 мм. Вырезаю деталь из изолона чуть меньше кожаной детали, так как он не должен попасть в шов. Клей скапливается на иголке и машинке это не нравится. Это единственное неудобство. В основном материал прекрасно себя ведёт, если кожа подобрана подходящая: достаточно плотная, в меру жёсткая и ни в коем случае не тянущаяся. Хотя можно и к тянущейся попробовать приклеить изолон, но результат непредсказуем. А приклеивается он так: отклеиваем от него защитный слой и у нас в руках остаётся материал, с одной стороны которого липкий слой. Его и приклеиваем на изнанку кожаной детали. В сумке «Морской конёк» я использовала изолон. Приклеивала отдельно к каждой детали передней и задней стенки, потом сшивала все детали вместе… Конечно, проще, когда можно приклеить изолон сразу на всю деталь передней или задней стенки, но там у меня объёмная деталь получалась и между деталей - жилка, обтянутая кожей, так что такой вариант не подошёл.

Кожгалантерейный картон. Это замечательный материал. В меру гибкий, в меру толстый. В основном я уплотняю им дно. Иногда в дополнение к изолону. Или я уплотняю им невыворотный клатч, такой как «Чёрный с бантом бабочкой». Вообще, картон - для изделий, которые не надо выворачивать. Но если только дно уплотнить, то вывернуть можно. Или бывает, что такое вот картонное дно, обшитое подкладочным материалом, делается отдельно, и его можно даже вынуть из сумки.

В клатче из ткани «Синий с бантом бабочкой» я использовала одновременно и клеевой изолон и кожгалантерейный картон. Наклеила изолон на изнанку ткани, а потом в почти уже готовую сумку всунула картон. Но может быть можно было бы наклеить изолон на картон и всунуть такую деталь в конце работы над сумкой.


Бывают сумки, в которых вообще почти ничего уплотнять не нужно . Это зависит от модели сумки и от правильно подобранной кожи. Например, рюкзак, который сделал на занятиях Артём. Он без подкладки. И кожу мы подобрали такую, чтобы и без всяких уплотнений он смотрелся хорошо. Мы продублировали только дно. Кожей. То есть выкроили два дна и склеили их между собой резиновым клеем. Получилось довольно плотное дно, и изнутри оно смотрится красиво.


Вроде всё.

В следующий раз напишу про… Честно говоря, пока не знаю про что. Скорее всего, это будет выкройка сумки и описание работы, но если нет, то сорри, позже. Всем - свежего воздуха, тёплого моря и ровного загара.

P. S. Мы всё ещё в отпуске. Наш энтузиазм по поводу того, чтобы ходить на море два раза в день, несколько поугас, поэтому мы ходим на море только один раз, ближе к вечеру, а от невыносимой дневной жары спасаемся дома. Вчера у нас был большой семейный пикник: мы жарили сардельки на берегу моря, ели арбуз и ещё много всяческой еды и, конечно, купались до одурения! :)

Сумки и рюкзаки выполняют одну простую функцию – в них переносят вещи. Это означает, что ткань для пошива изделий должна быть исключительно прочной и крепкой, а также простой в уходе, потому что очень часто используется на улице, в любую погоду.

Для создания сумок и рюкзаков применяют натуральные и синтетические ткани, а также огромное количество фурнитуры и декора. Рассмотрим подробнее материалы для внешней отделки, и украшения.

Несколько слов о сумках

Традиционно сумкой называют мягкую емкость для переноски разнообразных предметов.

Их носят на плече, в руках, а также на поясе и даже на руке. Конструкция может быть укреплена твердым дном и жесткими стенками. Ручки бывают разнообразные – кожаные, плетеные, деревянные, короткие и длинные.

Сумки носят и мужчины, и женщины. Это достаточно общее понятие, в которое можно включить чемоданы, портфели, клатчи, саквояжи и авоськи. Сумка бывает:

  • объемная (хозяйственная);
  • седельная (наплечная);
  • дорожная;
  • сумка-браслет;
  • пляжная;
  • полевая;
  • торба.

Это далеко не все разновидности. Очевидно, что для пошива всевозможных сумок используется огромное количество материалов.

Интересный факт: в Амстердаме есть Музей сумок, где можно увидеть более 3500 экспонатов. Многие из них сохранились с XVI века.

Немного о рюкзаках и ранцах


Туристические рюкзаки

Рюкзак – всего лишь разновидность сумки, ее заплечный вариант. Обычно у рюкзака есть одна или две косые лямки, которые надеваются на плечи. Руки при этом остаются свободными. У ранца, в отличие от рюкзака, лямки прямые.

Современный рюкзак, который так любят туристы и попросту практичные люди, эволюционировал из армейского ранца. Первые модели изготавливали из брезента, то есть плотной огнеупорной и водоотталкивающей парусины. Вместимость рюкзака составляет от 40 до 70 литров (бывают и большие размеры). Различаются они также по конструкции (мягкие, жесткие и полужесткие, так называемые анатомические).

Тематические разновидности рюкзаков:

  • альпинистские;
  • велосипедные;
  • военные;
  • городские;
  • туристические.

Рюкзак должен быть необычайно прочным, потому что на собственных плечах можно перенести гораздо больший груз, чем в руках, как это бывает с сумкой. Именно поэтому рюкзачные ткани очень плотные, износостойкие, часто пропитанные защитными составами против влаги и огня.


Материал для сумок и рюкзаков

Рассмотрим подробнее материалы, из которых изготавливают сумки и рюкзаки.

Габардин

Изготавливается из следующих материалов:

  • натуральная шерсть;
  • синтетические волокна;
  • люрекс, серебряные и золотые нити.

Положительные качества ткани:

  • плотность и прочность;
  • износостойкость;
  • формоустойчивость;
  • декоративность.

Обычно гобеленовые ткани не требуют сложного ухода – современные материи пропитывают защитными составами. Лучше всего сумку чистить сухим способом. Если загрязнение стойкое, отмывают исключительно тот участок, который требует ухода. Гобелены берегут от влаги и прямых солнечных лучей.

Деним

Этот материал называют . Победоносная история денима началась именно тогда, когда предприниматель Леви Страусс придумал прочные штаны для рабочих – джинсы. В составе любой разновидности денима всегда присутствует хлопок. Нити для будущей ткани скручивают – они становятся прочнее. Полотно изготавливают саржевым переплетением, которое придает материалу рубчатую текстуру и диагональный рисунок.


Джинсовые сумки

Положительные черты денима:

  • универсальность (шьют и сумки, и рюкзаки);
  • износостойкость;
  • не пропускает пыль;
  • не электризуется;
  • привлекательный внешний вид.

Со временем изделия из денима выцветают и вытираются. Эти минусы можно объяснить большим наличием хлопка в составе. Среди других джинсовых тканей деним можно распознать по яркой лицевой стороне и светлой изнанке.

Замша

Ткань – это искусственный заменитель аналогичного вида натуральной кожи. Считается гуманным и экологичным материалом. Главная особенность – мягкий короткий ворс на изнанке и на лице полотна. Замшу изготавливают из хлопка и шелка.

Характеристика ткани:

  • формоустойчивость;
  • износостойкость;
  • красота;
  • ткань очень приятна на ощупь;
  • доступная цена.

Чаще всего из замши шьют женские сумки. Материал выглядит очень богато, эстетично и редко нуждается в дополнительном декорировании.

Канвас

Материал изготавливается из двух слоев: верхнего (полиэстер/) и нижнего ( и хлопок). Благодаря сложной технологии производства и толщине, материал выходит невероятно прочным и плотным. Внешне канвас напоминает парусину.

Достоинства:

  • мягкость;
  • износостойкость;
  • формоустойчивость;
  • водоотталкивание.

Из канваса шьют рюкзаки и прочные сумки, а также палатки и тенты.

Кордура


Кордура напоминает парусину

Кордура считается разновидностью нейлона. Главное отличие – особая структура волокна, которое разрезают и дополнительно скручивают, что повышает прочность материала. Ткань очень толстая, прочная, часто с полиуретановым покрытием и влагоотталкивающей пропиткой. Прочность кордуры в четыре раза превышает износостойкость нейлона.

Другие особенности ткани:

  • надежность;
  • устойчивость к истиранию;
  • отталкивает воду и загрязнения.

Вместе с тем материал тяжел и стоит дорого. На морозе кордура «дубеет», становится ломкой. Применяется для пошива специальных сумок и рюкзаков для профессиональных охотников, рыболовов, туристов.

Лаке


Лаковые сумки очень популярны

Лаке – это искусственная кожа с глянцевой блестящей поверхностью. Специальное лаковое покрытие наносят на основу из капрона, иногда с добавлениями других материалов. Из лаке изготавливают не только сумки, но также юбки, платья, перчатки, мебельную обивку.

Достоинства материала:

  • эластичность;
  • формоустойчивость;
  • широкий выбор цветов и текстур;
  • износостойкость.

Лаке не требует специфического ухода. Очищают материал мыльной губкой, а затем воду удаляют сухой салфеткой.

Нейлон

Синтетический полимерный материал был разработан в химической компании DuPont в начале ХХ века. Чтобы получить волокно, полимеры плавят и растягивают. Застывая, они сохраняют прочность и эластичность.

Из нейлона изготавливают огромное количество видов одежды – белье, чулки, куртки, чехлы и рюкзаки, в основном туристические и спортивные. Особенности материала:

  • высокая износостойкость;
  • легкость;
  • прочность;
  • формоустойчивость;
  • многообразие расцветок, ткань хорошо держит цвет;
  • доступная цена.

Нейлон не поглощает влагу, портится из-за хлора и сильно электризуется. Нейлоновый рюкзак – это долговечное, надежное изделие, которое не раз проявит себя во время похода с лучшей стороны.

Оксфорд


Сумки из ткани «Оксфорд»

Синтетическая ткань, которую изготавливают из нейлона и полиэстера прочным плетением «рогожка» - «две нитки через две нитки». Для защиты от ветра и влаги покрывают бесцветным полиуретаном. Благодаря нейлону, ткань не вытирается и плохо реагирует на воздействие химических веществ. Это идеальная ткань для туристических рюкзаков.

Достоинства материала:

  • эластичность;
  • прочность;
  • влагоустойчивость;
  • доступная цена.

К сожалению, оксфорд деформируется при сильном нагревании, поэтому изделия хранят вдали от батарей и не ставят вблизи костра. Также оксфорд накапливает статическое электричество.

Твил

Гладкая ткань с диагональным рисунком плетения. – это саржевая материя, то есть основные нити гладко огибают уток, образуя шелковистое полотно, напоминающее сатин. Базовые материалы для изготовления твила – шерсть и шелк. Также возможно добавление натурального хлопка и синтетики (полиэстер, например).

Положительные черты твила:

  • прекрасно сохраняет форму;
  • цветоустойчивость (не тускнеет и не выгорает);
  • простота ухода;
  • эстетичный внешний вид.

Из твила также шьют вещи, для которых прочность – главный параметр (плащи, спецодежда, комбинезоны).

Экокожа


Экокожа - хороший материал для сумок

Искусственный заменитель натуральной кожи. Обычно состоит из двух слоев – тканого текстильного полотна и полимерного верхнего слоя. окрашивают, а также придают ему текстуру, неотличимую от натуральной.

Для основы используют:

  • хлопок;
  • полиэстер.

Основные характеристики:

  • прочность;
  • эластичность;
  • гипоаллергенность;
  • воздухопроницаемость;
  • формоустойчивость;
  • простота в уходе;
  • внешний слой не впитывает воду и грязь;
  • не грубеет на морозе.

Чтобы отчистить легкие загрязнения с экокожи, обычно достаточно протереть изделие мыльным раствором и вытереть насухо. Для изготовления материала не используют животных, поэтому экокожа гуманна и экологична.

Подкладочные ткани

Чтобы скрыть грубые швы внутри сумки, а также создать дополнительные карманы и разделы, нужны подкладочные ткани. Чаще всего используется соединение синтетических и натуральных волокон, потому что именно химические материалы придают изделию особую прочность и влагостойкость.

Также подкладочные ткани нужны для верхней одежды, юбок, платьев и спортивных костюмов.

  • Атлас - гладкая материя с шелковистым блеском. Изготавливается путем специального, «атласного» переплетения нитей – уток скрывается под основой, покрывающей его сплошным слоем. Изначально ткань изготавливалась только из натурального шелка. Сейчас допустимо присутствие синтетики, наличие которой можно уточнить на ярлыке. Преимущества: плотность, надежность, износостойкость, гигиеничность. Также хорошо держит форму и не электризуется. Впитывает влагу, а значит, и загрязнения. Именно поэтому материал не используют для объемных хозяйственных сумок и рюкзаков. Атласная подкладка подойдет для миниатюрных клатчей.
  • Вискоза - искусственная материя, которую получают путем переработки целлюлозы. Вискоза считается более надежным материалом, чем атлас. Достоинства ткани: прочность и гигроскопичность, она мягко скользит и не электризуется. Цена на очень доступная. Материал используют для легких летних сумок.
  • Купро - материал выглядит почти так же, как натуральный шелк, но производится из целлюлозы и натурального хлопка. Особенности: прочность, мягкость, эластичность, гладкость. совершенно не мнется. Считается самой дорогой тканью, которую производят из целлюлозы.
  • Полиэстер - универсальная синтетическая ткань полиэфирного происхождения. Материал очень прочен и прост в уходе. Кроме того, ткань не мнется, не накапливает статическое электричество, а также устойчива к воздействию влаги. Полиэстер не гигроскопичен, поэтому плохо впитывает загрязнения.
  • Сатин – блестящий материал, который изготавливают из шелковых и хлопковых нитей. Напоминает атлас, однако поверхность сатина образуют нити утка, а не основы. Это надежный и плотный материал. Сатин не мнется и не протирается.
  • Сетка – интересная ткань с большими ячейками между нитями основы и утка. Обычно применяется для декора рюкзаков и внешних накладных карманов, а также для внутреннего зонирования. Чаще всего используют синтетические .
  • Тафта – жесткая формоустойчивая ткань, не мнется. Лицевая сторона мягко переливается. изготавливают из шелковых, хлопковых и синтетических нитей.

Подкладка помогает долгое время сохранять достойный вид изделия. Также благодаря подкладке крепится внутренняя фурнитура – застежки, «молнии». Именно из подкладочной ткани делают перегородки и тайные карманы внутри сумок.

Важно, чтобы подкладочная ткань была ровная и прочная, не осыпалась (иначе скоро внутренности сумки будут представлять собой живописную бахрому).

Ручки, застежки и подкладка – это те элементы, из-за которых сумка чаще всего попадает в ремонт. Вот поэтому важно выбирать изделие не только по внешним признакам, а также по качеству внутреннего обустройства.

купить футер оптом от производителя