Духовно-нравственные ориентиры.

Уже отмечалось, что нравственность и мораль изучаются специальной философской дисциплиной - этикой (с. 11,26). В данной же теме о личности важно определить наши морально-нравственные ориентиры, которые регулируют социальные отношения, направляя их в сторону гуманизации (чтобы люди, как говорит Бердяев, были человечными, а не создавали себе звериный мир). Напомним (c.l 1), что нравственность - это те внутренние (духовные и душевные) качества человека (нравы), которые основаны на идеалах добра (справедливости, чести, любви, сострадания, долга) и которые определяют его поведение в обществе и природе. Высшая нравственность - это когда индивид нравствен наедине с собой, потому что добро по указу или напоказ - не добро.

В свою очередь мораль представляет собой внешние требования к действиям человека и охватывает совокупность идеалов, принципов и норм благого поведения людей по отношению друг к другу, к обществу, к природе. Моральные требования императивны (повелительны), т.е. подлежат безусловному выполнению, если индивид хочет быть человеком, а не скотом. В то же время эти требования (в отличие от правовых норм) не записаны в законах и не предполагают жёсткого внешнего контроля. Каждая личность сама определяет и ведёт свою линию поведения, руководствуясь самосознанием, своей совестью, чувством личного достоинства, чести и желанием (или нежеланием) того, чтобы о ней лучше думали другие.

Нормы морали никто не "придумывает". Они воспроизводятся повседневно силой наших массовых привычек, велений, оценок и через воспитание передаются новым поколениям людей. Так, одна из древнейших заповедей "чего не любишь в другом, того не делай сам" прошла сквозь века и укоренилась в сознании разумного большинства человечества как золотое правило нравственности. Это правило отражено и в Библии: "Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами" (Мф 7:12, Лк 6:31).

Таким образом, морально и нравственно всё то, что ведёт к добру. А в основе нравственности, по Швейцеру, лежат такие человеческие способности, как любовь, эмпатия (с.69), сострадание и принцип "благоговения перед жизнью" (уважение ко всему живому - к человеку, животным, растениям, ко всей природе). Кто-то, например, способен без жалости насиловать и убивать соплеменников (как тот российский "офицер", который задушил чеченскую девушку в 2000 году). А другой может горевать даже над сломанной веточкой...

Чехов с горечью рассказывает, как охотились они с художником Левитаном. Тот подстрелил вальдшнепа. Антон Павлович поднял раненую птицу: "длинный нос, большие чёрные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать? Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: - Голубчик, ударь его головкой по ложу... - Я говорю: не могу... А вальдшнеп продолжает смотреть с удивлением. Пришлось послушаться Левитана и убить его. Одним красивым влюблённым созданием стало меньше, а два дурака вернулись домой и сели ужинать" (70-11,569).

Так что абсолютно не прав Ницше, утверждавший, что "сострадая, слабеешь". Не слабеешь, а избавляешься от звериного, становишься человеком, радуешь душу и возвышаешь дух. Не случайно чуждый состраданию Ницше умер в болезнях и муках в свои 56. А великий альтруист Швейцер, который полвека сострадательно лечил африканцев, ушёл из жизни спокойно, мирно, с достоинством - в 90. При этом философ и врач Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира, а Черчилль назвал его "Гением человечности".

Вывод. Моральный, нравственный человек ясно различает добро и зло и подчиняет своё поведение доброму. Аморальный же - значит безнравственный, злой. Крайние примеры безнравственности - когда мать бросает своего маленького ребёнка или когда взрослые дети бросают своих родителей-стариков. Мы - люди (а не звери), и потому в ответе за тех, кого родили и кто дал жизнь нам.

Совместная жизнь людей невозможна без выработки писаных и неписаных правил и норм, которых придерживаются и которыми руководствуются все участники социальной жизни в быту, труде, политике, личных, групповых, международных отношениях.

В каждой сфере деятельности вырабатываются свои специфические правила и нормы: кодексы чести, уставы, положения, технологические правила, инструкции. Однако в рамках каждой культуры вырабатывается и свой специфический и всеобщий регулятор социальной жизни и социальных отношений. Таким регулятором является мораль – система общих норм и правил, требований, предъявляемых к каждой личности и фиксирующих то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений, сложившуюся в многовековом опыте развития данного общества.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) распространяется на всех членов данного общества, обеспечивая тем самым сознание общности и единства, принадлежности каждого человека некоей общности. Мораль как систему нравственных норм, правил и требований следует отличать от нравственности – степени принятия личностью и обществом требований морали и руководства ими в реальной жизни.

Реализуется мораль не только в нормах и требованиях, запретах и ограничениях, но и в обычаях, позитивных образцах, идеалах, являющихся примерами нравственного поведения из славного прошлого, самоотверженного и достойного подражания поведения современников. Такие примеры и идеалы выступают в качестве нравственных ценностей, выражающих представления о желаемом, должном, "принятом" поведении.

Закреплению в обществе нравственных ценностей и морали в целом служат: семейное воспитание, система школьного и внешкольного образования, культурно- просветительная работа учреждений и организаций культуры, различных общественных организаций и движений. Мораль и нравственность служат предпосылкой и основой права – системы социальной регуляции на основе законов, принятие которых, а также контроль за исполнением возлагается на государственные органы власти.

Изучением морали, составляющих ее нравственных ценностей занимается специальная отрасль философского знания – этика. Высшей нравственной ценностью является благо (добро). Различным трактовкам добра, критериям его отличия от зла посвящено великое множество философских трактатов, религиозных проповедей и наставлений. Подавляющее большинство произведений искусства так или иначе выражают эти представления, их противоречивость и вечную актуальность. Несмотря на то что в различных обществах и в различные эпохи существуют свои представления о добре, по мере развития человеческой цивилизации вырабатываются общечеловеческие ценности – общие для представителей разных народов и разных вероисповеданий представления о благе. Такими ценностями выступают человеческая жизнь, качество этой жизни, свобода и достоинство личности, справедливость.

Свобода и ответственность

Конечной целью морали и нравственности является автономность нравственной личности, способной к принятию долга. Реальное содержание философии нравственности заключается в признании достоинства и ценности каждой личности, ее свободы, а значит и права на ответственность. А с другой стороны, зло всегда выступает как умаление, унижение человеческого достоинства. Людям для счастья нужно, в принципе, не так уж и много: гарантии признания их достоинства, права на свободу. Нравственный долг не может быть навязан – это всегда результат свободного выбора личности. Даже требовать возвращения денег, взятых в долг, исполнения каких-либо обязанностей можно только в том случае, если мы предварительно получили обещание деньги вернуть, а обязанности – выполнять.

Ханжеством и лукавством является требование от людей самоотверженного героизма. Смысл и значение героического поступка в том, что он является актом свободного самоопределения личности.

Навязывание личности извне смирения может принимать глубоко трагичные и извращенные формы, как, например, это было с людьми, прошедшими ад фашистских и сталинских концентрационных лагерей, в которых достоинство и честь человека глумливо растаптывались. В лагере человек лишался главной составляющей достоинства – возможности нести ответственность за свои поступки. Каждая минута жизни не принадлежала человеку, он оказывался полностью лишенным свободы воли, фактически – возможности совершать поступки.

Чтобы не впасть окончательно в состояние "идеального заключенного", т.е. чтобы не стать полностью раздавленной и размазанной личностью, у человека остается единственный путь спасения – создать вокруг себя "зону свободы", т.е. сферу жизни, в которой человек делает то, что его делать никто не заставляет. Он сам принимает решения к действиям и сам за них отвечает. Пусть это будет хотя бы даже решение чистить зубы. Даже чистка зубов может стать поступком, соломинкой, сохраняющей достоинство человека, его самого как личность. Это первое условие самосохранения и выживания личности, лишенной достоинства извне. Вторым оказывается установление некоторой "черты" в поведении, переступать которую нельзя. Такая черта в поступках, определяющая область автономного поведения, – необходимый минимум сохранения человеком собственной личности в античеловеческих условиях.

Внутренним гарантом чувства собственного достоинства является долг, самоотдача, самоограничение, буквально – самоопределение (постановка себе предела, "черты") личности. Но это долг не навязываемый извне, не "требуемый" с личности. Это се "не могу иначе" – осознанное собственное призвание и нравственный выбор. Нравственен только долг внутренний, взятый на себя самим человеком, а этика долга возможна только в качестве внутреннего самоопределения, когда человек оказывается обязанным всем, но ему – никто. Если этика долга применяется к другим, она становится безнравственной, ведет к насилию.

Человек, не познавший пределов своей свободы и ответственности, оказывается вне морали. Ответственность, которую постиг человек, ставший внутренне свободным от мира, и которую он пытается реализовать в жизни, – это и есть этика. Чем шире зона автономного (свободного) поведения, тем шире зона ответственности. И человек тем этичнее (свободнее = ответственнее), чем шире эта сфера. Традиционные общества ограничивали сферу свободы своим этносом, позже ее ограничивали расой, нацией, классом. В наши дни этическое самоопределение в смысле очерчивания предела свободы и ответственности намного шире, фактически распространяясь на мир в целом.

Самоценность личности – не ценность для себя, перед собой, а выражение стремления реализовать себя, найти свое место в жизни и делать то, что кроме тебя никто и никогда сделать не сможет. Человек не только сопричастен миру, не только произволен от него, но и ответствен за него, за его будущее, поскольку живет в нем, творит в нем, участвует в его познании и преобразовании. Еще Сенека в "Нравственных письмах к Луцилию" выразил идею степени возможного смысла жизни как требования, чтобы человек был полезен максимально многим людям; если это невозможно, то хотя бы немногим; если и это невозможно, то, по крайней мере, своим ближним; если невозможно и это, то хотя бы самому себе.

"Принцип Сенеки" достаточно широк, чтобы реализовать практически любое самоопределение, оправдывающее жизнь и придающее ей смысл. Жизнь не дана человеку "готовой". Ему даны только возможности, перспектива, опираясь на которые он строит свою жизнь сам. Его жизнь за него не проживет никто, она есть дело его выбора. И чем яснее понимание человеком своих возможностей и границ этих возможностей, тем ответственнее его выбор, тем острее переживание им свободы своей воли.

Многие поколения воспитателей, психологов и исследователей человеческой личности дискуссируют о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека и какова их сила влияния на гармоничное развитие личности. Причем каждая группа называет практически идентичные (с небольшими отклонениями) нормы поведения. Что же это за факторы, существенно влияющие на качество жизни человека?

Что такое духовно-нравственные ориентиры?

Под этим термином обычно подразумевается совокупность правил взаимодействия с обществом и моральные принципы, шаблоны поведения, на которые человек ориентируется для достижения гармонии в жизни или духовном развитии. К этим правилам относят:

  • Мораль и ее составляющие: совесть, милосердие, свобода, долг (патриотизм включительно) и справедливость.
  • Нравственность: в этот термин вкладывается суть высокого требования человека к самому себе в плане его деятельности, направленной как во внешний мир, так и во внутренний. Основные моральные ориентиры - это тяга к добру и смирению, отказ от поступков, приносящих вред как обществу, так и себе, а также духовное развитие своей личности.
  • Этика общения подразумевает тактичность и уважение по отношению к другим, следование этим нормам делает жизнь человека приемлемой в обществе, без осуждения или гонения.

Кто установил эти нормативы?

Практически все социально адаптированные группы, касты и нации берут за ориентир основные заповеди религии, которую они исповедуют, либо учения авторитетных мудрецов.

Например, если человек верующий, то он избирает для себя в качестве духовного ориентира Библию, Коран или Бхагавад-Гиту, а если атеист, то вполне может следовать учениям Конфуция или Стивена Хоккинга.

Что дает аморальная жизнь?

Что такое духовно-нравственные ориентиры для человека, который идет против правил системы и не желает жить по общепринятым заповедям? Ведь есть нигилисты, которые отрицают всех и вся, разве они счастливы в своем мирке, который весьма ограничен их отчаявшимся протестом. Некоторые причисляют к ним анархистов, но последние отрицают только власть человека над другим существом, господство моральных норм они вполне приемлют.

Жизнь таких людей на самом деле печальна, и на склоне лет большинство из них все же разворачивают свой взор к уже постигнутым другими людьми моральным ценностям и связанным с этим поступкам, доказывая тем самым, что духовная составляющая - это мощный остов каждого выдающегося общества.

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности - воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения - то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий - добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Должны ли быть у человека нравственные ориентиры? Какими они могут быть? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Е. М. Богата.

Раскрывая проблему выбора нравственных ориентиров, автор знакомит нас с одним письмом от некой Елены Константиновой, которая рассказывает о своей бабушке, которую называет "душой семьи, её главой и хранительницей" и которая "легко и весело решала все... проблемы и жизненные неурядицы".

Несмотря на нелёгкую жизнь: сын пропал без вести на войне, тяжёлые полевые работы - бабушка не утратила жизнелюбия.Рассказчица вспоминает, как бабушка под бомбёжкой выносила из горящего вагона маленьких детей, как носила "добавку" в детский дом, имея на руках своих малолетних детей. Бабушки уже нет в живых, но для рассказчицы она является нравственным ориентиром, так как, оказываясь в сложной, а иногда и в безвыходной ситуации, она всегда думает, как бы в этом случае поступила бабушка, от которой при жизни исходила "правда чувств и поступков, ума и сердца, правда души".

Авторская позиция заключается в следующем: в жизни должны быть нравственные ориентиры, например, доброе, сострадательное отношение к людям, любовь к ближним, забота о них, стойкость, честность, умение ценить жизнь. Иногда эти нравственные ориентиры мы находим в близких людях и берём с них пример.

Я разделяю позицию автора и тоже считаю, что у каждого человека должны быть нравственные принципы, как путеводная звезда, которым они должны следовать, оказавшись в ситуации выбора. Главный нравственный принцип давно сформулирован в Евангелии: чего себе не желаешь, того другим не делай. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • 1 вариант - Проблема выбора нравственных ориентиров по отрывку Евгения Михайловича Богата (2018 38 вариантов И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева)

Любовь к людям, сострадание, милосердие, доброта должны быть нравственными ориентирами в жизни.

Приведу литературный аргумент. В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" нравственным ориентиром для Петра Гринёва стал наказ отца: "Береги честь смолоду".Чувство долга, верность слову, преданность - это те нравственные ценности, которые он хранит и не отступает от нравственных принципов ни при каких обстоятельствах. Не боясь казни, Гринёв отказывается признавать в самозванце Пугачёве Петра Третьего, так как для него лучше смерть на плахе, чем позор на всю жизнь.

Ещё один литературный пример верности своим нравственным ценностям найдём в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". В Соне Мармеладовой автор показывает "ненасытимое сострадание", готовность жертвовать собой ради ближнего. Оказавшись на краю пропасти, став девушкой с "жёлтым билетом", Соня верит, что Бог больше не допустит худшего, например, того, что сестрёнка Полечка повторит судьбу Сони, как мрачно предсказывает Раскольников, желая испытать девушку и сделать её своей единомышленницей, восстановить против Бога и его миропорядка. Но вера в Бога, любовь к ближнему спасли не только Соню, но и Раскольникова, долго сопротивлявшегося Божьей правде.