Как правильно написать прямую речь и диалог в тексте? Диалог и прямая речь Образец диалога по русскому.

Самая актуальная проблема всех авторов на Фикбуке - оформление прямой речи и диалогов. Все ставят знаки препинания, как хотят и куда хотят. И это, признаюсь, более чем раздражает. Видя неграмотно оформленный текст, многие бросают его читать, даже толком не начав. Поэтому ради себя самих же, ради читателей, милые авторы, потрудитесь достойно оформлять прямую речь. Вот вам пример из некоторого фанфика (буквально первый попавшийся; имена и название изменены): «- Роза ответила мне, "Я проведу тебя в Лим завтра, сейчас уже темно!". - Мы с Розой шли по лесу к её дому...» И таких примеров можно нарыть огромное количество. Я, конечно, понимаю, что есть люди, которые попросту не прошли этой темы в школе, но все равно такое оформление никуда не годится. Позвольте объяснить вам, как правильно расставляются знаки препинания при диалоге и прямой речи. Начнем с последней.

Прямая речь

Прямая речь - слова человека, переданные непосредственно в той форме, в которой они были сказаны. К примеру: Когда мы подъехали к усадьбе, ямщик спрыгнул на землю и, открыв дверь брички, услужливо произнес: «Прошу вас, сударь». «Куда ты так торопишься?» - крикнула вслед мне учительница. Чтобы правильно расставлять знаки препинания при повествовательной прямой речи, запомните наглядные схемы.

А: «П». «П», - а.

Буква «А (а)» означает здесь слова автора, а буква «П» - прямую речь. Буква «П» в обоих случаях большая, значит, прямая речь всегда начинается с большой буквы. А вот слова автора могут начинаться как с большой, так и с маленькой буквы. С большой - если слова автора предшествуют прямой речи; с маленькой - если слова автора стоят после прямой речи. Касательно знаков препинания, здесь такой порядок: ➤ Прямая речь всегда берется в кавычки. ➤ Если предложение с прямой речью повествовательное и стоит перед словами автора, то после кавычек нужна запятая: «Уже подъезжаем», - открыв дверь купе, предупредил проводник. ➤ Если повествовательная прямая речь находится после слов автора, то точка ставится после кавычек (смотрите первый пример). Но если прямая речь восклицательная или вопросительная, то восклицательный и вопросительный знаки никогда за кавычки НЕ выносятся (смотрите второй пример) и после них никогда НЕ ставятся другие знаки препинания (точка, запятая).

«П!/?/...» - а. А:«П!/?/...»

Это были самые простые примеры. Но бывает, когда авторская речь влезает и разделяет прямую речь. И тогда схемы уже сложнее и правил больше.

1) «П, - а, - п».

Поясняю: если слова автора разрывают предложение в середине, то после прямой речи и слов автора ставятся запятые; в начале прямая речь начинается с большой буквы, а после слов автора - с маленькой. Кавычки ставятся в начале прямой речи и в самом конце. Ни до, ни после слов автора кавычки не нужны. «Ты знаешь, - начал я неуверенно, - возможно, она права».

2) «П!/?/... - а. - П».

Поясняю: если авторские слова делят прямую речь в месте, где предложение кончается, то все так же, как в предыдущем случае, только после авторской речи ставится точка, а прямая речь, следующая после слов автора, начинается с большой буквы. «Ой, не могу! - расхохотался Коля. - Ну ты даешь!» «Петр Первый не зря получил прозвище "Великий", - сказал наш лектор. - Он многое сделал для России». ➤ Если же прямая речь влезает между словами автора, то перед прямой речью ставится двоеточие, а после - тире. Оформление получается таким:

А: «П», - а. А: «П!/?/...» - а.

Например: Мальчик, вытирая пот, тихо проговорил: «Эх, мороженого бы съесть...» - после мечтательно зажмурился и облизнулся. ➤ Есть еще один немаловажный момент. Он заключается в том, что иногда перед прямой и после авторской речи ставится двоеточие. Делается это в том случае, когда начало прямой речи и ее конец соотносятся с разными словами в авторской речи. «Зачем ты здесь? - спросила девушка, изумленно посмотрев на вошедшего, и тотчас резко добавила: Я не желаю тебя видеть». Первая реплика относится к слову «спросила», вторая - к слову «добавила», поэтому здесь необходимо двоеточие. Здесь присутствуют как бы две прямые речи.

II Оформление диалога

Правила оформления диалога, по сути, ничем не отличаются от правил оформления прямой речи. Все абсолютно то же самое, только в начале реплики ставится тире, а кавычки отсутствуют. Кроме этого, каждая реплика пишется с новой строки. - Бабушка, почитай сказку, - попросил кроха, натягивая одеяло. - Сказку? - переспросила бабушка. - Ну давай. Какую? - Волк и семеро козлят! Волк и семеро козлят! - тут же радостно заверещал малыш. - Эх ты, - улыбнулась бабушка и, сев на кровать, потрепала внука по волосам, - козленок мой. - Я не козленок! - возмутился мальчик и, насупившись, тише сказал: - Я волчонок. ➤ Все диалоги можно оформлять в несколько иной форме. Лично мне она кажется более сложной, но в некоторых ситуациях я именно ею и пользуюсь. Поэтому возьмите ее на заметку: «Бабушка, почитай сказку!» - «Какую?» - «Волк и семеро козлят!» - «Эх ты, козленок мой». Реплики в этом случае пишутся в одну строчку, разделяются тире и берутся в кавычки. ➤ Для Фикбука, правда, ко всему прочему придется добавить еще одно правило: дорогие авторы, обязательно ставьте пробелы перед и после тире! Без пробелов читать невозможно, слова сливаются в одно. Уважайте своих читателей и не ленитесь лишний раз нажимать на самую длинную кнопку на клавиатуре. Это было последнее, о чем я хотела вам рассказать. Надеюсь, вам помогла статья и вы будете писать и оформлять свои работы грамотнее. Это не так уж сложно. Удачи вам и успехов в творчестве!

>>Русский язык: Диалог. Знаки препинания при диалоге. Урок развития речи. Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование)

Диалог. Знаки препинания при диалоге. Урок развития речи. Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

1. Анализ учебного материала

Прямую речь можно оформлять в виде диалога , если передаётся разговор двух и более человек. Сравните материалы, данные в двух столбиках, по плану:
1. Определите цель сравнения.
2. Укажите общее.
З. Укажите различия.
4. Сделайте вывод о том, как записывают диалог:
а) как выделяется;
б) как отделяется.

Дрожа всем телом от страха, Дрожа всем телом от страха,
Наташка стучала зубами и Наташка стучала зубами и
повторяла громко какое-то повторяла громко какое-то
непонятное слово: «Ва-ва-ва- непонятное слово:
ва-ва-ва-ва!» - «Если ты - Ва-ва-ва-ва-ва-ва-ва!
будешь дрожать вслух, - - Если ты будешь дрожать
сказал ей Мишка, - то мы не вслух, - сказал ей Мишка, - то
поймаем ни одного ужа». - мы не поймаем ни одного ужа.
«Хорошо, - сказала Наташка. - - Хорошо, - сказала Наташка.
Я буду дрожать про себя». Я буду дрожать про себя.
(В. Медведев) (В. Медведев)

Как в произведениях художественной литературы чаще оформляется чужая речь: в виде прямой речи или в виде диалога?

Вспомните из изученного ранее на уроках русского и украинского языка , что вы знаете о диалоге? Спишите диалог.

ДИАЛОГ - это вид прямой речи, который представляет собой разговор двух и более лиц, поочерёдно выступающих то говорящим, то адресатом речи.
Диалог (= прямая речь) состоит из реплик. Реплика является ответом одного собеседника на слова другого.

Пунктуация при диалоге

На письме диалог, как и прямая речь, оформляют системой знаков: диалог выделяется и отделяется.

ВЫДЕЛЯЕТСЯ

Каждая реплика диалога пишется с новой строчки, вместо кавычек пере репликой ставится тире. В конце реплики, в зависимости от интонации, ставится вопросительный или восклицательный знак, занятая внутри предложения или точка в конце предложения.

ОТДЕЛЯЕТСЯ

От слов автора диалог, как и прямая речь, отделяется в зависимости от положения слов автора по отношению к реплике диалога:
1) А:-П.
Он укоризненно сказал:
- Нина, это несерьёзно (Д. Рубина );

2) - П, (?!) - а .
- Это что-то новенькое, - буркнул Максим (д. Рубина);

3) - П,(?!) - а, - п .
- Я хотел с вами поговорить, - сказал он, - вернее, посоветоваться (Д. Рубина) ;

4) -П,-а.-П.
- Ничего, - сказала я. - Я карманная(Д. Рубина).

2. Чтение вслух

І. Выразительно прочитайте диалог по ролям. Объясните постановку знаков препинания. Определите тему и основную мысль текста.

ІІ. Выпишите по одному примеру реплик, соответствующих следующим схемам:

Левикова вдруг стала выкрикивать , как будто сводя с кем-то старые счёты:
- Память? Память - это верно, плохая. А вы бы спросили почему. Может, у него отец алкоголик? Может, он до трёх лет вообще не говорил, и все говорили не выживет?

Слёзы сдавили ей горло, и она замолчала, устыдившись собственных слов.
(По Г. Полонскому )

ІІІ. Словарная работа . Выпишите слова, вводящие чужую речь. Какие слова, вводящие чужую речь, передают чувства, эмоции, настроение? К выделенным словам подберите синонимы. Со словами кабинет, ансамбль составьте словосочетания.

3. Перевод диалога

І. Выразительно прочитайте диалоги. Объясните постановку знаков препинания. Переведите диалоги на русский язык и прочитайте их по ролям. Один из переведённых диалогов запишите.

Сидить за столом якась панночка i білети продає. Пiдiйшов i собі.
- Дозвольте мені, коли ваша ласка, білет!
- Нєту каже, усі попродала, тільки в первих рядах єсть.
- Отого ж мені й треба - первого ряду, - давайте його мені.
- Два рублі, - каже.
- Дарма, - відказую, - давайте!
Та й подаю їй два карбованці. Взяла гроші й дала білета.
(Б. Грiнченко)

Що ж воно буде? - спитав перегодом Остап. - Таж як хто підгледить твій очіпок, не мине нас халепа.
- А ось що буде! - рішуче промовила Соломія i з цими словами здерла з голови очіпок. Чорні буйні коси впали їй на плечі й вкрили їх нижче пояса.
- На, ріж...
- Що ти кажеш? - жахнувся Остап.
- Ріж, кажу...
- І тобі не жаль, Соломіє?
- Ані крихти... Ріж! - уперто намагалась молодиця й сіла долі.
- Та в мене й ножиць чортма.
- Ріж ножем!..
(М. Коцюбинський)

С л о в а р ь :
Перегодом (укр.) - (рус.) перегодя, спустя некоторое время.
Очіпок (укр.) - (рус.) чепец (головной убор).
Долi (укр.) - (рус.) на землю, вниз.
Чортма (укр.) - (рус.) жаргонизм, в значении «нет».

ІІ. Укажите обращения, неполные и односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

ІІІ. Объясните, почему слова ласка и дарма могут стать «ложными друзьями» переводчика.

4. Пунктуационная работа

І. Спишите диалог. Расставьте в нём пропущенные знаки препинания. запомните, как правильно оформлять диалог.

«Ложные друзья» переводчика дезориентировали поэта Михаила Светлова во время работы над переводом с белорусского языка. Об этом вспоминает редактор.

Светлов позвонил по телефону и спросил
...Скажите, что означает по-белорусски слово твар ?

Ещё бы! Твар по-белорусски - лицо ответил редактор Светлов помолчал... потом спросил

А блага - это уже, я надеюсь, переводится на русский как благо? Почему и тут не клеится? Потому что блага по-белорусски значит плохо . А неблага - это неплохо пояснил редактор. Действительно, очень неплохо подтвердил поэт.

Михаил Аркадьевич, дорогой, такие ловушки часто подстерегают нас именно при переводе с родственных языков предупредил редактор.
(По И. Вороновской )

ІІ. Прочитайте данный диалог по ролям.

ІІІ. Словарная работа . В украинском языке слово благання обозначает мольба , в русском благо - добро , в белорусском блага значит плохо . Какую шутку могут сыграть «ложные друзья» переводчика при переводе с украинского на русский язык выражений: Я тебе благаю. Вiн звертався до матерi з благанням. Вiн вiдгукнувся на його благання. Сделайте правильный перевод.

С л о в а р ь :
Дезориентировали - дали неправильное направление, завели в тупик, т. е. дали неправильную информацию.

5. Распределительная работа

І. Данные глаголы в упражнении вводят чужую речь. Есть ли среди них синонимы? Сгруппируйте их и запишите. Дополните ряд синонимов своими примерами.

Говорить, кричать, сказать, ответить, попросить, потребовать, подтвердить, прошептать, произнести, предложить, согласиться, приказать, напомнить, умолять, молвить, подумать, докладывать.

ІІ. Используя глаголы данного упражнения и подходящие имена существительные, запишите слова автора, вводящие прямую речь.

6. Диалог

Разыграйте телефонный разговор «Звонок в какое-либо учреждение (магазин, мастерскую по ремонту чего-либо, театральные или концертные кассы и т. п.)». Подайте реплики в такой последовательности: приветствие, извинение, изложение причин звонка, продолжение разговора-диалога, уточнение деталей, которые вам надо выяснить.

7. Устное сочинение по картине

Работа в группах. Рассмотрите картину В. Маковского «Первый фрак». Подумайте, какие реплики могли бы произносить герои картины. Составьте рассказ по картине. Придумайте и введите в рассказ диалог.


8. Домашнее задание

Вариант 1 . Восстановите отрывок из рассказа В. Токаревой »О том, чего не было», используя слова из справки , вводящие прямую речь. Спишите. Прямую речь оформите в виде диалога.

Вариант 2 . Какие невыполнимые мечты были у вас в детстве? Напишите об этом сочинение, используя такие же синтаксические конструкции, как в данном тексте. Прямую речь оформите как диалог.

И был день, когда папа взял мальчика Диму в зоопарк и показал ему тигра. У тигра были глаза с вертикальными зрачками. Вокруг чёрного кожанного носа расходились чёрные круги. Уши торчали на голове, как два равнобедренных треугольника.
«Папа, я хочу тигра», - ... Дима, когда они отошли от клетки. Папа шёл и думал о своём. Дима... : «Ну, папа...». - «Ну что, что?» - раздражённо... папа.
Если бы Дима был постарше, он бы понимал, что в такие минуты о делах говорить не следует. Но Диме было только шесть лет, и он... : «Я хочу, чтобы тигр жил у меня в доме». - «Дома живут кошки и собаки, а тигры дома не живут», - ... папа.
(В. Токарева)

С п р а в к а . Попросил, настаивал, возражал, ответил, упорствовал .

Работа в парах . Разыграйте диалог «учитель - ученик». Проведите в паре опрос по теме «Прямая речь и диалог». Выполнив задание, поменяйтесь ролями.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Уроки русского языка, онлайн рефераты , изучай русский язык бесплатно, книги, учебники русский язык, конспекты на помощь учителю и ученику полный список тем по классам,домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты
Наша газета много раз публиковала материалы из нового экспериментального учебника по русской филологии, созданного авторским коллективом под руководством Г.Г. Граник. Предлагаем читателям еще одну главу из учебника 5-го класса, посвященную прямой речи. Учебники для 5–9-х классов являются продолжением курса русской филологии для начальной школы (учебники для 1–4-х классов имеют гриф Министерства образования, экспериментальные учебники для средней школы прошли широкую апробацию в ряде школ Москвы и других городов России и готовятся к печати.

Тема «Прямая речь» в 5-м классе дается в несколько расширенном виде (вводятся предложения с прямой речью, разорванной словами автора, поскольку такие конструкции школьники широко используют в собственной речи). Если не все дети сразу осилят этот материал, ничего страшного не произойдет, они усвоят его позже.

Изучение прямой речи является частью главы «Речь, которая звучит, и речь, которая молчит» и напрямую связано с основной задачей курса русской филологии – пробуждением у школьников любви и интереса к школьному предмету «русский язык», воспитанием культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, имеющего представление об основных закономерностях развития языка.

5-й класс

ДИАЛОГ И ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Фрагмент главы из нового
учебника по русской филологии

1. Что такое диалог, монолог, полилог?

В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги.

Познакомимся поближе с этими словами. Каждое из них состоит из двух греческих корней: logos переводится как «слово», «речь», «мысль», monos – «один», dia – «между», poly – «много».

монолог – слова, речь одного;

диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц;

полилог – разговор многих.

Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом.

Части моно- , диа-, поли- и -лог- входят во многие слова, привнося в них свои смыслы.

Зная их, вы будете легче понимать трудные слова иностранного происхождения. Например, моноспектакль – это спектакль, в котором участвует только один актер. Политехнический музей познакомит вас со многими отраслями техники, а в политехническом институте готовят специалистов по многим областям техники.

Греческий корень -лог- со значением «слово» входит и в слово филология, которым, как вы помните, обозначают науки о языке и об искусстве слова – художественной литературе. Со значением «учение» корень -лог- входит в названия многих наук, например, зоология, геология…... А в значении «мысль» он образует слово логика – наука о правилах мышления.

Таким образом, слова с греческим корнем -лог - несут в себе такие смыслы: «слово», «речь», «мысль»…

В копилку слов

диало г

1. Перескажите прочитанный текст.

2.1. Вспомните и запишите как можно больше слов с греческими корнями моно- , диа- , поли- и -лог-. Составьте с этими словами предложения.

2.2. Повторите, какие смыслы может нести корень -лог -.

3.1. Прочитайте рассказ. Найдите в нем диалог.

Катя, Танечка и Робинзон

В комнате двое – Катя, которой одиннадцать лет, и Танечка, которой четыре. Катя читает книжку, а Танечка ходит возле нее туда-сюда ждет когда сестра обратит на нее внимание.

– Ты еще не всю книжку прочитала?

– Если бы прочитала, зачем бы я в нее смотрела?

– А что ты в ней видишь?

– Отстань! Я читаю про себя.

– Про себя? А про меня почему ничего не читаешь?

– Потому что про тебя ничего не написано.

– А что про тебя написано?

– Про меня? С какой стати? Я читаю про Робинзона.

– А сказала: про себя. Обманула? Говори. Почему ты молчишь?

– Потому что мне скучно с тобой разговаривать, понимаешь, неинтересно. Иди мой руки, покормлю тебя и пойдем гулять.

– Я не буду есть. И гулять с тобой не пойду.

– Это еще почему?

– Потому что мне с тобой скучно и неинтересно.

(Р.Коваленко)

3.2. Можно ли сказать, что одиннадцатилетняя Катя умеет общаться? А что значит, по-вашему, уметь общаться?

3.3. Перепишите выделенное предложение, расставляя по ходу письма знаки препинания и делая графический разбор. Начертите схему предложения.

Кроме повседневных диалогов, существуют и такие, которые долгие годы хранятся в памяти многих людей. Это короткие остроумные диалоги с неожиданными концовками. Их называют анекдотами.

Перемена

У Ходжи Насреддина спросили:

– Как строят высокие башни?

– Очень просто, – ответил он. – Роют глубокие колодцы и выворачивают их наизнанку.

Ходжи Насреддина еще называют муллой. В старину на Востоке в знак уважения так называли любого образованного человека: учителя, поэта, ученого, врача. О Насреддине рассказывают много интересных историй.

В копилку слов

анекдот

4. Вспомните и расскажите друг другу как можно больше веселых диалогов. А если можете, придумайте их сами.

5. Телепередачи, спектакли и фильмы, которые вы смотрите, включают самые разные виды речи. Можно услышать и большой текст, произносимый одним действующим лицом, – монолог, и разговор, в котором участвуют двое или несколько человек, – диалог. Попробуйте в течение нескольких дней замечать, когда в теле- или радиопередачах звучит монолог, а когда диалог. Перескажите один из них.

2. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

Вы, наверное, понимаете, что диалоги бывают не только в устной, но и в письменной речи. Диалоги письменные встречаются в рассказах, сказках, пьесах, анекдотах…

Понаблюдаем за тем, как диалоги записываются, то есть как оформляется речь действующих лиц.

Прочитайте английскую народную песенку в переводе С.Я. Маршака:

– Где ты была сегодня, киска?

– У королевы у английской.

– Что ты видала при дворе?

– Видала мышку на ковре.

Как вы думаете: сколько лиц участвует в разговоре? Как вы узнали об этом? Как выделяется на письме речь каждого лица?

Кроме реплик, в диалоге нередко присутствуют слова рассказчика (слова автора) 1 . Они указывают, кому принадлежит та или иная реплика.

6.1. Прочитайте диалог из хорошо знакомой вам книжки Э.Успенского.

Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Вид_т, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:

– Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держ_шь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получ_тся.

Дядя Федор попробовал – так и вправду вкуснее. Он кота угостил и спрашива_т:

– А откуда ты зна_шь, что меня дядей Федором зовут?

Кот отвеча_т:

– Я в нашем доме всех знаю. Я на чердаке живу, и мне все видно. Кто хороший и кто плохой. Только сейчас мой чердак ремонтируют, и мне жить негде.

– А кто тебя разговаривать научил? – спрашива_т дядя Федор.

– Да так, где слово запомн_шь, где два. А потом я у профессора одного жил, который язык зверей изучал . Вот и выучился. Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног.

Дядя Федор говорит:

– Пошли ко мне жить.

Кот сомнева_тся:

– Мама твоя меня выгон_т.

– Ничего не выгон_т. Может, папа заступ_тся, – принялся уговаривать кота дядя Федор.

И пошли они к дяде Федору.

6.2. Одинаково ли ставятся знаки препинания, если слова рассказчика стоят: 1) перед репликой; 2) после реплики? Выпишите по два примера на каждый из этих случаев.

6.3. Распределите глаголы с безударными личными окончаниями на два столбика: 1) глаголы I спряжения; 2) глаголы II спряжения. Подчеркните глаголы-исключения.

6.4. Сделайте графический разбор выделенного предложения и составьте его схему.

В копилку слов

бутерброд

профессор

Еще раз обратите внимание, что знаки препинания при диалоге ставятся по-разному в зависимости от того, где стоят слова рассказчика.

А теперь прочитайте правило:

7. Пользуясь этим правилом, расставьте пропущенные знаки препинания в следующих текстах.

1. Клоун Леня примчался в милицию и говорит

У меня кота похитили. Кризиса.

Какого еще кота вяло спросил капитан Угорелов.

Не простой кот, поймите! Говорящий. Артист цирка! Срывает(?)ся выступление! лихорадочно об(?)яснял клоун.

Что же тут непонятного? Укажите приметы похищенного все так же уныло сказал капитан.

2. И вот Кризис вернулся. Леня прижимал его к сер(?)цу

Неужели это не сон? Ты настоящий, Кризис?

А какой же еще? А ты настоящий, Леня? тут же находчиво ответил кот.

А какой же еще? (По Л.Матвеевой)

Когда я шел домой из бассейна у меня было очень хорошее настроение. Я занял третье место в стиле баттерфляй и сейчас скажу об этом папе.

Мама сразу спросила

Ты что так сияешь?

У нас сегодня было соревнование.

Папа сказал

Третье место!

Папа прямо весь расцвел

Ну да? Вот здорово! А кто же первое место занял?

Я ответил

Первое место занял Вовка. Второе – рыженький один мальчишка. А я третье.

Ну а кто же занял четвертое спросил папа.

Я сказал: … .

(По В.Драгунскому)

8.2. Придумайте свое окончание рассказа, а затем сравните его с авторским.

8.3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схему первого предложения.

Перемена

Прочтите начало стихотворения Л.Кэрролла.

– Папа Вильям, – сказал любопытный малыш. –
Голова твоя белого цвета.
Между тем ты всегда вверх ногами стоишь.
Как ты думаешь, правильно это?
– В ранней юности, – старец промолвил в ответ, –
Я боялся раскинуть мозгами,
Но, узнав, что мозгов в голове моей нет,
Я спокойно стою вверх ногами.

(Пер. С.Я. Маршака)

3. Что такое прямая речь и как она оформляется на письме?

Чья-либо речь, которая передается без изменений, встречается не только в диалоге.

Есть еще и прямая речь.

Что такое прямая речь и чем она отличается от диалога – сейчас узнаете.

Диалог, как вы помните, разговор двух или нескольких лиц. Реплики говорящих часто вводятся рассказчиком (автором). Однако не всегда. Бывают предложения с диалогом и без слов автора. (Вернитесь к предыдущему параграфу и посмотрите еще раз, как оформляется диалог.)

В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. И эту речь обязательно дословно, «прямо» передает другое лицо. Оно называется автором. Автор в разговоре не участвует, а только передает чью-либо речь, ничего в ней не изменяя, «прямо». Поэтому в предложениях с прямой речью обязательно есть две части:

1) прямая речь, то есть дословное высказывание какого-либо лица; и

Посмотрите:

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

«Остановись, беглец бесчестный!» – кричит Фарлафу неизвестный. (А.С. Пушкин)

«Бабушка, постой немножко, – ей кричит она в окошко, – пригрожу сама я псу и кой-что тебе снесу». (А.С. Пушкин)

9.1. В каждом предложении назовите вначале прямую речь, а затем слова автора. Найдите обращения. Вспомните, как они выделяются на письме.

Сейчас мы познакомим вас со схемами, в которых расставлены знаки препинания. По этим схемам вы сами сформулируете правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. После каждой схемы дается пример.

Условимся обозначать прямую речь вот так: «П».

Запомните:
Прямая речь всегда заключается в кавычки.

Открывая правила, будьте внимательны. Обращайте внимание на то,

1) с какой буквы начинается прямая речь, а с какой – слова автора;

2) где стоят кавычки;

3) подумайте, когда ставится вопросительный знак, когда восклицательный, а когда – запятая;

4) где ставятся эти знаки: перед кавычками или после них;

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве».

А: «П».

Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы?»

А: «П?»

Павел радостно воскликнул: «Через полчаса будем в Москве!»

А: «П!»

Обратите внимание: точка ставится после кавычек, потому что она завершает все предложение, а вопросительный и восклицательный знаки – перед кавычками, ведь они относятся только к прямой речи.

«Через полчаса подъедем к Москве», – сказал Павел.

«П», – а.

«Скоро ли Москва?» – то и дело спрашивали маленькие пассажиры.

«П?» – а.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

Здесь могут встретиться такие варианты.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

«П, – а, – п».

«Подъезжаем, – предупредила мама. – Давай-ка быстрее одевайся».

«П, – а. – П».

«Вы не поможете вынести вещи? – обратилась мама к соседу по купе. – Только до перрона».

«П? – а. – П».

«Ура! Приехали! – закричал я во все горло. – Москва!»

«П! – а. – П!»

Проверьте себя.

Вот какие правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью мы открыли с вами.

Как вы думаете: какой из этих случаев записи прямой речи самый трудный?

Конечно, последний.

Подробнее с правилами постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, вы познакомитесь в старших классах. Но если вам уже сейчас нужны будут такие предложения, обратитесь к схемам. Они послужат вам руководством к действию.

9.2. Прочитайте предложения с прямой речью из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Как ставятся знаки препинания в этих случаях?

1. Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил: «А пошто меня будил?» 2. «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» – говорит ему конек, у его вертяся ног. 3. На другой день, утром рано, разбудил конек Ивана: «Гей! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!» 4. Говорит ему конек: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья твоего не бери себе его». 5. «Ах, Иванушка Петрович!» – молвил Месяц Месяцович.

9.3. Спишите. Составьте схемы 1-го и 5-го предложений. Найдите обращения, обозначьте их буквой О.

В предложениях с прямой речью есть специальные слова-сигналы, помогающие отличить слова автора от прямой речи. Это глаголы «говорения» . Они предупреждают, что сейчас «прозвучат» или уже «прозвучали» чьи-то слова.

Как вы думаете: какие глаголы «говорения» употребляются чаще всего?

Вы, наверное, догадались: глаголы сказал, спросил, ответил .

На самом деле у глаголов сказать, спросить, говорить есть множество синонимов, позволяющих избежать бесконечного повторения одних и тех же слов и разнообразить авторскую речь.

Прочитайте список слов-сигналов прямой речи из книги Николая Носова «Приключения Незнайки», которую наверняка многие из вас читали в детстве: согласился, предложил, объяснил, подумал, пробормотал про себя, проворчал, передразнил, завопил, подхватил, буркнул себе под нос, поклялся, вставил, добавил, предупредил, воскликнул, приветствовал, возмутился, сострил, заорал, завыл…

Вы, наверное, увидели, что слова-сигналы при прямой речи – это не только глаголы «говорения», но и слова со значениями «услышал», «подумал», «обрадовался» и их синонимы.

10.1. Какие глаголы «говорения» использованы в следующих предложениях с прямой речью?

1. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать: «Братцы! Спасайся! Кусок летит!». 2. «Стойте, братцы! – закричал Растеряйка. – Остановите шар! Я шапку дома забыл!» 3. «Почему мы вниз полетели?» – забеспокоились малыши. 4. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей-то шепот: «Где он?». 5. «Ты не толкайся, не толкайся!» – раздалось сердитое шипение. 6. «Терпеть не могу зубной порошок! – проворчал Незнайка. – Невкусный!» 7. «Не надо вставать, больной!» – строго сказала Медуница. 8. «Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда», – зашептал Ворчун. 9. «А ты до сих пор спишь, Шурупчик? – приветствовал его Бублик. – Ведь давно уже утро».

(По Н.Носову)

10.2. Спишите предложения, объясняя знаки препинания. Составьте схемы. Есть ли в этих предложениях обращения? Обозначьте их условным значком.

10.3. В словах с проверяемыми безударными гласными подчеркните ошибкоопасные места. Устно подберите проверочные слова.

11. Представьте себе, что вы хотите: 1) рассмешить читателя; 2) напугать читателя; 3) сообщить полезный (вредный) совет. Для этого вам понадобятся предложения с прямой речью. Придумайте и запишите несколько таких предложений. Слова автора могут стоять перед прямой речью, или после прямой речи, или будут разрывать прямую речь.

12. Проверьте свою память! Вспомните и запишите предложения с прямой речью из сказок А.С. Пушкина. Найдите обращения.

1. Как старик обращался к золотой рыбке?

2. Как старуха обращалась к старику?

3. С какими словами королевич Елисей обращался к солнцу, ветру и месяцу?

4. Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу?

13. Из следующих предложений «пропала» прямая речь. Придумайте ее сами, запишите полученные предложения.

1. … завопил вдруг Димка на весь класс.

2. Елена Леонидовна захлопнула журнал и лучезарно улыбнулась …

3. … великодушно предложила Катя.

4. … таинственно спросил он.

5. Кот презрительно щурился и вдруг очень отчетливо произнес …

(По Л.Матвеевой)

14. А теперь наоборот: дополните прямую речь словами автора. Следите за тем, чтобы глаголы «говорения» не повторялись.

1. Завтра контрольная по математике …

2. Мне учеба дается легко …

3. … Екатерина Семеновна, ну, пожалуйста, простите. В последний раз.

4. А раньше ты относился ко мне по-другому…

5. … А других новостей нет?

В копилку слов

пожалуйста

Запомните: слово пожалуйста выделяется с двух сторон запятыми.

15.1. Прочитайте предложения. Найдите в примерах из сказки А.С. Пушкина слова автора и прямую речь. Посчитайте, из скольких предложений в каждом случае состоит прямая речь.

1. «Здрав ствуй княз ь ты мой прекрасн ый! Что ты тих, как день ненаст ный? Опечалился чему?» – говорит она ему. 2. Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съ едает, одолела молод ца: видеть я б хотел от ца». 3. Лебед ь князю: «Вот в чем горе! Ну, послушай: хочешь в море полететь за кораблем? Буд ь же князь ты комаром». 4. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопро шает: «Ой вы гости-господа долго ль ездили, куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?».

15.2. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните орфограммы на месте подчеркнутых букв.

15.3. Обозначьте обращения и объясните знаки препинания при них.

16. Из книги, которую вы сейчас читаете, или из любой другой книги выпишите пять интересных предложений, соответствующих схемам:

2) «П?» – а.

3) «П, – а, – п».

5) «П», – а.

Проведите в классе конкурс на самое интересное предложение с прямой речью.

17.1. Вспомните, что вы узнали о летописях и преданиях. (Если не помните, вернитесь к параграфу «Устная речь».) Сейчас мы хотим познакомить вас с преданием, рассказывающим об одном из подвигов русского князя Александра Невского.

Александр Невский

Давно это было. Пришли на Русь враги наши – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли полонить твою землю, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими рабами».

Услышал эти дерзкие слова князь Александр, созвал новгородских жителей и сказал им: «Хотят шведы взять нашу землю. Пойдем сражаться с ними! Нас немного, и враг силен, но Бог не с сильными, а с правыми».

«Веди нас на врагов, князь!» – вскричали новгородцы и с радостью пошли за князем навстречу шведам, чтобы защитить свою землю.

И был некий муж по имени Пелгуй. Когда стоял он на берегу моря в утреннем дозоре, услышал страшный шум на море и увидел корабль, а на нем – святых мучеников Бориса и Глеба2. И сказал Борис: «Брат Глеб, поможем Александру!».

Пелгуй с радостью поведал Александру о своем видении. Князь же сказал ему: «Никому не рассказывай об этом».

И после этого решился напасть на врагов. И был бой великий, и была победа князя Александра. После этой победы стали называть князя Александра – Александром Невским, потому что битва была на берегу реки Невы.

(Из книги «Предания и легенды России»)

17.3. Выпишите предложения с прямой речью, объясните в них знаки препинания. В каких из этих предложений есть обращения?

В копилку слов

предание

20. Как получить удовольствие от... диалога?

Вернемся к диалогу.

Всегда ли вы остаетесь довольны диалогами, в которых приняли участие? Наверное, у каждого из вас бывает по-разному. Иногда и вы, и ваш собеседник получаете от разговора удовольствие и вам хочется встречаться и говорить еще и еще. А иногда возникают ссоры, обиды, которые надолго портят настроение. Сегодня не случайно ученые много думают о культуре диалога – умении говорить друг с другом доброжелательно и содержательно.

Разговоры получаются неудачными, когда каждый собеседник твердит свое, стремясь во что бы то ни стало «переговорить» другого. О таких людях говорят, что они глухи друг к другу, что они говорят на разных языках. Такого рода беседу насмешливо описал А.С. Пушкин:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого.
Глухой кричал: «Моя им сведена корова!». –
«Помилуй, – возопил глухой тому в ответ: –
Сей пустошью владел еще покойный дед».

Хорошо, когда разговоры с людьми доставляют собеседникам радость, а не огорчение.

18.1. Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу.

1. Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

2. Меньше говорите о себе, больше слушайте.

3. Не торопитесь навязывать свое мнение.

4. Сразу не говорите человеку, что он не прав.

5. Разговаривая, старайтесь не размахивать руками и не говорить громче своего собеседника.

6. Во время разговора следите за выражением своего лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к человеку.

7. Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, используйте выражение: «Простите, я вас перебью». Если вы случайно перебили собеседника, обязательно следует сказать: «Простите, я вас перебил. Продолжайте, пожалуйста».

18.2. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.

18.3. Глаголы в форме какого наклонения используются в этих предложениях чаще всего? Назовите их.

19.1. Прочитайте в лицах диалог из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!».

– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?

– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески! – возмутилась Фокина.

А я бросил ей хладнокровно:

– Ну и не разговаривай!

– И не буду!

– А сама разговариваешь!..

– Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!

– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что? – спросил я.

– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – проговорив все это, Фокина повернулась и вышла из класса.

19.2. Как вы думаете: можно ли «получить удовольствие» от такого диалога? Приведет ли он к чему-то хорошему? А ведь Зина Фокина действовала из самых хороших побуждений.

19.3. Выпишите глаголы-сказуемые в форме любого из наклонений и укажите, в каком именно наклонении они стоят.

Если вы хотите узнать, какие невероятные события произошли с героями этой книги, прочитайте повесть В.Медведева «Баранкин, будь человеком!».

20.1. Прочитайте рассказ.

Разговор

Две подружки не спеша шли по тротуару и разговаривали:

– Ну, как тебе лисичка?

– Да это не лисичка, а скорей рысь.

– Нет, все-таки лисичка. Рыжая и зубы остренькие.

– Белка летом тоже рыжая и зубы острые, любой орех разгрызет.

– Тогда это змея. Прикидывается лисичкой, а сама удав или кобра.

За ними шагал мальчишка. Обгоняя их, он вдруг спросил:

– Девочки, вы из леса идете или из зоопарка?

Девочки ничего не ответили. Они шли не из леса, а из школы домой и разговаривали о новенькой однокласснице. Если это, конечно, можно назвать разговором.

(Р. Коваленко)

20.2. Здесь в диалоге нет поясняющих слов автора. Поэтому трудно понять, о ком говорили девочки. Но мальчик, шагавший за ними, догадался, что они обсуждают, вернее, осуждают совсем не лисичку. Поэтому и вопрос его прозвучал не совсем вежливо.

А теперь ответьте: между девочками был разговор или что-то иное? Ведь сам автор в конце усомнился в этом.

21. Придумайте или найдите в книге такой диалог, из которого было бы ясно, что разговаривают умные и добрые люди.

Теперь потренируемся.

22. I. Ответьте на вопросы.

1. Какой из способов общения между людьми самый главный?

2. Какие формы речи вы знаете?

3. Чем устная речь отличается от письменной?

4. Какая речь появилась раньше – устная или письменная?

5. Что такое внутренняя речь?

6. Что такое монолог, диалог и полилог?

7. Как ставятся знаки препинания при диалоге?

8. Как ставятся знаки препинания при прямой речи? Перечислите все три случая. Не забудьте о примерах!

II. Если вы сумели ответить на наши вопросы, вам легко будет продолжить предложения.

1. Из всех способов общения между людьми самый главный – это... .

2. Существуют три формы речи: ... .

3. Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся … . Когда мы пишем и читаем, пользуемся … .

4. … появилась раньше … .

5. Если бы у нас не было внутренней речи, то... .

6. Речь одного человека – это... . Разговор двух людей – это... . Разговор многих людей называют также... .

7. При диалоге знаки препинания ставятся так: ... .

III. Выполните задания.

23.1. Прочитайте текст. Обратите внимание, что в нем расставлены не все нужные знаки препинания.

Добрый день сказал Маленький принц.

Добрый день ответил торговец.

Он торговал усовершенствованными пилюлями которые утоляли жажду. Проглотишь такую пилюлю – и потом целую неделю не хочется пить.

Для чего ты их продаешь спросил Маленький принц.

От них большая экономия времени. По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю ответил торговец.

А что делать в эти пятьдесят три минуты?

Да что хочешь.

«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных подумал Маленький принц я бы …».

(А. де Сент-Экзюпери)

23.2. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

23.3. А как бы вы ответили на месте Маленького принца? Вы можете закончить текст одним предложением, а можете – целым рассказом.

В копилку слов

экономить

сэкономить

24.1. Прочитайте рассказ. Почему он назван «Ожидание»?

Ожидание

День был жарким. У входа в парк продавали мороженое, и Юра, не теряя времени, пристроился в хвост очереди. Вот-вот должен был появиться Коля. Юра вручит ему эскимо, и они побегут к лодочной станции. В парке на озере проведут весь день. Так у них было задумано.

Очередь быстро таяла. Юра оказался перед продавщицей, но тут же отпрянул от нее и повернул обратно. Опаздывает Коля, хотя заверил, что будет минута в минуту. Юра снова встал в очередь и не заметил, как опять оказался перед продавщицей. Она его приметила. «Что ты маячишь и ничего не берешь, – спросила, – может, денег нет?»

Деньги у Юры были. Но он не стал объяснять, что хотел купить два эскимо, но друг что-то запаздывает.

Ушел и сел на скамейку под деревом. Ждал, ждал, вскакивал, прохаживался. Никогда не думал, что ожидание такое трудное дело. Досаду сменила тревога: может, с Колей что-то случилось?

Через час появился Коля. Веселый, с мороженым в руке. Удивился, что Юра не смотрит на него.

– Чего такой насупленный? – спросил и протянул руку с мороженым, – на, лизни.

– Не надо, – отвел его руку Юра, – сначала скажи, что случилось. Жду, жду, а тебя нет. Я волновался.

Коля махнул рукой.

– Тоже мне нежности – волновался! Купил бы себе мороженое, сел на скамейку и ждал бы в свое удовольствие.

– Так что же все-таки случилось? – не отступал Юра.

– Ничего не случилось. Лешку во дворе встретил. Он из турпохода вернулся. То да се, стал рассказывать, как там у них в походе было. Ты же знаешь, как Лешка интересно рассказывает.

Не хотел Юра обижать Колю, но и смолчать не мог.

– Как Лешка рассказывает, я давно знаю, – ответил он, – а вот тебя, кажется, только сейчас узнал.

(Р. Коваленко)

24.2. Обратите внимание на речь Юры и Коли. Можно ли по ней судить о характерах мальчиков?

Перечитайте конец рассказа. Посмотрите, как много вложил Юра в одно только слово – слово узнал . Что же он, пережив этот день, это ожидание, узнал о друге? Что понял?

24.3. Поработайте над орфографией: 1) найдите слова с приставками первой группы (неизменяемыми приставками), подчеркните в них ошибкоопасные гласные и согласные; 2) выпишите не меньше 10 слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова; 3) найдите два глагола 2-го спряжения с безударными личными окончаниями, объясните их правописание.

В копилку слов

мороженое

Г.Г. ГРАНИК,
Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Москва

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Практически каждый начинающий сталкивается с тем, что его диалоги получаются слишком неестественными или не информативными: много слов и мало смысла, а сам персонаж говорит так, как никто в жизни не говорит. Читатель любит хорошие диалоги, наслаждается ими. Некоторые даже пропускают абзацы и страницы, чтобы быстрее добраться до разговоров между персонажами.

Прислушайтесь к самому себе

Сложно писать диалоги, пока четко не уясните, как выглядит разговорная речь. Прислушайтесь к тому, как меняется тональность и словарь, когда вы говорите на разные темы, как кардинально меняются и смешиваются эмоции.

  • Как именно вы начинаете разговор?
  • Как структурируете предложения?
  • Как влияют на то, как вы структурируете предложения?
  • Какие эмоции меняют вашу речь кардинально?
  • Какие слова вы чаще всего используете?
  • Вы говорите согласно правилам или нарушаете правила?
  • Используете ли вы сленг?
  • Меняется ли он в зависимости от ситуации?

Прислушайтесь к другим

Персонажи должны говорить по-разному и это первое правило любого романа или сценария (разве что это не задумано нарочно, как в «1984»).

Отмечайте разговорные шаблоны других людей, замечайте оригинальные моменты. Подойдут не только ваши знакомые, но и персонажи из кино. Отличным заданием будет взять двух примерно одинаково разговаривающих людей и выяснить ключевую разницу между ними. Чем они руководствуются? Вполне возможно, что за одинаковым внешним проявлением стоит совершенно разная глубинная составляющая.

Прочтите хороший разговорный сценарий

Точнее так: читайте много разговорных сценариев. Роман тоже может подойти, но вы потратите лишнее время на описание пейзажей и прочих моментов, которые вам сейчас не нужны.

Если у вас есть время, попытайтесь читать по два сценария в сутки на протяжении двух недель. Вы увидите, что к концу второй недели начинаете различать персонажей психологически и ощущаете, что они чувствуют. Возьмите все сценарии Квентина Тарантино и устройте длительный забег. В это время желательно не читать ничего другого, вы должны быть целиком и полностью поглощены диалогами.

В любом диалоге должен быть конфликт

В жизни мы можем сутками обходиться без конфликтов в разговоре, в литературе и кино они быть обязаны. При этом диалог всегда должен преследовать две цели:

  • Решать проблемы конкретного диалога
  • Решать проблемы всего сюжета

Даже если вы описываете семейный ужин идеальной семьи, что-то должно случиться. Каждый персонаж за столом должен иметь свою личную цель, которая так или иначе противоречит целям других персонажей. Только помните о том, что конфликт не должен быть высосан из пальца. Возможно к нему приведет цепочка событий, после каждого из которых персонаж будет заводиться все больше и больше.

Диалог должен иметь цель

Даже если вы хотите поссорить персонажей, сам диалог и его обстановка должны гармонично вплетаться в сюжет и мир рассказа.

При этом диалог должен соответствовать нескольким критериям сразу:

  • Ведет историю вперед . Разговоры в реальной жизни - зачастую просто болтовня без особого смысла, в истории же такого быть не может. Если диалог не движет историю вперед, он должен быть удален.
  • Характеризует персонажей . Каждый персонаж в диалоге и конфликте обязан раскрываться по-своему.
  • Обеспечивает информацией . Разговор персонажей помогает раскрывать предысторию мира, рассказывает о детстве главного героя и так далее. Это называется экспозицией.

Ведите диалоги в своей голове, когда пишете

Крайне важно перейти на «формат диалога» в своей голове и думать только таким образом. Вы наверняка заметили, что описание и диалог - два совершенно разных искусства. Поэтому настройте себя именно на разговорную речь. Читайте вслух то, что пишете.

Когда напишете, прочтите это вслух

Диалог, написанный на бумаге, может звучать фальшиво, если его произносить вслух. Вы можете возразить: какая разница, как он звучит в реальной жизни, если я пишу роман, который будут читать? Дело в том, что вы как автор лишены острого чувства критики, когда пишете. И диалог на бумаге может лишь казаться гармоничным.

Если что-то звучит неестественно, исправьте это

Это одно из самых главных правил диалогов. Бывает, что вы прочли диалог вслух и кажется, что все более-менее нормально, но вас не покидает странное чувство фальши. Не нужно приглушать его, перечитайте еще раз и подметьте, какая часть вас смущает. Возможно придется удалить отдельные слова, а может быть целые части диалога. Не убеждайте себя в том, что нормально - это хорошо.

Желаем вам удачи!

Диалоги - это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей.

Наиболее распространенный тип ошибок - избыточность: ненужная атрибуция, ненужные реплики, ненужные украшательства.

В диалогах особенно важно соблюдать принцип «краткость - сестра таланта»: несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Затянутость

Непрерывный диалог не должен быть слишком длинным, иначе это замедляет динамику произведения. Разговор героев подразумевает реальное течение времени, тогда как в целом сюжет развивается намного быстрее. Если продолжительный диалог все же необходим, то его следует разбавлять - например, описанием действий, эмоций героя и т.п.

Не засоряйте диалог фразами, не несущими полезной информации.

Девушки попрощались:
- До свидания!
- Всего хорошего!
- Очень рада была вас видеть!
- Приходите к нам в гости!
- Непременно придем. В прошлый раз нам очень у вас понравилось.
- Ну, право же, не стоит. Ну что ж, прощайте!


Можно было бы ограничиться одной фразой: «Девушки попрощались».

Аналогичная проблема - повторы одной и той же мысли:

Неужели так и сказала: уходи?
- Да, именно так.
- Я не могу поверить.
- Клянусь! Я тебе передал все слово в слово. Так и сказала: уходи.
- Я не верю. Ты, верно, что-то перепутал.

Исключения из этого правила, разумеется, могут быть, но все же следует помнить, что пустой диалог - это скучно, а скучное читатель пропускает.

Неестественность

Диалог должен звучать естественно. Не стоит употреблять в разговоре сложносочиненные предложения на пять строк или выражения, которые не используются в живой речи.

Тебе нужно регулярно поливать ростки, потому что иначе им неоткуда будет взять влагу, столь необходимую для их питания и полноценного развития.

Так не говорят. Предложение лучше перефразировать:

Не забывай поливать ростки, а то они засохнут.

Исключение из этого правила: герой нарочно пытается говорить по-книжному, и видно, что это не стилистическая ошибка, а авторская задумка.

Устаревшие выражения

Тысяча чертей! - воскликнул офис-менеджер, выключая компьютер. - Ах, будь я проклят, если я не отомщу этим канальям!

Чтобы проверить диалог на естественность звучания, читайте его вслух. Лишние слова будут резать ухо.

Несоответствие диалога ситуации или характеру героев

В романах новичков сплошь и рядом встречаются сцены, в которых злодеи в пылу битвы беседуют с героями о Добре и Зле - длинными предложениями с деепричастными оборотами.

Если вы думаете, что это нормально, попробуйте в течение пяти минут колотить подушку и одновременно пересказывать сказку о Колобке.

Получилось нечто связное? Снимаю шляпу.

Бегун сразу после марафона не может давать пространные интервью, пожарник в пылающем здании не станет просить: «Будьте любезны, Василий Иванович, подайте мне брандспойт!»

Перебор с атрибуцией

Иван взглянул в лицо Маше.
- Какая ты все-таки молодец, - сказал он.
- Если бы не ты, у меня бы ничего не получилось, - отозвалась она.
- Да брось, не стоит, - проговорил Иван.

Убираем «сказал он», «отозвалась она», «проговорил Иван» - и смысл не теряется. Читателю абсолютно понятно, кто что произнес.

Лишние наречия и прочие уточнения

Это нечестно! - всхлипнула девочка плаксиво.

В данном случае наречие дублирует смысл глагола. Слова «всхлипнула» вполне достаточно.

Еще хуже смотрятся штампы.

Сейчас я с тобой расправлюсь! - зловеще ухмыльнулся Император.
- Умоляю, отпустите меня! - душераздирающе закричала девушка, заламывая руки .

Однотипная атрибуция


- Не забудь купить сушек, - сказала бабушка, отсчитав ей деньги.
- А мне конфет! - сказал папа из-за двери.

Не стоит раз за разом повторять одинаковые атрибутивные глаголы, иначе внимание читателя зафиксируется именно на этих словах. Если вам сложно подобрать атрибутивный глагол, вставьте фразу, которая будет описывать действие героя, а потом - его реплику.

Я пошла в магазин, - сказала Маша.
Бабушка отсчитала ей деньги.
- Не забудь купить сушек.
- А мне конфет! - послышался папин голос из-за двери.

Говорящие глаголы и ярлыки

По возможности старайтесь не снабжать реплики героев излишне говорящими атрибутивными глаголами. Эмоции должны передаваться самой сутью сцены, а не приклеенными ярлыками.

Пример таких «накачанных стероидами» атрибутивных глаголов приводит Стивен Кинг в пособии «Как писать книги»:

Брось пушку, Аттерсон! - проскрежетал Джекил.

Целуй меня, целуй! - задохнулась Шайна.

Ты меня дразнишь! - отдернулся Билл.

Не следует также постоянно напоминать читателю: вот этот персонаж - негодяй, а вот этот - прекрасный принц. Когда негодяи «злорадно скалятся», а принцы «презрительно поднимают брови» - это верный признак того, что автор писал, «надменно игнорируя здравый смысл». Характеризовать героя должны его слова и поступки.

Длинный диалог из коротких предложений

Ты куда?
- В деревню.
- А что там?
- Ничего.
- А зачем?
- Надоело.
- Почему?
- Ты не поймешь.

Подобный диалог выключает образное мышление. Читатель начинает видеть не мысленную картинку, а буквы. Если односложное перекидывание словами абсолютно необходимо по сюжету, то его надо разбавлять описаниями.

Акцент и искажение речи

С передачей акцента и искажениями речи надо быть очень аккуратным. Если у читателя может хоть на миг возникнуть затруднение в прочтении фраз типа «’eволюция - это п’ек’асно», то лучше просто упомянуть, что герой картавит.

Употребление имени в диалоге

Здравствуй, Маша!
- Здравствуй, Петя! Как я рада тебя видеть!

Что неправильно? Во время разговора мы редко называем людей по имени, особенно если рядом никого нет. Поэтому данный диалог звучит фальшиво.

Пересказ чужих слов

Я встретил Машу. Она сказала: «Петя, почему ты не заходишь ко мне в гости?» - «Потому что мне некогда», - ответил я.

Старайтесь избегать прямой речи в прямой речи или передавайте чужие слова так, как они звучат в обыденном разговоре.

Сегодня Машу встретил. Она спросила, куда я пропал, а я соврал, что у меня нет времени.

Пересказ того, что герои и так знают

Ты же знаешь, пару лет назад орки напали на наши северные границы и сожгли пять городов. И тогда король Сигизмунд Пятнадцатый выделил триста тысяч воинов на боевых драконах…
- Да, эта битва недаром вошла в летописи. Помнишь, как они захватили Волшебный Камень Всезнания?
- Конечно, помню.

Некорректное использование иностранных выражений

Иностранцы в романах новичков нередко говорят на своем родном языке с дикими ошибками. Если вы не уверены, как правильно пишется фраза, проконсультируйтесь у профессионального переводчика или у носителя языка.

Перебор со сленгом и матом

Если ваш герой «ботает» исключительно «по фене», читатель может его «не догнать».

Мат в литературе допустим только в малых дозах и только к месту. Исключения - «авангардные» романы, выходящие тиражом в 500 экземпляров.

Помним, что никто нас не осудит за отсутствие ненормативной лексики, а вот растерять читателей из-за обилия мата вполне возможно.

Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?

1. Он должен быть абсолютно необходим, то есть без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя. Пример - разговор Чичикова и Ноздрева (Н. Гоголь. «Мертвые души»).

2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.

Нимфа, туды ее в качель, разве товар дает? - смутно молвил гробовой мастер. - Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб - он одного лесу сколько требует…
- Чего? - спросил Ипполит Матвеевич.

Да вот «Нимфа»… Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я - фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб - огурчик, отборный, любительский…

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»

При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.

3. Герои не должны беседовать в вакууме. Создайте вокруг них живой мир - с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п.

Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:

Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.

Руки в соку, - подставляет блестящий локоть.

Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
- Кума…
- Что, кум?
- Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук, и он сказал уму: прощай!
- Как это сердце ушло из рук?
- Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.

И. Бунин. «Кума»

4. Пусть герои не только говорят, но и жестикулируют, передвигаются, гримасничают и т.п.

Ай-яй-яй! - воскликнул артист, - да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
- Неужели мошенники? - тревожно спросил у гостя маг, - неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

5. Следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»

6. Длина предложений в диалогах должна соотноситься со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.