Кто такая богиня Кали.

В индийском пантеоне сотни богов и богинь.Одни белые,как грудь лебедя,другие красные,будто пахали от зори до зори под летним яростным солнцем,а третьи и вовсе черные,как уголь,- и все они держат в гармонии мир и судьбу народов.Это Брахма ,владыка сущего,сидит в позе покоя,уставив в небо все свои четыре красных лика,и восемь рук его опущены вдоль тела,живет он на Величайшей горе Меру ,а передвигается верхом на лебеде.
Брахма
Это Майя ,богиня иллюзии,в прозрачных струящихся покрывалах,и вся она трепещет,и нельзя уловить её лика.

Это и Кришна -темнокожий силач,победитель злых демонов.

Шива-разрушитель.

Сарасвати ,жена Брахмы ,богиня речи.хозяйка наук и искусств .

Яма -бог смерти.И многие другие боги.

Сарасвати
Кришна

Все эти боги преклоняются перед Великой Кали. Кто же такая эта Кали ?Кали -это Мать всех миров и созданий,которая уже дважды спасала мир и порядок.

В седые времена асуры,злые демоны,враги людей и богов,нашли себе беспощадного вождя Махишу с головой буйвола и в жесточайшей битве,длившейся сто лет без передышки,победили богов.И хоть во главе богов стоял сам величайший Индра ,все равно они были разбиты и вышвырнуты с небес. Тогда кстати,боги и узнали,каково жить людям,ибо они скитались по земле,подобно простым смертным,и так же трудно добывали себе хлеб насущный.Злодей Махиша гоготал над ними,воцарившись на небе.Боги же исходили в бессильном гневе,их уста извергали языки пламени и появилось огромное огненное облако-облако гнева и жажды мщения,повисшее над Вселенной .И вдруг это облако обрело формы и из него появилось она,Кали,женщина мщения.

Шива

Пламя Шивы стало её лицом.Бог смерти Яма превратился в её волосы.Владыка солнца создал её руки.Бог луны – её грудь.Сила громовержца укрепила ее поясницу.Грозный судья своим пламенем укрепил её ноги.Богиня земли вселилась в её бёдра.В пятках её жил бог солнца.В зубах – верховный бог Брахма .В глазах бог огня.В бровях – братья – близнецы,-владыки утренних и вечерних сумерек.В носу владыка богатств и повелитель горных духов.В ушах – быстроногий бог ветра.А как же выглядела Кали ?Великий немецкий писатель Томас Манн ,пересказывая старинную индийскую легенду,составил портрет Кали .”Ужас вселяло изваяние Кали.Из–под каменного свода арки,повитой гирляндами черепов и отрубленных рук,выступал истукан,раскрашенный красками, опоясанный и увенчанный костями и членами живых существ,в неистовом вращении своих восемнадцати рук.

Мечами, факелами размахивала Матерь ,кровь дымилась в черепе,который,как чашу,подносила к устам одна из её рук,кровь у ног её разливалась рекой.Кали ,Наводящая ужас,стояла в челне,плывшем по морю жизни,по кровавому морю.Звериные головы с открытыми остекленевшими глазами,штук пять или шесть голов буйвола,свиньи и козы были пирамидой сложены на алтаре,и её меч,их отсекший,острый,блестящий,хотя и в пятнах запекшейся крови,лежал чуть поодаль,на каменных плитах.

Свирепый,пучеглазый лик Несущей смерть и Дарящей жизнь,бешеное,вихревое движение её рук..."

Разгромленные боги отдали Кали всё своё волшебное оружие,и сейчас в её руках были и трезубец,и боевой диск.и копьё,и жезл,и лучи,и топор,и боги думали,что у неё не хватит рук,чтобы взять всё оружие,но на всё,на всё хватило рук Извечной матери !Она плотно уселась на свирепого горного льва,приструнила его,а напоследок прихватила ещё чашу с вином - и поехал Кали издала рык не рык,клич не клич,вопль не вопль,а только горы зашатались и земля задрожала,и лев понес её в битву.

Но и Махиша был силен,и войско его было несметно,тысячи тысяч,и все враз,скопом накинулись на Кали ,Калиюгу ,как она теперь звала себя.Кони и всадники,колесницы и лучники,слоны и тараны,- всё обрушилось на неё.Мать вынесла первый удар и пришпорила льва.Тот и сам был сгустком пламени,он кусался и жег,топтал и рвал,сметал гривой и сбивал лапой.А хозяйка,невозмутимо восседавшая на нём,выдохнула так, будто гасила пламя свечи.и из её дыхания возникли тысячи воинов её помощников.

И всюду,где проносилась Матерь ,лились потоки вражеской,демонской крови.

Махиша ,однако ж,в бой ещё не вступал;все думал,что его дружина справится и без него.Но тут понял:плохо дело,и заревел,и забил копытами,и завертел хвостом,и промчался по полю,все выжигая на своём пути.

Смотрите,какая в нем была сила:ударит хвостом по океану - и тот в страхе выплескивается на берег;вскинет буйволиную морду - и рога разрывают тучи;заревёт - и превращаются в песок неприступные горы.

А богиня поплевала на ладони да и набросила на Махишу волшебную петлю,и тут началась чехарда,Всё таки Махиша был не только ужасен,но и умён:превратился в льва и выскользнул из петли.Но и Матерь была терпеливой:взмахнула она мечом времени и отсекла животному голову.Но за какую-то долю секунды до полной гибели М ахиша успел превратиться в человека - и его сразила Кали ,а человек стал слоном,а слон буйволом,Матерь была упорна - рубила хоботы,вырывала рога,а когда ей опротивили бесконечные превращения Махиши ,она глотнула из кубка вина и расхохоталась сумасшедше,глаза её разгорелись шалым блеском;между раскатами громового хохота она ещё крикнула Махиши :"Реви,безумный,пока я пью вино!" - и подпрыгнула,как ведьма,и обрушилась на демона,и придавила,продолжая хохотать,так что тому,раздавленному,ни во что больше превратиться не удалось.Кали пустила в ход копьё,поджидая последней уловки демона.Тот хотел было выскочить из собственной мерзкой пасти,но Матерь Мира была наготове и быстра отсекла ему голову.Боги преклонились перед Извечной Матерью ,а та - усталая,окровавленная и добродушная теперь,после столь тяжкой победы,сказала богам: - всякий раз,когда будет грозить опасность,большая беда,о небожители,взывайте ко мне,и я приду вам на помощь.А сказав это,скрылась в своих недоступных храмах,чтобы зализать раны и чтобы не разнеживаться в похмелье победы и быть в постоянной боевой готовности.Как ей не быть грозной и страшной, если злые демоны,пользуясь беспечностью богов,то и дело грозят уничтожить миропорядок? Матерь всего сущего,она за все в ответе,и ей-то лучше знать,в каком обличии встречать врага.Заметьте,между прочим: в страшном своём обличии она появилась только после боя,и как она в мирное время выглядит - никто и не задумывался.Да и забыли о ней.Не нужна стала.Только крестьянки южной Индии и помнили о ней,пробираясь по непролазным чащам,приходя в недоступные храмы Матери и принося ей жертвоприношения:козлёнка,плоды разные,вина.
Мир на земле. Кама-бог любви резвится и жертвы его счастливы. Беспечность кругом. Но демоны не дремлют. Новая сила выросла в их стане-братья Шумбха и Нишумбха .И такой силой обладают эти братья, что и Махиша бы позавидовал. И началась новая война богов и демонов. В горах укрылись разбитые боги, там, где с неба падает священный Ганг и начинают свою земную жизнь.Больше прятаться негде. Тут-то и вспомнили Матерь сущего.
Стали призывать на помощь Великую богиню . Долго ждали боги и опешили, увидев,что из дремучих лесов не появилась свирепая Матерь ,а возле вод Ганга появилась нежная Ума ,столь же прекрасная,сколь и беззащитная. Опечалились боги: не та женщина нужна им сейчас. И тут случилось чудо. Тело прекрасной Умы как бы раздвоилось, она нежная и прекрасная,осталась тут же,но рядом с ней,из нее возникла Неотвратимая матерь Кали . Возникла и сказала:
-Это меня славят и призывают боги,которых опять теснят демоны.Меня,великую Кали ,призывают они.Меня,гневную и беспощадную воительницу.Но знайте мой дух заключён,как второе я, в тело нежной Умы .Суровая Кали и прелестная Ума ,мы - два начала единого,два лика Великой богини ...
Кто небрежно отзовётся обо мне,свирепой Кали ,от того отвернётся Ума ;кто оскорбит Уму ,будет иметь дело со мной,Свирепой...

Богиня Ума
Пока один лик Великой матери жил в труднодоступных храмах,тренируя свой дух для беспощадной борьбы со злом,другой её лик жил в ясности и неге,в красоте и мягкости,в ласках и обаянии. А как же выглядит богиня Ума ? Томас Манн вот как ее описывает:
"Молодая девушка стояла на укромном месте воссоединения,собираясь приступить к благочестивому обряду.Она оставила на ступенях спуска своё сари и стояла совсем нагая,одетая только в ожерелье,серьги с качающимися подвесками да белую повязку на высоко подобранных пышных волосах.Ослепительна была прелесть её тела.Всё оно,казалось,состояло из обольщений Майи и было обворожительного цвета,не слишком тёмное,но и не слишком светлого оттенка,скорее напоминавшее позолоченную медь,дивное,со сладостно хрупкими плечами ребёнка и упоительно выпуклыми бёдрами,от которых как бы раздался в ширину её плоский живот,с девическими налитыми бутонами грудей и пышным выпуклым задом,сужавшимся кверху и стройно переходившим в нежную узкую спину,чуть вогнувшуюся,когда она подняла свои руки-лианы и сомкнула их на затылке так,что стали видны тёмные впадинки подмышек.Не только её тело,но и лицо меж качающихся подвесок было прелестно.Носик,губы,брови и удлинённые,словно лепесток лотоса,глаза..." Да хороша Ума ; когда она вселяется в тело смертной, она становится именно такой.
Кали черная - как гнев,как ярость,как испорченное солнцем лицо старой крестьянки.
Ума белая, такая нежная.
Кали одета в шкуру пантеры, и на ее шее ожерелье из черепов.
Ума в белоснежном сари и в сандалиях из цветочной пыльцы,на ногах ее звучат колокольчики.
Что же общего между ними?А общее между ними то, что Кали охраняет и защищает покой и счастье Умы Ума нужна Кали , чтобы нарождались поколения,которые Кали будет сберегать от демонов. Она прекрасна,эта Ума , она всесильна, эта Кали - и она одно целое.
Она же - средоточие всей любви, разлитой в мире. Она- любовь плотская, грубая, и она же- бесконечная Материнская любовь, она- сострадание и надежда, потому к ней и приходят как к Матери-заступнице .Не мы придумали этот мир. В нем надо не только родиться, но и выжить, и жить, а для этого надо уметь защитить себя и защитить все,что ты любишь, а Темная матерь любит все живое и терпеть не может всю демоническую сволочь.
Победила Кали и демонов- братьев Шумбху и Нишумбху .
Ну, а после боя опять в темные леса. Опять один ее лик пугает, зато другой ее лик восхищает и нежится в любви и радости.
Вечная матерь,-на страже, не сомкнет веки, не даст погибнуть, и все будет.
И все будет всегда.
И все будет хорошо.
Матерь Мира

Обратите внимание! Авторским правом на данную статью обладает её автор. Любое перепечатывание статьи без разрешения автора является нарушением его авторского права и преследуется законом,при использовании материалов блога ссылка на блог - обязательна.

Прежде всего, хочу предупредить, что разделяю чувства людей, потерявших своих родных как в далекие 40-е, так и в ходе недавних многочисленных терактов в Волгограде. Для меня память о погибших и культ Кали - это два взаимоисключающих понятия. Надеюсь, данная статья сможет объяснить в подробностях мою позицию.

Отличительные признаки Кали Ма и Родины Матери.

Только в бреду можно представить, что память о погибших в боях под Сталинградом можно увековечить в статуе, посвященной кровожадной упырихе.И совсем по-другому смотрится призыв на смерть с агитплаката "Кали Ма зовет!".

Кровожадная богиня Кали Ма обладает рядом отличительных признаков. В предыдущей статье рассматривалось 10 признаков, "размытых" по трем статуям в Тбилиси. В Волгограде установлена одна из самых высоких статуй в мире под именем "Родина Мать", у которой также присутствует ряд признаков, позволяющих безусловно опознать в ней Кали Ма. Некоторые признаки не столь очевидны, как в случае трех статуй в Тбилиси, однако не стоит забывать о своеобразной "логике" посвященных - для них достаточно полунамека, полузнака. Возможно, я также упустил некоторые моменты, так как мне не довелось лично побывать в Волгограде и весь материал статьи основан на информации из открытых источников.

1) Имя. Р одина Ма ть, которая стоит на Ма-Ма евом К ургане. В славянском "ведическом пантеоне" К али Ма соответствует Ма-К ошь или Ма-Р а.
Очевидна игра согласных М-К-Р .

2) Меч. Кали Ма крепко держит громадный меч в своей руке

3) Шива. Так же, как и в Тбилиси, Кали Ма запечатлена в движении по направлению к воину, расчлененному и уже наполовину вросшему в землю. По традиции, Кали Ма должна встать на грудь поверженному полуживому-полумертвому Шиве (Шиве в форме трупа).

Про связь памятника воину с Шивой упоминается, в частности, здесь: "Советский воин-богатырь - Шива. Автомат - стрелковое оружие, лук. Граната - булава." Стоит заметить, что Дурга - это еще одно из имен Кали Ма.

4) Сражение. Вокруг нее - действительно, сражение. Одно из самых кровавах и ожесточенных в истории. А сейчас оно запечатлено в скультурах мемориала и в кладбище, расположенном прямо за спиной Кали Ма в Волгограде.Почти везде Кали Ма ставят либо прямо на костях либо прослеживается другая связь с массовыми жертвами. Одна из могил (маршала Советского Союза) расположена прямо у подножия Кали Ма. Любит она такое дело...
Такие вот "памятники" на Мамаевом кургане имеют четкое и однозначное воздействие на подсознание.

5) Груди. Для памятника, посвященного памяти погибшим и имеющего в своем названии упоминание матери совсем странным выглядит такое художественное внимание к изображению груди

6) Язык. Часто Кали Ма изображается не с высунутым языком, а с открытым ртом. Действительно, у Волгоградской Кали Ма рот уродлив.Есть исторический "анекдот", призванный как-то объяснить такое "художественное решение".

Один из двух архитекторов, Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

7) Факел. У Кали Ма много рук. Обычно 4, но бывает и 6 и 8. Каждый раз вопрос как изобразить дополнительные руки решается оригинально. Если в Тбилиси три пары рук были "разнесены" по трем статуям в положении вверх, в стороны и вниз, то в Волгограде решили пойти тем же путем, каким в Тбилиси изобразили язык. Напомню, "язык матери" изображен в виде отдельного памятника, ориентированного строго на север. В случае Волгоградской Кали Ма строго на восток есть отдельный павильон, в котором "ничейная рука" держит факел. Через дыру в крыше можно разглядеть, чья же это дополнительная рука с факелом. Вот такая многорукая "мама".

Жертвоприношения Кали Ма

Комплекс на Мамаевом Кургане до сих пор требует кровавых жертв. Кали - грозная и кровожадная богиня, которая требует свежей крови от своих последователей. К сожалению, как это художественно изобразил Пелевин, Кали Ма и по сей день приносятся жертвы. Конечно, об этом мало кто знает и даже задумывается, но я берусь установить некоторую взаимосвязь.

Перед тем, как показать взаимосвязь "терактов", хочу сделать предположение. По каким-то причинам объекты кровавого культа и места жертвоприношений связываются по геолиниям (меридианы, параллели), при этом очень точно выверяются координаты. Возможно, от географической точности зависит сила "эффекта", получаемая при жертвоприношении.
В других случаях привязка идет не к геолиниям, а к искусственным линиям, создаваемым очень высокими объектами, такими как теле-радио вышки, огромного размера памятники, статуи, шпили.

В качестве факультатива советую бегло пролистать книжечку "Системы космической связи и подавления сознания на новых принципах".Не пугайтесь технических подробностей, полистайте картинки с архитектурой. Особенно подробно там про Астану - город строился практически с нуля, и система в планировке особенно видна:
http://pravdu.ru/arhiv/SISTEMY_KOSMIChESKOI_SVYaZII_PODAVLENIE_SOZNANIYa.pdf

Итак, рассмотрим 4 теракта

Автор va123ma в комментарии к статье описыват географическую взаимосвязь подрыва автобуса в Волгограде 21 Октября, однозначно характеризуя "теракт" как жертвоприношение . Географическая точность в этом случае не очень высокая - возможно, что-то пошло не по плану? Кроме того, в этом теракте я не увидел прямой связи с Кали Ма, в отличие от трех других случаев.

В 65-летнюю годовщину начала Второй Мировой Войны был произведен один из самых жестоких терактов, в котором погибли и пострадали прежде всего дети в Беслане.

Школа номер 1 в Беслане расположена с очень большой точностью на том же меридиане, что и Кали Ма ("Родина-Мать"). Погрешность составляет всего несколько десятков метров (!), хотя расстояние Волгоград - Беслан - около 600 километров. Не поленитесь, проверьте сами:

48°44"32.42"N 44°32"13.63"E - "Родина Мать"
43°11"6.11"N 44°32"8.51"E - Школа N1 в Беслане

Чудовищная точность совпадения в координате по долготе (меридиан 44°32" )! Погибли дети в Беслане... И я уверен, что есть взаимосвязь, потому что нить вьется дальше...

С той же изощренной точностью на этой же долготе "Ночные волки" в Августе 2013, день в день в годовщину страшной бомбардировки Сталинграда, ставят памятник-реплику детям, танцующим вокруг крокодила . Когда дети танцуют вокруг свирепого хищника-людоеда, быть беде!

Итак, сравните координаты - в этот раз памятник-реплику поставили очень точно на меридиане Кали Ма - Школа номер 1. Заметьте - дети обугленные, почерневшие. Это такая задумка спульптора, такая вот "память" о погибших в Беслане детях!

48°42"57"N 44°32"00"E - координаты памятника - реплики у "Мельницы", все тот же меридиан 44°32"

Второй памятник, уже с белоснежными подросшими детьми, словно по ниточке, выводит нас на следующий "теракт", так как второй "крокодил" расположили прямо у входа в вокзал, где прогремел взрыв.

Второй крокодил, полакомившись детьми в Беслане, приводит нас к вокзалу.
Два взрыва, прогремевшие в Волгограде, расположены с большой точностью на линиях, образованных высотными сооружениями и гиганским памятником Кали Ма. Вероятно, чтобы усилить эффект. Вот как это выглядит:

Обе линии начинаются на громадине Кали Ма
48°44"32.42"N 44°32"13.63"E

Первая линия проходит через привокзальную площадь, где прогремел взрыв и заканчивается на другом странном но очень высоком (22 метра высотой) памятнике воинам-чекистам
48°42"5.74"N 44°30"21.00"E

По "случайному совпадению" памятник чекисту расположен на перекрестке улицы КАЛИ нина.
В руках у воина-чекиста - меч (отсылает к Кали Ма), который является своеобразной антенной. В страшном сне я могу представить такого вот воина-чекиста, вооруженного мечом во вторую мировую войну. Или он "Родина-отец"?

Взрыв в троллейбусе лежит на линии Кали Ма - телебашня. На фото в правом нижнем углу - зрительный обман, так как телебашня высотой в 192 метра более чем в два раза выше статуи и является самой высшей точкой в Волгограде.

координаты взрыва в троллейбусе
48°44"9.94"N 44°29"52.90"E
координаты телебашни (рядом с Кали Ма и с кладбищем)
48°44"29.16"N 44°31"50.36"E

Вообще, теле-радио башни почти повсеместно построены рядом или прямо на кладбищах, либо их штурмовали и проливали кровь:
Москва (так и зовут - Останкинская, на останках, кладбище прямо под башней)
Волгоград (мемориальное кладбище за "Родиной Мать")
Киев (Бабий Яр)
Тбилиси (пантеон Мтацминда)
Вильнюс (погибли люди при штурме)
...
Телебашни заслуживают отдельной статьи. Сейчас же только упомяну, что один из двух авторов проекта памятника Кали Ма - Никитин - стал главным конструктором Останкинской телебашни, а до этого проектировал главное здание МГУ. Глубоко посвященное лицо.

Каким точно образом действует механизм жертвоприношений, зачем и кому он нужен - мне не известно. Но то, что и сегодня культ Кали Ма влияет на нашу жизнь - это несомненно.

Богини мировой мифологии далеко не всегда милосердны и добры. Многие из них требовали от своих адептов особого рода поклонения.

Кали

Даже если вы ничего не знаете про богиню Кали, вы наверняка слышали про то, что по индуистскому календарю мы живем в эпоху Кали-юга. От имени Кали происходит название бывшей столицы Индии Калькутты. Здесь и сегодня находится крупнейший храм поклонения этой богине.

Кали - самая грозная богиня мировой мифологии. Одно её изображение уже пугает. Она традиционно изображается синего, либо черного цвета (цвет бесконечного космического времени, чистого сознания и смерти), с четырьмя руками (4 стороны света, 4 основных чакры), на её шее висит гирлянда из черепов (череда воплощений).

У Кали красный язык, что символизирует кинетическую энергию вселенной гуну раджас, стоит богиня на поверженном теле, что символизирует вторичность физического воплощения.

Кали пугает, и не напрасно. В Индии ей совершали жертвоприношения, а самыми ревностными адептами этой богини стали тхаги (туги) - секта профессиональных убийц-душителей.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек. «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей. В английском языке слово «таги» (англ. thugs) приобрело нарицательное значение «убийц-головорезов»

Геката

Геката - древнегреческая богиня лунного света, пресподней и всего таинственного. Исследователи склонны считать, что культ Гекаты был заимствован греками у фракийцев.

Сакральное число Гекаты - три, поскольку Геката - трехликая богиня. Считается, что Геката управляла циклом человеческого существования - рождением, жизнью и смертью, а также тремя стихиями - землей, огнем и воздухом.

Власть её распространялась на прошлое, настоящее и будущее. Свою силу Геката черпала от Луны, которая также обладает тремя фазами: новой, старой и полной.

Изображалась Геката обычно либо как женщина с двумя факелами в руках, либо в виде трех фигур, связанных спина к спине. На голове Гекаты часто изображали языки пламени или рога-лучи.

Жертвенник, посвященный Гекате, назывался гетакомбой. Описание жертвоприношения Гекате встречается в «Илиаде» Гомера: «Ныне черный корабль на священное море ниспустим, //Сильных гребцов изберем, на корабль гекатомбу поставим».

Священным животным Гекаты была собака, ей в жертву приносили щенков в глубоких ямах, или в пещерах, недоступных для солнечного света. В честь Гекаты справлялись мистерии. Греческая трагическая поэзия изображала Гекату властвующей над злыми демонами и душами умерших.

Кибела

Культ Кибелы пришел к древним греками от фригийцев. Кибела была олицетворение матери-природы и почиталась в большей части областей Малой Азии.

Культ Кибелы был по своему наполнению весьма жестоким. От его служителей требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран.

Неофиты, предававшие себя во власть Кибеле, проходили инициацию путем оскопления.

Знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер писал об этом обряде: «Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Новообращенному в культ Кибелы выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

Иштар

В аккадской мифологии Иштар была богиней плодородия и плотской любви, войны и распри. В вавилонском пантеоне Иштар имела роль астрального божества и была олицетворением планеты Венеры.

Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, поэтому часто её культ включал сакральную проституцию. Святой город Иштар - Урук - называли также «городом священных куртизанок», а сама богиня часто упоминалась, как «куртизанка богов».

В мифологии Иштар имела много любовников, но эта страсть была и её проклятием, и проклятием тех, кто становился её фаворитами.

В записях Гуиранда сказано: «Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза.

Чиннамаста

Чиннамаста - одна из богинь индуистского пантеона. Её культ содержит интересную иконографику. Чиннамаста традиционно изображается так: в левой руке она держит собственную отрубленную голову с раскрытым ртом; волосы ее растрепаны, и она пьет кровь, струей бьющую из ее собственной шеи. Богиня стоит или восседает на паре, занимающейся любовью. Справа и слева от нее две спутницы, которые радостно пьют кровь, струящуюся из шеи богини

Исследовательница Э.А.Бенард считает, что образ Чиннамасты, равно как и остальных богинь Махавидья, следует рассматривать как маску, театральную роль, в которой высшее божество по своей прихоти желает явиться перед своим адептом.

Одна из важных деталей иконографии Чиннамасты, то, что она попирает ногами находящуюся в любовном союзе пару, развивает тему преодоления богиней вожделения и любовных аффектов.

То, что сама Чиннамаста пьет собственную кровь, символизирует то, что тем самым она достигает разрушения иллюзий и получает освобождение-мокшу.

В Древней и средневековой Индии хорошо была известна практика ритуального самоубийства. Самое известное – самосожжение вдов – satī, sahamaraņa. В среде наиболее ревностных поклонников божеств существовал и обычай принесения в жертву собственной головы. Сохранились уникальные памятники – рельефные изображения со сценами подобного жертвоприношения, благодаря которым мы можем представить себе, как оно происходило.

Подобный обряд есть и в записках Марко Поло. Он упоминает существовавший на территории Малабарского побережья обычай, согласно которому осужденный на смерть преступник мог избрать вместо казни такую форму жертвоприношения, при которой он сам себя убивает «из любви к таким-то идолам». Эта форма жертвоприношения осмыслялась в народе как более всего угодная Чиннамасте и, следовательно, могла служить процветанию и благу всей общины.

Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма ("тёмная мать") она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид её почти всегда устрашающий: смуглая или чёрная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнажённой или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой - на его грудь. У Кали четыре руки, на руках - похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык её высунут, у неё длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

Некоторые ритуалы капаликов описаны в романе Дэна Симмонса "Песнь Кали" .

В облике Кали жена Шивы проявляет себя более сурово. Вообще облик Кали суров и страшен; это трехглазое чудище с оскаленными зубами, высунутым языком, множеством (чаще - четырьмя) рук, в которые вложено оружие. Ее серьги - в виде тел младенцев, ожерелье - из черепов. Праздники в ее честь красочны и популярны. Но ее боятся и потому почитают, принося кровавые жертвы: в калькуттском центральном храме богини, Калитхат, приносят в жертву живых козлят. Кали считается покровительницей всех, занятых нечистыми делами, в том числе профессиональных преступников, грабителей и убийц, не говоря уже о членах касты душителей-тхагов, убивающих людей в ее честь.

Богиня Кали, одна из многочисленных жен Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие, мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит меч, а в другой - отрубленную голову. Ее длинный язык вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.
Согласно индийским мифам, Кали однажды собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных. Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.
Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей - джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.
Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался "румаль". Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль - предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся "на дело", завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.
Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы - любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного.
Петля затягивалась медленно, чтобы Кали могла в полной мере насладиться агонией умирающего. При этом душитель несколько раз произносил следующее заклинание: "Кали! Кали! Богиня смерти! Железная богиня-людоедка! Рви зубами моего врага, выпей его кровь, победи его, мать Кали!" Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, - и человек падал замертво.

Кали - в индуистской мифологии одна из грозных ипостасей великой богини-матери Деви, или Дурги, жены Шивы, олицетворение смерти и разрушения. Она появилась на свет из черного от гнева лба Дурги: с кроваво-красными глазами, четырехрукая; из раскрытого рта свисал язык, обагренный кровью жертв; нагота ее была прикрыта лить кушаком из отрубленных вражеских голов или рук, ожерельем из черепов и тигровой шкурой. Подобно Шиве, Кали имела третий глаз во лбу. В одной руке она держала оружие, в другой - отрубленную голову Рактабиджи, две руки подняты для благословения. Последователи Кали считали ее любящей богиней-матерью, способной уничтожить смерть и демонов.

Одно из самых драматических изображений показывает её сидящей на корточках у тела мёртвого Шивы, поглощающей его пенис своим влагалищем, в то время как ртом поедает его кишечник. Эту сцену надо воспринимать не буквально, а духовно. Считается, что Кали принимает во влагалище семя Шивы, чтобы вновь зачать его в своей вечной утробе. Точно так же она пожирает и уничтожает всё живое вокруг себя, чтобы всё создать заново. На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии. Кали Ма имеет уродливое лицо с клыками, испачканными кровью. Над её бровью расположен третий глаз. Её обнажённое тело украшено гирляндами из младенцев, ожерельями из черепов, змей, голов её сыновей, а пояс сотворён из рук демонов.

Дакшинакалика

Она именуется Дакшина, потому что щедро дает дары Своим преданным. Ее волосы растрепаны. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы, у Нее четыре руки: в нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч. Своей нижней правой рукой Она как бы дает дар (варадамудра), Своей верхней правой рукой Она гарантирует свободу от страха (абхайя-мудра). Она имеет темный цвет кожи, Она обнаженна. Она носит в Своих ушах как украшения два трупа, на Ней пояс из рук мертвых тел, три Ее глаза сияют как утреннее Солнце. Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп. Ее окружают шакалы. Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ. Согласно другому варианту, обнаженная (дигамбари), Она сидит на Махадэве, который лежит, как мертвый, у Нее большие и высокие груди, Она проявляет инициативу в сексуальной игре с Махакалой.

Другой образ Дакшинакалики выгладит следующим образом: у Нее темный цвет кожи, четыре руки: в Своих правых руках Она держит кинжал (картрика) и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней кусок черной ткани и тигровая шкура на пояснице. Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп.

Сиддхакали

В этой Своей прекрасной форме Кали держит в правой руке меч, который касается Луны над Ее головой. Тело Богини переполнено нектаром, истекающим с Луны. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке. Она обнаженная и Ее волосы распущены. Цвет Ее тела подобен голубому лотосу. Она украшена короной из драгоценных камней и разными украшениями. Солнце и Луна сияют как серьги в Ее ушах. Она стоит, поставив левую ногу вперед (в позиции Алидха).

Гухьякали

Она черна как грозовая туча. Она облачена в черную ткань, у Нее впалые глаза и свирепые зубы, высунутый свисающий язык, улыбающееся лицо. На Ней ожерелье и священный шнур из змей. Она сидит на ложе из змей.
Пучок ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На Ней гирлянда из 50-ти человеческих голов. У нее полный живот. Над Ее головой - 1000 капюшонов Ананты, царя змей. Ее со всех сторон окружают капюшоны змей. Великий змей Такшака обвивает Ее левую руку как браслет, Ананта - правую. На Ней пояс из змей, на Ее ноге - браслет из драгоценных камней. Мертвые тела служат украшением для Ее ушей. Слева от Нее - Шива в образе мальчика. У Нее две руки. Ее лицо выражает удовлетворение. Она украшена девятью драгоценностями; Ей служат такие великие мудрецы (муни) как Нарада. Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.

Бхадракали

Она истощена голодом. У Нее впалые глаза. Ее лицо темно как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу. Ее волосы распущены. Она плачет, говоря: «Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!» В своих двух руках Она держит аркан (или два аркана, сияющие как языки пламени).

Шмашанакали

Она черна, как гора черной мази. Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке – свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом. Она постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разными украшениями. Она нагая и всегда опьяненная вином. Обычное место для поклонения Ей - это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.

Ракшакали или Махакали

Она черного цвета. У Нее четыре руки, и Она украшена гирляндами из голов - одна гирлянда на Ее голове, другая - на плечах. В Своих двух правых руках Она держит меч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанные волосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носит черную ткань и вокруг Ее талии тигровая шкура. Ее левая нога - на груди трупа, правая нога - на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом и издает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает , что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали - легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.


Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали - жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.


Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы - символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.