Морские навигационные карты балтийского моря скачать torrent. Морские навигационные карты

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией, а полученное при этом изображение меридианов и параллелей - картографической сеткой. Существует несколько видов картографических проекций. Все они разделяются на две группы - в зависимости от характера искажений и в зависимости от способа построения картографической сетки.CUT$

По характеру искажений проекции делят на равноугольные, равновеликие, равнопромежуточные и произвольные проекции.

На картах в равноугольной проекции бесконечно малые фигуры изображаются подобными соответствующими фигурами на земной поверхности. Подобие фигур дает возможность сохранить равенство углов. На картах в равновеликой проекции сохраняется пропорциональность площадей соответствующим площадям на земной поверхности, но не сохраняется подобие фигур. На картах в равнопромежуточной проекции сохраняется постоянство масштаба по одному из главных направлений. Произвольные проекции не сохраняют ни равенства углов, ни пропорциональность площадей, но имеют свои особые свойства.

По виду меридианов и параллелей нормальной картографической сетки проекции делятся на: конические, цилиндрические и азимутальные. При конических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего конуса с последующей разверткой этой поверхности в плоскость. При цилиндрических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. При азимутальных проекциях земную поверхность проектируют на плоскость, касательную к земной поверхности в любой ее точке.

Плоское уменьшенное изображение земной поверхности, на котором искажения подчинены определенному математическому закону, называется морской картой .

Плоские изображения небольших участков земной поверхности, на которых искажениями можно пренебречь называются планами.

Основным признаком, отличающим карту от плана, является то, что масштаб карты не постоянен, а на плане масштаб сохраняет постоянство по всей его поверхности.

За единицу линейного масштаба для измерения расстояний и разностей широт на меркаторской карте принимают меркаторскую милю. Длина одной минуты дуги меридиана на данной параллели карты в проекции Меркатора, выраженная в миллиметрах, носит название меркаторской мили.

Поскольку меридианы на меркаторской карте растянуты в каждой точке пропорционально, то изображение одной минуты дуги меридиана изменяется с переменой широты и по мере удаления от экватора непрерывно увеличивается. Поэтому, измеряя расстояние на морской карте, необходимо меркаторскую милю брать на боковой рамке карты в той же самой широте, где расположено измеряемое расстояние.

Районы, близкие к полюсам Земли, на меркаторской проекции изображаются с очень большими искажениями, а сами полюсы не проектируются на боковую поверхность цилиндра. Поэтому меркаторские карты составляются для широт не более 85°.

Степень уменьшения перенесенных на карту действительных размеров фигур или линии земной поверхности называется масштабом. Масштаб характеризуется отношением длины какой-либо линии на карте к длине той же линии на поверхности Земли. Различают числовой и линейный масштабы.

Числовой масштаб представляет собой дробь, числитель которой - единица, а знаменатель - число, показывающее, сколько единиц длины на местности содержится в единице длины на карте.

Линейный масштаб представляет собой графическое изображение числового масштаба и показывает, какое число более крупных единиц расстояния на местности содержится в одной более мелкой единице на карте.

Как уже упоминалось выше, масштаб сохраняется постоянным только на планах. На морских картах масштаб является величиной переменной и подразделяется на главный и частный.

Главным называется масштаб, указанный на самой карте в ее заголовке и сохраняющийся лишь вдоль некоторых определенных направлений. Так, для морской карты в проекции Меркатора масштаб сохраняется постоянным вдоль параллелей и изменяется при переходе с одной параллели на другую. Параллель, вдоль которой соблюден главный масштаб, указанный в заголовке карты, называется главной параллелью.

С увеличением широты масштаб на проекции Меркатора увеличивается, и наоборот, с уменьшением широты становится мельче. Во всех точках карты значения масштабов оказываются крупнее или мельче главного масштаба и поэтому называются частными.

От масштаба карты зависит точность, с которой на ней можно выполнять линейные измерения. Предельной точностью масштаба называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте (предельное расстояние, различимое невооруженным человеческим глазом на бумаге).

как пользоваться морской картой

Перед пользованием морской картой ее нужно внимательно изучить. Прежде всего, необходимо прочитать заголовок карты, примечания и предостережения, год издания и даты корректур. В заголовке карты указывается ее название, то есть район, а ниже названия приводятся следующие данные: масштаб и главная параллель, к которой он отнесен; год, к которому приведено магнитное склонение; меры, в которых выражены глубины.

Глубины на морских картах приводятся к единому уровню - нулю глубин. На советских картах в морях с приливами за нуль глубин принят самый низкий возможный уровень моря, то есть уровень наименьший из малых сизигийных вод, а для морей без приливов - средний многолетний уровень.

Глубины на морских картах для отечественных вод указываются в метрах следующим образом: до 5 м с точностью до о 0,1 м; от 5 до 20 м с точностью до 0,2 м; от 20 до 50 м с точностью до 1 м.

Наименьшая глубина - самая малая глубина на банке, рифе, баре и других возвышениях дна, а также на фарватере, в канале.

Поддерживаемая глубина - наименьшая глубина в канале или на фарватере, поддержание которой обеспечивается в течение всей навигации.

Отличительная глубина - глубина, отличающаяся в большую или меньшую сторону от окружающих глубин (не менее чем на 10 % при ровном и на 20 % при неровном рельефе дна).

Для большей наглядности изображения рельефа морского дна на картах, кроме глубин, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят через глубины 10, 20, 50, 100, 200 м, а в глубоководных районах - иногда через глубины 500, 1000 и 2000 м.

Грунты на картах обозначают сокращенно, например: И-ил, Гбк-губка, Гл-глина, Кор-кораллы, П-песок, Р-ракушка, Гр-гравий, К-камень и т. д. Цвет и характер грунта указывают сокращенно строчными буквами, например: зличИ-зеленый нечистый ил, блмП - белый мелкий песок, плГл - плотная глина.

Отметки высот, высоты островов, надводных скал и камней даются в метрах от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот. Отметки высот, смешенные относительно своего положения, и высоты сооружений заключаются в скобки.

Навигационные опасности и их ограждение на картах обозначают условными знаками. Если положение опасности точно не установлено, то около нее ставятся условные сокращения - ПС (положение сомнительно) или СС (существование сомнительно).

Средства навигационного оборудования для определения места судна обозначаются также условными знаками; а те, что не имеют знака, обозначают на карте кружком с точкой в центре и пояснительной сокращенной надписью. Например: РПС - радиопеленгаторная станция, пам - памятник, РЛО - радиолокационный ориентир.

Огни светящих средств навигационного оборудования на картах масштаба 1:500000 и крупнее показываются по их действительному цвету. Белые, желтые и оранжевые огни показываются оранжевой краской; перед характером желтых и оранжевых огней помещается сокращение «ж».

Радиусы окружностей и дуг, обозначающие цвет огней, не соответствуют дальности видимости огня. Дальность видимости огня дается в морских милях.

На морских картах масштаба мельче 1:500000 все огни светящих средств навигационного оборудования независимо от вида (круговой или секторный) и цвета огня, изображаются «рожками» фиолетового цвета.

На морских картах масштаба 1:500000, предназначенных для использования в качестве генеральных (внутренние или окраинные моря), все огни, независимо от вида и цвета, изображаются «рожками» фиолетового цвета. Цвет огня указывается сокращениями перед характером огня.

На створах указаны прямые и обратные направления (истинные азимуты); первое направление дано с берега, второе с моря. При плотной нагрузке карты на створах может указываться одно направление с берега. Ходовая часть навигационных створов показывается непрерывной линией, неходовая часть - точечным пунктиром.

Если из-за мелкого масштаба морские карты два створных светящих знака не выражаются раздельно и показаны в одной точке, то сначала дается характеристика огня переднего знака, а затем заднего.

Буи на морских картах изображаются в соответствии с их видом. Без указания формы изображаются буи, форма которых неизвестна или не соответствует Системе ограждения МАМС.

У буев, вех и знаков показываются топовые фигуры и принятыми сокращениями указывается их окраска. В районе действия Системы ограждения МАМС на картах с плотной нагрузкой у обозначений плавучих средств навигационного оборудования и несветящих знаков цвет окраски может быть опущен, если они имеют топовые фигуры.

В связи с тем, что в районах действия Системы ограждения МАМС радиолокационные отражатели установлены на всех плавучих СНО, выставленных в важных в навигационном отношении местах, на картах радиолокационные отражатели на плавучих средств навигационного оборудования, как правило, не показываются.

На картах внутренних водных путей окраска буев, бакенов и щитов береговых знаков соответствует их действительному цвету, за исключением белого, который дается оранжевым цветом.

У маяков и светящих знаков дают условными сокращениями характеристики огней и другие пояснения. Например: ГрПр (4) 20с 22МТ(н) АРМкРОТ, то есть огонь группопроблесковый с четырьмя проблесками и периодом 20 сек, дальность видимости 22 мили туманный сигнал наутофон, аэрорадиомаяк, радиостанция обнаружитель тумана.

Течение на морских картах показывают стрелками: скорость течения с точностью до 0,25 узла пишется над стрелкой. Сведения о приливо-отливных течениях помещают в таблицах на свободных местах карты.

Магнитное склонение для данного района указывают на морских картах с точностью до 0˚,1. Годовое изменение склонения на Эпоху, к которой оно относится, помещают в заголовке карты. Район магнитном аномалии показывают контуром, обведенным сплошной черной линией.

классификация морских карт

Все морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные карты. Навигационные карты предназначены для решения различных навигационных задач и являются обязательным официальным документом. Навигационные морские Карты подразделяются на общие и специальные.

В зависимости от масштаба общие навигационные карты делятся на генеральные, путевые, частные карты и планы.

Генеральные карты составляются в масштабах 1:500000 - 1:5000000 и служат для ведения счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки и общих навигационных расчетов.

Путевые карты предназначаются для обеспечения плавания вблизи берега и на некотором удалении от него. Такие карты составляются в масштабах от 1:100000 до 1:500000 по главной параллели.

Частные карты предназначены для обеспечения судовождения при плавании в непосредственной близости от берегов и стесненных навигационных условиях, составляются они в масштабах от 1:75000 до 1:25000.

Планы предназначаются для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды, якорные места и для плавания в пределах их акватории. Планы составляются в масштабах 1:1000 - 1:25000.

Специальные навигационные карты отличаются от общих навигационных карт тем, что имеют дополнительную нагрузку для решения отдельных навигационных и других задач. К специальным навигационным картам относятся: радионавигационные карты, предназначенные для определения места судна с помощью РНС; навигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и др.

Справочные и вспомогательные карты различны по содержанию и назначению. Обычно вспомогательные карты представляют собой картографическую сетку без специальных элементов морской обстановки. К числу их относятся карты-сетки, бланковые карты, карты для расчетов плавания по дуге большего круга и др. Справочные карты предназначены для изучения физико-географических и других элементов района плавания, которые не могут быть показаны на навигационных картах. К справочным картам относятся карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных путей, карты гидрометеорологических элементов, карты элементов земного магнетизма, сборные листы, атласы (физико-географических данных, приливо-отливных течений, поверхностных течений, волнения, ветра и др.).

Побережья морей "покрываются" рядом морских карт, каждая из которых охватывает свой географический район.

Для связи с соседними картами и сохранения непрерывности графического счисления пути судна соседние карты имеют "находы", т. е. взаимные перекрытия.

Карты печатают на стандартных листах размером 75 х 100 см. Кроме того, они могут быть изданы на половине или четверти стандартного листа размерами соответственно 75 х 50 и 38 х 50 см.

Если какая-то часть побережья не размещается в заданном масштабе на стандартном листе, дополнительно к оттиску карты может быть напечатан клапан на нестандартном листе.

Клапан подклеивают к основному листу карты. Иногда клапан печатают на свободном месте непосредственно на карте.

Морским картам присваивают пятизначные адмиралтейские номера. Каждая из цифр номера карты условно обозначает название океана или его части, тип карты в зависимости от ее масштаба, район океана или моря и порядковый номер карты в данном районе. Особые буквенные или цифровые обозначения вводят для справочных карт и карт специального назначения.

Картографическая сетка морской карты заполняется в соответствии со своим назначением географическими и навигационными элементами содержания, надписями и элементами дополнительной характеристики.

К географическим элементам содержания карты относятся изображения берегов океанов, морей, заливов, рельефа морского дна и суши, государственных границ, населенных пунктов.

К навигационным элементам отнесены порты, средства навигационного оборудования, фарватеры, морские каналы, навигационные опасности, навигационные ориентиры, данные магнитного склонения и другие элементы карты, имеющие навигационный характер. Надписи - это заголовок карты, географические названия, различные пояснения и предупреждения, а также данные об издании и корректуре карты.

К элементам дополнительной характеристики относятся врезки, т. е. небольшие крупномасштабные планы или карты важных в навигационном отношении участков побережья, помещенные на свободных местах листа, таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков, знаков и т. д.

Элементы содержания карт передаются условными знаками, символами изображения или схематическими рисунками объектов. Различного рода надписи на картах, относящиеся к цвету и характеру огней, наименованию грунтов и т. д., дают в виде сокращений. Местоположение объектов, не выражаемых в масштабе карты, показывается условными обозначениями.
Действительное место объекта при этом принимается в геометрическом центре знака, если он имеет правильную геометрическую форму, или в середине основания, если объект изображается несимметричным рисунком или знаком с широким основанием.

Глубины приводятся к нулю глубин и даются в метрах и дециметрах, причем глубины от 0 до 5 м округляют с точностью до 0,1 м; от 5 до 20 м - до 0,2 м; 20 и более - до 1 м.
Кроме нанесения отметок глубин, на картах проводят линии равных глубин - изобаты. Изобата 10 м считается предостерегательной для малых судов, а 20 м - для крупнотоннажных.

Береговую линию в морях с приливами наносят на карту двумя линиями. Одна из них (основная) соответствует следу полной воды в сизигию, а другая - наинизшему уровню моря. Заключенная между этими линиями зона называется осушкой. В морях, где приливы не превышают 0,5 м, за береговую линию принимают урез воды при среднем уровне моря.

Высоты маяков и знаков в моря х, не имеющих приливов, даются над средним уровнем моря, а в морях со значительным приливом - над уровнем средней полной сизигийной воды.

Средства навигационного оборудования (СНО) - маяки, светящие и несветящие знаки, знаки створов, радиомаяки, плавучие маяки, буи, вехи - показывают на картах внемасштабными условными знаками.
Рядом с изображением светящих СНО с помощью сокращений надписывают их характер, количество проблесков или затмений, период дальность видимости огня, сведения о радиотехнических станциях, туманных сигналах, секторах освещения.
Направления и сектора маяков дают истинные, считая с берега от 0 до 360° по часовой стрелке.
Рядом с изображением несветящих знаков в виде дроби показывают их высоту от уровня моря (числитель) и от основания знака (знаменатель).
Рядом с изображением буев указывают их окраску, звуковые сигналы, порядковые номера, данные о радиолокационном отражателе, а у светящих буев - также и характер огня. Через центры изображений створных знаков проводят створные линии, ходовую часть которых изображают сплошной линией, неходовую - пунктиром.

Так как степень подробности изображения местности зависит oт масштаба карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следует пользоваться картой самого крупного масштаба.

Чтение карты начинают с ее заголовка, в котором указывают название изображаемого района моря, масштаб карты, сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот предметов, данные о магнитном склонении.
Затем должны быть прочитаны напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а также большой и малой корректур. Для получения возможно полного представления об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней географические и навигационные элементы изображения.

При плавании в сложных в навигационном отношении районах рекомендуется сделать подъем карты , т. е. увеличить ее наглядность выделением наиболее важных элементов карты. Для этого, в частности, карандашом наносят дуги, соответствующие дальности видимости маяков, заштриховывают опасные сектора огней, проводят линии опасных пеленгов.

Перед пользованием картой нужно оценить ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенного на нее изображения. Чем позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности карты судят также по датам ее нового издания, большой и малой корректур.

Для оценки достоверности изображения рельефа дна устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются признаком недостаточной изученности района.

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на

генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычноот 1:500 000 до 1:5

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна, на них содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабахот 1:100 000 до 1:500 000 .

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его мест. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах- проливах, шхерах, подходах к портам и т. д. Масштабы частных карт

от 1:25.000до 1:75 000.

Планы додержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабахот 1:500 до 1:25 000.

Географическими элементами являются изображения берегов океанов, морей, заливов, населенных пунктов, рельефа морского дна и суши.

Навигационные элементы - порты, средства навигационного оборудования, морские каналы, фарватеры, навигационные опасности, навигационные ориентиры и другие сведения, имеющие навигационный характер.

Надписи - заголовки карт, различные пояснения и предупреждения, географические названия, данные об издании карты и ее корректуры.

Элементами дополнительной характеристики являются небольшие крупномасштабные планы портов или карты важных в навигационном отношении участков побережья, которые помещаются на свободных местах листа карты, а также таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков и т. п.

Все перечисленные элементы содержания карты наносят условными знаками и символами, а также условными сокращениями, которые приводятся в периодически переиздаваемой Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР(ГУНиО МО) книге" Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей" (приложение2,

листы 1, 2, 3).

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях.

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте; глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.

Все морские карты по своему назначению разделяются на четыре основные группы: навигационные, специальные, справочные, озерные и речные.

Навигационные морские карты предназначены для обеспечения безопасности судовождения. В зависимости от своих масштабов они разделяются на планы, частные, путевые и генеральные карты.

Планы (масштаб 1:1000 - 1:2 5 000) служат руководством для заходов судов в порты, гавани, бухты, на рейды и т. д.

Частные карты (масштаб 1:2 5 000 - 1:7 5 000) предназначены для обеспечения безопасности плавания в районах, сложных в нави- гационно-гидрографическом отношении: в узкостях, в шхерах, в непосредственной близости от берегов и т. д.

Путевые карты (масштаб 1:100 000 - 1:500 000) служат для обеспечения плавания между портами как в видимости, так и вне видимости берегов и береговых ориентиров. Карты этого типа явля- ются основным и наиболее распространенным типом морских навигационных карт.

Генеральные карты (масштаб 1:500 000 - 1: 5 000 000) используются для общего изучения условий перехода океаном или морем и, как правило, для предварительной прокладки пути корабля.

Специальные карты издаются для обеспечения решения задач навигационно-прикладного и специального характера. Наиболее распространенным типом из них являются: радионавигационные, карты радиомаяков и радиостанций, навигационно-промыс- ловые, карты-сетки и бланковые карты.

Радионавигационные карты (масштаб 1:750 000 - 1:3 500 000) - генеральные карты в меркаторской проекции со специальными сетками для определения места судна с помощью новейших навигационных систем.

Карты радиомаяков и радиостанций (масштабы 1: 1 000 000 - 1: 1 500000) показывают точное местоположение радиомаяков и радиостанций, обслуживающих мореплавание, и обычно строятся в стереографической проекции, позволяющей прокладывать радиопеленги прямыми линиями без заметных искажений.

Навигационно-промысловые карты (масштабы 1: 500 000 и мельче) предназначены для навигационного обеспечения рыболовецких судов; в отличие от обычных навигационных карт на них показаны места, опасные для спуска тралов и других донных орудий лова.

Карты-сетки (масштабы 1:150 000 - 1:500 000) строят, как правило, в меркаторской проекции на отдельные широтные пояса и используют для прокладки пути судна в относительно крупном масштабе; в отличие от навигационных карт карты-сетки не содержат никаких элементов картографического изображения, кроме сетки меридианов и параллелей.

Бланковые карты (масштабы 1:500 000 - 5 000 000 и мельче) служат простейшей географической основой для составления различных картосхем и сборных листов.

Справочные карты непосредственно для навигационных целей не используют. Они являются вспомогательными картографическими изданиями, содержащими лишь некоторые необходимые мореплавателям данные. К ним относятся: обзорные карты, карты часовых поясов и сборные листы карт.

Обзорные карты (масштабы 1:650 000 - 1:20 000 000) дают общее представление о навигационно-гидрографических, физико-географических и экономико-географических особенностях изображенных на них районов.

Карты часовых поясов представляют собой мелкомасштабные бланковые карты мира или отдельных государств с указанием границ и номеров часовых поясов вместе с текстом (легендой), поясняющим пользование картами.

Сборные листы являются бланковыми картами океанов и морей с обозначенными границами (рамками) навигационных или других морских карт крупного масштаба. Сборные листы служат для подбора необходимых карт и определения их номеров.

Озерные и речные карты предназначены для обеспечения безопасного плавания на озерах и судоходных реках.

Озерные карты (масштабы 1:100 000 - 1:250 000) по своей математической основе, элементам содержания и условным обозначениям не отличаются от морских навигационных карт.

Речные карты (масштабы 1:10 000 - 1:100 000) представляют собой изображения рек с береговой полосой и береговой топографией. На них указываются рельеф дна, выраженный отметками глубин и изобатами, фарватеры (с указанием их протяженности в километрах) и некоторые другие элементы, необходимые для судоводителей.

Внутреннюю рамку морских и озерных карт составляют крайние меридианы и параллели; вместе с промежуточными они образуют картографическую сетку карты. Внутренняя рамка карты разбита на градусные и минутные деления: по меридиану - широтные, по параллели - долготные. Таким образом, обе боковые рамки карты являются линейным масштабом и служат для измерения расстояний на карте, а также для снятия географической широты места. Нижняя и верхняя рамки служат для снятия географической долготы места.

Долготы на современных морских картах даются от Гринвичского меридиана (0°).

Для единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части РСФСР создан атлас, карты которого составлены в проекции Гаусса в масштабе 1:5 0 000). Глубины на картах даны относительно нормальных подпорных уровней (НПУ) в метрах, а расстояния по судовому ходу - в километрах от Южного порта Москвы. Знаки обстановки нанесены на карты с точностью, обеспечивающей глазомерную ориентировку.

Атлас единой глубоководной системы европейской части РСФСР состоит из 10 томов. В т. I ЕГС помещена схема расположения томов Атласа (сборный лист томов Атласа), затем дан общий навигацион- но-гидрографический обзор ЕГС и краткие условия судоходства отдельно для районов, охваченных каждым томом Атласа. В томах с II по X в начале помещен сборный лист карт тома и далее комплекты лоцманских карт районов, границы которых показаны на схеме расположения томов Атласа (в т. I).

В зависимости от назначения карты и ее масштаба все элементы содержания даются с различной степенью подробности, или, как говорят, карта получает ту или иную степень нагрузки.

При составлении карт и пособий для плавания, кроме отечественных материалов, широко используются иностранные руководства и пособия для судоводителей. Передача собственных имен и названий при использовании иностранных материалов представляет значительные трудности. Способов, или форм, передачи собственных имен и названий может быть несколько.

На советских морских картах для передачи собственных имен и названий для районов территории Советского Союза употребляются только русские слова или слова народов СССР, населяющих данный район.

Для зарубежных районов применяются четыре основных формы передачи имен и названий:

Традиционная русская;

Переводная (смысловая);

Транскрипционная (фонетическая);

Транслитерационная (передача собственных имен и названий заменой иностранных букв соответствующими им буквами русского алфавита).

На морских навигационных картах главным образом изображаются те объекты и делаются те надписи, которые имеют существенное значение для целей судовождения.

При составлении морских навигационных карт уделяется особое внимание изображению берега, рельефа морского дна и объектов навигационного значения.

На морских навигационных картах рельеф дна представляет основную характеристику морской обстановки и является важнейшим элементом их содержания.

Рельеф морского дна изображен на карте настолько подробно, что судоводитель имеет возможность точно узнать о глубинах; опасные для плавания глубины выделены, чтобы они были заметны с первого взгляда на карту.

Глубины на советских морских навигационных картах для отечественных вод указываются цифрами в метрах и дециметрах: глубины от 0 до 5 м с точностью до 0,1 м\ от 5 до 20 м - до 0,2; от 20 до 50 м - до 0,5; более 50 м -д о 1,0.

Глубины на каждой морской карте приведены к единому уровню - нулю глубин. На морях, где приливов не бывает, за нуль глубин принимается средний уровень; на морях с приливами за нуль глубины принимают самый низкий уровень воды в данном районе, называемый теоретическим нулем глубин.

Если глубины не приведены к единому нулю глубин, то на картах указывается, что они выражены в метрах.

Для большей наглядности изображения рельефа дна на карты, кроме отметок глубин, как указывалось выше, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят обычно через места с глубинами в 10, 20, 50, 100 и 200 м, а в глубоководных районах - иногда в 500, 1000 и 2000 м.

Следует считать 10-метровую изобату предостерегательной для судов с малой осадкой и 20-метровую - для судов с большой осадкой. Достоверные изобаты показываются сплошными линиями, а недостаточно обеспеченные промерами - пунктиром. При резком колебании глубин и обилии банок проводится так называемая предостерегательная изобата, или линия опасности, которая ограничивает прибрежную часть моря с малыми глубинами или какое-либо мелководье.

Все навигационные опасности на морских навигационных картах изображаются с наибольшей полнотой. Когда положение навигационной опасности установлено приближенно, то на карте делается надпись «ПС» - «положение сомнительное», если же имеется сомнение в существовании опасности, то она наносится на карту с надписью «СС» - «существование сомнительное».

Подводный рельеф и глубины в районах фарватеров и рекомендованных курсов показываются более тщательно и обязательно обозначаются изобатами.

Рельеф суши изображается только в пределах узкой полосы, видимой с моря. Реки, дороги, пути сообщения показываются схематично и только на подходах к берегу.

Характерные выступы береговой линии, используемые в качестве навигационных ориентиров, на картах изображаются более тщательно и отчетливо. Берега изображают с характеристикой по высоте, строению и слагающим породам, что облегчает их опознавание. Острова изображаются с большой подробностью, и их характерные очертания передаются строго в масштабе карты.

На свободных местах, отведенных под сушу, на карте помещают также контурные зарисовки берегов и приметных пунктов для лучшей ориентировки при плавании вблизи берегов. Изображенные на карте объекты, особенно имеющие отношение к судовождению, обязательно имеют поясняющие надписи (название, высота, пеленг, расстояние и др.). Различные примечания, предостережения, планы портов, рисунки маяков, сведения о приливах и приливно-отливных течениях помещают на свободных местах карты.

Из береговых средств навигационного оборудования на морские навигационные карты наносятся: маяки и обстановочные знаки, радиомаяки, радиопеленгаторные, радиолокационные, радиодальномер- ные и другие станции, ведущие кабели и т. п.; из плавучих предостерегательных знаков - обычные буи, буи с радиолокационными отражателями, вехи, а также плавучие маяки.

Средства навигационного оборудования (СНО) показывают с различной подробностью в соответствии с назначением карты и в зависимости от навигационной характеристики данного района.

На генеральные карты наносят только главные маяки и огни, приемные или предостерегательные, имеющие значение на переходах между портами и на подходах к рейдам и портам. Из плавучих маяков наносят лишь находящиеся в открытом море и «приемные» с моря, т. е. стоящие у входа на рейд или в порт. При наличии створов на подходе к порту показывают только первый (внешний) створ. Светящие буи и дневное плавучее ограждение наносят только у внешних морских опасностей и на первом подходном к порту или рейду фарватере.

На путевые карты навигационное береговое и плавучее ограждение вне рейдов и портов наносят полностью внутри рейда- с большой разрядкой.

На планы и частные карты наносят все маяки, обстановочные знаки и все прочие навигационные береговые и плавучие знаки ограждения.

В качестве навигационных ориентиров на морских картах выделяются разного рода приметные с моря естественные объекты - вершины гор, характерные скалы, обрывы, устья рек и т. п., а также различного рода приметные сооружения на берегу, например отдельно стоящие здания, заводские трубы, вышки, церкви, различные башни.

Данные о магнитном склонении и о магнитных аномалиях наносятся на морские карты с указанием величины склонения, приведенной к определенному году, и его величины годового изменения. Эти данные приводятся в заголовке карты, а также специальным знаком или в виде надписи в различных местах карты через интервалы 20- 30 см.

Участки известных магнитных аномалий оконтуриваются толстой линией; внутри контура делается надпись «Магнитная аномалия» и показывается приближенная величина аномального склонения.

Сведения о приливах и течениях приводятся в таблицах, а течения, кроме того, указываются стрелками в соответствующих местах карты; скорости течения в этом случае даются над стрелками надпи- сями с точностью до 1/4 узла.

Районы, опасные или запретные для плавания, районы свалок и др. наносят на все навигационные карты. Границы этих районов на картах выделяют условными знаками, а данные о режиме плавания вблизи них, когда это необходимо, приводят в виде предупреждения на полях карты.

Государственные границы и демаркационные линии на морских навигационных картах показываются с возможной географической точностью.

Чтение морских карт

Основная нагрузка карт выполнена условными символами, поэтому, чтобы читать карту, надо уметь расшифровывать значения этих символов и дополняющие их сокращенные надписи.

Практическим пособием для чтения современных советских морских карт и руководств для плавания являются книги «Навигацион- но-гидрографическая терминология. Условные знаки и сокращения», «Условные знаки для морских карт и планов», листы условных обозначений лоцманских изданий и карт водохранилищ Министерства речного флота.

Чтение карты начинают с ее заголовка.

Заголовок карты помещают внутри рамки карты, как правило, на свободном сухопутном поле. Сверху наносят уставной знак, а под ним - название карты, т. е. название района, охватываемого картой; указываются числовой масштаб и главная параллель, к которой он относится; меры, в которых выражены глубины, и к како- му уровню они приведены; меры, в которых приведены высоты гор; год приведения склонения и его годовое изменение.

Затем читают надписи под нижней рамкой карты, где указаны год составления карты, материалы, на основании которых она составлена, данные по проведению большой и малой корректур.

Наиболее часто встречающиеся условные знаки судоводители должны знать на память. К ним относятся обозначения: знаков, ограждающих опасности и препятствия, знаков береговых ориентиров, а также предназначенных для определения места судна, сокращений характеристик маяков и огней обстановочных и предостерегательных знаков, глубин, створов, фарватеров и рекомендованных курсов, мест, запрещенных для плавания и постановки на якорь, течений.

Для лучшей контрастности и читаемости карт некоторые из условных знаков печатаются красками разного цвета.

Местоположению объектов на местности соответствуют следующие точки условных знаков:

1) у знаков несимметричного рисунка или знаков с широким основанием - середина основания;

2) у знаков правильной геометрической формы - геометрический центр фигуры;

3) у знаков с прямым углом в основании - вершина прямого угла;

4) у знаков, образованных сочетанием нескольких фигур, - центр нижней фигуры.

Местом положения глубины является пересечение диагоналей прямоугольника, заключающего число целых метров в отметке данной глубины.

Грунты обозначают условными сокращениями. Например: ГлИ - глинистый ил; ИП - илистый песок; Р - ракушка; ПИ - песчаный ил и т. д.

Цвет и характеристика грунта даются следующими сокращенными надписями, например: блмП - белый мелкий песок; срвИ - серый вязкий ил и т. п.

Помещаемые на картах собственные названия чаще всего пишутся полностью. Номенклатурные термины и данные, характеризующие объект, пишутся сокращенно.

Примером сокращенных надписей могут служить надписи у маяков. Например, «ГрПр(3)(15 с)15МТ(С)С. ст. РМ k » означает: «Группо-проблесковый, три проблеска в секунду, период 15 сек, дальность видимости 15 миль, туманный сигнал - сирена, сигнальная станция, радиомаяк».

Название маяка помещается рядом, но отдельно от характеристики. В сокращенном виде даются также надписи, характеризующие особенности берегового рельефа и другие сведения.

Перед использованием любой навигационной карты необходимо прежде всего определить степень ее пригодности для предстоящего плавания. Для этого нужно по заголовку карты. определить ее название (изображенный на ней район океана, моря, залива, озера), числовой масштаб и главную параллель. По числовому масштабу карты необходимо выявить предельную точность ее масштаба и ознакомиться с линейными размерами делений по широте на внутренней боковой рамке карты. Затем в заголовке прочитывают сведения о нуле глубин и системе мер, их выражающих. Отсутствие данных о нуле глубин обязывает критически относиться к достоверности показанных на ней глубин. Следует также внимательно прочитать все предупреждения и примечания, являющиеся текстовым дополнением к карте, в которых даются сведения о навигационной обстановке в районе, охватываемом этой картой, и иногда сообщения о погрешности положения на ней отдельных объектов. После этого обращается внимание на надписи карты за рамкой, по которым можно судить о ее точности, достоверности и современности. При этом следует обратить внимание на год производства съемочных и промерочных работ, на основании которых составлена карта, на год издания и проведения большой корректуры и т. п. Если съемка производилась очень давно, следовательно, съемочные работы проведены с меньшей точностью из-за несовершенства применяемых в это время методов съемки и инструментов. Поэтому такие карты не могут быть достаточно надежными. Кроме того, за большой промежуток времени в районе могли произойти изменения фарватеров, появление отмелей, размывов берегов и т. п.

Если глубины показаны на карте с большими промежутками, это показывает, что промер не был подробным, и потому в этих местах возможны опасности. Вообще на все белые места на карте нужно смотреть не как на глубокие места, а как на места, где не были измерены глубины. Если на карте не имеется изобат, это показывает, что промер не был достаточно подробным, чтобы их провести; такие карты заслуживают меньшего доверия. Мест, где на карте указаны глубины меньше, чем глубины остального участка, следует избегать, так как неизвестно, насколько подробно глубины этих мест были обследованы. При дальнейшем чтении карты необходимо по условным обозначениям, принятым в картографии, обратить внимание на расположение береговых и плавучих знаков, характеристику огней, дальность их видимости, характер грунта, места якорных стоянок и укрытий.

Во всех случаях нужно принять за правило всегда пользоваться в данном районе картой самого крупного масштаба, корректура которой выполнена по самым последним данным (что видно по дате проведенной корректуры).