Моздокская иверская икона - апостол кавказа. Моздокская икона Божией Матери

На Северном Кавказе чтится, как особая святыня, Моздокская чудотворная икона Божией Матери. Написана эта икона в Иверии (Грузии) иверским иконописцем по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверской. Издавна прославилась она на Кавказе своей благодатной силой, и почитается, как чудотворная икона, и не только православными христианами, но и не православными. Чтители этой Кавказской святыни находятся и в Закавказье, и в Области Войска Донского, и в Воронежском крае, так как везде рассеяны люди, получившие от Иверско-Моздокской иконы Божией Матери благодатную помощь.

В конце XII столетия в Грузии царствовала знаменитая царица Тамара. Это было славное время Грузии. Дочь осетинской княгини, царица Тамара, естественно, особенно заботилась об учреждении христианства между новопросве­щенными осетинами. С мудростью государст­венного управления она соединяла святую ревность о распространении и учреждении христианства среди подвластных ей племен Кавказа. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Создавая храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церковной утварью и богослужебными книгами. К осетинам посылала она из Грузии священно­служителей и учителей христианской веры.

В один из храмов около Осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, икона эта написана была придворным иконописцем, человеком благочестивым, подго­товлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Три раза горела церковь, в которой стояла эта икона, и каждый раз после пожара святую икону находили целой на горе, неподалеку от церкви. Тогда жители аула, осетины, стали чествовать ее как чудотворную.

В 1567г. царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки; на Кавказе образовалось русское воеводство. Соседи-горцы принимали от русских христианство и селились между ними. Между тем Божественный Промысл, для восстановления угасшего христианства в Осетии, готовил новые средства и орудия в России. В 1745г. императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских племен Кавказа и преимущественно для Осетин, под именем Осетинской комиссии. Некоторые из обращенных в христианство оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. А в 1793г. императрицей Екатериной Великой для управления кавказской паствой и для усиления евангельской проповеди на Кавказе учреждена была в Моздоке епископская кафедра; епископом же был назначен Гаий (Токаев). В первые годы епископства Гаия к Моздоку прибыла группа осетин, переселяв­шихся на русскую линию. Они были из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланной им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от арбы, где находилась чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжить свой путь, арба, на которой была икона Божией Матери, не двигалась с места. Никто не знал, что в таких случаях делать, пока один из них не рассказал, что он слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они вынули святую икону из арбы и поставили ее на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до преосвященного Гаия. С торжественным крест­ным ходом вышел епископ из города, отслужил перед иконою молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему было открыто чудесным образом, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь в осетинской арбе. Вскоре здесь была построена часовня, и в ней поставлена икона.

В 1797г. уже был построен храм во имя Успения Божией Матери и образовался женский монастырь. В 1799г. Моздокская епархия была упразднена, а с нею закрыт и Успенский женский монастырь. Хотя епископской кафедры в Моз­доке не стало и монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться бого­мольцы. В 1896 году икону торжественно пере­несли в величественный Успенский собор, где она и находилась до разрушения собора в 60-х годах XX века. Слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах влекли сюда множество богомольцев из окрестных местностей. Особенно много богомольцев собиралось ко дню Преполовения и к празднику Успения Божией Матери. Ежегодно от Преполовения Пятидесятницы до Успения Моздокскую икону носили по Терской области. После Успения ее переносили во Владикавказ на два месяца, с 15-го сентября по 15-е ноября. Принесение Моздокской иконы составляло великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

В безбожное лихолетье Моздокская икона Божией Матери была утеряна, но сохранилось несколько списков-копий в самом Моздоке и в некоторых храмах Северного Кавказа.

В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном (Докукиным, +2003) был установлен обычай совершать еженедельно молебное пение с водоосвящением и Акафистом нараспев.

Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором вскоре была основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) в очерке«Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви» отмечал: «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Кабарды (Екатериноградская, Приближная, Прохладный, Пришиб, Котляревская, Александровская) и Осетии (Эльхотово, Ардон, Алагир, Фиагдон, Владикавказ), совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Икона-оригинал по Промыслу Божиему в о время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена .

В настоящее время чтимый точный список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери является священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в Свято-Никольском храме (г. Прохладный, КБР)

Пред Моздокской иконой Пресвятой Богородицы молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЕ ИКОНОЮ МОЗДОКСКАЯ

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити.

Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Использованные источники:

В день Успения Пресвятой Богородицы , 21 апреля , 19 апреля (РПЦЗ ), 26 апреля (ПЦА )

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского "апостола" и в году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ . Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии, и здесь совершая апостольское служение.

"Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы" был составлен в году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и одобрен и благословлён к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни: после революции года икона-оригинал была утеряна, и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду независимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом нараспев.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́, о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и це́льбы подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Использованные материалы

  • "Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Моздокская»", 20 мая 2003; свт. Игнатий (Брянчанинов) , еп., "Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви":
  • "Моздокская икона Божией Матери", календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриахии:
    • (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,

Описания иконы

Описание иконы Моздокская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, за[...]

Икона Моздокская - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII – начале XIII веков. С 1768 года образ находился в городе Моздок. По преданию, чудотворная икона спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями. После революции икона исчезла, сейчас в Моздоке находится список (копия) древнего образа.

Описание иконы Иверская Моздокская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон"
В конце XII и начале XIII века жила в Грузии святая царица Тамара. Она распространяла по Кавказу христианство, воздвигала много храмов в горах и ущельях Кавказа и снабжала их утварью и ризами. В один из этих храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с Иверской афонской иконы в дар новопросвещенным христианам. Писана была эта икона благочестивым человеком, который перед тем, как начать свою работу, постился шесть недель. До 1768 года эта икона Богоматери сохранялась в Куртатинском округе. В этом месте она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В 1768 г., по настоянию императрицы Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправляясь в дорогу, они взяли с собой Иверскую икону. Путники-осетины заночевали на берегу реки Терека, у города Моздока. Всю ночь от святой иконы лился яркий свет, освещавший всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжать свой путь, волы, запряженные в [...]

О Моздокской иконе Божией Матери.

Чудотворная Моздокская икона Божией Матери - особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период когда стали исчезать хутора - исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия - ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры (см. страничку о религии моздокких хуторян). Крещенные моздокские осетины и черкесы считали икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев. Образ Божией Матери Моздокской был известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы. Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда - оригинал.

В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо-творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус-пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились . Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время - не точная копия. «В списке иконы сначала - содержание, а затем - форма. В копии сначала - форма, затем - содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии - от внешнего к внутреннему» . Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.


Видно, что списки внешне отличаются и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д. Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу. Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии.

Как видно из рисунка 5 хромолитография заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка: «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 28 го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий » .

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль ...» и «....сса » удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской « В. Тиль & Ко», Одесса , которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6). Мы уже указывали что художники делавшие хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная хромолитография передает нам внешний вид оригинала. «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом. Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах: http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm