Пожарный автомобиль порошкового тушения. Порошковый огнетушитель: его принцип действия и виды

Транскрипт

1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ Н.Б. Маркова; М.Р. Сытдыков, кандидат технических наук; А.С. Поляков, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Представлены вопросы, посвященные повышению готовности пожарных автомобилей порошкового тушения к боевому применению путем разработки программы обеспечения надежности на этапе эксплуатации, включающей ряд мероприятий научного, технического и организационного характера. Рассмотрены вопросы достаточности показателей надежности, применяемых для оценки качества пожарных автомобилей порошкового тушения. Ключевые слова: пожарный автомобиль порошкового тушения, показатели надежности, программа обеспечения надежности, включающая ряд мероприятий TO ENSURE SAFE WORKING FIRE PUMPER N.B. Markova; M.R. Sytdykov; A.S. Poliakov. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia Presented questions about preparedness fire pumper for combat use by developing programs to ensure reliability during the operational phase, consisting of a series of activities of scientific, technical and organizational nature. The questions the adequacy of reliability indices used to assess the quality of the about preparedness fire pumper. Keywords: fire pumper, indicators of reliability, reliability program, which includes a number of activities Для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах предназначены пожарные автомобили порошкового тушения (АП), обладающие повышенной огнетушащей эффективностью. К ним относятся и пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ), где наряду с водой и пенообразователем имеется порошок . В настоящее время в подразделениях МЧС России насчитывается немногим более 100 единиц АП, что составляет порядка 50 % от заявленной в них потребности. Фактический средний срок службы основной массы АП превышает 20 лет (табл. 1, 2). Их суммарная остаточная стоимость составляет около 100 млн рублей. Порошковые системы АП характеризуются количеством сосудов для огнетушащего порошка (1 3 единицы), массой вывозимого огнетушащего порошка (от 700 до 6300 кг), способом заполнения цистерн огнетушащим порошком (вручную или с помощью вакуумной системы автомобиля) и рабочим давлением в сосудах с огнетушащим порошком (от 0,4 до 14,7 МПа). Особенность жизненного цикла АП заключается в том, что на этапе эксплуатации его основу составляют периоды ожидания применения по назначению, которое, как показывает опыт, может вообще не состояться из-за высокой степени пожарной безопасности защищаемых объектов. Но в этот период накапливаются отказы базового шасси и специального оборудования АП разной природы : 38

2 скрытые (не обнаруживаемые визуально или штатными методами и средствами контроля и диагностирования); деградационные (обусловленные естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил, норм проектирования, изготовления и эксплуатации); эксплуатационные (возникшие по причине, связанной с нарушением установленных правил и условий эксплуатации, особенно на этапе хранения). п/п Таблица 1. Сведения о наличии АП в региональных центрах МЧС России Региональные центры МЧС России до 5 АП (ед.) количество техники по срокам эксплуатации (лет) свыше 20 наличие на г. на шасси КАМАЗ на шасси УРАЛ 1 Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Пожарные части ФПС ГУ МЧС России по г. Москве Подразделения спец. пожарной охраны Итого: Таблица 2. Распределение АП в Северо-Западном федеральном округе другие шасси п/п Марка пожарного автомобиля порошкового тушения 1 АП (5301 БО) ЗИЛ 2 АП (5301 БО) ЗИЛ 3 АП КАМАЗ (53215) 4 АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ АП-5 КАМАЗ Место нахождения России по г. Санкт-Петербургу (4 ОФПС, 16 ПЧ) России по Ленинградской обл. (19 ОФПС, г. Сосновый Бор) России по г. Санкт-Петербургу (7 ОФПС, 3 ПЧ) России по Республике Коми Главное управление МЧС России по Архангельской области Главное управление МЧС России по Калининградской области России по Псковской области Год выпуска Количество (ед.) Итого 10 39

3 Исходя из специфики боевого применения, АП практически весь жизненный цикл находится в режиме ожидания, поэтому надежность в условиях эксплуатации (по аналогии с военной техникой) должна характеризоваться : коэффициентом оперативной готовности Ког, отражающим вероятность работоспособного состояния в любой произвольный момент времени (кроме длительности ремонтов и технических обслуживаний), начиная с которого будет работать безотказно в течение заданного интервала времени; коэффициентом готовности Кг вероятности работоспособного состояния в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, когда применение объекта по назначению не предусматривается. Связь между коэффициентами Ког и Кг выражается зависимостью : Ког=Кг. Р(t); T Кг= T + T в, где Р(t) вероятность безотказной работы в течение заданного интервала времени; T наработка на отказ; Tв среднее время восстановления работоспособного состояния. Учитывая возможность возникновения субъективных отказов, вызванных людьми (эксплуатирующих, обслуживающих и/или ремонтирующих АП), следует в предыдущую зависимость ввести величину Рл(t) вероятность безошибочных действий личного состава (экипажа, боевого расчета) в течение заданного интервала времени. Тогда получим: Ког=Кг Р(t). Рл(t). С позиций метрологии все эти величины должны быть измерены с доверительной вероятностью не менее 0,95 . В этом случае минимальное значение Ког составит 0,86. Следовательно, его нельзя признать достаточным для утверждения, что АП будет способно потушить пожар. Если даже принять 100 % уверенность в правильных действиях личного состава (в чем существует большое сомнение), то и тогда получим Ког=0,90. Обращение к справочно-информационным источникам показало, что сведения о показателях надежности АП либо полностью отсутствуют, либо характеризуются перечнем, не полностью отражающим специфику их применения по назначению : гамма процентный (γ =80 %) ресурс работы специальных агрегатов до первого капитального ремонта, равный 1400 ч или не менее 600 срабатываний; гамма процентная (γ =80 %) наработка специальных агрегатов до первого отказа, равная 130 ч или не менее 70 срабатываний; полный средний срок службы не менее 10 лет. Приведенный перечень показателей надежности ничего практически не значит в условиях отсутствия реальной наработки специальных агрегатов. Кроме того, уровень гамма процентной наработки при (γ =80 %) не является достоверным по метрологическим правилам . Следовательно, необходимо принимать скоординированные действия заказчиков и производителей по выполнению требований к эксплуатационной надежности АП как к средствам обеспечения пожарной безопасности критически важных объектов. В противном случае целесообразность существования такого вида пожарной техники может быть поставлена под большое сомнение. Как известно, особенностью АП является наличие в конструкции сосудов для хранения огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установки, лафетных и ручных стволов, относящихся к оборудованию, работающему под высоким давлением 40

4 и требующему строгого соблюдения установленных правил безопасности. Поэтому при эксплуатации АП большое значение имеет своевременное техническое обслуживание . Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют периодические проверки состояния оборудования и качества огнетушащего порошка, часть которых выполняют дежурные караулы и другие специалисты ГПС МЧС России. Сосуды и оборудование, работающее под давлением, контролируют специалисты Ростехнадзора согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах. Между тем специфика конструкции и очень редкое боевое применение этого типа автомобилей приводят к тому, что личный состав АП утрачивает практические навыки в работе. При этом объем технических обслуживаний фактически сведен к минимуму (внешним осмотрам), и этот факт грозит снижением их потенциальной эффективности, вплоть до полной невозможности использования по назначению. Для повышения готовности к боевому применению АП представляется целесообразной разработка программы обеспечения надежности на этапе эксплуатации, включающей (наряду с другими мероприятиями управления): подготовку специалистов и повышение их квалификации путем организации гарнизонных, региональных (или межрегиональных) специальных полигонов для обучения, тренировок личного состава и проверки боеготовности по тушению пожаров (по аналогии с полигонами Вооруженных Сил Российской Федерации и стрельбами из штатного оружия); совершенствование системы технического обслуживания на основе внесения конструктивных изменений в АП новых поколений, позволяющих проводить непосредственно в пожарных частях подразделений ФПС МЧС России периодические проверки состояния порошка и специального оборудования по аналогии с «прокруткой механизмов», как это принято, например, на кораблях Военно-морского флота; корректировку информационного обеспечения качества АП за счет внесения в конструкторскую (эксплуатационную) документацию показателей надежности, характеризующих работоспособность спецоборудования при нахождении в режиме ожидания боевого применения и тушения пожара. Отдельного внимания заслуживают данные табл. 1 о количестве АП, произведенных более 20 лет назад. Для решения их дальнейшей судьбы целесообразно детально, по каждой единице, провести обследование на пригодность к модернизации и доведения фактических характеристик до современных требований и существующих взглядов на перспективы использования АП, вплоть до переоборудования в автоцистерны для водяного или комбинированного тушения. Литература 1. Пожарная техника: учеб. / под ред. М.Д. Безбородько. М.: Акад. ГПС МЧС России, с. 2. ГОСТ Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Основные положения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 3. ГОСТ Р Надежность в технике. Система управления надежностью. Основные положения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 4.ГОСТ Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 5. Животкевич И.Н., Смирнов А.П. Надежность технических изделий. М.: Ин-т испытаний и сертификации вооружений и военной техники, с. 6. ГОСТ Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Государственные стандарты России. URL: 41

5 76 (дата обращения:). 7. ГОСТ Р Неопределенность измерения. Государственные стандарты России. URL: docs.cntd.ru/document/ (дата обращения:). 8. Каталог пожарно-технической продукции и её производителей // Нормативная справочно-информационная система в области пожарной безопасности (50). 9. Автомобиль порошкового тушения пожарный АП (53213)ПМ-567: формуляр ПМ ФО. Торжок: ОАО «Пожтехника». 10. ГОСТ Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения. Государственные стандарты России. URL: (дата обращения:). 42


НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ Это количественные характеристики одного или нескольких свойств объекта, определяющих его надежность. Значения показателей получают

Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра эксплуатации и ремонта автомобилей Анализ и учет эффективности работы технических служб АТП

Доклад заместителя начальника Академии ГПС МЧС России по научной работе доктора технических наук, профессора Алешкова М.В. на пленарном заседании 25-й международной научно-технической конференции "Системы

Лекция 4. Основные количественные показатели надежности технических систем Цель: Рассмотреть основные количественные показатель надежности Время: 4 часа. Вопросы: 1. Показатели оценки свойств технических

СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ С.А. Техтереков, кандидат педагогических наук. Сибирская пожарно-спасательная академия филиал Санкт-Петербургского

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОСНОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДЛЕНИЯ

Анализ изобретательской активности в регионах Российской Федерации Динамика подачи заявок на регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных схем по федеральным округам РФ в 2006-2012

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ МОСКВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18 сентября 2000 г МОСКВА 4 Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области

Ш.Ш. Дагиров, М.В. Алешков (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЖАРНОЙ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Проведён анализ технологии создания современной

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА КАК СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С «НЕТЕРПЕЛИВЫМИ» ЗАЯВКАМИ Д.А. Малышев; А.А. Таранцев, доктор технических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет

А.Н. Членов, Т.А. Буцынская, Буй Суан Хоа (Россия, Вьетнам) КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УСТАНОВОК АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ НА АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ Предложен комплексный параметр

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ЗАЩИТЕ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ А.А. Грешных, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет

ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ М.В. Елфимова, зам. начальника кафедры общепрофессиональных дисциплин Сибирского филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России В работе представлена оценка размещения

ГОСТ 21623-76 Группа Т51 МКС 03.080.10 03.120 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система технического обслуживания и ремонта техники ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ Термины и определения System of technical

ГОСТ 18322-78 Группа Т00 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЕХНИКИ Термины и определения МКС 01.040.03 03.080.10 Equipment maintenance and repair system. Terms and

Баринов С.А., Цехмистров А.В. 2,2 Слушатель Военной Академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАДЕЖНОСТИ ИЗДЕЛИЙ РАКЕТНО- АРТИЛЛЕРИЙСКОГО

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОВЕРОК СОСТОЯНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ В.А. Белянин. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Анализируются проблемы принятия управленческих

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» г.санкт-петербург Требования по надежности оборудования для АЭС НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АУДИТА И ЭКСПЕРТИЗ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ СТРЕЖНЕВ 1 ВВЕДЕНИЕ Надежное оборудование

Основные понятия и определения. Виды технического состояния объекта. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Техническое обслуживание (согласно ГОСТ18322-78) это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности

УРАЛ КАМАЗ Объем промышленного производства автомобилей пожарных с 2010 по 2013 г.г. (по данным Росстат) 2010 2011 2012 2013 Автомобили пожарные 1514 1997 2584 2085 Темп прироста к предыдущему году, %

3 Содержание учебно-методических материалов 1. Нормативно-правовое обеспечение... 4 2. Структура и содержание... 6 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы... 6 2.2. Распределение часов по видам

Министерство сельского хозяйства российской федерации ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина» Факультет Заочного образования Кафедра «Ремонт и надежность машин»

СОДЕРЖАНИЕ 3 п/п Содержание рабочей программы Стр. 1. Паспорт рабочей программы производственной практики 4 2. Структура и содержание производственной практики 6 3. Условия реализации программы производственной

ГОСТ 27.402-95 Группа Т59 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Надежность в технике ПЛАНЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СРЕДНЕЙ НАРАБОТКИ ДО ОТКАЗА (НА ОТКАЗ) Часть 1 Экспоненциальное распределение Dependability in technics

1 Лекция 5. Показатели надежности ЭТО Показатели надежности характеризуют такие важнейшие свойства систем, как безотказность, живучесть, отказоустойчивость, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность

Nadegnost.narod.ru/lection1. 1. НАДЕЖНОСТЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ При анализе и оценке надежности, в том числе и в электроэнергетике, конкретные технические устройства именуются обобщенным понятием

ГОСТ Р 56079-2014 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Изделия авиационной техники БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ НОМЕНКЛАТУРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР НАДЕЖНОСТЬ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ И ИХ ОБОРУДОВАНИЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСТ 26291-84 (СТ СЭВ 4334-83) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва

Еще раз про надежность компонентов СПС Часть 3 Организация испытаний на надежность Надежность во всех отраслях техники имеет существенную связь с экономическими показателями деятельности, как производителя

НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Информация о дисциплине Вид учебной деятельности Лекции Лабораторные занятия Практические занятия Аудиторные занятия Самостоятельная работа

Лабораторная работа 7. Тема «Работа с таблицами в Microsoft Word» Задание:. Создать таблицу согласно своему варианту, обратить внимание на оформление таблицы заливку, выравнивание текста в ячейках, направление

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 6 декабря 2018 г. 61 Об утверждении норм и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Требования к программе по

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТ (ЭКСПЛУАТИРУЮТ) ОБОРУДОВАНИЕ, РАБОТАЮЩЕЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ, СТАЦИОНАРНО УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОДЪЁМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПОДЪЁМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Модуль МДК05.0 тема4. Основы теории надёжности Теория надежности изучает процессы возникновения отказов объектов и способы борьбы с этими отказами. Надежность - это свойство объекта выполнять заданные

4 5 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы производственной (по профилю специальности) практики 2. Результаты освоения рабочей программы производственной (по профилю специальности) практики 3. Тематический

ГОСТ 27883-88 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ. НАДЕЖНОСТЬ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ Издание официальное БЗ 4-98 ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ОЦЕНИВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБОРУДОВАНИЯ АЭС Антонов А.В., Дагаев А.В. Обнинский институт атомной энергетики, Россия В настоящее время ряд энергоблоков атомных

ЛЕКЦИЯ-6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ План 1. Понятие о техническом состоянии автомобиля и его составных частей 2. Предельное состояние автомобиля и его составных частей 3. Определение критериев

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ КРУПНЫХ МУЗЕЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ А.В. Богданов, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России В статье акцентируется информационный

Структурная надежность. Теория и практика Антонов А.В., Пляскин А.В., Татаев Х.Н. К ВОПРОСУ РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ РЕЗЕРВИРОВАННЫХ СТРУКТУР С УЧЕТОМ СТАРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В статье рассматривается вопрос расчета

SWorld 1-12 October 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2013 SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR PRACTICAL APPLICATION. MODERN

Обеспечение пожарной безопасности нефтяных и газовых месторождений Российской Федерации, особенно в условиях отсутствия поблизости источников воды, является весьма серьезной задачей. Для решения этой проблемы

УДК 614.842.8 Нургалиев К.Ф., магистрант Воронежский институт ГПС МЧС России филиал Ивановской пожарно-спасательной академии МЧС России, Россия, г. Воронеж Сметанкина Г.И. к.т.н., профессор кафедры ОГО

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2016 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по метрологии в наноиндустрии Содержание I. Общие сведения... 1 II. Описание

НАДЕЖНОСТЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. ВИДЫ И КРИТИЧНОСТЬ ОШИБОК. Дроботун Е. Б. Военная академия воздушно космической обороны, г.тверь [email protected] В работе рассматриваются качество и надежность программного

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАССИВНОЙ ЗАЩИТЫ В.В. Мурашка; Е.Ю. Мирясов; Ю.Д. Моторыгин, кандидат технических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 201 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по метрологии в наноиндустрии Содержание I. Общие сведения... 1 II. Описание

ГОСТ Р 57974-2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УСЛУГИ Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие

Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАДЁЖНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ 1.1.Причины обострения проблемы надежности РЭУ...8 1.2. Основные понятия и определения теории надежности...8 1.3. Понятие отказа. Классификация отказов...1

ГОСТ 27518-87 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ Издание официальное Стандартинформ 2009 техническое свидетельство УДК 658.58:620.1:006.354 М

Аннотация к рабочей программе ПМ.03. Ремонт и обслуживание пожарной и аварийно спасательной техники по профессии 20.01.01 Пожарный 1. Место профессионального модуля в структуре ППКРС. Рабочая программа

Лекция 3 3.1. Понятие о потоке отказов и восстановлений Восстанавливаемым называется объект, для которого восстановление работоспособного состояния после отказа предусмотрено в нормативнотехнической документации.

Номенклатура товаров и перечень документов по стандартизации, устанавливающих требования к ним по направлению «Компрессоры объёмного действия технологические» Перечень МТР п/п Код ОКПД 2 Наименование оборудования

ГОСТ 4.331-85 УДК 614. 846.3: 006.354 Группа Т51 ОКП: 48 5421, 48 5422 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Система показателей качества продукции МОТОПОМПЫ ПОЖАРНЫЕ Номенклатура показателей Product-quality

КОНТРОЛЬ НАПРЯЖЕНИЙ И ОЦЕНКА РЕСУРСА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ СОВРЕМЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ Дубов Анатолий Александрович Генеральный директор ООО «Энергодиагностика»,

ГОСТ Р 27.404-2009 Группа Т59 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Надежность в технике ПЛАНЫ ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОЭФФИЦИЕНТА ГОТОВНОСТИ Dependability in technics. Compliance test plans for steady-state

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Классификация, типы и обозначения Москва

Надежность технических систем и техногенный риск Лекция 2 Лекция 2. Основные понятия, термины и определения теории надежности Цель: Дать основной понятийный аппарат теории надежности. Учебные вопросы:

А.П. Сатин, Д.В. Псарев, А.В. Стависский (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОСТАВКИ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ СО СКЛАДОВ К БОЕВЫМ УЧАСТКАМ Предлагается алгоритм решения задачи по

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30 июня 2007 г. N 260 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Утвердить прилагаемое

ГОСТ 4.331-85 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ МОТОПОМПЫ ПОЖАРНЫЕ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ Product-quality index system. Fire power pumps. Nomenclature of indices

ГОСТ 4.445-86 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ СТАНЦИИ ЗАРЯДНЫЕ ДЛЯ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСТ 4.445-86 УДК 614. 847.9:658.562:006.354 Группа Т51 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТРАНСПОРТНЫХ ОБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ РИСКА Осиновская И.В., Коростелева Е.В. Тюменский государственный нефтегазовый университет Тюмень, Россия INCREASE USE GAS FACILITIES

1. Показатели надежности в нормативных документах Н оменклатура показателей надежности для ЦРЗА зафиксирована в основополагающем отраслевом документе , существенная часть раздела 3.6 «Требования надежности»

Лекция 16 16.1. Методы повышения надежности объектов Надежность объектов закладывается при проектировании, реализуется при изготовлении и расходуется при эксплуатации. Поэтому методы повышения надежности

М.В. Алешков, М.Д. Безбородько, О.В. Двоенко, И.А. Ольховский, И.А. Гусев (Академия ГПС МЧС России; e-mail: [email protected]) УДАЛЕНИЕ ОСТАТКОВ ОГНЕТУШАЩИХ ВЕЩЕСТВ ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ РУКАВНЫХ ЛИНИЙ ПРИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйствепная академия имени

Управление по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Отдел по надзору за нефтехимическими и нефтепрерабатывающими объектами Состояние аварийности и травматизма на опасных производственных

1 В.Ю. Кухарь, доцент Лекция 4 КОНТРОЛЬ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. СТАНДАРТ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Цель лекции ознакомить студентов с методами контроля и проверки конструкторской документации,

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ УСТРОЙСТВ РЗА ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ А.П. Морозов, А.Г. Егоров, С.Е. Фролов, А.А. Шапеев Санкт-Петербург 2017 Особенности ГЭС и ГАЭС с

ГОСТ 15.601-98 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система разработки и постановки продукции на производство ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ Основные положения МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,

ГОСТ 15.601-98 УДК 658.58:002:006.354 Группа Т51 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Система разработки и постановки продукции на производство ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТЕХНИКИ Основные положения System

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

Продолжительность работы порошковых установок невелика, максимальная площадь пожара, которая может быть потушена, также ограничена расходом порошка из лафетных и ручных стволов.

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости. Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого огнетушащего порошкового состава (ОПС). Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно-пусковой и предохранительной арматурой.

Порошковая установка ПА может состоять из 1 – 2 и более сосудов. Количество лафетных стволов может быть 1 или 2. Длина рукавных линий обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара подается через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75 о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с. Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова ПА подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам и рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам к лафетным и ручным стволам. Истекающая от них под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

1. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище) или форсунки.

2. С псевдоожижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.

3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).


Пожарный автомобиль порошкового тушения - пожарный автомобиль , оборудованный устройствами для хранения и подачи огнетушащих порошков и предназначенный для доставки на место пожара средств пожаротушения , личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве заряда в пожарном автомобиле порошкового тушения (АП) применяются порошки общего и специального назначения, которые могут эффективно использоваться для тушения нефтепродуктов, газов, установок под напряжением. Особенно эффективен автомобильный порошок при тушении больших проливов жидких горючих веществ. Первый автомобиль порошкового тушения АП-2 (130)-146 с использованием для псевдоожижения аэроднища был освоен 1973 году на Ладанском заводе ППО (затем переименован в ПО «Пожмашина») (Украина) при участии ВНИИПО. В качестве источника сжатого газа в нём применялись два ротационных компрессора, которые обеспечивали рабочее давление в сосуде 0,15 МПа при расходе порошка 20 кг/с из лафетного ствола и 1,2 кг/с - из ручного. В 1979 году этот автомобиль был модернизирован (с доведением рабочего давления до 0,4 МПа и подачей воздуха в сосуд из баллонов). В начале 1980-х гг. ПО «Пожмашина» приступило к производству АП-5 модель 196 на шасси КамАЗ-53213 массой вывозимого порошка до 6000 кг и расходом порошка до 60 кг/с. Этот автомобиль являлся базовой моделью более 10 лет. В 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» совместно с ВНИИПО создали АП-4 на полноприводном шасси КамАЗ-43101. Он имел запас порошка в 4000 кг, рабочее давление 0,8 МПа и расход 80-115 кг/с (лучший из всех отечественных и зарубежных аналогов), что позволяло тушить проливы нефтепродуктов на площади 1000 м 2 (по результатам экспериментов). До 1990 Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 1168 автомобилей порошкового тушения. В 1998 году Тульское ПО «Гастройдеталь» изготовило опытный образец АП-4 на шасси КамАЗ-431О1. Этот автомобиль имел в комплектации компрессор для создания избыточного давления газа при подаче порошка. Автомобильный порошок оснащался прицепом для перевозки запаса порошка и его зарядки в «полевых условиях». В 2000 ОАО «Пожтехника» на шасси КамАЗ-53215 изготовило автомобиль АП-5000. Он был оснащён тремя сосудами для порошка и лафетным стволом с расходом до 50 кг/с. для тушения сложных пожаров в городских условиях в 2003 ВНИИПО и ПО «Берег» (Московская обл.) изготовили партию опытных образцов АП-1000 на шасси ЗИЛ-5301. Этот автомобиль, по сравнению с аналогами, имеет лучшее соотношение между запасом порошка (1000 кг) и расходом (40 кг/с), что обеспечивает для данного количества заряда большую огнетушащую эффективность. АП-1000 дополнительно оснащался двумя съёмными передвижными огнетушителями ОП-50 (3). К производству автомобильного порошка в России приступили и другие предприятия. Лит.: Исавнин Н. В. Средства порошкового тушения. М., 1983; Кузнецов Ю.С., Навценя Н.В . пожарные автомобили. Этапы разработки производства на предприятиях России /1 Юбилейный сборник трудов ВНИИПО. М, 1997; Типаж пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.

Пожарные автомобили порошкового тушения


Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять для ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаря-ющимся фреоном.

Огнетушащий порошок на автомобилях хранится в герметичных резервуарах, которые при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединены с лафетными или ручными стволами. Транспортирование порошка по трубопроводам осуществляется сжатым газом, который подается в емкость с порошком от компрессора или баллонов.

На вооружении пожарной охраны наибольшее распространение получил пожарный порошковый автомобиль АП-3(130)-148, который в настоящее время заменен модернизированной моделью АП-3(130)-148А. В отличие от ранее выпускавшегося автомобиля модернизированный автомобиль не имеет компрессора, а вместо него установлено пять баллонов с воздухом вместимостью 50 л и давлением 15-16 МПа, что дало возможность увеличить рабочее давление транспортирования порошка до 0,39-0,41 МПа и улучшить тактические свойства автомобиля.

Автомобиль порошкового тушения смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Кабина водителя и боевого расчета имеет три места, а в крыше ее два вентиляционных люка с крышками. На раме автомобиля закреплены стремянками два ложемента для крепления цистерны и кузова. Цистерна представляет собой сварную конструкцию из обечаек и эллиптических днищ. Внутри цистерны установлены аэродннща, улучшающие аэрацию порошковых составов; воздухопроводы, подводящие сжатый воздух под аэроднище, и сифонные трубы для транспортирования порошков к лафетному и ручным стволам. Огнетушащие порошковые составы засыпаются в цистерну через верхний люк, имеющий сетку. В нижней части цистерны имеются люк для очистки цистерны и два отверстия с пробками для слива конденсата из-под аэроднища. С левой и правой сторон цистерны на кронштейнах, выполненных заодно с ложементами, установлен кузов, имеющий отсеки, в которых размещается пожарное оборудование, запасное колесо и щит управления.

Щит управления порошковой установкой размещен в переднем отсеке кузова с левой стороны. Рычаги управления и краны щита управления предназначены для подачи сжатого воздуха в цистерну с огнетушащим порошком, подачи порошка в лафетный и ручные стволы и продувки рукавов и стволов сжатым воздухом от остатков порошка после окончания работы.

Общая схема установки для подачи огнетушащего порошкового состава показана на рис. 9.7. Порошковый состав подается в очаг пожара через лафетный ствол или ручные стволы. При открытых вентилях баллонов сжатый воздух с давлением до 15-16 МПа по трубопроводу через открытый вентиль поступает в редуктор, который понижает давление воздуха до 0,39- 0,41 МПа. Далее сжатый воздух поступает под аэроднище. Проникая через поры аэроднища, имеющего угол наклона больше, чем угол откоса для порошка, сжатый воздух приводит порошковый состав в состояние движения. Это происходит в том случае, когда кинетическая энергия сжатого воздуха больше силы тяжести частичек порошка. Угол наклона аэроднища способствует движению порошка и его распылению. Такое состояние порошка называется псевдосжиженным. Если открыть кран лафетного ствола, то псевдосжиженный порошковый состав через заборник сифонной трубы поступит в лафетный ствол. Если открыть кран, то порошковый состав поступит в ручные стволы (пистолеты). Для продувки трубопроводов, рукавов и стволов от порошка после работы необходимо закрыть краны и открыть краны. При этом сжатый воздух выдавит из трубопроводов оставшийся порошок.

Рис. 9.7. Схема коммуникаций:
I - клапан предохранительный высокого давления; 2 - манометр; 3 - вентиль запорный Ду-8; 4 - баллон; 5 - кран Ду-25; 6 - ствол лафетный; 7 - мановакуумметр; 8 - штуцер; 9 - клапан предохранительный низкого давления; 10 - кран Ду-100;
II - цистерна; 12 - заборник; 13 - кран Ду-40; 14 - пистолет для распыления порошка (ствол ручной); 15 - рукав; 16 - редуктор давления; 17 - вентиль баллонный

Автомобиль порошкового тушения немецкого производства

Автомобиль пожарный порошкового тушения на этикетке коробка спичек

- пожарный автомобиль , оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка , баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначен для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной, газовой и нефтегазоперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэропортах.

Основой пожарного автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На российских и советских автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. В качестве рабочего газа для применяются находящиеся под давлением 150-200 ати азот или воздух , обеспечивающие стабильное рабочее давление при любых колебаниях температуры. Углекислоту применять не рекомендуется, так как при выходе из баллона она может образовать снегообразную массу, создавая пробки. В присутствии щелочных металлов при температуре 700-800° С углекислота разлагается и вступает с ними в реакцию. :164

Резервуары малой емкости устанавливаются на автомобилях вертикально, а резервуары большой емкости - горизонтально или на клонно под углом 6-10°. Резервуары наполняются порошком на 90-95% объема с учетом расширения порошка. :164

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на пожарных автомобилях, можно разделить на следующие типы:


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пожарный автомобиль порошкового тушения" в других словарях:

    Пожарный автомобиль порошкового тушения - (АП) пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно технического вооружения и… … Официальная терминология

    пожарный автомобиль порошкового тушения - [ГОСТ 12.2.047 86] Тематики пожарная техника … Справочник технического переводчика

    Пожарный автомобиль порошкового тушения - 13. Пожарный автомобиль порошкового тушения D. Pulverloschfahrzeug Источник: ГОСТ 12.2.047 86: Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения …

    Пожарный автомобиль порошкового тушения (А П) - 2.5. Пожарный автомобиль порошкового тушения (А П) пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для огнетушащего порошка, баллонов с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    пожарный автомобиль - 3.1. пожарный автомобиль: Оперативное транспортное средство на базе автомобильного шасси, предназначенное для использования при тушении пожара.