Проект "мир семян" для старшей группы. Эколого-образовательный проект «Всё начинается с семечка

Где было пустое место, где не было ничего,

Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.

В. Берестов.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы .

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.

Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.

Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Участники проекта

Дети старшей группы, родители, педагог.

Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный (1 неделя)

Изучение методической литературы.

Подбор справочной, детской художественной литературы.

Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.

Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»

Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.

Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»

Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.

Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.

Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Вид деятельности Формы организации детской деятельности
Игровая

деятельность

Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор».

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».

Коммуникативная

деятельность

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Познавательно-

исследовательская

деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Рассматривание альбома «Деревья».

НОД «Дерево- дом и столовая для животных».

Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.

Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);

«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Восприятие

художественной

литературы и

фольклора

Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

Самообслуживание

и элементарный

бытовой труд

Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков».

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами).

«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная

деятельность

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана».

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).

Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф).

Музыкальная

деятельность

Слушание:

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.

Двигательная

деятельность

Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.

Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».

Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

Изготовление паспорта дерева.

Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».

Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».

Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».

Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

Набор карточек «Деревья».

Дидактический материал «Почемучка-1».

Демонстрационный материал «Уроки экологии».

Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

Схема для описательного рассказа о деревьях.

Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.

Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».

Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).

Выставка творческих работ.

Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».

Итоговое мероприятие

Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.

Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

Проект долгосрочный на тему: «Чудо-огород»(недель)

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Октябрь,2012 год

Цель: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности , раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений; обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

Образовательные: Расширять представление об овощах: о многообразии их сортов, условиях и местах произрастания, истории их появления в нашей стране; способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах), дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитательные: воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнеров, умение договариваться;

формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, учить правильно ухаживать за растениями.

Оборудование: семена различных овощей (помидоры, тыква, петрушка, морковь и т. д.) цветов (бархатцы, астры, красный лен и др), садовый инвентарь , коллекция семян и карточки с изображением овощей

Используемая литература:

1. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Осень. Часть 2».

2., Грибова, в котором я живу. – М. 2006. – 144с.

3.Пожиленко развития ребенка. – Спб. 2006. – 640с.

4.Шорыгина и сказки о родной природе. – М. 2006. – 128с.

Ресурсы интернета:

›konspekt_druzya_yejika. html

http://. ru/zagadki. php#5

Для воспитателей детских садов - Мааам. ру

Дошколенок. ру

МБДОУ Д/С №8 г. Тимашевск

Песня «Весёлый огород» сл. М. Садовского, муз. С. Соснина.

«Песня и танец огородников» сл. В. Малкова и Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова.

Песня – игра «Собирайся народ» сл. и муз. .

Предварительная работа:

Подготовительный этап

1. Будьте осторожны с колющими и режущими предметами.

2. В помещении не шуметь, не делать резких движений.

3. При получении травм немедленно обратитесь за помощью к руководителю.

4. До и после работы вымойте руки с мылом.

Ход работы

Разделитесь парами (один готовит почву, другой сеет семена).

Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: "Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой".

(1. Первая пара сеет крупные семена фасоли. Делаем использованным фломастером бороздки, измеряем линейкой глубину - 1.5 см.

2. Вторая - мелкие в бороздки сеялкой: лист бумаги сложенный пополам, измеряем - 1 см.

3. Третья - на расстоянии 3 см друг от друга - редиску в бороздку, чтобы редиска была крупной и ей не было тесно.

4. Четвертая - петрушку.

5. Пятая - в специально приготовленные стаканчики по 1 семени огурцов в каждый.)

1. Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.

2. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

3. Но сначала подготовим место для посева, поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

4. Наметим бороздки для семян, для крупных - 1,5 см. для мелких - 1 см. (Кто сможет объяснить, почему для семян нужна разная глубина посева семян?)

5. В эти бороздки мы будем сажать семена, соблюдая правила посева.

6. Подходим к ящику с семенами.

7. Какие вы видите семена? (Фасоль, редис, петрушка, огурец...)

8. Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

9. Если сильно мелкие, можно использовать лист бумаги, сложенный пополам.

8. Возьмем по одному семени и сеем в подготовленные бороздки по размерам.

9. После посева слегка присыпаем бороздки почвой и поливаем.

10. Помечаем посеянные семена, табличками.

3.Заключение.

Ребята, на практическом занятии вы показали хорошие результаты и знания, и я надеюсь, что вы сможете самостоятельно и правильно заниматься посевом семян, и на следующем занятии вы уже будете наблюдать за ростками, которые прорастут из семян.

На этом наше занятие закончилось, до свидания!

Художественное творчество (рисование).

Тема: «От семечки к ростку».

Старшая группа

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Оборудование и материалы: альбомные листы, простой карандаш, краски, кисточка, стаканчик с водой.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам нарисовать подсолнухи вместе со мной. Вы должны меня внимательно слушать, быстро и аккуратно изображать то, о чем я буду говорить. Давайте вспомним, в какое время года сеют подсолнечник. Это происходит, когда сеют семена овощей и цветов.

Дети: Весной

2.Основная часть.

Воспитатель. Сначала нарисуем землю. Положите перед собой листы бумаги, возьмите простые карандаши. Нарисуйте линию земли. Подумайте, высоко или низко вы хотите ее нарисовать: ведь нужно оставить место для стебля и самого цветка.
Дети выполняют задание.
Теперь нарисуем солнышко, которое хорошо прогревает землю. Растаявший снег наполнил землю влагой, и во влажную теплую землю мы посеяли (положили) семечко.
Воспитатель и дети рисуют семечко в земле.
Через несколько дней семечко, укрытое слоем земли, разбухнет и раскроется, появится маленький росток, который одним концом - корнем - будет укореняться в земле, другим – прорастет из земли и будет тянутся к солнышку (Рисует и комментирует все свои действия)
В земле корень будет расти в глубину и ширину. Чем мощнее корень, тем крепче и сильнее растение. Появившийся из земли росток сначала маленький, тоненький (прямо как у вас на рисунках), но у него уже есть два маленьких листочка. Если земля рыхлая, много влаги, светит солнышко, растение будет хорошо расти и под землей, и на земле, стебель будет утолщаться (Показывает, как рисовать толстый стебель подсолнуха, прикладывая кисточку с зеленой краской под острым углом к бумаге и продвигая ее вперед и вверх легкими проталкивающими движениями).
На стебле у подсолнуха вырастают крупные листья. Расположены они поочередно - вот так.(Продолжает рисовать) Листочки на черешках похожи на большие сердечки (Можно прорисовать листок отдельно, в стороне, показав его особенности, а затем, как выглядит на стебле)
Дети по –своему повторяют его действия.
Растет, растет подсолнух вот до такой высоты.(Показывает, как определить границу на листе так, чтобы потом уместилось соцветие подсолнуха.
Дети поступают аналогично).

Теперь осталось нарисовать головку цветка – его соцветие и цветоножку. Это если мы него смотрим сбоку или снизу. Если подсолнух будет смотреть на нас, то цветоножку можно не рисовать- ее не будет видно. Как вы хотите нарисовать подсолнух?
Дети . Чтобы смотрел на нас.
Воспитател ь. Хорошо. А какой формы будем рисовать головку?
Дети . Круглой.
Воспитатель . Круглая головка подсолнуха состоит из большого количества мелких цветочков. Когда много одинаковых цветков находится на одном стебле, т. е. на одной цветоножке, то как такой цветок называется? (Вместе с детьми повторяет определение «соцветие») Внутри цветы темнее и мельче, снаружи – светлее и крупнее.
Воспитатель показывает, как с помощью приема примакивания кисти (от прикосновения конца кисточки – тонкой линией – через ее середину – прижимая – и продолжая широкую линию к основанию ворса) рисовать крупные лепестки подсолнуха. При этом используется светло-желтая краска, затем, используя темно-желтый цвет,- внакладку – рисуется второй ряд лепестков – покороче. Внутри круга воспитатель предлагает покрыть головку цветка оранжевыми и светло-коричневыми точками - мелкими цветками.
Когда подсолнух цветет, к нему прилетают шмели, которых привлекает яркий желтый цвет и нежный запах. Попробовал нектар шмель и полетел на другой подсолнух
Физкульт минутка «Полет шмеля » или танец с подсолнухами.

Воспитатель . И вот к концу лета созрели семена. Как они называются?
(Семечки).
Воспитатель показывает, как с помощью приемов «шляпка гвоздя» рисовать
Перпендикулярно поставленным кончиком кисточки семечки подсолнуха внутри соцветия. При этом используется прием «наложения краски на краску» (на оранжевую и коричневую - черную)
Потом люди собирают зрелые подсолнухи и получают семечки, из которых делают масло. Часть семечек используют для приготовления всяких сладостей халвы, козинаков.

3.Заключение.

Молодцы, ребята! Вы хорошо занимались, внимательно слушали мои комментарии и нарисовали нам целое подсолнуховое поле (угощает детей халвой).

Конспект непосредственно образовательной деятельности

на прогулке.

Тема: «Наблюдение за огородом»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Февраль,2012 год

Программное содержание:

Побуждать принимать активное участие в сборе уро­жая.

Учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;

Воспитывать настойчивость, экологическую культуру.

Оборудование и материалы: бумажные пакетики, садовый инвентарь.

1.Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Летом в огороде - Свежие, зеленые, А зимой в бочке - Крепкие, соленые. (Огурец.)

Он никого и никогда Не обижал на свете. Так что же плачут от него И взрослые и дети? (Лук.)

2.Основная часть.

Ход наблюдения

♦ Какие овощи растут на нашем огороде?

♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?

♦ Что делают взрослые на огороде?

Трудовая деятельность

Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций , зимних букетов, гербария).

3.Заключение.

Подвижная игра «Горелки» на участке.

Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Овощи»

Старший дошкольный возраст

Составила: воспитатель

Сентябрь,2012 год

Программное содержание: закрепить в сознании детей понятие «овощи», названия различных овощей, рассказать детям о пользе овощей для человека

Оборудование и материалы: наборы картинок с изображением различных овощей, разрезные картинки, на которых изображены овощи: каждая картинка разрезана на 4 фрагмента, серии картинок с изображением стадий роста овощей.

1.Организационный момент.

Наше сегодняшнее занятие будет не совсем обычным. О чем мы будем разговаривать? Это вы сможете определить с помощью разрезных картинок.

Проводится игра «Разрезные картинки»(дети составляют картину из фрагментов, после чего делают вывод о теме занятия).

2.Основная часть.

Итак, разговор сегодня пойдет об овощах. Чтобы познакомиться с ними получше, мы отправимся на дачу.

Мы добрались до дачи. Сначала давайте посмотрим, как растут овощи. Где их выращивают? Правильно, на огороде. А какие овощи вы знаете? О них вам помогут вспомнить картинки. Давайте внимательно поглядим, как растут разные овощи.

Детям предлагается серия картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей с момента посадки семян в землю до образования плода. Дети с помощью воспитателя составляют рассказ по картинкам.

Физкультминутка

«Был у зайки огород»

Был у зайки огород, (дети изображают руками заячьи уши)

Ровненьких две грядки. (гладят по своим рукам)

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом - в прятки. (дети закрывают руками глазки)

А весною в огород

Зайка с радостью идет! («пружинки»)

Но сначала все вскопает, (вращательное движение кулачком)

А потом все разровняет. (плавные движения вверх-вниз)

Семена посеет ловко. (потрясти кистями)

И пойдет сажать морковку. («пружинки»)

И глядишь - на грядке вновь

Вырастут горох, морковь. (загибают пальцы)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Вот собрал. И как раз -

Здесь закончился рассказ!

А теперь давайте вспомним, что необходимо нашим овощам и любым растениям для роста.(Воспитатель помогает детям вспомнить, что растениям для роста необходимы солнечное тепло и свет, плодородная почва и влага.

Как заготавливают овощи на зиму?

Свежие овощи мы можем есть только летом или осенью. Зимой и весной мы покупаем овощи в магазине. А как можно сохранить дачные овощи, чтобы мы могли есть их всю зиму, весну вплоть до нового урожая? Вспомните, пожалуйста, как поступают ваши мамы и бабушки.

С помощью вопросов воспитателя дети называют способы заготовки овощей: овощи можно сушить(лук, морковь, свекла, горох, фасоль), консервировать, солить и мариновать(огурцы, помидоры, кабачки), квасить(капуста), делать икру(кабачки, баклажаны), даже варить варенье(кабачки).

Польза овощей.

А для чего нашему организму необходимы овощи. Как вы думаете? Я ставлю перед вами вопрос: нужно ли людям есть овощи или мы можем обойтись без них? Попробуйте ответить не только устно, словами, но и помощью рисунков.

Детям выдаются листы, цветные карандаши. На выполнение задания отводится 5-7 минут. Пока дети рисуют, воспитатель вывешивает на доску большой плакат, в центре которого изображены овощи. Окончив работу, дети прикрепляют свои картинки к общему плакату и делают по ним короткий рассказ.

Воспитатель помогает сформулировать выводы:

1.Овощи нам нужны, чтобы у нас не болели желудок и живот, потому что они помогают слаженно работать нашему организму, помогают переваривать пищу.

3.Овощи нужно есть, чтобы была хорошая фигура.

4. Овощи нужно есть, чтобы зубы были здоровыми.

5.Некоторые овощи помогают нам бороться с простудой и гриппом, например лук и чеснок.

6.Овощи просто очень вкусные.

3.Заключение.

Все ответы и картинки отмечаются фишками. Фишки подсчитываются, и определяется команда-победитель.

Сценарий итогового праздника «Весёлый огород» в подготовительной группе.

Оборудование: Маски овощей, маска зайца, фартуки по количеству детей, посылка, натуральные овощи (огурцы и помидоры), вареные овощи для винегрета , кастрюля, пластиковые ножи, вилки, кувшин с водой, таз для мытья рук, полотенце. Костюмы: Печкина, Осени, Пугала, Айболита.

Ведущий : Добрый день дорогие дети и уважаемые взрослые. Коллектив группы «Полянка» представляет вашему вниманию заключительный этап проекта –праздник «Весёлый огород»

Дети : поют песню «Танец огородников»

Ведущий : Весной этого года мы посадили с детьми на подоконнике в группе семена разных огородных культур. Ребята, давайте вспомним какие условия нужны, чтобы из семян вырос плод.

Дети : Почва, влага, солнечный свет, уход, забота человека.

Ведущий : Правильно.

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Перцы сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка -

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Пугало : Это ещё кто? Я тут ворон целый день гоняю, чтобы семена не клевали, а тут ещё гости непрошенные.

Ведущий : Это ребята из детского сада. Они не тронут твои грядки. А ты тут давно стоишь?

Пугало : Да с самой весны. Как только семена в землю посадили, так меня и поставили.

Ведущий : И не скучно тебе тут?

Пугало : Конечно, скучно. Сами бы попробовали торчать на палке с утра до вечера. Словом перемолвиться не с кем. Одни вороны кругом.

Ведущий : Так давай мы тебя позабавим.

Пугало : Это как?

Ведущий : Наши дети умеют отгадывать загадки. Они все овощи знают, которые растут в огороде.

Пугало : Не может быть, сейчас проверим. (загадывает загадки)

Дети : отгадывают загадки и поднимают таблички с изображением овощей.

Пугало : Ой, развлекли, потешили. Ну, вы тут веселитесь, а мне работать пора, огород сторожить. (уходит)

Ведущий : Светило солнышко, поливал дождик и появились первые всходы.

Дети : поют песню «Весёлый огород».

Ведущий : Чтобы хорошо росли наши всходы как за ними нужно ухаживать?

Дети : Рыхлить землю, поливать, выпалывать сорняки, защищать от вредителей.

Ведущий : Правильно. Сейчас ребята поиграют в игру «Зайчик в огороде»

Дети : встают в круг, берутся за руки по считалочке выбирают зайчика.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто.

Ведущий : Ребята, посмотрите, изменился наш огород вместо маленьких ростков на грядках появились спелые овощи это значит, что лето закончилось и наступила осень.

Входит осень.

Осень :

Вы обо мне? А вот и я!

Здравствуйте, мои друзья

Я пришла на праздник к вам петь и веселиться

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться

Ой, ребята, а что это доносится с наших грядок. О чём спорят наши овощи?

Дети : Инсценировка «Спор овощей»

Овощи (хором):

Кто из нас из овощей,

И вкуснее, и нужней,

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Осень :

Выскочил горошек –

Ну и хвастунишка!

Горошек (весело):

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Осень :

От обиды покраснев

Свёкла проворчала

Свёкла (важно):

Дай сказать хоть слово мне

Выслушай сначала

Свёклу надо для борща

И для винегрета

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.

Капуста (перебивая):

Ты уж, свёкла, помолчи.

Из капусты варят щи

А какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки

Любят кочерыжки

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец (задорно):

Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска (скромно):

Я румяная редиска,

Поклонюсь вам низко –низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь (кокетлива):

Про меня рассказ не длинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Осень :

ут надулся помидор

И промолвил строго…

Помидор :

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Дети :

Витаминов много в нём

Мы его охотно пьём.

Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг.

Я – простой зелёный лук!

Картофель (скромно):

Я, картофель, очень скромен.

Слова не сказал, я

Но картофель очень нужен

И большим и малым!

Осень : Спор давно кончать пора!

(Стук в дверь)

Овощи : Кто – то, кажется, стучит.

Входит Айболит.

Овощи (радостно): Это доктор Айболит.

Айболит :

Ну, конечно, это я!

О чём спорите, друзья?

Овощи :

Кто из нас из овощей

Всех вкуснее и нужней

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Айболит :

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключенья,

В этом нет сомненья!

В каждом польза есть и вкус, –

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее

Кто из вас нужнее.

Ведущий : Спасибо тебе, Айболит, за совет, помирил ты овощи на нашем огороде. Ребята, попрощайтесь с Айболитом.

Дети : До свидания!

Ведущий : Ну что ж, а нам предстоит много работы

Мы корзиночки возьмём

В огород скорей пойдём

Урожай собирать

И на зиму запасать.

Дети : играют в хороводную игру «Соберём урожай»

Ведущий : Ребята, а как люди сохраняют урожай?

Дети : Убирают в погреб на хранение, солят, маринуют, консервируют.

Ведущий : Ребята, кто – то к нам стучится.

Входит почтальон Печкин и проводит игру «Посылка».

Печкин : Угадали кто я?

Дети : Почтальон Печкин.

Печкин : У меня для ребят группы «Полянка» посылка из деревни Простоквашино от дяди Фёдора. Только я вам её сразу не отдам. Отгадайте. Что в ней лежит.

Дети : Отгадывают по описанию огурец и помидор.

Ведущий : Ребята, поблагодарим почтальона Печкина за посылку.

Дети : Спасибо.

Ведущий : А что же нам делать с этими овощами, чтобы сохранить их.

Дети : Законсервировать.

Ведущий : вызывает к себе 2 детей, завязывает им глаза и каждому даёт по банке игра «Засол овощей».

Ведущий : Ребята, а какие блюда из овощей вы знаете?

Дети : Борщ, салат и т. д.

Ведущий : Мы сейчас с вами приготовим салат под названием «Винегрет». Подойдите к столу, надевайте фартуки, помойте руки и приступайте к работе игра «Поварята» –дети по руководством повара готовят салат «Винегрет».

Пока дети готовят, гости просматривают фильм «Огород на подоконнике».

Ведущий : Итогом нашего проекта явился этот праздник. Нами проведена большая работа в течении 6 месяцев. Учувствовали и дети, и педагоги, и родители.

Программное содержание

Образовательные задачи: продолжать развивать у детей умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия. З акрепить знания о взаимодействии живой и неживой природы. Формировать представления о том, что человек часть природы, и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь. Совершенствовать диалогическую форму речи.

Воспитательные: воспитывать культуру трудовой деятельности.

Словарная работа: бархатцы, петуния, семянка,прорастить, рассада,агроном.

Материалы и оборудование: фартуки, контейнеры с землей, лейки с водой, картинки с изображением бархатцев и петунии, семена растений на 2х пластиковых тарелочках, разрезная картинка с частями растения, опорная схема посадки семян.

Ход деятельности.

Организационный момент.

Психогимнастика «Цветы»

(Проводится под музыку Чайковского)

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки, вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

В: Сегодня мы с вами превратимся в ученых – агрономов. Кто-нибудь из вас знает кто такой агроном? Агроном- специалист по выращиванию растений. Какие вы знаете растения? (ответы детей) Что нужно растениям для быстрого роста? (ответы детей) Как вы думаете, растения- живые или нет (ответы детей) Правильно, растения- живые. Они растут, дышат, питаются. Какие вы знаете растения, растущие на клумбах? (ответы детей).

Отгадайте загадки:

На стебле зеленом
Рос красный бокал,
Нектаром он бабочек
Всех угощал. (тюльпан)

Что за чудо на поляне
В дивном белом сарафане
И зелёная рубашка
С жёлтым пятнышком. (ромашка)

Этот бархатный ковёр

Будет ярок до тех пор,

Пока осень, холода

Не нагрянут к нам сюда.

Ярко-рыжие головки

Лето всё без остановки

Так цветут, что во садах -

Красотища - просто "ах". (бархатцы)

В нашем парке есть газоны,
Расцвели там...патефоны!
Пурпурный, белый, цвета вишни...
Вот только музыки не слышно. (петуния)

Д/И: части растения.

Дети показывают с помощью картинок (корень, стебель, листья, бутон, цветок.) макет растения.

Послушайте, что я вам расскажу о растениях, семена которых мы будем сегодня сажать.

У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.А ещё мало кто знает, что это лекарственное растение, например отвар из цветков лечит простуду, а ванны с цветками бархатцев имеют успокаивающее свойство.

Цветы петунии напоминают воронку. По размеру и форме их делят на мелко- и крупноцветные, махровые и простые. Спектр расцветок очень широк – от чисто белого, светлых тонов жёлтого, розового до насыщенных красных, синих и фиолетовых. Часто встречаются разновидности петуний сочетающих различные оттенки и имеющие пёстрый рисунок цветов. Края лепестков могут быть гладкими и бахромчатыми.

Д/И: части цветка.

Дети показывают с помощью картинок (лепестки, пестик, тычинки.).

В: Кто знает из чего вырастают бархатцы и петуния? (ответы детей)

Рассматривание и посев семян бархатцев.

Ребята, сегодня мы посеем семена растений в землю, будем ухаживать за ними и наблюдать.

Рассмотрите, какие семена бархатцев. Возьмите лупы и рассмотрите семена, положив их на белые полоски бумаги (дети рассматривают семена). Семена бархатцев - э то сильно сплюснутая, продолговатая семянка. Цвет плодов чёрный или коричневатый, нижний конец почти белый.

А теперь рассмотрим семена петунии. Семена петуниималенькие и круглые. Чем они отличаются (бархатцы – тонкие, продолговатые, темно-коричневые, маленькие; петуния - круглые, коричневые и маленькие.) А чем похожи семена? (в каждом семени прячется будущее растение). Воспитатель рассказывает детям что, перед посевом лучше отобрать семена, которые не пригодны для проращивания (проверяют). Для этого берём ёмкость с водой и бросаем туда немножко семян. Полновесные тонут, легковесные всплывают и отбраковываются.

Упражнение для глаз «Глазки»

(снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить. (Вращать глазами по кругу.)

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле. (Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.)

Дети вместе с воспитателем проводят опыт, выбирают семена для посева.

Воспитатель спрашивает детей, что нужно для посева семян.(ответы детей).

С помощью воспитателя, дети на дно укладывают дренаж – мелкие камушки (это обеспечит сток воды). Затем дети вместе с воспитателем заполняют контейнер землёй.

Контейнер заполняется землёй так, чтобы до края оставалось немного места. В этом случае вода при поливе не будет выливаться из контейнера.

Посев семян.

В: Мы будем сажать цветочные семена, из них вырастет рассада, которую мы потом рассадим в каждый стаканчик и они у нас зацветут, если, конечно, сажать их будете с любовью. Как вы думаете, что значит с любовью?

Ответы детей: аккуратно брать семя, слегка присыпать землёй, можно сказать ему что-нибудь ласковое.

В: Правильно, а какие ласковые слова вы будете говорить? (Ответы детей).

В: Ребята, а что вырастет из семян, кто знает?

Ответы детей: рассада.

Показать детям опорную схему посадки семян и вместе обсудить последовательность действий.

В: Семена надо разложить на поверхности подготовленной почвы на небольшом расстоянии друг от друга, а затем засыпать их мелко просеянной землёй и полить.

Воспитатель предлагает детям подумать, куда можно поставить контейнеры с посадками. Дети называют разные места в группе (шкаф, батарея, подоконник, стол). Их предложения обсуждаются, выявляется, насколько это место соответствует оптимальным условиям для роста семян. В результате приходят к единому выводу, что лучшее место – подоконник, рядом с батареей, где есть свет, тепло и постоянно свежий воздух.

Воспитатель показывает рисунок, на котором нарисован поникший цветок.

Дети, как вы думаете, что могло случиться с этим прекрасным цветком?

(ответы детей: не было дождей, забыли полить, сильно пекло солнце.)

Что необходимо для цветка, чтобы он нормально рос и развивался? (ответы детей: почва, вода, воздух, свет, тепло).

А почему цветы красивые и приятно пахнут? (воспитатель подводит детей к ответу: привлекать насекомых, которые пьют у них нектар, и опыляют растения)

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

Игра «Какого растения не стало?»

На стол выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

В: Ну, что ж, будем ждать, когда прорастут семена. Зато потом, какие красивые будут наши цветы на подоконниках. Ребята, а когда наши цветы будут цвести красиво и радовать нас, кого мы ещё можем порадовать ими. (Ответы детей, подвести детей к тому, чтобы подарить цветы мамам.)

В: Я очень рада что вы научились делать такое важное доброе дело. Но давайте помнить

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Дети: Мы не будем рвать цветы

Это капли красоты.

Пусть они растут, цветут

Радость нам они несут.

Итог занятия.

(1,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд















Назад Вперёд

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Так в старшей группе у нас была организована работа по проекту «Мир семян» .

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: средней продолжительности

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта :

  • собраны иллюстрации по теме проекта
  • подготовлены наборы семян для изучения
  • отобрана познавательная и художественная литература по теме
  • подготовлено занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
  • подготовлен дневник наблюдений за ростом гороха Приложение 1
  • собрана картотека дидактических игр Приложение 2
  • сочинены авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) Приложение 3
  • подготовлены презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян»), «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян), «Планета Семенная» (представление наглядного пособия)

Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

  • консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
  • индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок
  • подготовка и награждение грамотами за активное участие
  • ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей

Воспитатель – дети

  • беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
  • чтение познавательной литературы Приложение 4
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о выращивании растений из семян Приложение 5
  • разбор и отгадывание загадок Приложение 6
  • пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
  • совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…)
  • занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
  • проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и ведение дневника наблюдений
  • ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд?)
  • проведение дидактических игр
  • прослушивание детских рассказов из личного опыта
  • проведение психогимнастики, игровых этюдов («Если бы я был(а) семенем…»)

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самост. деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деят-ти
  • рассматривание семян

Воспитатель – дети – родители

  • Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке» Рисунок 1


Рисунок 1

  • Организация конкурса-выставки поделок и сувениров с использованием семян «Поделки – СЕМЯделки» Рисунок 2


Рисунок 2

  • презентация проекта Презентация 2, Презентация 3

Итог проекта

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе, и по их предложению была придумана сказка «Как горошинка колыбельку искала» Приложение 7 . В сочинении сказки принимали участие все дети группы совместно с воспитателем. Её содержание отражает результаты наблюдений детей за ростом гороха в разных условиях.

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы Рисунок 3 . Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.

Рисунок 3

Рисунок 4

Обобщая знания по теме «Мир семян», дети совместно с воспитателем придумали и изготовили наглядное пособие «Планета Семенная». Это пособие своего рода «ключ» к познанию дошкольниками мира семян и растений, их взаимосвязи с неживой природой. Как любая другая модель, «Планета Семенная» помогает задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. Пособие с помощью графической информации привлекает внимание детей к признакам семян, помогает определять способы их сенсорного обследования, составлять внутренний план речевого высказывания. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.

Продукт проекта

  1. Сказка «Как горошинка колыбельку искала»
  2. Коллекция семян
  3. Пособие «Планета Семенная»

Перспектива развития

Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.

В дальнейшем на «Планете Семенной» могут появиться символы, обозначающие место произрастания семян, вид будущего растения, способы распространения семян и т.д. Это наглядное пособие может собираться из отдельных частей по мере освоения материала. Здесь (в кармашек) можно помещать каждый раз иллюстрацию нового растения или его семена, для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Рисунок 5

Занятие «Знатоки семян»

Цель: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Материал: семена разных растений, пинцеты, лупы, пустые пузырьки, презентация «Такие разные семена» Презентация 1

Предварительная работа: чтение главы «Плоды и семена» (Энциклопедия дошкольника. Малофеева Н.Н. М.: Росмэн, 2007); совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…); д/и «Нарисуй картину семенами».

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме. (2-й слайд)

Чьи семена?

Какого они размера?

Какого они цвета?

Какую имеют форму?

Какие семена на ощупь?

Что еще знаете об этих семенах?

Выслушиваются рассказы детей по слайдам презентации:

(3-й слайд) Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по графическому алгоритму (2-й слайд), с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).

(4-й слад) Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

(5-й слайд) Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму (слайд 2), с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.

Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

(6-й слайд) Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.

Проводится игровой этюд «Как росли подсолнушки» («Ветер семена кружил, да на землю опустил…»)

(7-й слайд) Желтенькие, длинненькие

Чьи семянки?... (дынькины)

(8-й слайд) Эти-то семянки тоже ведь на дынькины похожи.

Но из светлых «молодцов» взрастим мы грядку… (огурцов)

Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 10 семян в разные пузырьки.

(9-й слайд) Очень сахарный на вкус

Вырос из семян… (арбуз)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.

Затем воспитатель предлагает детям игру «Шумелки» (нужно с закрытыми глазами отгадать, какие семена шумят)

Проводится д/и «Доскажи словечко»

  • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
  • Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
  • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
  • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
  • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.

(Дети опускаются на корточки)

К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.

(Дети медленно встают – «вырастают»)

Из земли росток явился:

(Дети потягиваются)

Здравствуй, солнце, я - родился!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!

(Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)

Вам понравилось в нашей лаборатории?

Что нового, интересного узнали?

Что запомнили?

А у меня для вас еще одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Воспитатель угощает детей яблоками.

В разработке проекта использовалась литература:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия, Ко АКАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2000.
  4. Хочу все знать. Растительный мир. Электронное издание энциклопедии с Triada, 2005.

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16

города Болотного Болотнинского района Новосибирской области

подготовительной группа «Почемучки»

Познавательно – исследовательский проект

«Все начинается с семечки»

воспитатель подготовительной группы

Болотное, 2016

  • Вид проекта : познавательно- исследовательский
  • Тип проекта : групповой, исследовательский, среднесрочный
  • Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
  • Участники: воспитатель, дети, родители
  • Проблема : Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
  • Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.

Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».

Цель проекта : формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.

Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:

  • Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
  • Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
  • Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

Основные формы реализации проекта:

Игровая деятельность

Работа с познавательной литературой

Составление схемы жизненного цикла растений

Продуктивная деятельность

Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора

Изготовление альбома «Что нам осень подарила»

Изготовление коллекции семян

Работа с родителями

Экскурсия в библиотеку

Прослушивание песен

Просмотр презентаций, мультфильмов

Экспериментирование

Выставка поделок «Волшебные семена»
Источники информации:

Научная литература

Книги

Интернет ресурсы

Библиотека

Видео и аудиозаписи

Список литературы

  1. Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
  2. Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
  3. Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  5. Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
  6. Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
  7. Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
  8. Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.

Форма защиты проекта

Мультимедийная презентация.

Публичное выступление.

Выставка поделок «Волшебные семена»

Реализация проекта

I этап: Подготовительный

Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.

II этап: Основной

Речевое развитие :

Чтение : сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,

Разучивание с детьми стихотворений.

Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».

Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.

Познание:

Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»

Развлечение «Знатоки»
Занятие «Мы сажаем семена»

Занятие «Тыква - золотая голова»

Занятие «Подсолнух»

Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .
Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».

Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».
Экскурсии в библиотеку.

Просмотр мультфильмов: «Аист», «Дюймовочка» , «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»

Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».

Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»

Настольная игра «Времена года».

Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».

Художественно-эстетическое развитие:

Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».

Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).

Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .
Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

Лепка «Овощи и фрукты».

Слушание аудиозаписей:
Песенки «Семечки», «Урожайная».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»

Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»

Физминутка «Жил один садовник».

Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»

Работа с родителями

Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».

Этап итоговый .

Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Заключение. Выводы.

Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.

По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:

1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.

2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.

3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.

4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.