Ремонт шиферной. Ремонт кровли из шифера

Если вы счастливый обладатель шиферной крыши, то в процессе длительной ее эксплуатации она, скорее всего, начнет протекать. Это будет означать лишь одно – нужно браться за ее ремонт. Когда необходимость ремонта неизбежна, то не стоит впадать в отчаяние, т.к. ремонт шиферной крыши дома вполне может быть проведен своими руками и без привлечения ремонтных бригад, которые обязательно будут дорогостоящими.

Если шиферная кровля добротно служила вам на протяжении многих лет, а сейчас начались протечки, то это проблема с целостностью шиферных листов. Чаще всего можно провести ремонт крыши из шифера можно без замены целых листов, а решить проблему путем накладки на места протечек заплат. В противном случае, если повреждения значительны, тоже не нужно впадать в панику и волноваться, т.к. и заменить шиферные листы можно своими силами и работа не потребует значительных временных затрат. Возможно вы заинтересуетесь и другими кровельными материалами, так изучите . Если же нет, то давайте посмотрим на этапы ремонта шиферной крыши своими руками.

Как устранить небольшие дефекты шиферной крыши

Если вы на одном или нескольких шиферных листах нашли небольшие трещины или сколы, то можно попробовать наложить на них латки. Последовательность действий следующая:

1. До начала ремонта крыши из шифера необходимо провести очистку ремонтируемой поверхности от имеющейся грязи, мусора и, возможно, мха с помощью щетки. После очистки желательно промыть поверхность водой со шланга или же можно пройтись мойкой под давлением.

2. В то время, пока крыша будет высыхать, следует подготовить ремонтный раствор. Для этого нужно иметь клей ПВА, цемент и асбест. Смесь для ремонта крыши готовят следующим образом: 1-2 части цемента смешиваются с 3 частями сухого асбеста. После этого добавляется вода, смешанная с клеем ПВА в пропорции 1:1, и все тщательно перемешивается. Готовая смесь у вас должна быть похожа на густую сметану.

3. Места, определенные для ремонта, до начала ремонта следует прогрунтовать раствором клея ПВА, который разводится с водой в пропорции 1:3. Как правильно грунтовать, вы можете изучить на примере .

4. После того, как вы подготовили раствор можно приступать к ремонту шифера. Здесь стоит обратить внимание на то, что смесь лучше подготавливать небольшими порциями, т.к. она максимальную эффективность имеет всего пару часов.

5. Точки повреждений, которые предварительно прогрунтованы, заполняете ремонтной смесью. Наносить раствор нужно минимум два раза, таким образом, чтобы общий нанесенный слой составлял более 2 мм. Состав желательно наносить в сухую, пасмурную погоду. Это обусловлено тем, что при таких погодных условиях он будет сохнуть медленнее, чем под палящим солнцем, а это способствует набору максимальной прочности. Здесь все точно также, как и при , статью о которой можете тоже изучить.

Шиферная крыша имеет такое устройство, что в процессе ремонта вам придется работать в труднодоступных местах. Поэтому для того, чтобы спокойно выполнить ремонт крыши из шифера и не покрошить его, следует использовать некое подобие лестницы, а именно доску с поперечно набитыми на нее досками. Если подобную конструкцию зацепить за конек, то получится свободно по ней двигаться, не создавая лишнего давления на шифер.

Использование вышеуказанного состава для ремонта шиферной крыши может позволить увеличить срок службы кровли, по меньшей мере, на 5-7 лет. Также, если сражу же после монтажа покрасить шиферную крышу, то можно увеличить срок ее службы до 3 раз.

Как заменить листы шифера

Однако, если у вашей крыши имеются довольно сильные повреждения, то использование ремонтного состава будет нецелесообразно. В таком случае выходом из положения будет удаление старого шифера укладка нового. В общем процедура замены шифера будет выглядеть следующим образом:

1. Вынимаются шиферные гвозди. Старое покрытие демонтируется.

2. После удаления старых шиферных листов стоит провести оценку состояния стропил и обрешетки. При острой необходимости нужно проводить их полную или частичную замену или же отделаться просто ремонтом. Как выглядит стропильная система крыши можно посмотреть .

3. Для того, чтобы сформировать герметичную кровлю, поверх стропильной системы нужно постелить изоляционный материал. Для этого можно использовать рубероид или другой аналогичный материал. Так, если бы крыша была бы покрыта металлочерепицей, то нужно было бы . По вашему усмотрению можно провести утепление шиферной крыши. Как выполняется можно узнать, пройдя по ссылке.

4. Следующим, после обустройства изоляции кровли, этапом будет настил листов шифера. Шиферные листы должны укладываться от нижнего угла, двигаясь к противоположному углу крыши по восходящей линии. Таким образом происходит геометрически правильная укладка с требуемым нахлестом.

5. Правильный нахлест шиферных листов выглядит следующим образом: крайняя волна у одного листа должна накрываться последней волной последующего.

6. После того, как уложили первый горизонтальный ряд шифера, нужно приступать к формированию второго ряда. При этом необходимо обеспечить напуск верхнего на нижний ряд не менее 10 см.

7. Те места, в которых шиферные листы либо выступают за границы кровли, либо упираются, например, в , они обрезаются болгаркой с алмазным диском.

8. Крепится шифер к обрешетке с помощью специально предназначенных для этого гвоздей. Для того, чтобы предотвратить появление в листе сколов и трещин, гвозди должны забиваться в гребень шиферной волны . При этом предварительно стоит просверлить под гвозди отверстия. Также не стоит забывать об необходимом отступе от края листа.

9. Для того, чтобы обеспечить самую надежную фиксацию листов нужно подбирать гвозди достаточной длины. Как говорится в рекомендациях профессионалов длина гвоздей должна быть прямо пропорциональной длительности службы конструкции без смещения листов шифера.

10. По окончании ремонта шиферной крыши стоит позаботиться о защите конька и изломов кровли. Обеспечить их герметичность можно путем использования специальных доборных кровельных элементов. Они могут быть металлические или пластиковые.

Более подробно о том, мы разговаривали в соответствующей статье.

Подводя итог, можно сказать, что благодаря этим не слишком сложным операциям можно отремонтировать шиферную крышу и забыть еще об одной проблеме. Удачи в ремонте.

Шифер — асбестоцементный кровельный материал широкого спектра применения, пользующийся спросом на протяжении многих десятилетий.

Даже при появлении новых аналогов на ранке кровли, шифер остается самым популярным среди них.

Шифер изобрели более ста лет назад. Его используют в регионах как с жарким, так и с холодным климатом. Срок службы шифера достигает 50 лет, но в большинстве случаев 20-30 лет.

Атмосферные осадки практически не влияют на эксплуатацию шифера.

Одним из основных свойств шиферной кровли, является ее маленькая теплопроводность . Когда крыша дома нагревается от солнечных лучей, климат под шифером остается довольно комфортный. А в холодное время года, обладает хорошей теплоизоляцией .

Еще очень важное преимущество шифера – это хорошая звукоизоляция . В сравнении с металлическими кровлями, он прекрасно звукоизолирует удары града, дождя, и поэтому вы практически не будете получать дискомфорт от ливней и гроз.

Шифер — тяжелый и хрупкий материал , и это является его главным недостатком.

Недостатки материала

Причины разрушения шиферных листов

Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто

Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа . Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.

Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.

При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.

В следствии этого появляются микротрещины , которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера . Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов . Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше

Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель , есть много способов ремонта.

Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:

  • Первый способ : для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА . Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
  • Второй способ : Можно использовать монтажную пену для задувания трещин . После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
  • Третий способ : Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
  • Четвертый способ : Можно использовать специальную силиконовую пасту , но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
  • Пятый способ : В продаже есть готовые смеси-шпатлевки , которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
  • Шестой способ : Применяется также бутилкаучуковая лента . С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
  • Седьмой способ : Способ замазывания швов горячим битумом . Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
  • Восьмой способ : Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой . Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!

Ремонт каучуковой лентой

Ремонт битумной мастикой

Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала .

Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:

  1. Открутить крепежи , которые удерживают лист.
  2. Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа , под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
  3. Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.

Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.

Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.

Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.

Полезное видео

Ремонт шифера на крыше своими руками на видео:

Вконтакте

Шиферная крыша - самое распространенное покрытие, особенно частных строений, будь то дом, сарай или гараж. Шифер довольно долговечный и сравнительно дешевый материал. Основные повреждения, которым подвержен волновой шифер, – это мелкие трещины, сколы, сквозные отверстия (от града, что-то упало или не туда забитый гвоздь). В общем, причин повреждения много, а о способах и методах ремонта шиферной крыши своими руками и пойдет дальше речь.

Способ 1

Довольно старый и широко распространенный ранее. Шиферную крышу, подлежащую ремонту, очищают от грязи, пыли и возможной растительности, потом моют и сушат. Далее грунтуют олифой, а затем все трещины и сквозные отверстия покрывают тканевыми полосками, пропитанными масляной краской.
Однако, стоить заметить,что такой ремонт продлевает срок жизни крыши на 2 - 4 года, после чего подобный ремонт надо будет повторять, предварительно сняв то, что налепили ранее. На длительность ремонта влияет то, на сколько качественно подготовили ремонтируемую поверхность, а также следует хорошо высушить перед покраской.

Способ 2

В настоящее время наиболее распространен простой и надежный способ ремонта крыши из асбоцементного шифера, после которого кровля не течет до 10 лет.
Самодельную ремонтную смесь для накладывания заплат на поврежденный шифер готовим следующим образом:
2 части цемента марки М400 или выше смешиваем с 3 частями распушенного асбеста. Полученный состав заливаем смесью клея ПВА и воды (соотношение 1:1) и качественно перемешиваем.
Готовая ремонтная смесь на вид должна иметь консистенцию густой сметаны.

Клей ПВА, можно заменить морозостойкими водоэмульсионными красками типа Э-ВС-17 или подобными. Однако применение вместо клея краски может несколько снизить долговечность ремонта шиферной кровли. Вместо распушенного асбеста можно использовать обычный листовой, пропущенный через мелкую тёрку или покрошен на наждаке.

Как и при любом способе ремонта шиферной крыши , поверхность должна быть предварительно тщательно очищена, вымыта - желательно со шланга или керхером, если такой возможности нет - то просто тряпкой с последующим ополаскиванием. Особо тщательно очищают (используя жесткую щетку) участки с трещинами.

После того, как смесь готова (а готовить ее лучше небольшими порциями, так как срок ее максимальной эффективности не превышает двух часов) можно приступать к ремонту шифера.

Трещины и другие поврежденные участки шиферной крыши заполняем приготовленной ремонтной смесью как минимум два раза, так, чтобы слой этого состава был не менее 2 мм.
Желательно ремонт проводить в пасмурную погоду – так заделочная смесь будет дольше высыхать, а значит - успеет набрать большую прочность.

Способ 3

Готовые смеси. Очень хороший результат при использовании незастывающих битумных смесей. В этом случае не появляются трещины при расширении шифера в различных температурных перепадах, что является основной причиной недолговечности других, "жестких", способах ремонта. Это лучший способ изоляции дымовых труб. Основной недостаток - дороговизна и эстетичность. Такая мастика всегда черная. Но ее можно сверху и покрасить, хоть краска и потрескается, но общий вид все же улучшится.

При проведении ремонта шиферной крыши , инструкции по использованию различных мастик и смесей необходимо соблюдать полностью. После предварительной очистки ремонтируемые места необходимо обезжирить Уайт-Спиритом или бензином.

Для заделки трещин и щелей до 5 мм, применяют Эмфимастику PU 25. Нанесение этого герметика осуществляется ручным или пневматическим пистолетом, можно это делать и обычным шпателем. Дефекты поверхности шифера большего размера устраняются с применением мастики типа Гипердесмо. Надо помнить, что перед ее нанесением требуется ее тщательно перемешать до равномерного состояния.
Края трещин или отверстий необходимо вначале загрунтовать небольшим количество мастики перемешанной с ксилолом в соотношении 9 частей мастики, 1 часть ксилола. Эта обеспечит хорошую проницаемость мастики в поврежденные края, обеспечив хорошую адгезию. Перед нанесением самой мастики необходимо дать высохнуть загрунтованным местам в течение не менее 6-ти часов. При больших повреждениях применяется армирующий материал, например геотекстиль. Нанесение мастики проводится шпателем или кистью.

В настоящее время промышленностью выпускается довольно много различных кровельных герметиков на основе битумной мастики как отечественных, так и зарубежных. Для небольшого ремонта целесообразнее приобрести один - два туба под пистолет - так и удобнее и дешевле. В случае, если мастики потребуется довольно много, берите ведерные расфасовки - однозначно дешевле.

Способ 4

Также трещины в шифере можно замазывать и обычной битумной смолой или замазкой из замазки из олифы и мела. Данные методы используются до сих пор, как одни из самых простых и дешевых, однако ни один из них не является долговечным. Главный недостаток этого способа – это потеря пластичности при перепадах температур, особенно при высоких. Трещины заделываются горячим битумным варом, а его температура превышает 150 градусов. Работать надо очень аккуратно, На крутой крыше довольно не удобно - существует опасность серьезно обварится. Чаще применяется для заделки трещин покатой крыши, например гаража.

Способ 5

Частичная замена, когда снимают отдельные листы и заменяют их на новые или закрывают поврежденные участки целыми кусками шифера. Это необходимо при наличии больших сколов, дыр и больших трещин. При этом также рекомендуется сразу проверить целостность и остальных элементов конструкции крыши, так как вода через дыры в покрытии могла повредить стропила, слои утеплителя или изоляции.

В этом случае, целый шифер нужно завести под вышестоящий лист, предварительно приподняв его. При работе с листами шифера надо быть очень аккуратным, чтобы не сломать хрупкую поверхность. Для этих целей, при извлечении из листа гвоздей, под инструмент (например гвоздодер) подкладывается деревянный брусок.

При замене всего листа, необходимо снять поврежденный лист, для этого необходимо вытянуть прибитые гвозди, потом немного приподнять верхний лист шифера и вытянуть треснувший шиферный лист . На его место устанавливаете целый лист, предварительно обрезав скос, как в заменяемом.

Если целого листа шифера нет, или трещина не большая, можно поверх повреждения положить кусок шифера необходимой длинны и ширины, при этом он должен перекрывать одной волной с двух сторон, трещину или повреждение, а сверху завести под верхний лист, или заделать герметиком стык, чтоб вода не попадала в поврежденное место. Для этого, точно также приподымаем верхний лист шифера и вставляем часть целого шифера поверх поврежденного. После замены листа шифера прибиваем на тех же местах, шиферными гвоздями в верхнюю волну.

Никогда не прибивайте шифер в нижнюю волну - не будет пространства при деформации шифера при перепаде температур, как следствие появятся трещины. Кроме того, большая вероятность появления трещины еще когда Вы будете прибивать. Если все же необходимо закрепить в нижнюю волну, лучше используйте саморез, предварительно просверлив отверстие в шифере большего диаметра (на 2-3 мм). И не затягивайте полностью саморез, оставьте где-то 2-3 мм, для температурного расширения шифера.

Шифер всегда считался одним из самых популярных покрытий среди всех кровельных материалов. Это легко объясняется – он доступен по цене каждому, прост и понятен в укладке, неприхотлив в уходе, прочен и достаточно долговечен. Поэтому подавляющее большинство частных домов в России, несмотря на разнообразие более современных материалов, все же имеет

Однако, при всех положительных качествах этого материала, несмотря на прочность составляющий его асбестовых волокон в сочетании с цементным заполнение, листы шифера не могут «похвастаться» высокой стойкостью к акцентированным механическим нагрузкам, да и природное воздействие потихоньку «старит» их. Поэтому со временем на кровельном покрытии могут образовываться трещины или даже серьезные пробоины, в результате чего крыша начнет протекать. Полностью менять все кровельное покрытие — это дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, поэтому многие владельцы домов прибегают к ремонтным работам.

Ремонт шифера: чем заделать дырки и трещины — именно так часто ставится вопрос собственниками домов, если появились явные признаки протекания кровли. Чтобы выбрать правильный, оптимально подходящий для конкретного случая способ приведения крыши в порядок, необходимо рассмотреть несколько самых популярных технологических приемов. Этому и посвящена настоящая публикация.

Основные причины разрушения шифера

Шифер привлекает тем, что у этого материала есть явные преимущества перед другими покрытиями. Например, такая кровля, в отличие от стальных покрытий, не подвержена коррозии, отличается высокой стойкостью к влаге, хорошо переносит перепады температур, практически не давая значимого линейного расширения, почти полностью безразлична к влиянию ультрафиолетовых лучей. Однако, все же периодически приходится прибегать к ее ремонту.


Шифер все же не вечен — он ветшает, покрывается трещинами, по краям могут образовываться сколы

Прежде чем перейти к описанию технологических способов выполнения ремонтных работ, необходимо для ясности определиться с возможными причинами возникновения изъянов. Обладая такой информацией, вполне возможно, что удастся предотвратить подобные повреждения, просто обратив внимание на профилактику и соответствующий уход за шиферным покрытием.

Итак, на шифере могут появиться по следующим причинам:

  • Чаще всего – это какие-либо ударные нагрузки, например, падение на поверхность крыши крупного града или веток деревьев больших размеров. Сюда же можно отнести неаккуратное, неправильное перемещение по поверхности крыши.

Чтобы не повредить шифер при кровельных или ремонтных работах, необходимо обезопасить его, уложив сверху настил из досок, которые увеличат опорную площадь и тем самым уменьшат давление на покрытие.


Для проведения кровельных или ремонтных работ на скатах большой крутизны, свыше 20÷25°, особенно в области или верхней части шиферной крыши, необходимо иметь специальную передвижную лестницу, которую фиксируют за конек особым креплением.

  • Вторая причина – это появление и развитие на поверхности шифера колоний простейших растений, которые закрепляются на нем, и медленного, но неуклонно разрушают структуру материала. Особенно любят шероховатую поверхность кровли лишайники и мхи. Закрепившись в одном месте, они сначала разрастаются в размерах, а затем размножаются спорами и по всей поверхности крыши. Мох прорастает в стыки шиферных листов и тем самым начинает приподнимать их, отчего во время дождя вода способна свободно попадать под покрытие. Если же мох облюбовал место в нижней части волны, то он может задерживать нормальный сток воды, что также приводит к протеканию кровли.

Эти явления обычно возникают на северной стороне крыши, где недостаточное время бывает солнце, или же на кровле, имеющий маленький уклон ската, благодаря чему на ней задерживается влага, способствующая разрастанию подобных растительных колоний. Кроме того, что происходит разрушение покрытия и крыша начинает протекать, все здание в целом смотрится неаккуратно и не эстетично.


Если же на крыше уже расположились мшистые колонии, но есть желание попытаться спасти кровлю, избежав ее замены, то необходимо освободить шифер от этого «огорода». Этот процесс можно провести тремя способами:

— механическим, с помощью железной щетки;

— с применением воды под высоким давлением;

— химическим, с помощью опрыскивания крыши специальными гербицидными составами.


  • Причиной ветхости шифера может быть вполне банальная причина — длительный срок эксплуатации. К сожалению, не весь шифер, производимый сегодня, обладает должным качеством, так как нередко при его изготовлении, в угоду сокращению производственных затрат, не соблюдаются полностью не то что ГОСТы, но даже и менее «взыскательные» ТУ. В итоге листы такого шиферного покрытия получаются хрупкие, и, не выдерживая даже незначительных ударов, дают трещины или вообще раскалываются по всей длине. Несоблюдение технологических правил может быть допущено на различных этапах процесса производства шифера, например:

— Раствор для изготовления шифера сделан с нарушением рецептуры — не соблюдены пропорции составляющих ингредиентов.

— Кровельный материал произведен на кустарном оборудовании.

— Недостаточно качественная обработка листов шифера.

— Сокращение срока полного созревания материала - он должен составлять не менее 28÷30 дней с момента изготовления.

К сожалению, замечено, что изделия «старой закалки» служат не один десяток лет, а современного шифера зачастую хватает лишь на 12÷15 лет. Вывод – при покупке материала следует обращать повышенное внимание на репутацию производителя и предоставляемые им обязательства.

  • От застаивания воды вокруг дымоходных и вентиляционных труб, а также мансардных окон, также может произойти растрескивание листов материала, особенно при резком понижении температур. Поэтому такие проблемные места требуют усиленной герметизации и обеспечения свободного схода воды.
  • Как уже говорилось выше, небольшой уклон ската крыши и застаивание на ней воды также могут способствовать растрескиванию материала. А застой воды очень часто становится следствием банального скопления грязи или палой листвы, то есть своеобразного запруживания волн.
  • Причина повреждения может быть и в том, что монтаж листов шифера велся с нарушением установленной технологии этого процесса, и от этого покрытие может испытывать излишние внутренние напряжения.
  • Для закрепления материала к обрешетке использовались обычные гвозди или не применялись резиновые прокладки. В этом случае со временем обязательно появятся трещины.
  • Под забивание шиферных гвоздей высверлены слишком маленькие отверстия, что при перепадах температур и расширении материала, также приведет к повреждению листов покрытия. Поэтому, при просверливании отверстий нужно учитывать, что шиферные гвозди должны входить в них свободно. Но, в то же время, отверстия не должны быть слишком большими, иначе будут происходить протечки.
  • Снег также добавляет нагрузки на кровлю, и не только своим немалым весом, но и образованием наледи в нижней части ската, около карниза. В весенние дни или в период оттепели снег начинает подтаивать, и вода стекает в нижнюю часть ската, а в вечерние часы температура воздуха понижается, и на краю шифера образуется лед, который и приводит к крошению кровельного материала в этой области.

Если шифер в этом месте будет разрушен, то через образовавшиеся трещины вода будет попадать на обрешетку, утеплитель, стропила и мауэрлат, на несущие стены, что приведет к образованию грибка и постепенному разложению древесины. Поэтому, рачительные хозяева жилья с целью сохранения всех материалов и элементов кровли нередко устраивают в нижней части ската и в водоотводных каналах кабельный подогрев, который в зимний период при необходимости включается, не допуская образования наледи

Теперь, рассмотрев основные причины возникновения повреждений шифера, приняв во внимание, какие существуют возможности их избежать, остановимся на том, как выявлять появившиеся повреждения.

Обнаружение дефектов кровельного покрытия

На шероховатой поверхности шифера, настеленного на стропильную систему, практически невозможно увидеть небольшие сколы или микроскопические трещины, поэтому на некоторые тревожные признаки, говорящие о том, что крыша требует ремонта, следует обращать особое внимание:

  • Если существует хотя бы небольшая протечка, даже незаметная для глаза, то вскорости она проявит себя появлением в углах или на стыках потолка и стен пятен плесени, возникновением неприятного запаха сырости.
  • Если на кровле изнутри не закреплен термоизоляционный материал, то даже самую незначительную трещину легко обнаружить, поднявшись на чердак после дождя. Протечка проявит себя более темным пятном по сравнению с остальной внутренней поверхностью.

Теперь нужно заострить внимание на том, какие области крыши чаше всего приходится ремонтировать, так как эта информация пригодится во время поиска повреждений кровельного покрытия.

  1. В первую очередь необходимо следить за краями шифера, выходящими к карнизу. Их рекомендуется обследовать каждой весной. Если на краях образовались трещины, то их будет несложно обнаружить – иногда для этого даже не придется подниматься на лестницу, так как их можно заметить снизу.
  2. Мох может появиться на кровле, и не имеющей трещин и сколов, но не стоит ждать, пока он разрастется и займет всю поверхность шифера. Именно на запущенной крыше после очистки очень часто обнаруживается весьма печальная картина с множеством повреждений. К тому же удалить несколько островков появившегося мха гораздо проще и дешевле, чем впоследствии очищать всю волнистую поверхность.
  3. Трещины могут образоваться на гребне волны или в ее самой низкой точке. Сложнее обнаружить последние, так как они незаметны на первый взгляд. Как их можно выявить - было описано выше.
  4. На гребне волны трещины в основном образуются по линии, где вбиты шиферные гвозди, и их сразу же видно невооруженным глазом. Однако, если эти трещины уже настолько проявились, что заметны визуально, следует срочно приступать к ремонту.

Обследовав крышу по всем пунктам, необходимо принимать решение по тому, как рациональнее будет проводить ремонт.

  • Если обнаружены значимые сколы по краю нижних листов, то, возможно, следует заменить один или все листы первого ряда, тем более, что это сделать конструкция кровли позволяет. Однако, необходимо учесть, что гвозди придется удалять со всей осторожностью, чтобы не повредить нижний край следующего ряда, так как именно он нахлестывается сверху на нижний.

Если нет возможности произвести замену листов, то целостности края можно достичь, поставив своеобразную заплатку с внутренней стороны листа, но оставлять покрытие в поврежденном состоянии нельзя, так как в этом случае протечек избежать не удастся.

  • Если трещина пошла по гребню волны шифера, то ее ремонт с помощью заплаток необходимо произвести, наложив их с внутренней и наружной стороны. Обычно под такую трещину изнутри подкладывают отрезок листа оцинкованного железа, согнутого по форме волны, а сверху повреждения накладывается специальная кровельная лента.

  • В случае если трещина пошла поперек шиферного листа, то без его замены уже никак не обойтись. Придется аккуратно его демонтировать и установить новый.

Способы ремонтных работ по заделке поврежденных участков шифера

Итак, зная все нюансы возникновения дефектов этого кровельного материала и обнаружения повреждений на нем, необходимо перейти к рассмотрению ремонтных работ.

Существует несколько эффективных способов заделки трещин с помощью традиционных и специальных современных материалов. Но в любом случае, все ремонтные работы необходимо производить на поверхности крыши, хорошо очищенной от грязи, мусора, каких бы то ни было наростов, посторонних предметов и т.п.

Какой бы подход ни был избран для ремонтных работ, никогда нельзя забывать об осторожном передвижении по шиферу, если повреждения обнаружились не на краю кровли, а на высоте. Чтобы избежать дополнительных повреждений шифера на двускатной крыше используют лестницу-трап, а на односкатной - настил из досок, которые помогут равномерно распределить вес человека на поверхности.

Первый способ – с использованием обычного бетонного раствора

Ремонт шифера с помощью цемента и песка можно назвать самым простым и доступным способом, если не принимать во внимание, что процесс будет происходить на высоте – это всегда осложняет работу.


Раствор для ремонта шифера изготавливается из цемента и песка в пропорциях 1:2, причем для него используется мелкофракционный мытый песок и цемент марки М-500. Вместо этого раствора вполне можно использовать качественный плиточный клей для внешних фасадных работ (можно встретить и другое название – для сложных оснований), способный выдержать высокую влажность и перепады температур. Клей имеет мелкодисперсную консистенцию и хорошую адгезию с поверхностью шифера, так как он также изготовлен на цементной основе.

Раствор должен иметь консистенцию мягкого теста и хорошо прилегать к поверхности. Для повышения сцепляемости материалов, шифер в области ремонта следует увлажнить. Если повреждение слишком большое, то под него следует сделать подкладку из оцинкованной кровельной стали, согнув отрезок листа по форме волны и подсунув его под трещину или выбоину. Это приспособление даст дополнительную гарантию хорошего прилегания раствора к асбестобетонной поверхности.

Раствор наносится на поверхность с помощью шпателя. На поверхности должен находиться не слишком толстый его слой, который не станет сильно задерживать воду, если трещина находится в низине волны. Поверхность нанесенного раствора должна быть ровной - для этого ее немного увлажняют и разглаживают рукой в резиновой перчатке.

После окончательного просыхания заплатки, ее следует тщательно прогрунтовать, а затем покрасить водостойкой шиферной краской для наружного применения.

Второй способ – с использованием бутил-каучуковой герметизирующей ленты

Бутил-каучуковую водонепроницаемую ленту используют не только для ремонтных работ, но и для герметизации стыков листов между собой, а также при гидроизоляции прилегания кровельного покрытия к вентиляционным и дымовым трубам.


Поверхность ленты изготавливается из нетканого материала, благодаря этому наложенную заплатку можно покрыть краской нужного цвета. Работать с подобным материалом - достаточно просто, и ремонт проводится в такой последовательности:

  • Участок шифера, требующий ремонта, необходимо очистить и обезжирить. Это можно выполнить с помощью уайт-спирита, ацетона или других органических растворителей.
  • Далее, от рулона отрезается отрезок ленты требуемой длины (чтобы закрывалась вся трещина, плюс по ее краям лента заходила на неповрежденный участок еще на 50 мм).
  • Клеевой слой ленты закрыт защитной пленкой. Лента прикладывается к трещине и по ходу ее приклеивания с нее последовательно, очень аккуратно снимается эта защитная подложка. Торопиться не надо – нельзя допустить смятия, сморщивания, слипания ленты.
  • Лента тщательно прижимается к поверхности листа, так как она должна максимально плотно, без малейших просветов прилегать к шиферу.
  • Чтобы заплатки не выделялись на кровле, крышу можно полностью покрыть краской или же подобрать оттенок к заплатке в тон шифера. Но прокрасить заплатки сверху качественной водонепроницаемой краской необходимо в обязательном порядке.

Следует отметить, что в продаже можно найти не рулоны, а готовые бутил-каучуковые заплатки различного размера.

Кроме этого, для более надежного ремонта широких трещин на шифере, дополнительно к бутиловым заплаткам рекомендуется использовать стекловолоконную , которая выступает в качестве армирующего слоя, придающего большую прочность заделываемому шву.


Если работы проводятся с применением серпянки, то следует для нижнего слоя, наклеиваемого на повреждения, использовать двустороннюю ленту или заплатку, то есть имеющую защитную подложку покрытие с обеих сторон. В этом случае, работы осуществляются в такой последовательности:

  • На обезжиренный шифер вначале приклеивается бутиловая лента, так же, как это было показано выше – аккуратно снимается только нижняя подложка. Лента также тщательно разглаживается по ремонтируемому участку.
  • Затем с нее снимается верхнее защитное покрытие.
  • После этого, сверху ленты закрепляется вырезанный отрезок ленты-серпянки.
  • Затем, на серпянку закрепляется лента с односторонним нанесением клеящего состава и нетканой поверхностью с лицевой стороны.
  • Последним шагом производится окрашивание.

Третий способ – с использованием битумных мастик

Ремонт с помощью может осуществляться двумя способами – горячим и холодным.

битумная мастика

1. Если работы по ремонту осуществляются горячим битумом, то его необходимо сначала подготовить – это делается следующим образом:

  • В старое ведро закладывается битум.
  • Разжигается костер, который огораживается кирпичами так, чтобы на них можно было поставить ведро с битумом.

  • Содержимое ведра периодически помешивается, чтобы оно не пригорело ко дну или же не воспламенилось. Состав должен быть разогрет до 160 градусов.
  • Если работы будут производиться при отрицательной температуре на улице, то рекомендовано добавить в битум около 10% масляной отработки от общего объема. Она придаст составу недостающую эластичность, что поможет избежать растрескивания заплатки. Особенно это важно, если ремонтируется край крыши, так как эта область считается самой проблемной. В этом случае лучше всего заплатку дополнительно армировать стекловолоконной сеткой.
  • Можно обойтись и без армирования, если на горячий битум наклеить гидроизоляционный материал типа «Технониколь» («еврорубероид»), который обычно используется для покрытия плоских крыш.

Благодаря эластичности материала, он отлично примет форму волн шифера. Если же не удается плотно прижать его к нанесенной мастике, то его придется подогреть с помощью горелки или строительного фена.

Битум наносится на обезжиренный поврежденный участок крыши с помощью кисти или шпателя. Затем на разогретую массу укладывается армирование. После схватывания первого слоя битума, сверху сетки-серпянки наносится еще один битумный слой.

2. При применении готовой гидроизоляционной битумной мастики, ее разогрева не потребуется.


Достаточно будет хорошо перемешать содержимое и нанести на заранее обезжиренную и загрунтованную поверхность шифера.

На первый слой мастики также можно настелить сетку-серпянку, дополнительно скрепляющую два края листа, которые разъединила трещина.

Количество слоев может быть любым, но чем толще он будет, тем дольше период его просыхания. Поэтому самым оптимальным вариантом считается такой: два слоя мастики по 1,5 мм толщиной, между которыми будет проложен армирующий материал.

Четвертый способ – с использованием цементно-асбестового раствора

Ремонт шифера подобным способом производится с использованием смеси, замешанной из цемента с добавлением волокон асбеста и клея ПВА. Асбест россыпью можно изготовить, измельчив кусок асбестового листа, шнура или полосок, которые используются при кладке кирпичных печей. Производя измельчение этого материала, нужно в обязательном порядке обезопасить дыхательные пути респиратором или хотя бы медицинской маской, а глаза защитить очками.


Для изготовления смеси материалы берутся в следующих пропорциях: 3 части асбеста, 2 части цемента, а клей ПВА и вода разводятся 1:1. Все составляющие перемешиваются до достижения смесью консистенции густой сметаны. Состав готовится непосредственно перед его использованием.

Шифер для нанесения этого состава должен быть хорошо очищен и просушен. После его просыхания поврежденную область листа тщательно прогрунтовывают раствором, состоящим из ПВА и воды, взятых в пропорции 1:3. Такая грунтовка наносится в два слоя, с выжиданием просыхания каждого из них.

Затем, с помощью шпателя асбестоцементный состав наносится на обработанный грунтовкой поврежденный участок шифера. Если заделывается трещина в нижней части волны, то слой должен быть максимально тонким, примерно в 1÷1,5 мм. В том случае, когда дефект располагается на гребне, толщина слоя не имеет принципиального значения. В последнем случае очень важно заполнить образовавшуюся трещину по всей толщине шифера. Нанесенный материал нужно обязательно хорошо разравнять, так как его поверхность должна быть гладкой.

Пятый способ – использование полиуретановой пены и эпоксидной смолы

Можно сказать, что этот способ был изобретен домашними умельцами, так как ремонт проводится с помощью монтажной пены и эпоксидной смолы. Для выполнения работ с помощью этих материалов потребуется баллон монтажной пены, герметик и двухкомпонентный комплекс эпоксидного клея, последний будет служить гидроизоляцией для пены. Подобный способ называется «трехслойным», и сам ремонт выполняется в несколько этапов:


  • Подготовительный этап заключается в очистке и обезжиривании ремонтируемого участка. Если трещина или пролом в шифере достаточно большие, следует очистить и обработать края шифера внутри этой пробоины, используя, например, напильник.
  • Следующим шагом имеющийся просвет (пробоина) заполняется монтажной пеной. После этого следует выждать паузу, необходимую для расширения и полимеризации пены, примерно сутки. Здесь же нужно отметить, что если в шифере образовался очень большой изъян, то под него рекомендуется подложить кусок рубероида или оцинкованного металла, но он должен быть хорошо прижат снизу к шиферу, иначе пена, расширяясь, его оттолкнет.
  • После того как пена просохнет, ее излишки срезаются по форме волны.
  • Сверху застывшей и обрезанной пены, тонким слоем наносится герметик. Необходимо добиться, чтобы он заполнил все поры на поверхности материала. После этого герметик оставляется до полного просыхания. Время застывания и отвердевания герметика, которое необходимо выдержать, прежде чем переходить к дальнейшим операциям, обычно указывается на упаковке материала.

  • Третьим, завершающим этапом идет покрытие отремонтированной поверхности эпоксидным составом, который окончательно разгладит поверхность и она сольется в единое целое с шифером. Застывшая эпоксидка прикроет ремонтную заплату надежным защитным слоем.

Этот способ ремонта получается достаточно сложным и дорогостоящим. Но после полного застывания отремонтированного участка, он набирает высокую прочность и гарантированно избавляет от проблемы протечек кровли.

Если требуется произвести ремонт листа шифера, находящегося в середине ската и расколовшегося по всей длине, то можно обойтись и только эпоксидным составом, которым заполняется вся трещина полностью. В этом случае сначала с нижней стороны листа, со стороны чердачного помещения, на трещину наклеивается монтажная водостойкая лента, и только после этого зазор полностью, максимально плотно, заполняется эпоксидным составом.

Шестой способ – мел+олифа

Этот состав для ремонта трещин на шифере тоже можно назвать народным, однако, он совершенно не подойдет для заделки больших пробоин, поэтому, если образовалась такая, то подобную методику можно сразу же отклонить.


Ремонтная смесь в этом случае изготавливается из мела и олифы. Смесь в итоге должна напоминать консистенцию густого меда. Поэтому в олифу добавляется мел, так сказать, «на глаз», небольшими порциями, каждая из которых хорошенько перемешивается. Процесс замешивания осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута нужная густота раствора.

Готовой смесью замазывают заранее очищенную трещину, а затем разравнивают. После просыхания смеси трещина густо покрывается влагозащитной краской. На этом работы по ремонту шифера подобным способом можно считать законченными.

Седьмой способ – использование влагостойкого клея на нитро-основе

В этом способе ремонта кровельного материала используется влагостойкий нитроцеллюлозный клей, например, «Эмалит». Заделка дефекта производится следующим образом:


  • Внутренняя сторона листа шифера, выходящая в чердачном помещении, хорошо очищается металлической щеткой и промывается водой, затем полностью просушивается.
  • Сухой шифер в местах повреждений заклеивается тканью. Для этого можно использовать обычную плотную ткань или стеклоткань. Латка должна иметь размер, превосходящий размер пробоины или же трещины на 40÷50 мм с каждой из сторон.
  • Ткань пропитывается клеем и накладывается на поврежденное место, хорошо прижимается и разглаживается.
  • После сцепления материалов и схватывания клея, сверху латки наносится еще один свой клея.
  • После полной готовности внутренней заплатки, с внешней стороны листа отверстие или трещина заполняются бетонным раствором или же плиточным клеем для фасадных работ. Поверхность заполненного отверстия нужно хорошо разровнять.
  • Если заделывается трещина, то в ее в начале и конце просверливается по одному отверстию, которые заполняются эластичным герметиком, а затем в них вкручиваются саморезы. Это необходимо сделать для того, чтобы трещина не стала развиваться дальше.

Восьмой способ - с применением специальных гидроизоляционных обмазочных составов

Отлично подходят для ремонта шиферных листов готовые гидроизолирующие обмазочные составы на цементной-полимерной основе, продаваемые в готовом виде в ведрах, иди же в виде сухих смесей, требующих разведения. Инструкцию по их приготовлению всегда можно найти на упаковке.

В любом случае, работать с подобными составами очень легко, так как они имеют мелкозернистый состав, который отлично ложится на ремонтируемый материал благодаря высоким адгезионным качествам. Ремонтные работы проводятся в следующем порядке:

  • Очищенную, обезжиренную с помощью одного из растворителей поверхность вокруг повреждения, а также внутренние стенки трещины, хорошо просушивают.
  • Затем, гидроизолирующая смесь разбавляется водой, и ею грунтуют поверхность, которая будет подвергаться ремонту. Грунтовка тоже должна хорошо просохнуть.
  • Следующим шагом при помощи шпателя или пистолета наносится густая смесь, подготовленная для ремонта.
  • Спустя шесть часов трещину нужно накрыть стеклотканью, и сверху этой заплатки наложить еще один слой гидроизолирующего состава и хорошо его разровнять.

Если выбран определенный способ ремонта, разумным будет поинтересоваться прогнозом погоды на ближайшие дни, на которые планируется проведение работ Ремонт кровли следует проводить в сухую, безветренную, но лучше – не солнечную, пасмурную погоду, так как любые смеси должны просыхать при средних температурах. Поэтому оптимальным временем для проведения ремонтных работ будет конец лета или начало осени, когда вполне можно выбрать подходящие по прогнозам дни.

Кроме этого, необходимо помнить, что даже очень хорошие и качественные заплатки дадут только временную защиту от протекания крыши. Проблема состоит в том, что у кровельного материала и различных ремонтных составов — разные коэффициенты линейного расширения и плотности. Поэтому заделанные изъяны смогут выдержать только несколько циклов сильных перепадов температур, а затем протечки появятся снова. Такой ремонт нужен для того, чтобы у владельцев жилья было время для выбора и приобретения нового кровельного покрытия. Если есть возможность перекрыть крышу сразу, то при образовании серьезных повреждений не стоит прибегать к ее ремонту – лучше сразу решать вопрос радикально.

Защита шифера от дальнейших разрушений

Если на крыше, которая эксплуатировалась длительный срок, растрескивания появились от времени, то поставить заплатки или залить повреждения герметиком будет совершенно недостаточно, так как разрушение все равно продолжится. В этом случае, помимо полной замены покрытия на новое, можно назвать еще несколько способов, как можно остановить процесс стремительного старения шиферной кровли.


  • В первую очередь поверхность крыши хорошо очищается, промывается и просушивается. Если на шифере нет наростов изо мха, то покрытие можно просто хорошо очистить с помощью веника. В любом случае, какая бы ни проводилась очистка, дыхательные пути мастера во время выполнения этой операции должны быть хорошо защищены – асбестовая пыль чрезвычайно вредна.
  • Далее рекомендовано всю поверхность крыши хорошо прогрунтовать и просушить.

  • Далее, шиферная крыша полностью покрывается резиновой краской, которая создает на поверхности эластичный гидроизолирующий слой.
  • Еще один способ спасти стареющую шиферную кровлю – это покрыть ее полностью «ризолином».

«Ризолин» - это самоклеющийся гибкий материал с фольгированной поверхностью, имеющий в своей основе стеклоткань, пропитанную битумно-полимерными составами с целевыми добавками, которые улучшают эксплуатационные качества этого покрытия.

Этот материал специально предназначен для настила на кровельные поверхности любой сложности, он надежно гидроизолирует крышу. «Ризолин» обладает отличной адгезией с любой поверхностью, а пластичность позволяет ему принимать форму волн шифера.


Клеящая сторона защищена анти-адгезионной подложкой, которая снимается с материала перед его монтажом на кровлю. После снятия защитного слоя листы прижимаются к поверхности шифера и надежно с ним сцепляются.

У этого материала есть еще одно важное преимущество – в связи с тем, что внешний слой представляет собой фольгу, «ризолин» предотвращает перегревание кровли и закрывает ее от прямых ультрафиолетовых лучей. Благодаря этому старый шифер как бы «консервируется», а в доме с крышей, покрытой «ризолином», никогда не бывает жарко.

В завершение хотелось бы напомнить о том, что в 1999 году Европейской комиссией была принята директива о запрете использования асбеста и изготовленных из него изделий с 2005 года в странах Европейского союза. Такое решение было вынесено на основании проведенных исследований и выявлении того, что асбест способен нанести серьезный вред здоровью человека. Поэтому, если пришло время ремонта шиферной крыши, может быть, считать это поводом для полной замены покрытия на один из современных кровельных материалов, а не для заделывания трещин и пробоин?

И в завершение – интересный видеосюжет, в котором мастер делится своим секретом приготовления клея для ремонта шиферной кровли

Видео: самодельный клей для ремонта шифера

Срок службы шиферной кровли во многом зависит от качества самого шифера. Изготовители дают гарантию не более 5 лет. На деле же покрытие прекрасно выполняет свои функции в среднем 10–12 лет. Но если владелец домостроения заинтересован в продлении этого срока, и осуществляет своевременный уход, крыша простоит и 20–25 лет. Главная забота при этом - не допустить механических повреждений асбоцементной плоскости. А если такое всё-таки случается - оперативно отреагировать и ликвидировать поражённые места.

Основные дефекты и причины ремонта шиферной крыши

  • натуральный (или сланцевый) шифер, получаемый из горных пород методом раскалывания. Слоистые отложения определённых минералов легко расслаиваются на тонкие пластины, которые и служат кровельным материалом. Немецкое слово schiefer, собственно, и означает «сланец»;

    Покрытие кровли сланцевым шифером требует высокого уровня мастерства

  • фиброцементный шифер - листы, изготовленные из цемента с добавлением целлюлозных, базальтовых волокон и наполнителей с минеральными пластификаторами. В нашей стране называется часто «еврошифером»;
  • поликарбонатный шифер - изделие из поликарбоната, хорошо знакомого всем по теплицам. После придания листу волнистой конфигурации его используют для покрытия традиционных скатных крыш;

    Поликарбонат - очень лёгкий материал, но требует надёжной обрешётки при установке

  • профнастил - ещё один популярный аналог шифера, выполненный из профилированной листовой стали. Поверх штампованного металла наносится цинковое и полимерное напыление. В результате покрытие приобретает антикоррозионные свойства;

    Профилированная сталь отличается высокой прочностью и стойкостью к механическим повреждениям

  • полимерпесчаный шифер - одна из разновидностей кровельного материала, в которой вместо цемента используют песок и полимерные составы. На рынке известен под названием «ондулин». Импортный аналог отечественного рубероида;
  • композитный, или керамопластовый, шифер. Производится с использованием композитных материалов;
  • асбоцементный шифер - лист волнистой или плоской формы, изготовленный методом прессовки из цемента и песка с добавлением асбестовых волокон.

    Окраска асбоцементного шифера производится в заводских условиях

Наиболее распространённым видом в частном домостроении является асбоцементный шифер. О нём, в основном, и пойдёт речь далее.

Асбоцементный шифер в России впервые начали выпускать в 1908 г. в Брянске. Патент принадлежит австралийцу чешского происхождения инженеру Людвигу Гатчеку. Изобретение и внедрение технологии в производство датируется 1901 годом. Гатчек называл шифер «этернит», что значит вечный.

За шифером закрепилась репутация универсального покрытия (используется практически повсеместно), обладающего прочностью и долговечностью.

Однако и у него есть слабые места. Причин, из-за которых разрушается твёрдая структура, много:

  • заводской брак. Его невозможно определить во время покупки, чем и пользуются недобросовестные поставщики. Так как производство шифера - сложный технологический процесс, на каждой стадии могут случаться огрехи. Вот только краткий перечень причин, приводящих к снижению качества конечного продукта:
    • несоблюдение технологии сушки (по ГОСТу - не менее 30 суток);
    • применение некачественных ингредиентов при составлении заготовочной смеси;
    • изменение рецептуры в сторону уменьшения вяжущих и армирующих компонентов;
    • нарушение технологического процесса (например, снижение давления при прессовке или несоблюдение режима термического закаливания);
    • применение укороченных волокон асбеста, сниженной марки цемента и т. д.
  • нарушения во время укладки. Использование при монтаже нестандартного крепежа: обычных гвоздей без резиновых прокладок, шурупов большого диаметра. Маленькие отверстия в местах крепления приводят к тому, что полотно трескается во время сезонного расширения металлического крепежа. Любые перекосы и напряжения материала приводят к его постепенному разрушению;
  • недостаточный наклон крыши (менее 12 о от горизонтальной оси по коньку). Скорость схода воды и снега замедляется, а при резком наступлении мороза всё превращается в лёд;

    Наклон крыши менее 12° может привести к разрушению шиферного покрытия

  • нарушения во время транспортировки, укладки и хранения шифера. Сюда же можно отнести и хождение по крыше в жёсткой обуви. Первоначально трещины будут незаметными, но со временем они приведут к течи;
  • ударные нагрузки от близстоящих деревьев, их опадающих веток. Даже небольшая ветка, сломленная ветром и упавшая с высоты 15–20 м, способна «поранить» хрупкую поверхность;
  • появление плесени, мха и лишайника. Проникая корнями в микротрещины, эти растения постепенно их увеличивают. Затекающая вода довершает процесс деструкции;

    Проникая корнями в микротрещины на шифере, мох постепенно их увеличивает

  • застоявшаяся вода вокруг труб и мансардных окон. Особенно уязвимы места возле печных дымоходов - скопившаяся влага смешивается с угарным газом и превращается в сильнодействующую кислоту. Кроме этого, следует следить за отводом конденсата от вентиляционных шахт, очищать сточные желоба;

    Засорение сточного жёлоба приводит к образованию наледи на шифере

  • разрушение от времени. Солнечное излучение и климатические явления рано или поздно приводят к ослаблению прочности шифера. Теоретически его срок службы ограничен 10–12 годами;
  • отдельно нужно сказать о снеге. Покрытие из шифера не столь гладкое как профнастил или фальцевая металлическая кровля. Задержавшийся снег при нагреве (от тепла дома или солнца) подтаивает и затекает в самые узкие щели, вплоть до опорных стропил. Талая вода очень активна химически, и, попав на древесину, вызывает гниение. Именно поэтому необходимо строго соблюдать технологию укладки - перехлёст шифера по горизонтали выдерживать в одну или две волны, по вертикали - 20–25 см.

    Способы укладки шиферного покрытия предполагают смещение как по вертикали, так и по горизонтали

Если какой-либо из вышеперечисленных факторов переходит в «хроническую» форму, на кровле появляются визуальные подтверждения процесса разрушения.

Вес листа восьмиволнового шифера размером 1,8х1,1 м колеблется от 20 до 26 кг в зависимости от толщины листа. Листы выпускаются толщиной 5, 5,2 и 5,8 мм. Прочности достаточно, чтобы выдержать вес человека, но при условии, что опорная конструкция имеет шаг не менее 50 см. Серый цвет хорошо отражает солнечное излучение. Благодаря этому шифер слабо греется.

Трещины и дыры в шифере

Являются преимущественно следствием механических повреждений. Их необходимо как можно скорее устранить, поскольку подобные дефекты ведут к открытому проникновению воды внутрь чердачного помещения.

Кратковременным спасением может оказаться гидроизоляция, если она была предусмотрена при строительстве. Если же нет, то поражение деревянных балок гнилью неизбежно. Причём не только несущих, но и нижних перекрытий чердака.

Образование трещин и дыр в шифере ведёт к проникновению воды внутрь чердачного помещения

Причины появления дыр в шиферном покрытии:

  • кирпичи, падающие с разрушающегося дымохода;
  • грады и сильные ветры, в результате которых на крышу летит мусор и мелкие предметы;
  • неправильный крепёж шифера - вокруг гвоздя или шурупа образуется маленькое отверстие, которое постепенно крошится и разрастается до полноценной дыры. Шифер теряет жёсткость крепления, и его может сорвать с крыши ветром. Это ещё раз напоминает о необходимости резиновых уплотнителей под шляпками гвоздей.

Трещины - следствие перекосов листа. Чаще всего они образуются вдоль волны при неправильном прижатии к плоскости кровли. Причём вначале они могут быть незаметными и отчётливо проявляются спустя несколько лет.

Трещины в шифере появляются в результате перекосов листа во время укладки

Трещины вдоль верхней волны шифера наименее опасны. В них вода не застаивается и поэтому они быстро высыхают. Трещина вдоль нижней волны опасна, она обязательно даст протечку. Но самыми опасными являются трещины поперёк листа! При обнаружении такого повреждения шифер нужно немедленно менять.

Шиферная крыша покрылась мхом

Мхи и плесень размножаются спорами. В моменты цветения они разносятся по воздуху на многие километры. Если на крыше есть «укромные» места (засорённые листьями водостоки, ендова, карнизы и т. д.), то споры там осядут, и через некоторое время поверхность шифера покроется мшистой порослью.

Некоторым любителям натуральных пейзажей эта картина очень нравится, но не следует забывать, что мох очень хорошо удерживает влагу, а его корни способны разорвать даже структуру камня. Ликвидировать явление необходимо в зародыше, иначе через 2–3 года придётся менять покрытие кровли целиком.

Почернение - это последняя стадия разложения структуры асбоцементного покрытия. Одни считают, что пигментация происходит под действием грибка, другие полагают, что это явление сопутствует изменению цементной связки. Обычно на этом этапе шифер становится ломким, расслаивается и крошится.

При почернении шифера необходимо заменить кровельное полотно как можно скорее

Как бы там ни было, но почернение - последний «звоночек», предупреждающий хозяина о необходимости замены кровельного полотна. Временные меры - очистка и покраска - могут отодвинуть сроки на 2–3 года, но после крышу всё равно придётся перестилать.

Методы чистки шифера

Поскольку шифер обладает шероховатой поверхностью, он имеет свойство задерживать различный органический мусор: листву, мелкие ветки и т. д. В результате может начаться процесс гниения, который приведёт к образованию плесени и грибка. Поэтому кровлю необходимо периодически чистить от мусора, а также от наростов мха, который способен разрушить материал.

Механическая очистка крыши

Это самая простая операция по уходу за крышей. Не требует какой-либо квалификации и сложного оборудования. Заключается в том, чтобы регулярно очищать кровлю от застоявшегося мусора: опавших листьев, щепок, песка и прочего. Они, как правило, скапливаются у водостоков, в развалах ендовы и на примыкающих карнизах.

Для выполнения очистки используется обычный веник или щётка. В редких случаях в ход идёт лопатка. Устранять грязь нужно тщательно, помня о том, что скопление «ила» - это потенциальное место прогнивания кровли. Иногда используют воду под давлением (насос «Керхер» или водонапорные шланги, подключённые к системе водоснабжения). Это несколько облегчает задачу, но нужно соблюдать осторожность, ведь мокрый шифер очень скользкий.

Использовать воду для очистки крыши можно лишь убедившись в целостности покрытия

Если есть возможность протянуть на крышу электрическую переноску, воспользуйтесь электродрелью со вставленной щёткой с металлической щетиной. Это значительно ускорит процесс зачистки.

Металлическая щетина хорошо очистит поверхность крыши в сложным местах

После очистки не будет лишним внимательно осмотреть всю плоскость. Если обнаружатся мелкие трещины или сколы, их нужно отремонтировать. Иногда применяют обычную наружную краску (алкидную или полиамидную эмаль). Но следует знать, что такой способ хорош в качестве временной меры на один сезон, не более. То же относится и к олифе.

Видео: очистка шифера водой под давлением

Химическая очистка шиферной крыши

Для ликвидации мхов и плесеней с кровли используют не только механические способы, но и специальные химические реактивы. Традиционный способ - окропление поверхности раствором соляной кислоты. Но приготовить его в домашних условиях достаточно проблематично, да и небезопасно. В продаже имеются чистящие средства нового поколения, уничтожающие всю растительность на шифере. Работать с ними нужно с соблюдением мер личной безопасности, пользоваться резиновыми перчатками и респиратором.

Специальные чистящие средства для крыш и фасадов помогают очистить кровлю от нежелательной растительности

Чтобы равномерно распылить раствор по поверхности, рекомендуется передвижение по заранее приготовленным трапам. Больше внимания уделяется северной стороне крыши, так как именно там чаще образуются колонии мха.

Способы ремонта шиферной крыши

Переходим к самому интересному. Как спасать дом от беды. Ведь протекающая крыша - это реальная угроза всему строению. Только своевременная реакция на любые повреждения убережёт шифер от дальнейшего разрушения.

Ремонт шиферной крыши полимочевиной

Полимочевина - это двухкомпонентная субстанция, состоящая из смолы и изоцианата. Другие названия: поликарбамид и полиурия. При покрытии крыши этой субстанцией образуется эластичная многослойная плёнка, которая стойко переносит механические повреждения и нечувствительна к перепадам температуры.

Применяется для гидроизоляции в капитальном строительстве: гидрофобная обработка фундаментов, цоколей, дна искусственных водоёмов, резервуаров, и в том числе - крыш. Особенности полимочевины:

  • безвредна для человека;
  • быстро отвердевает (через 10–15 секунд после нанесения);
  • не горюча;
  • устойчива к высоким и низким температурам.

Для покрытия кровли полимочевиной требуется производственное оборудование, поэтому в частном домостроении препарат применяется редко

Однако в частном домостроении препарат применяется редко. Это связано со сложным оборудованием, которое необходимо для распыления. Для получения вещества нужно смешать около двух десятков ингредиентов. Возможно, в скором времени в продаже появятся небольшие баллончики для бытового использования, по типу монтажной пены. Но пока полиурия доступна к использованию только на крупных промышленных объектах.

Видео: уникальные характеристики полимочевины

Как обновить шифер на крыше цементом

Трещины в шиферном покрытии можно устранить с помощью цемента:

  1. Готовится стандартная строительная смесь: одна часть цемента и две части песка мелкой фракции.
  2. Тщательно перемешав всё с водой, трещина заделывается по всей длине.
  3. После высыхания очищается от наплывов, затем наносится краска или олифа.

Для ремонта шифера потребуется стандартная цементная смесь: одна часть цемента и две части песка мелкой фракции

Блокировка щелей битумом

Ремонт битумной мастикой происходит следующим образом:

  1. Для подготовки заплатки разводится костёр, по бокам которого установлены два кирпича.
  2. В металлическую ёмкость (старый чайник, кастрюля и т. д.) погружается кусок битума.
  3. Ёмкость устанавливается на огонь до полного превращения битума в жидкое состояние.
  4. Если работы проводятся в морозное время, в битум добавляется до 10% отработанного моторного масла. Это придаст ему большей текучести и позволить попасть в самую глубину щелей.
  5. Для дополнительного усиления прочности заплаты используется строительная сетка - серпянка. После нанесения первого слоя, к нему приклеивают малярную сеть и покрывают ещё одним слоем расплавленного раствора.
  6. Промазывают верхний слой до полного исчезновения серпянки из виду.

С помощью битума обрабатываются не только трещины, но и стыки шиферных листов

Недостаток замазки из битума - материал годен лишь на несколько климатических циклов. Далее процедуру придётся повторять или менять лист целиком.

Видео: ликвидация повреждения шифера

Ликвидация щелей смесью асбеста, цемента и клея ПВА

Каждый ингредиент доступен в свободной продаже. Смесь легко изготовить самостоятельно. Пропорция состава такова:

  • 3 объёмные части асбеста;
  • 2 объёмные части цемента (марка желательна от 400 и выше);
  • раствор клея ПВА с водой в пропорции 1:1.

Обработка поверхности готовой заплатки осуществляется клеем ПВА, разбавленным с водой в соотношении 1:3

Паста наносится на сухой, предварительно очищенный шифер: крыша покрывается первым слоем смеси, затем обрабатывается раствором ПВА и воды (в пропорции 1:3), далее - ещё два слоя смеси. После высыхания можно обработать несколькими слоями клея ПВА.

Видео: ремонт шифера клеем ПВА с цементом

Ремонт с помощью бутилкаучуковой ленты

Эта лента продаётся во многих хозяйственных магазинах и строительных рынках. Из неё изготавливаются заплаты, вырезанные по нужному размеру. Порядок действий простой:

  1. Обезжиривается ремонтируемый участок шифера растворителем или чистым бензином.
  2. Снимается защитная плёнка с ленты.
  3. Латка приклеивается к шиферу.

После этого можно придать ленте желаемый цвет при помощи краски.

Использование бутилкаучуковой ленты предполагает предварительное обезжиривание шифера бензином

В продаже имеются готовые бутиловые заплаты для ремонта кровли.

Ремонт с помощью алюминиевой фольги

Процесс происходит следующим образом:

  1. Изготавливается заплата нужных размеров.
  2. Удаляется старый крепёж, который будет мешать установке фольги. Для этой же цели края пластины закругляются.
  3. Фольга заводится под верхний лист и крепится шурупами с плоской шляпкой и резиновой прокладкой.
  4. Сверху алюминия наносится краска подходящего цвета.

Фольга из алюминия хорошо защитит треснувший шифер от атмосферных осадков

Устранение трещин водостойким клеем

Процедура изготовления заплатки следующая:

Применение олифы с мелом

Наверное, самый испытанный народный способ устранения течи. Трещина зачищается, промывается, высушивается. В олифу добавляется мел до образования сметаноподобной массы. Наносится жёсткой щёткой или шпателем. После высыхания покрывается чистовым слоем олифы.

Для ремонта трещин в шифере можно использовать олифу, смешанную с мелом до сметаноподобной консистенции

Латка из жести

Алгоритм несложен, но требует аккуратности. Применим для ликвидации крупных дыр и даже поперечных трещин.

  1. Изготавливается латка из жести необходимой величины.
  2. Настилается на поражённое место, повторяя волнистую форму шифера.
  3. Крепится саморезами по периметру и во впадинах.

Существует и другой вариант, подходящий для небольших сквозных дыр:

  1. Жестянка скручивается в трубку и заводится в отверстие шифера.
  2. Далее в неё вставляется болт с резиновой прокладкой и затягивается гайкой с другой стороны. В результате получается что-то вроде герметичной заклёпки.

Эпоксидная смола с пеной

Простой метод борьбы с повреждениями, разработанный народными умельцами. Понадобится монтажная пена, эпоксидная смола с отвердителем и растворитель.

  1. Вымывается и выдувается вся накопившаяся пыль из расколотого листа шифера.
  2. Через тонкую насадку пистолета трещина заполняется полиуретановой пеной.
  3. Когда пена начинает подсыхать (не липнет к рукам), верхний слой утрамбовывается в щель. Это уплотнит её пористую структуру.
  4. После полного застывания полиуретана латка покрывается ровным слоем приготовленной смолы.

Вместо дорогостоящей эпоксидной смолы часто используют силиконовый или акриловый герметик. В этом случае порядок действия остаётся прежним, но герметик сохнет быстрее. Впоследствии изоляцию можно обтачивать напильником или наждаком для придания обтекаемых очертаний.

Применение готовых шпаклёвок

Если есть готовая шпаклёвка из магазина, нужно, прежде всего, ознакомится с инструкцией по применению. Хорошо подходят для ремонта крыши шпаклёвки типа «жидкой резины». Они обладают влагоотталкивающими свойствами, пластичны и глубоко проникают в материалы. Порядок действия обычно стандартный:

  1. Зачистка и обезжиривание проблемного участка.
  2. Первоначальная грунтовка слабым раствором шпаклёвки (этот пункт не обязателен, но желателен).
  3. Покрытие повреждённого участка шпаклёвкой. Выполняется при помощи резинового или металлического шпателя.
  4. После высыхания выполняется повторное нанесение изолирующего слоя.

Работы проводятся в сухую погоду. Некоторые шпаклёвки не терпят смачивания.

Ремонт крыши можно провести с помощью резиновой краски или ризолина

Между первым и вторым слоем допускается армирование латки стеклотканью или малярной сеткой.

Как заменить шифер на крыше

Замена шифера необходима в том случае, когда невозможно отремонтировать лист другими доступными способами. Последовательность работ заключается в демонтаже старого шифера и замене его новым.

Если необходимо заменить только один или несколько листов, нужно ослабить крепление соседних с трёх сторон (кроме нижней). Так как перехлёст при правильной сборке может доходить до 20 см, следует подготовить расклинивающие доски. Сильно разрушенный лист шифера, который уже не подлежит восстановлению, можно для удобства утилизации расколоть и выбросить по кускам.

Как снять старый шифер с крыши

Иногда это сложная операция, особенно со старым покрытием. При механическом воздействии шифер может трескаться и ломаться. Поэтому для выдёргивания гвоздей необходимо использовать монтировку с деревянной подкладкой.

Шурупы выкручиваются легче, в этом их монтажное преимущество. Разборка осуществляется снизу вверх, последовательность демонтажа обусловлена технологией укладки.

Работа с шифером проводится только с применением средств личной безопасности

Если старые и заржавевшие гвозди плохо поддаются, можно применить болгарку с диском по металлу. Аккуратно, не повреждая цементную поверхность, шляпка гвоздя срезается. Если на гвозде есть остатки резиновых уплотнений, их нужно предварительно удалить. После этого движением вверх шифер можно освободить от фиксации и спустить на землю.

Видео: как снять старую кровлю

Кроме отсоединения листа, его нужно аккуратно спустить с высоты, так как материал довольно хрупкий. Здесь не обойтись без помощи напарника или специальных приспособлений. Если позволяет высота здания, можно применить доски, выстроив из них «салазки». А чтобы при ударе о землю лист не сломался, в одно из отверстий продеть страховочную верёвку.

Видео: как спустить шифер с крыши и не сломать

С недавних пор на рынке появился так называемый безасбестовый шифер отечественного производства. Считается (и не без оснований), что асбест вреден для здоровья человека. Производители объясняют «натуральность» своего продукта тем, что вместо асбеста используется хризотил. Но не стоит попадаться на удочку изощрённого маркетинга. На самом деле хризолит является разновидностью того же асбеста (минерала серпентиновой группы) и принадлежит к классу слоистых силикатов. Но справедливости ради заметим, что хризолит относится к электроизоляторам и непроницаем для тока, выдерживает резкие перепады температур лучше обычного асбеста.

Освоив несложные способы устранения повреждений на крыше, покрытой шифером, можно в течение длительного времени поддерживать кровлю в рабочем состоянии. Известны факты, когда шифер служит 50 лет и более. Единственное, о чём нельзя забывать при проведении ремонта, так это о правилах безопасности. Высотные работы относятся к категории работ с повышенной опасностью. Желательно применять страховочный пояс и специальную обувь. И обязательно попросите родственников или соседей поприсутствовать во время починки крыши. В одиночку ремонтировать крышу по технике безопасности запрещено.