Скачать стиль рококо оформление интерьера. Особенности стиля рококо в интерьере помещения

Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Если переводить с французского название стиля рококо в интерьере, то дословно оно означает «россыпь камушков и ракушек» – воображение так и рисует миниатюрные завитушки, в обилии укрывшие предметы интерьера.

Асимметрия и одновременно динамика – в пастельной палитре с преобладанием розового, желтого, голубого и зеленого с обязательными вставками белого и золотого. На незапланированную яркость имеют право только флористические орнаменты, предпочтительно китайские.

Грация и изыск требуются во всем, вещь просто не имеет права быть недостаточно ажурной. Обитателям апартаментов в стиле рококо близко ощущение вечного карнавала, будуарной игривости с эротическим подтекстом.

Стиль рококо в интерьере – чуждость серьезности

Мелкие завитушки, рассыпанные по всему помещению, и золотые волны лепнины призваны настраивать на праздничный лад. Чем сложнее и затейливее формы, чем больше пухлых амуров и игривых сувениров – тем глубже соответствие стилю.

  1. Стиль рококо в интерьере предпочитает тканевые обои, даже окрашенную стену имеет смысл украсить драпировкой из ткани с мягким глянцевым блеском.
  2. Текстиль должен быть представлен в большом количестве – с золотым и кремовым оттенком, продолжающий лепные элементы. Возможна сюжетная роспись.
  3. Потолок пастельный, однотонный, возможно – в продолжение стен – узорчатый.
  4. Между стеной и потолком устроим падугу – округлый переход, декорированный орнаментом.
  5. Пол – деревянный (паркет) либо из керамической плитки, имитирующей мрамор. Эффект белизны и золота усилит доведение напольного покрытия до глянцевого блеска.

Мебель и аксессуары стиля рококо

Рококо свойственны небольшие габариты. Утонченно оформленная мебель располагает к неге – шезлонги, бержеры (двойные диваны), кресла, диванчики и канапе, кушетки и скамейки собранны группками, что подчеркивает их хрупкость.

  1. Ножки столов и стульев – изогнутые, обивка мягкой мебели – на флористическую тематику, в виде гирлянд, цветочных сетей, с обязательными бронзовыми нитями.
  2. Секретеры – небольшие, обязательны картоньерки – небольшие шкафчики для бумаг на ножках, геридоны – миниатюрные столики для одной статуэтки либо пепельницы.
  3. В спальне особое внимание уделяется ажурному оформлению кровати. Фасад комода, размещенного в спальне, также отличается филигранным оформлением.

Стиль рококо в интерьере – находка для людей, обожающих мелочи. Вазочки и шкатулки, фарфоровые статуэтки и шелковые подушечки, подсвечники и декоративные светильники не окажутся слишком многочисленными – при условии их соответствия выбранной эпохе.

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра.

Еще одна важная деталь - настенная роспись или живопись.

Окна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Освещение

Комнаты украшают роскошными люстрами и бра. Чтобы передать всю куртуазность стиля для освещения выбирают свечи в канделябрах. Конечно, в настоящее время их разумнее заменить стилизованными светильниками.

Канделябры ставят на столики или вешают между зеркалами.

Цвета

Стилю рококо характерны нежные и мягкие оттенки: светло-голубой, белый, бледно-розовый, бежевый, фисташковый, светло-зеленый и, конечно, золотой.

Рококо – это утонченный, но при этом королевский стиль, насквозь пропитанный чувственностью и романтизмом. В идейной основе стиля лежат женственность, молодость, иллюзорный мир и бегство от реальности.

Рококо в интерьере - фото

В Эпоху Возрождения самым популярным у европейской знати был архитектурно-декоративный стиль барокко. Высокопоставленные особы соревновались, кто оформит свой дом роскошнее. Но капризным французам не хватало в монументальном барокко изящества, и они изобрели свою версию: рококо.

Сегодняшний основной тренд в дизайне – стремление к функциональности и простору – при убранстве квартир нередко уступает место традиционализму и классике. Хотите, чтобы ваша гостиная выглядела, как апартаменты французской знати 18 века? Выбирайте рококо.

Основные черты стиля

Название – производное от rocaille (ракушка, завиток). Отсюда один из основных приемов – элемент узора в форме ушной раковины. В целом рококо похож на барокко: много позолоты, дорогих украшений, подчеркнутая вычурность и претенциозность, множество мелких декоративных деталей. Если вы оформляете небольшую гостиную, важно не переборщить, соблюсти баланс – иначе она превратится в музейный заказник.

Чтобы понять, как выглядели исторические интерьеры рококо, посмотрите репродукции знаменитых дворцов: Китайский дворец (Ораниенбаум), Амалиенбург (Мюнхен). Упоминания о стиле в его исходном варианте часто связывают именем законодательницы парижской моды – маркизы де Помпадур.

Из Франции рококо распространился далеко по всей Европе, включая Россию. Считался самым эротичным, активно использовался в спальнях. Поскольку основным времяпровождением знати были светские приемы, гостиные в плане пышности не уступали спальням: оформлялись с тем же колоритом, имели те же элементы утонченности и эротизма.

Общие черты:

  • много лепнины – потолки, стены, потолочные плинтуса, порталы каминов, оконные откосы и др.;
  • нарочито пестрое декорирование любых плоских (и не только) поверхностей;
  • обильно декорированный многослойный текстиль – рисунок, вышивка, шелк с узорами;
  • резная мебель ручной работы с округлыми контурами и ножками;
  • инкрустация, позолота (реже – серебрение).

В отличие от барокко, где активно используются яркие сочные цвета, рококо тяготеет к пастельным и приглушенным. Приветствуются розовый, бледный салатовый, нежно-фиолетовый, голубой, кремовый. Популярные сочетания:

  • белый с золотом;
  • бежевый или песочный с золотом;
  • белый и светло-голубой;
  • светло-зеленый и бледно-розовый;
  • светлые тона голубого, розового, салатового.

Одновременно с европейскими чертами в рококо могут присутствовать китайские элементы – в те времена этот декор вошел в моду. В гостиной рококо уместны китайский фарфор и соответствующие этнические мотивы в живописи.

Классические апартаменты – симметричные, овальной формы. Симметрия в городской планировке, как правило, присутствует исходно, а вот овальную форму в современном интерьере создать сложно, не теряя полезного пространства. Но можно подчеркнуть стиль за счет округлых контуров мебели, арочных дверных и оконных проемов. Приветствуются колонны и декоративные арки.

Стены, потолки и полы

При декорировании можно использовать обои (они в ту эпоху уже были). Например, обои из велюра с цветочным орнаментом. Если вы предпочитаете окрашивание, в облицовке должно быть много детально прорисованных орнаментов, бордюров, лепнины. Живопись на стенах и потолках – орнаментальная и сюжетная.

В рококо принято делить стену на части и для каждого фрагмента использовать свое изображение.План-эскиз рекомендуется составить заранее. Часто стену делят горизонтальной линией примерно пополам. Наверху симметрично развешивают картины и зеркала, предпочтительно в багетах овальной формы. Нижнюю часть стены декорируют обоями или росписью. Популярны гобелены.

Потолки однотонными не делают, обычно там присутствуют «фрески» с изображениями античных или библейских персонажей. Потолок тоже делят на секции, каждая со своим изображением. Низкий можно сделать однотонным светлым, а по периметру установить карнизы с узором. Центральную люстру декорируют лепной розеткой. Переход от потолка к стене – плавный, скругленный (модификация карниза, называется «падуга»).

Полы рококо – глянцевый паркет, плитка. Богатый вариант – штучный художественный паркет. Древесину покрывают несколькими слоями лака и полируют до зеркального блеска. Популярны в этом стиле ковры с рисунком, но злоупотреблять ими не следует, так как они скрывают изюминку стиля – блестящий пол.

Мебель и камины

Мебель – пышная, но более утонченная, чем барочная. Контуры округлые, формы плавные, излишняя массивность нежелательна. Материал изготовления – орех, липа, другие ценные породы. Для отделки используются резьба, инкрустация, позолота. Обивка атласная, с рисунком или орнаментом. Две основные группы предметов: салонные и будуарные.

Салонные предназначены для сидения:

  • кресла, в том числе кресла-бержеры – с широким сидением и высокими подлокотниками, рассчитанные на объемные дамские туалеты;
  • диваны;
  • канапе;
  • кушетки;
  • шезлонги;
  • стулья.

Будуарные:

  • консоли, туалетные столики;
  • изящные небольшие комоды;
  • шкафчики с прозрачными дверцами;
  • секретер тоже появился во времена рококо.

Камин в гостиной рококо не редкость. От классического английского он отличается пышностью: лепнина, позолота, отделка под мрамор. На каминной полке располагают аксессуары: статуэтки, зеркала, часы.

Аксессуары и освещение

Отличительные черты стиля – витиеватость, нагруженность деталями. Это относится и к аксессуарам тоже: текстилю, зеркалам, статуэткам, вазам, посуде.

Совет : декорируя гостиную (особенно небольшую) рекомендуется распределять украшения равномерно по всей площади, чтобы не создавать музейно-выставочного впечатления.

Традиционные аксессуары рококо:

  • канделябры;
  • позолоченные часы в фигурном корпусе с лепниной и резьбой;
  • фарфоровые статуэтки, куклы, вазы;
  • зеркала;
  • гобелены;
  • картины;
  • ширмы, в том числе в китайском стиле.

Зеркал – чем больше, тем лучше. Обязательно отдельно висящие (стоящие) в золоченых, резных, инкрустированных рамах. Плюс отражающие и блестящие поверхности.Если гостиная небольшая и темноватая, зеркала помогут улучшить освещенность и расширить пространство зрительно, не выбиваясь из стиля.

Текстиль в гостиной – в первую очередь шторы. Пышные многослойные драпировки. Можно использовать классический комплект портьеры + гардины + ламбрекен или повесить пышные подъемные (французские, австрийские) полотна.

Подъемные фасоны различаются тем, что французские шторы присборены по всей высоте, а австрийские драпируются в нижней части, образуя одну пышную волну. Пышные подхваты – тяжелые кисти (как в барокко), ленты, банты. Обивка мебели тоже текстильная, с вышивкой, и такие же диванные подушки.

Картины. Рамы – как у зеркал, стиль изображения классический. Сюжеты – пасторальные, пейзажные, эротика, ангелочки, амуры. Романтические и любовные темы, в том числе из античной мифологии.

Много осветительных приборов. Обязательна центральная многорожковая люстра. В барокко она обычно позолоченная кованая, в рококо – хрусталь на бронзовой позолоченной основе. Лампочки в форме свеч. Канделябры вдоль стен, если пространство не позволяет – стилизованные бра. Свечи в серебряных подсвечниках.

Совет : оживить «музейную» гостиную можно за счет живых растений и цветочных гирлянд.

Основные элементы в узорах росписей и декоративных изделий:

  • раковина (стилизованная ушная) вписана в подавляющее большинство орнаментов;
  • картуш в сочетании с завитками типичен для мебели (в этой форме изготавливаются, например, спинки стульев);
  • стилизованные или детально выполненные изображения ангелов-купидонов;
  • королевская лилия;
  • цветочные орнаменты.

Современные технологии и рококо

В распоряжении сегодняшних декораторов есть много средств, которых не было в эпоху рококо. Можно ли использовать некоторые из них без нарушения стилистического единства? Если да, то какие и как?


Игривость и легкость пространства, оформленного в стиле рококо, несомненно, придется по вкусу утонченным чувственным натурам, ценящим собственный комфорт и умеющим получать радость и удовольствие от жизни.

Исторические сведения

Декоративный стиль рококо явился на свет во Франции в далекие времена правления короля Людовика XV (1715 – 1723гг). Достигнув своего апогея, данное дизайнерское направление достаточно быстро распространилось в остальных странах Европы. Утонченный, изысканный и прелестный стиль рококо в интерьере знатных домов беспечно царствовал практически до конца XVIII столетия. Его появление было своеобразной ответной реакцией на излишнюю вычурность и парадность популярного тогда стиля барокко. Для описываемой исторической эпохи ключевым было слово «изящный», которое довольно точно характеризует вошедший в моду стиль рококо.

Грациозный стиль рококо с самого начала не задумывался создателями как фундаментальный архитектурный. Он был сразу же ориентирован на создание уютных домашних интерьеров с некоторой долей интимности, кокетства и легкости. Вдохновителем данного стиля считается итальянец Жан-Луи-Эрнест Месонье́, поскольку именно в его произведениях впервые были отражены ассиметричные формы, включая необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины. Поэтому-то название стиля и происходит от французского слова «rocaille», что означает «декоративная раковина».

Модная китайщина

В те годы чрезвычайно модной была экзотическая «ветвь» стиля рококо шинуазери (китайщина). В интерьерах всех богатых домов европейской знати обязательно присутствовали средневековые китайские мотивы, стилизация и приемы декорирования. Особой популярностью пользовались расписные передвижные ширмы, благодаря присутствию которых можно было с легкостью визуально изменять пространство. Изысканные орхидеи и золотые аквариумные рыбки в минуты приятного отдыха доставляли удовольствие всем присутствующим в комнате. Украшением домов была лакированная изящная мебель, изготовленная искусными китайскими мастерами. Столы на праздничные обеды сервировались красивейшими столовыми сервизами из тончайшего китайского фарфора. Модным считалось наличие в доме гобеленов, выполненных в пастельных тонах, на которых изображались китайские императоры, воины, танцовщицы или наложницы, а также сюжеты из китайской жизни, пагоды и цветы.

Особенности оформления комнат

Несомненно, рококо – это роскошный, элитный стиль, и обычная квартира в многоэтажке вряд ли для него подойдет. Зато интерьеру рококо самое место царствовать в просторном загородном коттедже с комнатами, в которых имеются высокие потолки и большие окна.

  1. Основным приемом оформления залы или гостиной в стиле рококо является закругление стен с последующим украшением их тканевыми обоями (в оригинале - шелком), резными панелями, позолоченным орнаментом и многочисленными зеркалами, благодаря которым зримо расширяется пространство.
  2. Полы в комнатах могут быть деревянными, мраморными либо керамическими с изогнутыми по профилю плинтусами любой высоты.
  3. Главным элементом гостиной в стиле рококопо праву является небольшой камин, покрытый плиткой из мрамора, неизменным украшением которого должны быть фарфоровые статуэтки, бронзовые канделябры и часы. Над камином чаще всего вешается зеркало в роскошной золоченной или бронзовой раме.
  4. Что касается основного искусственного освещения комнаты, то для стиля рококо характерно наличие изящной люстры с лампочками в виде свечек и хрустальными подвесками. А на стенах чудесно будут смотреться бра, внешне напоминающие морскую раковину или чашу. Стиль рококо также хорошо подчеркивают расставленные по всем комнатам позолоченные или бронзовые подсвечники и канделябры со свечами.
  5. При оформлении будуаров характерным является создание атмосферы интимности, поэтому комнату делают небольшого размера с невысоким потолком в нежных пастельных тонах. Популярными цветовыми решениями при оформлении интерьера будуара считаются сочетания жемчужного белого цвета с розовым, голубым, кремовым или нежно-зеленым оттенком. Также в ее отделке обязательно должно присутствовать золото. Как правило, в будуарах прослеживается в некоторой степени перенасыщенность различными предметами.

Важной чертой в формах мебели эпохи Людовика XV является полный отказ от прямых линий. В ней как бы отражается устремление к растворению отдельных деталей в едином ансамбле всех имеющихся в комнате предметов.

При декорировании мебели резьба занимает достаточно скромное место, уступая лидерство бронзовым накладкам, которыми совершенно без особых усилий можно украсить предварительно отшлифованные поверхности. Поверхности мебели вначале обрабатываются цветными лаками, после чего декорируются бронзовыми накладками и резьбой с позолотой.

Для стиля рококо характерной мебелью считаются комоды и секретеры. Поэтому в кабинете желательно наличие секретера, который по своей сути является комбинацией письменного стола с комодом, в котором имеется множество небольших потайных ящичков.

Рококо-интерьер дополнительно украшают и сугубо женские предметы такие, как секретер на высоких резных ножках, картоньерка (шкафчик, предназначенный для хранения бумаг), всевозможные пуфы и тумбочки, небольшие декоративные туалетные столики с зеркалом.

Комфорта интерьеру добавляет наличие в комнате бежера (фр. bergere – глубокого мягкого кресла на изогнутых ножках) и канапе (широкого кресла, похожего на диванчик с высоким изголовьем).

При выборе мебели следует учитывать, чтобы помимо своей изысканности и изящества она была приятной на ощупь и могла усладить человека, доставив удовольствие его телу в минуты расслабления и отдыха.

Создавая интерьер рококо, помните, что он нацелен на обеспечение удобства жизненного уклада хозяев дома, поэтому любые мелочи жизни играют важную роль, практически все вещи и предметы должны создавать ощущение комфорта.

Видео

Обзор стиля рококо вы можете увидеть в следующем видеоролике:

Фото

Он более нежный и лёгкий. Линии мебели стали изогнутыми, а изысканные ткани наполнили интерьер романтикой.

Рококо - стиль для смелых и богатых людей, которые хотели бы, чтобы чувство праздника никогда их не покидало.

Почему стиль рококо так роскошен и привлекателен?

Считается, что стиль рококо должен создавать в доме атмосферу бесконечного наслаждения и беззаботности. Этому способствуют буквально все элементы дизайна: от декора до отделки и мебели.

Все мелочи должны очень хорошо между собой сочетаться и выполнять главное задание стиля - создавать ощущения праздника.

Большое количество золота и дорогих тканей постоянно напоминают гостям о богатстве и отличном вкусе хозяина, поэтому если вы не любитель вычурности, то лучше откажитесь от данного стиля, либо используйте лишь некоторые его аспекты в комбинировании с другими стилями. Как вариант, в стиле рококо можно оформить лишь одну комнату.

Как выбрать цветовую гамму, и какая отделка лучше всего подойдет стилю рококо?

Если говорить о цветовой гамме в стиле рококо, то предпочтение определенно отдается пастельным тонам. Это могут быть: лиловый, голубой, розовый, терракотовый, желтый и много других цветов.

В гостиных чаще всего преобладают холодные оттенки, а в спальнях более тёплые. На кухне можно использовать и вовсе яркие краски: красную, зеленую или синюю.

Отделке в стиле рококо нужно уделить особое внимание.

Стены обязательно должны быть украшены лепниной золотого либо белого цвета. Именно большое количество лепнины является одной из главных особенностей стиля.

Также стоит упомянуть об обоях из ткани, причем ткань должна быть дорогой и иметь цветочный рисунок или вензеля.

Потолок помещения в стиле рококо чаще всего окрашен в белый цвет и, как уже говорилось, богат на лепнину. Если же Вы оформляете квартиру и у Вас не особо высокие потолки, тогда лучше воздержитесь от каких-либо объемных элементов на них.

Для отделки пола лучше всего выбрать керамическую плитку. Допускается также деревянный паркет.

Мебель в стиле рококо элегантна и обладает изящными формами и изогнутыми линиями

Создавая интерьер в стиле рококо, выбору мебели нужно уделить немало времени.

Сегодня найти мебель в данном стиле не так уж и просто, но мебельные компании, как правило, все же смогут предложить вам несколько хороших вариантов.

Если Вам позволяют финансы, Вы можете поискать антикварную мебель, которая будет пропитана особым колоритом эпохи рококо.

В целом мебель должна обладать плавными формами, а особой её чертой, как и в стиле барокко, являются завитки и узоры.

Ножки стульев как правило резные и изогнутые. В обивке преобладают такие материалы как шелк, парча, бархат и особенно жаккард. В спальню в стиле рококо отлично впишется огромная кровать с балдахином.

Еще одним важным элементом интерьера всегда были ширмы. Они, как и остальная мебель, могут быть украшены резьбой и инкрустированы золотом.

Золото вообще должно присутствовать буквально во всех элементах интерьера.

Стоит также упомянуть о кухне в стиле рококо. Для её оформления Вам придется приложить больше усилий, поскольку найти кухонную мебель в данном стиле не так уж и просто.

Это должны быть шкафы, подобные сервантам с лепниной и золотыми завитками. Столешницу лучше всего выбрать из натурального камня или имитирующую его, но в целом стиль рококо не терпит имитаций.

Особое внимание уделяется обеденному столу. Он должен быть большой и иметь изогнутые ножки.

Аксессуары и текстиль - это неотъемлемый элемент интерьера в стиле рококо

При оформлении помещения в стиле рококо, аксессуарам и текстилю уделяется не меньше внимания, чем мебели и отделке, потому что главным его правилом является грамотная комбинация всех деталей интерьера.

Только при правильном сочетании всех мелочей, Вы сможете достигнуть нужного результата. Но если переборщить с аксессуарами, то Ваше жилье рискует превратиться в подобие музею.

Дизайнерами особо ценятся изделия из фарфора, позолоченного металла, а также предметы искусства.

На камине хорошо будут смотреться старинные часы и подсвечники. В гостиной можно увидеть много картин эпохи рококо в золотых рамах. Также популярна настенная живопись. Особого внимания заслуживают люстры.

Что касается текстиля, то, как уже говорилось, ткани должны быть исключительно натуральными и выглядеть богато.

На окнах хорошо смотрятся шелковые шторы с всевозможными лентами и рюшами, а самым главным элементом всегда будут ламбрекены. На шторах, как и на остальном текстиле должна присутствовать золотая вышивка и драпировка.

На кухне приветствуется большое количество фарфоровой посуды, которая размещается на виду.

Рококо в его современном исполнении предполагает меньшее количество аксессуаров и золотых элементов. В мебели так же преобладают более простые формы с лишь немногими деталями стиля.

В отличие от своего предшественника барокко, стиль рококо легко будет воплотить в маленьких квартирах, а также скомбинировать с другими стилями.

Если Вы любите роскошь и хотите создать в своем доме атмосферу вечного праздника - смело выбирайте стиль рококо!