Становление израиля. Как и зачем было создано государство Израиль

План
Введение
1 История древнего Израиля и Иудеи
1.1 Древнейшая история
1.2 Ранняя история

2 История Палестины в средние века
2.1 Византийско-персидский период
2.2 Период арабского владычества (638-1099 годы)
2.3 Период крестоносцев (1099-1291)
2.4 Период мамлюков (1291-1516)

3 История Палестины в новое время
3.1 Под властью Османской империи (1516-1917)
3.2 Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма
3.3 Британский мандат в Палестине (1918-1948)

4 История современного Израиля
4.1 Создание Государства Израиль
4.2 Независимость и первые годы существования
4.3 Арабо-израильский конфликт
4.3.1 Взаимоотношения с арабскими странами

4.4 Взаимоотношения с палестинскими арабами
4.5 Репатриация (алия) из СССР и стран СНГ

Список литературы
История Израиля

Введение

1. История древнего Израиля и Иудеи

1.1. Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами До 20 000 года до н. э. здесь были сезонные стоянки и пещерные укрытия. 10-8 тысячелетия до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки

Примерно 9 тысяч лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города окружённого стеной - Иерихона. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4-3 тысячелетии до н. э. Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

1.2. Ранняя история

Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль ) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов - Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной - здесь находятся все священные места еврейского народа.

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI - серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.

Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586-539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539-331 года до н. э.), Македонии (332-312 года до н. э.). В III-II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

Отвоевав, в результате восстания Маккавеев, независимость с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.

С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Еврейское присутствие в регионе существенно сократилось после поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году. Римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею

Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней.

2. История Палестины в средние века

2.1. Византийско-персидский период

Палестина оставалась провинцией Византии вплоть до 619 года. Ко второй половине V века относится постепенное уменьшение численности евреев в Эрец-Исраэль. Тем не менее, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство.

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов. Овладев, при поддержке евреев, Иерусалимом, персы передали его евреям. Однако, контроль над Иерусалимом оставался в руках евреев лишь в течение трёх лет.

После победы над Персией в 629 году византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Палестина снова стала византийской провинцией. В 629-630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю. Тем не менее еврейское присутствие на Земле Израиля никогда не прекращалось полностью.

Период арабского владычества (638-1099 годы)

Около 636 года - в самом начале исламских завоеваний - Палестина была завоёвана у Византии мусульманами

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов к Аббасидам, к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

1. завоевание и освоение страны (638-660 годы);

2. династия Омейядов (661-750);

3. династия Аббасидов (750-969);

4. династия Фатимидов (969-1099).

Период крестоносцев (1099-1291)

С 1099 по 1187 год крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 году Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев Акра.

Период мамлюков (1291-1516)В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.История Палестины в новое время Под властью Османской империи (1516-1917)

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку

В Османской империи евреи имели статус «зимми» - то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей - выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) - в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме - контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все - сунниты.

В период 1800-31 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса - к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу. В этот период в Палестине проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 году египетское правительство разрешило Великобритании открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах - Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского - осталась без изменения.

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников - прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, главным образом, за счёт алии из Европы.

История Израиля очень древняя и насчитывает тысячи лет. Достаточно будет, если сказать, что первым источником по истории создания Израиля стала – Библия. Сегодня ученые подтвердили тот факт, что события, которые описываются в Библии, происходили в реальности, эти факты подтверждаются также и археологическими раскопками. А потому, сегодня с полной уверенностью можно сказать, что история образования государства Израиль началась больше 3 тысяч лет назад.

Родоначальником еврейского народа был Авраам, который жил в городе Ур в Мессопотамии – сейчас территория Ирака. Приблизительно в 1900 году до нашей эры Авраам со своей семьей, в поисках лучшей жизни отправился в далекий путь. Дорога его лежала через Евфрат. Перебравшись на другую сторону реки, Авраам назвал себя и своих домочадцев ивриимами. А произошло это название от слова «эвер», что в переводе означает – другая сторона. Со временем слово ивриимы трансформировалось в – евреи. Авраам и его потомки – Исаак и Иаков поселились в городе Хеврон, и именно они стали родоначальниками еврейской нации.

Откуда пошло название – Израиль? Существует легенда, что когда-то, уже живя в Хевроне, внук Авраама Иаков поссорился с незнакомым ему человеком. Завязалась жестокая драка. Незнакомец был очень сильным, однако в ожесточенной борьбе победил Иаков. Побежденный Иаковом незнакомец признался в том, что он не человек, а посланец Божий. Ангел сказал Иакову, что он прошел трудное испытание и теперь может с честью назвать себя Исраэль, что означает – «тот, кто боролся с Богом». С тех пор, потомки Иакова с большой гордостью носят имя «сынов Исраэля», тоже имя с тех древних далеких времен носит и государство.

История государства Израиль – это древнейшая и очень интересная история. Что такое 12 колен Израилевых? У Иакова от двух жен и двух служанок родилось 12 сыновей. Именно с этого события и стало увеличиваться количество еврейского народа. Эти 12 сыновей дали начало двенадцати родам, или как их еще называют 12 коленам еврейского народа.

Затем семья Иакова отправилась из Хеврона в Египет, так как в Хевроне начались тяжелые времена. Иосиф, сын Иакова в Египет пришел первым и достиг высокого положения при дворе правящих фараонов. Много сотен лет евреи жили в Египте и пополняли свой род потомками. Именно в Египте еврейская нация окрепла. Но, династия правящих фараонов сменилась и из фаворитов, евреев превратили в рабов. Много лет страдания, убийства и унижения сопровождали нацию, до тех пор, пока не появился среди евреев Моисей.

Моисею открылась истина – он должен освободить свой народ из рабства. Будучи еще пастухом, ему на горе Синай явилось чудо – в огне Неопалимой купины, в кусте, который не сгорал, объятый огромным пламенем, ему открылось – он Божий посланник и его цель сделать народ свободным, спасти его от рабства. С поддержкой Бога Моисей требует у фараонов освободить еврейский народ, но фараоны не хотят этого делать. Тогда насылаемые Богом страшные бедствия на египтян – «десять египетских казней» устрашили фараонов, и они отпустили сынов Израиля. Тогда вместе с Моисеем из Египта ушло более полумиллиона евреев. Именно с тех пор, все евреи отмечают праздник Песах, в память победы сынов Израиля над египетскими фараонами. Под предводительством Моисея, евреи отправились в Страну Обетованную, в страну своих праотцов.

Богом израильтянам была завещана земля, где были рождены все 12 основоположников израильских колен. И именно эта земля должна была стать государством Исраэля. Но войти в Обетованную землю израильтяне смогли только тогда, когда родилось новое поколение народа, не знавшее рабства и унижений. И прошло не много не мало, а сорок лет.

Но на Землю обетованную ступили ноги людей свободных и гордых своим именем. Не дошел до Святой Земли Моисей. Он умер. Похоронили его на горе, откуда отлично видна вся Земля Обетованная. Заселив свою землю, евреи неукоснительно выполняли все Божественные Заповеди. Прошли годы, история государства Израиль развивалась дальше. Сыны Израэля освоили земли, стали расширять государство, покорять враждебные им племена, а с дружественными – налаживать торговые контакты.

В Израиле стал править царь Соломон. Он был мудрым и талантливым правителем. Царствование царя Соломона – это золотой век государства, его царствование стало легендарным. Он был известен далеко за пределами своего государства. В период царствования Соломона на горе Мория был построен огромный Храм Израиля , куда во время праздников собирались все мужчины.

Со смертью Соломона произошел раскол государства. Израиль раскололся на два царства – северное, носящее название – Израиль, и на южное, получившее название Иудейское царство. Начались войны и междоусобицы. Империя царя Соломона прекратила свое существование. Разные половины государства стали называться царство Иудейское и Израильское. Между двумя царствами началось соперничество. Междоусобицы ослабили и опустошили все силы, а этим не замедлили воспользоваться соседние враждебные племена. С развалом политического единства начался развал религиозного единства. Началась в Библейском Израиле история двух народов – евреев и арабов.

Ассирийцы, вавилоняне – многие народы завоевывают Израиль, разворовывают ее богатства, разрушают, то, что строилось веками. Был разрушен и Храм, возведенный в свое время Соломоном. Еще много катастроф переживал еврейский народ за всю историю государства Израиль .

Однако самая страшная катастрофа – это годы Второй Мировой войны, когда фашисты стали планомерно и последовательно истреблять еврейский народ с лица земли. В годы войны погибло более шести миллионов евреев.

В послевоенные годы страна не была независимым государством, которое находилось под управлением Британии. Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году была принята резолюция о разделе территории Израиля на два разных государства – еврейское и арабское. А уже в 1948 году Израиль провозгласил себя независимым государством. И это провозглашение вызвало очень резкие противодействия арабов. Многие арабские страны не приняли независимость Израиля, а некоторые пошли войной на только что образовавшееся новое государство. В ночь, когда была провозглашена Декларация о независимости государства Израиль, началась война с арабскими странами. Города страны подвергались беспрерывными артобстрелами. Закончилась война в 1949 году. Результатом войны стало разделение вечного города Иерусалим на две части: западная часть стала израильской, а восточная – иорданской.

До сих пор столкновения с арабами в стране не прекращаются.

Введение. 3

1. Предыстория и создание национальной администрации. 6

3. Торжественная церемония и Декларация Независимости. 13

4. Вопрос о Конституции государства Израиль. 22

5. Отличительные особенности системы государственной власти государства Израиль 26

Заключение. 37

Для большинства евреев создание государства было уже свершившимся фактом. Теодор Герцль, в конце 19-го века ставший глашатаем современного еврейского национализма, в 1897 году провозгласил грядущее государство на первом сионистском конгрессе в швейцарском городе Базеле, а в 1917 году декларация Бальфура подтвердила право еврейского народа на национальный очаг в Эрец-Исраэль (Палестине).

Еще в октябре 1947 г. объединенная комиссия Национального комитета (Ваада леумми) и исполкома Еврейского агентства составила проект конституции. В марте 1948 г. были созданы временные законодательные и исполни тельные органы: Народный совет (Моэцет хаам), состоявший из 37 представителей всех партий и группировок ишува - согласно их реальному политическому весу, - и Народное правление (Минхелет хаам).

Народный совет, в свою очередь, утвердил тщательно сформулированное положение о Временном правительстве, которое должно было начать функционировать после окончания действия английского мандата. Законодательным органом стал Временный государственный совет. В него вошли все 37 членов Народного совета и 13 членов Народного правления. 14 мая совет принял постановление, формально узаконивающее его полномочия. Прежде всего, он отменил ряд наиболее враждебных ишуву британских законов, включая Белую книгу 1939 г. (см т. 2, с. 123 - 131) и последующие декреты 1941 - 1945 гг., накладывавшие дополнительные ограничения на еврейскую иммиграцию, на приобретение евреями земли и на свободу передвижения. 16 мая совет избрал своим председателем (но еще не президентом Израиля) Хаима Вейцмана и приступил к управлению государством в условиях военного положения. За редким исключением, министерства были образованы из бюро и отделов, существовавших при Национальном комитете, Еврейском агентстве или мандатной администрации.

Для евреев же в Эрец-Исраэль Государство Израиль стало реальностью еще 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея Объединенных наций двумя третями голосов утвердила план раздела Палестины на два государства: еврейское и арабское. В тот день толпы людей заполнили улицы Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы и поселений, по всему ишуву, выражая ликование в песнях и плясках. Евреи получали свое государство, пусть маленькое, и британские мандатные власти должны были покинуть страну к 1 августа 1948 года.

Но в ноябре ничего еще по сути не изменилось. Отвергнутое арабским блоком и, разумеется, не поддержанное британским правительством, Государство Израиль было провозглашено лишь через пять с половиной месяцев в условиях нарастающего террора и дипломатических перепалок, совсем не так, как предполагалось на берегах озера Лейк Саксесс. Руководство ишува несколько месяцев целиком занималось борьбой с британцами и было застигнуто врасплох их поспешным уходом из страны (дату эвакуации Англия в одностороннем порядке перенесла на 15 мая). Поэтому руководство недооценило серьезность военной угрозы со стороны арабских государств.

Евреи Палестины отчаянно нуждались в оружии, к тому же ударом стало предложение Соединенных Штатов отложить раздел страны и учредить временную опеку ООН над ней (это была инициатива государственного департамента США, противоречившая позиции президента Гарри Трумэна).

Исполнительный комитет Еврейского агентства, который возглавлял Бен-Гурион, в ответ немедленно известил Вашингтон, что сионисты воспротивятся любой отсрочке еврейской независимости. Предложение о временной опеке ООН было выдвинуто на обсуждение заседания Совета безопасности 19 марта. Но международная поддержка этого предложения оказалась незначительной: его расценили как принижение авторитета ООН. Первого апреля Совет безопасности принял значительно более умеренное решение, призвав евреев и арабов заключить перемирие. В этот день Бен-Гурион по рекомендации командовавшего Хаганой (Хагана - подпольная военная организация до образования государства, ставшая ядром Армии Обороны Израиля после его образования.) Игала Ядина принял решение преобразовать Хагану в армию, способную вести наступательные операции. Поскольку Иерусалим и большая часть Галилеи были отрезаны, перед новой армией была поставлена задача взять под контроль все дороги страны и высоты над ними. К концу апреля Хагане удалось пробиться в осажденный Иерусалим с большим количеством грузов и овладеть Хайфой, а в начале мая - Цфатом, восстановив тем самым связь с еврейскими поселениями в Восточной Галилее. Тем временем интерес ООН к событиям в Палестине заметно остыл, и евреи активно взялись за изменение военной обстановки в стране.

Первое Израильское царство появилось на территории Восточного Средиземноморья в X в. до н.э. Однако эта страна недолго просуществовала независимой. С VII века она была под контролем различных завоевателей, пока не была захвачена Римской Империей в 63 г. до н.э. Эта территория всегда доставляла римлянам немало проблем, в том числе и из-за еврейской религии: каноны иудаизма запрещали поклоняться римскому императору как божеству, что было обязательным условием для лояльности местных властей в глазах Рима.

В 135 г. н.э. на территории израильской провинции прошло неудачное восстание против римлян. Эти волнения имели серьезное влияние на судьбу еврейского народа. По решению императора евреи в наказание были выселены с территории своей провинции, и ее заняли другие народы. Это положило начало появлению еврейских общин на территории всей Римской Империи и за ее пределами.

Со временем еврейские общины появились и на славянских землях.

Появление современного израильского государства

В конце XIX в. в среде евреев возникло стремление вернуться на исторические земли Израиля. Первые переселенцы отправились в Палестину после 1881 года, еще одна волна пришлась на период перед Первой Мировой войной. Евреи создавали поселения на территориях, принадлежавших османской империи, и до поры до времени не претендовали на независимость.

Основная масса евреев переезжала в Палестину по религиозным причинам, однако были и те, кто планировали построить на территории страны социалистические коммуны.

После Первой Мировой войны Палестина стала подмандатной территорией Великобритании. Переселение евреев на эти земли продолжалось, однако оно вызывало недовольство арабского населения. Великобритания ввела квоты на въезд для иностранных евреев, однако они не всегда соблюдались. Наиболее острая ситуация сложилась в конце тридцатых годов, когда большой наплыв евреев из Германии вызвал восстание арабов-палестинцев. В результате Великобритания с 1939 года запретила еврейскую миграцию на свои подконтрольные территории.

После Второй Мировой войны проблема создания еврейского государства стала по-настоящему насущной. С 1947 года Великобритания отказалась от контроля над Палестиной. США и СССР пришли к согласию по палестинскому вопросу - земли было решено разделить между евреями и арабами. Таким образом, датой основания Израиля можно считать 14 мая 1948 года, когда Давид Бен-Гурион провозгласил создание независимого еврейского государства. Однако, дипломатам из других стран не удалось перевести диалог между арабами и евреями в мирное русло. Вскоре после объявления независимости Израиля несколько арабских государств начали с ним военный конфликт. Тем не менее, постепенно Израиль был признан практически всеми странами мира.

– нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.

Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое .

В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.

Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.

Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.

Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.

Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.

И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.

Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.

14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.

Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.

По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.

Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.

Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.

Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.

Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.

Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.

Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах .

Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.

Временное работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.