Учение джордано бруно. Краткая биография джордано бруно самое главное

Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno), настоящее имя Филиппо, прозвище - Бруно Ноланец. Родился в 1548 году в Нола близ Неаполя - умер 17 февраля 1600 года в Риме. Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения .

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано.

Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того, он выносил из кельи иконы и оставлял лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.

Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год). В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс.

27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой.

20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь - не значит опровергнуть!».

По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Джордано Бруно стал самой известной жертвой религиозного мракобесия. До сих пор не известно, что именно послужило основным поводом для казни – прогрессивные естественнонаучные взгляды или еретические высказывания.

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем – на север Италии, а после – в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем – в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I – Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 – переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после – во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» – мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни – площади Цветов – был открыт памятник итальянскому философу – ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

Термин «лженаука » уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил «А Земля всё-таки вертится »…". Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

Галилео Галилея заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится! » он не говорил

На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится! » он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная безконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

Для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж —Николай Брунович Галилей.


Памятник Джордано Бруно в Риме

Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000 ).

Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор:

«Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс) .

Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании. Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955 ).

Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.

План

Введение

Биография Д. Бруно

Философия и творчество Джордано Бруно

Список использованной литературы

Введение

итал. Giordano Bruno; наст. имя: Филиппо, прозвище - Бруно Ноланец; 1548 г., Нола близ Неаполя - 17 февраля1600, Рим) - итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.

католической церковью за свободомыслие как еретик, осуждён светскими властями и сожжён. Спустя три столетия, в 1889 году на месте казни в честь Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Однако, даже спустя четыреста лет, глава Римско-Католической Церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации.

1. Биография

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатияДевы Марии он навлёк на себя подозрения. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.

Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности вселенной и мирах» (1584 год). В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которой Солнце, а не Земля находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему таки и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твердо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путем пришел к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении. Но следует отметить, что слова и доказательства Джордано Бруно на подсознательном уровне нашли поддержку у Шекспира, который часто стал использовать его идею в своих произведениях.

Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции. Джордано Бруно провел семь лет в священной инквизиции в Венеции и в Риме. Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они - глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии.

1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

25 мая26 мая1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму.

Венецианские инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам. После семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений 8 февраля 1600 года инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком», лишил его священного сана, отлучил от церкви и передал его на суд губернатора Рима. В ответ Бруно заявил судьям, что им приходится с бо́льшим страхом объявлять ему приговор, чем ему его выслушивать. По решению светского суда 17 февраля1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветовитал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня1889 в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno, 1973).

2. Философии и творчество Д. Бруно

В философских воззрениях тяготел к мистицизму. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса СкотаНиколая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном - «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады - Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» - в диалектике Шеллинга и Гегеля.

Космология

гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал гипотезы о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).

космологии Бруно вслед за Николаем Кузанским высказывал ряд догадок: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землей и небом. Он предположил возможность жизни на других планетах, обитаемость других миров.

Литературное творчество

поэт Бруно принадлежал к противникам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях - антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) - Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Культурное влияние

Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви» (прототип философа Бирона).

Список использованной литературы

Антоновский Ю. М. Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892.

Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2000.

Бруно Джордано – это известный итальянский философ, рожденный в 1548 году в провинциальном городке Ноле, расположенного в небольшом Неаполитанском королевстве. Этот удивительный человек открыл миру свое представление о Вселенной и ее планетах, его гениальное мировоззрение о ее бесконечности и на сегодняшний день является отправной точкой о таком учении, как астрономия.

У Бруно два имени. Первое, данное ему при рождении и второе – Филлипе. Так его назвали во время крещения. Еще до своего совершеннолетия, 17 лет от роду он принял монашество и стал служить в католическом монастыре. Там он получил еще одно имя – его нарекли Джордано. Жизнь в монастыре не мешала Бруно тайно изучать литературу.

Сан священника Бруно получил в 24 года. Это помогло ему чаще находиться вне монастыря и быть ближе к людям, общение с которыми ему было очень важно. Ему не исполнилось и тридцати лет, как он принял ответственное решение в корне изменившее жизнь молодого человека – выйти из доминиканского ордена. Церковь отрицательно отнеслась к такому решению и против Бруно возбудили уголовное дело. Ученый был вынужден бежать в Рим, побыв немного в городе, он отправился в Женеву. Затем Бруно посетил Францию и Англию. С этого момента он стал странствовать по миру.

Во время путешествий Бруно продолжал читать свои лекции, но большинство людей не принимали его мировоззрение. В первую очередь потому, что ученый был инакомыслящим, а в те времена народ всецело отдавал себя церкви. Она была для них смыслом жизни. Ученый же наоборот, пытался донести до них совсем другое восприятие мира, но все было напрасно. Одновременно с проведениями лекций Бруно писал и книги.

Его новое не только для обычных людей, но и более высоких чинов утверждение обрекло его жизнь на трагическое существование. В 1584 году, будучи в Лондоне Бруно создал свое великое писание – «О бесконечности Вселенной и мирах». Его главное утверждение – что центра Вселенной не существует. По его мнению звезды являются солнцами, они находятся от нас на равном расстоянии, а вокруг этих солнц вращается большое количество планет, схожих с нашей планетой. Он утверждал и пытался донести до людей, что окружающая нас природа развивается самостоятельно, нельзя полагать, что вселенная – это ограниченное пространство. Если допускать такие мысли, значит оскорбить Бога, который является создателем этой Бесконечности.

Вернувшись к себе на родину в Венецию в1951 году, Бруно поселился у Джовани Мочениго, знатного местного жителя. Мужчина доверял ученому и просил обучить и его науке. Только Джовани думал, что ученый поможет ему стать богатым, создавая из любого метала, золотые слитки. Но получив отказ, он закрыл Бруно в своем доме и донес на него в инквизицию. В 1952 году ученого арестовали и передали в распоряжение католической церкви в 1593 году.

Посчитав, что казнить его они всегда успеют, на протяжении восьми лет Бруно истязали в стенах Ватикана и заставляли признать неверным свое учение и раскаяться. Но он устоял и остался верен себе и своему мировоззрению.

В феврале 1600 года Бруно Джордано сожгли на костре. Казнь произошла ранним утром в Риме.

Очень кратко

Джордано Бруно, философ и поэт эпохи Возрождения, автор многих трактатов, развивший гелиоцентрическую идею Коперника, родился в городе Нола на юге Италии в 1548 году. При крещении его назвали Филиппо, но став в 1565 году монахом доминиканского монастыря в Неаполе, он поменял имя на «Джордано». За время своего монашества Бруно обрел глубочайшие знания в области теологии, философии, логики, литературы. В возрасте 24 лет Джордано был рукоположен в священнический сан.

В 1576 году за смелые высказывания в отношении ортодоксальных вопросов католицизма на Бруно пали подозрения в ереси, и он был вынужден покинуть монашеский орден. С этого момента начались его скитания по Европе.

Пройдя Северную Италию, в 1579 году Джордано поступил в Женевский университет. Очень скоро он покинул город, потому что на диспуте снова был обвинен в еретических взглядах. Следующие два года он провел в Тулузе, где получил ученую степень и читал лекции об Аристотеле.

С 1581 по 1582 годы ученый преподает для студентов Сорбонны в Париже. Здесь публикуются первые его труды, посвященные тренировкам памяти и анализу логической системы Луллия. До 1583 года Джордано был под патронажем короля Генриха III, но после споров со сторонниками Аристотеля был вынужден спешно уехать в Англию.

В Англии Джордано участвовал во многих диспутах в Оксфорде и Лондоне, где противопоставил системы мира Аристотеля и Коперника, поддерживая идею последнего о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а звезды это далекие планеты. В 1584 году ученый издает одни из лучших своих работ: «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Пир на пепле», «О причине, начале и едином». В своих трудах Бруно описывал вселенную как бесконечность, состоящую из множества миров, а Бог для Бруно не был где-то извне, но пронизывал собой все пространство.

В 1585 Джордано возвращается во Францию, затем переезжает в Германию, где снова выступает на диспутах в Виттенберге и Франкфурте-на-Майне и в 1591 году публикует свои поэтические труды на латинском языке.

По приглашению аристократа Джованни Мочениго в 1592 году ученый приезжает в Венецию. Скоро между ними возникают разногласия, и Мочениго доносит на Бруно венецианскому инквизитору. После ареста и продолжительного заключения в тюрьмах, Джордано Бруно был признан нераскаявшимся еретиком, и 17 февраля 1600 года сожжен на костре в Риме.

Джордано не совершил ни одного научного открытия, но его идеи оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие научной и философской мысли человечества.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр II

    Александр II считается величайшим, после Петра Великого, реформатором на троне русских царей. Его реформы коренным образом изменили социально-экономическую структуру дореволюционной России.

  • Евгений Евтушенко

    Евгений Александрович Евтушенко родился в небольшом сибирском городке в 1832 году. С юных лет был приобщен к творчеству благодаря своим родителям. Отцу, который писал стихи и матери занимающейся актерским ремеслом.

  • Редьярд Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг – английский писатель и поэт, получивший широкую известность благодаря произведениям «Книга джунглей» и «Ким», а также многочисленным стихотворениям.

  • Князь Олег

    Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Аркадий Гайдар