Ворота из профлиста своими руками. Чертежи, схемы, инструкция

Время чтения ≈ 14 минут

Если говорить о простоте исполнения, то легче всего сделать распашные , к тому же, это самый популярный вариант для въезда автомобиля. Но если вам никогда не приходилось делать этого раньше, то без должного руководства никак не обойтись, поэтому в статье вы найдёте чертежи, схемы и эскизы разных конструкций. Кроме того, когда принцип монтажа будет для вас понятен, то вы сможете внести свои коррективы в размеры или дизайн створок.

Кованые распашные ворота

Всё о распашных воротах

Распашные ворота, это классический вариант ограждения, используемый с древних времён и не потерявший актуальности и популярности в наши дни. Такое устройство может открываться/закрываться при помощи одной или двух створок, в одну из которых иногда встраивают калитку. Кроме того, иногда используют автоматическое управление но механизм стоит недёшево, что существенно увеличивая затраты на монтаж.

Из материалов для створок обычно используют:

  • профильную трубу круглого, овального, квадратного и/или прямоугольного сечения;
  • профнастил (обычно приобретают стеновой вариант, так как там более низкая волна в конфигурации листа);
  • листовую сталь (чёрную или оцинкованную);
  • сетку Рабица (величину ячеек выбирают по своему усмотрению);
  • стальные прутья (гладкую или рифлёную арматуру);
  • элементы ковки;
  • пиломатериалы (брус, брусок, доску).

Видео: Изготовление и монтаж конструкции своими руками

Преимущества и недостатки распашных ворот

Створки из профнастила открываются автоматически

Сама по себе конструкция распашных ворот довольно таки проста, и это, пожалуй, является основной предпосылкой их популярности. Но, как бы там ни было, никогда не бывает такого, чтобы наряду с положительными характеристиками отсутствовали отрицательные качества устройства, так и здесь – есть и плюсы, и минусы.

Что можно сказать о преимуществах:

  1. простота сооружения, особенно, если есть пошаговая инструкция к сборке и монтажу;
  2. высокая механическая прочность сохраняется на протяжении всего эксплуатационного периода, если при сборке и монтаже были соблюдены все рекомендации;
  3. самый оптимальный вариант для климатических условий в северных широтах;
  4. при желании открывание/закрывание можно автоматизировать и управлять ним с дистанционного пульта;
  5. по сравнению с другими конструкциями, здесь самая низкая стоимость.

Что можно сказать о недостатках:

  1. при использовании функции открывания требуется много свободного пространства (особенно ощутимо в одностворчатых конструкциях);
  2. в случае установки автоматики осуществить ремонт собственными силами в большинстве случаев невозможно и приходится вызывать специалиста.

Варианты опорных столбов и их установка

Принцип установки опорных столбов из металлического профиля

Как правило, основой для опор является металлический профиль:

  • круглый – ø80-100 мм;
  • квадратный — 80×80 или 100×100 мм;
  • прямоугольный – 80×40 или 100×60 мм.

При этом столбы могут выходить прямо из грунта, как это показано на фото вверху справа, либо в нижней части монтируют тумбу из кирпича, как на фото вверху слева. Конечно, такой профиль не остаётся незащищённым от коррозии – его покрывают лакокрасочными материалами. Также для опор иногда используют оцинкованный профиль – он обходится дороже, зато красить его не придётся.

Способы установки опор: 1) закапывание в грунт, 2) частичное бетонирование (верхняя часть комля), 3) бутование, 4) полная заливка комля бетоном

Прежде всего, следует запомнить один из самых важных принципов установки опорных столбов: под землей должна находиться 1/3 часть столба, а на поверхности 2/3. Например, если вы намереваетесь оставить над землёй два метра опоры, то комель, зарытый ниже уровня грунта должен быть, как минимум, метровым. С технологической точки зрения самым надёжным вариантом монтажа столбов является полная заливка его комля бетоном (№4 на верхнем изображении).

Примечание. Эти четыре метода установки также распространяются и на деревянные опоры (брус или кругляк). Но так как древесина боится влаги, столбы в обязательном порядке обрабатывают антисептиками, а комель дополнительно мажут строительным битумом (растопленной на огне смолой).

Трубный профиль любого сечения полый, поэтому с двух краёв в него может попадать влага – снизу грунтовые воды, а сверху атмосферные осадки. Чтобы избежать коррозии столб нужно закупорить с двух сторон. Со стороны комля лучше всего приварить стальную пластину, которая по площади больше сечения профиля – это не только закупорит полость, но и увеличит устойчивость. Сверху тоже можно приварить пластину, но также можно подойти к этому вопросу с точки зрения дизайнера и приварить, к примеру, шар или купить пластиковую заглушку с какой либо фигурой.

Важно! После монтажа опор нельзя сразу навешивать створки, так как их масса будет создавать боковую нагрузку и незатвердевший бетон растрескается. Полное затвердевание бетона наступает через 28 суток и это время можно использовать для сборки створок и монтажа навесов.

Опора шириной в полтора кирпича

Чтобы сделать презентабельные распашные , вряд ли будут уместны опоры из крашенного или оцинкованного профиля. В таких ситуациях лучше всего смотрятся опоры из кирпича, которые также можно облицевать клинкерной либо керамической плиткой или декоративной штукатуркой.

Типоразмеры одного рядового или силикатного полнотелого кирпича составляют 250x120x65 мм и если соорудить такой столб, как на изображении (в полтора кирпича), его ширина получится длина плюс ширина плюс шов равно 250+120+10=380 мм. В центре кладки получится отверстие 120+10=130 мм – его следует использовать, как место для армирования, а в качестве стержня использовать винтовую сваю, либо стальную трубу 80×80 100×100 мм.

Не забывайте про закладные для приваривания навесов

Важно! Закладные должны располагаться на такой высоте, чтобы они потом совпали с навесами, которые будут на створках. Особой точности здесь, конечно не добиться, но зная высоту ворот, вы сможете определить, сколько будет петель на одной створке и на каком они будут расстоянии. Обязательно нужно между низом рамы и поверхностью грунта оставить зазор 10-20 см – он выручит, когда будут заносы – облегчит уборку снега.

Ещё один вариант установки закладной

Если винтовая свая вкручивается непосредственно в грунт без каких-либо дополнительных приготовлений, то с трубой так не получится. Нужно будет сделать ямку глубиной 70-100 см (лучше всего садовым буром ø120 мм), вставить туда трубу и залить ямку бетоном, проверяя вертикаль по уровню. После этого вокруг стержня возводят кирпичную кладку, но так как навесы к кирпичу приварить невозможно, но к трубе или винтовой свае заблаговременно приваривают мощные закладные. Их фиксируют болтовым соединением и/или приваривают к стержню. Количество закладных (две или три штуки) зависит от количества петель.

Вид облицовочного кирпича Типоразмеры, мм Масса, 1 штука/кг
Керамический 250x120x65 2,3; 2,6-2,7 (пустотелый)
250x120x65 3,6-3,7 (полнотелый)
250x85x65 2,1-2,2 (пустотелый)
Керамический утолщённый 250x120x88 3,2; 3,6-3,7 пустотелый)
250x85x88 3,0-3,1 (пустотелый)
Клинкерный 250x120x65 4,2 (полнотелый)
250x90x65 2,2 (пустотелый)
250x60x65 1,7 (пустотелый)
Клинкерный удлинённый 528x108x37 3?75
Гиперпрессованный полнотелый гладкий 250x120x65 4,2
250x60x65 2,0
250x90x65 4,0
Гиперпрессованный полнотелый гладкий, утолщённый 250x120x88 6,0
Керамический ручного производства 188x88x63 1,9

Таблица параметров декоративного кирпича

Обратите внимание на таблицу, расположенную выше – там вы найдёте параметров декоративного кирпича. В том случае, если для опор не предусматривается декоративное оштукатуривание или облицовка плиткой, лучше всего для возведения кладки использовать такой кирпич. Типоразмер материала можете выбрать на своё усмотрение, но чаще всего, это 250x120x65 мм. На опору вверху устанавливают оголовник – его можно приобрести в магазинах, торгующих стройматериалами.

Как сделать створки

Для створок нужно выбрать подходящий трубный профиль для рамы и рёбер жёсткости, но сечение здесь будет зависеть от ширины ворот, наличия приваренных элементов ковки и от возможных ветровых нагрузок в вашей местности. Ниже находится таблица, с помощью которой можно выбрать наиболее подходящий материал с учётом ГОСТ 8639-82.

Сечение, мм Толщина стенки, мм Масса кг/м погонный
20х20 1,0 0,620
20х20 1,5 0,930
20х20 2,0 1,225
25х25 1,0 0,793
25х25 1,5 1,178
25х25 2,0 1,554
30х30 1,0 0,942
30х30 1,5 1,401
30х30 2,5 2,296
40х40 1,0 1,24
40х40 1,5 1,849
40х40 2,0 2,447
50х50 1,5 2,34
50х50 2,0 3,10
50х50 2,5 3,86
60х60 1,5 2,8
60х60 2 3,72
60х60 2,5 4,63
80×80 2,0 5,04
80×80 2.5 6,08
80×80 3.0 7,22
80×80 4,0 9,42
80×80 6.0 13,5
100×100 4,0 11,96
100×100 5,0 14,58
100×100 6,0 17,22
30х20 1,5 1,178
30х20 2 1,554
40х20 1.5 1.401
40х20 2.0 1.853
40х25 1.5 1.554
40х25 2.0 2.057
50х20 1.5 1.660
50х20 2.0 2.198
50х25 1.5 1.778
50х25 2.0 2.355
50х30 1.5 1.849
50х30 2.0 2.449
50х40 1.5 2.100
50х40 2.0 2.790
50х40 2.5 3.470
60х20 1.5 1.849
60х20 2.0 2.449
60х20 2.5 3.020
60х25 1.5 2.037
60х25 2.0 2.700
60х25 2.5 3.320
60х30 1.5 2.108
60х30 2.0 2.794
60х40 1.5 2.340
60х40 2.0 3.100
60х40 2.5 3.860
70х30 1.5 2.340
70х30 2.0 3.100
70х30 2.5 3.860
70х40 1.5 2.580
70х40 2.0 3.420
70х40 2.5 4.260
80х30 1.5 2.580
80х30 2.0 3.420
80х30 2.5 4.260
80х40 1.5 2.800
80х40 2.0 3.720
80х40 2.5 4.630
80х40 3 3,83
80х40 3,5 4,39
80х40 4 4,93
80×60 2 4,84
80×60 3 7,13
80×60 4 9,33
80×60 5 11,44
80×60 6 13,46
80×60 7 15,38

Таблица параметров трубного профиля, который используют для распашных ворот

Примечание к таблице. Здесь указаны трубные профили, которые подходят для изготовления створок, но это далеко не весь ассортимент металлопроката такого типа. Промышленность производит трубы с более мелким и с наиболее крупным поперечным сечением, но использовать их для ворот на загородном участке нет смысла.

Скорее всего, распашные ворота, которые вы собрались делать своими руками, будут двустворчатыми, хотя принцип сваривания каркаса от этого не меняется — сейчас главное выбрать профиль с подходящим сечением. Но прежде чем принять решение, посмотрите чертежи, схемы и эскизы разных конструкций. Например, если ширина ворот в целом будет 3 м, то половинки получатся менее 150 см, так как нужно ещё учесть необходимость зазоров, и если они будут облицованы сеткой Рабица или профнастилом, то для рам вполне подойдёт профиль 30х20 или 40х20 мм с толщиной стенки 1,5-2 мм. Если рама получится больше, то, вполне естественно, что придётся задействовать более крупное сечение, например 50х20, 50х30 мм или 60х20, 60х30 мм с толщиной стенки 2-2,5 мм и так далее.

Профили для рамы лучше стыковать под углом 45⁰

Теперь поговорим, как правильно выполнить сварку рамы и это касается угловых стыков. Какой бы не использовался профиль, углы рамы должны составлять 90⁰, а этого можно добиться, используя строительный уголок. Порой сварку стыков делают так: к одному профилю прикладывают другой по принципу «торец к боковой грани», но так у одной из труб полость получится не закупоренной, туда во время атмосферных осадков будет попадать вода и сталь начнёт разрушаться от коррозии. Для закупорки полостей края профилей режут под углом 45⁰ и стыкуют «на ус» как это показано на фотографии вверху. Если вы раньше никогда не резали такие углы, то лучше воспользоваться столярным стуслом. После сваривания двух фрагментов зачистите шов болгаркой.

Рёбра жёсткости располагаются по-разному

Жёсткость створок зависит не только от величины поперечного сечения и толщины стенок, но и от рёбер жёсткости, точнее, от их расположения. На верхнем изображении приведено шесть вариантов, которые наиболее часто встречаются при монтаже.

  1. Рама разделена на два треугольника диагональной перемычкой. Если для облицовки будет использована сетка Рабица, то такого ребра жёсткости вполне достаточно.
  2. Рама разделена поперёк на два одинаковых прямоугольника. Здесь уже есть возможность облицевать ворота профнастилом, а не только сеткой, но при условии, что в вашей местности нет периодического сильного ветра.
  3. Рама разделена поперёк на четыре треугольника, но есть слабые места. Если со стороны опоры створку фиксируют навесы, то со стороны примыкания остались ослабленные углы и сильный ветер может стать причиной деформации.
  4. Здесь тоже остаются ослабленными по два угла у каждой из створок в месте примыкания.
  5. Рама имеет такие же недостатки, как в вариантах №3 и №4.
  6. По восемь треугольников для каждой створки — это наилучшая конструкция из всех шести представленных примеров. Благодаря часто и правильно расположенным рёбрам жёсткости, такие ворота способны выдержать даже штормовой ветер.

Навешивание створок и монтаж фурнитуры

Навесы в разобранном (вверху) и собранном (внизу) виде

На двойной фотографии показаны навесы в разобранном и собранном виде, причём там, где петли собраны, уже приварены уши, которыми шарниры будут крепиться к закладным и створкам. От этих деталей зависит правильное функционирование створок, поэтому самостоятельное изготовление таких узлов крайне нежелательно, так как в домашних условиях сложно провести оцентровку штыря по отношению к цилиндру, который приваривается к раме. Для лёгких створок, высотой 1,5-1,7 м и шириной не более полутора метров обычно приваривают только по два навеса с каждой стороны, но с увеличением массы посредине добавляется ещё один навес.

В том случае, если будет установлено только по два навеса на каждую половинку, их зачастую фиксируют с небольшим отступом, примерно, по 10-15 см от верхнего и нижнего угла рамы. Поэтому в первую очередь приваривают верхнюю половинку петли (цилиндр) к вертикальному профилю, отступив на нужное расстояние. Для соблюдения симметрии отступаете от верха 100 мм, ставите метку по верхней части цилиндра и фиксируете его. Для того чтобы сделать разметку снизу, придётся собрать навес и метку ставить по нижней части половинки со штырём.

Следующий шаг, это перенос размеров на опору, но при этом не забывайте о зазоре между воротами и поверхностью земли на 10-20 см (мы уже говорили об этом расстоянии в разделе «Варианты опорных столбов и их установка»). Если есть сомнения, что вам удастся точно перенести размеры фиксации навесов с рамы на столб, то действуйте следующим образом:

  • приварите к створке все (две или три) половинки навеса, а на опору перенесите только верхнюю метку – это расстояние от верха рамы до нижней части цилиндра;
  • по этой метке приложите нижнюю половинку со штырём к закладной так, чтобы метка совпадала с верхним краем цилиндра со штырём (штырь получится выше контрольной риски);
  • приварив другую половинку навеса, наденьте на него створку, а нижний и средний элементы разметьте прикладным методом – так не ошибётесь.

Другую створку можно приварить, используя тот же прикладной метод, а верхнюю метку для штыря на другой столб перенесите лазерным или водяным уровнем. Но это касается только верхней метки, так как в приваривании навесов к противоположной створке могут быть небольшие несоответствия. Вы можете запланировать открывание створок либо в одну, либо в обе стороны. В первом случае половинка навеса приваривается к раме на краю грани вертикального профиля с той стороны, куда будет осуществляться поворот. Если вам нужна распашка на обе стороны, то цилиндр следует приварить посредине вертикального профиля рамы, но ухо здесь уже не нужно.

Рекомендация. Если, несмотря на все ваши старания, какой-то из навесов не садится до конца (между цилиндрами остаётся маленький зазор), то это не означает, что нужно срезать и переваривать одну из половинок. Просто подставьте туда одну или две шайбы по нужной толщине и зазор исчезнет.

Когда получился слишком большой зазор между створками, его очень легко перекрыть и непосвящённые даже не заподозрят, что там есть какая-то щель. Для этого к каждой створке, но с противоположных сторон нужно вертикально приварить стальную полосу такой ширины, чтобы она перекрыла зазор. То есть, с улицы можно, к примеру, установить притворную планку на левую створку, а со стороны двора – на правую.

Горизонтальный самодельный засов

Вертикальные запоры делают аналогично горизонтальным, но в другой плоскости

Ворота должны как-то закрываться и для этого в 99% случаев делают горизонтальные и вертикальные засовы. В качестве деталей можно использовать два куска трубы ø15 мм и гладкую арматуру ø12 мм, как на фотографии вверху. Ещё один вариант, это два профиля 30×30 или 40×40 мм и 15×15 или 20×20 мм, где пазом послужит профиль с большим сечением, а задвижкой – с меньшим сечением. Только на задвижку надо будет приварить штырь – он будет и ручкой, и фиксатором. Вертикальные запоры делают аналогично горизонтальным, но в другой плоскости. Такие засовы легко зайдут в отверстие, и ворота не сможет распахнуть даже сильный ветер.


На видео скоростная съёмка монтажа распашных ворот

Заключение

В этой статье вы узнали об основных принципах сборки и монтажа распашных ворот своими руками, но поэтапные чертежи, схемы и эскизы какой-то одной конструкции здесь отсутствуют. Дело в том, что такие сооружения делаются с привязкой к конкретному участку и его экстерьеру.

В большинстве случаев возведение объектов инфраструктуры на дачном участке не требует квалифицированного вмешательства строителей. Поскольку возведение ограждения и организация заезда являются первоочередными задачами при обустройстве любого дома, то целесообразнее всего разобраться в вопросах, какие существуют типы въездных конструкций и какой из материалов рациональнее всего использовать при их монтаже, а также как сделать ворота на даче.

Для успешного изготовления любого типа воротной конструкции своими руками необходимы три основных компонента – облицовочный материал, инструментарий и запас времени. Каждому садовому наделу и внутренней территории характерно применение определенного вида ворот, поскольку каждый из них имеет свою технологию открывания и монтажа, чертежи, рекомендуемую отделку, а также расходные принадлежности. Для определения оптимального из них, необходимо выявить свойства, достоинства и недостатки наиболее используемых типов ворот.

Принцип работы распашных ворот обусловлен их строением, которое включает в свой состав две створки, распахивающиеся в противоположные друг от друга стороны. Возведение таких ворот поможет изрядно сэкономить время при организации въезда и выезда.

Основными достоинствами являются:

  • простота монтажа;
  • надежность;
  • долговечность.

Недостатки:

  • наличие очищенного пространства для открывания створок ворот, которое необходимо поддерживать в должном состоянии и в зимний период;
  • в варианте использования ворот в автоматическом режиме потребуется приобретать два комплекта двигателей на каждую из створок, что существенно отразится на общей стоимости.

Обладая бесспорным преимуществом, по сравнению с предыдущим видом, откатные ворота представляют собой конструкцию, состоящую из одной створки, смещающуюся параллельно обустроенным опорным столбам, вдоль линии ограждения, в определенную сторону.

Эта категория ворот, в свою очередь, подразделяется на три подгруппы, которые бывают подвесными, консольными и рельсовыми, поэтому приобретая тот или иной комплект таких ворот необходимо представлять специфику возведения и особенности дальнейшей эксплуатации. Так, подвесной вид предусматривает изготовление специальной навесной страховочной балки, которая является основанием для крепления и последующего передвижения створок.

Консольный вид подразумевает установку консольных механизмов и швеллерной балки, а также наличие нескольких дополнительных метров для оптимального отката ворот, а рельсовому варианту присуще размещение внизу конструкции направляющего рельса.

Преимуществами таких ворот являются:

  • компактность и отсутствие необходимости подготовки очищенного пространства для открывания створок;
  • возможность использования автоматики;
  • практичность;
  • умеренная ценовая политика;
  • организация широкого проезда, а также удобство дистанционного управления воротами).

Недостатки:

  • постоянный контроль над чистотой и наличием смазки роликовых механизмов;
  • проведение ряда подготовительных процедур (расчет расстояния для отката створок и наличие идеально ровного ограждения);
  • базовые строительные навыки и знание особенностей монтажа.

Справиться с возведением такой конструкцией сможет любой владелец загородного жилья, следуя пошаговым инструкциям мастеров, однако ввиду дороговизны комплектующих материалов и приспособлений, а также большого шанса ошибиться в расчетах или сборке конструкции, целесообразнее обращаться за помощью к специалистам. В таком случае вы можете рассчитывать на бесплатный выезд мастера и гарантийное обслуживания в течение оговоренного периода.

Являясь разновидностью откатных конструкций, раздвижные ворота представляют собой две створки, раздвигающиеся в две противоположные стороны. По технологии передвижения раздвижные ворота также подразделяются на составляющие группы, как и вышеописанный тип ворот. Определяющим достоинством такого открывающего механизма является снижение общего веса ворот за счет распределения нагрузки на два каркаса, однако этот плюс достигается использованием двух комплектов двигателей, что в значительной степени увеличивает итоговую стоимость.

Среди огромного множества представленных в ассортиментах строительных магазинов материалов, получивших наибольшее распространение при обустройстве въездных ворот, следует выделить металл и дерево. В этом вопросе выбор того или иного сырья преимущественно зависит от финансовых возможностей хозяина.

Безусловно, преимущественное предпочтение в этой категории материалов отдается профлисту, поскольку он обладает рядом важных отличительных достоинств, однако, как и каждое сырье, имеет некоторые недостатки.

Достоинствами такого материала являются:

  • прочность за счет жесткости первоосновы;
  • умеренная стоимость;
  • простота монтажа;
  • устойчивость к пагубным воздействиям внешней среды;
  • широкий выбор цветовой гаммы;
  • продолжительность эксплуатации.

Недостатки:

  • при легких повреждениях защитной оболочки листа, возможно появление коррозии;
  • шумность при попадании атмосферных осадков.

В представленной категории материалов можно выделить и такого представителя, как сетка- рабица. Ворота такого плана обладают высокой пропускной способностью света, у них малая парусность и имеют небольшой вес. Кроме этого, крепление сетки осуществляется в короткие сроки и без изнуряющих усилий.

В настоящее время ворота на основе дерева – редкое явление. Это обстоятельство обусловлено бесконечным стремлением к безопасности и долговечности, которые с легкостью достигаются использованием металлических изделий. Выполнение каркаса для створок и облицовки из древесины, со временем приводит к провисам ворот и деформации всей конструкции за счет своей громоздкости и большого удельного веса. Безусловно, использование древесины в качестве основы для ворот, строительства дачных объектов и декораций участка выделяет натуральную составляющую внешнего вида и позволяет прочувствовать единение с природой, однако требует специальную обработку каждого элемента и последующий регулярный сезонный ремонт.

Среди достоинств такого сырья следует выделить:

  • низкую стоимость;
  • доступность материала;
  • минимальное количество инструмента и расходных приспособлений, что существенно позволяет сэкономить бюджет;
  • приятную эстетику;
  • быстрый монтаж;
  • легкость обработки.

Однако приятные положительные характеристики в значительной степени перекрываются отрицательными свойствами такого материала. Основные из них:

  • непродолжительный период эксплуатации;
  • невысокая прочность;
  • подверженность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды;
  • боязнь резких перепадов температур и повышенного содержания влаги;
  • склонность к воспламенению.

Если же все-таки вы настроены на использование древесины для облицовки «визитной карточки»своего приусадебного надела, то целесообразнее всего этот процесс выполнять на металлическом каркасе из профильной трубы или любых других опорных перекрытий из металла.

Главная цель опорного основания – надежная фиксация всех составляющих элементов ворот. Как правило, фундамент представлен армированным прямоугольным бетонным блоком, размещенным по периметру предполагаемой установки возводимой конструкции. В нашем случае, заливка бетоном осуществляется в стороне от линии проезда, на внутренней придомовой территории. При варианте изготовления распашных ворот фундамент должен располагаться в сторону открывания створок для уменьшения нагрузок на петли в распахнутом состоянии.

Особенно остро встает вопрос качественной заливки бетонного основания при изготовлении ворот из металла, поскольку оно обеспечивает равномерное распределение давления металлических изделий на почву, предохраняя всю конструкцию от усадки и перекосов.

Приступая к выполнению работ по обустройству этого элемента, следует ясно понимать, что какого качества будет фундамент, такое будет и функционирование ворот. При возведении массивных объектов рациональнее всего подготавливать глубинные основания, для небольших конструкций – облегченные опоры.

Нелишним мероприятием, предшествующим процедуре заливки надежного фундамента, является снятие проб и проведение анализа почвы по периметру мест будущей установки. Знание всех особенностей грунта позволит впоследствии обеспечить устойчивость воротам и определить оптимальный тип фундамента.

Отталкиваясь от приведенных выше рекомендаций, каждый владелец загородного участка сможет с легкостью подобрать наиболее подходящий для него вариант изготовления ворот и в кротчайшие сроки его реализовать. Любая выполненная собственноручно работа позволяет не только существенно сократить расходы на строительство того или иного объекта, но и четко представлять структуру каждого связующего компонента, что впоследствии значительно упростит возможные процессы обслуживания и ремонта.

Видео

Об изготовлении разных видов ворот, вы можете узнать, просмотрев предложенные нами видеоматериалы:

Схемы и чертежи

Механизм работы распашных ворот довольно прост, а вот автоматизированные откатные ворота более сложны в изготовлении. Надеемся предложенные нами чертежи и схемы помогут вам разобраться в этом вопросе:

Автоматическое управление въездными воротами упрощает и делает более безопасным въезд автомобиля на участок или в гараж. Преимущества электрического привода очевидны - открыть и закрыть створки можно прямо из салона авто, а чтобы впустить в заснеженный двор машину гостей не придётся прощаться (хоть и ненадолго) с тёплым, уютным помещением. Высокая цена на качественную, заводскую автоматику вынуждает народных умельцев искать более доступные варианты. И они находятся. Сегодня надёжные автоматические ворота можно построить своими руками. Всё, что для этого понадобится, можно найти в гараже или за бесценок купить на рыночных развалах.

Автоматические ворота: особенности, достоинства и недостатки

Если не брать во внимание чересчур оригинальные конструкции, то все существующие ворота можно разделить на три группы:

  • откатные;
  • распашные;
  • гаражные.

Распашные конструкции имеют самую богатую историю и знакомы всем по двум створкам, которые при помощи петель крепятся к боковым опорным столбам. Такие ворота отличаются простотой и надёжностью, но требуют места для открывания перед въездом на участок или во двор. Распахивающиеся створки являются незаменимым вариантом для узких проездов и в сравнении с другими конструкциями обладают максимальной надёжностью. Самый большой минус ворот этого типа заключается в повышенных требованиях к устойчивости боковых столбов. Недостаточная жёсткость стоек со временем приводит к их наклону, а это, в свою очередь, вызывает заклинивание створок. Недостатком является и то, что для их автоматизации потребуется пара синхронно работающих приводов, в то время как другие системы нуждаются лишь в одном исполнительном механизме.

Для автоматического открывания распашных ворот потребуется пара синхронно работающих приводов

Откатные ворота имеют полотно, которое можно отодвинуть в сторону буквально вплотную к забору. В зависимости от опорной поверхности, откатные системы делятся на три вида:


Сдвижная система является наиболее практичной, поскольку не зависит от наличия места перед въездом.

Откатные ворота сегодня используются как в частных домовладениях, так и для оснащения автостоянок, открытых площадок и различных промышленных объектов

Что же касается минусов, то к ним можно отнести необходимость в обустройстве фундамента и более сложную, чем у распашных ворот, конструкцию. Кроме того, сдвигающееся в сторону полотно на узком участке не поставить - потребуется не менее 5 дополнительных метров в сторону от проезда. Несмотря на это именно откатные ворота легче всего поддаются автоматизации и отличаются самим высоким удобством и надёжностью в работе.

Хоть для обустройства гаража и подходят все описанные выше конструкции, «истинно гаражными» считаются подъёмно-поворотные, секционные и роллетные механизмы. Такие системы являются наиболее сложными для изготовления в кустарных условиях, поэтому домашними мастерами практически не используются.

Приводы для автоматизации

Превратить вращательное движение вала электромотора в поступательное движение исполнительного механизма можно несколькими способами:

  • с помощью кривошипно-шатунного механизма;
  • винтовой или червячной передачей;
  • посредством рейки и зубчатого колеса;
  • цепной передачей.

С использованием этих кинематических схем надёжный, работоспособный привод можно соорудить даже в условиях гаража или небольшой домашней мастерской.

Для распахивающихся створок

Чтобы сделать распашные ворота автоматическими, на их створки устанавливают приводы линейного или рычажного типа. К первым относятся механизмы с червячной или винтовой передачей, работающие по принципу изменения длины штока. Рычажными называют конструкции, принцип действия которых напоминает движение руки. Они состоят из двух рычагов, которые соединяются подвижным шарниром.

Заводской привод линейного типа

Чаще всего используют линейные приводы - их можно установить на распашные ворота со створками, которые открываются в любую сторону. Если же полотна навешены на каменные или кирпичные столбы, то проще применить один из рычажных механизмов - они не так требовательны к расположению точки опоры.

В кустарных условиях линейные системы для автоматического открывания ворот чаще всего представлены заводскими актуаторами для спутниковых антенн или самодельными приводами с винтовой передачей. Для рычажных конструкций также используются готовые механизмы - в их качестве выступают приводы автоматических стеклоподъёмников или стеклоочистителей. Что же касается самоделок, то в сети можно найти и оригинальные решения из редукторного электродвигателя и составного рычага.

В домашних условиях привод для распашных ворот можно сделать из автомобильных стеклоподъёмников

Автоматика для сдвижного полотна

Для механизации откатных ворот можно использовать комплект заводской автоматики, в который входит привод, зубчатая рейка и блок управления с датчиками. Если же есть желание сэкономить, то не менее надёжную систему можно собрать из подходящего электромотора с редуктором, пары звёздочек и длинной цепи от автомобильной или сельскохозяйственной техники.

Схема самодельного привода для откатных ворот

Изготовление автоматических распашных ворот

Для распашных ворот промышленность выпускает множество приводов рычажного и линейного типа, рассчитанных на различное напряжение питания и усилие открывания. Эти механизмы отличаются высокой прочностью, надёжностью и способны обеспечить работоспособность конструкции в любых погодных условиях. Их можно было бы назвать идеальным выбором, вот только есть одно но - за пару простых исполнительных механизмов и блок управления придётся отдать более 300 евро. Именно поэтому автоматические распашные ворота лучше всего сделать своими руками.

Конструкция распашных ворот

Подготовительные мероприятия

Чтобы ворота были удобными и практичными, необходимо учитывать несколько факторов:

  • место установки;
  • способ открывания - внутрь или наружу;
  • габариты створок;
  • вид и способ монтажа опорных стоек;
  • тип, а также способ и точки крепления приводов;
  • метод прокладки кабелей к исполнительным механизмам;
  • тип питания (только от электросети или с резервным аккумулятором);
  • конструктивные особенности фиксатора;

Кроме того, потребуется учитывать особенности материалов, из которого будут изготавливаться ворота. Только ответив на этот вопрос, можно приступать к проектированию конструкции и выбору привода.

Размер створок

При определении размера ворот ориентируются на ширину автомобилей, которые будут заезжать на участок. Для проезда легкового транспорта будет достаточно проёма 2.5 м, тогда как грузовики и трактора потребуют проезжей части шириной от 3.5 м. Необходимо учитывать и то, смогут ли машины заезжать под прямым углом к проёму. В случае когда узкая дорога возле участка не позволяет сделать необходимый манёвр, проезд расширяют в 1.2 – 1.5 раза. Кроме того, обратите внимание, будут ли открытые створки выступать на проезжую часть. В случае, когда конструкция ворот не исключает такую возможность, к размеру проёма необходимо прибавить ещё и удвоенную толщину одного полотна.

Если конфигурация участка позволяет сделать широкие ворота, не стоит пренебрегать этой возможностью. Кто знает, может через пару лет на участок надо будет загнать строительный кран или самосвал? Как показывает практика, проёма шириной 4–4.5 м будет достаточно для проезда любой автомобильной техники.

Выбор материала

Для изготовления каркаса ворот лучше всего подходят стальные профильные трубы - они имеют высокую прочность, и, что очень важно, делают конструкцию максимально жёсткой. Для заполнения воротного полотна подходят:

  • металлические листы;
  • поликарбонат;
  • профнастил;
  • доски или штакетник;
  • ковка.

Изящно и оригинально выглядят ворота с комбинацией различных материалов. Например, кованых элементов с основанием из поликарбоната или дерева.

Распашные ворота можно сделать ажурными, с заполнением из металлических прутков или кованых элементов

Как правило, на выбор материала для ворот самое большое влияние оказывает толщина кошелька их владельца. Тем не менее, если делать створки своими руками, то можно сэкономить на оплате труда специалисту и за счёт этого выбрать более дорогую ковку или штамповку.

Для изготовления опорных стоек можно выбрать:

  • стальные трубы или швеллеры;
  • брус из твёрдых пород дерева;
  • железобетон;
  • каменную или кирпичную кладку.

Выбор материала, из которых будут изготовлены столбы, должен учитывать вес полотен. В противном случае под весом створок стойки будут сходиться и закрывание ворот будет требовать значительных усилий - о нормальной работе автоматических устройств в таких условиях не может быть и речи.

Изготовление распашных ворот не отличается высокой сложностью, а их конструкция предполагает использование оригинальных эскизов. Точно следовать какому-то чертежу нет необходимости - всё зависит от фантазии и финансовой состоятельности хозяина участка. Тем не менее представляем вашему вниманию чертежи и схемы автоматических распашных ворот. Надеемся, они помогут вам создать собственный проект без трудноустранимых ошибок и досадных оплошностей.

Фотогалерея: схемы и чертежи автоматических ворот

Распашные ворота с калиткой, врезанной в одну из створок Распашные ворота с двойным заполнением профнастилом Распашные ворота с калиткой и усиленным каркасом Распашные ворота без калитки Схема автоматизации распахивающихся створок Схема электрических подключений привода распашных ворот Схема автоматизации распашных ворот

Что понадобится в процессе работы

Для сооружения распашных ворот понадобится немало разнообразных материалов:

  • для монтажа опорных стоек - металлические трубы, камень или кирпич. Если столбы будут изготовлены в виде кладки, то следует подготовить металл для закладных;
  • для изготовления каркаса - профильные трубы сечением от 60х60 мм до 40х20 мм;
  • для заполнения каркаса - стальные листы, профнастил, дерево, поликарбонат или кованые элементы;
  • петли;
  • детали механизма запирания.

Лучше всего для оснащения автоматических распашных ворот подходят петли с привалочной плоскостью и опорным подшипником

Закладные детали представляют собой металлические элементы, которые устанавливают в кладочные швы для последующего крепления створок и других деталей конструкции. Изготавливаются из толстой листовой стали, металлических уголков, швеллеров и т. д.

Для устойчивости конструкции металлические стойки надо будет забетонировать, а под столбы из камня и кирпича соорудить фундамент. Для этого надо будет завезти на участок песок, щебень и цемент.

Сделать привод распашных ворот можно из новых или бывших в употреблении деталей и узлов от автотранспорта и бытовой техники. Так, в качестве деталей механизма автоматического открывания подойдут:


Систему дистанционного управления очень просто сделать из простенькой автомобильной сигнализации, подключив электромоторы приводов через обычное 12-вольтовое реле. Кроме этих деталей понадобятся концевые выключатели, сигнальная лампа и монтажные провода.

Для изготовления ворот не требуется специального инструмента или каких-то профессиональных приспособлений. Что же касается автоматического привода, то всё зависит от его конструкции - возможно, некоторые детали придётся выточить на станке или заказать у знакомого токаря. В остальном же следует подготовить или приобрести:

  • сварочный аппарат (лучше всего небольшой инвертор, который удобно перемещать по участку);
  • угловую шлифмашину (по-народному «болгарку»);
  • заклёпочник;
  • электродрель с набором свёрл по металлу;
  • набор гаечных ключей;
  • рулетка;
  • строительный уровень;
  • чертилка из инструментальной стали.

Кроме того, для земляных и бетонных работ будут нужны лопаты, ёмкости для сыпучих материалов и раствора, материалы для опалубки и трамбовка. Не забудьте и о том, что металлические поверхности надо будет защитить от атмосферных воздействий, поэтому заранее купите преобразователь ржавчины, грунтовку по металлу и алкидную краску для наружных работ.

Этапы строительства

Пошаговая инструкция по изготовлению автоматических распашных ворот позволит систематизировать процесс и избежать ошибок в работе.

Установка опорных стоек

Установка опорных стоек с армированием и без него

Металлические или деревянные столбы должны входить в землю на глубину не менее 1 м, иначе под весом створок они будут смещаться от вертикального положения. Для того чтобы установить опоры, необходимо:


При значительной массе каждого полотна, а также в случае изготовления столбов из камня или кирпича, потребуется нижняя перевязка металлических стоек и обустройство фундамента.

Усиление опорных столбов и фундамента для установки автоматических распашных ворот

Работу ведут по такому алгоритму:


После заливки бетон должен отстояться не менее 10 дней, которые можно потратить на изготовление створок. Весь этот срок основание опор периодически поливают водой - это повысит его прочность и позволит избежать растрескивания.

Сварка створок

Чтобы каркас во время сварочных работ не скрутило «пропеллером», рекомендуется на чистом и ровном месте обустроить простейший стапель. Для этого используют деревянные бруски и рейки, из которых собирают плоскую горизонтальную конструкцию.

Стапель для сварки створок

Основной причиной, которая приводит к нарушению геометрии створок во время эксплуатации, является ветровая нагрузка. Поэтому рама ворот должна быть максимально жёсткой - особенно это касается полотен с заполнением из таких материалов, как поликарбонат и профнастил. Лучшим материалом для изготовления каркаса считается профилированная стальная труба. Процедуру монтажа несущей рамы проводят в несколько шагов:


После этого к столбам приваривают ответные части петель и створки навешивают на место. Приступать к малярным работам пока ещё рано - это делают после того, как будут смонтированы кронштейны для крепления приводного механизма.

При установке створок на место можно воспользоваться любыми подходящими подпорками

Как соорудить привод

После установки ворот приступают к установке автоматического привода. Чтобы определить, какой из механизмов - линейный или рычажный, подойдёт, измеряют расстояние между плоскостью полотна и внешним краем столба (отмечено буквой М на нижнем рисунке).

Схема установки линейного привода на распашные ворота

Если указанный размер превышает 150 мм, то применяют рычажный механизм. В противном случае можно устанавливать привод линейного типа. Он относится к более современным и эстетичным. Если же линейную автоматику необходимо установить на массивных столбах из камня или кирпича, то в кладке делают ниши с закладными для крепления привода.

Крепление актуатора в нишу - один из способов совместить линейный привод с массивными столбами

Линейный механизм открывания ворот со створками весом до 100 кг можно изготовить из двух актуаторов для спутниковых антенн. Всё, что для этого понадобится - прикрепить к полотнам и столбам ворот кронштейны для их крепления. Выбирая актуаторы, предпочтение отдают устройствам с ходом штока не менее 350 мм.

Для более тяжёлых ворот линейный привод можно изготовить самостоятельно. Вот что для этого понадобится:


В процессе работы будут нужны всё те же болгарка, сварочный инвертор и электродрель, а также другой слесарный инструмент, который есть у каждого хозяина.

Изготовление привода ведут по следующей схеме:

  1. С домкрата снимают защитную крышку, демонтируют ручку и шестерни. При помощи стопорных колец и шайб сооружают фиксатор, предотвращающий продольный люфт винта.

    Бывший в употреблении домкрат необходимо полностью разобрать и почистить

  2. Воспользовавшись болгаркой, демонтируют опорную платформу подъёмного устройства.
  3. Механизм стеклоочистителей разбирают - в дальнейшем понадобится только электромотор с редуктором.

    Электродвигатель стеклоочистителя в сборе с редуктором

  4. Из отрезка профильной трубы 20х20 см длиной 6–8 см изготавливают присоединительную муфту, которую крепят к винту домкрата.

    Монтаж присоединительной муфты выполняют при помощи сварки

  5. В квадратном прутке 18х18 мм выполняют сверление, в котором нарезают резьбу под вал редуктора.
  6. Монтируют ответную часть присоединительной муфты на моторчик стеклоочистителей.

    Монтаж присоединительной пластины

  7. По углам пластины выполняют ряд сверлений, соответствующих присоединительным размерам корпуса редуктора.
  8. Электродвигатель и винтовую часть собирают при помощи длинных шпилек и гаек.

    Самодельный привод для ворот в сборе

Ещё один вариант изготовления привода из «жигулёвского» домкрата представлен на рисунке ниже. Механизм выглядит более громоздко, но зато не потребуется демонтировать планетарную передачу и продумывать фиксацию рабочего винта.

Ещё один вариант привода из моторчика дворников и домкрата от ВАЗовской «классики»

В случае когда для автоматизации ворот подходит только рычажный механизм, можно воспользоваться приводом стеклоподъёмников автомобиля ГАЗ или доработать парой рычагов любой подходящий редуктор.

Привод из стеклоподъёмника для автомобиля ГАЗ

Для подключения привода к сети напряжением 220 В используют понижающий трансформатор с выпрямителем на 12 В. Для отключения электродвигателя в крайних положениях используют концевые выключатели. При этом необходимо продумать, каким образом будет осуществляться реверс двигателя. Возможно, в этом вам смогут помочь несколько электрических схем, которые используются на реальных конструкциях.

Фотогалерея: схемы электрических подключений деталей привода автоматических ворот

Электрическая принципиальная схема с реле для привода распашных ворот Схема подсоединения элементов привода распашных ворот Схема для реализации реверса

Монтаж и настройка привода

Для установки привода к столбам и створкам необходимо приварить обычные П-образные кронштейны, которые будут обеспечивать подвижное соединение.

Узел сопряжения привода и створки ворот

В качестве оси вращения лучше всего использовать калёные болты диаметром 8–10 мм. Оцинкованные китайские метизы из ближайшего строймага лучше не использовать - слишком мягкая сталь будет быстро изнашиваться, а это не способствует надёжности и безопасности.

А теперь - несколько полезных советов по установке и настройке привода от специалистов, которые занимаются монтажом автоматических ворот:

  • устройство устанавливается электромотором и рычагом вниз, лучше всего по верхнему краю полотна;
  • в первую очередь выполняют крепление механизма к столбам, а затем - к створкам ворот;
  • после монтажа привода ворота необходимо открыть вручную и настроить работу концевых выключателей;
  • электропитание следует подключать при заблокированном приводе;
  • для того чтобы избежать поломки электродвигателя при блокировании створок, в электрическую схему вводят устройство, отключающее сеть при резком возрастании силы тока;
  • на видном месте устанавливают сигнальную лампу, которая будет включаться при подаче напряжения на электромоторы.

После монтажа проверяют плавность открывания и чёткость срабатывания «концевиков». Электромотор и редуктор защищают от осадков при помощи кожухов, которые можно сделать из подручных средств.

Видео: распашные ворота с самодельным электрическим приводом

Для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом и «болгаркой», изготовление въездных или гаражных ворот - дело обыденное. Совсем другое дело - автоматизация процесса их открывания. Многие пасуют перед более сложной конструкцией из-за отсутствия привода, других пугает электрическая часть. Тем не менее сделать надёжную, работоспособную систему открывания несложно. Главное, чтобы её механизм соответствовал типу створок и их весу.

Для того, чтобы выбрать один из вариантов ворот, необходимо узнать о каждой их разновидности по-отдельности. Самыми популярными среди населения считаются распашные и раздвижные конструкции. Каждая из данных типов имеет свои положительные и отрицательные стороны при возведении и дальнейшем использовании.

Распашная конструкция

Распашные ворота (книжка) – самая распространенная разновидность ограждения, которую можно увидеть, в основном, на территории частных домов и дачных построек. Она пользуется популярностью, так как для возведения данной конструкции материалы можно подобрать самые доступные, к тому же установить ее своими руками под силу даже новичкам.

Схема ворот-книжки представляет собой несложный каркас в виде двух или трех столбов, на которые с помощью петель фиксируются створки. В зависимости от того, с какой стороны опор они прикреплены, определяется, вовнутрь или наружу двора будут открываться ворота.

Створки, как правило, выполняются из профильной трубы и внешне выглядят как рамная конструкция, которая может быть обшита различным материалом, таким как дерево или листы из металла. При изготовлении рамы и установке обшивки важно учитывать, что их общий вес не должен получиться слишком большим, так как опорные столбы могут прогнуться, а сами ворота не будут функционировать должным образом.

Главным недостатком в использовании распашной конструкции считается наличие свободного пространства для открытия створок. Особенно неудобно ей пользоваться во время зимнего периода, когда появляется необходимость расчищать снег, чтобы заехать или выехать во двор автотранспорту.

Разновидности раздвижных конструкций

Раздвижные ворота, которые можно сделать самостоятельно, подразделяются на несколько подвидов: консольные, откатные и подвесные. Последние из перечисленных редко используются в качестве части ограждения, так как их конструкция имеет важную отличительную особенность – створки вешаются сверху, что существенно ограничивает высоту автомашин, которые могут заехать во двор.

К любому новому виду постройки, следует отнестись серьезно и с особой тщательностью, и к возведению самой простой разновидности ворот – распашных – тоже.

Для изготовления таких ворот потребуется, прежде всего, определиться с их дизайном, а затем подготовить чертеж с точными размерами, благодаря которому можно рассчитать количество необходимого материала. В основном для опор используется брус или металлический профиль, а в качестве обшивки – доски и профнастил.

Независимо от выбранного для строительства материала, перед тем, как использовать, его необходимо тщательно осмотреть на наличие изъянов и обработать. Если это древесина, она пропитывается несколькими слоями антисептического раствора, а в случае с металлом – все коррозийные образования зачищаются с помощью наждачной бумаги. Затем материал разрезается на части в соответствии с размерами, указанными на чертеже. После чего можно приступать непосредственно к возведению конструкции.

Установка столбов

Установку распашных ворот следует начинать с возведения опорных столбов. Для этого необходимо поставить разметки, в соответствии с расстояниями в чертеже, и выкопать 2 или 3 скважины, в зависимости от наличия калитки в конструкции. Их глубина, как правило, составляет не более 1 метра.

Для справки! В некоторых проектах калитка предусматривается в одной из створок ворот, поэтому отдельного столба для нее не потребуется. Однако, такая конструкция не совсем удачна, так как дополнительный вес может повлиять на уровень каркаса и его возможное отклонение.

Дно скважин засыпается песком либо щебнем на толщину около 0,1 м и тщательно утрамбовывается. После чего в них устанавливаются опоры строго в вертикальном положении, низ которых иногда обвязывается каркасом из металла, чтобы обеспечить более надежную фиксацию.

Затем опоры заливают бетонирующей смесью до краев ямок и выжидают ее полного застывания. Как правило, процесс затвердевания цемента занимает несколько недель.

Изготовление каркаса и возведение конструкции

Пока фундамент под опорами застывает, можно заняться изготовлением каркаса ворот. Для этого берут заранее подготовленные заготовки, которые чаще всего, выполняются из стального профиля, и сваривают между собой, чтобы получилась рама. Также на каркас крепятся определенные перекладины, на которые будет фиксироваться обшивка ворот.

Обшивку можно зафиксировать до того, как повесить раму, либо уже после того, как она будет установлена. Крепится материал на створки с помощью саморезов или заклепок, а сам каркас – на заранее приваренные к опорным столбам мощные петли.

После того, как конструкция установлена, приступают к ее внешней отделке. Ее необходимо обезжирить, если она выполняется из металла, загрунтовать и покрасить. Затем, после высыхания краски, на ворота вешаются закрывающиеся устройства, а также элементы декора.

Выполняя все вышеуказанные действия по порядку, изготовить распашные железные ворота даже своими руками будет достаточно просто. К тому же, возведение такого вида конструкции считается наименее затратным, так как материалы для этого можно использовать не только самые дешевые, но и не новые.

Особенности установки откатных ворот

Откатные ворота наиболее распространены на территориях, не подверженных обильным снегопадам и сильному снижению температуры воздуха в зимнее время. Их конструкция выполняется таким образом, что створка при открытии и закрытии движется по швеллеру, вмонтированному в бетонный фундамент.

Для справки! Управляется такой тип ворот, в основном, с помощью автоматического механизма, что позволяет управлять ими дистанционно.

Как и в случае с распашными, начинать возведение откатных ворот следует с разработки эскиза и составления чертежа конструкции с указанием всех размеров. Ширина проема в этом случае обычно составляет не более 4-х метров, а высота должна быть равной основному ограждению.

Кроме того, необходимо заранее подготовить комплектующие, материалы и инструменты для работы. Самыми оптимальными полотнами для этого считаются профили из металла и листы профнастила, однако, некоторые владельцы приусадебных участков используют в качестве обшивки конструкции деревянный брус или кованые чугунные элементы.

Закладка фундамента

Под установку откатной конструкции, необходимо вырыть траншею согласно ранее обозначенным в чертеже размерам. Копается она с той стороны ворот, куда приходится основная нагрузка, то есть, где будет фиксироваться створка.

Далее дно траншеи покрывается слоями щебня и песка, которые необходимо утрамбовать. После чего в нее устанавливается опалубок, поверх которого укладывается гидроизоляционный материал и каркас из армирующих стальных прутьев.

Затем траншея заливается бетонирующей смесью, и в нее кладется швеллер полками вниз до их полного погружения. Продолжать процесс установки ворот можно будет лишь через несколько недель после закладки фундамента, дождавшись полного высыхания цемента.

Опорами в откатных воротах, как правило, служат кирпичные или бетонные столбы, которые устанавливаются по обычной схеме после затвердевания фундамента.

Соединение рамной конструкции и крепление обшивки

Каркас откатных ворот чаще всего делается из профильной трубы с сечением 60х40 или 60х30 мм. Для установки перемычек потребуются стальные прутья с меньшим сечением. Весь материал следует заранее обработать растворителем, разрезать с помощью болгарки на заготовки необходимого размера и покрасить.

Части профтрубы с большим сечением свариваются между собой по периметру, образовывая рамную конструкцию. После чего устанавливаются на внутреннюю ее часть перемычки посередине и по диагонали, а к нижней части приварить несущую балку.

Внимание! Все места сварки следует отшлифовать, чтобы не было грубых наплывов, покрыть антикоррозийной грунтовкой и краской.

Монтаж обшивки можно выполнить сразу, до того как рама будет закреплена на столбы. Для этого профнастил разрезается на листы и закрепляется на каркасе саморезами или специальными заклепками таким образом, чтобы второй и последующие листы шли немного внахлест предыдущему.

При этом, расстояние между местами крепления не должно быть слишком большим, приблизительно на 1 м 2 полотна выходит по 6 фиксаторов.

Установка ворот

Для установки готовой конструкции сначала потребуется выполнить сборку откатного механизма. Для этого каретки насаживаются на монтажную пластину и по отмеченному расстоянию привариваются к швеллеру. На них и на створку с помощью болтов и сварки устанавливаются ролики и уловители, работу которых необходимо сразу проверить.

Чтобы изготовить въездные ворота с автоматическим управлением, следует заранее выбрать подходящий комплект автоматики, учитывая размер и вес всей конструкции. Лучше всего ее монтаж выполнять не самому, а доверить установку специалистам.

Как бы сложна ни казалась на первый взгляд установка металлических или различных конструкций, выполнить все работы для этого своими руками все же можно. При этом, сделанное самостоятельно ограждение не только позволит сэкономить на привлечении специалистов, но и принесет бесценный опыт, который может пригодиться в дальнейшем, а также доставит удовольствие от самого процесса.

2018-04-25

1. Обшивка ворот:

Обшивку можно сделать деревом, металлом, поликарбонатом либо выполнить кованое сооружение.

Чтобы выбор материала был правильным, следует учитывать такие нюансы:

  • Ворота из профнастила и других металлических конструкций обладают рядом преимуществ, они легкие и доступные по цене, материал представлен широким ассортиментом по структуре и оттенкам, но по эстетическим характеристикам устроят не всех;
  • Кованые ворота шикарны, но они встанут в копеечку, хотя, несомненно, прослужат вам дольше всех.

На дачных участках чаще всего можно увидеть распашные ворота из дерева . Чтобы продлить их срок службы древесину предварительно обрабатывают специальными составами и помещают в металлический каркас. Предлагаю рассмотреть вариант изготовления распашных ворот из самого легкого материала – профилированного листа.

2. Варианты материалов для каркаса:

  • Металл, сварная конструкция - самый надежный и долговечный вариант, отлично подойдет для тяжелых материалов обшивки, для не автоматических ворот советую выбрать именно его.
  • Металлический каркас на болтах - проще соорудить в отличие от предыдущего, но будьте готовы, что такая конструкция не столь долговечна.
  • Алюминий и другие легкие металлы - использовать можно только для ворот с легкой обшивкой! тот самый случай когда применение такого материала может быть вызвано ТОЛЬКО выбором профессионала (обычно для автоматических ворот).
  • Деревянный каркас ворот - классика, морально устаревшая, но классика. Тут все просто: хочешь сам и быстро - дерево, нет - металл. Долго не прослужит, намучаетесь!

3. Столбы для распашных ворот:

  • Деревянные столбы - простой в работе и недорогой материал. Недостаток - недолговечность, ну и тяжелые металлические ворота на них нормально не повесить:)
  • Столбы из кирпича - лет 10 назад считались показателем статусности и использовались, там где в них нет необходимости. Смотрятся красиво, но бетонные ничем не уступают им, а в долговечности даже превосходят. Могут держать довольно большой вес, советую внутрь кирпичные столбы строить вокруг металлических (обкладывать их кирпичом), приваривая петли и другие конструктивные элементы к металлическому столбу-сердечнику.
  • Асбестовые столбы - простое в работе, готовое изделие (иногда их принимают за бетонные), лучше деревянных, но на мой взгляд значительно уступает металлическим.
  • Бетонные столбы - железобетон, массивен, благороден и в отличие от кирпича легко поддается косметическому ремонту. Если вы хотите чтоб столбы были не только конструктивным элементом, но и частью дизайна забора, советую остановиться на этом варианте.
  • Металлические столбы - Для легких конструкций просто устанавливаются в грунт, но даже для не самых тяжелых ворот следует использовать бетонный фундамент как минимум на 20 сантиметров отстоящий от столба и глубиной не менее метра (в идеале полтора, глубина промерзания почвы в нашей климатической зоне), чтоб при размокании почвы вокруг столбы не повело.
  • Металлические столбы на бетонном или кирпичном основании - довольно распространенный гибрид (ленточный фундамент на 30 и более сантиметров выступающий над землей и торчащие из него столбы), и эстетично и экономично и верхняя часть забора и ворот может быть довольно "легкой".