Автоматическое включение уличного освещения на загородном участке. Обзор системы автоматического включения света в доме

Датчики движения сделали человеческую жизнь намного легче. Их устанавливают в различные приборы, в том числе — в осветительные. Так, человеку нет необходимости теперь искать выключатель в темноте. Благодаря установленному датчику движения свет автоматически включится.

Освещение появляется благодаря передаче на пульт управления сигнала о том, что в помещении есть движение. Итак, рассмотрим принцип работы устройства, какие бывают, а также проанализируем основные модели, представленные на рынке.

Стоит отметить, что сам датчик устанавливается не в цоколе, а на стене. Угол его обзора составляет до 120 градусов.

В зоне видимости датчика фиксируется уровень излучения. В состоянии покоя датчик «хранит молчание». Когда в зону видимости попадает какой-нибудь объект, на выходе происходит изменение напряжения. В зависимости от вида датчика, способ передачи сигнала варьируется.

Череда импульсов о появлении объекта передается на центральный пульт управления. В зависимости от уровня чувствительности свет на объекте включается в течение 3−10 секунд. Чтобы освещение появлялось довольно быстро, монтаж датчика движения осуществляется на входе в помещение .

Виды датчиков движения

Сегодня на рынке представлено довольно много видов датчиков движения. В зависимости от существующих задач на объекте, бюджета и внешних условий, необходимо устанавливать тот или иной датчик движения для включения света. Так, можно установить ультразвуковой, инфракрасный или микроволновый датчик.

Ультразвуковой датчик работает по принципу отражения волн от предметов, которые его окружают. Считается, что это самое надежное устройство , представленное на рынке, при этом цена на него наиболее привлекательна. Такое устройство позволяет экономить электроэнергию, оно просто в эксплуатации и довольно функционально. При необходимости можно подключить датчик к микрофону или монитору, чтобы осуществлять наблюдение за объектом. Единственным недостатком этого датчика является сложность установки.

Инфракрасный датчик работает по типу термометра. При попадании объекта, чья температура тела выше, чем в помещении, сигнал передается на пульт управления. В течение 3−10 секунд свет включается автоматически. Главным недостатком такого датчика является реакция на смену температуры . Поэтому он плохо подходит для помещений, где есть отопительные приборы. Не рекомендуется устанавливать его перед дверью. Однако именно такие датчики, как правило, используют в жилых помещениях. Это обусловлено возможностью настройки диапазона температур, чтобы свет не включался на домашних животных.

Микроволновый датчик работает по типу локатора. Так, прибор периодически отправляет сигналы определенного диапазона. Когда сигнал возвращается, датчик срабатывает. Сегодня это наиболее продвинутый датчик, представленный на рынке. Его чувствительность максимальная, а угол обзора достигает 120 градусов. Однако стоимость такого датчика довольно высокая, поэтому их устанавливают в офисных помещениях или в производственных цехах.

Также датчики движения для включения света бывают уличного и внутреннего исполнения . Если комнатный датчик работает при температуре 0−45 градусов Цельсия, то уличные могут выдерживать морозы до -50 градусов. При установке сигнализаторов важно учитывать диапазон действия устройства. Чаще всего устанавливаются приборы, действующие на 100−500 метров, но есть профессиональные модели, радиус действий которых приближается к одному километру. Отметим, что многие датчики работают только с осветительными приборами определенного типа. Важно учитывать этот нюанс при монтаже.

Напомним, что основной целью датчиков движения для включения света является экономия электроэнергии.

При установке их на большом коммерческом объекте экономия электроэнергии составляет от 25 до 40%.

Выбор датчика движения для включения света

Конечно, можно приобрести любой тип датчика движения. Но при выборе обязательно необходимо отталкиваться от запланированного бюджета и технических возможностей объекта. Существует несколько правил при монтаже датчиков движения.

Так, многие специалисты рекомендуют устанавливать параллельно датчику движения обыкновенный выключатель . Дело в том, что если необходимо долгое время пребывать в помещении, то для того, чтобы свет горел, придется постоянно двигаться. В противном случае после определенного времени он будет отключаться, если используется не инфракрасный датчик движения.

Чтобы прибор не срабатывал на домашних животных, его стоит устанавливать на расстоянии 1 метр от пола . Если важно, чтобы угол обзора был максимальным, датчик устанавливают на потолке.

В квартиру можно установить самые простые датчики — ультразвуковые. Но, для темных и холодных подвалов рекомендуются инфракрасные приборы. Они максимально подходят для таких объектов. Что касается микроволновых, то они универсальны, хотя из-за высокой стоимости их установка чаще осуществляется на больших промышленных объектах.

Производители

Сегодня на рынке представлено несколько основных производителей. Но большинство из них имеют заводы на территории КНР. Однако, есть несколько отечественных производителей, которые собирают из китайских комплектующих датчики в России. Стоимость таких моделей немного выше, но это полностью окупается повышенным сроком гарантии.

Важно отметить, что цена за прибор напрямую зависит от дальности центрального склада поставщика или производителя. Так, на Дальнем Востоке китайские модели значительно дешевле отечественных. В Москве можно найти датчики российского производства, которые будут стоить меньше импортных. Наиболее надежными и простыми в монтаже датчиками являются модели торговых марок Ultralight, Theben и Sen. Последнее время на рынке очень популярными стали Camelion LX-03A.

Несмотря на то что технические характеристики, по сути, везде одинаковые в техническом паспорте, отечественные модели уличного исполнения более морозоустойчивы . Гарантия, как правило, составляет от 6 месяцев до 1 года.

Установка датчиков движения

Теоретически очень просто установить датчик, который будет реагировать на звук или движения. Нужно соединить провода устройства с проводкой. Для того, чтобы все смотрелось эстетично, применяют специальную распределительную коробку. При установке необходимо следовать нескольким правилам.

Во-первых, стоит сразу придумать место установки, так как переместить датчик на другое место после его монтажа будет довольно сложно и трудозатратно. Во-вторых, выключатель должен работать отдельно от датчика движения. В противном случае могут возникнуть сложности, если датчик сломается. В-третьих, важно понимать заранее, прибор какого диапазона понадобится на заданном объекте. Важно, чтобы на датчик не попадали прямые солнечные лучи. В противном случае он быстро сломается.

Однако, чтобы все было установлено правильно, рекомендуется обратиться к специалисту. Если датчик приобретать непосредственно в монтажной компании, то можно сэкономить на установке. Чем больше стоимость заказа, тем больше скидка. В отдельных случаях монтаж может оказаться бесплатным.

Управление освещением с помощью автоматических выключателей давно стало привычным действием в жизни каждого человека. Такое управление простое в установке и использовании.

Нередко возникают ситуации, когда кто-то может забыть выключить освещение на улице или в доме. В результате тратится напрасно электроэнергия и повышается пожарная опасность. Это связано с человеческим фактором, который переменчив и приводит к таким последствиям. Но есть и автоматическое выключение света, которое полностью может контролировать подачу питания при подключении датчика в цепь.

Автоматическое включение света в квартире и доме

В зависимости от места установки, можно выбрать несколько принципов работы этих устройств. Они могут реагировать:

  • На хлопок ладонями или просто на шум.
  • На передвижение людей или предметов в помещении.
  • На степень освещённости .

Все они могут комбинироваться между собой и работать в одной цепи, что позволяет освещение контролировать сразу несколькими способами.

Чтобы контролировать освещение в комнатах, помогут два вида датчиков. Для ванной комнаты чаще всего используют датчики движения для контроля света. К примеру, если кто-то заходит, то устройство включает питание лампы, а при выходе через минуту, когда движения нет, освещение отключается.

Особенности работы датчиков

Регистратор перемещений постоянно сканирует помещение на наличие в нём инфракрасных лучей. Как только они появляются, то происходит мгновенное срабатывание. Во время длительного нахождения человека в комнате, идёт постоянное сканирование пространства датчиком присутствия, который намного чувствительнее датчика движения.

Он способен различить малейшие перемещения, которые всё равно происходят. В этом ему помогает большое количество линз, постоянно собирающих информацию и подающих её на центральный оптический элемент.

Умный выключатель света также может работать от хлопка ладонями. Для этого в нём установлен микрофон с высокой избирательностью, который способен различить характерный звук от остальных. Также есть варианты автоматики, которая анализирует полученный спектр с записанным в нём фрагментом. Такое исполнение позволит управлять светом при помощи определённого слова, звука или других шумов.

Умные выключатели для уличного освещения

Как правило, на улице используют автоматический выключатель света с фотодатчиком, который реагирует на уровень освещения. Он способен с наступлением сумерек включить освещение и когда утром начнёт светать снова, включить его. Он полностью автономный и требует лишь одноразовой установки и настройки.

Иногда нужно автоматизировать освещение в коридоре или лестничной площадке. Для этой цели идеально подойдёт датчик движения, который на время прохода человеком пространства подсветит путь.

Для работы датчик света использует фотоэлемент, который чувствителен к окружающему уровню освещения. Его можно настроить на определённые уровни срабатывания. Это может быть наступление полной темноты или незначительное затемнение. Также этот датчик с успехом используется в комбинации с регистратором движения.

В результате получается, что в ночное время суток если появится движение возле датчика, то зажжётся освещение. В дневное время срабатыванию будет мешать закрытый датчик освещения.

Для правильной установки датчика освещения необходимо установить его в нейтральной зоне, где на него не будет падать свет от лампы. Также желательно чтобы он не был в тени деревьев или других объектов. Так как он должен быть установлен на открытом воздухе, то его степень защиты должна обеспечивать стандарт не ниже IP44.

При управлении сразу несколькими потребителями электричества, нужно проверить суммарную нагрузку, которая проходит через датчик. Если она превышает номинальную мощность, то потребуются специальные контроллеры для приёма сигнала с датчика, которые и будут регулировать освещение.

Выключатели для умного дома служат повышению комфортного пользования освещением, которое автоматически регулируется в зависимости от установленных датчиков. При комбинации нескольких из них в одной цепи, получается гибкая система по управлению освещением.

Стоит заметить, что помимо управления лампочками, такие датчики с успехом могут включать питание вентиляции, кондиционера, отопления или других приборов в зависимости от требования пользователя.

Подавляющее большинство современных автомобилей иностранного производства, особенно престижных вариантов комплектации, оснащаются устройством, автоматически включающим фары при создании определенных или заданных условий.

Нередко это устройство объединено с датчиком дождя или срабатывает при понижении уровня освещенности, контролируемого чувствительными фотоэлементами. Однако применения вышеназванных опций становится недостаточно тогда, когда речь идет об автомобиле, эксплуатируемом в Российской Федерации. «Правила Дорожного Движения» (далее по тексту ПДД), действующие на ее территории требуют включения ближнего света фар во время движения транспортного средства независимо от времени суток и степени освещенности.

Появление данного требования в ПДД вызвало потребность в существенной доработке системы электрообеспечения не только автомобилей отечественного производства, но и иномарок старшей возрастной категории.

Основными требованиями, предъявляемыми к устройству или системе, обеспечивающим автоматическое включение фар ближнего света, являются:

  • Гарантированное автоматическое включение света фар при начале движения транспортного средства.
  • Отключение ближнего света при постановке транспортного средства на стоянку.
  • Экономное расходование электрической энергии на всех режимах работы силового агрегата.

Заполняя создавшуюся нишу на рынке автомобильных запчастей, разработкой данных устройств занялись не только предприятия, специализирующиеся на электрооборудовании автомобилей, но и, так называемые «народные умельцы». Предлагаемых ими приборов, как готовых, так и на уровне принципиальных схем, великое множество. Устройства отличаются не только принципом функционирования, но и сложностью исполнения.

1.Схемы устройств автоматического включения фар

Рассмотрим несколько возможных вариантов, обеспечивающих автоматическое включение света фар транспортного средства.

1.1 Одной из наиболее простых и действенных схем защиты от включения фар на неработающем автомобиле является схема, предусматривающая подачу питающего напряжения на кнопку (реле) включения фар через . Выключение двигателя (стартера) размыкает цепь питания фар. Опасения некоторых автолюбителей в увеличении нагрузки на цепь безосновательны при условии правильного подключения устройств.

1.2 Описываемый ниже способ организации автоматического включения ближнего света предусматривает подключение дополнительного реле или электромагнита реле, включающего фары, в цепь сигнальной лампы «зарядка аккумулятора». Практическая реализация выглядит следующим образом (смотри схему на рис.№1):

  • добавляем в схему пятиконтактное реле (тип 90.3747);
  • контакты «30» и «85» соединяем с замком зажигания;
  • контакт «86» подключаем к выводу генератора, соединенного с контрольной лампой заряда;
  • контакт «88» соединяем с реле, включающим фары (или предохранителем цепи фар);
  • включение зажигания обеспечивает подачу тока на обмотки катушки электромагнита реле и его поступление (через обмотку генератора) на отрицательную клемму;
  • срабатывание реле способствует размыканию контактов «88» и «30»;
  • вследствие запуска двигателя и последующего начала работы генератора плюсовой ток приходит на вывод контрольной лампы генератора;
  • отключение реле приводит к замыканию контактов «88» и «30», то есть происходит автоматическое включение ближнего света фар.

Использование диода, последовательно включенного с катушкой реле и направленного к генератору, поможет предотвратить возникновение «вредного» контура. Свет фар будет гореть лишь при условии неразрывности цепи, контроль которой осуществляется лампой «зарядка аккумулятора».

Рисунок №1

1.3 Третий способ подключения основан на задействовании в схеме автоматического включения света фар датчика аварийного давления масла в силовой установке. По сути, данный метод является разновидностью описанного выше. Разница заключается в подсоединении катушки реле к датчику давления, а не к генератору. Включение фар происходит непосредственно после того, как в системе смазки давление поднимется до необходимого уровня.

Существенным недостатком данной схемы является промигивание света фар при снижении давления масла в системе и, как следствие, срабатывания датчика (движение накатом, режим «холостого хода» и т.д.).

Рассмотренные выше схемы и способы, обеспечивающие автоматическое включение света фар, просты в техническом исполнении и не требуют существенных материальных затрат на реализацию. В этом их несомненное преимущество. Однако довольно большая группа отечественных автолюбителей в силу отсутствия свободного времени, технической неграмотности и иных объективных причин, предпочитают использовать устройства, изготовленные заводским способом.

2.Устройство «АвтоСвет AS», как альтернатива кустарным схемам

Функциональное назначение устройства «АвтоСвет AS» заключается в плавном включении ближнего света фар в момент:

а) начала движения транспортного средства;

б) запуска двигателя и достижения им 10-100% номинальной мощности.

Это позволяет существенно продлить эксплуатационный срок ламп накаливания.

Ближний свет фар автоматически гаснет при включении габаритных огней (напряжение сети < 12,7 Вольт), зажигания. Схема подключения контроллера предполагает коммутацию «+», то есть включение в цепь «+» выключателя или реле.

Рисук №2

  1. Функционирование устройства возможно в нескольких вариантах:

Контрольный провод контроллера подключен к цепи форсунки или датчика холла;

Подключение в цепь датчика скорости

2.2 Установка контроллера «АвтоСвет AS» на автомобиль осуществляется следующим образом:

  • отключаем «-» клемма аккумулятора;
  • провод красного цвета (D=1,5 мм) подключается через 15-ти амперный предохранитель к источнику питания (12 Вольт);
  • провод черного цвета (D=1,5 мм) подключается к клемме «╧» («масса»);
  • провод синего цвета (D=1,5 мм) соединяется с цепью фар ближнего света («+» вывод ≤ 9 Ампер) после реле;
  • провод коричневого цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом датчика скорости;
  • провод синего цвета (D=0,35 мм) соединяется с входным контактом габаритных огней или подключается через тумблер к «+» клемме 12 Вольт.

Условия, определяющие автоматическое включение ближнего света фар, зависит от состояния петли контроллера:

Разрезанная петля обеспечивает включение света при начале движения транспортного средства;

Целая петля гарантирует включение фар при пуске силовой установки.

Внимание! Подключение провода коричневого цвета непосредственно к контактам катушки категорически запрещено , поскольку высокие значения напряжения приведут к потере работоспособности контроллера.

  • избегать попадания влаги внутрь устройства;
  • не допускать деформаций контроллера вследствие воздействия механических и температурных нагрузок;
  • не использовать в системе электрооборудования автомобиля газоразрядных ламп.

Итак, поскольку постоянно забываю включать, а что ещё хуже – выключать ближний свет, я решил попробовать автоматизировать этот процесс. Обычные реле, продающиеся в магазине меня не устраивали тем, что свет либо включается сразу после включения зажигания/запуска ДВС, либо после достижения определённого напряжения, а напряжение как известно – вещь непостоянная.

Поэтому реле использовал стандартное пятиконтактное, т.к. четырёхконтактного нормально-замкнутого не нашёл. К выводу «30» реле подключаем провод, соединённый с красным спаренным проводом от фишки замка зажигания, который включает втягивающее реле стартера. К выводу «86» цепляем провод с фишки лампочки генератора. Вывод «85» - масса. К выводу «87а» подключаем зелёный провод с кнопки включения наружного освещения. К выводу «87» ничего не подключаем.

Принцип работы:
Зажигание выключено – на реле нет напряжения и фары не горят.
Зажигание включено – на лампе генератора минус и фары не горят.
Запуск ДВС – на лампе появился плюс, но плюс появился и на втягивающем стартера, релюха разомкнута и фары не горят.
ДВС заработал, отпускаем стартер, реле замыкается и т.к. на лампе генератора плюс, этот плюс идёт на трёхрычажный переключатель света. Ну, собственно схема:

То есть фары загораются только тогда, когда запущен двигатель и выключен стартер. Это особенно актуально зимой, т.к. чем меньше лишних потребителей во время запуска двигателя – тем больше шансов завестись.
Переключение света в подрулевом трёхрычажном переключателе происходит следующим образом: 0 – фары выключены, 1 – горит ближний свет, 2 – горит дальний.

Вот фото реализации:

Габариты включаются отдельно кнопкой включения наружного освещения. Про габариты я рассудил так: они нужны только ночью, а ночью их включить 100% не забудешь, потому что как только стемнеет, станет невидно показания приборов. Забыть выключить тоже можно только по очень большой запарке, т.к. гарящие габариты ночью сразу бросятся в глаза. Можно сделать чтобы габариты выключались автоматически, но это лишние реле и лишние провода. ИМХО это ни к чему.
Такую схему считаю практически идеальной. Единственное что хотелось бы улучшить – это чтобы ближний горел и в нулевом и в первом положениях подрулевого переключателя. Но тогда нужна дополнительная релюха, чтобы при переключении на дальний гас ближний и ещё принудительное отключение фар с кнопки или ручника.

Изменения в ПДД, внесенные в ноябре 2010 года, обязывают водителя транспортного средства включать дневные ходовые огни, либо ближний свет фар, либо противотуманные фары независимо от времени суток и условий видимости.

Данное устройство будет хорошим дополнением для тех транспортных средств, которые не оснащены системой автоматического включения ближнего света фар. Приведенная в данной статье схема предназначена для автоматического включения фар при запуске двигателя автомобиля. Как известно, работающий генератор создает напряжение в бортовой сети в районе 14…14,4 В, и это выше чем напряжение аккумулятора (12В).

Схема автомата отслеживает напряжение в сети автомобиля, и если оно превысит 13,2 В, то через примерно 1 секунду активирует два реле. Первое реле служит для питания габаритных огней и приборной панели, второе служит для дневных ходовых огней или ближний свет фар. После выключения двигателя освещение отключается.

Принципиальная схема приведена ниже. Компаратора DD1.1 () сравнивает опорное напряжение, поступающее от стабилитрона на 5,6 В (VD2) с напряжением поступающим с R1, R2, R3. R3 используется для точной настройки, чтобы автомат реагировал на входное напряжение в диапазоне 13,2…13,3.

Резистор R5 между выходом компаратора и неинвертирующим входом вносит положительно обратную связь, обеспечивая работу компаратора с гистерезисом. Чтобы состояние компаратора снова изменилось, необходимо чтобы напряжение снизилось ниже 10,6 В.

Таким образом, нет никакого опасения, что в результате какой-либо большой нагрузки на бортовую сеть автомобиля свет фар отключиться. Это произойдет только после выключения зажигания, или, например, в момент попытки запуска двигателя стартером.

Цепь из элементов R6, C3 отвечает за задержку включения фар после запуска двигателя. Для указанных значений задержка составляет примерно 1 секунду. Для реализации этой задержки предназначен второй компаратор DD1.2. Он сравнивает напряжение на конденсаторе C3 с опорным напряжением, полученным со стабилитрона VD2.

К выходу компаратора DD1.2 подключен транзистор, который управляет выходным реле. К катушкам реле, параллельно в обратном направлении, подключены диоды VD3 и VD4, защищающие транзистор от всплесков напряжения в момент выключения реле. Диод VD1 защищает от ошибки подключения питания (переплюсовки). Нагрузочная способность схемы зависит от примененных реле.

Для настройки устройства необходим регулируемый блок питания или источник напряжения 13,2 В. Переведите потенциометр R3 в крайнее левое положение. Затем падаем питание 13,2 В. Постепенно вращаем потенциометр R3 право до тех пор, пока не услышим включение реле. Затем уменьшаем напряжение и при этом реле должно отключиться. Снова повышаем напряжение для проверки. Правильно отрегулированная схема должна включаться при напряжении 13,2…13,4 В.

Работа данной схемы проверена в Proteus:

(12,6 Kb, скачано: 441)

Провода от реле должны иметь минимум 1 мм 2 сечения. Стоит дополнительно установить на корпус выключатель питания, чтобы в некоторых случаях иметь возможность отключения автомата.

Небольшим недостатком данной схемы является тот факт, что фары ближнего света будут находиться во включенном состоянии и при переключении дальнего света. Такая работа лампы не рекомендуется и значительно уменьшает ее срок службы. Отсюда рекомендация — во время длительных ночных поездок рекомендуется отключить автомат выключателем на корпусе.