Быть женой священнослужителя: благодать или кабала? Как священники живут в браке.

Человеку неправославному трудно объяснить, какое место занимает и какую роль играет жена священника – в жизни мужа, в жизни его прихода.

Я перешел в православие из протестантизма, будучи уже женатым. Мы женаты сорок лет, тридцать пять из них я священник. И я не представляю ни своей жизни, ни своего служения без жены.

Женатые священники есть и в католической церкви, хотя по уставу католические священники должны соблюдать целибат. В православии же возможность для священников жениться была утверждена еще в VII веке, на VI Вселенском Соборе. Дискуссии о том, может ли священник быть женат или он должен дать обет безбрачия, шли в католической церкви постоянно, но де-факто целибат для священников был узаконен только в XI веке, после григорианских реформ. В Англии, например, священникам позволялось вступать в брак до нормандского завоевания страны в 1066 году – после этого целибат стал насаждаться повсеместно.

И одним из первых завоеваний Реформации стала отмена обета безбрачия для священников. Инициатор Реформации, Мартин Лютер был монахом и священником. Однако он был женат на бывшей монахине, у них было шестеро детей. Один из отцов английской Реформации, архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер тоже был женат.

И в этом отношении я глубоко солидарен с отцами Реформации.

В православных приходах женатые священники – совершенно обычное дело. От них требуется лишь, чтобы венчание состоялось до рукоположения, а также, чтобы для невесты священника это был первый брак. И это брак – на всю жизнь. Если жена священника умирает, то священник вдовствует. Об этом совершенно четко сказано в послании апостола к Титу: «аще кто есть непорочен, единыя жены муж» (Тит 1:6). Бывает, конечно, что в приходах служат священники, давшие обет безбрачия, но это бывает относительно редко.

Таким образом, православной традиции венчания священников уже две тысячи лет. И это не нововведение и не приспосабливание к нуждам человеческого естества.

Когда я пришел к православию, я обнаружил, что фигура жены священника окружена обычаями и традициями – чего в протестантизме, например, не было. Эти обычаи и традиции отражают внутреннюю жизнь церкви. Например, у жены священника есть особое название – «матушка» в русской традиции, «пресвитера» в греческой и т.д.

Сам факт того, что для жены священника в православии есть особое название, указывает на ее роль и на почетность этой роли. Она не духовное лицо и не участвует в богослужении, но матушка всегда глубоко вовлечена в жизнь прихода. Конечно, каждая проявляет себя по-своему, сообразно со своими талантами. Но в любом случае, она – не просто жена и мать. Она, в известной степени – духовная мать для прихожан, как священник – духовный отец своей паствы. И, подобно любым родителям, своих духовных чад они опекают по-разному. Но редко бывает так, чтобы матушка не участвовала в жизни прихода.

Сам я за годы служения практически ни одного решения, не принял, не посоветовавшись с женой. Особенно, если речь шла о решениях важных. Ведь последствия этих решений отразятся и на моем служении, и на ее жизни. И мудрость моей матушки – крайне важна: она ведь не только хорошо знает наших прихожан, но и прекрасно знает меня самого. И если я в чем-то заблуждаюсь, то именно она укажет на мои ошибки точнее, чем кто-либо еще.

Я думаю, что непочитание Богородицы в протестантизме связано с еще и с тем, что в нем жена священника – просто женщина. Во времена, когда я был англиканским священником, наблюдалась тенденция сделать священничество профессией. И жена священника воспринималась просто как супруга, а дела церковные ее не касались. Мне это было не по душе. Но именно почитание Матери Божией открывает сердце тому, чем пренебрегают в том же протестантизме. Я это вижу по своим прихожанам, хотя я долго не мог сформулировать, в чем же тут дело.

На Аляске очень почитают жену священника, отца Николая Майкла, матушку Ольгу. Почитают практически как святую. Она не канонизирована, хотя, думаю, будет. Матушка Ольга была для жительниц близлежащих деревень акушеркой, все знали ее безмерную щедрость, по ее молитвам совершались чудеса. Совершаются они и сейчас. Я с нетерпением жду, когда матушку Ольгу канонизируют.

7 октября я получил письмо с вестью о том, что ко Господу отошла матушка Катерина (Сисси) Йергер. Муж ее, священник Православной Церкви в Америке, служит в Клинтоне, Миссисипи. Мы с женой несколько раз встречались с матушкой Катериной – еще до того, как мы перешли в православие. Она и ее муж, Пол, являли собой живой пример истинно православной жизни. Ее мягкий южный акцент, ее радушие и гостеприимство – все это делало православную веру родной для тех краев. Ее очень любили все, кто ее знал, и всем нам будет очень ее не хватать.

Повсюду в православном мире есть женщины, привносящие полноту бытия в жизнь прихода. Часто говорят – «приходская семья». И в этой семье роль матери столь же важна, как и роль отца. По размышлении я вдруг осознал, что никогда не думал об отце Поле Йергере отдельно от его матушки. И уже не буду. Я скорблю вместе с моими братьями и сестрами в Клинтоне. Царствие небесное матушке Катерине.

Перевод Анны Барабаш

Счастлива ли ваша семья? От кого зависит счастье в семье? Очень часто говорят о роли женщины, как хранительницы семейного очага. Но давайте, поговорим сегодня о мужчинах.

Некто интересно заметил: «Быть личностью мужского пола - это вопрос рождения, а быть мужчиной - это вопрос решения». Поэтесса воспевает так роль мужчины:

В прекрасном имени - мужчина

Сложилось мужество и стать,

Уменье думать и мечтать,

Быть вдохновенным и быть сильным

Уметь ценить, уметь дарить

Любовь и дружбу непременно

И для семьи опорой быть,

И для детей примером верным!

Хочу спросить вас, братья и сестры: вы действительно счастливые люди?

Братья, как вы думаете, ваша жена счастлива, что замужем за вами? Некто интересно заметил: «Замужество - это не семейное положение. Это медаль. Она так и называется: «За мужество».

Сестры, а вы действительно являетесь помощницей своему мужу? И его тянет домой? Он бежит домой, потому что вы там? Или он бежит из дома, потому что вы - дома?

Подумайте: счастливые вы люди или несчастливые? Многие из вас начинали свою семейную жизнь в Доме Божием у алтаря Господня. И тогда чувствовали себя счастливыми, а как сегодня?

К сожалению, это не образная притча, сегодня в некоторые пары также опустили руки, допустили сомнения, что их брак ошибка, и не верят, что можно быть счастливыми!

Слово Божье говорит, что чрезвычайно большая ответственность за семью лежит на мужчине. Давайте сейчас со всей серьезностью и ответственностью посмотрим, что говорит Библия мужчинам.

Согласно Писанию, мужчина в семье должен выполнить три функции:

  • во-первых, он должен знать и помнить, что он - священник,
  • во-вторых, он должен быть мужем и уже потом – отцом.

Именно такие приоритетные роли Священное Писание отводит мужчине.

Священник

Давайте в первую очередь разберемся с тем, что значит быть священником. Кто такой священник?

В книге Малахии 2:7 сказано «Ибо уста священника должны хранить ведение и закона ищут от уст Его, потому что Он вестник Господа Саваофа».

1. Хранить Ведение – знание

2. Закона ищут от Уст Его

3. Он вестник Господа

Слово священник на латыни означает «Возводящий мост». Значит, священник – это тот, который возводит мост!

Для чего строят мосты? Чтобы соединить два берега: берег семьи с берегом Божьим. Как это нужно делать? В Первом Послании Тимофею 2:6 сказано: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Современный перевод этого отрывка: «…Я хочу, чтобы мужчины везде и всюду воздевали в молитве руки с чистыми помыслами без гнева и споров».

Мы переходим к ответу на вопрос, что должен делать священник?

Священник должен был приносить жертвы. Какие жертвы бывают?

1. Жертва всесожжения. Это жертва, когда мы посвящаем себя Богу. Жертва обновления Завета за себя, за жену, за детей.

2. Жертва за грех и повинности. Это жертва исповедания, покаяние, оставления греха за себя, за жену, за детей.

3. Жертва мирная. Это жертва хвалы и благодарения за себя, за жену, за детей.

Вот какие жертвы ожидаются от священника ежедневно у семейного алтаря, утром и вечером.

Примером для подражания является библейский герой, патриарх Иов. Посмотрите, каков он и как действовал, как священник, муж и отец большой семьи?

Заботясь о своей семье, священник Иов приносил жертвы и молился, говоря: «Может быть, мои дети в чем-то согрешили...».

Одна из жертв, которая ожидается от священника как от главы семьи, это приносить Богу жертву хвалы и благодарения за свою семью. Мужчины, вы сегодня уже благодарили Бога за свою жену и детей? Если вы этого не делаете, то хочу сказать вам, что вы грешите. Вам нужно сегодня покается. Некоторые мужчины, правда, начинают это понимать только тогда, когда жены уже нет в живых.

Также наша ответственность - ходатайствовать пред Богом за свою жену и своих детей. Я хочу спросить вас: вы это делали сегодня? Братья, начните это делать с постоянством, каждый день.

Приведу пример ещё одного библейского героя: священника, мужа и отца – патриарха Ноя. В то время вся земля жила в грехе, и Бог в Своем плане принял решение уничтожить все, что имеет дыхание жизни. Ною же Бог сказал, что он не умрет: «...с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты…и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18).

Вы можете себе представить этого счастливого человека? Ной был священником в доме своём, он был авторитетом для своей семьи: для жены, сыновей и невесток. Они вместе с Ноем строили ковчег, они поверили тому, что Бог повелел ему строить. Я б хотел, чтобы каждый задал себе вопрос: «Если б я начал строить у себя во дворе макет космического корабля, и сказал бы своей семье, что мне Бог сказал построить этот корабль, и на нём я и все желающие могут взлететь в космос, поверила бы мне моя жена и дети? Строили бы они вместе со мной? Зашли бы они вместе со мной в корабль?» Вот в чём вопрос.

Приведу негативный пример Лота, который не был священником для своей семьи и не пользовался в ней авторитетом. В результате, во-первых, члены семьи ему не поверили, во-вторых, он медлил выполнять Слово Божье и выходить из города. Ну и в итоге после себя Лот оставил только позор и два враждующих народа.

Мужчины являемся ли мы священниками? В Ветхом Завете мы читаем, что забота священника дома заключалась в том, чтобы сохранить семью от погибели. Косяки и перекладины должны были быть помазаны кровью, чтобы ангел-губитель не поразил никого в доме - это была обязанность священника. Наша обязанность, чтобы всё в нашем доме говорило о нашем священстве.

Муж

Дорогие сёстры, давайте попробуем нарисовать портрет идеального мужа. Итак, идеальный муж: добрый, внимательный, отзывчивый, заботливый, преданный, духовный, общительный, спортивный, умный, мудрый, весёлый. Дополню ещё одно: «идеальный муж - это тот муж, у которого идеальная жена».

Есть ли в Библии пример идеального мужа?

- Адам? Обвинил во всём Еву;

- Авраам? Дважды отрёкся от жены

- Исаак? Тоже отрёкся от своей жены

- Иаков? Многожёнец

- Давид? Без коммнтариев!

- Соломон? – тем более!

И, тем не менее, мы должны стремиться к библейскому идеалу. А какой он?

Мужчина, прежде всего, муж. Это очень важно понять. В книге Бытие мы читаем, что когда Бог создал первую семью, Бог дал задание мужу: он должен был возделывать сад и быть рядом с Евой. Но он даже не заметил, как дьявол в образе змея пришел в Эдем и разговаривал с его женой...

На сегодняшний день роль каждого мужа по отношению к своей жене - защищать и охранять. Делаем ли мы это, братья? Сегодня основной грех мужчин в семьях - это безответственность и бездействие.

Что Библия сегодня скажет и посоветует мужьям?

Во первых, «Любить жену, как Христос церковь» (Еф.5, 25.28). А как Христос возлюбил свою Церковь? Предал Себя за неё!

Мужья должны любить своих жён как свои тела, как себя. Библия также говорит, что мужчина есть глава жене.

Любовь всегда начинается с отдачи. И в Евангелии от Иоанна (3:16) мы читаем: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». А если бы Бог просто сказал «Люди, Я вас люблю!», но ничего бы не сделал для нас? Но Он отдал самое дорогое! Каждая женщина ожидает этого от своего мужа. Иногда мужчине бывает легче сделать жене какой-нибудь подарок, чем подарить своей жене себя. Но жена становится счастливой и знает, что муж ее любит, только тогда, когда она посвящена в жизнь мужа, когда она - часть жизни мужа.

Мы очень разные люди: мужчины не очень разговорчивы, а жене нужно поговорить. И, когда мужчина приходит с работы, жена очень хочет с ним пообщаться. Я хочу спросить: мужчины, когда в последний раз мы выделили специальное время для того, чтобы сесть рядом с женой и поговорить с ней, проявить заботу? Спросить, как у нее духовное состояние? Может быть, какие-то переживания?

Проявлять заботу о жене, уделять ей внимание, защищать ее, ограждать ее, хранить ее - это Бог определил мужчине.

Вот еще один признак сильно любящего мужа, который действительно исполняет Священное Писание: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы»(Кол. 3:19).

Мои дорогие братья! Кто из нас может похвалиться тем, что он никогда не был груб или суров со своей женой?

Есть замечательная цитата для того, чтобы мужчины могли задуматься: «Даже если ты 1000 раз прав, какой в этом толк, если женщина твоя плачет».

Библия говорит об этом так: «Мужья обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом оказывая честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Петр.3,7).

Если муж хочет, чтобы его жена была королевой, то муж должен быть королём.

И еще один библейский совет мужьям: «Муж оказывает жене должное благорасположение» (1 Кор.7,3-4).

Отец

Настоящее отцовство - это больше, чем просто рождение детей. Отцовство - это ответственность, посвященность, служение, жертвенность и личный пример.

Некто интересно заметил: «Привести человека к Иисусу Христу - это значит больше чем воспроизвести его на свет. Счастлив родитель, который не только воспроизводит ребёнка на свет, но потом ведёт его и к жизни вечной. Тогда он будет его родителем ДВАЖДЫ».

В Библии, мы находим следующее наставление «Отцы не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

К сожалению, многие отцы потеряли свои семьи. В этих семьях произошла «гражданская война»: на одной стороне жена с детьми, на другой стороне - муж... Это очень-очень сложная ситуация. Мужчины обычно редко плачут, но я видел, как мужчины плакали потому, что они потеряли своих детей.

Как-то ко мне обратился один отец. Он исповедался и сказал мне: «Мой сын, которому было 17 лет, подошел ко мне и сказал: «Отец я хочу тебе что-то сказать, сейчас последний раз в жизни я называю тебя отцом, ты мне больше не отец. Я ждал тебя всю жизнь. Я нуждался в тебе. Я хотел, чтобы ты со мной общался, я хотел, чтобы ты со мной игрался, я хотел чтобы ты проводил время со мной, я ждал тебя всю жизнь! Я ждал тебя всю жизнь... Ты мне - не отец!».

Встаёт ли перед ними образ заботливого, внимательного, доброго, разумного, общительного, любящего отца, который действительно является: священником, мужем и отцом.

Мужчины, послушайте внимательно: если мы выполняем только роль мужа и не выполняем роль священника и отца, то мы отреклись от веры и мы хуже неверного. Если мы выполняем только роль мужа и отца, но не выполняем и роль священника, то мы отреклись от веры, и мы хуже неверного. Если мы выполняем только роль священника и больше ничего, то мы хуже неверного, потому что в Библии сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим 5,8).

Если вы чувствуете свою вину, наберитесь мужества, подойдите к своей жене, к своим детям скажите: «Простите меня! Хочу быть священником, хочу быть таким мужем и отцом, как учит Писание!» Сделайте это, чтобы не погибнуть, чтобы привести всю семью к спасению. Многое еще можно исправить - сегодня день благодати.

Будем молиться, чтобы библейские стандарты христианской семьи были в каждой нашей семье и чтобы мы на самом деле были счастливыми людьми.

Федор Колтук

Новая надежда | Февраль 2016

В октябре моего мужа рукоположили в священный сан. Я стала женой священника, матушкой. Эти дни не были радостными для меня. Да, они были волнующими, трепетными, но только не радостными. Помню, когда в первый раз подходила к кресту, который давал мой супруг, я плакала. Мне казалось, что я потеряла мужа. Но через два месяца это ощущение прошло. Все встало на свои места. Я была просто женой, а он просто моим любимым мужем. Я осталась все тем же человеком: училась, общалась, мечтала, любила, огорчалась… Я не чувствовала себя матушкой, какой-то особенной. На меня не сошла великая благодать, я не стала прилежнее в молитве, не стала кроткой и смиренной. Господь не отсыпал мне килограммы терпения и веры. Но подруги почему-то настойчиво спрашивали меня: «тяжело ли быть матушкой», «это ведь особое служение» - и все в том же духе. Поначалу я терялась, задумывалась, спрашивала себя: «А что же со мной произошло?», но ответа не находила. Ответа просто не было. Может быть, я какая-то неправильная матушка и христианка, если не чувствую своего особенного положения, ведь мой муж священник, и мы с ним «одна плоть». Но я его действительно не чувствую! Я живу обыкновенной жизнью, а у меня всё пытаются выспросить «каково же это - быть матушкой». Не знаю я!

Как-то мы сидели в трапезной с мужем после службы. А служит он в соборе. Как говорят в таких случаях, «пятая матушка десятого священника». Так вот. За столом сидела женщина, которая спросила обо мне. Я простодушно ответила, что зовут меня Кристина, а вот мой батюшка рядом. Затем я вежливо поинтересовалась, кто моя собеседница. Она ответила мне: «Я матушка N». Я опять же дружелюбно спросила ее: «Женам священников нужно представляться с добавлением «матушка», но это ведь не сан?» Причем я в тот момент задней мысли не имела, как-то оскорбить ее или поддеть, просто меня это удивило! Но после этого я ощутила неприятие с ее стороны.

Хочу добавить, что я никогда не представляюсь матушкой даже среди «своих». Мне кажется, это лишнее, ненужное. Ты как бы подчеркиваешь, что ты вроде не как все. Да, матушка она не как все, но так вышло не из-за ее заслуг или достоинств. Она особенная в глазах других, потому что ее муж особенный. Священство - это особая категория людей, они служат Богу. И нет ничего священнее этого на земле. И как батюшка отличается от тракториста, так и матушка от жены тракториста. Но это не значит, что матушка должна этим гордиться. О, это самое ужасное, что может произойти с такой несчастной, которая будет относиться к другим свысока. Ведь матушка – это действительно не сан.

Мне бы хотелось, чтобы меня любили и уважали не потому, что я жена священника, а потому, что я человек, которого можно любить и уважать. Я работаю в воскресной школе, и самую большую любовь и благодарность я получаю там! Многие из деток, кстати, не знают, что я матушка. Я их прошу называть меня по имени-отчеству.

Вот постепенно в своем рассказе я подхожу к тому моменту, который стал причиной его названия. Вы не подумайте, в храме я всегда в платке. Да, в юбке не в пол, но в платке обязательно. Ведь апостол Павел заповедовал женам, то есть тем, кто замужем, носить платок. Но этот прекрасный и очень женственный, на мой взгляд, головной убор я могу снять на территории храма и не ношу в воскресной школе. Замечу, что остальные женщины из воскресной школы (но они все же в возрасте) носят платки везде и повсюду. Я считаю, это дело каждого: носить или не носить платочек вне стен храма. Здесь не может быть строгого и обличительного: «носи платок!»

Но, к сожалению, я столкнулась с воинствующими «платочковицами», вернее, «платочковцем», если быть более точной. Меня не раз увещали надеть платок, мол, этим я чуть ли не оскверняю детские души, подаю отвратительный пример, и как я вообще могу быть без платка, ведь я же МАТУШКА. По их разумению, матушка и платок - вещи нераздельные, они просто не существуют друг без друга. Каждая порядочная матушка носит платок везде: в храме и в воскресной школе, на работе и дома, спит в нем и даже ходит в ванну (вероятно, существуют непромокаемые платки)! Так как я всего этого не делаю, значит, я - плохая матушка. И пусть так, даже не хочется оправдываться. Хотя я могла бы сказать, что в главном храме страны, храме Христа Спасителя, ученицы воскресной школы аккуратно причесаны и на службе молятся без платков. Интересно, кто им подал такой «плохой» пример?

Честно скажу, мне бы не хотелось, чтобы из моих детей выросли фарисеи. Чтобы они отсеивали людей по принципу длинных юбок и наличию платков. Это грустно. И своим подопечным я все время говорю: главное - что находится в их сердце, а с внешним как-нибудь разберемся.

Скоро годовщина рукоположения моего супруга. И в этот день я уже буду радоваться. Не тому, что исполнилась моя мечта - стать матушкой. И только теперь я это понимаю. Я буду радоваться шуршащим листьям под ногами, высокому голубому небу над головой, звону колоколов… и просто тому, что мы рядом. И мы идем в храм.

Фото Владимира Ештокина

Легко ли быть матушкой

Не раз обсуждалось, как трудно быть женой президента (олигарха, безработного, малооплачиваемого клерка и пр.). А как насчет священнослужителя? Нужно ли (и можно ли?) стремиться замуж за этих благообразных просветленных мужчин?

Об участи, правах и обязанностях жен священнослужителей в основных мировых конфессиях «МК» узнал у них самих и их мужей.

Матушка Ирина Смирнова (на фото слева) с коллегой.

Всякий раз, видя молодых интересных священников (отцов, имамов, раввинов, падре и даже тибетских лам) и ловя на себе их заинтересованные, истинно мужские взгляды, я задаюсь вопросом: интересно, а как у них с «этим»? Кому вообще нельзя? Кому — лишь с законной супругой? Кому можно разводиться? И как живется женам, чьи мужья служат Богу? И вообще, похожи ли их семьи на наши — земные?

Православные: полгода воздержания

— В православии духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, диаконы), — объясняет православный психолог Наталья Лясковская. — Монашествующие полностью посвящают себя служению Богу, отказываясь от личной, интимной жизни. Вторые могут жениться, иметь семью. Только вот достичь наивысших ступеней церковной иерархии они уже не имеют права. Например, Илия II, патриарх всея Грузии, принял монашество в 1959 году в возрасте 26 лет.


Православный психолог Наталья Лясковская.

Как психолог Наталья общалась с девушками, желающими стать матушками. Со всех концов страны они съезжаются в деревню близ Сергиево-Посадской лавры с целью выйти замуж за семинариста. Местные старушки помогают молодым людям познакомиться. Но решает все дело духовный отец обоих — после исповеди. Девушка должна быть целомудренной, доброго нрава. Духовный отец чаще всего видит, подходят ли люди друг другу. И благословляет брак — или не благословляет. Поэтому браки у священнослужителей обычно крепкие.

— Иногда девушки впадают в грех: обманывают и жениха, и духовного отца, — рассказывает Наталья. — Была у нас такая история: женился семинарист и, уже будучи посвященным в диаконы, узнал, что у его жены есть ребенок. Он отказался от интимных отношений с ней и живет как с сестрой. Второй раз батюшке жениться нельзя — значит, погубила обманщица его надежды на добрую семью, на деток…

По словам психолога, будущие священники и дьяконы женятся совсем молодыми, потому что холостых не рукополагают в сан, такое правило. Неженатый священник не может получить «место» — приход.

Когда началось церковное возрождение в конце ХХ века, повсюду открывались и строились новые храмы — священников часто не хватало. Тогда, с особого разрешения, рукополагали мужчин уже зрелых, женатых, и их супруги становились матушками как бы автоматически.

— Так стали матушками две мои сокурсницы по литинституту, — улыбается Лясковская. — Современная матушка может вести мирскую жизнь, делать карьеру и даже заниматься бизнесом, но жить она должна по-церковному: соблюдать посты, исповедоваться, причащаться. Во время постов рекомендуется воздержание от интимных отношений. А если сложить четыре поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — плюс среда и пятница каждой недели и некоторые праздники, то получится около полугода воздержания. Тем не менее семьи священников, как правило, весьма многочисленны. Жизнь матушки полна забот и тягот. На приходе она часто — правая рука мужа, его секретарь, дипломат, прораб, регент церковного хора, директор воскресной школы и еще много кто.

А вот что рассказывает молодая матушка Анастасия, ей всего 26:

— Разводиться женатым священникам нельзя, кроме одного случая — если жена загуляла. Тогда он может развестись, но жениться вновь, оставаясь священником, нельзя — только принять монашество. То же самое, если матушка умерла. Поэтому некоторые жены шантажируют разводом, зная, что большинству нормальных мужчин (коими батюшки остаются, несмотря на рясу) остаться без женщины навеки куда хуже, чем со стервой-матушкой. Несомненно, хорошо в семейной жизни с батюшкой то, что он обязан быть добродетельным. И если он ведет себя с точки зрения церковной морали плохо — грубит жене или ущемляет ее как-то, она может пожаловаться церковному начальству — и безобразника быстро приструнят.

А вот 67-летняя матушка Ирина Смирнова называет себя «не канонической дважды матушкой». Дважды — потому что у нее священник не только муж, но и сын, а нестандартной — потому что она матушка-разведенка.

О себе Ирина говорит мало, больше о других. Но люди рассказывают мне, что ее спокойный, умиротворенный батюшка выгнал из дому чересчур социально активную жену, а вслед за ней ушли и все 8 детей. Когда-то Ирина была директором Дворца пионеров и школьников в Шахтинске, а ее супруг — сначала славным компьютерщиком, потом важным нефтяником, потом учителем в школе-интернате. Пока во всем не разочаровался, не пошел в духовную семинарию и не стал сельским священником. Говорят, что он с ленцой, с некоторой долей равнодушия к окружающим. А вот его матушка всегда принимала чужую беду слишком, по мнению мужа, близко к сердцу — помогала то детям, то зэкам, что в конце концов и привело к семейному конфликту.

— Мой бывший муж, отец Михаил, на эту Троицу скончался. Мне не раз говорили, что он жалел о нашем разводе, — вздыхает Ирина.

Она рассказывает о том, насколько разными бывают матушки. Например, одна из них, Ольга, дом ведет, как домашний монастырь: все дети с рождения в храме, все читают в церкви и поют, посты все держат. В доме чистота, в каждой комнатке по маленькому иконостасу. По дому ходит только в платочке.

— Помню, как-то забежала я к ней в гости. А тут как раз батюшка зашел. Ох, как она забегала, чтобы платочек мне найти на голову! А то как же буду на благословение подходить и за стол садиться! Ольга никогда не стриглась, не красилась, а хороша собой так естественно — по-христиански. Перед батюшкой ниц, как и должно быть. Все у нее всегда наготовлено, настряпано, обработанный громадный огород под окном, корова, куры и прочая домашняя живность. А еще вынуждена работать по профессии и опыту — продавцом. Она моя путеводная звезда в мире православия... Но бывает и такое, что изменяют батюшки матушкам, и наоборот. Бывает, что матушки даже аборты делают. Все они люди, а человек слаб...


Патриарх всея Грузии каталикос Илия II.

Ислам: если б он был имам...

«Ислам не делает различий между имамом (он же мулла) и рядовым мусульманином», — первым делом оговаривается Али Абый, который служит в одной из московских мечетей.

— В понимании ислама, — объясняет Али Абый, самый плохой мужчина — это тот, который не женится. А поскольку у нас нет разницы между имамом и рядовым мусульманином, то и священнослужитель может иметь до четырех жен. На тех же условиях, что и его прихожанин: если можешь содержать каждую жену и ее детей в равной мере, предоставить каждой отдельное жилье и выплатить за каждую калым ее родителям. Паломничество в Мекку Коран рекомендует хотя бы раз в жизни совершить каждому мусульманину, но только не в ущерб содержанию семьи, а если есть на то свободные деньги. Но муллы, конечно, совершают чаще — должность обязывает. А жене имама, как и любой жене правоверного, рекомендуется соблюдать шариат. Но, как правило, они соблюдают строже — чтобы поддерживать авторитет мужа в глазах прихожан. У меня жена одна-единственная и любимая моя Хамися! — улыбается Али Абый.

— Семьи имамов — их жены, дети и они сами — всегда очень пристойно себя ведут: не пьют спиртного, не сквернословят, не сплетничают, всегда любезны и скромны, — делится прихожанка мечети в Алматы по имени Зухра. — Имаму можно в любой момент дня и ночи позвонить и позвать читать Коран на похороны (жиназа-намаз читается на кладбище), на поминки, на обрезание мальчикам или никах — мусульманское венчание. И часто жены их сопровождают. Никакой таксы за этот визит нет: сколько могут люди, столько и дают.

41-летний красавец Имам Шамиль Аляутдинов — имам-хатыб (иначе говоря, самый главный имам) Московской мемориальной мечети и заместитель муфтия Духовного управления мусульман по религиозным вопросам — тоже муж одной жены и отец пятерых детей.

Имам рассказывает, что в мечеть приходят с мирскими вопросами не только мусульмане, тут беседуют со всеми. А в последнее время часто стали приходить девушки не мусульманки с вопросом: как выйти замуж за правоверного? А на вопрос, зачем им это, отвечают: настоящие мусульмане не пьют, им запрещено прелюбодеяние и наркотики. Вредных привычек нет, зато есть ответственность.

— Если у человека нет семьи, если он не взял на себя ответственность за женщину и детей, этот человек многого не понимает, — говорит имам. — Мужчины и женщины абсолютно равны, в Коране об этом четко сказано.

— А почему же тогда женские половины?

— Если имеется в виду в мечети, то это чтобы не отвлекать мужчину от молитвы. Мужчины обычно больше молятся. Для мужчины, например, посещать пятничную проповедь обязательно, а для женщины — нет. Потому что мужчина — глава семьи, ему послушать проповедь полезно, и он может потом дома это передать. А у жены много дел, связанных с детьми, с домашним хозяйством. У мусульман, живущих в светских странах, нет женских половин в домах.

Также имам Шамиль Аляутдинов разъясняет отношения Корана к разным деликатным аспектам интимных отношений и отвечает на вопросы молодоженов на специальном портале «Секс и ислам». Как это ни странно несведущим, но Коран считает интим милостью Аллаха. Вот соответствующая сура: «Интимные отношения ваши с супругой — милостыня, — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение пред Богом!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен!? А имея интимные отношения внутри семьи, он будет вознагражден!»

Иудаизм: плодитесь и размножайтесь!

У иудаизма и ислама немало общего, но главное — священная необходимость интима. И та и другая конфессии, очевидно, заботятся о том, чтобы их прихожан становилось как можно больше. О тонкостях вероисповедания рассказывает научный сотрудник Центра восточно-европейских библиографических исследований им. Якова Шуба в Бостоне д-р Андрей Бредштейн , который заодно держит в Честере (Нью-Хэмпшир) кошерную пекарню-пивоварню:

— Раввин — это прежде всего должность и ни в коем случае не священник! Никакой монополии на общение с Богом или права на совершение обрядов у раввина нет. Слово раввин означает «большой, великий», и этот титул в качестве приставки перед именем получают те евреи, которые много учились и ведут еврейский образ жизни.


Доктор Бредштейн в своей пекарне.

Как и всякий еврей, раввин не только может, но и должен иметь жену. Для этого есть много причин, но главных, на мой взгляд, две: в Торе сказано, что человеку плохо быть одному, и женатый человек может выполнить важную заповедь «Плодитесь и размножайтесь!» Жену раввина обычно называют ребецн (идиш) или рабанит (иврит). Раввин может жениться на любой еврейке без каких-либо ограничений. Точно так же раввин может и развестись — согласно общим для всех евреев законам расторжения брака.

Что касается ритуальной женской чистоты, среди ортодоксов она соблюдаются очень строго: довольно много дней в месяце даже законные супруги вообще не могут прикасаться друг к другу.

Рав Ехуда Кац живет в старой части Иерусалима. После вечерней молитвы он спешит домой, где его ждет прекрасная жена, Малка. Рабанит Малка занимается домом, детьми, а также выступает в роли духовной наставницы для женщин. «Для раввинов не растят специальных невест, — поясняет рав. — Девушка, конечно, должна быть соблюдающей традиции. Трудно себе представить рядом с верующим человеком молодую особу в короткой юбке и с ярко накрашенными губами. Кстати, религиозным девушкам не рекомендуют пользоваться косметикой. А в ортодоксальных семьях женщина сбривает все волосы с головы, дабы не соблазнять мужчин, и носит парик или головной убор».

— Секс в семье раввина очень важен, — рассказывает член общины Беэр-Шева писатель Семен Хащанский. — Наверное, все хоть раз слышали о том, что евреи занимаются сексом «через отверстие в простыне». Этот миф родился из того, что религиозные евреи вывешивают за окна на просушку свои так называемые «талес-котн» — одеяния шириной около 50 см и длиной в 1 м, украшенные по углам бахромой и с отверстием для головы посередине. И кто-то из прохожих — очевидно, с богатым эротическим воображением — решил, что это евреи так вывешивают простыни после секса.

А автор книги «Кошерный секс» Шмуэль Ботеах утверждает, что иудаизм — единственная религия, которая не только разрешает секс ради удовольствия, но и считает его самым святым актом, потому что он несет в себе жизнь. Он связывает двух людей в единое: в единое тело и единую душу.

Женщина в иудаизме, как и в исламе, молится по желанию, потому что у нее и без того дел полно — дети, хозяйство. Супружескую измену разбирает раввинский суд: в древние времена за нее предавались анафеме и изгонялись из стана как женщины, так и мужчины. Даже в древности иудеи не убивали женщин за неверность. А теперь раввинский суд может вынести порицание обоим супругам — по обстоятельствам.

Католики бывают разные...

Католические ксендзы обязаны соблюдать целибат — обет безбрачия и вечного воздержания. Это касается большинства ответвлений католицизма. Однако Греко-католическая церковь (часть Римско-католической, предписывающей своим святым отцам строгий целибат) имеет семейные традиции, сходные с православием.


Греко-католический богослов Павел Смицнюк.

Об этом рассказывает греко-католический богослов Павел Смицнюк, изучавший богословие в Петербурге, Афинах и Риме, а сейчас работающий над докторской диссертацией в Оксфорде:

— У нас священнослужителям разрешено жениться, нельзя жениться монахам. Епископов (это высшая степень священства) избирают только из монахов. В то же время большинство священников женаты. Желающий стать священником может сочетаться браком только до принятия сана; если кто-то стал дьяконом или священником, будучи неженатым, он уже не может жениться. Если священнослужитель разведется (или овдовеет), он также не может заключить второй брак. Таким образом у молодого человека, желающего стать священником, только одна попытка в выборе жены.

Богослов поясняет, что супруга священнослужителя должна быть готова к особенности служения своего мужа, которое часто предполагает отсутствие совместных выходных (самые загруженные дни для священника — это воскресенья и праздники), или готова изменить место жительства, если священника переводят с одного прихода на другой. Также случается, что у прихожан, особенно старшего возраста, имеются определенные ожидания от матушки: например, что она будет ходить в длинной юбке, а не в джинсах, или что она не будет посещать определенные места или мероприятия. Эти ожидания могут быть ровно ничем не связаны с церковными канонами или вообще с христианством, но от этого они не становятся менее реальными.

— Понятно, что такой крест не по силам каждой женщине, — соглашается Павел. — Если в прошлом матушка занималась домом и воспитанием детей, то сегодня она может быть менеджером, журналистом или адвокатом. Такая ситуация является своеобразным вызовом традиционным представлениям о семье священника, но с этим вызовом священники научились справляться. И это хорошо!

Буддисты: просто любовь

Буддизм — патриархальная конфессия, которая рассматривает женщин как похотливых соблазнительниц, погруженных в чувственность, а не в дхарму (универсальный закон бытия). Раньше существовали буддийские монахини, но со временем они исчезли, только несколько из уцелевших по сей день живут в Непале и Шри-Ланке. Они бреют головы и сохраняют целомудрие.

Однако буддистка из США по имени Ванесса утверждает, что на территории Штатов даже буддизм приобрел демократичные и космополитичные черты:

— Вообще буддистский монах не может жениться, а лама — учитель в тибетской традиции — может, но только если он не принял венец безбрачия. Причем вера не запрещает ему разводиться и жениться снова. Его жена обычно следует его учениям и является учеником. В нашем штате один лама женат на католичке. А еще у меня на соседней улице живет семья верующих буддистов, где муж — американский еврей, а жена — русская из Москвы. Она была не замужем, но с дочкой 7 лет, когда поехала из России на Тибет к монахам — познавать основы буддийской культуры. Жила там несколько месяцев. Встретила американского еврея, который тоже совершал паломничество. Они полюбили друг друга, и она переехала к нему в Калифорнию. У них родилась дочь, ее назвали Будда. Кто она — еврейка, русская или тибетянка? Они об этом не думают, просто любят друг друга.

Менее известные конфессии подчас поражают своими неожиданными брачными традициями. Например, у мормонов (патриархальная религия, община в штате Юта, США) разрешено многоженство. Женщины тут повинуются мужьям, а мужья — Богу. При этом все женщины должны быть замужем, чтобы попасть в рай. Если жена плохо себя ведет, то мужчина вправе заменить ее другой, а вот жена от мужа сама уйти не может. На «должность» жены девушку утверждают церковные старшины, невеста обязательно должна быть девственницей. До свадьбы девушка не должна позволять мужчине даже дотронуться до себя. Аборты делать нельзя: детей нужно рожать, сколько Бог даст.

Но самые демократичные — протестанты: у них есть и женщины-епископы, и геи, и гей-браки. Жена пастора обычно берет слово после субботней службы и обращается к пастве: цитирует наставницу адвентистов Елену Уайт, напоминает о важности здорового питания (категорически нельзя свинину) и призывает к вегетарианству. Матушка обязательно принимает участие в церковном общественном совете, где решаются не только вопросы по выбору служителей церкви, но и отлучение от церкви за нарушение правил (развод, несоблюдение субботы, прелюбодеяние и пр.). От церкви отлучают на определенный период или насовсем — зависит от тяжести содеянного. Замуж адвентисткам можно выходить только за партнера из своей общины, а развод категорически запрещен. В общине рассказывают случай: 19-летняя адвентистка стала встречаться с парнем не из общины, ее отлучили и она ушла. А через несколько месяцев они с тем парнем расстались. Прибежала в церковь, ее не пустили. Потом матушка сжалилась и сказала, что через месяц она может прийти и публично покаяться. Лишенной права посещать храм девушке так плохо было весь месяц, что, придя в указанный день, она упала на колени перед кафедрой и ее охватили судороги, которые не прекращались до конца богослужения. А когда беглянку трясти перестало, матушка удовлетворенно сказала, что все: дьявол из нее вышел.