Циклон своими руками (пылеуловитель) в мастерской. Циклонный пылесос для мастерской: фото, видео, чертежи Циклонный фильтр для пылесоса своими руками

Специальный пылесос отличается от обычного. Если последний применим для небольшого количества мелкого мусора, то специальная модель предназначается для сбора, например, в домашних мастерских. Однако она стоит дорого. Да и зачем платить нужные деньги, если можно сделать циклон для пылесоса своими руками? Почему именно циклон и что это такое? Это важный элемент, с помощью которого увеличивается емкость пылесоса для мусора, а, значит, он приносит больше пользы. Если вам понадобится , то мы уже приготовили подробную инструкцию.

Особенности и преимущества

К покупке пылесоса стоит подходить со всей серьезностью, ведь маломощный аппарат способен создать множество проблем и не позволит достичь той чистоты, к которой вы стремитесь. Прислушайтесь к советам продавца-консультанта, что позволит не только сэкономить, но и сделать рациональный выбор.

Лучше всего остановиться на моделях с циклонным фильтром, мощность которых составляет около 1800 Вт. К счастью на сегодняшний день многие производители выпускают подобные модели, поэтому выбор сделать несложно.

Принцип действия циклонного фильтра для пылесоса

К преимуществам циклонных пылесборников можно отнести:

  • прозрачность. Всегда можно заметить, если внутрь попадает случайный предмет;
  • высокая мощность. Благодаря максимально возможной мощности, нет необходимости сбавлять обороты даже при полностью загруженном контейнере;
  • благодаря небольшому весу такой аппарат способен значительно сэкономить место для хранения;
  • нет необходимости тратиться на бумажные мешки для пылесоса;
  • при наполнении пылесос не теряет своей мощности в работе;
  • такой пылесос легко моется и сушится;
  • его легко сделать своими руками, так как все необходимое вполне можно отыскать в своем доме. Чтобы сделать пылесос циклонного типа можно использовать любой двигатель – от старой стиральной машинки или вышедшего из строя пылесоса.

Недостатки

Существует ряд недостатков, о которых следует помнить, выбирая циклонный пылесос. К ним относятся:

  • центрифуга данной модели не задерживает мельчайшую пыль, поэтому аллергикам от работы с таким устройством лучше отказаться;
  • во время работы пылесос издает громкий, пронзительный звук;
  • неудобный шланг, который из-за частого запутывания может порваться в любой момент;
  • из-за частого засорения фильтра всасывающаяся способность пылесоса резко снижается.

Пылесос циклонного типа

Характеристики

Пылесосы типа циклон обладают рядом важных характеристик, в зависимости от которых модели отличаются друг от друга:

  • объем контейнера. Приобретать пылесос с объемом колбы менее полутора литров нет смысла, учитывая тот мусор, который предстоит собирать этому устройству. К тому же следует проверять, чтобы очистить пылесос после работы было максимально легко;
  • мощность всасывания. От нее зависит качество уборки, но этот показатель не стоит путать с мощностью потребления;
  • система фильтрации. От нее зависит, насколько чистым будет выходящий воздух, что особенно актуально для аллергиков. В большинстве современных моделей на выходе установлены НЕРА-фильтры, способные остановить выход даже мельчайших частиц пыли. Помните, не все фильтры можно мыть;
  • удобство шланговой конструкции. При покупке пылесоса проверяйте максимальную длину телескопической трубки, чтобы оценить, достаточно ли она длинна. У качественных агрегатов все места соединений плотно фиксируются, но одновременно с легкостью разъединяются при необходимости;
  • размещение кнопок для управления. Они могут находиться на корпусе или рукоятке;
  • длина шнура для подключения к сети. Оптимальная длина, которой достаточно для полноценного использования пылесоса, может быть от 8 до 10 метров;
  • комплектация. К хорошему пылесосу должно прилагаться максимальное количество насадок.

Промышленные пылесосы системы циклон

В деревообрабатывающей промышленности, производстве, местах, где наблюдается большое скопление пыли не обойтись без циклонного пылесоса. Благодаря постоянной силе всасывания мусора, повышенной эффективности такой аппарат гарантирует быструю и главное качественную уборку помещения любой площади. С учетом характеристик, промышленные модели циклонных пылесосов разделяются на:

  • пылесосы, собирающие низкий по уровню опасности мусор и пыль;
  • для мусора средней и высокой опасности, к которому можно отнести бетонную пыль, асбест, канцерогены;
  • для взрывоопасной пыли. Зачастую используются на элеваторах.

Промышленный пылесос циклонного типа

Принцип работы

Прежде чем начать делать такой важный механизм, следует разобраться в его принципе работы. Итак, циклон – это фильтр, иначе говоря — циклонный фильтр в мастерскую. На самом деле это чудо, так как заметно упрощает работу мастеров, точнее, их уборку за плодами своего творчества.

Как работает пылесос циклонного типа

Работа основана на том, что всякая пыль и опилки не добираются до самого пылесоса, мощность не становится ниже, в обычные фильтры не попадает ненужный мусор, который их засоряет. Тубус втягивает в себя воздух, его поток закручивается по спирали. Весомая пыль, например, опилки, проникают в узкий ход конуса, а воздушный поток или взвеси направляется в пылесос.

Такой циклон сделать не сложно, нужно лишь иметь необходимые материалы и знать, как ими пользоваться. Есть несколько вариантов, как это осуществить.

Первый вариант

Необходимые материалы Этапы работы Дополнения
·
  • фильтр масляного типа (фильтрует паль мелкого размера);
  • ведро, к которому плотно прилегает крышка, это основная тара;
  • полипропиленовые колена (они должны быть предназначены в водоснабжение, иметь угол прямой и сорока пятиградусный, диаметр одной штуки – 40 миллиметров;
  • сантехническая труба из пластика, метровая, с сорокамиллиметровым диаметром;
  • труба гофра с сорокамиллиметровым диаметром и двухметровой длиной
  • вырезать дырку в центре крышки ведра;
  • промазать герметиком полученные щели;
  • вырезать отверстие в боковой стенке ведра;
  • вставить в него уголок в 45 градусов;
  • гофра с коленом соединяется частью трубы;
  • на фильтр можно одеть капроновый материал, это продлит его службу;
  • выход фильтра соединяется с коленом в крышке
Если не получается одеть фильтр на трубу, нужно сделать переходник. Им может выступать шланг из резины. Все соединения следует промазывать герметиком.

Когда входное отверстие закрывается, ведро может треснуть. В связи с этим необходимо укрепить его стенки или установить клапан, главное – делать правильные замеры.

Масляный фильтр

Выход из циклона

Вход в сборе


Второй вариант

Еще один вариант, основан на использовании конуса для дороги, высота которого составляет 520 миллиметров. Сделан он из нежесткого пластика. Итак, в конструкции нужно:

  • конусообразная форма;
  • двадцатилитровая тара и хорошо закрывающаяся крышка;
  • пару труб для сантехники сорока миллиметровым диаметром;
  • угловой переходник;
  • шестнадцатимиллиметровая фанера из дерева.

По сути, создание похоже на вышеописанный пример. Лишь несколько дополнений – на фляжную крышку следует выпилить пару идентичных круговых форм и склеить их. Это позволит конусу держаться крепко. Соединения нужно посадить на термический клей, можно использовать пистолеты. Последнюю часть вертикальной трубы необходимо опустить ниже горизонтальной, что позволит создать движение вихревого характера мусорных частиц именно по конусу, после чего они упадут во флягу.


Нюансы изготовления своими руками

Хотя сделать пылесос циклонного типа самостоятельно особого труда не составит, при этом следует учитывать некоторые нюансы, способные повлиять на качественную работу аппарата в дальнейшем. Вот несколько советов:

  • откажитесь от установки НЕРА фильтра, так как из-за не выхода на поверхность мельчайших частиц сила всасывания будет постоянно уменьшаться, а качество уборки – ухудшаться. Сразу будьте готовы, что без такого фильтра при работе пылесоса будет возникать неприятный запах;
  • оптимизировать работу пылесоса позволит подключение двух шлангов – на всасывание и на выдувание;
  • выбирайте мотор с количеством оборотов более 6 тысяч. В качестве мотора можно использовать деталь со старого пылесоса или компрессор холодильника;
  • во избежание сбоев в работе обязательно устанавливайте на пылесос вентилятор и следите за герметичностью контейнера;
  • при необходимости аппарат можно оборудовать резервуаром с водой.

Вот так просто можно сделать циклон, главное – соблюдать пропорции, а также настроиться на то, что все обязательно получится!

__________________________________________________

Если крупные и относительно крупные куски строительного мусора хороша переносятся с пола в мешки, то строительная пыль — это бич ремонта.

Обращаем свой взор на предложения на рынке пылесосов: от 6000 р.

Хм, т. к. еще не известно, будут ли еще заказы на ремонт по окончании этого, то инвестиции в пылесос могут и не окупиться. Переносим свой взор на самоделки. Гуглим. Принцип фильтра-циклона известен уже давно, изучаем передовой опыт самостоятельного его изготовления. Есть очень недурственные конструкции, но сложноваты в изготовлении. Все ж пылесос нужен быстро, нет времени на долгую с ним возню. Но общая тенденция ясна: стандартный пылесос + автомобильный фильтр + бочка. В закромах находится вполне достойный экземпляр пылесоса (бесценно) Воздушный фильтр от Газели покупается в автозапчастях (180 р) Бочка берется в строительном супермаркете (пришлось побегать по разным, чтобы найти подходящую и по незаоблачной цене. 500 р.)

Уже после покупки бочки понимаю, что она по сути квадратная. Пусть и скругленные углы, но классического циклона может не получиться. Ладно, понадеюсь на фильтр от Газели.

Можно приступать. Дырка в крышке уже просверлена, патрубки нужных диаметров тоже найдены.

Сперва придумываю, как крепить фильтр к крышке. Очень удачная дырочка в нем сподвигает на мысль, использовать ее. Во-первых быстросъемное крепление, во вторых ее все равно надо было чем-то закрывать. Из жести вырезаю лепестки (тут Мерседес должен отвалить немного денег за рекламу)

И делаю такую центральную стяжку.

Фильтр надет.

Первая примерка компоновки.

Кусок трубы по касательной и немного вниз. Такой чистой бочку мы видим в последний раз.

Кожух на фильтр. Форма повторяет предполагаемый поток пескоструя (кстати, тема, надо бы какую-то деталь тут повесить, посмотреть, ошкурит ли) Нужен, чтобы пыль сразу не врезалась в фильтр.

Угадайте, что надето на фильтр?

Первопроходцы советуют надеть на фильтр женский чулок, чтобы не допустить забивания фильтра крупными кусками грязи. Диаметр фильтра, правда, великоват. Еле натянул, порвал. Короче, отрабатывает свое лишь частично.

Первые тестовые пуски показали, что жесткости бочке не хватает, высасывающая сила больше и поэтому бочку корежит, особенно, когда поток грязи плотный. Нужно усиливать бока.

Покумекал, понял, что встраивать обечайку внутрь и сложно и ухудшит и без того не идеальную аэродинамику внутри. Поэтому делаю обечайку снаружи. Полоса 25 мм, согнутая на моем гибочном станке. Состоит из двух половинок - для простоты монтажа. Крепится изнутри на шурупы с большими шайбами.

Корежить стало меньше.

К станине приделываются 4 поворотных колесика (завалялись на даче).

И окончательная женитьба комплектующих.

Хитрая быстросъемная система крепления бочки на веревочках. Это лучшее, что пришло в голову.

И разумеется судну изделию нужно имя. Как назовешь, так и поплывет.

Мой строительный пылесос, сделанный своими руками называется "Ветерок-М".

Красавец!

А работает как зверь. Уже во всю трудится на объекте.

Стоимость изделия 680 р + несколько рабочих часов. Если не завалялось пылесоса, то бюджет увеличится на 1000 р (это как повезет с покупкой б/у) Но в любом случае, гораздо лучше (на порядок), чем продающиеся готовые пылесосы. Еще один удар мировым корпорациям под дых!

Домашний пылесос настолько привычен в хозяйстве, что никто не задумывается о принципе его действия. С момента изобретения этого помощника в уборке помещений, использовался единственно возможный способ отделения пыли от чистого воздуха – фильтр.

С годами фильтрующий элемент совершенствовался, из банального мешка из плотного брезента, он превратился в высокотехнологичные мембраны, удерживающие мельчайшие частицы мусора. При этом от главного недостатка избавиться не удалось.

Создатели фильтров постоянно ищут компромисс между плотностью ячеек и пропускной способностью для воздуха. К тому же, чем загрязненнее мембрана, тем хуже проходит через нее воздушный поток.
30 лет назад, физик Джеймс Дайсон произвел прорыв в технологии уборки пыли.

Он изобрел компактный пылеотделитель, работающий по принципу центробежной силы. Надо сказать, что идея эта была не нова. Промышленные пилорамы использовали центробежные накопители опалок и стружек типа «циклон» достаточно давно.

Но никто не догадался применить это физическое явление в быту. В 1986 году зарегистрировал патент на первый пылесос циклонного типа, с названием G-Force.

Вообще существует три способа отделения пыли от чистого воздуха:

  1. Фильтрующая мембрана. Самый массовый и дешевый способ убрать пыль. Применяется в большинстве современных пылесосов;
  2. Водный фильтр. Воздух с мусором проходит через емкость с водой (как в кальяне), все частицы остаются в жидкой среде, на выход поступает идеально чистый воздушный поток. Такие устройства завоевали популярность, но их применение не стало массовым из-за высокой стоимости.
  3. Центробежный фильтр сухой очистки типа «циклон». Является компромиссом по стоимости и качеству очистки в сравнение с мембраной и водяным фильтром. На этой модели остановимся подробнее.

Принцип работы циклона

На иллюстрации показаны процессы, происходящие в камере фильтра циклонного типа.

Загрязненный воздух через патрубок (1) попадает в корпус фильтра (2) цилиндрической формы. Патрубок расположен по касательной к стенкам корпуса, благодаря чему воздушный поток (3) закручивается в спираль вдоль стенок цилиндра.

Под действием центробежной силы частицы пыли (4) прижимаются к внутренним стенкам корпуса, и под воздействием силы тяжести оседают в пылесборник (5). Воздух с мельчайшими частицами мусора (на которые не действует центробежная сила), попадает в камеру (6) с обычным мембранным фильтром. После окончательной очистки выходят в приемный вентилятор (7).

Статья о том, как я делал самодельный строительный пылесос с фильтром типа «циклон». Производительность этой полезной самоделки для дома можно оценить посмотрев видео его работы.

Для демонстрации работы собрал ведро песка. Результатом проделанной работы в общем доволен (если учесть, что это так сказать действующий макет-прототип).

Скажу сразу: эта статья является изложением моей истории создания моего первого (и как я думаю не последнего) самодельного пылесоса-циклона , и я ни в коей мере не собираюсь кому-либо что-то навязывать, доказывать и утверждать, что описанные здесь решения являются единственно правильными и безошибочными. Поэтому прошу отнестись с пониманием, так сказать «понять и простить». Надеюсь, мой маленький опыт будет полезен таким же, как я «больным» людям, которым «дурная голова рукам покоя не дает» (в хорошем смысле этого выражения).

Задумался я как-то о предстоящем ремонте и вытекающих из этого последствиях в виде пыли, строительного мусора и т.п. А так как предстоит штробить, пилить бетон и «перфорировать», то опыт прошлого подсказал, что надо искать решение для этих проблем. Покупать готовый строительный пылесос накладно, да и конструкция их в большинстве все равно предусматривает фильтр (в некоторых моделях даже со специальным «встряхивателем») или бумажный мешок+фильтр, который забивается, ухудшает тягу, периодически требует замены и также стоит немалых денег. Да и просто эта тема заинтересовала, и появился так сказать «чисто спортивный интерес». В общем, решено было делать пылесос-циклон. Очень много информации было почерпнуто здесь: forum.woodtools.ru Специальных расчетов (например по Биллу Пенцу) не проводил, делал из того, что попалось под руку и по собственному чутью. По случаю, на сайте объявлений (за 1100 руб.) и совсем рядом с моим местом жительства попался вот такой пылесосик. Поглядел параметры, вроде устраивают – будет донором!

Сам корпус циклона решил делать металлическим, потому как были сильные сомнения в том, как долго продержатся, например пластмассовые стенки под воздействием «наждачки» из струи песка и кусочков бетона. А также по поводу статического электричества при трении мусора о его стенки, и не хотелось, чтобы будущий самодельный пылесос метал искры в своих пользователей. И лично я думаю, что налипание пыли из-за статики не скажется положительно на работе циклона.

Общая схема построения пылесоса такая:

Загрязненный воздух проходит через циклон, в котором крупные частицы оседают в нижнюю емкость-мусоросборник. Остальное проходит через автомобильный воздушный фильтр, двигатель и через выходной патрубок наружу. Было принято решение сделать патрубок и на выход, причем размеры входа и выхода должны быть одинаковыми. Это позволит использовать пылесос, например для продувки чего-либо. Также можно дополнительным шлангом сделать выход «отработанного» воздуха на улицу, чтобы не поднимать пыль в помещении (это наталкивает на мысль пристроить этот блок в качестве «встроенного» стационарного пылесоса где-нибудь в подвале или на балконе). Используя два шланга одновременно можно чистить всякого рода фильтры, не раздувая пыль вокруг (одним шлангом дуть, другим втягивать).

Воздушный фильтр выбран «плоский» не кольцевой, чтобы при выключении попавший туда мусор падал в мусоросборник. Если учесть, что в фильтр попадает только оставшаяся после циклона пыль, то его замена потребуется не скоро как в обычном строительном пылесосе с фильтром без циклона. Причем по цене такой фильтр (где-то 130 руб.) гораздо дешевле «фирменных», которые используются в промышленных пылесосах. Также можно частично прочистить такой фильтр обычным бытовым пылесосом, присоединив его к входному патрубку «циклона». При этом мусор из мусоросборника засасываться не будет. Крепление фильтра сделано разборным для упрощения его чистки и замены.

Для корпуса циклона очень кстати нашлась подходящая жестяная банка, а центральный патрубок сделан из баллончика от монтажной пены.

Входной патрубок сделан с расчетом на пластиковую канализационную трубу 50 мм в которую с соответствующей резиновой муфтой довольно плотно вставляется имеющийся в пылесосе шланг.

Второй конец патрубка переходит в прямоугольник так сказать для «спрямления» потока. Его ширина была выбрана по наименьшему диаметру входного отверстия шланга (32 мм), чтобы не забивался. Примерный расчет: L= (3.14*50 мм — 2*32)/2=46,5 мм. Т.е. сечение патрубка 32*46 мм.

Собирал всю конструкцию на пайке с кислотой и 100 Ваттным паяльником (с жестью работал практически первый раз, если не считать пайку корабликов в детстве, поэтому прошу прощения за красоту швов)

Впаял центральный патрубок. Конус сделал по предварительно подогнанному картонному шаблону-развертке.

Корпус для автофильтра также сделан по шаблонам из оцинковки.

Верхнюю часть центральной трубы воздуховода выгнул в форме квадрата и подогнал под него нижнее отверстие корпуса (пирамиды) автофильтра. Собрал все вместе. По бокам банки циклона сделал три направляющих для повышения жесткости и крепления. Получилась вот такая «гравицапа».

Для мусоросборника и моторного отсека использовал 2 бочки из-под машинного масла (60 литров). Великоваты, конечно, но это то, что удалось найти. В днище моторного отсека сделал отверстия для крепления циклона, а на поверхность прилегания мусоросборника для уплотнения по периметру наклеил губчатую резину. После этого в боковине вырезал отверстие для входного патрубка с учетом толщины резиновой манжеты.

Циклон-«гравицапу» крепил шпильками М10 и гайками с фторопластом для предотвращения откручивания от вибрации. Здесь и далее все места, где необходима герметичность, сочленял с резиновым уплотнителем (или резиновыми шайбами) и автогерметиком.

Для соединения моторного отсека и мусоросборника использовал защелки от военных деревянных ящиков (отдельное спасибо Игорю Санычу!). Пришлось их немного отквасить в растворителе и «подкорректировать» молотком. Крепил заклепками (с резиновыми прокладками из камеры).


После этого для пущей жесткости и уменьшения шума запенил всю конструкцию монтажной пеной. Можно, конечно заполнить все доверху, но я решил подстраховаться, вдруг возникнет необходимость разобрать. К тому же получилось все довольно жестко и крепко.

Для удобства передвижения и переноски мусоросборника прикрепил 2 дверные ручки и 4 колеса с тормозами. Так как бочка-мусоросборник имеет снизу отбортовку, то пришлось для установки колес сделать дополнительное «дно» из пластмассового листа толщиной 10 мм. К тому же это позволило укрепить днище бочки, чтобы не «хлюпало» при работе пылесоса.

Основание для крепления воронки фильтра и площадки двигателя сделал из ДСП с креплением к бочке по периметру мебельными «евровинтами». Для фиксации площадки двигателя вклеил на эпоксидку 8 болтов М10 (я так думаю, достаточно было бы и 4). Покрасил. По периметру места установки фильтра проклеил губчатой резиной.

При сборке горловину корпуса автофильтра по периметру промазал герметиком и притянул к основанию саморезами с плоской шляпкой.

Площадку двигателя сделал из 21 мм фанеры. Для более равномерного распределения воздуха по площади фильтра, выбрал фрезером в площадке углубление 7 мм.

Для сбора уходящего воздуха и крепления двигателя был использован имеющийся в пылесосе пластмассовый моторный отсек. С него обрезано «всё лишнее» и вклеен на эпоксидку с усилением саморезами выходной патрубок. Все вместе собрано на герметике и при помощи металлического профиля (в него вставлена толстая губчатая резина) притянуто к площадке двигателя двумя длинными болтами М12. Их головки утоплены заподлицо в площадку и для герметичности залиты термоклеем. Гайки с фторопластом для предотвращения откручивания от вибрации.

Таким образом, получился съемный моторный модуль. Для удобства доступа к автофильтру он крепится при помощи восьми барашковых гаек Увеличенные шайбы приклеены (шоб не убежали).

Сделал отверстие для выходного патрубка.

Покрасил весь «пепелац» в черный цвет из баллончика, предварительно зачистив наждачкой и обезжирив.

Регулятор оборотов двигателя использовал существующий (см. фото), дополнив его самодельной схемой для автоматического запуска пылесоса при включении электроинструмента.

Пояснения по схеме самодельного пылесоса:

Автоматы (2х полюсные) QF1 и QF2 защищают соответственно цепи для подключения электроинструмента (розетка XS1) и схему регулирования оборотов двигателя пылесоса. При включении инструмента ток его нагрузки протекает через диоды VD2-VD4 и VD5 Они выбраны по справочнику из-за большого падения напряжения на них при прямом токе. На цепочке из трех диодов при протекании одной (назовём её «положительной») полуволны тока создается пульсирующее падение напряжения которое через предохранитель FU1, диод Шоттки VD1и резистор R2 заряжает конденсатор С1. Предохранитель FU1 и варистор RU1 (на 16 Вольт) защищают схему управления от повреждений при перенапряжении, которое может возникнуть, например, при обрыве (перегорании) в цепочке диодов VD2-VD4. Диод Шоттки VD1 выбран с малым падением напряжения (чтобы «сберечь» и без того маленькие Вольты) и предотвращает разряд конденсатора С1 во время «отрицательной» полуволны тока через диод VD5. Резистор R2 ограничивает ток заряда конденсатора С1. Напряжение, полученное на С1 открывает оптрон DA1, тиристор которого включен в цепь управления регулятора скорости двигателя. Переменный резистор R4 для регулирования скорости двигателя подобран такого же номинала как в плате регулятора пылесоса (он удален) и сделан выносным (в корпусе от диммера) для размещения на верхней крышке пылесоса. К нему параллельно припаян вынесенный из платы резистор R. Выключатель S2 «вкл/выкл» в разрыве цепи резистора R4 служит для ручного включения пылесоса. Выключатель S1 «автомат/ручной». В ручном режиме управления S1 включен и ток регулятора идет по цепочке R4 (R) – S2 включен – S1. В автоматическом режиме S1 выключен и ток регулятора идет по цепочке R4 (R) –выводы 6-4 DA1. После отключения электроинструмента за счет большой емкости конденсатора С1 и инерции двигателя пылесос продолжает работать порядка 3-5 сек. Этого времени достаточно, чтобы втянуть остатки мусора из шланга внутрь пылесоса.

Схема автоматического запуска собрана на макетной плате. Выключатели S1, S2, корпус диммера (для размещения переменного резистора R4) и розетка XS1 подобраны из одной не очень дорогой серии так сказать для эстетики. Все элементы размещены на верхней крышке пылесоса, выпеленной из ДСП 16 мм и оклеенной ПВХ окантовкой. В дальнейшем необходимо будет сделать изолированные корпуса для плат, чтобы защитить находящиеся под напряжением детали от случайного прикосновения.

Для питания пылесоса выбран трехжильный гибкий кабель в резиновой изоляции КГ 3*2,5 (5 метров) и вилка с заземляющим контактом (не забываем об электробезопасности и боремся со статическим электричеством). Учитывая кратковременный прерывистый режим работы пылесоса совместно с электроинструментом, выбранного сечения кабеля достаточно, чтобы не нагреваться. Более толстый кабель (например КГ 3*4) соответственно более тяжелый и грубый, что создало бы неудобство при пользовании пылесосом. От устройства для смотки кабеля, которое было в пылесосе-доноре, решено было отказаться, так как существующие там контакты не выдержали бы суммарную нагрузку пылесоса и электроинструмента.

Верхняя крышка фиксируется при помощи шпильки и барашковой гайки.

Для удобства снятия верхней крышки двигатель соединяется со схемой управления через разъем. Корпус двигателя и пылесоса присоединяются к защитному заземляющему проводнику. Для охлаждения схемы регулятора в выходном патрубке просверлил небольшое отверстие, чтобы создать проток воздуха внутри корпуса моторного отсека.

Для того, чтобы в мусоросборник можно было вставить пакет для мусора, верхнюю кромку оклеил разрезанным вдоль резиновым уплотнителем для дверей.

А чтобы мусорный мешок не засосало внутрь циклона из-за подсоса воздуха через неплотности, необходимо сделать в нем небольшое отверстие.

Доделка и испытания получившегося пылесоса проходили уже при начавшемся ремонте, так сказать в «боевых» условиях. Тяга, конечно, в разы мощнее чем у бытового пылесоса, которого не хватило бы и на пару минут работы со строительным мусором. Относительно тяжелый мусор от бетона практически полностью осаждается в мусоросборнике и дополнительный фильтр долго не нуждается в очистке, при этом тяга равномерная и не зависит от степени заполнения мусоросборника. Пыль от шпаклевки (в виде муки) очень легкая и соответственно хуже отфильтровывается циклоном, что заставляет периодически чистить автофильтр. Задача сделать пылеводосос не ставилась и поэтому на данную функцию теста не проводилось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ и ВЫВОДЫ:

Получившийся аппарат в конце концов оказался работоспособен и уже прошел проверку при ремонте одной комнаты. Сейчас рассматриваю его скорее как действующий макет из серии «получится или нет ради интереса».

Основные недостатки данной конструкции:

— относительно большие габариты не удобны для транспортировки в автомобиле, хотя по комнате на колесиках пылесос перемещается очень легко. Можно использовать бочки литров по 30 например. Как показала эксплуатация, такой большой мусоросборник неудобен для очистки, а мешок с большим количеством мусора может порваться.

— диаметр шланга можно увеличить, например, до 50 мм и применить шланг от промышленного пылесоса (но встает вопрос цены от 2000 рублей). Хотя и при имеющемся шланге мусор собирается достаточно бодро, если конечно не пытаться втянуть половинку кирпича.

— необходимо сделать легкосъемное крепление дополнительного автофильтра и двигателя, для более удобного и оперативного обслуживания и очистки.

— в цепь управления можно включить термореле (только определиться с температурой срабатывания) для защиты двигателя от перегрева.

Плохое отсеивание легкой мелкой пыли, что можно решить внедрением второй ступени более мелких циклонов.

В заключение хочется поблагодарить всех своих друзей, которые помогали идеями и материалами в постройке данного «пепелаца». И отдельное большое спасибо моей любимой жене Юле за то, что поддерживает меня в моих увлечениях.

Надеюсь мой небольшой опыт будет полезен читателям .

При работе в мастерской или дома шлифовальным инструментом, при обработке деталей и подготовке поверхностей возникает потребность в удалении мелкодисперсной пыли. И, конечно, желательно снизить ее концентрацию еще во время работы, организовав на рабочем месте локальную постоянную очистку воздуха.

На предприятиях такая проблема решается путем монтажа фильтровальных установок с циклоном, который производит улавливание и осаждение пыли с требуемой эффективностью.

В нашем случае достаточно сделать пылесос с циклоном , тем самым сэкономив на покупке строительного пылесоса, где такая функция предусмотрена производителем.

Принцип работы самодельного строительного пылесоса с циклонным фильтром

Существует несколько вариантов изготовления циклона для бытовых нужд. Чтобы определиться с наиболее эффективной схемой функционирования оборудования, следует знать принцип работы этого фильтра.

Циклон в классическом варианте представляет собой цилиндр и конус, в верхней части которого выполнен вход для загрязненного и выход для очищенного воздуха.

Вход сделан так, чтобы воздух входил в фильтр по касательной, формируя вращающийся поток, направленный к конусу оборудования (вниз).

Инерционные силы воздействуют на частицы загрязнителей, выносят их из потока к стенкам аппарата, где происходит осаждение пыли.

Под воздействием гравитации и вторичного потока, осажденная на стенках масса перемещается к конусу и удаляется в приемный бункер. Очищенный воздух поднимается вверх по центральной оси и выводится через патрубок, расположенный строго по центру верхней площадки циклона.

Обязательным условием эффективной очистки воздуха является точный расчет аппарата и герметичность циклона, в том числе и по отношению к приемному бункеру.

В ином случае нарушается принцип действия и возникает хаотичное движение воздуха, не позволяя пыли оседать в штатном режиме.

Кроме того, необходимо подобрать и двигатель, осуществляющий всасывание загрязненного воздуха, что обеспечит оптимальные параметры работы оборудования.

Самодельный фильтр для строительного пылесоса , варианты которого предлагаются в интернете нельзя назвать полноценным циклоном.

Самая простая схема такого оборудования представляет собой пластиковую бочку с врезанным патрубком входа по касательной, вмонтированным фильтром от автомобиля внутри корпуса «циклона», через который удаляется очищенный воздух и к которому подключен бытовой пылесос.

Недостатки оборудования заключаются в отсутствии сформированного потока, закрученного по стенкам бочки и ламинарного возвратного потока.

По-сути мы получаем дополнительную емкость для осаждения крупных частиц (опилок, стружки), а мелкодисперсная пыль будет забивать фильтр на выходе, и потребуется постоянная его очистка.

Чтобы улучшить конструкцию, предлагаем дополнить пластиковую бочку самодельным циклоном, сделанным из дорожного конуса. Лучше всего, если работа ведется на протяжении нескольких часов, установить стационарный вариант оборудования для удаления пыли с рабочего места.

В этом случае нам понадобиться радиальный бытовой вентилятор. А при разовом подключении циклона достаточно использовать обычный пылесос с регулировкой мощности по всасыванию.

Иногда устанавливается дополнительный реостат для уменьшения частоты вращения двигателя пылесоса, тем самым подбирая параметры необходимые для нормального функционирования фильтра.

В следующих разделах статьи мы представим вам два варианта циклона для бытового использования.

Подбор инвентаря — что потребуется для работы

Для первого варианта конструкции стационарной установки вам потребуются следующие составные части:

  • Пластиковая бочка;
  • Серая пластиковая канализационная труба диаметром 50 мм;
  • Дорожный конус;
  • Гофрированные шланги, усиленные стальной проволокой или металлизированные шланги;
  • Клей для пластика;
  • Радиальный бытовой вентилятор с возможностью изменения частоты вращения двигателя и по производительности равной шестикратному обмену воздуха в помещении;
  • Фанера толщиной 10-12 мм.

Второй вариант изделия является наиболее удачным, так как в этом случае изделие приближается к функционалу настоящего циклона.

Для изготовления фильтра потребуется приобрести:

  • Готовый пластиковый циклон производства Китай;
  • Бочка, ведро или иная емкость для изготовления пылевого бункера;
  • Гофрированные шланги.

Пластиковый циклон стоит недорого, примерно 1500-2500 рублей и предназначен для сбора пыли средней и тяжелой фракции. Отлично справляется со стружкой и опилками.

Поэтапная инструкция к процессу сборки циклона

Первым вариантом у нас на очереди стационарная конструкция для мастерских с большим образованием пыли различного происхождения.


Собираем фильтр циклонного типа для пылесоса
  1. Сначала изготавливаем сам циклон. В пластиковом конусе делаем отверстие для прохода канализационной трубы по касательной.
  2. Для лучшего соединения патрубка с корпусом конуса поверхности сопряжения матируем наждачной шкуркой. Проклейку швов ведем с помощью монтажного пистолета.
  3. В верхней части конуса устанавливаем вертикальный патрубок, нижний конец которого должен находиться ниже входного отверстия. Таким образом, мы сможем добиться вихревого движения воздуха. Патрубок закрепляется в фанерном листе в форме окружности с диаметром равным размеру основания конуса.
  4. Подготовленный циклон закрепляется на крышке бочки с помощью круглого фанерного листа.
  5. Чтобы пластиковая бочка при забивании мусором входного патрубка не деформировалась под воздействием вакуума, внутри емкости устанавливаем распорку - рамку, выполненную из фанерного листа. Внешние размеры рамки повторяют внутренний диаметр бочки. Для усиления конструкции, притягиваем строительный конус к крышке емкости с помощью металлических шпилек.
  6. Далее проводим подключение циклона к гофрированным шлангам на входе и выходе. Радиальный бытовой вентилятор устанавливаем на улице под навесом.

Второй вариант строительного пылесоса имеет в основе китайский пластиковый циклон, который также закрепляется на любой из выбранных емкостей. Получается надежная и эффективная конструкция.
Крепление циклона к емкости осуществляется с помощью прижимного металлического фланца.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

При запуске пылесоса и дальнейшей эксплуатации не забывайте прочищать входной патрубок и останавливать внутренние распорки на емкостях, чтобы не допустить деформации приемного бункера.

Если необходима более тонкая очистка воздуха, то конструкция дополняется автомобильным фильтром в корпусе на выходе изделия.