Интонационный принцип русской пунктуации. Пунктуация, как особый раздел языкознания

Курс пунктуации новой школы основан на интонационно-грамматическом принципе, в отличие от школы классической, где интонация практически не изучается. Хотя в новой методике используются классические формулировки правил, но они получают дополнительное смысловое и интонационное обоснование. В целом новый метод основан на знании грамматики и позволяет расставлять знаки препинания без заучивания формальных правил, в том числе наилучшим образом выражая авторскую семантику текста.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Грамматический метод обучения русскому правописанию. Книга 2. Лекции по пунктуации (Н. П. Киреева) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Наталия Петровна Киреева, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вводная лекция.

Основы русской пунктуации

Вступление

1. Русская пунктуация является высокоразвитой системой, способной обеспечить ясное и однозначное прочтение текста, однако современный пользователь языка, не владея в должной мере ее преимуществами, значительно скован в своих действиях . Все эти проблемы можно решить, если и , отраженные в действующих правилах пунктуации.

2. В основе русской пунктуации лежат три принципа : семантический (смысловой), грамматический (структурно-синтаксический) и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой , как связаны форма и содержание любого явления.

3. Интонация и грамматика предложений (то есть форма речи) зависят друг от друга , поэтому во многих случаях интонационный и грамматический принципы постановки знаков препинания следует рассматривать как

Интонационный принцип не менее важен, чем грамматический. Различные синтаксические конструкции имеют определенную интонацию: перечислительную, разделительную, пояснительную, исключительную, при этом каждый вид интонации моделируется (описывается) с помощью трех основных элементов : а) интонационное (тоническое) ударение , б) паузы различной длительности. в) различный темп

4. Для описания русской пунктуационной системы можно применить различные методы, и представленное в данном курсе новое описание принципиально отличается от классического. В новом описании выбор знака делается по смыслу, а не формальным правилам, при этом принятое решение можно проверить на слух.

В то же время в новой методике используются именно классические формулировки правил , которые получают дополнительное семантическое и интонационное обоснование.

5. Решение пунктуационных задач начинается с грамматического анализа , а интонационный анализ предложения является заключительным этапом , при этом важно помнить следующее:

А) Постановка знаков пунктуации проверяется в устной речи уже содержит информацию о выборе нужных знаков.

Б) В том случае если грамматика предложения допускает два (три) варианта решения, то следует учитывать такой важный факт: постановка или отсутствие пунктуационного знака, а также выбор конкретного знака (запятая, тире, двоеточие) меняет интонацию предложения и выражает различные смысловые оттенки . Таким образом, именно интонационно-семантический метод анализа помогает сделать окончательный выбор нужного знака препинания, чтобы наилучшим образом выразить авторскую мысль.

В) При составлении текста обязательно проверяйте его «читаемость», то есть деление на интонационные отрезки с помощью пауз. Если текст «не читается», то это значит, что его грамматическая форма требует доработки.

Г) Если вы освоили интонационный метод достаточно уверенно , то можете ставить знаки препинания не по правилам, а по слуху, разбивая текст на фразы и обозначая паузы между ними подходящими знаками в соответствии для данной грамматической конструкции (эта методика подойдет вам, уважаемые писатели).


Вводная лекция включает следующие темы :

1. Проблемы современной пунктуации

2. Основные принципы пунктуации

3. Как действует интонационный принцип (интонационная модель предложения)

4. Интонация различных синтаксических конструкций

5. Два описания русской пунктуации (общепринятое и новое)

6. Краткая история пунктуации (историческая справка)

Тема 1. Проблемы современной пунктуации

§1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

Современная русская пунктуация – это система пунктуационных знаков, обеспечивающая ясное и однозначное прочтение текста и имеющая большие потенциальные возможности для обозначения новых грамматических форм. Но почему тогда многие считают, что правила пунктуации неоправданно сложны и вся система нуждается в реформировании? Это можно объяснить следующими причинами:

А) Русская пунктуация мало изучена и освоена (не понята закономерность ее построения).

Б) Современный пользователь языка, не владея в должной мере ее преимуществами, значительно скован в своих действиях многочисленными формальными правилами .

Все эти проблемы можно решить, если отойти от описательного метода и сформулировать объективные законы , отраженные в существующих классических правилах. В этом случае:

А) учебный процесс будет значительно упрощен;

Б) пользователи языка получат большую свободу при построении письменного текста;

В) отпадет желание реформировать систему , имеющую понятное и логически обоснованное содержание.


§2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ПУНКТУАЦИИ (ЧТО МЫ ИМЕЕМ)

1. До настоящего времени остаются действующими «Правила орфографии и пунктуации» 1956 года, в которых в очень кратком изложении определяется область применения каждого знака. Правила пунктуации с современными поправками изложены в академическом справочнике под ред. Лопатина.

В течение более чем полувека с момента издания «Правил» было выпущено множество различных учебных пособий с более подробным рассмотрением материала, однако описательный характер первоисточника в них сохранился.

2. Имеются теоретические наработки , в которых пунктуация определяется как часть графической системы языка, обеспечивающей точное и полное выражение содержания речи. Также сформулированы основные принципы пунктуации : смысловой (семантический), структурно-синтаксический (грамматический) и интонационный.

В то же время все эти достижения лингвистической науки излагаются только во вводных частях учебников , а правила пунктуации в основном формулируются исходя из грамматического принципа.

3. В школьной практике интонационный принцип практически не изучается, даже перечислительная интонация никак не определяется – это просто «особая» интонация. В высшей школе подробно изучаются составляющие элементы интонации, но на практике эти знания не применяются.


§3. КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

Во-первых , следует отказаться от описательного характера правил без указания их мотивации. Правила должны быть сведены в единую систему , реально отражающую действие названных принципов.

Во-вторых , следует в полной мере использовать интонационный метод анализа, так как именно с помощью интонации различаются парные грамматические конструкции. Применение интонационно-структурного метода позволяет решить те вопросы, которые в настоящее время регламентируются большим количеством правил.

Тема 2. Основные принципы пунктуации

§1. ПОНЯТИЕ О ПУНКТУАЦИИ

Пунктуация – это часть графической системы русского языка, наука о правильном выборе знаков препинания при оформлении письменной речи, а также сама система знаков препинания. Знаки препинания ставятся между словами или группами слов, с их помощью происходит смысловое членение письменной речи .

К основным знакам препинания относятся: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

По своим функциям знаки препинания делятся на три группы:

А) Отделительные знаки служат для отделения предложений в тексте и оформления отдельного предложения как законченного. К ним относятся точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Б) Разделительные знаки служат для определения границ между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного. К ним относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие.


Примечание

Иногда отделительные и разделительные знаки объединяют в одну группу, так как они выступают как одиночные знаки


В) Выделительные знаки служат для выделения отдельных речевых отрезков в простых осложненных и сложных предложениях (обособленные члены, придаточные предложения, вводные слова, обращения), а также для оформления прямой речи. К ним относятся парные знаки : две запятые (или одна на границе предложения), два тире, тире и двоеточие, двойные скобки, двойные кавычки.


§2. ТРИ ПРИНЦИПА РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

1. Взаимосвязь трех принципов пунктуации

В основе русской пунктуации лежат три принципа : семантический (смысловой), грамматический (структурно-синтаксический) и интонационный. В действительности, эти три принципа тесно связаны между собой , как связаны форма и содержание любого явления.

2. Семантический (смысловой) принцип

Письмо должно точно и полностью выражать содержание высказывания , при этом знаки препинания должны способствовать ясности в изложении мыслей , в отделении одной части высказывания от другой.

3. Интонационно-грамматический принцип

Содержание речи выражается формой речи , которая основывается на двух принципах грамматическом и интонационном . Интонация и грамматика предложений связаны между собой: простое предложение, сложное предложение, предложения с однородными и обособленными членами – все эти синтаксические конструкции имеют определенную интонацию.

Соответственно, во многих случаях интонационный и грамматический принципы постановки знаков препинания следует рассматривать как единый интонационно-грамматический принцип.

Только грамматический или только интонационный принципы являются частными случаями в общей системе пунктуации.

4. Только грамматический принцип

Возможности интонации являются ограниченными , и не все грамматические связи можно передать интонационными средствами. Так, в сложных предложениях не всегда интонационно можно выделить обособленные члены , так как интонация сложного предложения строится таким образом, чтобы выразить старшую синтаксическую структуру .

В этом случае знаки препинания ставятся в соответствии с грамматическим принципом, например:

Денщик уже не спал, а, готовя ужин, суетился вокруг печи. Здесь пауза после союза А отсутствует, но запятая ставится.

5. Только интонационный принцип

Одна и та же грамматическая форма может иметь разное содержание в зависимости от интонации. Это, например, относится к наличию или отсутствию пауз между группами слов, которые определяют их грамматические связи, сравнить: ходить – долго не мог и ходить долго – не мог . В таких синтаксических конструкциях, как бессоюзное сложное предложение, интонация является основным средством для выражения смысловых связей между простыми предложениями и определяет постановку знаков препинания, например:

А) Молодежь ушла, в клубе стало скучно (запятые, перечислительная интонация, автор не указывает причинно-следственную связь между событиями.

Б) Молодежь ушла - (поэтому) в клубе стало скучно (тире, значение «причина-следствие», разделительная интонация).

В) Молодежь ушла : (так как) в клубе стало скучно (двоеточие, значение «следствие-причина», пояснительная интонация).

Таким образом, в приведенных примерах знаки препинания ставятся в соответствии с интонацией , при этом речь идет об одной и той же грамматической форме .


§3. РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ИНТОНАЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Грамматическая форма предложения уже выражена в устной речи

Для передачи грамматической формы предложения знаки препинания являются дополнительным средством , так как грамматические связи между словами или простыми предложениями в составе сложных предложений уже выражены различными способами (например, окончаниями слов в словосочетаниях, порядком слов в простых предложениях, союзами в сложных предложениях).

2. Особенности интонации можно передать только с помощью знаков препинания

Для передачи интонационной формы предложения знаки препинания являются основным и единственным средством, поэтому их постановка в обязательном порядке должна соотноситься с интонацией предложения. Это становится особенно важным, когда только с помощью интонации выражаются разные смысловые связи между частями предложения (как, например, в БСП ).


– Но если интонационный принцип так важен, нельзя ли при выборе знаков препинания пользоваться преимущественно им?

– В самом общем виде правила постановки знаков препинания привязаны к конкретной грамматической конструкции, поэтому в любом случае необходимо определить ее вид, поэтому без грамматики обойтись сложно .

В то же время люди, много работающие с текстами, могут чисто интуитивно пользоваться интонационным методом , не определяя грамматическую форму предложения.


ИЗ ФОРУМА (вот она, интуиция!)

Очень часто я именно так и делаю: ставлю знаки препинания так, как слышу и вижу.

Пишу часто под импульсом. Летаю в облаках. Заземление у меня отсутствует.

Видимо, игры подсознания. Больше не знаю, как объяснить!

Правда, перечитав позже, я способна увидеть, где я ошиблась с запятой.

Тема 3. Интонационная модель предложения

§1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИ

1. Интонация – весьма сложное явление в языке

С одной стороны, интонация подчиняется объективным законам , то есть наблюдается определенная связь между грамматической формой речи и ее интонацией.

С другой стороны, влияние субъективного фактора также велико: достаточно вспомнить, сколько различных смысловых оттенков можно придать одной и той же фразе только с помощью интонации.

2. Замена реальной интонации интонационной моделью

При изучении любого сложного явления необходимой задачей является построение его модели, в которых подчеркивают существенные особенности явления и, наоборот, отвлекаются от свойств менее значимых.

3. Элементы интонации

Среди существенных элементов интонации , которые мы легко различаем на слух, можно назвать следующие:

А) Интонационное (тоническое) ударение , то есть повышение или понижение тона (голоса) ударного слога. Повышением или понижением тона называют изменение частоты произносимого звука ; при этом восходящий тон передает идею незаконченности , а нисходящий – идею законченности .

Б) Паузы различной длительности.

В) Различный темп при произношении отдельных речевых отрезков.


Примечание

Паузы в соответствии с их длительностью условно можно разделить на три вида:

ПЗ1 короткая пауза – не обозначается знаками препинания

ПЗ2 нормальная пауза (или просто пауза) – обозначается запятой

ПЗ3 увеличенная пауза – обозначается тире или двоеточием.

При создании интонационной модели перечисленные элементы являются основными , именно они формируют фразу как основной структурный элемент речи .


§2. ФРАЗА КАК ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Определение

Фраза – это речевой отрезок , состоящий из ряда слов и имеющий интонационный центр, то есть ударный слог, на котором происходит повышение или понижение тона (голоса). Фразы отделяются друг от друга паузами различной длительности и характеризуются определённым темпом произношения (примеры различных фраз будут приведены ниже).

2. Фраза является основным структурным элементом речи

Интонация связывает группу слов, входящих во фразу, в единое целое. Таким образом, фраза является тем структурным элементом , из которого затем строятся различные синтаксические конструкции (словосочетания, простые и сложные предложения и т.д.) Любая синтаксическая конструкция – это набор из двух или большего количества фраз нисходящего или восходящего тона.

Если фраза является распространенной , то для удобства произношения она делится с помощью коротких пауз на части (или синтагмы ). Синтагма отличается от фразы тем, что она не всегда имеет интонационное ударение (то есть повышение или понижение тона на ударном слоге).

Тема 4. Интонация различных синтаксических конструкций

§1. ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Рассмотрим следующее простое предложение: Огромные белые облака медленно плывут по небу.

А) Оно строится следующим образом:

Огромные белые облакА это фраза восходящего тона, ударение падает на слово облака , далее пауза (условное обозначение ПЗ1), далее фраза нисходящего тона медленно плывут по нЕбу , ударение на слове по небу.

Б) Позиция ударного слога

Обычно интонационное ударение падает на ударный слог последнего слова фразы , но могут быть выделены и другие слова в составе фразы, что является авторским решением при составлении текста или при его художественном чтении. Смещение ударения на другие слова приводят к его логическому выделению (на слово в этом случае падает логическое ударение) .

В) Грамматическая связь слов в предложении

Слова, входящие в предложение, соединяются между собой грамматической связью , которая проявляется на уровне основы предложения (подлежащего и сказуемого), а также словосочетаний, входящих в предложение.

Г) Новое качество (актуальное членение простого предложения)

в то же время предложение не является простым соединением предикативной основы и словосочетаний с помощью интонации оно делится на две части , выражающие дополнительное смысловое соотношение тема – рема , или предмет и сообщение о предмете.

2. Структурные варианты

Группировка главных и второстепенных членов в составе фразы может быть различной, при этом обычно образуется уравновешенная конструкция из примерно равного количества слов в каждой части. Наиболее часто встречаются следующие виды разбивки :

А) Группа подлежащего – группа сказуемого (или наоборот):

На западе догорала (ПЗ1) последняя заря.

Хмурившаяся с утра погода (ПЗ1) начала разъясняться.

Б) Предикативная группа (подлежащее и сказуемое) – обстоятельство (или наоборот):

Облака вытягиваются по небу (ПЗ1) длинными туманными прядями.

Терек бурлил (ПЗ1) в проснувшемся лесу.

В) Другие варианты

Наряду с приведенными стандартными формами разбивки могут встречаться и другие, более сложные, например: Наружности он был (ПЗ1) богатырской.

3. В простом предложении мы впервые сталкиваемся с проблемой постановки знаков препинания

Пауза, разделяющая две фразы в составе простого предложения, часто воспринимается как сигнал к постановке запятой , но запятая в простом предложении не ставится в соответствии со следующим правилом:

Простое предложение имеет определенную интонационную структуру, а именно: фраза восходящего тона – короткая пауза (обозначает перелом интонации) – фраза нисходящего тона.

Данная интонационная форма воспринимается как стандартная , соответственно, знаки препинания в простом предложении отсутствуют.

4. Интонация распространенных предложений

Если фразы простого предложения имеют значительный объём (более 3-4 слов), то они разбиваются на смысловые части (синтагмы ) с помощью коротких пауз, которые необходимы для нормального произношения текста, например:

В июльские вечера (пауза) опьяняющий медвяный запах липы (пауза, повышение тона) поглощает все другие запахи города (понижение тона).

Даже после заката солнца (пауза) тополь не упускает возможности воспользоваться (пауза, повышение тона) последним теплом и светом (понижение тона).

5. Особенности решения

А) Распространенное обстоятельство

Распространенное обстоятельство в начале простого предложения обычно выделяется паузой, если оно относится ко всему предложению. При значительной распространенности оно составляет отдельную фразу с собственным интонационным ударением и выделяется запятой.

Б) Наличие нескольких пауз

– Почему в простом предложении ставят лишние запятые?

– Наличие нескольких пауз в распространенном простом предложении часто приводит к тому, что их на письме обозначают запятыми, что является ошибкой.

В) Запятые в простом предложении ставятся только в том случае , если оно является осложнённым однородными или обособленными членами (в этом случае происходит перестройка интонационной схемы предложения).


§2. ПЕРЕЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

1. Перечислительная интонация выражает сочинительную связь между однородными членами

При наличии однородных членов в интонации простого предложения происходят существенные изменения, а именно: на первое место выдвигается необходимость выразить сочинительную связь между однородными членами , так как интонация в этом случае является основным способом выражения этой связи.

2. Элементы перечислительной интонации

В предложении с однородными членами каждый однородный член является интонационным центром отдельной фразы. Интонация такого вида называется перечислительной , а паузы между однородными членами на письме обозначаются запятыми , например:

Примечание. Отметим, что однородные отношения между определениями можно выразить не во всех случаях , например:

Неглубокое , но чистое Озеро (короткая пауза, повышение тона) лежало перед нАми (понижение тона).

В этом случае старшей конструкцией является структура простого предложения, состоящая из двух фраз. Но это же предложение можно перестроить так, чтобы однородные отношения можно было выразить (с ударением на однородных прилагательных):

Перед нами лежало неглубОкое (пауза, повышение тога), но чИстое озеро .


§3. ИНТОНАЦИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ

1. Определение

Обособление одного или нескольких членов предложения – это выделение их в устной речи с помощью интонации, а на письме – с помощью запятых или тире.

2. Особенности интонации обособления

Интонацию обособленных членов можно назвать интонацией обособления. Обособленный оборот является отдельной фразой восходящего или нисходящего тона , то есть имеет интонационное ударение, и выделяется паузами.

3. Различное положение обособленных оборотов в предложении

Обособленные обороты могут находиться в начале, в конце или в середине предложения, в соответствии с этим меняется интонационная модель предложения :

А) Поражённый страхом (повышение тона, пауза), я иду за матушкой (обособленный оборот находится в начале предложения и является фразой восходящего тона)

Б) Мы вошли в рощу (повышение тона, пауза), влажную от дождя (обособленный оборот находится в конце предложения и является фразой нисходящего тона)

В) Разговор его (повышение тона, пауза), свободный и любезный (повышение тона, пауза), вскоре рассеял мою застенчивость (обособленный оборот находится в середине предложения и произносится с общим пониженным (вставочным) тоном.)


– Что означает выражение «общий пониженный тон»?

– Интонация обособления оборота, стоящего в середине предложения, называется «вставочной», что обеспечивается ровным, но измененным относительно главного сообщения тоном (такое изменение может обозначаться небольшим понижением тона, а также незначительным ускорением темпа речи).


§4. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Тире между подлежащим и сказуемым

Примером разделительной интонации является интонация простого предложения, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. В этом случае предложение состоит из двух фраз восходящего и нисходящего тона, которые разделяются увеличенной паузой. Такая интонация называется восходяще-нисходящей .

2. Разделительное тире

Разделительное тире обозначает увеличенную паузу (ПЗ3) на месте пропуска глаголя-связки быть между подлежащим и составным именным сказуемым.

Группа подлежащего обычно составляет фразу восходящего тона, а группа сказуемого – фразу нисходящего тона, например:

Наш долг (пауза) – защищать крепость.


§5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ, ИЛИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ, ИНТОНАЦИЯ

1. Бессоюзное сложное предложение

Предупредительную, или пояснительную, интонацию удобно рассмотреть на примере бессоюзного сложного предложения. При предупредительной интонации в конце первого предложения делается неполное понижение тона и значительное увеличенная (предупредительная) пауза (ПЗ3), далее следует второе предложение с собственной интонацией. Такая интонация называется нисходяще-нисходящей .

2. Особенности предупредительной интонации

Предупредительная интонация соответствует двоеточию и имеет значение последующего пояснения, изъяснения или следственно-причинных отношений:

А) Забил снаряд я в пушку туго и думал (ПЗ3): угощу я друга (изъяснение).

Б) Она несла чашку какао и, поставив её перед Павлом Петровичем, вся застыдилась : (ПЗ3), горячая краска разлилась алой волной по её миловидному лицу (пояснение).

В) Нередко я плакал, читая (ПЗ3): так хорошо рассказывалось о людях (следствие – причина).


§6. ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности присоединительной интонации

Присоединительный член предложения имеет собственную интонацию в соответствии со своей структурой (например, интонацию однородных членов для присоединяемого однородного ряда).

Перед присоединительным членом делается полное понижение тона , как в конце предложения, но пауза (ПЗ3) имеет меньшую длительность по сравнению с паузой между предложениями или паузой в случае предупредительной интонации.

2. Присоединительный член в конце предложения выделяется с помощью тире:

Мы зашли в ельник (ПЗ3) – тёмный, пропахший запахом хвои (присоединительный член является однородным рядом определений с перечислительной интонацией).

От этого зависит наше счастье (ПЗ3) – настоящее и будущее (присоединительный член является однородным рядом определений, соединенных союзом И и составляющих одну фразу нисходящего тона).


§7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

1. Особенности исключительной интонации

Исключительная интонация применяется в предложениях с присоединительными членами , которые в середине предложения обособляются с помощью тире. В этом случае присоединительный член предложения является отдельной фразой с изменённым темпом речи и общим пониженным тоном и выделяется с двух сторон увеличенными паузами (ПЗ3), например:

Посидели (ПЗ3) – больше для приличия (ПЗ3) – ещё несколько минут.

2. Область применения

Исключительная интонация с измененным темпом речи применяется также для выделения вводных предложений и вставных конструкций , при этом распространенные вставные конструкции представляют собой высказывания второго плана с собственной интонацией:

Мой приход (ПЗ3) – я, конечно, это мог заметить (ПЗ3) – смутил гостей.


§8. ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ИНТОНАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В приведенной ниже обобщенной таблице показано соответствие между видом синтаксических конструкций, интонацией и используемыми знаками препинания.

Тема 5. Два описания русской пунктуации (общепринятое и новое)

§1. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ НОВОГО ОПИСАНИЯ

1. Знаки препинания и интонация

Предложение в устной речи состоит из интонационных речевых отрезков , разделенных паузами. Такое представление предложения условно можно назвать его интонационной структурой, или интонационной моделью.

Знаки препинания на письме помогают выявить и уточнить интонационно-грамматическую структуру предложения. По словам К. Паустовского, «Знаки препинания – это как нотные знаки, они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Соответственно, интонация позволяет «не рассыпаться» устной речи.

2. Особенности русской пунктуации

Систему пунктуации не стоит рассматривать только как формальные общепринятые правила оформления письменной речи, не связывая ее с устной речью . Постановка знаков препинания связана с интонационно-грамматической структурой предложения и может определяться на слух. Таким образом, в устной речи практически всегда есть подсказка , помогающая сделать правильный выбор.


§2. ОБЩЕПРИНЯТОЕ ОПИСАНИЕ ПУНКТУАЦИИ (В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА РАССМАТРИВАЕТСЯ ВЫБОР ТИРЕ В БСП ) (КЛАССИКА ЖАНРА)


– А почему в качестве примера рассматривается именно эта тема?

– На примере БСП особенно ясно видны недостатки классического варианта и достоинства интонационного решения.


В БСП делается выбор в большинстве случаев между тремя знаками препинания – запятой, тире и двоеточием, причем этот выбор регулируется большим количеством правил. Вы можете выучить все правила, успешно применить их к вашему предложению, но при этом окажется, что тире может заменять двоеточие, да и запятую тоже можно иногда поставить.

1. Как создаются правила

В классическом варианте для каждого вида грамматической конструкции определяются дополнительные семантические признаки конкретных предложений (противопоставление, резкий переход, пояснение, следствие, условие и др .) и для каждого из них формулируются правила с примерами-образцами. Например, в БСП при значении противопоставления между его частями ставится тире.


2. Как выбираются знаки препинания

Вы определяете грамматику вашего предложения, а также дополнительные семантические признаки, а затем для своего примера пытаетесь подобрать соответствующее правило и похожий пример-образец.

Таким образом, знаки препинания ставятся по следующей схеме :

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 1 → ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 1

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА → СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК 2 →ВЫБОР ЗНАКА ПРЕПИНАНИЯ ПО ПРАВИЛУ 2 И Т.Д.

Примеры

Грамматическая форма – БСП , знак препинания – тире, смысловые факторы перечислены (противопоставление, следствие, причина, условие, сравнение и т.д.)

1. Неожиданное присоединение, быстрая смена событий (можно вставить союз И ):

2. Противопоставление (можно вставить союзы А, НО ):

3. Вторая часть является следствием или выводом:

На улице дождь – выйти невозможно.

4. Первая часть обозначает время или условие (можно использовать союзы ЕСЛИ, КОГДА ):

5. Вторая часть является сравнением:

Посмотрит – рублем подарит.

6. Вторая часть имеет присоединительный характер:

На стене ни одного образа – дурной знак.

7. Вторая часть (обычно неполное предложение) имеет значение изъяснения:

8. Вторая часть обозначает причину:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село

3. Комментарий

Перед нами типичный пример описательной науки , предлагающей запомнить 8 правил, между которыми трудно уловить какую-либо связь . Кроме того, по правилу 7 (значение изъяснения) и по правилу 8 (следственно-причинные отношения) тире фактически выполняет функцию двоеточия (как их различить ?).

В описательном варианте количество правил имеет тенденцию к постоянному увеличению , так как рассматриваются всё новые и новые варианты , но при этом вы можете так и не найти подходящий для вас образец.

При таком подходе семантика предложения как бы отодвигается на второй план, главная задача корректора текста – найти подходящее правило и указать ссылку на него .


– Но разве возможно более простое решение?

– Возможно, если мы не будем действовать таким сложным путем, а сразу воспользуемся обобщенным смысловым значением каждого знака пунктуации и соотнесем его с соответствующей интонацией .


§3. ПРИМЕР НОВОГО ОПИСАНИЯ ПУНКТУАЦИИ ДЛЯ БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Другая рабочая схема

Схема решения меняется и приобретает следующий вид:

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ФОРМА (БСП ) → ОБОБЩЕННЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК (разделение, присоединение, пояснение, перечисление) → СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ИНТОНАЦИЯ И ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ

В БСП применяются два вида тире : разделительное и присоединительное, что соответствует разделительной и присоединительной интонации. Двоеточие соответствует пояснительной интонации, а запятая перечислительной или присоединительной .

2. Разделительная интонация делит БСП на две части

нисходяще-восходящая , повышение тона – пауза – понижение тона.

Обобщенный смысловой фактор связан с делением предложения две фразы , разделенные паузой, и включает две темы :

А) резкий переход или противопоставление (БСП как аналог ССП с сочинительными союзами)

БСП как аналог ССП , пропущены союзы И, А, НО:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Б) прямая последовательность событий (БСП как аналог СПП с подчинительными союзами)

Прямая последовательность событий – это «причина – следствие, время – событие, условие – событие, факт – вывод».

Дополнительная характеристика: БСП как аналог СПП , в котором на первом месте стоит придаточное предложение , при этом можно вставить соответствующие подчинительные союзы ТАК КАК, КОГДА, ЕСЛИ, КАК :

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Волков бояться – в лес не ходить.

Посмотрит – рублем подарит.

Примечание

При обратной последовательности событий (следствие-причина, вывод – факт) используется пояснительная интонация и ставится двоеточие.

3. Присоединительная интонация в БСП обозначает неоднородность отношений между частями БСП

Общая характеристика: интонация нисходяще-нисходящая , с полным понижением тона перед паузой.

А) При отсутствии увеличенной паузы ставится запятая, в этом случае второе предложение распространяет тему первого предложения, например:

Дождь кончился, можно было выйти из укрытия (распространение)

Б) При наличии увеличенной паузы ставится тире , которое обозначает взаимообусловленность предложений: На стене ни одного образа – дурной знак (присоединение).

Присоединительная интонация в БСП отличается как от перечислительной, так и от пояснительной интонации:

А) Присоединительная интонация обозначает неоднородные отношения в общем случае (без конкретизации их направленности);

Б) Перечислительная интонация выражает однородные отношения ;

В) Пояснительная интонация выражает неоднородные отношения определенной направленности , а именно когда вторая часть поясняет первую .

4. Когда тире заменяет двоеточие (теория)

– А можно как-то обосновать замену двоеточия тире в БСП ?

А) Тире вместо двоеточия может использоваться для выражения любых отношений , где используется двоеточие, – изъяснительных, пояснительных и следственно-причинных .

Б) В этом случае пояснительная интонация заменяется присоединительной интонацией .

В) Возможность такой замены обусловлена тем , что пояснительная и присоединительная интонация является нисходяще-нисходящей и отличается только по наличию предупредительной паузы.

Г) В этом случае присоединительная интонация , в отличие от пояснительной, обозначает общую обусловленность отношений без указания на ее направленность.

5. Замена двоеточия тире (практические примеры)

А) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) при изъяснении обозначает отсутствие предупредительной паузы, ускоренный темп речи :

Иногда мне думается – надо бежать.

Б) Применение присоединительной интонации (вместо пояснительной) для выражении следственно-причинных отношений связано с желанием автора обозначит обусловленность событий , не конкретизируя их как следственно-причинные или причинно-следственные:

Василий Кузьмич замолк – мы въезжали в село.

5. Комментарий

– Но чем всё-таки интонационное решение задач проще обычного?

Для ответа рассмотрим в качестве примера самое простое предложение:

Сидим дома, на улице холодно и ветрено.

При классическом решении нужно установить тип отношений как следственно-причинный и вспомнить правило, которое рекомендует в данном случае ставить двоеточие, а также вспомнить, что иногда тире может заменить двоеточие. А вы видите, что в предложении стоит запятая. Так это неправильно? Что делать?

Совсем другие возможности предоставляет вам интонационно-грамматический метод . В этом случае автор по своему желанию может выразить различные смысловые отношения между частями БСП:

А) представить их как независимые сообщения (запятая, перечислительная интонация ) или как сообщения, связанные одной темой, при этом второе сообщение распространяет тему первого сообщения (запятая, присоединительная интонация );

Б) обозначить зависимость событий (тире, присоединительная интонация );

В) обозначить направленность этой зависимости как «следствие – причина » (двоеточие, пояснительная интонация).


Все преимущества такого решения можно обобщить следующим образом:

А) Выбор знака делается по смыслу, а не формальным правилам .

Б) Выбор знаков препинания семантически и логически обоснован , в том числе обоснована замена двоеточия тире при смене интонации.

В) Принятое решение можно проверить на слух.


§4. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ (КРАТКОЕ НАПУТСТВИЕ)

1. Определите вид синтаксической конструкции

Решение пунктуационных задач начинается с грамматического анализа . Прочитайте предложение и определите его вид : простое или сложное, наличие определительных или обстоятельственных оборотов, одноименных членов и вводных выражений и др.

2. Вспомните базовые положения по теме , например:

Однородные или неоднородные определения

Однородные определения раскрывают одну тему, а неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон.

Обособленные и необособленные определения

Определение обособляется после определяемого слова и не обособляется перед определяемым словом, в то же время в виде исключения обособление возможно в любой позиции (все варианты принципиально различны по интонации ).

Бессоюзное сложное предложение

Для разделения простых предложений используются:

А) запятые (независимые предложения),

Б) тире (аналог ССП с пропущенными сочинительными союзами А, НО ),

В) тире или двоеточие (аналог СПП с пропущенными подчинительными союзами).

3. Применение интонационного анализа

А) Основные этапы

Интонационный анализ предложения проводится после грамматического анализа и является заключительным этапом при решении пунктуационной задачи. Структура любого предложения (его интонационная модель) состоит из отдельных фраз, разделенных паузами и имеющих тоническое ударение .

Убедитесь, что ваше предложение делится на такие фразы-отрезки, соотнесенные с грамматикой данного предложения. Выберите нужный знак препинания на границе между интонационными фразами , например:

Так я и просидел на камне до самого вЕчера, вглядываясь вдаль и пытаясь рассмотреть там корАбль .

Это простое предложение, осложненное однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Предложение состоит из двух фраз, при этом однородные обстоятельства, связанные союзом И, составляют одну фразу, запятая между ними не ставится.

Запятая ставится на границе двух фраз для выделения обособленного оборота, состоящего из двух деепричастных оборотов.

Б) Постановка знаков пунктуации проверяется в устной речи : правильно прочитанный (в том числе при диктовке) текст уже содержит информацию о выборе нужных знаков.

Если грамматика предложения допускает два (три) варианта решения, то следует учитывать следующее: постановка или отсутствие пунктуационного знака, а также выбор конкретного знака (запятая, тире, двоеточие) меняет интонацию предложения и выражает определенные смысловые оттенки.

Если вы составляете текст, обязательно проверяйте его «читаемость» , то есть деление на интонационные отрезки с помощью пауз. Если текст «не читается», то это значит, что его грамматическая форма требует доработки.

4. Если вы хорошо освоили интонационно-грамматический метод

А) Пишем по слуху

Если вы освоили интонационный метод достаточно уверенно, но можете ставить знаки препинания по слуху , разбивая текст на фразы и обозначая паузы между ними подходящими знаками в соответствии с разделительными, пояснительными, присоединительными или перечислительными отношениями .

Б) Когда можно забыть о правилах

Забудьте на время о правилах , когда составляете текст; расставляя знаки препинания, старайтесь сделать его максимально выразительным .

В) Вас просят объяснить выбор знака?

Теперь можно вспомнить грамматику и даже правила, но уже применительно к готовому решению. Здесь вы будете на высоте , имея возможность объяснить смысл любого правила и семантические особенности парных вариантов .

Всегда начинайте свой ответ с определения вида синтаксической конструкции.

Г) Вас просят «дать ссылочку»?

Это уже «сложнее», так как потребуется некоторый опыт ориентации в существующих классических правилах (Лопатин или Розенталь) .

Впрочем, освоиться в этом совсем не сложно - открывайте правила и ищите соответствующие темы. Теперь вы сами можете объяснить выбор того или иного решения у Лопатина и Розенталя.


§5. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ (ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА)

1. Постановка задачи

Причастный оборот может занимать различную позицию относительно определяемого слова. Причастный оборот может обособляться или не обособляться , что на письме обозначается определенными знаками препинания, а в устной речи им соответствует различная интонация.

2. Три варианта постановки знаков препинания для причастного оборота

А) Заранее оседланные лошади (пауза) уже стояли у ворот (исходный вариант)

Это простое предложение , построенное по смысловому принципу тема-рема , состоит из двух фраз, разделенных короткой паузой. Знаков препинания нет, определительный оборот входит в одну фразу с определяемым словом и не имеет собственного интонационного ударения.

Б) Лошади , (пауза) заранее оседланные , (пауза) уже стояли у ворот .

Это простое предложение с обособленным определением, обособленный оборот составляет отдельную интонационную (вставочную) фразу и выделяется запятыми.

Предложение состоит из трех фраз, смысловой статус оборота повышен , это полупредикативная конструкция , а всё предложении является аналогом СПП с придаточным определительным.

В) Заранее оседланные , (пауза) лошади уже стояли у ворот .

Обособленный оборот стоит перед определяемым словом, но отделяется запятой (нестандартное решение). Соответственно, статус оборота еще более высок , ему приписывается дополнительное обстоятельственное значение. Предложение состоит из двух фраз и является аналогом СПП с придаточным времени (подчеркивается временная последовательность действий).


Таким образом, изменение грамматической и интонационной структуры предложения позволяет автору выразить дополнительные смысловые оттенки (одна или две ситуации в неосложненном или осложненном предложении, дополнительное обстоятельственное значение обособленного определительного оборота в препозиции).

Тема 6. Краткая история русской пунктуации (историческая справка)

§1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

1. Знаки препинания и их употребление до XVIII века

В древнерусской письменности текст не членился на слова и предложения, однако уже тогда встречались такие знаки препинания, как точка, крест, волнистая черта .

Они делили текст на смысловые отрезки или обозначали остановку в работе писца , однако в дальнейшем эти знаки не получили широкого распространения.

2. Раздельное написание слов

Начиная с XVI века в рукописных изданиях утверждается принцип раздельного написания слов , и между словами и предложениями начинают ставиться знаки препинания.

3. Пунктуация и введение книгопечатания

Большое значение для развития пунктуации имело введение книгопечатания . В середине XV века итальянские типографы изобрели пунктуацию для европейской письменности , которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.

4. Развитие русской пунктуации

Современная русская пунктуация является результатом длительного и сложного взаимодействия пунктуационной системы, которая была установлена в европейских странах после введения книгопечатания, и тех приёмов употребления знаков, которые складывались в русской письменности с XVIII столетия и до настоящего времени.

Первые попытки осмысления пунктуации связаны с именами М. Грека, Л. Зизания, М. Смотрицкого. Теорию пунктуации излагал М. Ломоносов в «Российской грамматике», который писал: «Строчные знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам» (семантический и грамматический принципы ).

Правила у Ломоносова были сформулированы самые общие, но они мало чем отличаются от современных правил, что свидетельствует о стабильности и устойчивости русской пунктуации!

А вот знаменитый Я. Грот стремился понять интонационное оформление речи, а не менее известный Л. Щерба также считал фразовую интонацию основой пунктуационных правил .


§2. ИСТОРИЯ ОСНОВНЫХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка

Древнейшим знаком препинания является точка, которая встречается уже в памятниках древнерусской письменности (лат. punktum – точка). Различались точки разного вида : срока – точка в середине строки и собственно точка , которая ставилась внизу, причем они могли быть разного размера и цвета.

2. Запятая

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая (от глагола пять в значении держать, останавливать ), этот знак встречается уже в XV веке. Запятая указывала на незаконченность действия и давала возможность сделать паузу при чтении.

3. Двоеточие

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

4. Тире

Тире – от tirer (фр.) – растягивать, знак препинания, который применяется во многих языках. Его название установилось не сразу. В «Российской грамматике А. А. Барсова (1771 год) он назвается «молчанка », затем «черта ». В русскую письменность тире ввел Н. М. Карамзин .

Этот знак часто встречается в его «Бедной Лизе», но при этом выполняет различные задачи: с помощью тире обозначаются паузы, усиливаются контрасты, передаются эмоции героев. В дальнейшем у тире появляются более четкие правила употребления .

Слово тире встречается с начала 1820 годов. А. Х. Востоков в «Сокращенной русской грамматике» (1831 год) назвал его «знаком мыслеотделительным ».

5. Вопросительный знак

В русском языке XVI – XVIII веков вопросительный знак назывался «точка вопросительная ». Он отмечен в печатных книгах XVI века, однако для выражения вопроса закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] употреблялся знак [;].


6. Восклицательный знак

Восклицательный знак назывался «точка удивления ». Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ

Принцип пунктуации Определение Пример, комментарий

Грамматический Основной принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с его грамматическим строением. Таковы, например, знаки в конце предложения, знаки между частями сложного предложения, между однородными членами предложения и др. Сегодня быть он обещал, да, видно, почта задержала. (П.)

Обратите внимание на запятую после союза «да»: паузы после него нет, а знак ставится, поскольку мы должны выделить вводное слово с двух сторон.

Смысловой Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с оттенками смысла. Применяется тогда, когда именно знак препинания позволяет правильно интерпретировать смысл предложения, а грамматически нередко возможны варианты. Кот несся на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине(Пауст.).

Если не поставить запятую между двумя определениями, не считая их однородными по контексту, то получится, что у кота три лапы, на которых он несется, и еще четыре передних. Не кот, а осьминог какой–то.

Интонационный Подчиненный принцип пунктуации, который предписывает знаки в предложении ставить в соответствии с особенностями интонации. Да. Да! Да?! Да…

Видите, как по–разному можно произнести одно и то же слово. И смысл совсем разный.

Одиночные, разделяющие знаки

Ставятся между предложениями, частями сложного предложения, однородными членами предложения, подлежащим и сказуемым и членят текст на отрезки

Членят текст на законченные мысли – предложения; знаки! и? к значению разделения добавляют смысловые и эмоциональные оттенки восклицания, вопроса. Да. Да? Да!

Разные знаки – разный смысл.

… В конце предложения или при обрыве предложения указывает на недосказанность мысли.

В середине может указывать на недосказанность или обозначать пропуск в цитате. Последнее часто в сочетании со скобками: (…) Да…



Еще один смысловой оттенок по сравнению с предыдущими примерами

, ; В середине предложения членят текст на равнозначные грамматически и логически отрезки и ставятся между частями сложного предложения, однородными членами простого. Обладают разной разделяющей силой.

Обратите внимание: вот основное правило, которым мы (часто интуитивно) пользуемся: ставь точку с запятой тогда, когда запятой мало, а точки много.

; часто имеет смыслоразличительное значение, помогая правильно интерпретировать смысловые связи, или подчеркивает структурную и смысловую самостоятельность каких–либо частей предложения, когда членит распространенные, имеющие внутри знаки синтаксические конструкции. Снежок изрезан лыжами; как снег, скрипуч и сух.

Смыcлоразличительный знак, который помогает сравнительный оборот отнести по cмыслу ко второму и третьему сказуемому.

: Имеет значение толкования. Все, что сказано после: , раскрывает смысл, указывает на признак, причину того, что сказано в первой части предложения.

Как одиночный знак ставится только между частями сложного предложения, чаще всего бессоюзного.

Обратите внимание: не путайте: как одиночный знак с: и – как двойным знаком, который употребляется только в предложениях с однородными членами с обобщающим словом.

– Употребляется и в простом и в сложном предложении и обозначает:

Пропуск членов предложения, прежде всего связки в составном именном сказуемом;

Противопоставление (на месте знака можно ставить союз НО), сопоставление (можно вставить союз А), сравнение (можно вставить союз КАК);

Следствие (можно вставить слово ПОЭТОМУ)

Паузу при чтении и акцентирование последующей части предложения (интонационное тире), может употребляться, когда не нужны грамматические знаки, но тема сообщения делает целесообразным применение интонационных знаков. Архитектура – застывшая музыка. (Гете);

Все жалуются на свою память – никто не жалуется на свой разум. (Ларошфуко);

Бензин ваш – идеи наши. (И. и П.);

Сказано – сделано;

У войны – не женское лицо.(Алексиевич)

, – Как единый знак употребляется только при прямой речи, цитировании и в периоде.

NB! Чаще, – встречается в результате контекстного стечения знаков препинания. Будьте внимательны! «Это лошадь отца моего», – сказала Бэла. (Л.)

Человек, не читавший утреннюю газету, – оптимист.

ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Знаки Значения знаков препинания и их грамматические особенности Примеры, комментарии

Двойные, выделяющие знаки

ставятся в начале и в конце какой–либо грамматической конструкции, чтобы показать ее грамматическую и смысловую самостоятельность. Употребляются при обособлении членов предложения, для выделения придаточных частей сложноподчиненного предложения, расположенных в середине главной, обращений, междометий, вводных и вставных конструкций.

Обратите внимание: по контексту может быть употреблена только одна, правая или левая половина выделяющего знака (двойного тире или запятых), если конструкция, выделяемая им, стоит в начале или в конце предложения. В середине предложения затруднения возникают при стечении по контексту запятой и тире.

,/…/, Из всех выделяющих знаков имеет наиболее слабо выраженное значение и употребляется во всех случаях, когда не нужны более сильные знаки, то есть для выделения придаточных частей сложных предложений в середине главных, обращений, междометий, вводных конструкций, большинства обособленных оборотов. Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (П.)

–/../– Обладает более сильным выделяющим значением, чем двойные запятые, и употребляется тогда, когда в силу структурных или смысловых особенностей выделяемой конструкции недостаточно двойных запятых:

1) при сильном распространении обособленных оборотов,

2) при возникновении у обособленного оборота значения пояснения (вместо тире можно вставить союзы ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО).

Обратите внимание: значение пояснения возникает как между предложением и обособленным оборотом в его составе, тогда ставится двойное тире, так и между частями сложного предложения, тогда ставится двоеточие. Не путайте эти конструкции (см.: Табл. 3) 1) Самый штрих его карандаша, самый почерк – железный, когда передает он железо, – и бархатный, когда передает он бархат, – очаровали меня своей артистичностью (Чук.)

2) Курс у нас один – правильный(ЧВС).

(…) Самый сильный выделяющий знак используется для выделения вставных конструкций – попутных замечаний, грамматически не связанных с предложением. А Татьяне и дела нет (их пол таков). (П.)

: … – Узкоспециализированный выделяющий знак, который используется для пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах предложения.

«…» 1) Используется при выделении чужой речи и цитат,

2) при употреблении слова в противоположном значении и в необычном переносном значении,

3) в различных названиях 1) Замяукали котята: «Надоело нам мяукать» (Чук.)

2) «Отлично», Константин! (= плохо)

3) Роман «Отцы и дети» написан в 1859 году.

Сруктурный (или синтаксиче­ский) принцип. Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Н-р, именно со структурой предложения связано употребление точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). Н-р: Известно ,1 (что,2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб,3 птицу,* притаив­шуюся в ветвях,5 птичье гнездо,6 орех на ветке7 - одним словом,8 всё),9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз),10 надо держать в воображении то), (что ищешь ). Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 - запятая отделяет придаточное от главного; 2 - запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 2, 10- запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 - запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 - запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 - тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 - за­пятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 - запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении; 12 - точка указывает на конец предложения. Эти знаки строго обязательны и не могут быть авторскими.

Смысловой принцип. Синтаксическое членение текста (в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случа­ется и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место). Н-р: 1) В предложении Жених был приветлив и очень важен, потом - он был неглуп и очень зажиточен (М. Горький) тире указывает на то, что слово потом имеет здесь значение «кроме того». При отсутствии тире потом имело бы значение «после чего-либо», «впоследствии», не­уместное в данном случае. 2) Предложение Ваше заявление должно быть рассмотрено комиссией (без знаков препина­ния) выражает уверенность говорящего в достоверности со­общаемого. А предложение Ваше заявление, должно быть, рассмотрено комиссией (с вводной конструкцией) - неуверенность, предположительность. Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Н-р: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один па волков (И. Тургенев). Первые две запятые - знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказы­ваются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Таким образом, во всех этих примерах знаки выступают как различители смысла, который и обусловливает определённую структуру предложения.

Интонационныйпринцип . Н-р, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др. Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой - в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Н-р: 1) В предложении Краткие речи/всегда более со­держательны/и способны вызвать сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В пред­ложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и дееприча­стием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсут­ствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет.

Пунктуационная система РЯ это система знаков препинания и правил их употребления.

Русская пунктуация складывалась постепенно. Был период без знаком препинания. Основной знак – точка. С появлением книгопечатания – «Грамматика Лаврентия» (. , ; : ? знак переноса слова). «Грамматика Смотрицкого» (! – удивительный знак) «грамматика Ломоносова» (8 знаков: ! () ; : . , ? знак переноса). Потом появляются … и «»

Пунктуационная система в узком смысле – основной корпус знаков препинания. 12 знаков: знаки конца (. … ? !), знаки середины (; ,), парные («» () - - ,)

В широком смысле – корпус знаков + знаки пространственной и композиционной организации (шрифт, пробелы, абзацы).

Принципы русской пунктуации:

1) Логический/ смысловой : знаки препинания указывают на смысловые отрезки;

2) Грамматический : знаки препинания являются показателями синтаксического строения речи;

3) Интонационный : знак ставится в зависимости от цитации.

Нельзя выделить ведущий принцип, все важны, хотя есть сторонники того или иного принципа. Одновременность всех трех принципов говорит о системности русской пунктуации (Реформатский).

Основные свойств а системы:

1) Иерархичность (отношения целое-часть);

2) Взаимосвязь, взаимодействие составляющих элементов (изменение одного компонента ведет за собой изменение другого);

3) Многоуровневость (форма поля; от низшего уровня к более высокому).

Системная организация пунктуации в первую очередь обнаруживается в функциях :

1) Основные :

o разделение (свойственна одиночным знакам);

o выделение (реализуется парными знаками);

2) Дополнительные :

o функция соединения (на границе частей БСП);

o функции предупреждения;

o функции повторного предупреждения (реализуются парными знаками);

o функция распределения и функция расчленения.

Пунктуационная система относится к разряду искусственных систем, т.к. она создана человеком, обслуживает естественную систему. Авторские знаки препинания доказательство. Пунктуация требует изучения.

Разделительная функция – заключается в том, что знаки препинания отграничивают синтаксические структуры или части синтаксической структуры друг от друга. Они делятся на 2 группы: знаки, указывающие на конец предложения, отделяющие одно предложение от другого; знаки, употребляющиеся внутри предложения.

Точка – нейтральный пограничный знак, употребляется в повествовательных и побудительных предложениях при отсутствии ярковыраженной восклицательной интонации.

Вопросительный знак – обозначает конец вопросительного по цели высказывания предложения.

Восклицательный знак – употребляется для обозначения правой границы восклицательного предложения.

Многоточие – пограничный знак, может указывать на недосказанность, затрудненность речи либо на наличие подтекста.

Разделительные знаки , употребляющиеся в середине предложения – это запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.

Запятая – используется для отделения друг от друга частей предложения, характеризуется синтаксически равноправным статусом. Чаще всего используется (а) между однородными членами предложения, (б) между частями ССП и некоторых типов БСП, а также (в) между однородными придаточными предложениями.

Точка с запятой – используется главным образом между частями БСП в том случае, если смысловая связь между ними не является тесной.

Двоеточие – употребляется в разделительной функции между частями БСП и обозначает либо логические, либо пояснительные, либо изъяснительные отношения между частями.

Тире – используется: между подлежащим и сказуемым, которые выражаются именем сущ или инфинитивом, при нулевой связке; в неполном предложении в качестве маркера неполноты; перед обобщающим словом, стоящим после перечислительного ряда; при оформлении прямой речи, когда слова автора стоят после прямой речи; между частями БСП с условными, временными, следственными и присоединительными отношениями.

Многоточие – сигнализирует о неожиданности следующей за ним части или о трудности говорящего в подборе слов для продолжения фразы.

Выделительная функция – при помощи знаков препинания происходит выделение части предложения. В этой функции используются скобки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие, кавычки. Скобки и кавычки отличаются только парным употреблением, остальные знаки препинания являются двойными только в том случае, если границы выделяемого фрагмента не совпадают с началом или концом предложения.

Двойная запятая – используется для выделения обособленных членов предложения (а), вводных конструкций (б), обращений (в) и придаточных предложений (г).

Двойное тире – может оформлять небольшую по протяженности вставную конструкцию.

Двойное тире с запятой – более распространенную вставную конструкцию.

Кавычки – прямая речь и цитаты.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю. Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т. п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т. п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А. Дейкиной, Т. Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д. Андреев заслуги А. Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 000 или упр. № 000

Урок 3. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

    Знать особенности пунктуации при сочетании знаков; Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания; Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный6 косогор нескошенный6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 000 из учебника, (текст стихотворения И. Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н. Гольцовой, И. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 000 (II) из учебника Н. Гольцовой (“Песня о Земле” В. Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л. Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А. Дейкиной, Т. Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

    стихотворения М. Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”; стихотворения в прозе “Простота” И. Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

    , . Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006. , Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007. , . Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.