Когда образовался хазарский каганат. Что собой представлял Хазарский каганат? Византия и Хазарский каганат

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения -- как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города -- Семендер, Азаркала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов -- Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения -- простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан -- бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100--300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX--X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев -- мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Хазарский Каганат- раннефеодальное государственное образование, возникшее в середине 7 в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского Каганата. Столицей Хазарского Каганата до начала 8 в. был г. Семендер в Дагестане, а затем г. Итиль на Нижней Волге. Во 2-й половине VII в. хазары подчинили часть приазовских болгар, а также савиров в прибрежном Дагестане; Албания Кавказская стала данницей Каганата. К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, большей частью Крыма, а также степными и лесостепными территориями Восточной Европы до Днепра.

Тема настоящей работы – «Хазарский Каганат-госдарственное устройство, хозяйство, духовная культура и значение в истории Восточной Европы»

Основная цель работы – анализ возникновения, существования и распада Хазарского Каганата, как государства, возникшего в середине VII в.

Для достижения цели нами были определены следующие задачи:

– рассмотреть историю возникновения Хазарского Каганата;

– описать особенности общественно-политического и хозяйственно-культурного строя Каганата;

Рассмотреть историю распада Хазарии и сделать выводы.

Для достижения цели мною были использованы самые различные источники, начиная от известного учебника Р. Фахрутдинова и заканчивая работами Л.Гумилёва. Так же большое внимание изучению данного вопроса уделяли такие авторы, как Артамонов М. И. в «История хазар», Кёстлер А. в своей работе «Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие», Магомедов М.Г. «Образование Хазарского Каганата», Новосельцев А. П. –»Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа и др.

Основным источником я считаю известную работу М. Артамонова «История хазар». Несмотря на то, что данная работа была написана в 60-е годы ХХ века, она до сих пор остается одним из наиболее полных исследований по истории Хазарского Каганата.

Кроме основных работ Артамонова М. И., М.Г. Худякова, Магомедова М.Г., я опиралась также на труды, которые, так или иначе, касались истории татарского народа: отдельные статьи современных авторов.

В настоящее время интерес к древней истории татарского народа перекликается с проблемами этногенеза современных с татар. Поэтому актуальность темы бесспорна.

Хазарский Каганат, а в последующем хазарские татары остаются основными преемниками традиций, культуры Волжской Булгарии, и их история требует все более глубокого изучения. Как писал М.Г. Худяков: «История Хазарского Каганата представляет выдающийся интерес по многим причинам. Помимо общего права на внимание, как история отдельно взятого государства, она имеет специальное значение для историков общей, восточной и русской культуры. Государственный организм, возникший посредством прививки сильной военной власти к основе местной, старинной культуры, сразу выступил во всеоружии своей мощи и, имея все шансы на долгое существование, но дальнейшее экономическое развитие Восточной Европы сложилось не в его пользу.»

1.1 Государственное устройство Хазарского Каганата

В 1953 году в журнале «Советская археология» академик, директор сразу двух НИИ Академии наук СССР - и археологии, и истории - Б. А. Рыбаков в установочной статье «К вопросу о роли Хазарского Каганата в истории Руси» характеризовал Великий Хазарский Каганат абсолютно уничижительно:

«Примитивное государство кочевников-хазар, долгое время существовавшее лишь благодаря тому, что превратилось в огромную таможенную заставу, запиравшую пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге» .

В книге Гумилева хазарская тема заняла несравненно более важное место: она была увязана с его теорией «этногенеза» и внесла новые элементы в эту теорию. Согласно Гумилеву, соединение этносов может приводить к возникновению суперэтносов, а может порождать и «химерические антисистемы». Такой «химерической антисистемой» была, по мнению автора, иудейская Хазария. Пришлые евреи, по его словам, не смешивались с хазарами, ибо «они любили в этом мире себя, свои дела и свое потомство. Ради торжества своего этноса они применяли тайну, оружие... и ложь, но только по отношению к гоям и акумам». В результате возникло особое «химерическое» государство, враждебное своему основному тюркскому населению и соседним народам.

В рамках рассматриваемой нами темы и придерживаясь точки зрения Н.Гумилёва однозначно скажем, что актуальность и тщательность изучения истории национальной государственности татар в виде Хазарского Каганата бесспорна, попытаемся это обосновать в данной работе:начнем с государственного устройства Каганата.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан - Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567-571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626-630.

Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата.

Во главе Каганата стоял каган - верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7-8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать - ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правила тюркская династия Ашина. К середине Х в Каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре.

Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской.

В доиудейский период династия каганов прочно контролировала армию и поэтому легко избегала сакральных ограничений. Однако после возвышения другого хазарского клана, исповедовавшего иудаизм, реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека (в русскоязычной литературе за ним закрепилось именование «царь»). На иврите его называли «мелех» - царь, арабы передавали его должность как «халифа» - буквально «заместитель» или «малик» - правитель. Власть внутри новой династии, очевидно под влиянием иудаизма, стала передаваться уже строго от отца к сыну. В новой системе за каганом остались сакральные функции (формально более значимые), а всеми земными делами руководил бек. При этом бек оказывал кагану ритуальные почести, граничащие с унижением. Входя к нему, он становился на колени и держал в руках горящую ветвь. Каган изолированно жил в своём дворце, выезжая обычно лишь раз в год во главе торжественной процессии или в случае бедствий, постигающих страну. Признаваемые соседними языческими народами и имевшие непоколебимый авторитет у рядовых хазар каганы служили важным стабилизирующим фактором до самого конца Хазарского государства.

Высшим сословием в государстве являлись тарханы - родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы - правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана - тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом.

Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре.

Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел - застава на Дону и Самкерц - у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим - родственник хазарского царя - иудей.

Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи.

Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар - в Дагестане - проживало большое количество еврейских общин. Примерно в 740 году один из хазарских военачальников - Булан перешёл в иудаизм. По-видимому, это укрепило позиции его клана, в то время как положение правящей языческой династии стало ухудшаться из-за сокращения военной добычи и невозможности продолжать традиционную завоевательную политику. В нач. IX в. потомок Булана - Обадия занял второй после кагана пост в государстве и сосредоточил в своих руках реальную власть. С этого момента в Хазарии установилась система двойного правления, при которой номинально страну продолжали возглавлять каганы из старого царственного рода, но реальное управление осуществлялось от их имени беками из рода Буланидов. Весьма вероятно, что установление нового порядка сопровождалось междоусобными столкновениями. Часть хазар, известных под именем каваров, восстала против правящей династии и после подавления мятежа перешла к венграм. Сын Обадии - Езекия и внук - Манассия правили достаточно мало, чтобы успеть передать трон брату Обадии - Ханукке, за линией которого он сохранялся до падения каганата.

1.2 Экономика Хазарского Каганата

Рассматривая, согласно исследуемой темы вопросы государственного устройства Хазарии, нельзя не остановиться на экономике этого государства, его культурных и духовных ценностях, без этой информации, на мой взгляд, картина будет не полной.

Первой формой оседлого поселения хазар были неукрепленные стоянки-зимовища. В степной зоне большая часть зимовищ в 6-7 вв. эволюционировала в небольшие крепости: круглые или овальные в плане, они были окружены стенами из саманного кирпича; в каждой такой крепости обитал отдельный аристократический род. В плодородных долинах горных рек, на берегах Каспийского моря и озер, на пересечении караванных путей возникали торгово-ремесленные поселения - как укрепленные, так и неукрепленные. Некоторые из них разрослись в города - Семендер, Азар-кала на р. Ярыксу (приток Акташа) и др.; их население отличалось полиэтничностью (хазары, болгары, аланы). Вдоль р.Сулак образовался целый комплекс городов - Беленджерское «многоградье». Площадь городов достигала нескольких тысяч кв. м. Их защищали глубокие рвы и мощные стены (до 10 м в толщину), которые выкладывались из камня или саманного кирпича с камышевой прослойкой и были оснащены полукруглыми башнями. Жилищами служили юрты и небольшие деревянные или саманные дома на каменном фундаменте; рядом с ними вырывали огромные ямы для хранения продуктов. К городу иногда примыкало неукрепленное поселение; вокруг него располагались земледельческие участки и кладбища. Использовались три формы захоронения - простые ямные, катакомбные бескурганные и катакомбные курганные; погребальные камеры имели вид кибиток с побеленными стенами, вход в них закрывали каменной плитой или замуровывали саманным кирпичем.

Для VIII-IX вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало около 10 тыс. человек Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

Население Каганата делилось на «белых» (свободные) и «черных» (податные) хазар. Верхушку «белых» образовывала родовая аристократия (владельцы крупных стад). Внутри нее существовала сложная иерархия, поскольку хазары не уничтожали знать покоренных племен, а включали ее через систему вассальных отношений в состав правящей элиты. Доминирующее значение имело кочевое отгонное скотоводство: зимой стада паслись в степи, а весной отгонялись до осени на нагорные луга. В зимний период хазары жили на стоянках (зимовищах), а летом кочевали вместе со стадами. Пастбища были разделены между знатными родами и находились в их наследственном владении. Самым крупным являлось личное кочевье кагана, занимавшее в VIII-IX вв. огромную территорию (90 тыс. кв. км.) между Волгой, Доном, Манычем и Каспийским морем. Зимовищем кагана в тот период был Итиль (столица); он же служил зимовищем всех его приближенных, кочевья которых соседствовали с кочевьем их повелителя.

Еще в ранний период (VI-VII вв.) некоторая часть населения, исключенная из сферы скотоводства (бедняки, старики), в поисках средств существования обратилась к земледелию; возникли садоводство и виноградорство. Появились зачатки ремесла; хазары начали вступать в торговые отношения с соседями. Традиционные пути перегона скота стали использоваться чужеземными купцами, прежде всего из Закавказья.

Религия хазар до принятия иудаизма носила политеистический характер. Объектом почитания являлись явления природы и небесные тела. Во главе пантеона стоял Тенгри-хан - бог неба и света, владыка вселенной, и, одновременно, герой, обладающий огромной силой и гигантскими размерами. В жертву ему у священных дубов приносили коней: их кровью поливали корни, а шкуру вешали на ветви. Культ включал большой элемент шаманизма: участники религиозных обрядов приводили себя в состояние экстаза, исполняя дикие пляски и устраивая в обнаженном виде состязания на мечах.

Продолжая тему государственного устройства, считаю уместным сказать и об армии Каганата, т.к. народ считался воинствующим, о чём ясно свидетельствуют русские летописи.:

В эпоху арабо-хазарских войн основной силой хазарского могущества было ополчение. По требованию хазар зависимые народы выставляли военные контингенты. Численность войска могла доходить до 100-300 тыс. человек. Основу армии составляла конница. Военная тактика была типичной для кочевников: часть войска скрывалась в засаде и вступала в бой в удобный момент. Хазары умели брать города, применяя осадные машины. Войско каганата оказалась способным к противостоянию с регулярной арабской армией, под командованием лучших полководцев Халифата.

В IX-X ситуация изменилась. Правительство, отказавшись от крупных завоевательных походов, стало опираться на иноэтничные, не связанные местными родоплеменными интересами силы. Ядром хазарского войска стала тяжёлая конная гвардия, состоящая из ларисиев - мусульманского племени хорезмийского происхождения, которое поселилось в Итиле и несло беку службу на особых условиях. Гвардия имела собственного везира и оговорила право не воевать с единоверцами (большинство противников хазар в этот период были язычниками). Воины получали жалование. Численность гвардии достигала по разным данным от 7 до 12 тыс. человек. В Саркеле нёс службу ежегодно сменяемый гарнизон из 300 воинов.

По существу хазарская армия стала профессиональной, и это позволило каганату продержаться 150 лет в борьбе с многократно превосходящими по численности противниками. Гвардия являлась очень влиятельной, но не единственной военной силой в стране. В распоряжении хазарских царей были наёмные контингенты славян и русов (также стоявшие в столице). Собственно хазарские силы состояли из всадников, которых знатные вельможи были обязаны поставлять сообразно своему положению. Зависимые народы (буртасы, булгары) продолжали выставлять ополчение.

Хазары не имели флота, хотя умели изготовлять небольшие лодки, которыми пользовались для сообщения по Волге.

Военные действия велись лично каганом и его ближайшими родственниками, либо полководцами из числа хазарской знати. После отстранения каганов функция командования войском перешла к беку. .

Таким образом, завершая главу, подведем итог:

Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, по-видимому, принадлежали к племенам огузской группы. Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племён в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана.

В 1-й половине VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 552 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й половине VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.

Завершая работу, подведем итог и сделаем соответствующий вывод:

Хазары по своему происхождению были тюрко-татарами. Оставаясь полукочевниками, они все же имели большие по тому времени города и вели обширную торговлю со всеми соседями. Торговля «живой силой», т.е. рабами, была их главной специальностью. Для пополнения запасов, хазарам часто приходилось делать набеги на славянские племена и угонять пленников для продажи. В седьмом и восьмом столетии нашей эры иудаизм через Константинопольских раввинов стал проникать в Хазарию, сперва в высшие классы населения, а потом распространился и среди народа. Интересно отметить, что в русских былинах иногда упоминается «Великий Жидовин», с которым русские богатыри имели боевые схватки в «Диком Поле». Само собой разумеется, что этот «Жидовин» не был палестинским иудеем-семитом, а был лихим хазарским наездником, грабившим славянские деревушки. Терпимые по отношению к другим вероисповеданиям, каганы предоставляли убежище тысячам евреев из Малой Азии и Византийской империи, равно как мусульманам и христианам. Три эти религиозные группы соперничали между собой с целью обратить в свою веру хазар, исповедовавших свою традиционную религию. В середине 8 в. каган и его окружение обратились в ислам, но в начале 9 в. каган Булан объявил государственной религией иудаизм.

Экономической основой существования Хазарского каганата была торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Во 2-й половине первого тысячелетия н.э. в обширном евро-афро-азиатском регионе создалась ситуация, коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчком к этому послужило возникновение в Аравии в VII веке новой религии под названием ислам и последовавшая за этим арабская экспансия. Что в конечном итоге и прервало торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Во IX веке юго-восточные славянские племена платили дань хазарам. После захвата Киева Олегом в 882 году и образования Древнерусского государства, центром которого он стал, хазары последовательно вытесняются с земель северян и радимичей.

В рассматриваемый нами временной период VII-X вв отношения Руси и хазар определялись торговым соперничеством. Хазарский каганат контролировал начало «серебряного пути» вплоть до Средней Волги, тогда как оставшаяся часть его, выходившая на Балтику, находилась под власть Руси. К середине IX века в крупнейший торговый центр на Средней Волге вырос г.Булгар, ставший столицей Волжско-Камской Булгарии.


1. Артамонов М. И. История хазар. - Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001.

2. Бахтин A.T. Народы Среднего Поволжья – Казань: Татарское книжное издательство, 1980.С. 50-51.

3. Голден П. Б. Государство и государственность у хазар: власть хазарских каганов. - В кн.: Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993

4. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии // Мир Гумилева. Вып. 6. Открытие Хазарии. М., 1996. С. 122-125.

5. Имамов В. Запрятанная история Татар. – Наб.Челны: изд-во КамАЗ, 1994.

7. Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. - СПб, 2001.

8. Магомедов М.Г.Образование Хазарского Каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. - М.,1983.

9. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. - М.,1990.

10. Плетнёва С. А. Хазары - М.,1976.

11. Фахрутдинов Р. Т.Очерки по истории Волжской Булгарии. –Казань: Татарское книжное изд-во, 1984.

12. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана (Древность и средневековье): Учеб. для средних общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – Казань: Магариф, 2000. – 255 с.

13. Худяков М.Г. Очерки по истории Хазарского Каганата. – М.: Инсан, 1991. – 320 с.

Династическая информация чрезвычайно скудна из-за отсутствия собственно хазарских памятников VII-IX вв. В сообщениях иноязычных хроник вместо имён обычно фигурируют сильно искажённые титулы. Достоверно известны имена трёх каганов, правивших в VIII веке. По одному правителю известно за VII век (в период, когда хазары ещё не отделились от тюрок) и IX век (его достоверность вызывает вопросы). Сравнительно недавно в двух тюркских поминальных памятниках на территории Монголии было обнаружено упоминание о вожде Кадыр Касаре, который с высокой степенью вероятности может быть признан правителем хазар в докаганатский период.

Докаганатский период

Хазар (в визант. варианте Хазариг) -Мифический прародитель хазар

Кадыр Касар (Предположение) ,согласно надписи на Терхинской стелле современник тюркского кагана Бумына, 2-я пол. VI в.

Джебукаган (в визант. варианте Зиевил) -лидер хазар во время ирано-византийской войны, 626-630. Возможно, под этим именем скрывается каган западных тюрков Тон Ябгу.

Каганы

Барджиль -сын кагана, командовал армией в кампании 721/722 и знаменитом походе 730/731. В этом же походе, согласно «Еврейско-хазарской переписке», принял участие князь Булан - основатель будущей династии беков.

Вирхор -Согласно армянской редакции жития Стефана Сурожского, имя кагана, чья дочь Чичак в 732 вышла замуж за будущего императора Константина V. Правил до 50-х гг. VIII в.

Багатур -правил во время кампании 763/764. Его дочь несколькими годами ранее вышла замуж за арабского наместника Армении.

Захария (?) -По данным жития Константина каган в период посольства Константина в 861.

Беки

В русскоязычной литературе беков принято называть царями. Из письма Иосифа Хасдаю ибн Шапруту известен список 10 поколений династии, начиная с Обадии. Более подробная информация о деятельности трёх последних царей приводится в Письме неизвестного хазарского еврея. Там же первый правитель, перешедший в иудаизм (неясно Булан или Обадия), назван еврейским именем Сабриель. Арабский автор IX в. ал-Йа куби (до 891) называет, по-видимому, первое (тюркское) имя правившего в то время заместителя кагана - Язид Булаш. А в Истории Дербента сохранилось искажённое имя малика, правившего в 901 - К-са ибн Булджан.

Обадия - предположительно современник арабского халифа Харуна-ар-Рашида (786-809)

Манассия I

Манассия II

Вениамин 880-е-900-е

Аарон II 900-е-930-е

Иосиф после 932-960-е - написал письмо Хасдаю ибн Шапруту не позднее 961.


История национальной государственности в Татарии: Учебное пособие. Издательство Казанского университета, 1982.

Хазары были известны еще с 6 века, особенно своими нападениями на Грузию и Армению. Расселились они от Волги до Кавказа, на территории современной России и Украины.

Из учебников по истории известно, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль, которая существовала в 8-10 веке. О ней сохранились письменные источники, например, в арабо-персидской литературе, посвященной географическим исследованиям.

Историки до сих пор не знают, к какой группе отнести эти племена. По основной версии их считают тюрками, хотя существуют предположения, что они были булгарами или европеоидами с Северного Кавказа. Хазарский каганат достоин внимания, поскольку к 10 веку он смог подчинить себе Северное Причерноморье и значительную территорию Крыма. С существованием хазар тесно связана история Киевской Руси.

Важным местом для каганата была столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль. Именно этому городу посвящена статья.

Местоположение

Точное местоположение историками и археологами так и не было определено. Это связано с тем, что сам город был полностью заброшен. Одни ученые считают, что столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - располагалась в 15 километрах от Астрахани. Другие предполагают, что город стоял севернее (вблизи современного Волгограда).

Единственным известным археологам городищем является Самосдельское, расположенное в Оно изучается с 1990 года и датируется 9-10 веком. Многие ученые считают именно его столицей хазар. Существует версия, что поселение было смыто Каспийским морем из-за повышения уровня воды.

В чем причина процветания

Столица Хазарского каганата была крупным морским и речным портом, а также важным торговым центром. Связано это было с выгодным местоположением города, через который проходили важнейшие торговые пути того времени.

Главные торговые направления в Средневековье:

  • Китай-Европа. Европейцы всегда интересовались вещами с Востока. Одним из главнейших товаров, за который они готовы были платить золотом, был шелк. Помимо него в порт доставляли пряности, предметы роскоши. По-другому эту дорогу часто называют Великим шелковым путем.
  • Биармия-Багдадский халифат. По этому пути торговцы обменивали серебро на меха.
  • «Из варяг в хазары». Этот путь открывал для хазар торговые возможности с Западной Европой. Дорога проходила через города Регенсбург, Прагу, Краков, Киев.

Существуют сведения, по которым становится известно, что русские купцы спускались по Волге в Итиль.

Что означает название Итиль

Город располагался в дельте реки, поэтому не удивительно, что в переводе с тюркского его название означает «река». Существует версия перевода с иврита, по которой название означает «таможенный налог», который действительно собирали с проходящих судов. Однако большее признание имеет перевод с тюркского языка.

Важно понимать, что название Итиль появилось по отношению к столице только в 10 веке. Так иностранцы стали говорить о городе, хотя хазары употребляли для всего поселения другое название, а известное нам было названием либо реки, либо одной из частей города.

Строения столицы

Ученые смогли приблизительно воссоздать облик города. Предполагают, что он состоял из трех частей, расположенных по сторонам света. Западная и восточная территории были разделены Волгой. Переправлялись между ними на лодках.

На западе от реки жил царь с приближенными и войском. Именно эту большую часть поселения и называли (к западу от реки Волга) Итиль. В ней проживало от 10 до 16 тысяч человек. Западная часть была отгорожена от поселения крепостной стеной, в которой было четыре выхода в виде ворот. Два из них выходили к порту, а два других - в степь.

Восточная часть города была торговым центром с расположенными в нем рынками, складами, банями.

Между ними (предположительно на острове) располагалась третья часть с дворцами для правителей. Они были созданы из обожженного кирпича. Простым жителям не разрешалось строить из этого материала, поэтому их жилищами были войлочные юрты, деревянные шатры. Некоторые люди жили в землянках.

Население города

Столица Хазарского каганата отличалась довольно пестрым населением. Здесь мирно сосуществовали христиане, язычники, мусульмане, иудеи. Мусульманская община состояла из купцов, ремесленников, царской гвардии. Иудейская - из купцов, жителей, которые спасались от преследований в Византии. Язычниками в основном были славяне.

Все споры между людьми решали судьи, которых контролировал специальный чиновник царя. Для иудеев, христиан и мусульман было по два судьи, для язычников - один.

Столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль - предполагала проживание только зимой. С апреля по ноябрь жители размещались на своих родовых участках земли, а беднота занималась полевыми работами. Вокруг города размещались деревни и пашни, урожай с которых доставлялся в Итиль по суше и воде.

Гибель города

Разрушена столица хазар (Итиль) была во второй половине 10 века. Это событие связывают с Святославом Игоревичем. Население, уцелевшее от взятия города, смогло укрыться на островах в дельте реки.

К началу 11 века русы покинули столицу и в нее смог вернуться хазарский царский двор. Однако город представлял собой, по словам ал-Бируни, развалины. Дальнейшая его история неизвестна.

Что собой представлял Хазарский каганат?

Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI в. Среди этих тюрков было и племя ко-са – оно, по предположению ученых, дало название народу хазар. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но несмотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX в.

Вот как выглядит квинтэссенция истории хазар VII – начала IX в. по письменных источникам. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. И в первой четверти VII в. зарождающееся Хазарское государство уже было самостоятельным, но еще не называлось каганатом. Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен.

Рядом с хазарами, в Запандом Предкавказье, в VII в. рас – полагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать все же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С того момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом.

Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племен кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию. В 737 г. Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.

В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII – IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи еще не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII – VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган – бек). А к началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30 000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII – на – чале IX в. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд. Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати.

Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо-персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ, внимательно рассмотренном ранее.

Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена. Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов». На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар. Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахри и Ибн Хаукаль:

«Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея» .

По словам анонимного автора «Пределов мира», уже цитированным раньше, Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причем территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов. Больше ничего хазары не производили и жили за счет транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, булгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к Х в. Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX в., о таких масштабах транзитной торгов – ли не сообщается.

Более того, необходимо еще раз повторить, что ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар! Не говорит об этом даже царь Иосиф. О каких-то конфликтах между этими племенами упоминает лишь «Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там. Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар. Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении. Что это за экспансия – рассмотрим позже.

Памятники хазарской эпохи в Дагестане

Таким образом, по состоянию на VIII – начало IX в. ни данные аутентичных (то есть одновременных) письменных источников, ни археологические материалы не подтверждают существования огромного Хазарского каганата, якобы простиравшегося от Нижней Волги до Днепра. Еврейско-хазарская переписка и арабо-персидские географы локализуют Хазарию в восточном Предкавказье и в дельте Волги, причем крайним пограничным пунктом с запада в письме Иосифа называется крепость Саркел (Левобережное Цимлянское городище), а до 30-х гг. IX в. и низовья Дона не входили в Хазарский каганат.

Данные археологии полностью подтверждают такое расположение Хазарии. СМК представляет собой культурно-историческую общность, сложившуюся у нескольких разных и не связанных единым государством этносов вследствие сходных природных условий обитания и общих в целом видов хозяйственной деятельности. Данная КИО включает в себя и культуры алан Северного Кавказа (краниологический тип, керамика, крепостное строительство, прикладное искусство – сходство с лесостепным вариантом СМК), Волжской и Дунайской Болгарии (краниологический тип, обряд погребения, керамика, крепостное строительство, домостроительство, прикладное искусство, ремесло – сходство с праболгарскими вариантами).

На нижней Волге и в восточном Дагестане, где современники локализуют Хазарию, выделяются дагестанский и крайне неисследованный нижневолжский варианты СМК, менее всего связанные с СМК «в узком смысле». При этом хазарский этнос в «чистом виде» еще не выявлен (подкурганные погребения с ровиками могут трактоваться не яснее, чем «тюркские»), до сих пор не обнаружены города Итиль, Семендер, Беленджер. Поэтому есть все основания уже на новом уровне согласиться с выводами Б. А. Рыбакова, А. Г. Кузьмина, Г. С. Федорова: Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго-Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

9. Что представлял собой новый курс Рузвельта? К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.Но экономический кризис 1929–1933 гг. убедительно продемонстрировал, что «уникальная» система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного