Прохождение побочных квестов в Kingdom Come: Deliverance — Ратае. Как в Kingdom Come: Deliverance сбежать из замка в Тальмберге


Во время прохождения Kingdom Come: Deliverance вам предстоит столкнуться с суровой действительностью средневекового королевства - быть сыном кузнеца не просто. Поэтому специально для вас мы приготовили гайд Kingdom Come: Deliverance , в котором мы собрали несколько советов для новичков. Что стоит сделать в первую очередь в игре, куда пойти, где найти бесплатные доспехи. Обо всем прямо сейчас в нашем руководстве по прохождению.

И так, вот несколько советов, которые помогут вам в самом начале прохождения Kingdom Come: Deliverance и на пути к Богемии 15-го века.

Жить в городе Скалице, дело довольно скучное. И вам потребуется немало времени, чтобы начать накапливать свои собственные богатства. По этому вы должны всегда быть готовы к заданию которое ложиться на ваши плечи. Одним из таких ранних возможностей станет квест, в котором вам нужно будет выбить долг у пьяницы.


Поскольку он не захочет отдавать долги, вам придется найти другие способы вернуть всё что задолжал пьяница. Одна из таких возможностей, это попытка ограбить его дом. Но помните, что сундук который хранится в его доме, заперт и для его открытия вам понадобятся отмычки.

Чтобы получить бесплатные отмычки, просто попросите своего друга Фрица, и он доставит их вам. Вы не сможете получить свои собственные отмычки до конца игры, а они вам понадобятся чтобы отыскать немало отличных вещей, в самом начале игры.

Хотите бесплатный доспех в Kingdom Come: Deliverance ? Сейчас мы расскажем в нашем гайде как получить его в самом начале игры.

После того, как вы прибудете в Талмберг. Генри захочет уйти. Но прежде чем убежать, обязательно проскользните мимо гауптвахты у главных воротах замка.


Эта область редко патрулируется и содержит луки, стрелы и закрытый сундук, полный доспехами для вас. Но это не станет для вас большой проблемой, если вы уже обзавелись отмычками ранее.


Если у вас не получится, обезательно загляните в соседнии башни по обе стороны замка. Там могут быть сундуки, которые не заперты и вы можете получить довольно неплохую броню. Все эти советы можно спокойно применять в любом замке, таким образом вы сможете найти немало хороших вещей.

Крадите вещи и продавайте их

Конечно, Генри может мечтать о том, чтобы стать почётным рыцарем, но в игре вам придется замарать руки, если хотите выжить. В игре на самом деле немало отличных место, которые помогут вам получить много предметов. Также стоит отметить, что не все эти вещи отмечены как «свободные».


Так что обращайте пристальное внимание при рейде в кладовую нового дома или замка. Помните, если подсказка говорит «Украсть», будьте готовы что местным жителям это не понравится. Но если сундук просто говорит «открыто» или пища, лежащая вокруг, «забрать», вы можете свободно брать то, что вам нравится.


После все эти вещи вы можете продать и получить за них неплохие монеты, которые пригодятся на ранних стадиях игры. Кухни и кладовые, как правило наполнены сундуками, некоторыми шкафами, а также бочками со стрелами для стрельбе из лука. Что касается того, что делать с украденной добычей, читайте здесь.

Когда Генри, наконец, прибудет в Раттай, он окажется на местной мельнице. И у вас будет возможность обокрасть всех пьянчуг. Однако чтобы все получилось, вам нужно будет изучить этот навык, а в этом вам поможет Миллер. В начале он попросит вас выполнить для него очень странное поручение. Если вы возьметесь за его поручение, вы, в конце концов, узнаете о менее скромном образе жизни мельника.

Для большинства навыков Генри нужно только попробовать свои силы в этом навыке, чтобы поправиться, но когда дело доходит до пикапов, вы не будете знать, как это делается самостоятельно. Оказывается, только Миллер Пешек может научить вас (бесплатно!), И после этого вы сможете выровнять навык, как и любой другой. Это рискованный способ заработать на жизнь, но пьяные и спящие люди могут сэкономить вам немного денег.

Нельзя сказать, что сын кузнеца всегда может оплатить свои долги, но вы должны. Определенные квесты и битвы в истории могут закончиться тем, что Генри зарабатывает деньги или проиграет их некоторым людям, и некоторые люди скажут вам, что вы можете просто выплатить их обратно, когда захотите. Тем не менее, другие могут быть куда менее терпеливы. И вам нужно будет как можно скорее расплатиться с ними.


Многие квесты в Kingdom Come , которое вы получаете на выполнение от людей, могут привести к непреднамеренным последствиям. Иногда люди, связанные с квестами, могут просто двигаться или уходить без вас, но когда дело доходит до оплаты, вы можете столкнуться с сердитыми головорезами, готовыми научить вас уроку.


Мало того, что это может быть очень болезненным опытом, они также могут заманить вас в засаду в общественном месте, а люди в Богемии, как правило, недовольны публичной дракой, что может повредить вашей репутации. По этому старайтесь платить по долгам вовремя, как только сможете, или найдите альтернативные методы.

Найдите лопату и копайте

Вы можете удивиться зачем вам это делать, когда вам нужно стать одним из самых узнаваемых вельможей. У вас даже будет задание в одном из главных квестов.


Однако, когда вы начнете исследовать землю, вы в конце, концов, обнаружите, что рыть землю очень полезно. Вы можете найти в земле немало сокровищ.

Во время прохождения Kingdom Come Deliverance , вы можете натолкнуться на достопримечательность, которые могут включать в себя могилы или другие районы с насыпью грязи. Если вам повезет и вы найдете лопату, то вы сможете выкопать все эти курганы и забрать себе все сокровища которые только найдете.


Говоря о сокровищах, некоторые купцы также продают «Карты сокровищ», и вы можете делать ставку на любое доброе сокровище, которое будет похоронено.

Итак, где найти лопату? Просто возьмите Миллера Пешека за задание, которое он даст вам в Раттае, и он направит вас к лопате рядом с вагоном возле мельницы. Вы можете висеть на нем - и мы рекомендуем оставить его с вашей лошадью, как только вы его получите, так что он никогда не доходит.

Учитесь читать

В 1403 году в Богемия, читать могли не многие. Для обычных крестьян это был настоящей роскошью которую они не могли себе позволить.

Начиная игру ка сын кузнеца, Генри - главный герой игры начинает игру как неграмотный. Не верите мне? Попробуйте прочитать хоть одну книгу.


Почему чтение средневековых книг стоит того, вы можете спросить? Потому что некоторые книги, которые вы можете найти в Богемии, - это книги об искусстве, и их полное чтение увеличит ваши навыки во всем: от харизмы до пикапов и всего, что между ними. Чтение становится еще проще, когда он лежит в постели или сидит за письменным столом, но, как пикап, вы не можете учиться без учителя.

3


Если вы спросите доброго старого аптекаря в Раттае, он скажет вам, что писец в городе Ужиц - на далеком северо-востоке - учит людей читать. Не забудьте найти передышку между основными квестами и исследовать, чтобы отправиться в путешествие и получить ваше чтение - может просто спасти вашу жизнь в один прекрасный день.

Общение дешево, но эффективное средство. В такой игре как Kingdom Come, битвы зачастую могут быть очень рискованными и жестокими, но их всегда можно избежать. Всё что вам требуется - это хороший уровень харизмы. Прокачивая его у вас могут открыться новые возможности. К счастью, все что требуется от Генри, чтобы стать хорошим докладчиком это никогда не затыкаться.


Всякий раз, когда вы оказываетесь в цивилизации, не забудьте остановиться, чтобы поболтать с местными жителями. Спросите их, как они поживают, как их лечит местный лорд, нужна ли им помощь, и так далее.
Все это спокойно увеличит уровень Харизмы Генриха. Это позволит вам выигрывать лучшие сделки, торгуясь с торговцами, и получить больше информации от людей, которые могут не желать говорить. Поэтому, если кто-нибудь когда-нибудь попросит Генри рассказать им о чем-то - непременно сделайте это!

В Kingdom Come: Deliverance , вам всегда нужно следить за здоровьем, энергией и голодом Генри. Есть много способов, которые помогут справиться с этими потребностями - например, отдыхать в постели, чтобы пополнить здоровье и энергию, - но пища, готовая заполнить ваш желудок, необходима.

Вы всегда найдете легкую пищу рядом с городами - вы можете помочь себе в каком-нибудь тушении в лагере или купить какую-то продукцию на рынке, но это в диких местах, где вам нужно быть осторожными - особенно, когда вы переживаете битву далеко от дома с ветром, выбитым из вас. К сожалению, много пищи, которую вы можете получить, со временем ухудшится - увеличивая риск заражения пищевыми продуктами, когда свежесть падает.


Вы можете всегда подготовиться к этому, инвестируя в сушеные продукты. Сушеные фрукты, мясо и грибы имеют неограниченную долговечность и никогда не будут падать в свежести, и они довольно насыщены для загрузки. Вы можете найти много этих предметов на телах сельских жителей, трагически убитых путем вторжения наемников, поэтому не пускайте их пищу впустую!

В конце концов, вы захотите сохранить на своей лошади запасную пачку пайков, которая может освободить вас, чтобы нести менее прочную пищу и другие предметы, зная, что в случае чрезвычайной ситуации вы всегда будете иметь пищу, чтобы обратиться, когда в беде.

Полезные советы по бою, добычи денег, еды и о том, как избежать потери времени в тюрьме.

Kingdom Come: Deliverance – это глобальная игра длиною в жизнь Генри – хорошего парня, простака и ничем не примечательного фехтовальщика. То, что мы привыкли получать как должное в подобных RPG, здесь не дается просто так и оказывает серьезное влияние на прохождение игры. Например, без денег для взятки вы, скорее всего, будете проводите огромное количество времени в тюрьме (или просто умрете). Но не беспокойтесь, будь ваша цель – стать доблестным рыцарем или мошенником, мы знаем несколько советов и трюков, которые могут сделать ваше первое приключение в Королевстве Богемия 15 века относительно комфортным.

«Настоящая» игра начинается, когда вы попадаете в Ратае, поэтому не стоит задерживаться в начале слишком долго

Первые 10 или около того часов в Kingdom Come могут немного разочаровывать без изученных навыков боя, надежной лошади, денег или повода для изучения мира. Поэтому продвигайтесь до тех пор, пока не дойдете до Ратае – место, где вы возьмете важные уроки по бою, узнаете как заработать денег, получите несколько квестов, лук и лошадь. Кстати, вашу лошадь зовут Сивка и вы никогда с ней не расстанетесь. Здесь вы встретите больше сайд-квестов и обнаружите много интересного, изучив окрестности. Все это не означает, что в первые часы игры нужно спешить в Ратае, просто не отклоняйтесь сильно от предложенного курса прежде, чем получите стартовый набор для дальнейших передвижений.

Имейте ввиду, что поначалу вы будете очень слабы в сражениях

В начале Генри будет медленным и неуклюжим в обращении с мечом. Так уж заложено в игре. Он же не мог сразу родиться классным бойцом. Стать он им сможет лишь путем тренировок, повышения уровня персонажа, разблокировок комбо-атак и перков. Иначе говоря, игрок становится лучше естественным путем. Отметим, что есть несколько вещей, которые необходимо держать в уме. Враги сражаются по тем же принципам, что и вы, т.е. если они будут много махать мечом или очень часто блокировать удары, то их силы попросту иссякнут. Постарайтесь следить за тем, как много они атакуют и блокирует удары. Затем ловите момент, когда они устанут, и атакуйте. Обратите внимание на броню вашего врага, т.к. для эффективной атаки, возможно, понадобится сменить оружие на более подходящее. Но в начале игры это не имеет большого значения, просто постарайтесь атаковать в непокрытые доспехами области. Один хороший удар по лицу может уложить даже крепких противников.

Наш приятель.

Чтобы ускорить развитие своих боевых навыков, проведите некоторое время с капитаном Бернардом в бойцовском дворе, что находится недалеко от Ратае. После достижения вами определенного уровня, он научит вас новым движениям, например, как ответный удар. Также пока вы тренируетесь, вы еще и повышаете искусство владения оружием, как если бы вы участвовали в реальном бою.

Не ешьте слишком много

Наличие в игре системы голода может заставить вас запасаться едой и поедать её в большом количестве перед отправкой в путешествие. Но, как и в других, случаях игра на шаг впереди вас. Если вы съедите слишком много, то заработаете дебафф, которые сделает вас медленным и вялым в течении нескольких минут. Переедание отображается иконкой с таймером в виде головы свиньи. Если не последуете этому совету, то станете легкой добычей, т.к. вы слишком толстый, чтобы убежать от стаи бандитов.

Крендели – наш смертельный враг.

Говоря о хранении пищи, не стоит делать следующий вещей. Если просмотрите продукты питания в вашем инвентаре, то заметите, что продукты имеют такую характеристику как «качество». Данная характеристика отражает какой риск для вашего здоровья представляет та или иная еда. Оставив в рюкзаке еду на слишком долго, вы гарантированно получите пищевое отравление, которое будет истощать ваше здоровье и выносливость с течением времени. Тратьте деньги только на очень ограниченное количество продуктов питания. Не будь расточительным, Генри!

Отравляйте еду ваших врагов

Старайтесь не драться в городе

Я не слишком хорошо понимаю, как устроена система репутации в игре, но она явно присутствует. Ваше недальновидное поведение будет негативно влиять на отношение к вам в будущем. Так, я узнал, что участие в кулачном бою средь бела дня весьма подпортило мою репутацию в городе. Теперь, когда я иду через Ратае, охрана постоянно останавливает меня с целью проверки на наличии краденных вещей. Покопайтесь в меню, чтобы изучить ваши отношения с каждым сообществом. Обязательно старайтесь поддерживать хорошую репутацию, если можете.

Это другой наш приятель.

Как только вы проснетесь в Ратае, вы тут же узнаете, что задолжали местному мельнику, который оплатил ваши медицинские расходы и приютил в период выздоровления. У вас есть два варианта: отдать ему деньги или оказать любезность в качестве расплаты. Соглашайтесь на второй вариант, даже если это звучит немного непристойно для такого хорошего парня, как Генри. Отчаянные времена требуют отчаянных мер. После того, как вы найдете кольцо и принесете его мельнику, разблокируется воровская линия квестов и станет доступен торговец, скупающий краденные вещи. Разбогатейте, опуская дворян на землю. Оно того стоит.

Купите сразу, как минимум, две отмычки

Насколько бы не был храбрым Генри, вы все равно столкнетесь с ситуациями, где между вами и вашей целью стоит запертая дверь или сундук. Как только сможете покупайте минимум 2 отмычки. Не используйте их на слишком сложных замках, иначе их сразу сломаете. Вместо этого практикуйте на легких и очень легких замках. Будет уже не так страшно, если ошибетесь в процессе взлома. Даже если сломаете отмычку на легких замках, то у вас останется еще одна для очень легких, где надо очень постараться, чтобы все испортить. Если подружитесь с дядей Терезы, то он может обучить вас взлому. Вы можете ему заплатить за быстрый прирост навыка взлома либо тренироваться на сундуке, который он вам предоставит.

Ремонтируйте ваше снаряжение

Во время вашего путешествия состояние снаряжения будет постоянно ухудшаться. Оно отображается в инвентаре значком в виде треснувшего сердца. Если оно станет слишком низким, то вещь уже не будет подлежать ремонту. Поэтому регулярно делайте остановки в городах, чтобы ваше снаряжение было в исправленном состоянии. Бронники займутся вашими доспехами, портные – одеждой, сапожники отремонтируют сапоги и туфли, оружейники починят оружие.

Он спросил меня, как я это делаю. Я вырубил его. Иногда работа тяжела для человека.

В большинстве игр, если вы кого-то нокаутируете, то он становится мертвым NPC, а вы продолжаете жить с чистой совестью. Но в Kingdom Come все совсем не так. Люди приходят в сознание довольно быстро, секунд 30 или около того. Хотя это время может варьироваться от условий, в которых мы пока еще не уверены. Если вы собираетесь кого-то вырубить, то спланируйте пути отхода до того, как они придут в сознание и попытаются вернуть вам должок.

Сохраняйтесь с помощью Спасительного Шнапса перед рискованными моментами

В начале Kingdom Come вы бесплатно получаете 3 бутылки Спасительного Шнапса. Эх, если бы я мог протянуть к вам руку и похлопывая по плечу, сказать: «Береги их, парень». Также имейте ввиду, что в игре существуют автосохранения. Они часто происходят в вовремя прохождения квестов. Помимо этого, сон в кровати можно тоже использовать для сохранения. Спасительный Шнапс стоит принимать лишь тогда, когда хотите попробовать что-то рискованное. Например, залезть в дом дворянина с целью обокрасть. Но в начале игры – это не очень рентабельно, т.к. Шнапс стоит обычно 100 грошей или выше. Оставьте деньги для более важных вещей. Например, на хорошее снаряжение или на взятки.

Небольшой мухлеж с прицелом лука

Прикрепите небольшой кусочек ленты или бумаги в центр вашего экрана. Точно определить центр можно на тренировочной площадке в Ратае. Поначалу Генри будет по-прежнему будет шататься как пьяный, поэтому не рассчитывайте попадать в яблочко при встрече с бандитами. Вам только станет немного легче, чем было до этого. Наверняка, вам стыдно за такое поведение. Ведь читерить в ролевых играх – это большой грех.

Во время прохождения Kingdom Come: Deliverance игрок может оказаться в такой ситуации, из которой на первый взгляд нету выхода. Например, в квесте "Беги " при определённом выборе вам может показаться, что сбежать из замка невозможно и остаётся лишь загружать игру, но на самом деле это не так. Существует три способа побега.

Побег в доспехе Тальмбергских стражей

Обратитесь к пани Стефание, чтобы узнать, как осуществить побег этим способом. Она предложит воспользоваться доспехом Тальмбергских Стражей. Идём к торговцу Вотаве и покупаем отмычку (тут лучше сохраниться), а затем направляемся в отмеченное на карте место, к сундуку. Будьте очень осторожны, так как если ваша отмычка сломается, на покупку второй у вас скорее всего не хватит денег.

Теперь, когда доспехи окажутся на вас, можно пытаться пройти через стражу. PS. Не забудьте свою лошадку.

Подкупить стражу

На первый взгляд самый простой способ. Предложите стражнику нужную сумму (можете немного поторговаться) и он вас пропустит. Вот только вряд ли в начале игры у вас будет столько денег.

Побег прыжком с моста

Вот это действительно самый простой способ сбежать из замка в Тальмберге, но не самый очевидный. Проходя игру, я пробовал прыгать через цепь на мосту и всё было тщетно. Оказалось, прыгать надо в месте, где небольшая каменная стена. Если воспользуетесь этим способом, остерегайтесь патрульных (долго ждать не придётся, вскоре начнётся ролик). Минус этого способа в том, что забрать лошадь с собой не выйдет.

Около 6 лет назад команда Warhorse Studios, многие сотрудники которой в свое время работали над Mafia: The City of Lost Heaven , сообщила, что разрабатывает новую ролевую игру, которая сможет похвастаться реалистичным сеттингом, уникальной боевой системой и глубоким сюжетом. И вот наконец-то игроки могут лично прикоснуться к этой невероятно масштабной и красивой RPG.

Однако, как это часто бывает с ролевыми играми, далеко не во всех местах игроки точно знают, что нужно сделать, чтобы продвинуться по сюжету. К тому же в этой игре главному герою нередко придется принимать серьезные решения, которые могут привести к определенным последствиям. В общем, без подсказок здесь не обойтись. По этой причине мы решили написать полное прохождение Kingdom Come: Deliverance .

Отметим, что здесь нами рассмотрено выполнение только сюжетных заданий. Если же вас интересует прохождение побочных миссий, то советуем заглянуть в наш отдельный гайд .

Предыстория

Действия игры разворачиваются на территории королевства Богемия (современная Чехия) в 1403 году. Именно в этот период случился Великий западный раскол. В данной стране же он закончился Гуситскими войнами, о которых знают разве что историки (теперь будут знать и любители жанра RPG).

В королевстве тогда начались неспокойные времена. Дело в том, что король скоропостижно умирает, не успевая сделать все необходимые приготовления для посадки на трон своего законного наследника – Вацлава IV. В итоге этим удается воспользоваться брату некоронованного короля Сигизмунду. Он похищает Вацлава и начинает безнаказанно грабить обычный люд.

Начинается история Kingdom Come: Deliverance довольно банально – сын кузнеца жил и не тужил в своей деревушке, пока туда не пришли люди Сигизмунда и не убили его родителей. Теперь он планирует отомстить убийцам и постараться вернуть на трон законного правителя, чтобы в Богемии снова наступил мир и порядок.

Пролог – Скалица

Нежданные гости

Смотрим вступительное видео и во время разговора с матерью выбираем варианты ответов, указывающие на желаемые умения. Вначале все навыки будут равны единичке, однако мы сможем повысить два из них на еще один пункт или один сразу на два пункта.

Далее открываем журнал (клавиша «J») и изучаем основные элементы геймплея. К примеру, в разделе «Кодекс» имеется вкладка с обучением, где просто и доходчиво объясняются основные моменты игры. По мере увеличения уровня мы будет получать дополнительные очки параметров, и улучшать тем самым своего героя.

Кушаем похлебку из котелка, берем яблочки и другую пищу, а после выходим на улицу. Говорим с отцом, кующим меч рядом с входом в дом. Тут мы узнаем о существовании умения убеждать людей и о том, от чего зависит успех в этом деле. Выбираем вариант диалога, который связан со знатным статусом. Затем отец даст вам несколько заданий: получить деньги от Кунеша, приобрести на них пиво и уголек, а также принести из крепости крестовину для оружия.

Направляемся в город и встречаем рядом с корчмой друзей. Говорим с ними и решаем, помочь ли им закидать навозом дом Немца или отказаться от этой затеи. Выполнять это задание необязательно, но если мы все же решим поучаствовать в данной шутке, то следуем за друзьями, а после говорим с ними рядом с домом Немца. Кидаем навоз в здание, а затем встречаем Ганса, сына Немца. Начнется наш первый бой на кулаках.

Приближаемся к сопернику и начинаем мутузить его кулаками, ставя вовремя блоки (клавиша «Q») и пиная врага ногами (клавиша «F»). Разобравшись с оппонентами, убегаем вместе со своими друзьями в другую часть деревни. Идем к дому Кунеша и снова беседуем с ребятами для завершения дополнительной задачи.

Вступаем в диалог с Кунешем. Решить с ним проблему можно несколькими способами: воспользовавшись своим красноречием, победив его в драке на кулаках или погрозив отцом. Далее нам предложат альтернативный вариант – украсть у должника инструменты и гвозди. Для этого незаметно пробираемся в дом, проходим в правую комнату и осматриваем сундучок, стоящий под окном. Возвращаемся к Фрицеку (один из наших друзей), которого можно найти рядом с домом Кунеша или корчмой, и просим у него отмычки.

Снова подходим к сундуку и пытаемся взломать его. Вначале двигаем ползунок таким образом, чтобы серый шарик стал золотым. После нажимаем и удерживаем клавишу «D», чтобы механизм начал крутиться. Меняем положение отмычки, причем шарик должен оставаться золотым. Берем из сундука все необходимые вещи и идем к месту, где Кунеш недавно колол дрова. Забираем топор и направляемся к корчме.

По пути сталкиваемся с помощником угольщика. Продаем ему все украденные предметы и забранные из дома продукты. Затем покупаем 10 мешков с углем. Далее беседуем с фехтмейстером Ванеком, который стоит неподалеку. Соглашаемся потренироваться с ним на мечах. Внимательно следуем инструкциям тренера, так как в будущем эта информация не раз спасет нам жизнь.

Направляемся в корчму и беседуем с Бланкой. Покупаем пиво и идем домой. Говорим с отцом, выбрав все опции в диалоговом меню. Просматриваем длительную кат-сценку. После прихода Терезы заглядываем в дом и достаем гвозди из сундучка. Там находим и другие вещички – забираем их. Относим гвозди девушке и смотрим еще одно видео с драматическими событиями.

Беги!

Бежим вдоль тропинки и спускаемся вниз к месту, где находятся лошадки. Стараемся не останавливаться, так как в этом случае нас догонят и тут же убьют, так как на этом этапе главный герой не сможет что-либо противопоставить тяжеловооруженным воинам. Справа несколько половцев пытаются изнасиловать Терезу. Можем попробовать помешать им, ударив одного из насильников мечом. В результате получаем достижение «Кавалер». Не пытаемся драться с ними. Просто запрыгиваем на коня и скачем галопом, удерживая левый «Shift».

Добираемся до другой деревушки и смотрим еще один ролик. Осматриваемся, взламываем сундучки и крадем полезные вещички. Спускаемся и говорим с паном Бореком. Идем за ним на кухню. Беседуем с пани и кладем в инвентарь все продукты со стола. Съедаем несколько блюд для утоления голода.

Выходим наружу и проходим вперед. Входим в сторожку и кликаем на кровать, чтобы лечь спать. В ночное время суток к нам заглянет супруга Дивиша. Беседуем с ней на различные темы – чтобы добиться успеха в указанных вариантах диалога, просто делаем упор на высокородное происхождение (символ с короной). Девушка поверит нам.

Встаем с кровати утром и выходим наружу. Обходим постройку, в которой мы провели ночь, и обнаруживаем ступеньки наверх возле решетки, закрывающей дорогу. Поднимаемся наверх и подходим к толпе людей. Беседуем с Бореком. Во время разговора он попросит главного героя поучаствовать в дозоре. Далее проматываем время с помощью опции ожидания (клавиша «T»).

Идем вдоль стены к нужному месту и смотрим еще один ролик. Когда войска врага уйдет, снова говорим с Бореком. Пытаемся убедить его отпустить нас, но ничего не получится, поэтому придется выбираться из крепости самому. Можем попробовать подкупить стражника рядом с воротами или убедить его, сказав ему, что мы выполняем задание Борека (выбираем вариант с уклоном на силу). С лошадкой же все просто – берем любую, которая стоит во внутреннем дворе. Приближаемся к охраннику, общаемся с ним и после открытия врат тут же запрыгиваем на коня и скачем вперед. Затем начнется новая кат-сценка.

На территории Тальмберга можно найти парочку интересных локаций. Появится первый дополнительный квест – кожевник попросит шкуры определенных зверей (ищите на карте символ с желтым кругом и восклицательным знаком). Помогаем ему, убив нужных животных и сняв с них шкуры, или украв необходимые предметы у охотника, обитающего на ближайшем холме.

Возвращение домой

Попадаем в окрестности своей деревни. Идем вслед за маркером, расправившись по пути с одним разбойником. Обходим поселение и находим вход с правой стороны. Начинаем осматривать трупы. Рядом с телами родителей обнаруживаем труп Бланки, девушки главного героя. Обыскиваем ее и забираем кольцо.

Далее осматриваем тела отца и матери. Необходимо найти лопату. Разворачиваемся и идем по направлению к выходу. Слева обнаруживаем ворота, которые ведут во двор. Проходим через них и встречаем паренька, который ранее проживал в деревушке.

Подходим к нему, но он тут же убежит от нас. Берем лопату, лежащую неподалеку от тела мясника, и направляемся обратно к своему дому. Немного поодаль находим липу. Осматриваем ее и обнаруживаем место для рытья ямы. После смотрим новый ролик. Находясь без сознания Генри (Индро) будет видеть кошмары. Расправляемся со всеми противники, а после просыпаемся.

Ратае

Пробуждение

Просыпаемся и говорим с Терезой. Осматриваем сундучок, стоящий в помещении, и берем оттуда полезные вещички. Выбираемся на улицу и направляемся вслед за указателем в Ратае. Проходим через ворота и начинаем изучать городок для нахождения всех важных NPC, например, торговца, бронника и так далее.

Идем в крепость и говорим со своим знакомым. Поднимаемся на верхний уровень по деревянным ступенькам. Приседаем в нужных местах. Проходим через дверцу и проходим несколько шагов по коридорчику. Начнется новая кат-сценка, в которой Индор поговорит с паном. Тот решит взять нас на свою службу.

Тяжело в учении – легко в бою

Идем за сотником, которого зовут Бернард, на полигон для тренировок. Вступаем с ним в схватку, строго следуя инструкциям, написанным на верхнем уголке дисплея. Вначале атакуем противника, а после ставим блок или пытаемся уклониться. Далее направляемся на стрельбище. Стреляя из лука, целимся всегда немного правее цели. Прицела в игре нет, поэтому целиться будет трудновато.

Затем сражаемся с паничем. В случае победы над ним мы получим неплохой лук. Если же мы проиграем, то сможем отыграться в битве на мечах, сохранив тем самым свои деньги. Далее общаемся с Бернардом и идем к Рихтаржу, который будет указан на карте. Докладываем ему о своем желании поступить на службу пану. Берем у него следующий квест.

Блюститель порядка

Выдвигаемся в точку «В» и входим в оружейную, пройдя по лесенке возле башни. Беседуем с охранником, который выдаст нам оружие и посредственное снаряжение. Идем к другой точке и вступаем в диалог с дозорным по имени Соловей. При разговоре с ним появится побочное задание «Ухажер», позволяющий соблазнить Терезу .

Следуем за Соловьем, прогуливаясь по Ратае. Решаем спор меду бронником и нищей женщиной. Можем попытаться убедить бронника дать ей монетку (нужное высокое красноречие) или сами даем ей деньги. Продолжаем патрулировать окрестности, и в итоге добираемся до корчмы. Разбираемся с Яном, располагаемся за столом и при желании играем с Соловьем в игральные кости. Далее бежим на площадь и подходим к сооружению, показанному маркером. На одной из его стен будет висеть колокол с цепочкой. Тянем за цепь, объявив тем самым о том, что ворота в город скоро закроются.

Возвращаемся в трактир и просматриваем кат-сценку, после окончания которой участвуем в драке на кулаках с паном. Смотрим новое видео, завершающее миссию.

Добыча

Чтобы примирить молодежь, пан решает отправить нас и Яна на охоту. Этот квест играет немалую роль в игре, так как благодаря нему мы сможем получить в свое распоряжение лошадку (ее можно также взять самостоятельно в одной из конюшен) и обучиться охоте.

Направляемся вслед за указателем и беседуем с Птачеком. Садимся на лошадку и отправляемся в путь-дорогу. Оказавшись на нужном месте, приносим Яну пищу из инвентаря лошади. Ложимся спать или выполняем парочку собственных дел. Утром будим Яна – если мы заснем неподалеку от него, то это он разбудит нас.

После старта соревнования начинаем убивать пушистиков. Можно не участвовать в конкурсе, а просто перемотать 3-4 часа. В ином случае берем лук со стрелами из коробки, расположенной неподалеку, а потом начинаем стрелять в зверей (целимся чуть ниже животных).

В случае победы в соревновании (убиваем как минимум 3-х зайцев) просим в награду гроши. Продолжаем идти за Яном, пока он не найдет следы кабана. Следуем за ним и просматриваем кат-сценку. Далее убиваем двух половцев – лучника и мечника. Осматриваем трупы и говорим с Яном. После этого мы тут же окажемся в Ратае. Просматриваем новое видео. Пан возьмет нас на службу. Неожиданно придет сотник и сообщит, что в деревне неподалеку случилось что-то плохое. Индро вместе с отрядом бойцов отправится на место происшествия для поиска меча отца, который был украден у нас.

Охота начинается

Беседуем с Бернардом, а после садимся на лошадку и скачем вместе с другими бойцами в Нойхоф. Оказавшись в нужном месте, смотрим кат-сценку. Далее говорим с девушкой рядом с телом и молодым парнишкой по имени Якуб. После направляемся в точку «А» и видим еще одно место с кровью повсюду. Говорим с Марком, сидящим рядом с тележкой. Идем в точку «С». Добираемся до вершины холма и обнаруживаем на дорожке лужу крови со шляпкой.

Направляемся в лес и убиваем разбойника. Беседуем с раненым солдатом. Когда он умрет, обыскиваем тело и отыскиваем крючок для чистки копыт, являющийся квестовым предметом.

Рыжий между двух огней

Эта миссия является прямым продолжением предыдущей. Идем обратно в деревушку и расспрашиваем Марка о крючке. Он ответит нам, что раньше эта вещица принадлежала Рыжему, решившему покинуть поселение. Якуб знает, в какую сторону ушел Рыжий. Направляемся в конюшню и беседуем с пареньком.

Узнаем, что бывшего владельца крючка часто видели с углежогами. Направляемся к первому населенному пункту и беседуем с людьми, однако они скажут, что не видели и не знают Рыжего. Идем дальше. На карте возникнет довольно большая область с границами, на которой необходимо будет найти парочку лагерей углежогов. Если мы найдем не ту стоянку, то нам скажут, что следует пройти вниз по реке. Идем вдоль речки и убеждаем одного из персонажей сообщить нам местоположение Рыжего. Для этого мы можем просто воспользоваться своим красноречием или расправиться с двумя подозрительными ополченцами в лагере.

Выяснив, где находится Рыжий, следуем за маркером до дома. Затем говорим с мужичком и решаем, как с быть с ним: можем сказать ему, чтобы он вернулся на завод, или сначала поспрашивать у других о том, согласны ли они возвращению Рыжего.

Неисповедимые пути

Возвращаемся на завод лошадок и докладываем пану или сотнику обо всем увиденном. Пан попросит нас отправиться в Ужице и самим решить, что делать с Хромым. Направляемся в указанное поселение, идем в центр и находим домик священнослужителя неподалеку от корчмы (здание, покрашенное в белый цвет). Беседуем с отцом Богутой и узнаем, где живет Хромой.

Идем вслед за указателем и просматриваем кат-сценку. Некто успел добраться до Хромого раньше нас и убить его. Говорим с людьми неподалеку. Обязательно допрашиваем Йозефа, который сообщит нам, что Хромой частенько беседовал со священником. Снова приходим к Богуте и убеждаем его сказать правду. Если у нас окажется недостаточный уровень запугивания или красноречия, то он откажется говорить, но при этом скажет, что готов встретиться с нами в таверне сегодня вечером. Перематываем время на 20:00 и идем в трактир, чтобы поговорить со священнослужителем.

Садимся за столик, рассказываем свою биографию, а после напиваемся и участвуем в драке. Просматриваем кат-сценку, а затем соглашаемся заменить священника на проповеди. Направляемся в церковь и рассказываем людям различные истории с помощью красноречья. В итоге Богут поделится с нами информацией о Хромом.

По следу

Направляемся в Ледечко (в описании задания может быть указан Тальмберг, но не верьте ему). Беседуем с девушкой, которая продает мясо на рынке. Мы могли встретиться с ней ранее при выполнении дополнительной миссии «Неупокоенный дух».

Узнаем нужную информацию об отце Гинеке (известном как Вонючка) и барышне, к которой он все время прибегал в купальню. Приходим в баньку и беседуем с Аделой. Пытаемся с помощью красноречия убедить ее рассказать нам о преступлениях отца Гинека – выясняем, что он приносил корчмарю мясо диких зверей, на которых охотился в окрестных лесах, то есть был браконьером. Идем к владельцу корчмы и надавливаем на него, чтобы он раскрыл место нахождения Гинека.

Переходим через речку и находим папу Вонючку. Говорим с ним, а после обыскиваем 4 разные локации, являющиеся пещерами. Лишь одна оказалась полезной нам – она находится возле холмов, неподалеку от Ледечко. Говорим в пещере с разбойником и узнаем от него о столкновении двух банд. Расправляемся с тремя бандитами и завершаем тем самым данный квест.

Мой приятель Пето

Приходим на мельницу и беседуем с Миркой. Убеждаем его сообщить нам, где находится Пето (можем воспользоваться красноречием или силой). Существует и третий вариант – задаем соответствующий вопросик крестьянам, которые работают на мельнице. Один из них подскажет, что тут частенько бывал Пето. Снова вступаем в диалог с Миркой и надавливаем на него. Идем за персонажем и говорим с ним на нужные темы. Выясняем, что Пето можно найти рядом с Мрхоедов.

Внезапно придут разбойники и потребуют у нас раскрытия местонахождения Пето. Можем сказать им правду, а после получить новую работенку, попросить у них деньги за информацию, попытаться солгать (потребуется как минимум 10 пунктов в красноречии) или вступить с ними в схватку. Последний вариант выбирать не рекомендуем, так как бандитов будет четверо, и они отлично вооружены.

Идем к Пето и беседуем с ним. Чтобы убедить его, используем красноречие (как минимум 7 пунктов) или силу (как минимум 13 пунктов). Кстати, можем воспользоваться своим статусом, так как у Пето данный показатель не превышает 1 пункта. Затем направляемся в ближайший лагерь и докладываем пану об увиденном.

Змеиное гнездо

Пан Радциг попросит нас пробраться в лагерь бандитов, чтобы вызнать полезные сведения и попробовать устроить саботаж для упрощения грядущего нападения. Соглашаемся на выполнение этого опасного задания.

Направляемся к деревушке лесорубов. В верхней части их жилищ отыскиваем тропинку. Идем по дорожке до первой развилки, возле которой расположен полуразрушенный домик. Поворачиваем налево и добираемся до еще одного разветвления, где снова выбираем левую дорогу. Найдя третью развилку, опять сворачиваем влево. В конце концов, мы окажемся неподалеку от лагеря бандитов и половцев. Осматриваем округу и проникаем в лагерь, стараясь запомнить число противников.

Примечание: Постарайтесь отравить еду в лагере (нужно приобрести яд) и сжечь стрелы – это заметно уменьшит число лучников и других врагов.

После возвращаемся к квестодателю и докладываем ему об успехе. Говорим ему, что заметили не только бандитов, но и половцев, причем врагов крайне много. Он пошлет нас в Тальмберг на переговоры с паном Дивишом. Беседуем с ним и просим помочь в предстоящей битве. Мы были готовы к сражению, а потому сразу согласились на атаку, но вы можете сначала поспать и починить экипировку.

В этом задании очень важно правильно выбрать тактику сражения. Не лезем на передовую, так как нам вовсе необязательно собственноручно прикончить каждого врага. Нападаем на тех врагов, которые заняты сражением с нашими союзниками. Пробившись во двор после отката тележки, вступаем в битву с половцами. Тут мы повстречаем командира – большого воина в маске. Нападаем на него скопом и убиваем толпой.

Затем мы сможем немного отдохнуть от битвы. Далее появятся лучники возле одного из выходов. Мы не стали тратить время на их убийство, а занялись сбором экипировки половцев (они используют прекрасную тяжелую и легкую броню). Встаем подальше от лучников и надеваем на себя новую одежку (игра будет думать, что мы находимся вне сражения).

Если же вам захочется расправиться с лучниками, то возьмите в руки лук, спрячьтесь за столбом и атакуйте оттуда противников. Так вы останетесь вне досягаемости их стрел.

Далее бежим наверх к церкви. Сражаемся с несколькими бандитами, которые окажутся более сильными, чем предыдущие противники. На правой стене будут стоять лучники. Прижимаемся к стене и расстреливаем их с безопасной дистанции. Не забываем помогать союзникам, так как без нашей помощи они 100-процентно проиграют битву.

Расправляемся со всеми врагами возле церкви, отбиваемся от головорезов и ждем, пока наши войска не разломают ворота. Снова встаем возле стены и расстреливаем противников. Когда врата будут выбиты, стартует кат-сценка. Затем начнется битва с лидером бандитов - Коротышкой - на чердаке церкви. Выясняем, что он участвовал в набеге на Скалицу.

В ближнем бою этот враг очень опасен. Поэтому мы отбежали назад, взяли лук и выстрелили ему прямо в голову. Затем сделали еще парочку шагов назад, и снова натянули тетиву. Трех стрел оказалось достаточно, чтобы убить этого громилу. Просматриваем новый ролик и получаем в награду собственную жилплощадь.

Вопросы и ответы

Проходим к отмеченному месту, а после поднимаемся по лесенке на следующий этаж. После этого стартует ролик на движке игры.

Направляемся в Мрхоеды и обнаруживаем охраняемую постройку. Говорим с одним из охранников и расспрашиваем его о пленнике и Матее. Последний окажется раненым – он лежит в конюшне, расположенной в верхней части поселения. Заходим в здание и говорим с нужным персонажем. Он расскажет нам о море. Идем в другое здание, стоящее рядом с конюшней и вступаем в диалог с рихтаржем Мелихаром.

Он попросит нас пойти в монастырь и выяснить, есть ли лекарство от чумы. Соглашаемся помочь ему для старта второстепенного квеста. Выполняем его, а после допрашиваем бандита и отводим его в тюрьму в Ратае (может позволить Соломе расправиться с ним). Идем к пану Радцигу и докладываем ему обо всем увиденном для завершения задания.

Все то, что блестит

После разговора с паном отправляемся к перепутью, расположенному к северу от Ровны. Именно через него будут везти фальшивые деньги. Осматриваем тележку, в которой находится уголь, а затем изучаем кровяную лужицу для выполнения текущей задачи.

Идем по тропке со следами крови и добираемся до лагеря углежогов. Говорим с одним из них, используя красноречие (будет достаточно 2-3-х пунктов) и узнаем о Боре – персонаж в красной шляпке, который заправляет округой. В разговоре с ним применяем силу или красноречие. Если же не получится убедить его, то платим ему деньги.

Просим его организоваться встречу с раненым, и он отдаст нам ключик. Заглядываем в сарайчик и беседуем с мужичком. После придет рыцарь. Просматриваем кат-сценку, зовем лошадку и скачем за рыцарем. Сбиваем его с лошади с помощью меча. Затем спрыгиваем и вступаем в поединок с противником. Как только он сдаться, не пытаемся убить его. Сначала беседуем с ним и выясняем, что его зовут Ульрих. Окажется, что он служит таинственному дворянину и тоже пытается выяснить, кто производит поддельные монетки. Продолжаем беседовать с ним, а после соглашаемся доставить письмо Тобиашу Фейфару, который обитает в Ратае. Можем сразу убить его, но тогда будет потеряна важная сюжетная ветка.

Возвращаемся в Ратае и говорим с Тобиашем. Он скажем нам, что необходимо отправиться в монастырь Сазавы, так как именно в этом месте имеются большие запасы ртути. Приезжаем в нужную локацию и отыскиваем художника, находящегося в корчме между монастырем и Сазавой. Беседуем с ним, а после узнаем, что помощник смотрителя не хочет продавать ему ртуть.

Идем в кабинет смотрителя и осматриваем его. Никаких улик мы не найдем. Говорим со смотрителем – он скажет нам побеседовать с помощником. Находим паренька в желтой рубашке и вступаем с ним в диалог. Убеждаем его рассказать нам все с помощью высокого показателя силы или красноречия. Если же не выйдет, то проходим в монастырь (возле входа в локацию поднимаемся наверх и обращаем внимание на открытую дверцу с правой стороны), идем налево и обнаруживаем лесенку, которая ведет в подвал. Там мы найдем следы ртути. Рассказываем об этом помощнику и он тут же сообщит нам о рыцаре Ежека и его сообщнике Рапоте. К тому же он скажет, в каком месте осуществляется передача жидкости.

Беседуем с Ульрихом в корчме, в которой бывали ранее, а после вступаем в диалог с замаскированным Тобиашем (находим его в Сазаве). После направляемся в граверную мастерскую и говорим с Иеронимом. Отправляемся в город и проходим в купальню. Там расспрашиваем женщину об инциденте, случившимся из-за Флориана. Она сообщит, что таинственный негодяй забрал Эстер, которая оказывала услуги Флориану, а затем передал тому, что нужно поумнеть. Идем в указанную локацию, попадаем в подвал и говорим с Флорианом. Мы можем либо убедить его, либо сначала спасти Эстер. Во втором варианте придется выполнить второстепенную миссию «Девушка в беде».

Возвращаемся к Флориану и сообщаем ему об успешном спасении барышни. Затем узнаем, что Рапота постоянно наблюдает за ним. Предлагаем ему пройтись до мастерской. Обращаем внимание на людей, которые пытаются проследить за ним. Вступаем в диалог с Рапота (паренек, одетый в желтый костюм). Можем потом отправить его к праотцам или просто отпустить. Направляемся к корчме и докладываем все Ульриху. После этого мы автоматически попадем в Скалицу к руднику.

Проходим вперед и находим проход в рудник. Убиваем всех бандитов, входим в шахту и идем вперед, пока не начнется видео на движке игры. Уговариваем Ульриха не убивать Ежека, воспользовавшись силой или красноречием, и заранее сказав, что ему не следует возвращаться к Рожемберокам. Если мы скажем, что будет биться до конца, то нам придется расправиться с рыцарем.

Доставляем Ежека в Ратае и говорим с Радцигом. Затем забираем у Бернарда ключик от тюрьмы. Следуем за указателем и спускаемся в темницу (проход в нее находится во внутреннем дворе ратуши). Далее беседуем с Ежеком. Выяснив всю необходимую информацию, обещаем ему замолвить словечко перед своим паном (или не обещаем). Снова общаемся с Радцигом и завершаем задание.

Если он тебе не по зубам

Едем в Сазаву, чтобы допросить парочку людей о бандитах и вербовщиках. Сначала посещаем местного рихтаржа и беседуем с ним. Он сообщит нам о кожевнике. С помощью красноречия (требуется не менее 8 пунктов) сможем выяснить и о мельнике по имени Симон. Корчмарь посоветуем сходить к живодеру (могильщику).

Направляемся первым делом к живодеру, а после говорим с кожевником. Он поведает нам о задирах, не дающих ему спать. Применяем силу и обещаем ему решить вопрос с нарушителями спокойствия. Приходим к дому после наступления 9 часов вечера и говорим с парнишками. Побеждаем их в кулачной драке.

Разобравшись с Кулаком, ждем, пока тот не проснется, а затем говорим с ним. Указываем на его поражение, и он сообщит нам, что кое-кто набирает боевитых мужиков. В результате узнаем, где находится место сбора вербовщиков, и убеждаем Кулака заняться проведением кулачных поединков в другом месте. Ждем наступления утра, приходим к кожевнику и получаем от него награду.

Можем также поговорить с Томашем в лечебнице монастыря. Он может сообщить нам информацию о месте сбора лишь тогда, когда мы вылечим его при выполнении второстепенного задания «В руках Божьих».

Ждем наступления 10 часов вечера, а после направляемся к церкви, расположенной в Сазаве. Входим внутрь и начинаем молиться возле алтаря. Затем придут бандиты. Говорим с ними для старта новой миссии.

Целомудрие и послушание

Святоша, предавший разбойников, скрывается в галерее монастыря, куда могут пройти лишь монахи. Можем попробовать проникнуть туда через дверцу, расположенную с правой стороны после входа, однако если нас кто-нибудь увидит, то тут же поднимет тревогу.

Существует иной путь – тайный вход, расположенный в пещере Прокопия, которая находится за границами монастыря. Третий вариант предполагает разговор с персонажем, планирующим отправиться в монастырь. Можем попробовать убедить его с помощью красноречия. Если не выйдет, то головорезы предложат ускорить его попадание в рай. В любом случае благодаря третьему способу мы сможем получить письмо о вступлении в церковь и нужную одежду.

Идем в корчму, где мы раньше беседовали с Ульрихом, и вступаем в диалог с Карлом, сидящим рядом со своим стражником по имени Манфред. Карл практически сразу же согласится, чтобы мы пошли в церковь вместо него, однако ему не даст это сделать его охранник. Говорим с Манфредом, угощаем его выпивкой и ждем, пока тот не уснет. Затем прокрадываемся в его номер и крадем из карманов стражника письмо о вступлении в монастырь.

Выходим, говорим с привратником и заходим в нужную комнату (вход находится внизу, с правой стороны от входных врат). Нажимаем на коробку и переодеваемся в монаха. Просматриваем видео, которое заканчивает квест и открывает сразу два новых задания. Одно будет основным, а другое – второстепенным. Последнее выполнять необязательно, однако оно сможет заметно упростить сюжетную миссию.

Монастырь – Враник

Иголка в стоге сена

Этот квест будет довольно запутанным, поэтому внимательно следим за появлением новых задач и тщательно читаем их описание. Выполнить его можно двумя путями: убить Святошу или доставить его Рихтаржу, обитающему в Ратае. Первый вариант легче второго, поэтому для начала опишем его.

Первым делом нам нужно будет узнать, кто именно скрывается под личиной Святоши. Для этого находим книжку, в которой даны описания всех послушников. Она лежит во втором по счету помещении, если пройти через дверцу с замком высокого уровня сложности, выйдя из библиотеки (неподалеку от нее стоит шкаф с запрещенными книгами).

Читаем книгу и узнаем, что приор имеет подозрения насчет Антония (именно он и является Святошей). Затем идем в спальню, в которой находятся кровати монахов, и вскрываем все сундуки с помощью отмычки. В сундуке Антонио обнаруживаем клинок. Можем поговорить с ним и попытаться вывести его на чистую воду или просто дождаться ночи и убить его во сне с помощью навыка скрытного убийства . Далее обыскиваем тело и находим игральную косточку, благодаря которой бандиты и распознают друг дружку.

Примечание: При отсутствии отмычки или перка убийства, выйдите из монастыря, отыщите оружие, а после убейте Антонио при любом удобном случае.

После убийства Святоши и получения кости, выходим из религиозной обители и забираем свои вещи, которые ранее мы оставили в ящике. На этом задание завершится.

Если же мы решили попробовать доставить Антонио в Ратае, то нужно поступить следующим образом. Сначала находим книгу приора, как и в первом варианте, чтобы найти косвенные улики о том, кем является Святоша. После беседуем с Антонио. Говорим ему, что ищем Святошу, но не сообщаем, что собираемся делать с ним.

Далее ждем обеденного перерыва, когда все монахи отправятся есть кашу. Идем со всеми и садимся за стол. Кушаем пару минут, а после встаем. Внезапно герой получит отравление и вырубится. Его разбудит Святоша, который сознается во всем. Теперь мы сможем договориться с ним о поездке к Рихтаржу. После достаем бурдюк с кровью и кидаем его на пол костела, сымитировав смерть послушника. Антонио подойдет к луже крови, а после пойдет к выходу. Он выберется из храма через руины, расположенные под ним. Снова говорим с ним и отправляемся в Ратае.

Жребий брошен

Направляемся в болотистую местность, находящуюся возле монастыря и разжигаем костер. После разговариваем с разбойниками. Тут у нас будет несколько вариантов решения проблемы:

  • Показываем бандитам игральную кость.
  • Делимся с бандитами своими грошами, отметив, что у Антонио были деньги.
  • Отказываемся что-либо предоставлять головорезам, и сражаемся с ними. Убив их, находим еще одну странную игральную кость.

В самом лучшем случае разбойники расскажут нам, где находится лагерь Враник. Поднимаемся в горы, расположенные неподалеку от Сазавы и проходим во вражескую базу, показав игральную кость. На этом этапе некоторые задания перейдут в категорию проваленных. Далее добираемся до места нахождения Эрика.

Беседуем с Эриком и говорим ему, что отлично орудуем мечом. Идем вниз к частоколу и вступаем в схватку с фехтмейстером Ванеком. Побеждаем его, а после возвращаемся к Эрику. Просматриваем кат-сценку, где появится некий господин, который окажется нашим главным врагом.

Когда видео закончится, просыпаемся и видим рядом старого знакомого, который решит помочь нам покинуть крепость. Выбираемся из камеры и сталкиваемся с первым противником. Мы оглушили его сзади, чтобы не вызвать тревоги, а после надели его броню. Далее можем либо пойти направо вдоль ограждения, либо побежать вперед, не обращая внимания на врагов, и отыскать выемку в заборе. В первом случае поднимаемся по лесенке и перепрыгиваем первый частокол, не забыв убить еще одного противника, имеющего практически лучший доспех в игре.

Выйдя за пределы лагеря, останавливаемся на минутку. Мы можем сдержать свое обещание и помочь нашему спасителю – для этого просто идем к указателю. В ином случае бежим от вражеского аванпоста как можно дальше и ждем запуска нового видео.

Контратака

Беседуем с Бернардом и получаем от него ключик от арсенала. Оружейная находится в нижней части замка на первом этаже возле лесенки. Проходим внутрь и открываем сундук. Забираем из него все предметы, даже те, что не нужны нам, ведь их можно сдать купцам. Приготовившись, направляемся в Тальмберг и говорим с Дивишем. Просматриваем ролик, а после участвуем в захвате лагеря Враник.

Как и в прошлой подобной битве, стараемся не бежать впереди паровоза. Нападаем в основном на тех врагов, которые заняты битьем наших союзников. Побеждаем в ряде точек и выигрываем тем самым сражение. Направляемся к зданию, в котором обитал Эрик, и берем из сундучка все свои предметы. На столике, находим письмо. Читаем его и узнаем, где сейчас находится наш противник.

Возвращаемся к панам и рассказываем им обо всем. Просматриваем длительный видеоролик на движке игры.

Сражение за Тальмберг

На раскаленной сковороде

В данном квесте нам нужно будет уничтожить всех противников, находящихся во внутреннем дворе крепости Тальмберг. Расправляемся со всеми врагами, а после смотрим ролик, который завершит задание.

Примечание: Как только вы выполните эту миссию, вам уже не удастся заняться прохождением второстепенных заданий в Тальмберге, поэтому советуем сначала сделать эти квесты.

Ночная вылазка

Начинаем готовиться к вылазке, которую нужно будет осуществить в темное время суток. Так как нам не придется сталкиваться с противниками в прямой битве, снимаем с себя тяжелую броню и кладем все ненужные предметы в инвентарь лошади или ящик, находящийся с правой стороны от домика, где спит Борек. Вместо тяжелых доспехов надеваем на себя легкую защиту.

Говорим с Бореком и сообщаем, что мы готовы. Приближаемся к стене и ждем, пока не возникнет опция вскарабкаться наверх. После разбираемся с двумя часовыми с помощью перка «Скрытное убийство», который можно найти в навыке «Незаметность». Первым делом расправляемя с врагом, находящимся внутри здания, так как если мы сначала попытаемся убить стражника, стоящего снаружи, то второй обязательно поднимет тревогу.

Затем идем вслед за Птачеком. Ждем, пока охранник не начнет идти в другую сторону, а после убиваем его сзади. Проходим к заложникам и беседуем с ними обо всем. Тут мы можем либо сразу попытаться спасти заложников, либо начать настаивать на том, что необходимо также вывести из крепости Стефанию и Радцига. Во втором случае нас засекут противники, и нам нужно будет выбираться из замка.

Тут все довольно сложно, так как может возникнуть баг, из-за которого мы можем оказаться в окружении нескольких врагов. В этом случае хватаем Птачека и бежим к лесенке. Если же ошибки не будет, то просто выводим людей из крепости, стараясь не попасться на глаза страже.

Осада

Беседуем с Бореком – он сообщит нам, что необходимо выполнить несколько срочных дел в лагере. Сначала говорим с Тобиашем и расспрашиваем его о том, как идет постройка требушета. Выясняем также информацию о персонаже, которого следует похитить. Соглашаемся оказать ему помощь. В результате стартует еще одно основное задание под названием «Ракетчик».

Спускаемся в нижнюю часть лагеря и говорим с Каптенармусом. Он скажет, что ему требуется как минимум 30 кусков мяса и много пива. Мяско можем взять у корчмарей, потратив на него 90 грошей. Возвращаемся к Каптенармусу и отдаем ему купленную еду – он вернет нам все потраченные гроши. С алкоголем окажется труднее. Корчмарь, обитающий в Ужице, откажет нам в поставке бочек, так как у него кончился хмельной напиток. Тот же ответ вас ждет во всех остальных трактирах. Исключением станет корчма «На полянке». Направляемся туда и вступаем в диалог с Ондржеем. Убеждаем его при помощи силы или красноречия, чтобы он поставил пиво к замку.

Говорим с Бернардом. Он попросит нас отыскать травника, способного приготовить зелье, отгоняющее сон. Ни один из них не согласится готовить подобное снадобье, но при этом они расскажут нам его рецепт.

Общаемся с Дивишем. Он сообщит нам, что надобно отыскать священнослужителя, который будет не против прийти в Тальмберг. Им окажется отец Богут, которого можно отыскать в Ужице. Но для начала нам придется выполнить парочку его побочных квестов.

После направляемся в ближайший лес и беседуем с углежогом, чтобы выяснить, где находится деготь. Затем идем к Каптенармусу и докладываем ему о найденном дегте. Он пошлем людей на его добычу, и наградит нас 90 грошами.

Далее нам понадобится лекарь, способный позаботиться о раненных солдатах. Его можно найти в монастыре Сазавы. Находим брата Никодима и просим его об услуге. Он согласится, если мы выполним его второстепенные задания.

Ракетчик

Нам предстоит найти загадочного Конрада Кейзера, находящегося в монастыре Сазавы. Идем в эту локацию и общаемся с местными. Если ранее мы помогли брату Никодиму, то сразу же спрашиваем у него, где можно отыскать Кейзера. Он укажет нам местонахождение дома. Идем к нему и вступаем в диалог с охранником Урбаном. Убеждаем его впустить нас, сказав, что нас прислал Тобиаш. Он передаст нам ключик.

Говорим с Конрадом. Он сообщит нам, что не покинет данное место. Существует несколько путей уговорить его: крадем у Карела поручение, на котором стоит подпись аббата, или делаем так, чтобы у него кончились гроши. Первый вариант проще. Проходим в жилище Карела, крадем из его карманцев ключик от сундучка или пытаемся взломать его самостоятельно при высоком параметре «Вскрытие замков». Сундук находится на втором этаже рядом с окошком. Внутри находим поручительство.

Возвращаемся к Кайзеру и показываем ему поручительство. Он скажет нам отправиться в Сазаву к писарю. Идем к нему как можно скорее, так как Карел вполне способен заметить пропажу. Беседуем с писакой, выбрав любой вариант диалога. Он попросит прийти к нему через один час. Перематываем время и заглядываем к нему во второй раз.

Берем все документы и снова приходим в монастырь. Идем к жилищу Карела, поднимаемся на второй этаж, открываем ранее взломанный сундук и кладем в него оригинал. Подходим к Карелу и показываем ему разрешение на отпуск. Идем за ним к сундучку и ждем, пока тот не увидит, что его поручительство лежит там, где должно. Снова говорим с ним и получаем его добро.

Возвращаемся к Конраду и вступаем с ним в диалог. Он скажет нам, что за ним наблюдает Пейчар. Расспрашиваем о нем каменщиков, находящихся на стройке. Они отметят, что Пейчар сейчас находится на постоялом дворе. Идем в корчму, говорим с ее хозяином и узнаем, для чего тут остановился торговец (нужно 8-9 пунктов в красноречии). Затем беседуем с Пейчаром, задав ему множество вопросов. Главному герою он покажется обычным купцом.

Снова идем к Конраду и рассказываем ему о своих домыслах. Затем перематываем время на 12 часов ночи и караулим возле входа в дом Конрада. В первое дежурство возле деревьев обнаруживаем шарлатана, собирающего побрякушки. Во вторую ночь появится Пейчар. Говорим с ним и узнаем, что у него есть дело с попечителем из местных. Он даже не подозревал, что в этом доме живет Конрад. Говорим обо всем Конраду и тот наконец-то поедет с нами в Тальмберг. Далее докладываем все Тобиашу и ждем пару дней, пока не построится требушет.

Подкрепления

Готовимся к предстоящей битве и выслушиваем план Дивиша. Затем идем к новому указателю. Начнется новое видео. Побеждаем противников, стараясь не лезть в самое пекло, а после вступаем в схватку со второй группой врагов. Просматриваем кат-сценку. Прибежит Борек и сообщит, что враги пытаются уничтожить требушет.

Оборона

Возвращаемся в лагерь и убиваем множество бандитов. Действуем, как и раньше – избегаем больших групп противников, стараясь добивать головорезов, с которыми сражаются наши союзники. После идем в шатер и допрашиваем Тота (потребуется как минимум 15 пунктов в красноречии). Просматриваем видео на движке игры.

Слово надо держать

Подготовившись к штурму замка, идем к Дивишу. Он даст нам возможность сделать первый выстрел из требушета. Соглашаемся, а после ждем, пока два охранника не натянут стрелу и не поставят камень. Тянем рычаг и стреляем по крепости. Далее говорим с Бореком для начала штурма.

Далее нужно будет промотать 3 дня (именно столько времени будет длиться обстрел замка). Не забываем кушать из казанка, стоящего в центре лагеря. Затем снова беседуем с паном Бореком и приступаем к непосредственному захвату Тальмберга.

Идем к стенам, стараясь идти позади союзников, иначе нас быстро прикончат. Продвигаемся через весь замок, попутно убивая врагов. Затем просматриваем кат-сценку и скачем к отцу. Снова смотрим видео, которое завершит основную сюжетную линию.

Эпилог

Тут просто выполняем обычные действия из пролога. Для просмотра финального ролика нужно присоединиться к группе Яна Птачека. Однако до этого советуем выполнить все побочные задания в игре.

Kingdom Come: Deliverance – игра немалых размеров, и с наскока разобраться в ней не получится. Разработчики подготовили десятки одних только сюжетных заданий, выполнение которых зачастую не сводится к единственно возможному варианту.

Разобраться с тем, как можно справиться с обязательными для прохождения Kingdom Come: Deliverance миссиями, вам поможет данное руководство.

Впоследствии из Индржиха можно будет «слепить» героя любого толка, так что не задерживайтесь на выборе желанных характеристик слишком долго

Определившись с предпочтительными на ранних этапах игры навыками в рамках первого же диалога, захватите с собой лежащую на столе еду и выходите на улицу к отцу Индржиха. В разговоре с ним вам объяснят, как в Kingdom Come: Deliverance работает система убеждения собеседника.

Попытайтесь надавить на «оппонента» своим красноречием – вне зависимости от исхода беседы Индро получит четыре задания:

  • забрать крестовину меча из замка пана Радцига;
  • заставить Кунеша погасить долг (или хотя бы забрать у того инструменты);
  • купить уголь;
  • купить прохладное пиво.

Поговорите с солдатами у крепостных ворот, чтобы разжиться заветной крестовиной, и спускайтесь к хибаре Кунеша. Возвращать долг он не намерен, и у героя есть несколько способов выполнить миссию (собрать нужно топор, молоток и гвозди):

  • запугать/убедить Кунеша – в этом случае он отдаст Индро ключи от сундука с инструментами. Топор будет воткнут в пенёк рядом с домом;
  • побить Кунеша (одному или с друзьями) – препятствовать погашению долга он уже не сможет;

  • ограбить Кунеша, взломав его сундук – для этого вам понадобится отмычка, раздобыть которую (даже целых четыре) можно у Фрицека – приятеля героя.

Следом отправляйтесь за углем – его продает углежог рядом с местной корчмой. Герою нужно купить 10 единиц угля, однако в отсутствии денег его можно обменять на другие предметы (например, ту же еду из дома). Кроме того, всегда есть возможность поторговаться с купцом, чтобы сбить цену товара.

Напротив углежога, у стола расположился фехтмейстер Ванек – поговорите с ним, если хотите попробовать себя в бою на мечах. После этого проследуйте к самой корчме, где вы станете свидетелем перепалки между одним из местных жителей и Немцем. Стоящие неподалеку друзья Индржиха предложат ему закидать побеленный дом иностранца навозом.

Ввязываться в эту авантюру вовсе необязательно, однако, если герою нужна помощь приятелей в разборках с Кунешем, согласиться всё же придется. Поговорите с женой Немца, чтобы увести ее подальше от места будущего преступления и приступайте к своей шалости.

Если попасть в тюрьму (просто ударьте одного из стражников) в ходе этой миссии, герой сгорит заживо, а вы получите достижение «Поджигатель » (Firestarter )

Акт вандализма заметит сын Немца с дружками – завяжется драка, которую вскоре прервет местный пристав. Если не успеете убежать от него, то придется выслушивать бранную речь. В любом случае, бесследно выходка Индржиху не пройдет – в конце концов героя за проступок отчитает отец.

Выполнив все остальные задачи (пиво-то нужно прохладное), отправляйтесь в корчму и поговорите с девушкой Индро по имени Бьянка. Помимо кувшина с холодным напитком, протагонист также получит три бутылки спасительного шанса – это предмет, который необходим для ручного сохранения игры. На первых порах разбрасываться им не рекомендуется, так как стоит он не дешево.

Возвращайтесь к отцу и отдайте ему все собранные предметы. Когда появится Тереза, принесите из дома гвозди – первая миссия завершена.