Стерджесс фотографии без смущения. Искусство VS педофилия: почему выставка Джока Стерджеса закрылась со скандалом

24 сентября интернет-пользователи переключились с развода Джолипиттов на более острую тему и принялись обсуждать, где проходит та тонкая грань, которая отделяет настоящее искусство от порнографии. Поводом стала выставка фотографа Джока Стерджеса, где демонстрировались неоднозначные кадры. Пост известного блогера Лены Миро с говорящим названием «Выставка для педофилов в Москве» стал отправной точкой в этой дискуссии, которая позже выплеснулась с просторов Сети в реальную жизнь.

Девушка, много и часто пишущая про способы обретения идеального тела, на сей раз поделилась своими мыслями о фотовыставке, называя Джока Стерджеса не иначе как «идейным вдохновителем всех педофилов» и недоумевая, как автор снимков, на которых изображены «маленькие голые девочки в сексуально-призывных позах», стал выставляться в Москве.

В комментариях к этой записи в ЖЖ на данный момент высказались больше полутора тысяч человек (заметим, что всех, кто принял участие в бурных диспутах на страницах Анны Кузнецовой, Центра фотографии и других площадках в Сети на данный момент, пересчитать просто нереально).

Следующей, кто привлек внимание общественности к работам фотографа в этот же день, стала Член Совета Федерации Елена Мизулина, сделавшая заявление, в котором потребовала закрыть «педофильскую» выставку. «Эта выставка - публичная демонстрация материалов с детской порнографией, что запрещено российским законодательством: статья уголовного кодекса РФ 242.1. В связи с этим необходимо проверить, кто дал разрешение на проведение подобной выставки».

«Я убеждена, что работы с изображением обнаженных маленьких девочек, представленные на выставке, не могут трактоваться как произведение искусства. Это - самая настоящая пропаганда педофилии. Выставка должна быть срочно закрыта», - цитирует слова Мизулиной «Интерфакс» .

Анна Кузнецова, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, официального заявления делать не стала, высказавшись на своей странице на Facebook: «Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором «детской порнографией», может иметь место в «культурной» жизни нашей столицы!».

Анна также поведала о принятых мерах: «Прошли переговоры с прокуратурой о необходимости организации прокурорской проверки. Теперь ожидаем конкретных шагов. Статья 28.4 КоАП за демонстрацию порнографической продукции предусматривает штраф до 5 миллионов или приостановку деятельности до 90 суток с конфискацией материала», и пожалела девочек, чьи фото демонстрируются «на этой злосчастной выставке».

Сам американский фотограф вовсе не считает, что сделал нечто предосудительное. Всех моделей он фотографировал с их согласия, либо с согласия их родителей.

«Это мои соседи, мои друзья, которых я фотографировал с их семьями на протяжении сорока лет. На моих фото примерно 25 семей, которых я снимал, начиная с 70-х годов прошлого века», - рассказал он в интервью каналу РЕН ТВ сделал акцент на том, что в его работах «нет порнографии».

В свою очередь, основательница Галереи имени братьев Люмьер Наталья Григорьева в беседе с корреспондентом kommersant.ru обратила внимание на весьма любопытный факт: «Пресс-служба распространяет пресс-пакеты о выставке за три месяца до ее начала. Эта выставка стояла на сайте Министерства культуры Российской Федерации. У нас было открытие выставки, присутствовал автор. Были телевизионные камеры, были интервью. Все экспонаты выставки были представлены».

Но, несмотря на то, что «все видели, что там находится», в воскресенье, 25 сентября, участники общественной организации «Офицеры России» заблокировали вход в здание, хотя, отметим, у них, в отличие от органов власти, нет права решать, какие фото можно или нельзя экспонировать. Так что в итоге фото увидели только журналисты (и неизвестный мужчина, обливший экспонаты желтой жидкостью с характерным запахом), прессу в выставочный зал пропустили. Руководство Центра фотографии решило «не будоражить общественное мнение» и закрыло выставку.

О человеке, который поверг всех праведников и приверженцев пуританских нравов Москвы в неистовый гнев - Джоке Стерджесе (Jock Sturges) - за прошедшие недели было сказано немало. Его скандальной выставке «Без смущения» (Absence of shame) досталось много внимания, но вовсе не такого, на которое рассчитывал фотограф, впервые посетивший Москву.

Признанный во всем мире мастер уже больше 30 лет снимает жителей нудистских коммун в естественной и комфортной для них среде. В его работах есть все необходимые искусству составляющие: гармоничная композиция, сюжетная линия, выверенный баланс светотени. И все же, московская персональная выставка Стерджеса болезненно затронула старый как мир вопрос: что есть искусство?

Ополчившиеся на организаторов выставки и самого автора активисты ответили на этот вопрос однозначно и сразу за всех, заявив, что представленные снимки - не что иное, как детская порнография. Они предпринимали попытки блокировать центр имени братьев Люмьер, где проводилась выставка, обращались с официальными заявлениями в генпрокуратуру и наполняли интернет праведным негодованием, полностью игнорируя тот факт, что «порнографии» у Стерджеса не больше, чем на полотнах эпохи Возрождения. Не дождавшись каких-либо официальных результатов проверки, возмущенные активисты решили взять ситуацию в свои руки.

Джок Стерджес, искренне восхищавшийся Москвой, как городом XXI века, никак не ожидал повторения истории, произошедшей с ним 26 лет назад. Тогда, в 1990 году, возглавляющий Евангельскую церковь Рэндалл Терри инициировал кампанию против фотографов, по его мнению, оскорбляющих своим творчеством чувства верующих. До того он активно выступал против абортов, но, оказавшись в проигрышной ситуации, решил направить силы в другое русло. Так Стерджес оказался под прицелом американских властей. Ему пришлось платить адвокатам сразу в нескольких штатах, но все обвинения были быстро сняты из-за отсутствия состава преступления.

Сегодня, как и четверть века назад, скандал вокруг выставки работ Стерджеса в Москве - это буря, родившаяся из домыслов отдельных людей и их видения ситуации через призму собственной испорченности. Ведь что в действительности изображено на этих снимках? Чувственная и хрупкая красота - предмет столь эфемерный, что художники, скульпторы и фотографы всех эпох посвящали и продолжают посвящать свое творчество попыткам ее увековечить.

Впервые снимать ню Стерджес начал в 1970-х годах, хотя к тому моменту уже имел ученую степень в сфере изящных искусств и богатый опыт в модной и рекламной съемке. Однажды, проезжая по Северной Каролине, он случайно наткнулся на хипповскую коммуну: в прохладный день полностью раздетые люди стояли вдоль дороги и грелись в лучах солнца. Фотографа поразило то, что люди не обращали внимания на собственную наготу и, будучи полностью обнаженными, чувствовали себя комфортно. После того случая он целенаправленно отправился исследовать подобные коммуны во Франции.

Отказавшись от погони за количеством моделей, мастер сфокусировался на отдельных семьях, с которыми поддерживает отношения уже не один десяток лет. По его словам, накопленные фотоархивы рассказывают историю его дружбы с членами общин, а также перемен, которые происходили с их жизнями и лицами за это время.


В Москве впервые состоялась персональная выставка признанного мастера эротической фотографии мирового уровня. Джок Стёрджес лично, честно и без всякого смущения рассказал всем пришедшим на творческий вечер о своём жизненном пути, опыте в творчестве, о своих моделях и своей семье. Провокационное творчество Стёрджеса и обилие на его снимках обнажённой натуры вызывает довольно разную и далеко не всегда позитивную реакцию общественности во всех странах. Часть его работ повсеместно запрещена к публикации. Но чтобы понять и оценить суть его скандальной гениальности, нужно знать одну историю...


Джок родился в Нью-Йорке в 1947 году и с малых лет интересовался фотографией, которая определила его жизненный путь. В юности, будучи призванным в армейские ряды, Джок стал главным фотографом на военной базе в Японии. После демобилизации в 1970 году, он поступил в колледж в Вермонте, где изучал практическую психологию. Но его дипломная работы была посвящена психологии восприятия в фотографии. По окончании учёбы Джок стал преподавать фотографию и работать фотографом в индустрии моды.

Год он совместно работал с известным мастером фотопечати Ричардом Бенсоном, в чьей лаборатории ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других знаменитых фотографов, у которых было чему поучиться. В 1978 году Джок перебрался в Калифорнию, где получал множество заказов для рекламы, портретной съемки и от модных журналов.





Его работа всегда была сезонной. Зима - время обильных заказов, приносящих внушительных доход. А лето он проводил со своей семьёй и занимался любимым делом - фотографировал на пляжах Калифорнии, Франции или Ирландии колонии нудистов. Стерджес никогда не скрывал своего пристрастия к запечатлению обнажённого тела любых возрастных категорий: дети, подростки, беременных женщины, их семьи, мужья, родители, люди почтенного возраста… Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и до поздней зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек: «Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».


Джок всегда снимал своих моделей в натуральной обстановке, абсолютно естественной и гармоничной для них самих. Он никогда никого не просил и не заставлял позировать. Все его модели - это семьи из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались для фотосъемки, они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он делал последний кадр. Нагота для них вполне естественна. И Джок просто отражал их жизненный выбор, стараясь передать не только красоту тела в разное время жизни, но и силу характеров всех своих моделей.

Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать серию фотографий, он живет жизнью этих людей, среди этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать бытовые вопросы. Он уверен, что только в случае добрых и длительных доверительных отношений, у него есть шанс получить удачный снимок. И да, сам мастер и его семья тоже принадлежат к сообществу нудистов. Согласитесь, нечестно было бы снимать жизнь и быт обнажённых людей, если сам искренне не разделяешь их убеждений. Некоторых из своих моделей Стерджес начинал фотографировать еще в период нахождения в материнской утробе и делал фотографии-хроники на протяжении тридцати пяти и более лет.




Все его модели и их родители знали о проводящейся фотосъёмке и участвовали в ней исключительно с добровольного согласия. Права на все кадры с обнажённой натурой принадлежат не фотографу, а самим моделям. Всех их Джок знает лично и много лет они дружат семьями. Но в разные периоды жизни люди могут по-разному относиться к публикации своих обнаженных тел. Поэтому каждый раз, собираясь использовать те или иные кадры в своих выставках или публикациях, Джок заново получает согласие на публикацию конкретных кадров у всех моделей. Сколько бы времени ни прошло с момента съёмок и сколько бы хлопот это не приносило, Джок Стерджес связывается со своими моделями для получения разрешения на показ снимков общественности. Деликатность, честность и абсолютная красота его фотографий не позволяют считать их слишком откровенными , в его кадрах нет ни одного элемента порочности или намёка на сексуальность, несмотря на изобилие обнажённой натуры.


Но многие люди просто не готовы воспринимать такое искренне творчество. Консервативная общественность США в 1990 году за снимки детей, девушек- и юношей-подростков устроила облаву на самого фотографа и его работы. Полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели арест работ и фотографической техники Стерджеса. Были конфискованы компьютер, фотоаппараты, все плёнки, негативы и печатные снимки. Но за него вступилась художественное сообщество США и Европы, вынудив признать действия ФБР и полиции незаконными. А суд Сан-Франциско так и не выдвинул Джоку Стёрджесу никаких обвинений. Инцидент был исчерпан, но вот скандал - нет. И именно благодаря этому скандалу о его творчестве узнали другие страны, заинтересовавшись ставшими уже шедеврами работами, которые стали широким достоянием общественности после многочисленных выставок по всему миру и выпусков более десяти его персональных фотоальбомов.


Во второй половине 1990-х годов против фотографа выступили протестантские общины США. Их активисты требовали уничтожения фотоальбомов Джока Стёрджеса. В конце 1990-х суд штата Алабама запретил фотографии Стёрджеса и Гамильтона как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», - прокомментировал решение суда Стэрджес, - «Люди на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они - нудисты. Нагота здесь ничего не значит. Люди обнажены, потому что они нудисты и в теплое время года они просто не носят одежды, совершенно свободные от чувства смущения».

Судебные страсти вокруг фотографа уже давно поутихли и он спокойно работает, несмотря на возраст и популярность. В свои 60 с лишним лет он и не думает уходить на заслуженный отдых, а до сих пор успешно преподаёт, устраивает выставки, издаёт книги и много фотографирует. Джок Стерджес выполняет коммерческие и частные заказы зимой, а летом продолжает снимать на пляжях своих единомышленников по натуральному образу жизни. "Однако современный нудизм сильно изменился. И теперь меня сильно смущает, что современные взрослые женщины стали удалять естественную растительность в зоне бикине, что делает их тела похожими на юных девочек и выявляет на фото слишком интимные и лишние анатомические подробности. Это уже совсем не похоже на искусство" , говорит автор. "Ведь одни из самых важных моментов в моей работе - это честность, естественноть и отсутствие смущения".

На этой неделе Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий. Белом зале в экспозиции находится около 40 отпечатков фотографий от самых ранних работ 1970-х годов до современных дней. Все они сняты на крупноформатную карданную камеру 20х25 см с ипользованием монохромной печати на специальной бумаге. Камера Джока весит более 20 кг. Испробовав все современные новинки оборудования для фотографии, для съемок обнаженной натуры Стерджес предпочитает до сих пор придерживаться собственной технологии, которая передаёт всю суть и эмоции момента, позволяя зрителю не отвлекаться на лишние детали снимка, а наслаждаться качеством его целомудренных фото-историй. Вчера, 8 сентября, в рамках творческой встречи с Джоком Стерджес ом вниманию слушателей было представлено множество работ, не вошедших в экспозицию.


Джок Стерджес отличный мастер своего дела, приятный в общении, крайне этичный и чистоплотный человек. Я лично не одобряю и не понимаю нудизма как явления. У меня не укладывается в голове как взрослые люди могут позволить своим детям-подросткам находиться рядом с собой в таком виде... Но я не ханжа и не сужу людей. Это явление есть. И люди сами делают такой выбор. Они не пропагандирую свой образ жизни и не выставляют себя напоказ в обществе. Просто живут в дикой природе подальше от людей своими колониями. В Джоке меня восхитило, что он смог превратить свою жизнь в искусство. Его фотки и правда крайне целомудренны и безупречны по композиции и деталям кадра. Это на самом деле очень красиво. Но смотреть на них нужно именно на качественных отпечатках на бумаге с его огромной пленочной камеры. Там везде такие "говорящие" глаза... В инете на "пере-фотках" этот эффект совершенно теряется. Пока я писала эту статью, столкнулась со странностью - в сети полно его фото детей, но почти совсем нет взрослых, которых у него на самом деле большинство. На выставке работ с детьми совсем мало, в основном представлены именно взрослые люди. Эротикой эти фото назвать можно с большим трудом. Цель эротических фото - это постановочные кадры в чрезмерно откровенных позах с чувственными выражениями лиц, имеющие своей целью возбудить зрителя. А на всех фото Джока просто обычные персонажи, со своими жизненными настроениями. К сожалению, многие люди не умеют смотреть, видеть, слышать и понимать окружающий мир и самих себя. Им неведома разница между порнографией, эротикой и просто обнаженным телом. Наш мир слишком испорчен. Надеюсь мои размышления помогли вашему внутреннему миру стать немного богаче. Вот такой у меня выдался необычный опыт соприкосновения с творчеством)



Выставка открыта с 12:00 до 22:00 и продлится до 30 октября. Цена билета от 200 до 430 руб.

Центр фотографии имени братьев Люмьер 8 декабря вновь откроет выставку «Джок Стёрджес. Без смущения», которая вызвала скандал осенью 2016 года. Тогда защитники традиционных ценностей называли выставленные работы детской порнографией и даже обливали их мочой. Следственный комитет России (СКР), однако, постановил 4 октября 2017 года, что фотографии Джока Стёрджеса «не содержат психологических признаков порнографического характера».


На выставке «Без смущения», открывшейся в Центре имени братьев Люмьер 8 сентября 2016 года, были показаны около трех десятков работ американского фотографа Джока Стёрджеса, сделанных начиная с 1970-х годов. Непрофессиональные модели, позировавшие Стёрджесу,- члены нудистских семей из США и европейских стран. Впрочем, даже и фронтальной наготы на выставке было немного, а уж о том, что не только по критериям СКР, но и просто по обычному человеческому рассуждению называется «порнографией», и вовсе говорить не приходилось.

Но сам факт того, что позировали в том числе и несовершеннолетние дочери родителей-нудистов, вызвал бурную общественную реакцию. Инициировал ее пост блогера Лены Миро, обвинившей и фотографа, и галерею, а заодно и московские власти (которым подотчетен муниципальный Центр братьев Люмьер) в пропаганде педофилии. Активисты организации «Офицеры России», возглавляемой членом Общественной палаты Антоном Цветковым, 25 сентября 2016 года блокировали вход на выставку, а ранее участник движения SERB Александр Петрунько облил экспонируемые фотографии мочой. Детский омбудсмен Анна Кузнецова и член Совета федерации Елена Мизулина выступили с жалобами на выставку и потребовали ее прокурорской проверки. После этого руководство Центра братьев Люмьер приняло решение закрыть выставку досрочно.

Процедура официальной проверки на предмет состава возможного преступления растянулась на год. Еще 5 октября 2016 года СКР получил CD с участвовавшими в выставке фотоработами, на котором обнаружил, согласно тексту постановления (орфография и пунктуация сохранены), «фотографии в количестве 32 экземпляров часть из которых содержит изображения лиц женского и мужского пола в одежде, а также частично и полностью обнаженными, в разных позах запечатленными на фоне природы, под открытым небом».

Сославшись на несколько экспертиз, а также на «обращение художественного сообщества РФ», постановление Следственного комитета констатирует, что «психологических признаков порнографического характера» в фотографиях нет, а значит, в действиях руководства центра нет и «признаков преступлений, предусмотренных ст. 242 и 242.1 УК РФ». Среди прочего постановление, цитируя заключение неназванного эксперта, признает, что выставка вызвала «бурную реакцию той части публики, у которой гипертрофированный темперамент пришел в опасный резонанс с невежеством».

Следственные документы Центр братьев Люмьер решил сделать частью новой версии выставки Стёрджеса, которая под названием «Без смущения 2.0» вновь откроется 8 декабря. Предполагается, что продолжаться она будет месяц - тот период, на который сроки ее проведения были вынужденно урезаны в 2016 году. Помимо фотографий Джока Стерджеса, там можно будет узнать о развитии конфликта, почитать выдержки из газет, а также ознакомиться с фотографиями и видеосюжетами СМИ, освещавших закрытие выставки. Несмотря на верительную грамоту от следователей, на всякий случай выставке присвоено возрастное ограничение 18+.

Центр фотографии имени братьев Люмьер представил первую в России выставку одного из самых противоречивых фотографов последних десятилетий - Джока Стёрджеса.

Стёрджес известен своими сериями семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. Выполненные с помощью крупноформатной камеры, его фотографии отсылают нас к работам старых мастеров живописи и фотографов конца XIX-начала ХХ века.

Однако слава пришла к фотографу вместе со скандалом. Изображение женской натуры в периоды полового созревания и до него привлекло внимание консервативной общественности, христианских общин и правоохранительных органов США в 1990х гг. Сначала полицейские службы совместно с работниками ФБР произвели обыск в студии автора и арест его работ и фотографической техники, несколькими годами позже активисты христианских общин США осаждали книжные магазины по всей стране с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов автора. Позже все обвинения с автора были сняты.

Несмотря на нападки на Стёрджеса за то, что в его работах зачастую присутствует очень юная обнаженная натура - снимки не оставляют ощущения порочности. Стёрджес не работает с обнаженным телом как с абстрактной формой, но устанавливает особый контакт с человеком, что делает его фотографии такими чарующими и непринужденными. Стёрджес на протяжении долгих лет дружит с семьями своих натурщиц. Фотограф снимает своих моделей - девочек и девушек из нудистских общин - в обстановке, совершенно гармоничной для них самих. «Нагота здесь ничего не значит…Люди обнажены, потому что они нудисты и проводят теплое время года на курортах, свободные от чувства смущения», - говорит автор.

Начав работу сериями в 1970ые годы, сейчас автор фотографирует уже третье поколение своих моделей. «У меня есть серии фотографий, отражающие 30- и 35-летние периоды жизни». Он очарован человеческих телом и тем, как оно развивается, начиная с младенчества и детства до подросткового периода и зрелости. Стёрждеса интересует не только физиологические метаморфозы, но и личностные изменения, которые претерпевает человек:

«Я хочу, чтобы, смотря на мои фотографии, зритель осознал, насколько интересны и многогранны люди на моих фотографиях».

Стёрджес изучал педагогическую психологию и фотографию в университете Марльборо в Вермонте, после чего получил степень магистра искусств в Институте изящных искусств Сан-Франциско. После окончания учебы Стёрджес в течение года работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда и других именитых фотографов.

Джок Стёрджес выпустил более 10 монографий, его работы находятся в музейных коллекциях таких институций, как Музей современного искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная библиотека в Париже и франкфуртский Музей современного искусства.

Центр фотографии имени братьев Люмьер показал около 40 фотографий, снятых Стёрджесом на крупноформатную карданную камеру 20х25 см. Выставка представит творчество автора от ранних работ 1970-ых годов до современных съемок.

Jock Sturges. Ad"ele_ Montalivet, France, 1999




Jock Sturges. Sin"ead_ Clifden, County Galway, Ireland, 1995

24 сентября детский омбудсмен Анна Кузнецова и сенатор Елена Мизулина потребовали от правоохранительных органов проверить выставку "Без смущения" на предмет детской порнографии. Пояснения организаторов о том, что все обнажённые модели на выставке - совершеннолетние женщины, никак не помогли.

После этого выставку забаррикадировали неизвестные бандиты, назвавшиеся членами общественной организации "Офицеры России". Полиция никак не отреагировала на незаконные действия преступников.

Выставка в результате была закрыта.