Занятие по конструированию (оригами) «Божья коровка» (подготовительная группа). Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим миром, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе

Конспект занятия с использованием Лего- конструирования

«Насекомые осенью (гусеницы)»

(средняя группа)

Цель: познакомить детей с новым способом крепления деталей;учить детей индивидуальному и совместному конструированию.

Задачи:

Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;

Закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; создавая собственную модель, определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий, сочетание форм, цветов, пропорций;

Закреплять знания об изменениях в природе осенью;

Развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);

Развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к своему и чужому труду.

Оборудование: конструктор ЛЕГО, картинки с изображением деревьев, гусениц, игрушечный колобок, иллюстрации, схемы, инструкции, готовые постройки;

Предварительная подготовка:

    наблюдения на прогулке за деревьями, насекомыми;

    чтение литературы, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

1.Организационный момент (знакомство)

Воспитатель: - ребята, сегодня к нам из сказки пришёл Колобок. Он хочет нам, что-то рассказать.

Колобок: - Жил, я у бабушки с дедушкой, лежал на окошке. Скучно мне стало на окошке и покатился с окошка на крылечко с крылечка на тропинку в лесок катился я катился, а навстречу мне Сорока и летела и стрекочет:

Осень наступила, насекомые к зиме готовятся...

Колобок: -как это к зиме готовятся, кто такие гусеницы?

Хотел спросить у Сороки, а она улетела. А мне так хотелось с ними познакомиться.

Воспитатель: - Не переживай, Колобок, сейчас мы тебе все расскажем. (Ответы детей)

Послушай Колобок, как осень наступает: осенью солнышко мало греет, становится холодно, льют дожди. Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. И так зимуют.

Колобок : Я все понял! Побегу скорее в лес осенние деревья рассматривать и искать гусениц!

2.Основной этап (конструирование)

Воспитатель: - а на прощанье мы с ребятами, для тебя, Колобок, хотим сделать подарок осеннее дерево и гусеницу из Лего-конструктора. Рассматривание готового образца (деревья дети уже строили). Какого цвета мы используем Лего-кирпичики, какого размера? Почему? Сейчас я вам покажу новый способ крепления деталей. Уголок к уголку. При таком креплении наша гусеница может шевелится.

Выполнение работы.

Физминутка.

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят

Будто опять закружится хотят.

3.Рефлексия

Посмотрите, какие осенние деревья и гусеницы у нас получились. Настоящий осенний лес.

Кто к нам в гости приходил?

О чём он хотел узнать?

Как зимуют гусеницы?

Что мы подарили Колобку?

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме
«Заколдованные бабочки»

Группы в детском саду:
подготовительная группа
старшая группа

Образовательная область: художественное творчество.

Вид детской деятельности: продуктивная деятельность.

Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированный.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Продолжать закреплять умение изготавливать по схеме симметричные части игрушки;

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания по контуру;

Закреплять умение аккуратно приклеивать заготовки.

Развивающие задачи:

Развивать способность самостоятельно замечать и исправлять недостатки своей работы, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, настойчивость, старание;

Воспитывать аккуратность, развивать глазомер;

Воспитывать готовность убирать за собой.

Словарная работа: объяснить детям понятие «одинокая».

Методы и приемы по структуре занятия:

Проблемная ситуация;

Вопросы;

Пооперационная карта-схема;

Указания и пояснения к началу работы;

Физкультминутка;

Индивидуальные указания и пояснения, напоминания;

Анализ детских работ;

Похвала, поощрение.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстрации, фотографий и открыток бабочек; чтение познавательной литературы о насекомых; разучивание пальчиковой игры.

Материалы и оборудования: ножницы, карандаши, клей, клеенка, тряпочка, бумага белая, заготовка туловища бабочки, полянка, образец, письмо.

Индивидуальная работа: помочь Ангелине Л. вырезать по контуру.

Литература:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.

2. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. - 263 с.

Интеграция с образовательными областями: «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности в чтении»). «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»).

Ход занятия

(Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель: Я очень рада. Я думаю, что вы готовы к новым открытиям. (Звучит музыка.) Встаньте, пожалуйста, поудобнее. Посмотрите на экран. (Дети подходят к мультимедийному экрану.) Что вы там видите?

Дети: Мы видим поляну лесную. Но она пустая, там очень мало цветов и трав.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в лесу, на сказочной полянке, где росло много необыкновенно красивых цветов, и жили бабочки. Они летали над цветами, поливали их, отгоняли мошек, а цветы угощали их цветочным соком. Бабочки так любили свои цветы, что решили однажды пригласить бабочек с другой полянки полюбоваться их красотой. Когда одна бабочка улетела их приглашать, вдруг неожиданно появился Змей Горыныч. Он сжег все цветы, а оставшихся бабочек заколдовал, сам скрылся.

Вернулась бабочка, а вместо красивой полянки осталась только кое-где травка и несколько цветочков. Заплакала горько бабочка, летает и не знает, что ей делать без цветов и бабочек-друзей.

Воспитатель : А вот та самая бабочка прилетела к нам! (берет бабочку).

Бабочка: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Амелия. Мне хочется поиграть с друзьями, но их у меня заколдовал злой Змей Горыныч, теперь я одинокая. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «одинокая»?

Дети: Она одна, у нее нет друзей, ей не с кем поиграть.

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли быть одиноким? Почему? (ответы детей). Наша Амелия мечтает о друзьях. Я хочу ей помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может, вы мне поможете?

Дети: Да, мы тоже хотим помочь ей найти друзей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь ей?

Дети: Расколдовать бабочек, освободить из плена.

Воспитатель : Да, молодцы, вижу у вас масса идей.

Бабочка : Я так рада, что вы готовы помочь мне! Так полетели за мной, я отведу вас на эту полянку (идут к лесу). Вот мы и у леса. Ой, Змей Горыныч заколдовал и лес…

Воспитатель : Ребята, здесь какое-то послание! Посмотрим, что же там написано. Тут задание расколдовать бабочек, превращенных в цветы (крылья бабочек лежат на цветах). И что бы расколдовать их, предлагаю Ксюше рассказать стихотворение про цветы.

Ксюша: Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

Бабочка : Ребята, посмотрите, мои подружки почти расколдованы, но не все, только их части…Ребята, полетели дальше, нам надо остальных расколдовать! Вижу тропинку, пойдемте по ней (идут). Подождите, и тут был Змей Горыныч… Дорога к полянке закрыта.

Воспитатель : И снова подсказка! Сейчас мы откроем подсказку и посмотрим. Ребята, тут написано, что бабочек опутала паутина. Необходимо вызволить их оттуда (освобождают крылья, окутанные нитями).

Бабочка : Как я рада, мои подружки! Да, но это снова не все… Пошли дальше! А вот и наша волшебная полянка!

Воспитатель : Она совсем голая, пустая… и никаких подсказок (оглядывается). Что же нам делать дальше? Как нам быть?

Бабочка : А я знаю, что надо делать. У нас есть части бабочек, а остальные можно и нарисовать.

Воспитатель : Верно! Как мы сами не догадались! Нам осталось совсем не много - найти мастерскую с необходимыми материалами.

Бабочка : Есть такая мастерская, и находится она неподалеку. Полетели! (идут в мастерскую).

Воспитатель : Бабочка, ты, наверное, устала, посиди и посмотри, как ребята мастерят.

Воспитатель : Садитесь за столы. Сели красиво, прямо. Приступим к работе. Сколько крыльев мы должны вырезать? (показывает образец)

Дети : Четыре!

Воспитатель : Но у нас два листа, что нужно сделать?

Дети : Сгибаем бумагу пополам, совмещая противоположные короткие стороны. Обводим ладошку и вырезаем.

Воспитатель : Да, правильно. Начинайте. Ангелина, вырезай по контуру, закругляя пальчики. Теперь у нас есть все детали. Ребята, посмотрите, как будем делать бабочек.

Воспитатель : Перед вами лежат схемы, возьмите их поближе. Смотрите по ней. Мы теперь начинаем клеить ладошки-крылья. Сначала клеим только что вырезанные ладошки-крылья. Приклеим их на верхнюю и нижнюю часть туловища по бокам. Сколько у нас получилось своих ладошек?

Дети : Четыре!

Воспитатель : Верно, их вначале и приклеиваем. Далее клеим верхние большие крылья-ладошки, а внизу - поменьше. Но прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики:

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет —

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

А теперь приступайте к работе, последовательность смотрите по схеме.

Бабочка : Вот и бабочки готовы. Какие они у вас получились красивые! Вы все, ребята, молодцы, работали старательно, аккуратно. За вашу помощь мы подарим вам сладкие подарки - конфеты. Спасибо вам! (Обращается к бабочкам) Подружки, как я рада вас видеть! Полетели на любимую полянку! (дети берут бабочек и кладут на полянку).

Программное содержание: расширять представления о насекомых, закрепить понятие о цикле развития бабочек, учить отгадывать загадки

Познакомить детей с некоторыми ракушками (донакс), показать характерные особенности их формы, цвета, рассказать о способе работы с данным природным материалом; воспитывать интерес к работе с новым материалом, вызвать желание делать игрушки такого же качества, как образец.

Материал: крышка с фоном, ракушки донакс, пластилин, вермишель, фото бабочек, доски, карточки с изображением цикла жизни бабочек, куклы бибабо Фиксики, ширма - мастерская, аудиозапись «Танец бабочек», игрушка дракончик, плакат с изображением природы.

Ход занятия.

Ребята, когда я сегодня шла на работу-то увидела маленького дракончика. Он сидел и жалобно плакал. Я его привела к нам в группу, так как не могла оставить его одного. Оказывается, ему друзья загадали загадки, а он не смог на них ответить.

Тогда я предложила ему спросить ответ у вас. Вы то наверняка отгадаете эти загадки.

Утром ползает,

В полдень недвижимо,

А вечером летает.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Конечно же, это бабочка!

Дино: «А, кто это-бабочка?»

Дети: Бабочка- это такое насекомое.

Повесить картинки с бабочками.

Вос-ль: Этих насекомых недаром называют «летающими цветами» — настолько они красивы. Окрашенные в яркие тона, эти создания порхают с цветка на цветок, питаясь сладким нектаром. В отличие от других насекомых, которые нас жалят и кусают, бабочки не приносят нам вреда, а только удивляют и восхищают нас своей трепетной красотой. Жизнь бабочки полна чудесных превращений. А давайте с вами отправимся на лесную полянку и понаблюдаем, что же происходит с бабочкой…

Кто из вас может рассказать, что происходит с бабочкой?

Бабочка откладывает яйца. Из них появляется гусеница. Сначала она стройна,…потом начинает усиленно есть листья. Превращается в толстую, огромную…затем обматывает себя шелковой нитью - превращаясь в куколку. Нитки между собой склеиваются и образуют плотный кокон. Затем он лопается и появляется бабочка.

Воспит: ребята, давайте ее внимательно рассмотрим, что есть у бабочки (туловище, голова, усики, крылья)

А вы хотите побыть настоящими бабочками? Тогда я превращу вас в гусениц. Ложитесь на ковер…начинайте обматываться шелковой ниткой. Потихоньку кокон лопается. На свет появляется бабочка. Движения осторожны и лишь, когда крылья окрепнут, она начинает порхать над цветами…

Дино: Ой, теперь я знаю, как появляются бабочки. Вот мне бы с ними подружиться.

Вос-ль: Конечно, сейчас подойдем к окну и обязательно подружимся с какой-нибудь красивой бабочкой. Ой, я совсем забыла. Сейчас только начало весны…и бабочек совсем совсем мало. Как же нам помочь динозаврику?

Дети: Мы можем их сделать!

Вос-ль: Давайте отправимся в мастерскую к Фиксикам и вместе что-нибудь придумаем.

А в мастерской сегодня только ракушки, пластилин, вермишель.

Как мы можем их использовать?

Давайте обратимся за помощью к Фиксикам. О, они уже обо всем позаботились (рассматривание образца)

Туловище сделано из пластилина, крылья - это ракушки. Обратите внимание, что крылья у бабочки направлены в разные стороны. Эти ракушки называются - донакс, что в переводе с греческого обозначает - треугольная раковина. Цвет, размер раковины зависит от среды обитания, ее питания.

Длину усиков вы можете сделать тоже на свое усмотрение.

Приступайте…(ПОД МУЗЫКУ «Танец бабочек»)

А давайте вместе сделаем подарок динозаврику…Картину из бабочек. Теперь он будет любоваться на бабочек, и вспоминать всех нас…

Скачать Чтобы скачать материал или !

Конструирование и ручной труд в старшей группе

Составили:

Крашанинникова Н. В

Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности. Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (языку, математике, рисованию и др.)

Конструирование в процессе обучения - средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательных интересов и склонностей учащихся.

Само слово конструирование (от лат. construo - строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Игры со строительным материалом (как театрализованные, дидактические, подвижные игры) можно отнести к разряду рубежных, по средством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности . Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов в процессе технического творчества.

И цель нашего исследования состоит в изучении специфики обучения и своеобразия проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста.

Объект исследования : игры детей со строительным материалом.

Предметом исследования выступают конструктивные умения детей старшего дошкольного возраста.

Задачами исследования являются :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, дабы иметь представление об основах пространственного мышления дошкольников.

2. Определить содержание работы и роль воспитателя по развитию строительных игр детей дошкольного возраста, в соответствии с программными требованиями.

3. Проанализировать влияние конструктивного творчества на всестороннее развитие дошкольников (в частности на умственное, сенсорное, нравственное, трудовое, творческое и эстетическое воспитание).

4. Раскрыть методику развития компонентов строительных игр старших дошкольников с определенным видом материала.

5. Определить степень модернизации содержания строительных игр в дошкольном учреждении, на основе знаний и умений дошкольников.

6. Выяснить значимость использования современных конструкторов в процессе игр детей и приобретении ими новых знаний, умений и навыков.

7. Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с основами архитектуры и сопоставить степень успешности проведения занятий по конструированию.

Для успешного решения поставленных задач в работе целесообразно использовать следующие методы :

· анализ психолого-педагогической литературы;

· цитирование педагогов занимающихся этой проблемой;

· целенаправленное наблюдение за техническими умениями и навыками детей;

· аннотирование программной литературы;

· проведение педагогического эксперимента по усовершенствованию знаний, умений и навыков дошкольников;

· математическая обработка и сортировка полученных при исследовании данных.

Трудовые операции, которыми могут овладеть старшие дошкольники, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Трудовые операции, которыми могут овладеть дети старшей группы

Трудовые операции

Инструменты и оборудование

Материалы

Продукты труда

Сгибание

Бумага, тонкий картон

Стрелы, самолеты, лодочки, пилотки, коробки, корзинки, пирамидки, домики, кукольная мебель, машины, украшения для елки, фигурки животных и людей (плоские)

Бумага, тонкий картон, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, ткань, тесьма, природный материал, поролон

Сувениры, украшения. Игрушки, изготовленные из цилиндров и конусов

Склеивание и вклеивание

Кисточка, салфетка, клеенка, доска

Бумага, картон, использованный и природный материал, клейстер, клей казеиновый и ПВА

Плоские и объемные изображения машин, деревьев, зданий и др.

Нанизывание

Проволока в оболочке, шпагат, тесьма, бумага, картон, природный материал. Слепленные из глины и обожженные бусины разной формы и др.

Бусы, кулоны, елочные украшения, декоративные занавески и др.

Кисточка, салфетка, клеенка

Бумага, картон, готовые объемные формы, природный и использованные производственные материалы

Декоративные панно, коробки, шкатулки и др.

Обклеивание объемных форм способом папье-маше

Готовые объемные формы, бумажные отходы, клейстер

Посуда, головки куклам для театра, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, оформление утренников и др.

Вырезание и формовка

Лопатки, совки, рамки

Песок и снег

Здания, машины, фигуры

Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование материала, на творческое отношение к работе.

Изделия могут быть использованы для игры в «магазин». Тогда ребята отбирают лучшие из них. Группа детей вместе с воспитателем, именуемая комиссией по отбору игрушек, советуется, что подходит, что неудачно выполнено. Можно предложить доделать или выполнить работу вновь. Такая деятельность детей станет элементом творческой сюжетной игры.

На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам: соединять несколько плоскостей в одну большую, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий, делать постройки прочными.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей, украшений.

В конструкциях дети отображают свои обобщенные представления о предметах. И очень важно, чтобы воспитатель учил детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир. Исходя из этого, определяется и тематика работы. После экскурсий по городу хорошо предложить детям построить многоэтажное здание, дорогу и показать на ней проезжую часть, места переходов и т. д.

Каждая тема начинается с несложных построек, постепенно содержание их усложняется. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу. Например, здания одно-, двухэтажные, с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции. В результате формируются обобщенные способы конструирования, что позволяет перейти к заданию по условиям: построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже и т. д. Здесь уже требуются сообразительность, свободное оперирование материалом на основе хорошего знания его особенностей, овладение техническими навыками.

Такая разработка каждой темы подготовит детей к творческому решению конструктивных задач при сооружении построек в игре.

Ребята должны комплексные постройки (детский сад с участком, зоопарк, вокзал, колхоз, пионерский лагерь и т. д.) выполнять коллективно .

Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из строительного материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

Перспективный план работы по конструированию и художественному труду представлены в табл. 2.

Таблица 2

Перспективный план работы по конструированию и художественному труду

Месяц

Тема недели

Программное содержание

Наглядный материал

Литература

Сентябрь

«День знаний»

«Высотное здание. Школа» (из использованного материала)

Упражнять детей использовать на занятии различный бросовый материал. Развивать фантазию, воображение, творческие способности. Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок. Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности

Разные по форме и размеру коробочки, цветная бумага, клей, трафареты окон

«Детский сад»

«Детский сад» (из строительного материала)

Развивать умение договариваться, проектировать и делать рисунок будущих построек на бумаге. Развивать умение работать в командах «по трое». Упражнять делать постройки согласно нарисованному проекту. Развивать фантазию, воображение.

Альбомные листы, карандаши, строительный материал

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

«Правила дорожного движения»

«Улица» (из строительного материала)

Упражнять детей строить улицу города из строительного материала. Развивать умение договариваться, объединять свои постройки. Продолжать знакомство детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками.

Строительный материал, мелкие игрушки: пассажирский и грузовой транспорт , здания, деревья, дорожные знаки, человечки

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

«Транспорт»

«Машина» (из использованного материала)

Упражнять детей изготавливать из различных по форме и размеру коробочек машины. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке, способах ее изготовления. Развивать фантазия и воображение.

Различные по форме и размеру коробочки, катушки, шпульки, иллюстрации разных машин цветная бумага

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

Октябрь

«Осень золотая»

(из природного материала

Упражнять детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. Закреплять умение аккуратно обращаться с данным материалом. Развивать фантазию, воображение, творческое мышление. Продолжать формировать умение безопасного обращения с ножницами и принадлежностями для клея.

Чешуйки, шишки, семена, косточки, листья, лепестки и т. д., клей, ножницы, ½ листа цветного картона, рисунки изображений «Осень»

«Едет с поля урожай. Овощи»

«Грузовой автомобиль» (из строительного материала»

Развивать умение устанавливать зависимость строения машины от ее функционального назначения. Развивать умение рассказывать о своей будущей поделке. Упражнять строить грузовой автомобиль аккуратно, прочно. Упражнять обыгрывать свою поделку.

Иллюстрации с изображениями машин, игрушечные машины разных видов, строительный материал, игрушечные овощи

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

«Фруктовый сад»

«Фрукты»

(игрушки из поролона)

Упражнять детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

Готовые разноцветные кубы поролона со стороной 4-5 см., цветная бумага, клей, кисточки

«Творим и мастерим».

«Птицы улетают на юг»

«Птица» (из природного материала)

Упражнять делать птицу по образцу. Вспомнить строение птицы, рассказать о ней. Развивать воображение, фантазию.

Игрушечная птица, шишки, желуди, веточки, клей

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

Ноябрь

«Домашние животные»

«Животные» (из бумаги и картона)

Упражнять делать поделки из бумажных цилиндров. Формировать умение самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки. Закреплять умение анализировать поделки. Развивать творческие способности. Совершенствовать умение поддерживать правильную осанку во время занятия.

½ листа плотной цветной бумаги, клей, ножницы, образец игрушки домашнего животного, чёрный фломастер.

«Конструирова-ние и художествен-ный труд в детском саду».

«Дикие животные»

«Заяц-хваста»

(из природного материала)

Упражнять детей для изготовления поделки использовать в работе еловые шишки. Формировать умение составлять коллективную композицию по сюжету сказки. Развивать желание использовать в работе различный природный материал. Закреплять навык аккуратной работы с природным материалом

Две шишки (большая и маленькая); крылатки клёна; четыре веточки; пластилин.

«Моя семья»

«Фигурки из поролона»

Развивать умения анализировать. Упражнять работать с тонкой, мягкой, но упругой проволокой. Развивать умения соединять детали между собой, оформлять игрушки.

Проволока в полихлорвиниловой оболочке, рисунки с изображением поделок из этой проволоки, бумага, фломастер, поролон, фигурки игрушек: мамы, папы, ребенка

«Конструирование и художествен-ный труд в детском саду».

«Наш дом (мебель, посуда, техника)

«Домик, гараж, сарай» (из бумаги и картона)

Упражнять делать конструкцию из квадрата, сложенного на 16 маленьких квадратиков. Упражнять делать выкройки, складывать их и склеивать. Развивать умения украшать свою поделку.

Бумага, ножницы, цветная бумага, клей

«Конструирование и художествен-ный труд в детском саду».

«День матери»

«Подарок для мамы. Настенная игрушка из поролона».

Упражнять детей изготавливать игрушки из поролона. Развивать у детей фантазию, умение сочетать различные виды материалов. Воспитывать интерес к изготовлению необычных поделок. Закреплять умение поддерживать правильную осанку во время работы.

Пластины поролона с разметкой (круг), тесьма, цветная бумага и заготовки из неё для украшения поделки, клей, кисточка, ножницы.

«Творим и мастерим».

Декабрь

«Зима»

«Снеговик» (из поролона»

Развивать умение работать в команде. Упражнять анализировать образцы готовых поделок. Развивать умение срезать углы и грани, придавать округлую форму. Развивать умение оформлять свои поделки

Поролон, клей, ножницы

«Конструирование и художествен-ный труд в детском саду».

«Зимующие птицы»

«Снегирь»»

(из бумаги)

Закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки, развивать мелкую моторику рук, аккуратность, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Картонные заготовки голубого цвета для фона, простой карандаш, креповая бумага белого, красного цвета, цветная бумага коричневая и черная, ножницы, клей, клеёнки, тряпочки

«Магазин игрушек»

(из бумаги и картона)

Упражнять детей мастерить игрушки из бумаги. Закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, вырезать заготовку по контуру. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила работы с ножницами. Развивать умения обыгрывать поделку. Вспомнить правила поведения в магазине, вежливые слова.

½ альбомного листа, конфетти, фломастеры, ножницы.

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

«Новый год»

«Елочные игрушки» (из бумаги и картона)

Развивать умение договариваться, кто какую игрушку будет делать. Развивать умение работать с шаблонами. Упражнять делать игрушку аккуратно, развивать фантазию.

Плотная бумага, обрезки цветной бумаги, фломастеры, шаблоны

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

Январь

«Народные праздники»

«Маски для колядок» (из бумаги и картона)

Упражнять вырезать по шаблону маску из бумаги, украшать поделку, добиваясь выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов, развивать фантазию и воображение.

шаблоны масок, цветная бумага, картон, оберточная бумага, карандаш, ножницы, клей.

«Малая родина»

«Наш город»

(из строительного материала)

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к родному городу.

Альбомные листы, простые карандаши, строительные наборы, рисунки зданий, макеты деревьев, машин, заготовки вывесок «Детский сад», «Школа», «Магазин», «Рынок».

«Промыслы Зауралья»

«Бусы из бересты для Белоснежки»

Упражнять детей делать бусы из бересты, развивать эмоции, выразительную мимику и пантомимику

Береста, ножницы, клей, нить, домик гномиков, игрушечные гномики и Белоснежка

Февраль

«Я живу в России»

«Широка страна моя родная» (из строительного материала)

Развивать умение строить несколько городов. Продолжать упражнять оформлять дома архитектурными деталями (колонна, арка), закреплять умение работать сообща.

Иллюстрации с изображением России, архитектурных построек, схемы построек, крупный строительный материал.

«Москва Столица России»

«Что нам стоит Кремль построить!»

(из строительного материала)

Упражнять составлять чертеж постройки, продолжать упражнять конструировать постройку по схеме, самостоятельно планировать этапы постройки.

Листы бумаги, карандаши, наборы мелкого строителя, иллюстрации с изображением Москвы и Кремля.

«Защитники Отечества»

«Кораблик в подарок папе»

(из бумаги)

Упражнять выполнять поделку способом плетения из готовых полосок, наклеивать на изделие картонную основу с силуэтным изображением кораблика, развивать эстетический вкус в оформлении поделки аппликацией, воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание заботиться о близких.

Картонная заготовка голубого цвета с прорезанным изображением парусника, полоски для плетения разного цвета, цветная бумага для украшения поделки, клей, клеенки.

«Зарубежные страны»

«Парусник»

(из природного материала)

Упражнять создавать поделку из скорлупы грецких орехов и бересты, пользуясь наглядным планом изготовления поделки.

Скорлупа грецких орехов, зубочистки, береста, пластилин.

Март

«Весна. Мамин праздник»

«Цветок в подарок маме»

(из нетрадиционного материала)

Упражнять дополнять пластилин еловыми иглами, создавая изображение кактуса, оформлять поделку элементами аппликации, воспитывать желание заботится о близких.

Образец поделки – кактус в горшочке, пластилин, еловые иголки, стаканчик из-под йогурта, разноцветная клейкая пленка, ножницы, салфетки или тряпочки для рук.

«Цветы»

«Хризантемы»

(из нетрадиционного материала)

Упражнять изготавливать цветок, используя нетрадиционные материалы; развивать воображение, самостоятельность.

Капсулы «киндерсюрпризов», стаканчики от йогурта, соломинки для коктейля, пластилин, живой цветок хризантемы.

«Профессии»

«Самолет» (из строительного материала)

Упражнять строить самолет, используя рисунки-чертежи. Упражнять определять тип самолета: грузовой, пассажирский, военный. Продолжать знакомство с профессиями – летчик. Упражнять выделять основные части самолета.

Рисунки-чертежи самолета, иллюстрации с изображением летчиков, строительный материал

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

«День театра»

«Театр игрушек»

(из бумаги)

Упражнять создавать игрушки, соединяя прямоугольную бумажную заготовку в цилиндр, развивать творчество и воображение.

Образец игрушки из бумажного цилиндра, прямоугольные заготовки цветной бумаги 20 х 28 см, клей, кисти, ножницы, для оформления поделки детали (лица, ладошки, ноги) и заготовки цветной бумаги, афиша

Апрель

«День космонавтики»

«Космодром»

(из строительного материала)

Упражнять зарисовывать будущую постройку, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали.

Гагарина, поделки ракет и звездолетов, схемы постройки сооружений космодрома, детали крупного строителя

«Инструменты»

«Музыкальный инструмент»

(из различных конструкторов)

Закреплять умение работать с различными видами конструкторов, продолжать упражнять способам соединения деталей, конструировать по рисунку, развивать творчество.

Различные конструкторы, схемы с изображением разнообразных музыкальных инструментов.

«Природа оживает»

«Бабочка»

(из природного материала)

Упражнять соизмерять части игрушек при её изготовлении. Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Продолжать учить анализу процесса работы. Развивать умение использовать в работе различные природные материалы, соблюдая при этом технику безопасности.

Жёлудь (небольшого размера), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей(кисточка), салфетка.

, . «Что можно сделать из природного материала».

«Весенние хлопоты людей»

«Наш огород»

(из строительного материала)

Упражнять конструировать по заданной теме, пользуясь рисунком, закрепить умение планировать этапы постройки, воспитывать любовь к труду.

Альбомные листы, простые карандаши, строительные наборы, макеты деревьев, фигурки людей, рисунки овощей.

«День Победы»

«Солдатская пилотка» (из бумаги)

Продолжать упражнять детей складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях. Освоить геометрические понятия: треугольник, прямоугольник, квадрат, угол, горизонтальная и вертикальная линяя. Развивать внимание, память и пространственное воображение. Закреплять знание о Российской армии. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за Российскую Армию;

Зеленая бумага ручного труда прямоугольной формы, плакаты с изображением различных видов войск, пилотка (настоящая), образец.

«Лето»

«Кто пасется на лугу?»

(из нетрадиционного материала)

Продолжать учить создавать поделку, используя нетрадиционные материалы (коробочки), развивать аккуратность.

коробочки (от кнопок, скрепок), цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.

«Насекомые»

«Мотылек» (из бумаги)

Упражнять сгибать лист бумаги в разных направлениях. Развивать умение слушать внимательно, не отвлекаться. Упражнять украшать свои поделки аппликацией.

Квадратный лист бумаги, ножницы.

«Конструирова-ние и художест-венный труд в детском саду»

Заключение. Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности;

В следствии педагогического исследования мы изучим специфику (пространственное мышление) и своеобразие (творчество) проявления конструктивных умений и навыков детей дошкольного возраста. По итогам мониторинга будут видны результаты нашего проекта.

Людмила Негородова
Занятие по ручному труду в подготовительной группе «Вот паук - восемь. Или лап? Или рук?»

Задачи : 1Познакомить со свойствами фольги.

2Учить детей мастерить модель насекомых, совершая при этом большое

количество операций.

3Воспитывать доброжелательные отношения в процессе работы,

Положительное отношение к насекомым.

Материалы, инструменты, оборудование :

Пищевая фольга;

Цветная фольга от конфет;

Модель паутины;

Видеоматериал;

Предварительная работа :

Дети рассматривали макет паука ; наблюдали во время прогулки за поведением, за

его работой.

Предварительная работа с родителями :

Воспитатель вывешивает объявление с просьбой собрать для занятия красивую

цветную фольгу.

Ход занятия.

Дети заходят в групповую комнату и садятся на стульчики перед телевизором.

Послушайте и отгадайте загадки.

Восемь ног , как восемь рук ,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк!

(паук )

Ответы детей

Он сети, как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит.

(паук )

Ответы детей.

Правильно паук , а кто такой – паук .

Ответы детей. (насекомое) . А вы боитесь пауков ?

Выслушиваются детские ответы. Я хочу предложить вам посмотреть фотосессию

о пауках . Пауки - это полезные животные, истребляющие вредных насекомых.

Яд большинства пауков для человека безвреден. Пауки – это хищники , они питаются

другими насекомыми : мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с

помощью сети – паутины.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой

пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если принимается за работу

над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине - жди сухих солнечных

Давайте рассмотрим, из чего же состоит паук .

Ответы детей. Паук состоит из тельца , головы, ног.

Правильно. Как вы думаете, а что такое «пара ног» . Пара ног – это ребята две

Ответы детей.

А сколько у паука ног ?

Ответы детей. Восемь .

А сколько у него пар ног?

Ответы детей. Четыре пары ног.

А сколько пар ног у кошек и собак?

Ответы детей. Две пары ног.

А у людей?

Ответы детей. Одна пара – это две ноги.

Сегодня мы с вами сделаем пауков своими руками из необычного материала.

Пожалуйста, присаживайтесь на свои рабочие места.

А вы знаете, как называется этот материал?

Ответы детей. Фольга.

Фольга - это удивительный материал, подходящий для любых фантазий. Больше

всего фольга похожа на пластилин, но не пачкается, не портится. Она очень тонкая,

легко рвётся, сминается. Поэтому надо работать с ней очень аккуратно.

Сначала мы делаем ноги. Беру в руку фольгу, складываю пополам и ещё раз пополам,

Разворачиваю и разрезаю по линиям сгиба.

Как вы думаете, почему восемь ног , а полосок четыре?

Ответы детей.

Одна полоска станет двумя ногами. Каждую полоску скатываем пальчиками

в жгутик. Для начала лучше её слегка примять, а потом катать между большим и

указательным пальцами. Фольгу мы сминаем, сжимаем, но не перекручиваем. Далее

я беру большую полоску фольги, складываю вдоль пополам, затем ещё пополам, и

Жгутики – ноги, собираю вместе в середине, обматываю их полоской фольги. Полоску

в центре сворачиваю, сжимаю её как можно сильнее, чтобы ноги прочно закрепились

в центре. Когда свободной останется половина полоски, следует остановиться.

маленький прямоугольник фольги и складываю его пополам и пережимаю в середине,

и катаю между пальцами, чтобы получился бантик. Бантик накладываю на второй

конец полоски, и она также сворачивается к тельцу. После этого я расправляю

ножки, наш паучок готов.

Приступаем к работе.

Ещё раз напоминаю ход работы.

А теперь я предлагаю, вспомнить, как выглядит дом пауков .

Ответы детей.

Дом пауков – это паутина . У нас в группе , в уголке живой природы тоже есть

такой домик. Там они будут жить всю зиму, а на воле на зиму паучки забираются

в щёлки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны. Предлагаю каждому

посадить в наш домик.