Эксплуатация кондиционера в зимнее время. «Пользоваться кондиционером можно и зимой, но соблюдая ряд ограничений

Принцип работы кондиционера заключается в переносе тепловой энергии из одного пространства в другое. Работа теплового насоса ограничена в возможностях. Если в паспорте заявлено, что кондиционер работает на охлаждение и обогрев, то его действия ограничены наружной температурой -5 0 С. Однако есть аппараты, работающие при -15 и -25 0 . Так можно ли включать кондиционеры на обогрев, какие из них могут работать зимой?

В инструкциях по эксплуатации написано, при реверсивной схеме кондиционер может работать до -5 0 , а в режиме обогрева только до 0 0 С. Специалисты считают, что лучший способ сохранить работоспособность аппарата на долгие годы, его консервация при наступлении отрицательных наружных температур зимой.

Можно ли включать кондиционер зимой только на охлаждение? Испарение хладагента в наружном блоке и так понижает температуру на 5-14 градусов. Даже при положительных уличных градусах, температура в испарителе отрицательная. Корпус зарастает ледяной шубой, теплообмен с внешней средой нарушается, внутри температура испарения уменьшается, и не весь хладагент становится газом. Газожидкостная среда, попадая в компрессор, создает условия для гидроудара. Жидкая пробка приведет к разрыву трубок или поломке компрессора.

Использование зимой кондиционера и без аварии создаст несколько проблем:

  • производительность по холоду станет значительно меньше;
  • если теплообменник обледенел, вода попадает на лопасти вентилятора и доставляется с воздушным потоком в помещение;
  • температура нагнетания повышается, что приводит к выходу из строя четырехходового вентиля
  • дренажная труба забьется льдом.

Кондиционер зимой можно включать до скольки градусов?

Причин, по которым кондиционер на охлаждение должен работать при минусовых температурах множество. Поэтому есть способы, как избежать аварии и заставить аппарат работать зимой. Специалисты советуют использовать несколько приемов, уменьшающих нагрузку на компрессор и предупреждающих перемерзание.

Необходимо снизить скорость вращения вентилятора, установив регулятор давления конденсации. За счет этого снизится производительность. Сократив теплосъем с потока воздуха, уменьшим обмерзание испарителя. Задача электронного модуля:

Необходимо выполнить подогрев кратера компрессора, чтобы скопившаяся в моменты простоя жидкость при запуске не вскипела и не создала гидроудар. Небольшой подъем температуры сделает менее вязким масло в фрикционных узлах, облегчит запуск. Сразу отметим, инверторные компрессоры, работающие непрерывно, лишены этой проблемы. Поэтому производитель разрешает их эксплуатацию на охлаждение до – 15 0 .

Трубки, отводящие конденсат могут перемерзнуть при незначительном минусе. При этом жидкость начнет выходить в помещении. Предотвратить проблему можно установкой обогревателя малой мощности внутри дренажной системы.

Все эти дополнения представляют зимний комплект и продаются для эксплуатации кондиционера зимой в режиме охлаждения. В современных моделях зачастую сезонная оснастка уже предусмотрена. До какой температуры можно включать аппарат? Лучшие климат-системы, оборудованные инверторным компрессором, могут работать до -30 0 С.

Принцип работы кондиционера зимой на обогрев

Кондиционер представляет собой тепловой насос. Поэтому с уменьшением наружного воздуха его производительность падает, несмотря на перестройку режима. Нижний предел работы кондиционера на тепло – 5 0 С. Зимой обледенение теплообменника вызывает заклинивание лопастей вентилятора, поломку электродвигателя.

Однако кондиционеры постоянно совершенствуются. Так, компания Mitsubishi создала специальную серию установок Zubadan, которые можно включать зимой на обогрев даже при – 25 0 . В агрегатах используются специальные компрессоры с двумя штуцерами, повышение давления двухступенчатое. Применяются кондиционеры для отопления и горячего водоснабжения зимой в Японии и северных европейских странах.

Но все это относится к сплит системам, имеющим наружный блок. А что мешает включить на отопление одноблочный кондиционер, находящийся в комнате? При этом в установке активируется ТЭН, а тепловой насос останавливается. Работа одноблочного комнатного кондиционера на обогрев зимой заложена в конструкции.

Какие кондиционеры можно включать зимой

Если кондиционер имеет функцию обогрева, он имеет двухконтурную схему циркуляции фреона, обязательно используется четырехходовой клапан. Такие аппараты стоят дороже, чем те, которые имеют один режим охлаждения. В инструкции по эксплуатации кондиционера записаны предельные температуры наружного воздуха зимой для работающего аппарата. Разница заключается в использовании инверторных или обычных компрессоров, разновидности хладагента и консистенции смазки.

При необходимости включения на охлаждение можно пользоваться кондиционерами со специальным комплектом. Так зимой они выдерживают до – 25 0 С, работая на охлаждение. Но это касается инверторных аппаратов.

К эксплуатации кондиционеров в машине требования особые. Считается, длительное бездействие этого узла способствует преждевременному выходу его из строя. Включение кондиционера зимой, хотя бы раз в неделю – необходимая процедура. Этим обеспечивается смазка внутренних деталей. При простое, тонкая пленка стекает вниз, оставляя трущиеся поверхности беззащитными при запуске.

Внутри салона воздух конденсируется, создавая иней на окнах и обшивке. При включении кондиционера в замкнутом пространстве, он сушит воздух, убирает наледь с окон. Можно включить его на обогрев в машине зимой. Это происходит одновременно, как только нажимаешь кнопку обогрева боковых зеркал. Температура воздуха на выходе из кондиционера +(10-12) 0 достаточна, чтобы зимой в холодном салоне стало тепло и сухо.

В зимнее время автомобильный кондиционер запускается труднее. За год 10 % фреона из системы улетучивается. Летом недостаток теплоносителя не замечается, зимой не хватает давления для запуска. Как им пользоваться зимой? Нужно нагреть салон или включать кондиционер в теплом гараже.

Можно ли использовать на обогрев зимой обычный кондиционер

Для зимнего обогрева можно использовать напольный одноблочный кондиционер. Несмотря на то, что при включении режима нагревания работает встроенный ТЭН, горячий воздух равномерно нагревает всю площадь. Эффективнее ли он в нагревании? Обычный масляный радиатор более прожорлив, создает небольшой очаг комфорта, температура не регулируется.

Так ли необходим кондиционер зимой? Есть такие рабочие места, особенно в работе с электронными схемами, где излишняя влага может сконденсироваться на изоляции, вызвав замыкание. Излишняя влажность вредна, как и сухость в квартире. Зимой это не менее актуально, чем летом.

Можно ли включать зимой двухблочный кондиционер в квартире или офисе? В режиме охлаждения при наружной температуре -5 0 можно включать неподготовленный прибор, работающий в летнем режиме. При более низких температурах до -15 0 выдерживает инверторный кондиционер, если это написано в инструкции. Зимой можно включать только кондиционер в зимнем комплекте.

Постепенно, сплит-системы усложняются, кондиционеры совершенствуются и недалеко время, когда надоевшие громоздкие радиаторы зимой заменит настенный или потолочный кондиционер на обогрев квартиры.

Видео

Предлагаем посмотреть, что представляет схема перехода с охлаждения на обогрев в кондиционере.

Кондиционер зимой

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.

Изначальная задача бытового кондиционера – это охлаждение воздуха в квартире, коттедже или ином частном строении. Однако широко сейчас распространенная сплит-система может использоваться также в режиме обогрева. При этом не каждая модель данного устройства на подобное рассчитана. А те, в которых такая функция производителем предусмотрена, имеют массу ограничений на применение в качестве обогревателя. Вдобавок включать кондиционер зимой в большинстве случаев и вовсе не рекомендуется.

Принцип работы кондиционера

У каждого кондиционера свой диапазон рабочих уличных температур. Обычно это от минус 50 С до плюс 35–40 С. Но есть и устройства, рассчитанные на работу зимой при достаточно сильном морозе – до минус 20–25 С. Чтобы однозначно выяснить, при какой температуре можно включать кондиционер, необходимо смотреть этот параметр в техпаспорте конкретной модели.

Рабочие температуры кондиционера при использовании зимой и летом

При этом неважно для охлаждения либо обогрева используется данная климатическая техника. Если устройство не рассчитано на работу при минусовых температурах, то включать кондиционер нельзя в любом режиме. Все дело во внешней его части, которая расположена на улице. Имеющемуся там оборудованию заморозки противопоказаны.

Что учитывать при выборе кондиционера

При работе кондиционер не производит «холод» или «тепло». Он лишь перекачивает тепловую энергию, забирая ее в одном месте и отдавая в другом. Когда он охлаждает, то просто вбирает с помощью конденсации на теплообменнике в себя часть тепла из комнатного воздуха. А затем выводит его на внешний блок и отдает улице. При нагреве происходит обратный процесс – тепло берется вовне и передается в комнату.

Температурные колебания в помещении зимой

Работа на охлаждение зимой

Обычно кондиционер зимой для охлаждения комнатного воздуха не используется. В зимний период требуется больше обогревать помещения, нежели понижать в нем температуру. Тем не менее, работать в таком режиме при небольшом минусе за окном он может и будет. Только есть несколько моментов.

Работа кондиционера на охлаждение

Ограничения по использованию зимой бытового кондиционера при слишком сильном морозе связаны с тем, что:

  1. В компрессоре внешнего блока от низких температур начинает густеть масло, иногда до полного застывания.
  2. Дренаж (шланг с капающей водой) может просто перемерзнуть.

В обоих случаях техника неизбежно сломается. При этом температура за окном «около нуля» большинству кондиционеров не страшна. Их вполне разрешается включать «на холод» и зимой. Только делать это рекомендуется не слишком часто. С одной стороны из-за густого подстывшего масла компрессор после включения работает с перегрузкой, а с другой – эффективность его при минусе на улице оставляет желать лучшего.

Колебания температур при использовании разных типов кондиционера

Даже если обычная бытовая техника для кондиционирования рассчитана на работу в зимний период, столь же эффективно как летом она функционировать все равно не сможет. Если за окном капель, то пользоваться ею изредка при острой необходимости можно. Но вот что будет, если включать кондиционер зимой на охлаждение постоянно, лучше на практике не выяснять. Долго он не прослужит.

Оптимизация работы кондиционера с помощью регулирования потока воздуха

Работа на обогрев зимой

Помимо вышеописанного использование кондиционера зимой на обогрев сопряжено еще с одним нюансом. При заборе тепловой энергии из холодного уличного воздуха он еще больше охлаждается. В результате блок на улице покрывается дополнительным слоем льда со снегом, которые образуются при этом процессе.

Принцип работы кондиционера на обогрев

Если производитель разрешает запускать кондиционер зимой на обогрев, то его вполне можно включать. Однако надо удостовериться, что оборудование на улице надежно закреплено, и использованный для этого крепеж способен выдержать вес образующегося на корпусе льда. Это не вентиляция в бане с естественной тягой, где нет наружной части. Здесь все гораздо сложнее.

Направление воздуха кондиционера при разных режимах

Работа кондиционера (типовой сплит-системы) построена таким образом, что во включенном состоянии он постоянно перекачивает фреон между внешним блоком на улице и внутренним в комнате.

При «обогреве» много тепла зимой из холодной атмосферы за окном он взять просто не в состоянии. Поэтому весной, осень или в оттепель его можно включить в качестве дополнительного обогревателя. Однако при сильных заморозках лучше этого не делать.

Современные сплит-системы могут работать не только на охлаждение, но и обогревать помещения в холодный период. А также при отоплении кондиционером затраты на электричество будут меньше, чем при использовании обогревателей.

Принцип работы кондиционера в режиме обогрева

Все сплит-системы для обогрева зимой имеют одинаковый принцип работы. Агрегат перекачивает тепло внутрь помещения по принципу работы теплового насоса. В устройстве происходит процесс конденсирования жидкости, которая переносит тепло из одной среды в другую.

В теплообменнике внутреннего блока под большим давлением конденсируется фреон, отчего он нагревается до 80 °C. После этого уже жидкий фреон переходит в наружный блок, где он кипит и испаряется. Благодаря такому принципу существует возможность использовать кондиционер для отопления помещений.

Включение кондиционера на обогрев

Как включить сплит-систему на обогрев:

  1. На пульте необходимо нажать на кнопку включения.
  2. Потом следует нажать на кнопку HEAT (тепло). В случае отсутствия такой кнопки, нужно нажать на MODE (режим работы) или кнопку, на которой нарисовано солнышко, снежинка или вентилятор.
  3. Требуется выбрать режим отопления.
  4. После выбора включится вентилятор и через 5–10 минут воздух начнёт нагреваться.

При каждом выборе режима система должна мигать или издавать звуковой сигнал.

Ограничения по минимальной температуре наружного воздуха

Не все модели кондиционеров имеют функцию обогрева. В инструкции по эксплуатации должно быть указано, можно ли включать кондиционер зимой на обогрев в квартире. А также, при какой температуре можно включать сплит-систему.

В зимний период разница температуры воздуха и фреона небольшая. Ввиду того, что теплообменник наружного блока холоднее, чем температура наружного воздуха, на нем образуется иней, затрудняющий теплообмен. Если фреон не успеет испариться и попадёт в компрессор, агрегат выйдет из строя.

Ограничения по минимальной температуре наружного воздуха для реверсивных кондиционеров составляет -5 °C. Для инверторных - не более -15 °C. Есть возможность дополнительно оборудовать сплит-систему комплектом для работы при более низких значениях термометра.

Модели с функцией обогрева

Производители кондиционеров предлагают модели с функцией обогрева:


При выборе кондиционера следует обращать внимание на уровень шума, наличие воздушных фильтров, класс энергоэффективности.

Кроме обеспечения комфортной температуры в салоне летом кондиционер также подсушивает воздух. Это помогает эффективно бороться с запотеванием стекол круглый год, поэтому он востребован даже зимой. Однако в зависимости от температуры за бортом система управления может запретить включение компрессора кондиционера. В этом вопросе бал правят законы физики и защитные функции электроники.

Физика процесса

Работа любого кондиционера (в том числе и обычного холодильника) основана на переходе хладагента (фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое, и наоборот. Именно эти изменения агрегатного состояния и обеспечивают поглощение и выделение большого количества тепла (тепловой энергии).

Фреон поступает в салонный радиатор (испаритель) в жидком состоянии и при низкой температуре. Через соты теплообменника он активно поглощает тепло из воздуха, попутно подсушивая его, и закипает, полностью превращаясь в газ. Во внешнем радиаторе системы (конденсоре) он отдает эту энергию в окружающую среду, снова превращаясь в жидкость.

Полное испарение фреона критически важно для здоровья компрессора, который обеспечивает его циркуляцию по системе. Попадание в него даже малого объема жидкого хладагента будет фатальным. Поэтому в систему управления включены различные контролирующие датчики, чтобы исключить такой риск. На основании их показаний электроника может принудительно отключить компрессор при работе или вообще запретить его активацию.

Переменные

Сейчас в подавляющем большинстве автомобильных кондиционеров используют фреон R134a. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при -26°C. Но в системе кондиционирования он находится под избыточным давлением. Соответственно, температура его кипения будет уже выше. Переход в газообразное состояние в испарителе возможно примерно при 0°C. В зимний период часто бывает так, что фреону попросту недостаточно тепла от воздуха в салоне, чтобы превратиться в газ. За этим пристально следит датчик температуры окружающей среды и дополнительный сенсор климат-контроля в салоне. Поэтому при определенных условиях за бортом система управления запретит включение компрессора кондиционера.

За давлением в системе кондиционирования следит комбинированный датчик. При слишком низком или высоком давлении включение компрессора будет запрещено, дабы исключить риск повреждений. Это сделано для того, чтобы система не активировалась, к примеру, когда в ней будет недостаточно фреона. Важный момент: когда кондиционер работает, давление фреона перед компрессором обычно составляет около 3 бар, а после компрессора - примерно 14 бар. Спустя небольшое время после его остановки показатели сравниваются. При 20°C это давление составляет около 5–6 бар, а вот при 0°C оно падает до 2 бар. И на некоторых моделях машин этого достаточно, чтобы система управления заблокировала включение компрессора.

В зависимости от конкретной модели автомобиля датчики давления и температуры обладают разным приоритетом. К примеру, на многих машинах блок управления ориентируется на показания наружного температурного сенсора. Если машина заехала в отапливаемый гараж с мороза, то даже когда давление в системе физически поднимется до рабочего диапазона, электронным «мозгам» потребуется еще немного времени на то, чтобы осознать реальное, а не сиюминутное изменение условий окружающей среды и дать добро на включение компрессора.

Главный вывод: зимой можно смело пользоваться кондиционером. Это никоим образом не сказывается на ресурсе его элементов. Вопрос лишь в том, одобрит ли это система управления конкретного автомобиля, которую обучили перестраховываться. На каких-то автомобилях компрессор кондиционера включится и при отрицательной температуре за бортом (немногим ниже нуля). А, к примеру, на некоторых Фордах он откажется работать, когда на приборном щитке загорится «снежинка» (падение температуры ниже 3°C). Тут уж все зависит от программного обеспечения и конструкции системы кондиционирования конкретного автомобиля, то есть ее рабочих характеристик. К слову, сервисмены рекомендуют регулярно включать кондиционер в зимний период, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения компрессора.

Система защиты кондиционера очень надежна. Она опирается на показания нескольких датчиков и имеет различные страховочные алгоритмы. В целом, мало известно о реальных фактах включения компрессора при неблагоприятных условиях. Но если по какой-то причине это все же произойдет и в него попадет жидкий фреон, то смерть его будет скоропостижной, остальные элементы системы это не затронет.