Гуманитарий VS Технарь. Гуманитарии и технари

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

«Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, бросать навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация - удел насекомых»
Роберт Хайлайн

Прежде, чем пуститься во все тяжкие, договоримся о терминологии.

Гуманитарий - человек, чья работа связана с обществом, культурой, людьми.
Технарь - человек, чья работа связана с техникой, проектированием, вычислениями.

В этих определениях используется слово «работа», потому что это едва ли не единственный объективный источник обратной связи, который позволяет определить адекватность избранной в социуме роли.

Так, вчерашний продавец и недели не просидит на стуле разработчика, если на деле не докажет свои навыки технаря. Потому что в сфере, где нет места, чтобы «лить воду», плести интриги и строить глазки, чужака можно вычислить быстро - по отсутствию исчислимого результата. С другой стороны, технарь с подвешенным языком сможет чуть дольше оставаться нераскрытым в какой-нибудь гуманитарной профессии. Но и он рискует тем, что его таки вычислят и потопят - надо было дружить с «нужными» людьми, плести интриги и знать, что, кому и как сказать в курилке.

То есть успешное выполнение своих функций на занимаемой должности позволяет более-менее объективно определить себя в условную категорию технарей или гуманитариев (другой вопрос - зачем это нужно?). Образование же вторично. Ещё с советских времен немало людей поступало в технические вузы и даже заканчивали их по какой угодно причине, но только не потому, что они любили физику и математику: одобрение общества, наличие военной кафедры, невозможность поступить на «блатную» гуманитарную специальность, единственный способ вырваться в город и так далее.

Всё дело в мотивации

Одной из причин обращения в одну из двух противоборствующих религий выступает мотивация. Она может быть внутренней или внешней, питаться отзывами от окружающих или обратной связью от самого себя. Мотивация может кончаться (об этом недавно рассказывал С. Немчинский). И вполне может быть, что ребёнок в детстве не «дотянул» до эталонного технаря лишь из-за того, что ему было чуть труднее, чем другим, окружающие его не хвалили, учителя гнобили и когда мотивация закончилась, он решил, что точные науки - не его. И поскольку дальше всё шло по накатанной, так и получился гуманитарий. Хотя, если б мозг получал достаточные дозы гормона удовольствия, то мог бы быть и технарь. И наоборот!

Родители тоже принимают активное участие в навешивании условных ярлыков. Если у сынка всё клеится с алгеброй, но проблемы с английским, кто-нибудь из родителей тут же подхватит тенденцию и скажет - «Да он весь в меня! Технарюга». И будет «курировать» его, заставляя за завтраком озвучивать желаемую величину куска омлета в радианах. И наоборот - если доця ненавидит математику, а с языками у неё все отлично, то восторженная мамаша подхватит - у неё мои способности к языкам! И будет тут и там сорить английскими словечками. Родители очень хотят, чтобы их дети были похожи на них. Так хотят, что усиливают этот искусственный раскол, после чего ребенок выбирает одно направление и уже никуда не сворачивает, забывая, что так было не всегда и что деление на физиков/лириков возникло относительно недавно, вместе с возросшей специализацией труда.

Философы (по-нашему - гуманитарии) древней Греции не ограничивали себя надуманными рамками. Поэтому занимались не только различными науками - астрономией, математикой, медициной, географией, но и борьбой и гимнастикой. Есть даже версия, что «Платон» - это не имя, а прозвище (от греческого слова «plato» - широта), которое дал философу Сократ за его высокий рост, широкие плечи и успехи в борьбе. Знали люди толк в эрудированности!

Физики и лирики

Но мы живём не в древней Греции - у нас всё заточено на узкую специализацию. Причем не только профессиональную, но и мозговую. Поэтому в народе всё еще живут мифы про «правополушарных» и «левополушарных» людей, гуманитариев и технарей.

Имидж гуманитариев в нашей стране изрядно подпортило не столько слабое образование, сколько наличие немалого числа его носителей, которые своим поведением создают поводы для недоразумений.

Один из примеров: если в ИНЯЗе на одну группу из 30 человек придется пару мальчиков - это ещё не самый скверный вариант. Большинство гуманитариев - девушки. Понятия вроде «блондинка» или «женская логика» - одна из ловушек их восприятия. Когда никто не смотрит, они могут тут же выключить «дурочку» и общаться на удивление прагматично и даже практично. Но образ «милой глупышки» мужскому обществу показывают чаще - отсюда и взялись стереотипы о блондинках. Наивные хлопцы воспринимают эту игру за чистую монету, ищут причины «недалёкости», идут в Linkedin смотреть, какой она окончила универ, и делают скоропалительные, неверные выводы. А она уже посчитала в уме стоимость всей одежды, которая на вас, оценила степень её изношенности, прикинула вашу зарплату и перспективы карьерного роста. Недурно как для «гуманитария»!

При этом один из аргументов в пользу крутости технарей звучит так: технарь может освоить любую гуманитарную профессию, а вот гуманитарий технарём не станет как бы ни старался.

Но мало ли кто кем может стать! Главное кто чем занимается и какой результат производит. Здесь гуманитариям приходится нелегко, потому что результат их деятельности бывает трудно измерить (и они этим иногда злоупотребляют).

Кто больше повлиял на общество - инженер, придумавший датчик крена судна или философ, написавший книгу о смысле бытия? Ньютон или Гомер? Разработчик, создавший новый фреймворк или журналист, написавший у себя в Facebook: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей»?

Рано радоваться

В Японии сокращают гуманитарные направления. И кто теперь будет продавать поделки технарей? Кто нарисует презентации? Или может, раз технари такие умные, то станут менеджерами, аналитиками, финансистами и юристами? Конечно, нет. Как говорил китайский миллиардер Ма Юнь, самый богатый человек Китая, создатель Alibaba: «Нужно заниматься не тем, чем можешь, а тем, чем должен» (согласно представления о своей роли в социуме). То есть наличие результатов в определенном деле ещё не говорит о том, что нужно закрыть глаза на всё остальное и только этому и посвящать всю жизнь. С таким подходом не видали бы мы романа Энди Уира «Марсианин»!

Гуманитарии и технари - это как инь и ян: одни придумывают смыслы, другие подгоняют под них физический мир. Одни вдохновляют, другие воплощают. Философ спрашивает «зачем», инженер «как». Но это всё сферические кони в вакууме. В реальной жизни намного чаще встречаются два в одном, но в разных пропорциях. Например 60% технарь, 40% гуманитарий. Вот только некоторым почему-то стыдно признаться в этой своей дуальности. Но это и не останавливает их в том, чтобы прямо в резюме расписаться в своей гуманитарности - «Excellent communicator», «Passionate about UI and UX», «Interfacing well with clients and colleagues», «Proficient in English, German, French» и так далее.

Если вам трудно выучить иностранный язык, то это не значит, что вы типичный технарь, которому трудно даются гуманитарные науки. Вы всего лишь не умеете (или не хотите) его учить. Доказательство? Вы уже знаете два языка - русский и украинский, не считая языков программирования. Это намного больше, чем один!

Аналогичные примеры можно придумать и про «гуманитариев». Например, современный литературный критик, вполне вероятно, знает математику лучше, чем его коллега сто лет назад. Стандарты за десятилетия поднялись, вот он и выучился в школе тому, чему раньше учили в университетах. Бывает!

«Технарскость» или «гуманитарность» - это очень условное деление даже для Кремниевой долины, где техническое образование есть лишь у половины стартаперов .

STEM - это акроним для Science, Technology, Engineering and Math

Это значит, что даже в святой святых всех стартапов мира, не обязательно быть убежденным гиком! Зато там ценятся другие качества - активность, желание изменить мир.

Бывают случаи, когда прожженный технарь начинает понимать, что кодом сыт не будешь и идет учить гуманитарщину. Так поступил Дэймон Хоровитц, исследователь AI, окончивший Массачусетский технологический институт. Он бросил высокооплачиваемую работу в IT, чтобы получить PhD по философии. После подобного опыта Дэймон «больше не пытается решить все задачи с помощью техники» и не считает, что лучше знает о том, что нужно пользователю. То есть спустился с небес.

Конечно, это не значит, что технари должны всё бросить и повально поступать на философию, социологию, рисование и прочую дартаньянщину. Нет, кесарю кесарево. В конце концов, научившись хорошо делать что-то одно, можно обеспечить себе сытое, в меру спокойное существование. Но только не удивляйтесь потом, что в такой зашоренной жизни зрелищ и воспоминаний будет не больше, чем при езде в тоннеле - потолок, дорога, стены. Впереди свет - вот она и пролетела.

Наверное, нет более древнего противостояния, чем борьба между физиками и лириками. Можно иметь отличные отметки по любимым предметам и верить в особый склад ума, но не стоит бояться экспериментировать и пробовать себя в различных сферах деятельности. Пройди лицейский «жартоўны тэсцiк» и узнай, на чьей ты стороне.

1 Какую книгу, по-вашему, выберет настоящий технарь?

Правильный ответ: Несомненно, Стивена Хокинга.

2 На столе лежит две пачки денег. В одной - 200 купюр по 10 рублей, во второй - в 4 раза меньше. Сколько денег во второй пачке?

Правильный ответ: Ну, такой задачей не напугать ни технаря, ни гуманитария ! На столе две с половиной тысячи рублей - 200 и 50 купюр по 10 рублей. Во второй пачке - 500 (10 купюр по 50).

3 Пытанне задаюць настаўнiкi беларускай мовы Лiцэя БДУ. На якой мове створаны гэты тэкст?

Правильный ответ: - Беларуская, - не сумняваюцца настаўнiкi Лiцэя БДУ. - Дадзены тэкст напісаны па-беларуску арабскімі літарамі. Аўтары кітабаў (ад арабскага «кнігі») - беларускія татары, продкаў якіх запрасiў у ВКЛ князь Вітаўт. Кітабы звычайна былі прысвечаныя апісанню рэлігійных і побытавых традыцый мусульман.

4 Белку, прижимающую к себе орехи, посадили на очень гладкий стол и слегка толкнули по направлению к краю. Приближаясь к краю, белка почувствовала опасность. Она знает законы физики и умело предотвращает падение со скользкого стола. Каким образом?

Правильный ответ: - Это, конечно, про закон сохранения импульса, - подтверждают преподаватели кафедры физики Лицея БГУ . - Не переживайте. Белка в порядке.

5 I зноў пытанее задаюць настаўнiкi кафедры беларускай мовы Лiцэя БДУ. Колькі прозвішчаў і псеўданімаў беларускіх пісьменнікаў можна адшукаць на гэтай карцінцы?

Правильный ответ: 7 прозвiшчаў i псеўданiмаў. Францыск Скарына, Мікола Гусоўскі, Мацей Бурачок (псеўданім Францішка Багушэвіча), Мацей Крапіўка (адзін з псеўданімаў Алаізы Пашкевіч, больш вядомай як Цётка), Якуб Колас (псеўданім Канстанціна Міцкевіча), Кандрат Крапіва (псеўданім Кандрата Атраховіча), Пятро Глебка.

6 Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их.

Правильный ответ: «451 градус по Фаренгейту» - прекрасная книга!

7 Вопрос задают преподаватели кафедры информатики Лицея БГУ. Как называется романтическое место в компьютере, где может причалить усталое и потрепанное бурями периферийное устройство?

Правильный ответ: В порту. Речь идет об устройствах, которые подключаются к системному блоку.

8 У любого источника электропитания два полюса - положительный и отрицательный. Вот и у троллейбуса два провода, один из которых играет роль «+», а второй «-». Почему у трамвая один провод, а у метро вообще нет?

Правильный ответ: Второй провод есть всегда, даже если это рельса или контактная шина.

9 Выберите фото выспавшейся панды.

Правильный ответ: Конечно, первая! Панд без кругов под глазами не бывает – это фотошоп.

10 Юный видеоблогер Петя нашел дома железные стружки и долго нагревал их для видео на YouTube в открытом огнеупорном тигле. И выяснил, что их масса существенно увеличилась!

Правильный ответ: Конечно, горение. А бесцветный газ - кислород.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - гуманитарий! Вы отлично разбираетесь во всем, что не касается формул. Причем не особенно важно, что это за текст - новости в «КП» или инструкция освежителя воздуха. Если решите узнать, как вы прекрасны, пройдите РИ в Лицее БГУ.

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - сбалансированная личность! У вас нет проблем ни с вычислением стоимости вещи после скидки в 20%, ни с тем, чтобы сразить всех в интернете (или репетиционных испытаниях в Лицее БГУ) своей грамотностью. Приятно иметь с вами дело!

ВАШ РЕЗУЛЬТАТ:
Поздравляем, вы - технарь! Прикинуть, сколько трубок обоев купить в комнату с нишами? Не вопрос! Не нужен ни калькулятор, ни транспортир – они уже у вас в голове (что особенно удобно на РИ в Лицее БГУ). Что и говорить, быть вами очень удобно.

Один человек может писать хорошую прозу, стихи, красиво рисовать, но разобраться в устройстве даже сравнительно простого прибора для него – тяжелая задача. А другой при всем желании не срифмует пары строчек, зато с техникой «на ты». Это понятно и естественно, ведь один из них – «гуманитарий», а другой – «технарь».

Человек гуманитарного склада ума при рассмотрении какого-то вопроса, явления в основном обращает внимание на наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза признаки. Он способен к логическому мышлению, но до определенного предела. При запоминании какой-то новой информации гуманитарий использует такие признаки, как частичное совпадение по нескольким наиболее значимым характеристикам, а иногда и всего лишь по одному наиболее характерному признаку. Второстепенные признаки гуманитарий, как правило, относит к разряду незначительных мелочей, и поэтому не уделяет им должного внимания.

Именно поэтому ярко выраженному гуманитарию трудно добиться успеха в таких сугубо технических дисциплинах, например, таких, как физика, математика, химия и т.п. Ведь там необходимо тщательно учитывать абсолютно всю известную информацию, вплоть до самой незначительной.

Как мыслит человек-«технарь»

Для ярко выраженного «технаря» сама мысль, что можно пренебречь какой-то информацией, просто потому что она не слишком значима, практически невозможна. Разумеется, человек с техническим складом мышления тоже умеет отличать главное от второстепенного, но он рассматривает и учитывает абсолютно все, вплоть до мелочей. Пытаясь разобраться в чем-то новом или запомнить какую-то информацию, «технарь» не может ограничиться формальным совпадением некоторых наиболее значимых признаков, как это сделал бы гуманитарий. Он обязательно проверит, совпадают ли и второстепенные признаки, и только после этого запомнит информацию или сделает вывод. Один-единственный факт, признак, выбивающийся из общего ряда, заставит технаря заново все проверить и обдумать.

Технарь может показаться слишком дотошным, медлительным (особенно с точки зрения гуманитария). Но это всего лишь естественное следствие особенностей его мышления и поведения.

Поэтому извечный спор, кто важнее – «физики» или «лирики» (то есть, технари и гуманитарии) не имеет смысла. В жизни одинаково важны и те, и другие.