Из истории диванов. Диван — история происхождения

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Мой Муж Лег На Диван Между Мной и Моей Подругой...

    ✪ Диван Nieri, часть 2 надеюсь заключительная 😂

    ✪ Как сделать Диван Честер своими руками ПОДРОБНО/Sofa Chester Hand Made

    Субтитры

Происхождение названия

Слово «диван» появилось не позднее XVI века и означало на фарси , на турецком и арабском языках сначала «исписанные листы бумаги» или «списки» , затем этим словом стали обозначать учётные книги, потом канцелярии и в конце концов типичную для подобных учреждений мебель - длинные скамьи с мягкой набивкой .

Основные части, детали и применяемые материалы

Каркас-остов

Каркас дивана - это спроектированная определённым образом конструкция, которая принимает основную часть нагрузки при эксплуатации изделия. Несущая часть состоит из деревянных деталей: брусков и досок . В основном, для изготовления данных несущих деталей применяются сосна , ель , берёза , ольха .

В качестве щитовых элементов и элементов заполнения рамок каркаса используют детали из фанеры , ДСП , ДВП .

Мягкие элементы и настилочные материалы

Основным настилочным материалом при изготовлении мягкого элемента является пенополиуретан (ППУ), который имеет разную плотность и рассчитан на разные нагрузки. Разные марки ППУ применяются в разных частях дивана, например: белый пенополиуретан применяют для декоративных элементов, который не несут нагрузки (боковые стенки, задняя стенка и т. д.), также он может использоваться как упаковочный материал; марки, способные выдерживать значительные нагрузки в течение всего срока эксплуатации (15 лет) применяются на сиденье.

Эластичные мебельные ремни применяются для распределения нагрузки на каркас при эксплуатации. Они имеют разную степень растяжения, что позволяет правильно подбирать степень мягкости изделия.

В подушках и боковых конструкциях могут применяться нетканые полотна, пласты и «шарики».

Облицовка

Обивочные ткани

  • Шенилл - классифицируется как ткань с разрезным ворсом. Шенилловая пряжа используется в плетении Лэно (вид ажурного плетения, напоминающий кружево) для хлопка, шелка, шерсти и других производных тканях, которая режется вдоль основы, что создаёт полосы ворса (шенилловые полосы), а затем используются как уто́к в текстиле, который может быть одно- и двусторонний. Шениллы имеют сложный состав (натуральные и синтетические волокна), примерно 50 % - хлопок, 50 % - синтетика и относятся к группе мебельных тканей со сложным рисунком плетения, имеющие в структуре одну или несколько шенилловых нитей. Шенилловая нить (созданная плетением простой и пушистой нитей) становится практически нерастяжимой и хорошо встаёт в общую структуру ткани.
  • Велюр - это ткани, которые получают при переплетении пяти нитей, четыре из них попарно образуют верхнюю и нижнюю основы, а пятая - образует ворс. Далее ткани между двух образованных основ режутся и отделяются, таким образом, друг от друга, образовывая два рулона ткани с ворсистой поверхностью.
    Ворс может быть расположен вертикально по всей ткани или на отдельных участках приглажен в одну сторону. Ворс отделывают тиснением, расчёсывают по трафарету или укладывают в виде разнообразных рисунков, поэтому велюр может быть гладким, фасонным, тиснёным и др.
    Для обивки мягкой мебели применяются велюры хлопчатобумажные и шерстяные. Хлопчатобумажный велюр имеет две основы. Плотность основы больше плотности утка́. Полотно велюра состоит из нитей вискозного шёлка и штапельной или шерстяной пряжи.
  • Флок (заменитель бархата) - это обивочная ткань с основой из полиэстра и хлопка (обычно 35 % - хлопок, 65 % - синтетика), на которую электростатическим способом наносится ворс. Сначала изготавливается канва из хлопковой нити редкого полотняного переплетения («сеточка»). Она пропитывается клеем и растягивается в электромагнитном поле, где на неё напыляется ворс. В результате получается ворсовая ткань нейтрального белого цвета. Потом ткань окрашивается печатным способом.
  • Гобелен - одна из тех натуральных природных обивочных тканей. Гобелен отличает правильное переплетение пряжи с фигурой или орнаментальная композиция и множество различных оттенков и расцветок. Его можно стирать.
  • Жаккард - ткань со сложным рисунком и рисунком крупного рапорта (вертикальный и горизонтальный повтор рисунка). Это достигается путём переплетения нитей основы (продольных) и утка́ (поперечных) в заранее определённом порядке. По составу сырья ткань может быть однородной, скажем, вискозной или полиэстерной, или быть смешанной, например, полиэстер с вискозой, хлопком или акрилом.

Кожа

  • Кожа натуральная (см. кожа) является основным облицовочным материалом для изготовления высококачественной, «престижной» мягкой мебели.
  • Искусственная кожа (кожезаменитель, кожзам) - материал с односторонним монолитным или пористым ПВХ покрытием на хлопчатобумажных и полиэфирных трикотажных основах. В зависимости от назначения, выпускается с поливинилхлоридным и комбинированным поливинилхлорид-полиуретановым покрытием различной толщины, то есть путём соединения плёнки поливинилхлорида или полимерных полиэфирных материалов с различными основами - трикотажной, тканой или нетканой.
    Искусственная кожа не уступает по эксплуатационным характеристикам натуральной коже, достаточно износостойкий материал, предназначенный как для бытовой мебели, так и для мебели общественных помещений.

Искусственный мех

Искусственный мех применяется в основном при изготовлении диванных подушек или при отделке.

Механизмы трансформации дивана

  • «Книжка» - это механизм, который раскладывается откидыванием спинки назад (до щелчка) и незначительным выдвижением сиденья вперед. Изготавливается с применением двух деревянных рам и пружинных блоков, что делает его в особенности долговечным и комфортным. Имеет два положения: «диван» и «кровать».
  • «Еврокнижка» («Кушетка») - альтернатива «книжке». Принцип работы: сиденье выдвигается вперед, а подушки спинки опускаются в образовавшееся пространство. Достоинства: легкость трансформации, более ровное (в отличие от книжки) спальное место, повышенная надежность эксплуатации, возможность ставить диван вплотную к стене, наличие ящиков для белья, большая площадь спального места.
  • «Клик-Клак»(«Клик-кляк») - это аналог «Книжки», с той разницей, что в конструкции Клик-Клак предусмотрено дополнительное промежуточное положение спинки «Релакс» (иногда два положения), благодаря которому человек сможет располагаться в положении полусидя и полулёжа.
    Достоинства: имеет три варианта положения (сидя, полусидя, лёжа); компактен; имеются ящики для белья; практически ровная поверхность спального места.
    Недостатки: диван нельзя ставить вплотную к стенке из-за спинки, которая должна иметь запас пространства для раскладывания.
  • Французская раскладушка - механизм трансформации тройного сложения. Механизм «французская раскладушка» применяется обычно в мебели для гостей.
    Достоинства: компактность в сложенном виде.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании; необходимость снимать элементы перед трансформацией; отсутствие ящика для белья, короткий срок эксплуатации (5 лет).
  • Американская раскладушка (Седафлекс, Sedaflex) - механизм трансформации двойного сложения, рассчитан на повседневное использование.
    Достоинства: прочность, удобство раскладывания, пригодность для повседневного применения.
    Недостатки: неровная поверхность при раскладывании
  • Выкатной диван - наиболее прочный механизм, рассчитанный на частые трансформации.
    Достоинства: наибольшая надёжность по сравнению с другими механизмами трансформации; компактность; большое спальное место.
    Недостатки: заниженная высота спального места, если спать перпендикулярно стене, то может ощущаться стык.
  • Дельфин - механизм трансформации, в основном для угловых диванов. «Дельфин» состоит из нескольких частей, одна из которых находится под сиденьем в особом выдвижном отсеке. Вторая часть содержится в особом выдвижном блоке, расположенном под сиденьем.
    Достоинства: лёгкость трансформации, большое спальное место, ровная поверхность спального места.
    Недостатки: требует прочной качественной древесины для изготовления дивана с таким механизмом.
  • Реклайнер (англ. recliner - откидываться назад, полулежать) - это современный вариант высокомеханизированного кресла, у которого откидывается спинка в положение полулёжа и выдвигаются дополнительные подставки под ноги. Механизм трансформации кресла придаёт изделию повышенную комфортность. В диване используется путём объединения нескольких механизмов для кресел.

Диванная подушка

Является комплектующим изделием для обеспечения дополнительного комфорта, а также имеет декоративную функцию. В отличие от обычной подушки не предназначена для сна.

В Викисловаре есть статья «диван» Мебель Диван комфортабельное мебельное изделие для сидения нескольких человек Диван кровать мебельное изделие для сидения, трансформируемое в кровать. Диван тахта мебельное изделие для сидения,… … Википедия

- (соб. «счетная книга, канцелярия») в языках Ближнего Востока собрание лирических стихотворений одного поэта или группы их, объединяемой по какому нибудь признаку (напр. «Диван племени Хузайль»). Стихотворения располагаются в алфавитном порядке их … Литературная энциклопедия

Литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

ДИВАН - (перс. — запись, книга), в классических литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихов одного поэта, составленный по определённому канону. Первоначально словом «Д.» назывались сборники письменных произведений, безразлично —… …

Литература народа синдхи, населяющего область Синд в низовьях р. Инд. Древнейший памятник С. л. синдхская «Махабхарата» (9 10 вв.), известный в переложениях на арабский и персидский языки. В основе С. л. богатый фольклор: народные песни,… … Большая советская энциклопедия

Ливия. Литература - Литература Ливии развивается на арабском языке. Возникновение литературы восходит к средним векам, когда на территории Л. развивалась общеарабская литература. В период турецкого господства (с XIV в.) литературная жизнь в Л. пришла в упадок.… … Энциклопедический справочник «Африка»

Узб. Nоdir Dеvоnbеgi хоnаqоhi перс. خانقاه نادر دیوانبیگی‎ … Википедия

УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература узбекского народа. Развивается на узбекском яз. В устно поэтическом творчестве большое место занимают сказки: о животных, волшебно фантастические и бытовые. Среди последних выделяется жанр латифа. В народных… … Литературный энциклопедический словарь

Диван не покидает человеческое жилище сотни веков, преображаясь, меняя свою форму и назначение. И все же диван в привычном для нас виде появился только в XVII-XVIII столетиях.

Диван в Османской империи: немного лингвистики

Впервые слово “диван” встречается на востоке, в Османской империи (современные Турция и Иран). Оно происходит от турецкого dīvān и персидского dīwān. Диваном называли поземельные книги, перечни и списки. Потом такое же название получил томик стихов. Позже так начали называть комнату в турецком доме (рис.1), по периметру которой были выставлены скамьи с мягкой обивкой.

рис. 1. Дворец Топкапы, Стамбул. Источник: privet.club

Собрание министров в Турции называли точно так же. И наконец, диваном стала называться мягкая софа со спинкой, ручками или валиками (рис.2). На ней могли сидеть и лежать.

рис. 2. Gaetano Previati. Курительницы гашиша. Источник: www.pictorem.com

Диван в эпоху античности

Ни римляне, ни греки не были знакомы с диваном в понимании жителей Востока. Они знали о многом: философии, искусстве, литературе, создавали шедевры архитектуры, знали толк в гедонизме, но тем не менее после тяжелого дня садились на мрамор или бронзу. Камень, стекло и мозаика украшали их мебель, но настоящий комфорт им был незнаком.

И все же римляне имеют отношению к современному дивану. Всем знакомая кушетка - это потомок римской клинии (рис. 3) - ложа, которое они переняли у греков. На них патриции возлежали во время бесед и принятия пищи. Это было металлическое сиденье с выступом с одной или двух сторон для подушек. На бронзе было не расслабиться и не отдохнуть, а потому подушки были не только декоративным элементом, но и помогали предотвратить онемение во время длительных трапез.

рис. 3. Римские клинии, I в. Источник: Википедия

Диван в Средневековье

Жители средневековой Европы не знали ни восточного дивана, ни римской кушетки. На чем же они сидели? Это зависело от происхождения: знатная персона восседала на скамье, которая как раз и заменила диван (рис. 4). Образованный монах - на аскетичном табурете, а простой работяга на корточках или грубо сколоченном ящике. И несмотря на социальные различия, первый, второй и третий не знали что значит удобно сидеть, не могли правильно расслабить спину и беспечно протянуть ноги.


рис. 4. Восстановленная обстановка пиршественного зала замка в Йорке (1483г.) Источник: builddirect.com

Причиной аскетизма была не нехватка материала или грубые руки мастеров. Средневековое христианство несло в себе цель просветить душу, но и не забывало всячески обуздать тело, так как считалось, что душа и тело - неразрывны. Мягкие сиденья никак не вписывались в концепцию умерщвления плоти.

Пока европейское общество пыталось разобраться в духовных ориентирах и медленно, но все же приблизиться к комфорту, на Дальнем Востоке китайцы использовали в обиходе кровати очень похожие на современные диваны. Это кровать “архата” (рис.5) с тремя бортиками, которые напоминают спинку и подлокотники.

рис. 5. У. Цзинвэнь “12 красавиц”. Источник: chinaperevod.com

Мягкий диван в эпоху Возрождения

Идея набить шкуру или ткань мягким материалом, чтобы потом использовать это изделие для отдыха была не нова. Еще в древнем Египте использовали подушки, но чтобы создать целую мебель по такому принципу - пришлось подождать несколько тысячелетий.

Мягкая обивка стала частью интерьера только к концу XVI века в Англии. С этого времени она стала распространяться по континентальной Европе и стала значимым элементом интерьера королевских дворцов.

Эпоха Возрождения - это переворот эстетических предпочтений и возврат к античным идеалам. Человеческая мысль стала смелее и многие суровые постулаты христианства были свергнуты. Все эти процессы смягчили дерево и камень средневековой мебели в буквальном смысле. Богатых людей окружала мягкая мебель, вернулись забытые кушетки.

Предшественником канапе - маленького дивана - была итальянская касса-панка (рис.6). Это скамья-сундук, которая по своей форме напоминает современный небольшой диван. Касса-панку делали из дерева, поэтому удобства она доставляла не много, а вот красоты и чувства превосходства - достаточно. К тому же внутри хранили деньги и прочие ценности, а некоторые купцы предпочитали вести дела, только сидя на ней. Для безопасности.

рис. 6. Источник: livingspace.com.ua

Кстати, именно касса-панка легла в основу знаменитого сталинского дивана.

Диваны в Версальском дворце

Италия, как центр мебельного производства, во второй половине XVII века уступает место Франции. Версаль становится мебельным центром и ориентиром для всех мастеров Европы.

Дворец Людовика XIV - это место открытий и эстетических переворотов. Здесь появляются не только новые виды танцев, церемоний, невообразимые законы и порядки, но и новые виды мебели . Первый диван, который отдаленно напоминает современный был как бы составлен из несколько стульев в ряд (рис. 7). Опорой такой мебели служили шесть или восемь ножек.


рис. 7. Источник: faccents.com

Чаще всего верхняя часть спинки имела волнистую форму, которую повторяли боковины. Форма волны и завитка - основной элемент роскошной и перегруженной барочной мебели.

Дворяне, у которых было достаточно денег на забавы, хотели сидеть на чем-то необычайно комфортном. Спрос рождал предложение, и мастера удивляли заказчиков новыми идеями. В результате появились шезлонги, диваны и диванчики - подобие канапе, которые по-английски двусмысленно называются loveseat . Казалось бы, это мебель для любовных утех, но вовсе нет. Изделия были специально разработаны для тяжеловесных и массивных платьев с кринолинами из железных прутьев, которые приходилось носить дамам XVII века. (рис.8)

рис. 8. Портрет Марии Антуанетты. Источник: pinterest.co.uk

Такая мебель позволила женщине протянуть ноги и отдохнуть, чувствовать себя более свободно, будучи закованной в корсет. Со временем костюмы уменьшились в размерах и loveseat стали использовать как место для разговора тет-а-тет.

Эпоха Людовика XIV и Людовика XV - это революция в понимании комфорта, настоящий мебельный переворот. Мебель становится источником наслаждения, а не только жестким и холодным свидетельством статуса и финансового положения. А вот Людовик XVI станет свидетелем совсем другой революции, жестокой и кровавой, благодаря которой понятия удобства и красоты станут доступными не только аристократам, но и народным массам.

В Российской империи диваны стали широко распространяться в середине XVIII века. Прорубленное “окно в Европу” не привило любви русской знати к миниатюрным канапе. Зато популярность приобрел восточный тип - крупный диван, с большим мягким сиденьем.

Князь Потемкин в качестве военного трофея преподнес Екатерине II огромный турецкий диван (рис. 9), который дал имя одной из комнат дворца в Петергофе - диванная.

рис. 9. Диванная в Большом Петергофском дворце. Источник: prosdo.ru

Диваны Честерфилд

Если заглянуть в словарь, то можно узнать, что Честерфилд - это не только город в Англии и название футбольного клуба, но еще и диван. Например, в Оксфордском словаре английского языка сказано, что словом “честерфилд” называли кожаный диван уже в 1800-х годах.

Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилда (рис. 10) был политиком и писателем, покровителем Вольтера, известным законодателем моды.


рис. 10. Источкик: museum-design.ru

Он заказал своему мастеру диван, невиданной до сих пор формы.

Чем он был так необычен?

  • Это был первый полностью обитый диван в истории дизайна
  • Кожаная обивка была глубоко прошита пуговицами
  • Сиденье располагалось довольно низко
  • Подлокотниками служили удобные валики
  • Подлокотники и спинка располагались на одной высоте

Граф преследовал две цели: сидеть ровно, как подобает джентльмену, облаченному в костюм сложного кроя, и одновременно не испытывать напряжения.

рис. 11. Источник:museum-design.ru

В 1850 году в конструкции Честерфилда был впервые использован пружинный блок. Диваны этого времени в обиходе до сих пор, их можно встретить на аукционах и в антикварных салонах. Стоимость дивана позапрошлого века в среднем обойдется вам в 8000 евро. Стоимость нового экземпляра от компании Chesterfield начинается от 750 фунтов стерлингов (и это с учетом скидки).

Диваны Честерфилд украшали королевские дворцы, офисы, гостиницы, рестораны, джентльменские клубы и роскошные частные дома. Сегодня его можно увидеть отлично вписавшимся в современный интерьер с его нестабильными трендами.

Кстати, отец психоанализа - Зигмунд Фрейд - принимал своих пациентов в кабинете, где стоял кожаный Честерфилд.

Диван в эпоху ампира: назад, в Древний Рим

Эпоха Наполеона - это время открытия античной истории, сотен раскопок и ценнейших находок. Новые знания коснулись не только мира ученых и путешественников, но и повседневной жизни аристократов. Наполеон был буквально помешан на Римской империи, а потому легко сменил пышные интерьеры своих предшественников-королей на рассудочность и холодное великолепие имперского стиля.

Появляется новый тип дивана, который кардинально отличается от изящных канапе и loveseat Марии-Антуанетты. Это кушетка рекамье, в основе которой лежат формы римской клинии - ложа для трапез и бесед. Своим названием мебель обязана мадам Рекамье, которая стала первой ее обладательницей (рис. 12).

рис.12. Ж.Л. Давид. «Портрет мадам Рекамье». Источник: Википедия

Знать, не привыкшая к столь аскетичным формам, приняла такую мебель с энтузиазмом. Кушетки быстро стали предметом первой необходимости светских модниц. Особое кокетство предмету придавала маленькая подставка под ноги. Кушетки делали из ореха, красного дерева, палисандра, использовали декор из бронзы.

Сегодня кушетка с изысканной S-образной спинкой не менее популярна среди владельцев больших домов и роскошных апартаментов (рис. 13).

рис. 13. Современная кушетка рекамье. Источник: 1025theparty.com

Диваны XIX века

Мастер Генрих Гамбс известен не только злополучными стульями из романа Ильфа и Петрова.

Прусский мебельщик учился и работал в Санкт-Петербурге, его мебель пользовалась успехом у состоятельных горожан. Это была добротная мебель в классическом стиле, которую покупал сам Пушкин. Например, в счёте «государю Пушкину» в 1832 г. было перечислено 15 предметов на сумму 1630 рублей, которые поэт заказывал в мастерской Гамбса. Среди них есть и диван, который вполне мог выглядеть так (рис.14):

рис. 14. Источник:4.bp.blogspot.com

Диванная эклектика и ар нуво

Конец XIX века - это время эклектики. Гостиную английского аристократа могли наполнять предметы совершенно разного стиля, и казалось бы, разных эпох. Но это не так. Мебельщики, как художники и архитекторы копировали образцы предыдущих веков, привнося свои идеи и детали. Например, этот диван (рис.15) не эпохи Наполеона, как может показаться, а 1880 года.

рис. 15. Источник:antiquesworld.ru

А вот этот диван (рис. 16) хотелось бы видеть в Версале времен Людовика XIV, но это опять работа XIX века.

рис. 16. Источник: antiquesworld.ru

Порядок восстановился в 1900 году после Всемирной выставки в Париже. Именно там зародился стиль ар нуво или модерн, как его принято называть в России. Мебель модерна, а в частности диваны - это преобладание плавных, естественных линий. Можно сказать, что цель этого стиля - возвращение к природным формам: мастера смотрят в сторону в ьющихся растений (рис. 17), морских волн и раковин .


рис. 17. Диван в стиле модерн.

В наши дни диваны, как известно, являются широко распространенными предметами мягкой мебели, которые имеются практически в каждой квартире или доме. Между тем так было далеко не всегда. На вопрос о том, где и когда впервые появились диваны, помогают ответить, как ни странно, лингвисты. Они утверждают: слово «софа» имеет турецкое происхождение, а «диван» - персидское.

История восточных и европейских диванов

На языке фарси слово «диван» означает «документы, записи». Изначально этим термином в Персии и арабском государстве назывались различные учетные бумаги, а также канцелярии, в которых они хранились. Впоследствии термин «диван» начал использоваться в Османской империи для обозначения государственного совета. Вельможи, которые входили в его состав, любили комфорт и сидели на мягких подушках. Именно поэтому со временем диваном начали называть скамью, дополненную подушками для сидения.

В Древней Греции были распространены особые ложа с наклонной спинкой. Римляне также использовали подобные предметы мебели. К середине XVII века диваны стали известны и популярны в самых разных странах Европы. Изначально они были весьма скромными, набивались шерстью и предназначались не столько для лежания, сколько для сидения.

XX век был ознаменован появлением универсальных моделей диванов, которые можно было с легкостью трансформировать в полноценное спальное место. Сегодня усилия дизайнеров и производителей направлены на то, чтобы обеспечить потребителям возможность выбора, максимальный комфорт и эстетическое удовольствие.

Основные типы современных диванов

В наши дни существует возможность купить диван , относящийся к одному из следующих типов: софа, кушетка, канапе и, наконец, диван в классическом понимании этого слова.

Софой называется предмет мебели для отдыха, который имеет большие размеры. На софе могут свободно разместиться несколько человек.

Кушетка - разновидность софы - представляет собой длинное сиденье на ножках с мягкой обивкой. Характерными особенностями кушетки являются особая форма изголовья и то, что последнее зафиксировано в строго определенном положении.

Канапе - это диван небольших размеров, имеющий приподнятое изголовье. Предназначается для двух-трех человек, внешне напоминает несколько стульев, поставленных вместе.

Наконец, современный диван в классическом понимании этого термина представляет собой универсальный предмет мебели. Основа этого преимущества диванов - в наличии механизмов трансформации в их конструкции.

Многообразие современных диванов

Производители мягкой мебели и торговые предприятия, действующие в наши дни, предлагают покупателям широчайший ассортимент прямых и угловых диванов в наличии и на заказ. Для классификации удобно использовать такие критерии, как форма дивана, разновидность используемого механизма трансформации (при его наличии) и тип обивки.

По такому критерию, как форма, выделяют:

  1. Прямые диваны: получили наибольшее распространение. Имеют прямоугольную форму, устанавливаются к стене комнаты.
  2. Угловые диваны: предназначены, как это можно понять по их названию, для установки в углу помещения. Важным преимуществом таких диванов является то, что они позволяют более рационально использовать площадь комнаты.
  3. Модульные диваны: состоят из нескольких блоков, которые могут быть соединены в той или иной конфигурации в соответствии с предпочтениями владельца.

Перечень механизмов трансформации, устанавливаемых в современные прямые, модульные и угловые диваны, весьма обширен. Наибольшее распространение получили:

  1. Механизм трансформации «Аккордеон»: в диванах с его использованием спальное место состоит из трех прямоугольных частей, которые соединены между собой и складываются по принципу гармошки. Для трансформации дивана нужно выдвинуть нижнюю часть и потянуть сиденье на себя. Весьма популярен такой предмет мебели, как угловой диван-аккордеон (при большом удобстве в эксплуатации он позволяет сэкономить площадь комнаты).
  2. Механизм трансформации «Дельфин»: при выдвигании нижней части ложе, которое скрыто в ней, поднимается на уровень сиденья.
  3. Механизм трансформации «Пума»: сиденье нужно потянуть на себя, после чего оно приподнимется, сместится по дуге вперед и опустится рядом с диваном. Освободившееся место будет занято внутренней частью, которая поднимется.
  4. Механизм трансформации «Тик-так»: сиденье сначала приподнимается, затем выдвигается, после чего опускается спинка дивана.
  5. Механизм трансформации «Клик-клак»: позволяет переводить диван в одно из трех положений: кровать, собственно диван и промежуточный вариант (весьма удобен для комфортного отдыха).
  6. Механизм трансформации «Еврокнижка»: сиденье вместе с нижней частью с легкостью выдвигается вперед, после чего спинка опускается на освободившееся место.

На рынке мягкой мебели представлены диваны с обивкой, изготовленной из самых разных материалов:

  1. Флок: имитирует бархат или замшу. Устойчив к износу, с легкостью очищается, отличается при этом мягкостью.
  2. Шенилл: является гипоаллергенным и износостойким, не впитывает посторонних запахов.
  3. Жаккард: плотная, яркая ткань, отличающаяся стойкостью к выцветанию и легкостью в уходе. Заслуживает внимания многообразие расцветок жаккарда.
  4. Натуральная кожа: считается элитным материалом, имеет довольно высокую стоимость.
  5. Искусственная винилискожа: не уступает натуральной по привлекательности внешнего вида, характеризуется высокой прочностью, представлена в широком многообразии цветов и фактур.

На протяжении нескольких веков диван был незаменимым предметом мебели в любой гостиной. Многообразие моделей современных диванов, которое было продемонстрировано в этом обзоре, наряду с удобством, долговечностью и внешней привлекательностью, обеспечивает их популярность и в наши дни.

Римляне на пиру

Знайте, что делать свои дела лежа - прерогатива преуспевающих людей, хозяев жизни, как модно было говорить в 90-е! Прекрасный пример всему миру показали древние римляне - непобедимые завоеватели, просвещенные науками, избалованные развлечениями и телесными удовольствиями. Не спешите и не суетитесь! Расслабляйтесь в позе победителя — лежа или полулежа, прилюдно или в одиночестве. А лучше всего для этого предназначен диван!

Диваны. Начало

Римляне пировали, лежа на клине или триклиниях - удобных лежанках с приподнятым изголовьем. Они были мраморными или бронзовыми, устеленными для мягкости покрывалами и подушками. Лежа на боку, опираясь на одну руку, или на животе, гости брали еду с низких столиков, уставленных яствами. Проводить день в неподвижности было прерогативой высшего класса. Римские знатные матроны, например, принимали гостей тоже лежа или полулежа на клине. Эту античную моду с удовольствием переняли светские красавицы 19 века. Однако, об этом позже.

Древнеримский барельеф: знатный римлянин на пиру.

Символом роскоши и преуспевания были диваны и на Востоке. Широкие тахты без ножек с мягкими шикарными подушками из дорогих тканей так и манили прилечь. На них знать проводила день в праздности. Здесь ели и пили, курили кальян и вели беседы. А утомившись от бесед можно было поспать, не сходя с места.

Восточная красавица курит кальян на диване

Европейцы пошли другим путем. Диваны и диванчики, которые появились в 17 веке — начале 18 века во Франции, были далеки от восточных. На них не принято было величаво возлежать или попросту валяться. Да и попробуй развались в тогдашних костюмах, — в корсетах и огромных юбках на каркасе. В них лучше всего было красиво стоять или присесть на краешек канапе и кушетки. Именно канапе и кушетки и стали первыми разновидностями европейских диванов. Кому-то пришло в голову объединить несколько составленных вместе стульев, а, может быть, расширить кресло так, чтобы в нем поместились трое-четверо. Так и получилось канапе. Эдакая сороконожка - с шестью или восьмью ножками. Также канапе было снабжено тремя спинками и двумя подлокотниками по бокам. Позже спинки слились все-таки в одну, порой ассиметричную, хотя существовали канапе и с несколькими спинками. На таком диванчике принято было чинно сидеть и беседовать, лучше всего, конечно же, о любви.

Канапе в стиле рококо с одной спинкой

Знаменитая кушетка, как считается, взяла начало именно от античных лож - клине. Свое название кушетка получила от французского couche - «ложе, постель» или coucher - «укладывать». Появились она в 17 веке, классический вид приобрело в начале 18-го века. В отличие от канапе, кушетки не имеют подлокотников. Эта невысокий диванчик, с одной стороны у которого есть изголовье или круглый валик. Можно встретить кушетки с небольшой ассиметричной спинкой.

В эпоху ампира, когда стала модной одежда и мебель в античном стиле, на кушетки в красивых позах улеглись светские дамы, подражая древнеримским матронам. Мода эта была чрезвычайно сильна при Наполеоне. Ведь задумав создать из Франции великую мировую империю, он подражал Древнему Риму. Красавицы в античных туниках (уже без корсета) принимали гостей полулежа на кушетке. Поза эта, чрезвычайно живописная и соблазнительная, позволяла выставить ножки в хорошеньких туфельках, которые в обычной жизни показывать было неприлично. Их также можно было поставить на маленькую скамеечку. Лежа на кушетках вели беседы, музицировали, читали стихи. Одно условие - возлежать могла только хозяйка гостинной, гости вели себя более сдержанно.

Рафаэль Джианетти, «Красавица Помпей». Вот так в 18 веке представляли себе античных красавиц, и светские дамы старались их копировать

Красотка в стиле ампир подражает античным матронам. Ривьер. "Портрет дамы с лирой", 1806 г.

Светские дамы на кушетке кокетничают с молодым франтом

Одна из разновидностей кушетки - рекамье — получила свое название по имени известной красавицы наполеоновского Парижа мадам Рекамье. Известная законодательница мод и покровительница искусств она собирала в своем салоне политиков, художников, писателей и прочих властителей дум. Мадам увлекалась античностью. Специально для нее была изготовлена кушетка, в точности повторяющая рисунки с фресок, найденных при раскопках в Помпеях. Это кушетка с двумя изголовьями по бокам и без спинки.

Жак-Луи Давид, портрет мадам Рекамье на одноименной кушетке, 1800 г.

Россия не осталась вдалеке от диванной моды. До России диваны добрались в середине 18 века. Это были восточные широкие диваны с мягкими подушками. Они, возможно, больше подходили русской натуре, воспитанной на печи. Считается, кстати, что моду на восточные диваны завел граф Потемкин. Однако, вскоре до России дошли и французские моды - и кушетки, и канапе, и лежащие на виду у всех красавицы.

В 20 веке европейские и восточные веяния соединились. Наиболее популярные диваны сегодня - широкие, невысокие, мягкие и удобные. Эти качества они взяли от восточных прототипов. От западных современные диваны получили ножки, спинки и подлокотники. Кроме того, в 20 веке некоторые диваны соединились и с другими предметами мебели. В начале века стали делать диваны, совмещенные со шкафами, этажерками, горками, баром. На протяжении столетия эта тема развивалась в соответствии с достижениями науки и техники - например, появились диваны со встроенными телевизорами или столиками для компьютера.

Современная кушетка-рекамье с полками

Диван со встроенным телевизором

Кроме того, 20 век совершил настоящую революцию в диванном деле - стали применяться достижения науки новой ортопедии, современные технологии для создания удобного сидения. Отличный пример - знаменитый архитектор и дизайнер Ле Корбюзье. В 1928 году он создал просто революционные для того времени кушетки на пружинящем каркасе из гнутых стальных трубок и кубические диваны, втиснутые в хромированный металлический каркас.

Знаменитая пятнистая кушетка Ле Корбюзье стала новым словом в мебельном деле и настоящим символом сладкой жизни в 20 веке. На ней возлежат с бокалом в руке голливудские звезды, которые наследуют римский дух - они всего добились и им некуда спешить. Еще один хит от Ле Корбюзье — кубические кожаные диваны. Прошел уже почти век с их создания, а они до сих выглядят модно и современно.


Диван и кушетка по эскизам Ле Корбюзье



Слева: таким Ле Корбюзье представлял интерьер для своей мебели, фото 1929г. Справа: эскиз кубического кресла

Не забывайте, что диван стал еще и объектом искусства. В 20 веке дизайнеры и художники сделали диван одним из объектов для приложения своей творческой фантазии. На эти диваны и садиться-то не стоит — не дай боже, нарушишь задуманный образ! Хороший пример - это пожалуй, самый известный диван в мире - диван-губы от Сальвадора Дали. Алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандально известной в 30-е годы в Америке звезды Мэй Уэст, появился в 1937 году.

Комната Мэй Уэст в театре-музее Сальвадора Дали

А каков диван в видении современных дизайнеров? Вот, к примеру, диван от иконы современного дизайна Филиппа Старка. Элементы дивана, соединенные между собой, можно расположить, как вам заблагорассудится - установить спинку под нужным углом или совсем опустить в виде изголовья, сделать подлокотники или превратить диван в одно большое ложе. В общем, настоящий диван-возможность. Здесь можно чинно сидеть, вольготно лежать, свернуться клубочком и т. д.

Диван и кресло-трансформеры от Филиппа Старка

Казалось бы, такая простая и привычная вещь - диван! А как увлекательна его история — в ней есть свои открытия и даже революции. Кстати, следы и мотивы разных эпох из истории диванов можно проследить, изучая коллекцию мягкой мебели Юнитекс (http://www.unitex.ru/sofas/

Оригинальное сочетание старинной темы канапе и футуристических форм мебели «Клерк»

Античные формы кушетки «Крофорд» и современное понимание роскоши и удобства. Никакого мрамора или бронзы - только мягчайшая кожа!

Admin comments: диваны и кресла для отдыха из ассортимента ЮНИТЕКС показаны на нашем сайте.