Крупнейшие авиакатастрофы мира. Самые страшные авиакатастрофы мира

История воздухоплавания неразрывно связана с неизбежными авариями. Можно вспомнить легендарного Икара, который упал с неба в воду. Первые же крушения воздушных судов наступили еще в конце XIX века. Тогда количество несчастных случаев и жертв было довольно велико относительно всего количества полетов. В середине XX столетия наступила эра массовых авиаперевозок. Это значительно увеличило как число жертв, так и число трагедий.

Когда воздухоплавание пришло в страны третьего мира, эта тенденция только усугубилась. Своего пика авиакатастрофы достигли в 70-х, когда самолеты стали использоваться террористами. Но за последние десятилетия было сделано многое в повышении стандартов безопасности полетов.

Хотя многие и до сих пор боятся летать самолетами, неумолимая статистика показывает, что риск погибнуть в авиакатастрофе сегодня довольно низок. Больше вероятность попасть в аварию в такси по дороге в аэропорт, чем в самом самолете. Причины таких происшествий могут быть разными - это и человеческий фактор, отказ техники, погода и терроризм. Крупные катастрофы в воздухе остаются частью истории, напомним о самых значимых из них.

USS Akron. В ту пору воздухоплавание определяли дирижабли. Akron был одним из самых крупных объектов такого рода в мире. Он мог перевозить до пяти самолетов и был предназначен для ведения морской разведки. Построен дирижабль был в 1929 году в городе Акрон, который и дал ему название. Всего полтора года прослужил летающий гигант стране. За это время с ним случилось несколько незначительных аварий. Но благодаря событиям 4 апреля 1933 года дирижаблю было суждено войти в историю. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер, который нещадно бил по судну. Нисходящие потоки воздуха заставили дирижабль быстро снижаться, возник сильный крен. При ударе об воду Акрон разрушился. Тогда погибло 73 человека, а удалось спастись только трем. Главной причиной трагедии стали плохие погодные условия и ошибка пилотов, которые во время шторма направили корабль в открытое море. У экипажа не оказалось ни спасательных жилетов, ни каких-либо средств для пребывания на воде. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на Акроне. А эта катастрофа стала крупнейшей в истории воздухоплавания.

Падение турецкого самолета DC-10. Можно сказать, что именно эта трагедия и открыла череду крупных и резонансных аварий. Предыдущий "рекорд" по числу жертв был побит сразу в 2 раза. Турецкий аэробус летел по маршруту Анкара-Стамбул-Париж-Лондон. В столице Франции на него село множество регбийных болельщиков, возвращавшихся в Англию. Через полчаса после взлета плохо закрытая дверь грузового отсека раскрылась. Образовалась взрывная декомпрессия, которая вихрем унесла несколько кресел за борт. Произошел сбой в управлении машиной. Через 77 секунд после аварии самолет на громадной скорости врезался в гору в 37 километрах от Парижа. При этом удар оказался такой силы, что от самолета и всех, кто в нем находился, не осталось ничего. Не было даже пожара на месте крушения. Погибло 346 человек, в том числе 11 членов экипажа. Причиной аварии стал бортинженер, который в суете не удосужился проверить дверь грузового люка перед вылетом. Да и сам запирающий механизм имел конструктивные недостатки.

Катастрофа в Лос-Родеос. К сожалению, самолеты сталкиваются не только в небе, но и на земле. Эта происшествие произошло 27 марта 1977 года. Тогда в аэропорту Лос-Родеос, что на Тенерифе столкнулись два огромных Боинга-747. Один рейс совершал взлет на скорости в 250 км/час. Но тут ему навстречу по этой же полосе встретился другой лайнер. Трагедии предшествовал теракт в другом крупном аэропорту на Канарских островах. Он был временно закрыт, в результате чего все самолеты направлялись в Лос-Родеос. Неудивительно, что его полосы оказались перегруженными. Самолеты стояли на всех стоянках и даже рулежных дорожках. Боинг компании KLM при взлете выбрал не ту полосу, неправильно растолковав команду диспетчера. Ситуацию усугубил сильный туман и проблемы с радиосвязью. В результате этого навстречу взлетающему лайнеру садился борт компании "Пан Американ". При ударе все 234 пассажира и 14 членов экипажа Боинга KLM погибло. А из пассажиров "Пан Американ" погибло 325 пассажиров и 9 членов. Страшная трагедия унесла жизни в общей сложности все 583 человек. Виноватыми в этом оказались пилоты, плохая погода и стечение обстоятельств. Та катастрофа стала самой крупной по количеству жертв в гражданской авиации.

Авиакатастрофа над Атлантикой. Обстоятельства гибели Боинга-747 около побережья Ирландии 23 июня 1985 года так и остаются загадкой. Лайнер следовал курсом Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. На высоте в 9400 метров в самолете раздался взрыв, его останки упали в Атлантический океан. Тогда погибло всего 329 человек. Это стала самая крупная авиакатастрофа, случившаяся над морем. Расследование обстоятельств того дела заняли почти 20 лет. Обошлось это в 130 миллионов канадских долларов. Канадские власти установили, что виной всему индийские экстремисты. Сикхская боевая группа, базировавшаяся в Северной Америке, подложила бомбу в багаж. Этот индийский народ вел кровавую войну за свою независимость и решил привлечь внимание к своей проблеме таким образом. Хотя службы безопасности и были уведомлены о готовящемся теракте, взрывчатка попала на борту самолета в одной из сумок пассажиров. Взрыв произошел в 190 километрах от берега. По ранениям жертв удалось установить цепочку событий - взрыв, распад самолета. Однако сегодня сикхи говорят, что они не причастны к тем событиям. Трагедия якобы была подстроена спецслужбами США, чтобы дискредитировать свободолюбивый народ.

Авиакатастрофа под Токио. Эта трагедия остается самой крупной, случившейся с одним самолетом. 12 августа 1985 года погибло сразу 520 человек, а спаслись только 4 женщины. И в данном случае авария произошла с Боингом-747. Самолет вылетел из Токио, направляясь в Токио. Через 12 минут после отрыва от земли у лайнера разрушился киль. Поломка повлекла за собой ряд сбоев - отказала гидравлика, упало давление в салоне. Боинг потерял управление и начал падать. На высоте в 4100 метров об этом сообщил командир экипажа. Команда до последнего пыталась исправить ситуацию путем изменения тяги двигателей. Самолет упал на гору, возник сильный пожар на крутом склоне. Это сильно усложнило задачу спасателей. Они прибыли к месту аварии только через 14 часов после аварии. Расследование показало, что 2 июня 1978 года самолет задел хвостом посадочную полосу. Ремонт был произведен недостаточно качественно, что и привело к появлению усталостных дефектов. Сотрудники авиакомпании не проверили самолет в достаточной мере, что и привело затем к трагедии.

Авиакатастрофа над Персидским заливом. Порой ни пилоты, ни техника не виновны в трагедии. Гражданские самолеты могут быть сбиты военными. Наиболее известный случай произошел 3 июля 1988 года с аэробусом А300 Иранских авиалиний. Рейс был достаточно коротким, предстояло пролететь 28 минут до Дубаи. Полет казался простым - взлет до высоты в 4300 метров, следование по прямой и посадка. Но в этом время в Персидском заливе действовал крейсер ВМС США Vinceness. Он защищал кувейтские транспорты от нападения Ирана и Ирака, воевавших между собой. По официальным данным американских властей крейсер ошибочно опознал в аэробусе иранский боевой самолет. С расстояния в 20 километров по нему были выпущены 2 ракеты, попавшие в цель. Американцы признали те события военным инцидентом, а командир судна наказан не был. В результате авиакатастрофы погибло 290 человек, из них 66 детей и 16 членов экипажа. Иранские же власти полагают, что атака самолета в нейтральных водах является преступлением. Лишь спустя 8 лет США согласились выплатить сумму в 62 миллиона долларов в качестве добровольного акта, а не как компенсацию.

Столкновение над Дели. Казалось бы, как могут столкнуться в огромном небе самолеты? Между тем и такие случаи встречаются. Эта катастрофа стала одной из самых крупных вообще в истории гражданской авиации и самой значительной при столкновении двух самолетов в воздухе. 12 ноября 1996 года из казахстанского Чимкента вылетел Ил-76, летевший в Дели. На его борту помимо 10 членов экипажа находилось 27 пассажиров. Позже из Дели поднялся в воздух Боинг-747, летевший в Джидду. На его борту находилось 312 человек, в основном индусы, летевшие в Саудовскую Аравию на работу. Ил-76 неожиданно снизился до высоты, на которой осуществлял полет Боинг. В 75 километрах от Дели самолеты врезались друг в друга на скорости в 500 километров в час каждый. Сила удара была в 700 раз сильнее, чем при столкновении автомобилей. Более 500 тонн горящего металла упало на землю, обломки разлетелись на расстояние в 8 километров. Все люди погибли. На место аварии первыми прибыли не спасатели, а мародеры. Спасатели даже не смогли идентифицировать все тела пассажиров. Виновным был назван экипаж казахстанского рейса, но стоит упомянуть и о том, что в то время аэропорт дели бы единственным действующим гражданским во всей стране. Он оказался перегружен, что увеличило риск столкновений.

Террористический акт 11 сентября 2011 года. Утром этого дня целая группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир. Это вызвало самый настоящий хаос в стране. Все коммерческие рейсы были отменены, посадки внутренних рейсов также оказались приостановлены. Официальное расследование показало, что за всем стоит террористическая организация Аль-Каида под руководством Усамы Бин Ладена. Захватившие самолет смертники прошли курсы пилотов и внешне ничуть не походили на шахидов. Самописец рассказал, что в одном из самолетов пассажиры и члены команды узнали, что другие захваченные самолеты были направленные в здания. Завязалась борьба, в ходе которой террористы направили самолет в землю. Считается, что первоначально его хотели послать на Капитолий. Те события значительно изменили современный мир. Правительства крупнейших стран ужесточили борьбу с терроризмом. Америка же в поисках главных виновников развязала войну на Ближнем Востоке. Правда, остается множество вопросов о тех событиях. Возможно, главными организаторами являлись американские спецслужбы. Таким образом они усилили свое влияние, а крупнейшие финансовые магнаты страны получили прибыль от военной компании.

Инцидент с корейским Боингом. В данном случае гражданский самолет был сбит военным. Произошло это неподалеку от острова Сахалин. Южнокорейский Боинг-747 летел из Нью-Йорка в Сеул. Маршрут должен был проходить над Тихим океаном, огибая территорию СССР. Это был самый расцвет холодной войны, вот почему отношения двух супердержав были особенно напряженными в тот момент. 1 сентября 1983 года в воздухе находился так же и американский разведчик RC-135. В какое-то время он пересекся курсом с отклонившимся от своего пути пассажирским лайнером. Когда Боинг вторгся в воздушные границы СССР, наши войска ПВО приняло самолет за военный. В небо были подняты два перехватчика Су-15. Они нагнали нарушителя и сопровождали его. Затем по команде с земли по Боингу были выпущены две ракеты. Самолет упал в море, а все находившиеся в нем 269 человек погибли. События вызывали огромный резонанс в мире. В Корее жгли советские флаги, Рейган обвинил СССР в преступлениях против человечества. Дальнейшее расследование показало, что пилоты просто неверно настроили автопилот и до последнего момента и не подозревали о том, что отклонились от маршрута. Перехватчика летчики также не видели.

Катастрофа под Смоленском. Эти события произошли совсем недавно, однако причина их практически уже ясна. 10 апреля 2010 года под Смоленском разбился Ту-154 польских ВВС. Тогда погибло 96 человек. Трагедия облетела весь мир, ведь в лайнере находился президент Польши Лех Качиньский, его супруга, почти все армейское командование страны, политики, видные общественные и религиозные деятели. В один момент страна осталась обезглавленной. В Польше был объявлен недельный траур. Самолет летел в условиях сильного тумана, о чем был извещен экипаж. Пилотам было предложено садиться на запасной аэродром, однако они отказались. Самолет зацепил деревья, развернулся и начал разваливаться в воздухе. По официальной версии причиной аварии стали ошибки экипажа. Однако польские власти упирают на то, что пилотов вынудили садиться в таких условиях российские диспетчера.

Человек всегда мечтал о полете в небо. Древнегреческие мифы рассказывают о том, что Дедал и его сын Икар взлетели в небо с помощью крыльев, которые были сделаны из перьев, воска и ниток.

А величайший учёный, изобретатель и художник Леонардо до Винчи когда-то создал эскизы необычного летательного аппарата. Он должен был с помощью сил мускулов человека взлететь в бескрайнее небо.

Люди давно пытались создать такие летающие аппараты. И создали...

История мировых авиакатастроф

Самые первые полеты в небе начались в конце XIX века. Тогда же и было положено началу статистики мировых авиакатастроф. В процессе развития перелетов на самолетах (грузовых, пассажирских) авиакатастрофы мира стали происходить все чаще и чаще. Статистика крушений их неимоверно росла до 1970 года. И именно 70-е годы являются пиком страшных трагедий в небе.

В дальнейшем, в связи с ростом современных технологий, усовершенствованием авиационной техники и ужесточением требований и правил к безопасности полетов к 80-м годам стало происходить снижение количества аварий с самолетами. Наблюдается динамика снижения числа авиакатастроф с 616, с 15 689 погибшими, в 70-е годы до более 300 катастроф с 8000 погибшими в 2000-е.

Авиакатастрофы мира, их география

По географическому положению в этой ужасно печальной статистике катастроф занимает США. По известной информации Aviation Safety Network, в этой стране с 1945 года по нынешний день потерпело крушение огромное количество пассажирских самолетов - более 630. При этих авариях погибло более 9000 человек.

Россия, к сожалению, занимает в этой статистике второе место. С 1945 года на территории СССР тех времен и России современной произошло более 200 катастроф в небе. При этом более 5000 погибших.

3-е место - за Колумбией.

Самое маленькое количество авиакатастроф - в Эквадоре.

Статистика распределения авиакатастроф последних лет по странам

В 1977 году отмечен мировой рекорд по количеству жертв в авиакатастрофе. В районе Тенерифа неожиданно столкнулись два лайнера "Боинг-747" известных авиакомпаний "Пан-Америка" и КЛМ. Тогда жертвами стали 583 человека.

Общее количество авиакатастроф в мире неуклонно растет.

Самой опасной авиакомпанией мира, по информации "Актуальная безопасность" (шведский журнал), является советский “Аэрофлот”. По их данным, статистика авиакатастроф в мире демонстрирует, что на 1 миллион перелетов “Аэрофлота” насчитывается более 18 катастроф. Второе место в этом печальном списке занимает авиакомпании Тайваня - более 11 катастроф на миллион вылетов. Третье место за Египтом (более 11), Затем - Индия (более 10), Турция, Китай, Филиппины, Южная Корея и Польша - на 41 миллион полетов более 6 катастроф. Самая безопасная - компания -South-West (Америка). На 1 млн 800 тысяч полетов лайнеров данной компании не случилось ни одной катастрофы.

Крупнейшие авиакатастрофы мира по количеству жертв

Название самолета

Год катастрофы

Место катастрофы

Число жертв

Страна, владелец авиалайнера

Причины катастрофы

Канарские острова

Нидерланды, США

Неправильный прием экипажем команды диспетчера

Недостаточно качественный ремонт авиалайнера (технические неполадки)

Казахстан, Саудовская Аравия

Столкновение двух самолетов в воздухе

Открытие люка в грузовом отсеке

Атлантика

Террористический акт

В связи с условиями плохой видимостью столкновение с землей

Не определено

Ньюфауленд

Привзлете произошла потеря скорости

Антарктида

Новая Зеландия

Падение на землю

Непредвиденное возгорание в воздухе

Данная таблица представляет самые страшные авиакатастрофы мира.

Описание некоторых авиакатастроф

В марте 1974 года после открытия грузового отсека французский DC-10 авиакомпании THY Turkish Airlines разбился в лесу. Всего - 346 погибших.

В марте 1977 года при столкновении Boeing 747-206B (KLM) с Boeing 747-121 (Pan Am) разбились на Канарских островах в Тенерифе. 583 погибших (самая крупная авиакатастрофа в мире в воздухе).

В мае 1979 года в связи с повреждением гидравлической системы самолет DC-10 (American Airlines) рухнул в районе Чикаго. Погибло 273 человека.

В августе 1980 года после совершения аварийной посадки сгорел самолет L-1011-200 Tristar (Саудовский) в Саудовской Аравии (Эр-Рияд). 301 человек погиб.

В июне 1985 года в уничтожен самолет Boeing 747-237В авиакомпании Air India после взрыва террористов. Погибло 329 человек.

В июле 1988 года был по нелепой ошибке сбит военной ракетой с корабля Vincennes (Америка) (Iran Air). Это произошло в Персидском заливе. 290 людей погибших.

В августе 1985 года в Токио врезался в гору Boeing 747SR (Japan Airlines). Удивительно, но тогда выжило четверо. Погибло 520 человек.

В ноябре 1996 года в г. Чархи-Дадри (Индия) произошло еще одно столкновение Boeing 747-168B (компания Saudi Arabian Airlines) с казахстанским самолетом Ил-76ТД. Всего погибло тогда 349 человек.

В январе 1996 года на городской рынок Киншаса в Заире упал перегруженный Ант-32. Более 297 погибших. Выжили 4 человека из экипажа (всего членов экипажа 5).

Совсем недавно, 17 июля 2014 года, на украинской территории (в 60 километрах от границы с Россией) произошла еще одна ужасная трагедия - потерпел катастрофу (был сбит военными) авиалайнер «Боинг-777» («Малазийские авиалинии»). Погибло 295 пассажиров (среди них 80 детей) и весь экипаж (15 человек). До сих пор истинная причина произошедшей трагедии официально не выяснена.

Гибель руководителей государств в авиационных катастрофах

Авиакатастрофы мира происходят в самых неожиданных местах, по разным причинам, и гибнут в них люди самых различных статусов в обществе.

Руководители всех стран, как правило, используют в качестве передвижения авиалайнеры в связи с экономией времени. Используются для этого самые современные и, казалось бы, очень надежные в плане безопасности суда. Однако непредвиденный отказ техники или просто человеческий фактор и в данных случаях могут стать причиной крушения самолетов. Вот некоторые авиакатастрофы мира, в которых погибли первые государственные лица:

В 2010 году — Лех Качиньский (президент Польши) с супругой, военных людей из высшего командования Польши и др. политические деятели погибли в катастрофе Ту-154 под Смоленском.

В 2004 году — Борис Трайковский (президент Македонии) погиб в катастрофе в Боснии.

В 2001 году — Суданское военное руководство погибло на юге страны.

В 1988 году — погиб Мухаммед Зия-уль-Хак, являвшийся президентом Пакистана. Трагедия произошла над городом Лахор, Пакистан (возможно, в результате теракта).

В 1986 году — Самора Машел (президент Мозамбика) погиб в Южной Африке в авиакатастрофе.

В 1981 году — погиб Хайме Рольдос Агилера, являющийся президентом Эквадора. Произошло крушение самолета в горах Уайрапунга Эквадора.

В 1969 году — Рене Барьентос Ортуньо погиб в Арке (Боливия).

В 1966 году — Абдул Салам Ареф (президент Ирака) на юге Ирака.

В 1961 году — погиб Даг Хаммаршёльд (Генеральный секретарь ООН) в Северной Родезии (сейчас Замбия).

В 1957 году — Рамон Магсайсай в результате очередной катастрофы погиб в муниципалитете Баламбан (Филиппины).

Еще многими известными именами можно пополнить списки погибших из числа государственных деятелей малых и больших стран мира. Есть среди них и загадочные авиакатастрофы мира, в основном те, причины которых до сих пор остались не выясненными. К ним можно отнести и авиакатастрофу, которая произошла в Панаме. В 1981 году Омар Торрихос - генерал, руководитель Панамы, погиб при загадочных обстоятельствах.

Статистические данные по Российским Авиакомпаниям

В последнее время практически все российские авиакомпании при покупке отдают предпочтение иностранным (уже подержанным) самолетам, а не новым российским. А как известно, управление импортной современной техникой, оснащенной электроникой, сильно отличается от управления отечественными самолетами. Соответственно, возрастает и риск возникновения, опять же, просто «человеческого фактора».

Итак, на счету компании «Россия» 184 человеческие жизни, авиакомпании «Владивосток-Авиа» — 145, у компании «КрасЭйр» — 29, и на счету «Тюменских авиалиний» — 5. При этом очень радует наличие авиакомпаний, проработавших на сегодня без жертв: «Трансэро», «Уральские авиалинии» и «Домодедовские авиалинии».

Статистические данные по рейтингу лайнеров

Модель лайнера

Количество полетов, млн

Погибших при катастрофах в среднем, %

Количество крушений

Boeing 737-300/400/500 0

Airbus A320/319/321

Boeing 737-600/700/800/900

Из выше представленной информации можно сделать вывод, что Boeing 777 является на сегодня самым надежным типом авиалайнера.

Основные причины авиакатастроф

Каждый год черный ужасающе-трагический список мировых авиакатастроф пополняется. Довольно часто причины этих трагедий остаются не выясненными до конца. Очень часты и непредсказуемы авиакатастрофы мира. Расследование иногда заходит в тупик. Даже волшебные часто не могут прояснить причину некоторых катастроф, произошедших в воздушном пространстве.

Основные причины современных авиационных катастроф: технические неполадки (отказ технических устройств, мелкие неполадки), ошибки авиадиспетчеров, пилотов и прочего персонала (человеческий фактор), международный терроризм, боевые действия, нелепые роковые случайности (ошибки военных ПВО, грозы-молнии, даже столкновения с птицами и т. п.).

Самой главной причиной произошедших авиакатастроф является тот самый злополучный человеческий фактор. В практике всего мира на него приходится почти 70% всех крушений самолетов.

И все же, несмотря на то, что авиакатастрофы ужасны и каждый раз вызывают очень болезненную реакцию всей мировой общественности, авиация остается одним из наиболее надежных и безопасных из всех видов существующего транспорта.

3-го марта в 1974-м неподалеку от Парижа произошла одна из самых крупных авиакатастроф в истории человечества. Турбореактивный авиалайнер DC-10 на большой скорости врезался в землю в лесу Эрменонвиль (к северо-востоку от французской столицы). Выживших не оказалось.

Причиной катастрофы стала неполадка в системе, из-за которой на высоте 3,5 километров у самолета открылась дверь, произошла разгерметизация салона, отказали системы управления пилотов. Поэтому DC-10 на высокой скорости врезался прямо в землю.

Авиакатастрофа в Эрменонвиле - далеко не единственный ужас, который происходит с авиалайнерами и их пассажирами. MPORT подобрал список десяти самых громких авиакатастроф века. Будь уверен: это жуть, о которой человечество будет помнить еще долго.

Мы не можем не вспомнить события, произошедшие 11-го сентября 2001-го, ставшие одним из крупнейших терактов в истории человечества. Первым стало столкновение лайнера авиакомпании American Airlines Boeing 767 с северной башней Всемирного торгового центра. Оно отняло жизни 1366-ти человек, находящихся в здании, 92-х пассажиров.

Второй Boeing 767 в этот же день врезался в Южную башню Всемирного торгового центра. Количество жертв - 65 пассажиров (включая членов экипажа и террористов), и 612 человек, присутствовавших в здании. Это второе самое событие, которое оказалось на втором месте списка ужасных авиакатастроф. О них мы будем помнить вечно.

На втором месте нашего списка авиакатастроф - события, произошедшие 27-го марта в 1977-м на Тенерифе (Канарские острова). В результате столкновения двух самолетов Boeing 747 погибло 583 человека. Якоб ван Зантен, опытнейший инструктор-пилот всемирно известной компании KLM, и Виктор Граббс, пилот Pan Am, попытались взлететь. Но в результате врезались друг в друга на скорости не менее 250-ти километров в час. Причины: помехи в радиосообщениях и сильный туман.

Катастрофа произошла в Гумме, недалеко от горы Такамагахара, Япония. Отняла жизни 15-ти членов экипажа и 505-ти пассажиров. Главная причина - через 12 минут после взлета у самолета Boeing 747 оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор. Из-за этого упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы. Закончилось все тем, что на высоте 7,5 километров авиалайнер ушел в пике. После падение выжило четыре женщины.

Источник: en.wikipedia.org

В этот день жители индийского городка Чархи Дадри были в шоке - в небе над ними столкнулись Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines и Ил-76 авиакомпании Kazakhstan Airlines. Результат - смерти 349-ти человек, которые превратили данное событие в самое крупное авиастолкновение по числу жертв. Причины - ряд ошибок, допущенных экипажем Ил-76.

23-го июня в 1985-м году в небе над Атлантическим океаном взорвался Boeing 747 компании Air India. Погибли 329 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая в нейтральных водах. Главная причина - взрыв в хвостовой части авиалайнера, после чего самолет начал разрушаться прямо в небе на скорости 519 км/ч и высоте 9,5 км. Все произошло настолько быстро, что экипаж не успел даже передать сигнал SOS. Данная авиакатастрофа - теракт, ответственность за который приписывают сикхским террористам.

19-го августа в 1980-м году через 6 минут после взлета из Эр-Рияда (столица Саудовской Аравии) в хвостовом багажном отсеке самолета Lockheed L1011 авиакомпании Saudi Arabian Airlines начался пожар. Самолет возвратился в аэропорт и приземлился, но из-за задержки эвакуации все находившиеся на борту погибли от огня и дыма: 287 пассажиров и 14 членов экипажа.

Американское правительство случайно идентифицировало пассажирский Airbus A300 как истребитель F-14 ВВС Ирана. Поэтому ракетный крейсер Vincennes ВМС США над Персидским заливом сбил авиалайнер компании Iran Air. Погибли все 290 человек, присутствовавших на борту.


Человек всегда хотел летать, еще в древние времена предпринималось буквально бесчисленное количество попыток! Были изобретены разные летательные аппараты. И только в начале XIX века был изобретен самолет, который был поднят в воздух и при этом был даже управляем. Считается, что первыми были братья Райт, этот факт хоть и оспаривается, но мы поверим мнению большинства. Уилбур и Орвил в 1903 году подняли управляемый самолет в воздух, а буквально через два года уже смогли ввести его в эксплуатацию. Вот с этого-то и началась эра самолетостроения. Довольно скоро самолеты уже вовсю использовались в самых разнообразных целях, включая пассажирские перевозки. Однако сделало ли возможность управления и безопасными? Отчасти да, но недостаточно.
Когда самолеты не поднимали в воздух большого количества людей, они падали, но жертв было не много. Пока их не начали использовать более активно и не научились строить большие самолеты, а потом и очень большие самолеты. С середины прошлого века а , казалось бы, люди должны были что-то с этим делать. И делали, но этого до сих пор недостаточно. Впрочем, как бы ни старались обезопасить конструкции, исключить человеческий фактор практически невозможно. Да и просчитать абсолютно все – тоже сложно. Поэтому приводим печальнейшую из статистик – список самых ужасных авиакатастроф в мире.
1

Эта авиакатастрофа повергла в шок весь мир. Два Боинга-767 были захвачены террористами и направлены на башни-близнецы в Нью-Йорке. Несмотря на то, что на борту самолетов в общей сложности находилось 137 человек, в тот день погибло три тысячи. Обе башни рухнули, похоронив под обломками огромное количество людей. А ведь это не война…. Это самая страшная трагедия.

2


В этот день в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, на земле, а вовсе не высоко в воздухе, случилась крупнейшая авиакатастрофа в мире. Трагедия 11 сентября превзошла ее по численности, безусловно, но в Тенерифе погибло 583 человека – на борту двух Боингов-747. И это абсолютно без злого умысла. Были недопоняты команды диспетчера и, судя по всему, произошла ошибка пилота. Случилось это в результате взрыва в аэропорту Лас-Пальмас и перенаправления всех самолетов в ближайший аэропорт. Это был воскресный день, слишком долго ожидали самолеты, слишком много было рейсов, всего было слишком. Доказано немало фактов, послуживших толчком к трагедии, но это не изменит случившегося.

3


И снова Боинг-747. Эта авиакатастрофа по количеству жертв лишь немногим уступает предыдущей. Крупнейшая авиакатастрофа одного самолета. В тот день самолет компании «Japan Airlines» потерпел крушение недалеко от Токио. Выжило только 4 человека, сотрудница авиакомпании, одна женщина с дочерью и еще одна девочка, найденная на дереве. А погибло 520 человек. Катастрофа произошла в результате последовательных поломок, через 12 минут после вылета из аэропорта. Экипаж самолета до последнего пытался держать самолет и контролировать происходящее, но на огромной высоте и с такими поломками это не представлялось возможным. В отличие от самоотверженного экипажа, спасательные службы действовали не так слажено. Вылетевший вертолет недостаточно поработал, и выживших не было найдено, только через 14 часов четверо замерзших были найдены и госпитализированы. А еще была масса страшнейших находок – предсмертных записок пассажиров рейса. Начальник технической службы авиакомпании в аэропорту Ханеда покончил жизнь самоубийством

4


Из аэродрома Н’Доло вылетал российский самолет. Ничто не предвещало беды – Ан-32 шел на взлет, но почему-то оторваться от взлетной полосы самолету не удалось. Так случилось, что самолет находился на взлетной полосе именно этого аэропорта, находящегося в центре города. Его окружал многолюдный рынок, куда и въехал самолет. Позже выяснилось, что воздушное судно было перегружено, возможно, это отчасти послужило причиной трагедии – гибели 350 человек и ранении 450. Но в ходе полугодового расследования причин катастрофы оба пилота были обвинены в убийстве.

5


В том же году произошла первая катастрофа двух самолетов в воздухе по численности жертв. Столкнулись два самолета – казахстанский Ил-76ТД и саудовский Боинг-747. В результате языкового барьера и недостаточности современного оборудования на казахстанском самолете произошла роковая ошибка – на радарах на земле точки, обозначающие лайнеры в воздухе, встретились. Но как ни надеялись диспетчеры, пытающиеся достучаться до экипажей, вскоре поступило сообщение с американского военного самолета о вспышках в воздухе. 349 человек – не выжил никто.

6


Всего лишь на три человека меньше погибло в авиакатастрофе близ Парижа. 546 жертв и ни одного выжившего. Самолет DC-10 потерпел крушение в результате открытия двери грузового отсека на огромной высоте. Это был 1974 год, запорные механизмы оказались несовершенны. На той высоте, которую набирают самолеты, сломанного замка достаточно, чтобы погибли сотни людей, без единого шанса выжить.

7


Крупнейшая авиакатастрофа над водой – произошла у берегов Ирландии, но фактически над Атлантическим океаном. Как стало известно позже, за несколько недель до катастрофы у самолета уже отказывал двигатель, однако тогда ничего не произошло, самолет вернули на землю и заменили двигатель. Однако 23 июня самолет пропал с радаров, а вскоре поступили сообщения о найденных обломках у ирландского берега. Считалось, что самолет рухнул в результате неисправности, учитывая недавнюю поломку. Однако после того, как были найдены бортовые самописцы, стало понятно, что произошел взрыв. Позже было установлено, что взорвалась бомба, и это был спланированный террористический акт. У 329 человек не было шансов на спасение.

8


Эта авиакатастрофа страшна не только количеством погибших, но и тем, что они были на шаг от спасения. Самолет вылетел в Карачи, однако на борту разгорелся пожар, и самолет был вынужден вернуться в пункт отправки – Эр-Рияд. Пилоты смогли удачно посадить самолет, довести его до конца взлетной полосы и даже остановить. Двигатели заглушены еще не были. Казалось бы, все должно быть хорошо. Но через три минуты пламя охватило железную птицу и даже на земле, вблизи спасения, никому не удалось выжить. 301 человек.

9


Что же может быть несправедливее, чем гибель мирного населения от руки военных. Так случилось 3 июля 1988 года – американский крейсер, направленный для защиты танкеров из Кувейта от нападений Ирана и Ирака, по ошибке выпустил ракеты по самолету, следовавшему в Дубаи. Он был принят за иранский истребитель. Обе выпущенные ракеты попали в цель. Для 290 пассажиров этот 28-минутный рейс стал последним. Не выжил никто. Существует мнение, что с борта Vincennes ракеты были выпущены сознательно, а не по ошибке. Однако эта версия оспаривается ввиду того, что крейсер не был оснащен оборудованием для прослушивания гражданских частот, а также с борта самолета не поступило ответа на сигналы, как выяснилось позже, экипаж самолета не понял, что сигналы были обращены к ним.

10


Последняя ужасная авиакатастрофа в этом списке отличается от остальных. Здесь во внимание взято не количество жертв, коих было 71 человек, а это в разы больше любой вышеназванной катастрофы. В результате столкновения российского Ту-154 и немецкого грузового Боинга-757 погибли дети. Большую часть пассажиров российского самолета составляли именно дети, жизнь которых оборвалась из-за неисправности оборудования у диспетчера и его сообщений, которые ввели в заблуждение пилотов. Экипажи обоих самолетов пытались предотвратить столкновение, но из-за неверных сведений и указаний драгоценные секунды были потеряны. Через два года диспетчер был убит человеком, который потерял в тот роковой день жену и двоих детей. Убийство было совершено в состоянии аффекта, что позволило сократить срок в 8 лет лишения свободы, изначально объявленный, почти на три года. Большинство жертв похоронено недалеко от места крушения, установлен мемориал. Было проведено множество судебных разбирательств, связанных с катастрофой. Однако никакие выплаты и сроки не смогут вернуть детей.

Как бы далеко ни шагал научно-технический прогресс, катастрофы случались, случаются и, наверное, долго еще будут случаться. Некоторых из них можно было избежать, но большинство самых страшных событий в мире были неизбежны, потому что произошли по воле матушки-природы.

Самая ужасная авиакатастрофа

Столкновение двух “Боингов” 747

Человечеству неизвестно более страшной авиакатастрофы, чем та, которая произошла 27 марта 1977 года на острове Тенериф, относящемуся к Канарской группе. В этот день в аэропорте Лос-Родео произошло столкновение двух “Боингов”-747, один из которых принадлежал компании «КЛМ», другой – “Пан Американ”. Эта страшная трагедия унесла 583 жизни. Причинами, которые привели к этой беде, является роковое и парадоксальное стечение обстоятельств.


Лос-Родеосский аэропорт этим злополучным воскресеньем был серьезно перегружен. Диспетчер говорил с сильным испанским акцентом, к тому же радиосвязь страдала от серьезных помех. Из-за этого командир “Боинга” «КЛМ» неправильно истолковал команду прервать полет, что стало роковой причиной столкновения двух маневрировавших самолетов.


Лишь немногим пассажирам удалось спастись через пробоины, образовавшиеся в самолете “Пан Американ”. У другого “Боинга» отпали крылья и хвост, что привело к падению в ста пятидесяти метрах от места аварии, после чего его тянуло еще триста метров. Обе летающие машины загорелись.


На борту “Боинга” «КЛМ» находилось 248 пассажиров, ни один из которых не выжил. Самолет “Пан Американ” стал местом гибели 335 человек, среди которых весь экипаж, а также знаменитая модель и актриса Ив Мейер.

Страшнейшая из техногенных катастроф

Шестого июля 1988 г. в Северном море случилась самая страшная из всех катастроф, известных истории нефтедобычи. Она произошла на нефтяной платформе «Ріper Alpha», которую построили в 1976 году. Число жертв составило 167 человек, компания понесла убыток около трех с половиной миллиардов долларов.


Самое обидное, что количество жертв могло бы быть намного меньше, если бы не обычная человеческая глупость. Произошла большая утечка газа, за нею последовал взрыв. Но вместо того чтобы сразу после начала аварии остановить подачу нефти, обслуживающий персонал ждал команды руководства.


Отсчет шел на минуты, и вскоре вся платформа корпорации «Occidental Petroleum» была охвачена огнем, загорелись даже жилые помещения. Те, кто мог бы выжить после взрывной волны, сгорели заживо. Выжили только успевшие прыгнуть в воду.

Самая ужасная авария на воде

Когда затрагивается тема трагедий на воде, невольно вспоминается фильм «Титаник». Тем более, что такая катастрофа действительно была. Но это кораблекрушение не самое страшное в истории человечества.


Вильгельм Густлофф

Самой большой катастрофой, произошедшей на воде, по праву принято считать потопление германского корабля «Вильгельм Густлофф». Трагедия произошла 30 января 1945 г. Ее виновником была подлодка Советского Союза, которая подбила теплоход, вмещавший практически 9000 пассажиров.


Этот, на то время совершенный продукт кораблестроения, был сделан в 1938 году. Он казался непотопляемым и вмещал 9 палуб, рестораны, зимний сад, климатконтроль, спортзалы, театры, танцевальные площадки, бассейны, церковь и даже комнаты Гитлера.


Его длина составляла более двухсот метров, он мог проплыть полпланеты без заправки. Гениальное творение не могло затонуть без постороннего вмешательства. И оно произошло в лице экипажа подводной лодки С-13, которой командовал А. И. Маринеско. В легендарный корабль были выпущены три торпеды. За считанные минуты он оказался в пучине вод Балтийского моря. Погибли все члены экипажа, среди которых около 8000 представителей немецкой военной элиты, эвакуировавшиеся из Данцига.

Крушение “Вильгельма Густлоффа” (видео)

Наибольшая трагедия экологического характера


Усохшее Аральское море

Среди всех экологических катастроф ведущее место занимает усыхание Аральского моря. В свои лучшие времена оно было на четвертом месте по величине среди всех озер мира.


Катастрофа произошла из-за неразумного использования воды, которой поливали сады и поля. Усыхание происходило из-за необдуманных политических амбиций и действий лидеров тех времен.


Постепенно линия берега отодвинулась далеко вглубь моря, что привело к вымиранию большинства видов флоры и фауны. Кроме этого, начали учащаться засухи, климат существенно поменялся, судоходство стало невозможным, а больше шестидесяти человек остались без работы.

Куда исчезло Аральское море: странные символы на высохшем дне (ВИДЕО)

Ядерная катастрофа


Что может быть страшнее ядерной катастрофы? Безжизненные километры зоны отчуждения Чернобыльского региона – и есть воплощение этих страхов. Авария произошла в 1986 году, когда ранним апрельским утром взорвался один из энергоблоков Чернобыльской АЭС.


Чернобыль 1986

Эта трагедия унесла несколько сотен жизней эвакуаторов, тысячи умерли на протяжении десяти последующих лет. А сколько людей вынуждены были оставить свои жилища, одному Богу известно…


Дети этих людей до сих пор рождаются с аномалиями развития. Атмосфера, земля и вода вокруг атомной электростанции загрязнены радиоактивными веществами.


Уровень радиации в этом регионе до сих пор в тысячи раз превышает норму. Сколько времени должно пройти, чтобы в этих местах могли поселиться люди, никто не знает. Масштабы этого бедствия до сих пор до конца неизвестны.

Авария на ЧАЭС 1986: Чернобыль, Припять – ликвидация (ВИДЕО)

Катастрофа над Черным морем: Ту-154 Министерства обороны РФ потерпел крушение


Крушение Ту-154 Министерства обороны РФ

Не так давно произошла катастрофа самолета Ту-154 Минобороны РФ, направлявшегося в Сирию. Она унесла жизни 64 талантливых артистов ансамбля имени Александрова, девяти известных ведущих телеканалов, главы благотворительной организации – знаменитой Доктора Лизы, восьми военных, двоих госслужащих, всех членов экипажа. Всего в этой страшной авиакатастрофе погибло 92 человека.


Этим трагическим утром в декабре 2016 года самолет дозаправился в Адлере, но неожиданно разбился сразу после взлета. Расследование велось долго, ведь необходимо было знать, какова причина катастрофы Ту-154.


Комиссия, расследовавшая причины аварии, среди обстоятельств, приведших к катастрофе, назвала перегрузку самолета, усталость экипажа и низкий профессиональный уровень подготовки и организации полета.

Результаты расследования катастрофы Ту-154 Министерства обороны России (ВИДЕО)

Подводная лодка «Курск»


Подводная лодка «Курск»

Крушение российской атомной подлодки «Курск», в котором погибли 118 людей, находившихся на ее борту, произошло в 2000 г. в Баренцевом море. Это вторая по масштабности авария в истории подводного флота РФ после катастрофы на Б-37.


12 августа, как и планировалось, началась подготовка к учебным атакам. Последние письменно подтвержденные действия на лодке зафиксированы в 11.15.


За несколько часов до трагедии командиру экипажа было доложено о хлопке, на что он не обратил внимания. Затем лодку сильно тряхнуло, что связали с включением антенны станции радиолокационного назначения. После этого капитан лодки больше не выходил на связь. В 23.00 обстановка на подводной лодке объявлена, как аварийная, о чем было доложено руководству флота и страны. Утром следующего дня в результате поисковых работ «Курск» был найден на дне моря на глубине 108 м.


Официальной версией причины трагедии назван взрыв учебной торпеды, который произошел в результате утечки топлива.

Подлодка Курск: что случилось на самом деле? (ВИДЕО)

Крушение корабля «Адмирал Нахимов»

Крушение пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» произошло в августе 1981 г. вблизи Новороссийска. На борту корабля находились 1234 человека, 423 из которых в тот злосчастный день расстались с жизнью. Известно, что на этот рейс опоздали Владимир Винокур и Лев Лещенко.


В 23:12 пароход столкнулся с сухогрузом «Петр Васев», вследствие чего был затоплен электрогенератор и на «Нахимове» пропал свет. Судно стало неуправляемым и продолжало по инерции двигаться вперед. В результате столкновения в правом борту образовалась пробоина до восьмидесяти квадратных метров. Среди пассажиров началась паника, многие перелезли на левый борт и таким образом спустились на воду.


В воде оказалось почти тысяча человек, которые к тому же еще и перепачкались мазутом и краской. Спустя восемь минут после столкновения пароход затонул.

Пароход Адмирал Нахимов: крушение корабля – Русский Титаник (ВИДЕО)

Нефтяная платформа, взорвавшаяся в Мексиканском заливе


Самые страшные экологические катастрофы мира в 2010 году пополнились еще одной, случившейся в Мексиканском заливе в восьмидесяти км от Луизианы. Эта одна из самых опасных для экологии аварий техногенного характера. Случилась она 20 апреля на нефтеплатформе «Deepwater Horizon».


В результате разрыва труб в Мексиканский залив вылилось порядка пяти млн., баррелей нефти.


В заливе образовалось пятно размером 75000 кв. км, что составило пять процентов всей его площади. Катастрофа лишила жизни 11 человек, 17 получили увечья.

Катастрофа в Мексиканском заливе (ВИДЕО)

Крушение «Concordia»


Четырнадцатого января 2012 г. список страшнейших происшествий в мире пополнился еще одним. Возле итальянской Тосканы круизный лайнер «Коста Конкордия» напоролся на выступ скалы, в результате чего у него образовалась пробоина размером в семьдесят метров. В это время большинство пассажиров находились в ресторане.


Правый бок лайнера начал погружение в воду, затем его выбросило на отмель через 1 км от места крушения. На корабле находилось более 4000 людей, которых эвакуировали всю ночь, но спасти удалось не всех: 32 человека все же погибли и сто пострадали.

Costa Concordia – крушение глазами очевидцев (ВИДЕО)

Извержение Кракатау в 1883 году

Природные катастрофы показывают, как ничтожны и беспомощны мы перед явлениями природы. Но все самые страшные катастрофы в мире – ничто в сравнении с извержением вулкана Кракатау, которое произошло в 1883 году.


Двадцатого мая над вулканом Кракатау можно было увидеть большой дымовой столб. В этот момент даже на расстоянии 160 километров от него задрожали окна домов. Все ближайшие острова покрылись толстым слоем пыли и пемзы.


Извержения продолжались вплоть до 27 августа. Последний взрыв стал кульминацией, в результате которой прошли звуковые волны, несколько раз обогнувшие всю планету. На плывших в Зондском проливе кораблях в этот момент перестали правильно показывать компасы.


Эти взрывы привели к погружению под воду всей северной части острова. Морское дно в результате извержений приподнялось. Много пепла из вулкана оставалось в атмосфере еще на протяжении двух-трех лет.

Цунами, высота которого составила тридцать метров, смыло около трехсот поселений, унесло жизни 36000 людей.

Самое мощное Извержение Вулкана Кракатау (ВИДЕО)

Землетрясение в Спитаке в 1988


Седьмого декабря 1988 года список «Лучшие катастрофы в мире» пополнился еще одной, произошедшей в армянском Спитаке. В этот трагичный день подземные толчки буквально за полминуты «стерли» с лица земли этот город, до неузнаваемости разрушили Ленинакан, Степанаван и Кировакан. Всего пострадали двадцать один город и триста пятьдесят сел.


В самом Спитаке землетрясение имело силу в десять баллов, на Ленинакан обрушилось девятибальная, а на Кировакан – восьмибальная, практически всю остальную часть Армении – шестибальная стихия. Сейсмологи подсчитали, что во время этого землетрясения высвободилась энергия, соответствующая силе десяти взорвавшихся атомных бомб. Волну, которую вызвала эта трагедия, зафиксировали научные лаборатории практически всего мира.


Эта природная катастрофа 25000 человек лишила жизни, 140000 – здоровья, а 514000 – крыши над головой. Сорок процентов промышленности республики вышло из строя, разрушены школы, больницы, театры, музеи, дома культуры, автомобильные и железные дороги.


На помощь были призваны военные, медики, общественные деятели всей страны и зарубежья, как ближнего, так и дальнего. Активно собиралась гуманитарная помощь по всему миру. По всей пострадавшей от трагедии территории были развернуты палатки, полевые кухни и медпункты.


Самое печальное и поучительное в этой ситуации то, что масштабы и жертвы этой страшной беды могли бы быть во много раз меньше, если бы сейсмическая активность данного региона была принята во внимание и все строения были возведены с учетом этих особенностей. Неподготовленность спасательных служб также внесли свою лепту.

Трагические дни: землетрясение в Спитаке (ВИДЕО)

Цунами в 2004 году Индийский океан – Индонезия, Таиланд, Шри-Ланка


В декабре 2004 года на побережья Индонезии, Таиланда, Шри-Ланки, Индии и других стран обрушилось разрушительное цунами страшной силы, вызванное подводным землетрясением. Огромные волны опустошило эту местность и принесли смерть 200000 человек. Самое обидное, что большинство погибших дети, так как в этом регионе высокая пропорция детей на количество населения, к тому же дети физически слабее и меньше, чем взрослый человек, способны сопротивляться воде.


Наибольшие потери понесла провинция Ачех в Индонезии. Там разрушены практически все постройки, погибли 168000 людей.


В географическом плане это землетрясение было просто огромным. Сдвинулось до 1200 километров породы. Сдвиг происходил двухфазно с интервалом две-три минуты.


Количество жертв оказалось так велико, потому что по всему побережью Индийского океана не было общей системы оповещения.


Нет ничего страшнее бедствий и трагедий, которые лишают людей жизни, крова, здоровья, разрушают промышленность и все, над чем человек трудился долгие годы. Но часто выясняется, количество жертв и разрушений в таких ситуациях могло быть намного меньшим, если бы все относились добросовестно к своим профессиональным обязанностям, в некоторых случаях необходимо было заранее предусмотреть план эвакуации и систему оповещения местных жителей. Будем надеяться, что в будущем человечество найдет способ, как избежать таких страшных трагедий или уменьшить урон от них.

Цунами в Индонезии 2004 год (ВИДЕО)