Новочеркасская церковь. Новочеркасский вознесенский кафедральный собор

Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор считается одним из самых величественных в России, третьим по величине церковным зданием, уступающим только храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге. Новочеркасский собор является не только православным храм, но и историческим памятником Донского казачества. Его история сложна, но в тоже время очень интересна.

Заложен собор в Новочеркасске был в 1893 году, а освящён и открыт - в 1905 году. А между этими двумя датами были как выемка грунта из котлована и кладка фундамента, так и возведение стен, бетонирование купольных сводов и воздвижение позолоченного креста со вставками из горного хрусталя. Благоустроительные работы включали, в частности, и мощение кубовым камнем перед папертью собора площадки размером 15 на 40 саженей для прохождения войск во время парадов. В общей же сложности от заложения первого варианта собора, до открытия его третьего варианта прошло ровно 100 лет.

На фасаде собора расположены две иконы и часы с боем. Однако, проектом А.А.Ященко часы на главном фасаде Вознесенского собора предусмотрены не были. Поэтому их пришлось вставлять в верхнюю часть расположенного на этом фасаде центрального окна с округлой верхней оконечностью. В 1902 г. часы саженного диаметра (примерно в 2 метра), с размещавшимся внутри собора часовым механизмом, были установлены фирмой "Альтшвагер". Для обслуживания механизма часов в штат персонала собора был введён механик с годовым окладом 70 рублей. Над часами в небольшом углублении расположили образ, повторявший имевшееся на Донской иконе Божьей Матери изображение, а в углублении над дверными створками главного входа разместили образ Христа Благословляющего. Оба изображения были выполнены новочеркасским художником Елисеем Григорьевичем Черепахиным на позолоченных листах меди площадью 2 кв. м каждый. В советский период оба образа были безвозвратно утрачены, так что в наши дни их пришлось воссоздавать заново.

Как известно, первый собор хотя и чисто символически, но всё же был заложен ещё при основании Новочеркасска в 1805 году. Автором проекта первого собора в Новочеркасске был Луиджи Руска. Грандиозный собор предполагалось возвести в стиле русского классицизма (или, как говорили в то время, "римской архитектуры"). Собор должен был стать крупнейшим в Российской империи, так как более крупные - Исаакиевский в Петербурге и Христа Спасителя в Москве - заложат только лишь в 1818 и в 1832 годах.

Строительство собора шло с большими перерывами до 1846 года. И вот, 29 августа в 9 часов вечера, как доносил донской атаман Власов императору Николаю I, «собор внезапно обрушился и большая часть этого великолепного здания превратилась в развалины: главный купол и два малые – северо-восточный и северо-западный купола, при мгновенном треске, обвалились, и при падении образовали собою огромную массу смешанного леса и камней…. Из рабочих людей никто при сём не погиб, потому что разрушение последовало в праздничный день и в такое позднее время, когда рабочие находились уже на ночлеге». Специально созданная и присланная на Дон комиссия причинами обрушения признала что «фундаменты были заложены на ненадлежащем основании, пилоны и пружинные арки были чрезвычайно слабы. Материал, служивший для постройки храма, был дурного качества, преимущественно раковистый известняк, имеющий очень малую прочность и известковый раствор применялся дурного качества. Кладка фундамента была произведена набросом, без всякого соблюдения рядов, и вместо расщебёнки между камнями находились куски сырого известнякового раствора».

Итак, постигшая строителей собора неудача привела донцов в уныние: 40-летний труд пошёл прахом. Срочно был заказан новый проект войскового храма. Его разработал автор проекта московского храма Христа Спасителя архитектор К.А.Тон. Но из-за высокой сметной стоимости его проект был отклонён. Следующий проект стоимостью в 640 тысяч рублей разработал академик И.О.Вальпреде. После утверждения этого проекта в апреле 1850 года, новый вариант войскового храма был заложен в ноябре этого же года.

На этот раз собор было решено возводить уже не из "грушевского камня", а из кирпича, относительно качества которого сразу же стали возникать разногласия. Сомнения эти привели к пятилетней приостановке строительства. Оправдывая эту и подобные ей задержки, академик Вальпреде писал: «Сооружения, подобные новочеркасскому собору, не могут быть возводимы с обыкновенной поспешностью без особого для них вреда». Но темп строительства всё же неоправданно возрос: если за первые 10 лет строительства собора его вывели лишь до половины, то оставшуюся половину намеревались завершить всего за 2 года. Поспешность кирпичной кладки с непродолжительной её просушкой в конце концов привела к тому, что в полночь с 10 на 11 июля 1863 года главный купол храма обрушился внутрь сооружения, увлекая за собой часть одного из малых куполов и пять боковых сводов. Но, на всеобщее счастье, и на этот раз обрушение обошлось без жертв. Опять из Петербурга прибыла комиссия авторитетных специалистов из числа военных инженеров. Единственной причиной обрушения она назвала поспешность производимых работ. Но, так как Вальпреде был противником неоправданно быстрых темпов, то в присланном Александром II распоряжении говорилось: «Причину обрушения купола не вменять в вину строителя и дело это оставить без дальнейшего преследования». Более того, император распорядился также «выполнение работ предоставить прежнему строителю собора». Но начались споры по поводу того, делать ли главный купол по проекту (то есть кирпичным), либо по стальным стропилам (что требовало дополнительных затрат). В ходе этих споров была ликвидирована комиссия по достройке собора, а её обязанности стал исполнять комитет по устройству города, в состав которого вошёл и Вальпреде. Однако его вскоре отстранили от дел и отправили на пенсию.

Затем было много различных предложений как по достройке уже существующего сооружения, так и по его сносу и постройке нового. В итоге было принято решение: собор с обрушившимся куполом разобрать, а на его месте начать строительство нового. Этот план и утвердил 17 мая 1880 года император Александр II. В результате проведенного конкурса торговый казак Н.И.Лимарев получил подряд на слом собора, разборка которого закончилась в октябре 1882 год.

Проект второго варианта собора в Новочеркасске был выполнен академиком Степаном Осиповичем Вальпреде в смешанном стиле: наряду с присущими русским храмам элементами явно просматривалось также влияние псевдоготики. Проект третьего варианта собора был разработан донским войсковым архитектором Александром Александровичем Ященко, незадолго до этого ставшего академиком архитектуры. Ещё в феврале 1880 года начальник Главного управления казачьих войск выразил донскому войсковому атаману Н.А.Краснокутскому пожелание поручить составление проекта войскового собора академику А.А.Ященко, каковой тому и был заказан. Инженерный комитет предполагал, что «издержки» на строительство должны составить не более 800 000 рублей, а Александр Александрович предложил проект собора в нововизантийском стиле с «издержками» 650 тыс. рублей, что всех вполне удовлетворило, и в 1891 г. его проект был утверждён. В действительности же вся затраченная на возведения собора сумма превысила предполагаемую в 3 раза. Но это стало известно только через четверть века, когда А.А.Ященко давно уже не было в живых. Архитектор Ященко скоропостижно скончался в 1893 году. При нём успели лишь произвести заготовку строительных материалов, довести углубление котлована до проектной глубины (несколько более 14 метров) и начать возведение фундамента в виде сплошного массива бутовой кладки из песчаника на цементном растворе. В том же году, но уже без автора проекта, была торжественно произведена официальная закладка соборного храма.

Руководить строительством теперь стал архитектор И.П.Злобин. При нём два года шла кладка подвальной части собора, но в 1986 году была обнаружена экономия кирпича в количестве около 600 000 штук. Работы были тут же приостановлены, так как 2 обрушения предыдущих вариантов собора и связанная с этим потеря около 3 000 000 рублей войсковых сумм приучили строителей собора быть весьма осторожными. Осмотр показал, что бутовая и кирпичная кладки фундамента произведены в размерах несколько меньших, чем это предусматривалось проектом. Архитектору Злобину пришлось давать объяснения произошедшего Главному инженерному управлению при Военном министре, под контролем которых шло строительство войскового собора.


Инженерное управление не осталось безучастным к дальнейшей судьбе собора и командировало в Новочеркасск своего представителя – инженер-полковника К. Х. Лимаренко, как раз закончившего строительство православного собора в крепости города Ковно. Полковник пробурив 2 скважины и устроив 2 разведочных колодца, выявил не соответствовавшие проекту глубину закладки фундамента и его площадь. Ознакомившись с докладной запиской полковника, Военный министр не только поручил ему переработать проект, но ещё и возглавить строительство соборного храма в Новочеркасске.

Для укрепления прочности основания решено было «кладку на известковом растворе разобрать и заменить отборной бутовой песчаниковой плитой на цементном растворе». В подвалах также заменили «кирпичную кладку на известковом растворе кладкой из тёсаного камня на цементном растворе». Переработку проекта академика Ященко инженер-полковник Лимаренко произвёл таким образом, что без изменения внешнего облика культового сооружения вес его надземной части был уменьшен на 1/10, что в абсолютных цифрах составило 1 300 000 пудов или более 30 000 тонн. Для этого он предложил широко использовать не только цемент, но и не имевшие ещё теоретического обоснования бетонные и железобетонные конструкции. Так что Новочеркасск стал не только первым городом на Дону, но и одним из первых городов в России, где железобетон нашёл практическое применение. Так, например, пространство между нижним и верхним подвалами было укреплено железобетонными сводиками и 12-дюймовыми балками. А бетонирование главного купола собора с внешним диаметром более 20-ти метров продолжалось в течение 36-ти часов и всё это время требовало не только напряжённой, но к тому же ещё и непрерывной работы.

Вообще-то на строительстве собора в Новочеркасске было «обкатано» много различных новшеств. Так, например, специально для этого строительства был построен свой кирпичный завод, выпускавший до 2 000 000 штук кирпича в год. Чтобы снабжать стройку водой, был построен специальный водопровод , по которому подавалась вода из реки. Здесь действовала также своя небольшая электростанция. А чтобы испытывать строительные материалы на прочность, была оборудована специальная лаборатория. И в совокупности всё это дало превосходный результат! На рубеже XIX и XX веков технический прогресс шёл семимильными шагами, и таким передовым во всех отношениях людям, как военный инженер К.Х.Лимаренко, грешно было не воспользоваться ими в своей области деятельности. Кладка цокольной части собора из гранитных блоков весом от 0,8 до 1,5 тонн началась в 1897 году. В следующие 2 года была произведена кирпичная кладка наземной части собора. К концу 1900 года собор был вчерне уже закончен. А в 1901 году закончились штукатурные и лепные работы. Фирма «Зигель» оборудовала собор системой отопления и вентиляции. Таким образом, всего через 10 лет с момента начала работ в котловане над зданиями и сооружениями Новочеркасска вознеслось на 75 метров вверх грандиозное культовое сооружение, по своим размерам уступающее лишь храму Христа Спасителя да Исаакиевскому собору. Ведь в плане Вознесенский собор вписывается в прямоугольник со сторонами 62 на 70 метров и вмещает до 5 000 молящихся. А все затраты на строительство такого гиганта в совокупности составили около 2 000 000 рублей.

23 июля 1900 года на ещё строившуюся колокольню было произведено поднятие 9-ти колоколов, общий вес которых составлял 1 280 пудов, то есть около 33-х тонн. Поднимали их вручную: канатами через систему блоков. Участвовать в этом мог каждый желающий новочеркасец, либо житель окрестных станиц. По свидетельству одной из старушек, детство которой прошло в Калаче-на-Дону, на освящении новооткрытого войскового Вознесенского кафедрального собора, проходившем 6 мая 1905 года (то есть практически через 100 лет после его закладки 18 мая 1805 года), присутствовали делегации казаков и из многих отдалённых от Новочеркасска станиц. Среди них был и её отец, который после своего возвращения домой всю свою жизнь продолжал вспоминать это неординарное событие и рассказывать всем, какой громадный собор необычайной красоты он видел в Новочеркасске.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Одной из самых ярких достопримечательностей является главный храм донских казаков — кафедральный Вознесенский собор. Он был заложен во время основания города, в 1805 году, в праздник Вознесения Христова.

Построенный с третьего раза

Основатель города, легендарный атаман Матвей Платов, задумал, чтобы главный храм донских казаков был самым большим в России.

Строительство Вознесенского собора шло долго и трудно. Началось оно в октябре 1811 года по проекту петербургского архитектора, приехавшего из Италии, Алоизия Руска. Руководил строительством храма родной брат этого архитектора, Иероним Руска. Итальянский проект храма пришёлся не по вкусу донским казакам, уж очень он был похож на римский собор Святого Петра. Но проект был всё же одобрен и возведение храма началось. Однако спустя семь лет братья Руска уехали из России, и строить собор до 1825 года продолжил архитектор Амвросимов.

Платовский проспект с видом на собор. Старинная открытка

В 1846 году недостроенный храм постигло несчастье. При сведении главного купола обрушилась часть храма. Собор начали строить заново. Уже по проекту архитектора Ивана Вальпреде. Но неожиданно та же трагическая участь постигла и второй вариант собора. Он снова рухнул. Казаки заговорили о том, что не стоит строить храм на этом месте. Но всё же его решено было строить заново.

В 1891 году приступили к возведению третьего варианта Вознесенского собора, по проекту другого архитектора – академика Александра Ященко.

«Второе солнце Дона»

В 1900 году было завершено основное строительство, остались отделочные работы. Собор должны были открыть к приезду императора Николая II, но его визит не состоялся. И в 1904 году открыта была только подземная Покровская церковь, находящаяся в верхнем подвале храма. Сам же собор в целом открылся для богослужений только 6 мая 1905 года. Его строили ровно сто лет!

Вознесенский кафедральный собор. 2008 год

Зато выстроили на славу. Дончане очень гордятся своим храмом. И к этому собору часто применяют превосходные степени – самый большой храм на Дону, самый красивый, самый главный храм казаков…

Высота собора — 74,6 метра, и он является третьим по величине православным храмом России (после московского храма Христа Спасителя и петербургского Исаакиевского Собора). Подвальное помещение храма уходит в глубину на 15 метров! И, говорят, из него есть подземный ход, ведущий в бывший Архиерейский дом (ныне – Дом офицеров).

Золотые купола храма видны задолго до приближения к Новочеркасску. И не случайно Вознесенский собор называют «Вторым солнцем Дона».

Золотые купола Вознесенского собора

Храм невероятно красивый. Он выполнен в нововизантийском стиле, нетипичном для нашего края. Купола собора первоначально были покрыты червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест инкрустирован богемским горным хрусталем. В свете яркого солнца храм был виден на многие километры.

Вознесенский собор одевается в золото. 2010 год

Во время советской власти золото с куполов было содрано, храм стоял в запустении. В прошлом году соборные купола вновь одели в золото, а крест снова украсили хрусталём. «Второе солнца Дона» засияло вновь.

Храм рассказывает историю Дона

Внутреннее убранство собора величественно и красиво. Фрески, старинные росписи. Туристы просто ахают от всей этой красоты.

Вознесенский собор. Внутреннее убранство. Старинный снимок

В храме есть уникальные фрески и иконостасы – более 200 живописных композиций, которые дошли до наших дней в первозданном виде.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Мраморные плиты для пола привезены из Италии и Франции.

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Вознесенский собор Новочеркасска. Внутреннее убранство. 2012 год

Ангел Вознесенского собора

Этот собор неспроста называют главным храмом донских казаков – он был возведён как соборная церковь Всевеликого Войска Донского. Воины Христовы, донские казаки, молились здесь, уходя в походы, а потом поминали павших и благодарили Господа за дарованные им победы.

Хоры собора украшены картинами, изображающими значимые эпизоды из истории донских казаков. Где, в каком храме ещё можно увидеть такое?

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В 2005 году город Новочеркасск праздновал двойной юбилей - двести лет основания города и закладки здесь главного храма казачества. Вознесенский собор Новочеркасска специально к этой дате был отреставрирован. Облик восстанавливали в соответствии с чертежами и рисунками начала XX века. Войсковой кафедральный Вознесенский собор считается в России третьим по своим масштабам после московского Христа Спасителя и питерского Исаакиевского.

Вознесенский кафедральный собор (Новочеркасск)

Храм виден издалека, хорошо он просматривается с рек Тузлов и Аксай, которые омывают возвышенность, где расположен Новочеркасск. Колокольня поднимается ввысь на 74,7 метра. Высота купола стоит в России на седьмом месте. Крест на главном куполе инкрустирован горным хрусталем, огранен алмазами. Свет, преломляясь в алмазных гранях, сияет как солнце, отражаясь в золотых куполах.

Славится Вознесенский собор Новочеркасска своим внутренним убранством. Иконостас и полы отделаны мрамором, специально заказанным из Франции и Италии. Поражает разнообразие фресок. Изображенные лики святых, освещаемые свечами, глядят со стен и колонн. Хоры украшают картины, на которых запечатлены самые значимые события из истории донского казачества.

Храм-усыпальница

В начале прошлого столетия Вознесенский собор Новочеркасска имел уникальную систему отопления и вентиляции, в те годы она являлась огромным прорывом в техническом смысле. Смелые инженерные разработки позволили создать комфортную атмосферу внутри собора, обеспечить полное сохранение живописи, фресок, иконостаса. В наши дни, к сожалению, систему эту утратили.

Нижняя часть храма - усыпальница, освящена в честь Покрова Богородицы. Здесь находятся саркофаги, выполненные из итальянского и французского мрамора. В них покоятся останки генералов - героев войны 1812 года: Ефремова, Орлова-Денисова, Бакланова; основателя донской столицы Платова, архиепископа Иоанна Доброзракова.

Здесь же обустроена крестильня. Глубина подвала составляет 15 м, подземный ход из него ведет в Дом офицеров.

История. Первый храм

Основан город был в 1805 году, тогда же заложили и Вознесенский собор Новочеркасска. По некоторым неизвестным теперь причинам строительство началось только в 1811 году. Руководил работой сам автор проекта - убежденный приверженец классицизма - итальянский архитектор Алоизий Руска. Россию архитектор покинул в 1818 году, работа еще не была закончена, и дело продолжил наш мастер Амвросимов. К сожалению, строительство не завершилось благополучно.

В 1846 году, когда проходили работы по возведению купола, произошло обрушение большой части фасада. Великолепная стройка в одно мгновение стала грудой развалин. Внутри здания никого в это время не было, был как раз праздничный день, поэтому обошлось без жертв. В то же время об этом доложили царю. На место была отправлена комиссия, которая выявила грубейшие ошибки в архитектурном проекте, а также в ходе строительства. Они и стали причиной обрушения здания. Кроме этого, используемые строительные материалы были очень низкого качества. Сорокалетний труд пошел прахом.

Вторая попытка

Через какое-то время работы по возведению храма возобновились. Стройку поручили опытному архитектору Вальпреде. Проект составлен был заново, принимали его по самым строгим техническим критериям. Но злой рок был неумолим и в этот раз. На том же этапе работ в 1863 году точно так же произошло обрушение, как и 17 лет назад. Что это? Предзнаменование или воля Божья? Остается загадкой. Очередная комиссия установила причиной излишнюю поспешность при строительстве. Однако в вину самому архитектору это не выставили, потому как он неоднократно в письменной форме уведомлял правительство о спешке в работе, которая скажется на качестве. Он просто был вынужден подчиняться приказам местных властей и атаманам казачества.

Начало строительства

Но как жить без храма Божьего казачеству? До принятия решения о возведении храма происходили бурные дебаты - восстанавливать разрушенное здание или демонтировать его полностью и начать новое строительство? Решили полностью расчистить место, сделано это было в 1882 году. В 1891 году казачество приняло решение строить новый Вознесенский войсковой собор (Новочеркасск).

Проект утвердил император Александр II. Автором третьего проекта Вознесенского храма был донской архитектор войска казачьего Ященко. Незадолго до этого он был удостоен звания академика. К сожалению, ему было не суждено увидеть свое детище. В 1893 году он скончался. Работы в это время были на стадии возведения фундамента.

Новый храм строился под особым контролем. Прошлый печальный опыт научил многому. Новый руководитель Злобин при выкладке в подвальной части обнаружил серьезные нарушения. Стройка снова была приостановлена, производились тщательные проверки, курирование работ высшими инстанциями. Не допускалось никакой безответственности в строительстве.

Применение инженерных технологий. Освящение храма

На подмогу в строительство был призван инженер-полковник Лимаренко, который как раз в то время закончил возведение собора в крепости Ковно. Он произвел разведку подвальных помещений, указал на ошибки в сооружении и был назначен руководителем стройки. Здесь он впервые предложил использовать бетонные и железобетонные конструкции. И это не единственное новшество, которое использовалось, когда возводился Вознесенский собор; г. Новочеркасск заимел собственный кирпичный завод, где выпускали 2 млн кирпича в год. Был построен водопровод, по которому из реки к стройке подавалась вода. Возвели и собственную электростанцию. Также была построена собственная лаборатория, где на качество проверялись строительные материалы. На рубеже XIX-XX веков к строительству храма подошли со всей серьезностью, которая подкреплялась новшествами технического прогресса.

В 1901 году заканчивались лепные и штукатурные работы. Фирма «Зигель» снабдила храм системой отопления и вентиляции. Итак, спустя всего лишь десять лет от подвальных работ вверх вознеслось 75-метровое культовое сооружение, вместить которое могло 5 тысяч молящихся. Затраты на строительство составили тогда 2 миллиона рублей. Девять колоколов поднимали канатами вручную. Участвовать в этом мероприятии мог каждый желающий новочеркассец.

В мае 1905 года, спустя сто лет от закладки первого храма, состоялось освящение Новочеркасского собора. Со всех станиц съехались на такое грандиозное событие казаки. Всю жизнь они вспоминали и рассказывали своим потомкам о красавце-храме, имя которому дали «Второе солнце Дона».

Годы атеизма

В годы атеистического безумия при Советской власти не обошли беды стороной и Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске. В тридцатые годы храм был закрыт, службы прекратились, с куполов были сняты и медные листы, и кресты. В красивейшем храме России Советы устроили склад горючих материалов. В 1942 году храм был открыт для служб, когда город находился в оккупации.

После Второй Мировой войны в подвалах собора хранили продовольствие: муку, зерно, сахар, пивной солод. В верхнем храме все же иногда по большим церковным праздникам проводились службы. Спасительным для Вознесенского храма в Новочеркасске стал 1953 год. После кончины Иосифа Сталина разрушавшееся здание, имеющее историческую и архитектурную ценность, попало в поле зрения ученых. Оценив значимость объекта, власти дали добро на проведение внутренних и фасадных ремонтных работ. В 1974 году храм стал памятником архитектуры сначала местного значения, а в 1995 году - федерального.

Свято-Вознесенский кафедральный собор, Новочеркасск: возрождение

Ситуация изменилась в перестроечные времена и связанные с ними демократические реформы. Верующие всей страны возвращали себе утраченные в период богоборчества храмы, монастыри. Тысячи храмовых сооружений перешли в собственность Церкви и обрели новую жизнь. Новочеркасские власти выделили средства на реставрационные работы, привлечено к которым было множество специалистов. В 2005 году город праздновал юбилей, и к этой дате был восстановлен первоначальный облик храма.

«Второе солнце Дона»

Словно солнце вновь засиял Свято-Вознесенский собор Новочеркасска в 2010-2011 годы. Купола покрыли тогда золотыми листами, крест обработали камнями из горного хрусталя. Весной 2014 года по Указу Патриарха Кирилла храм Вознесения получил статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Теперь этот храм стал в России вторым Патриаршим собором. Первый - Успенский собор в Московском Кремле.

Каждый, кто посещает храм в вечернее время, не может оторвать взгляда от величественной красоты храма, которая усиливается подсветкой. Оригинальная современная световая система проектирует на белые стены здания библейские сцены. Общая подсветка придает храму более торжественный и величественный вид. Внутренние восстановительные работы продолжаются, храм в скором времени обретет свой истинный первоначальный облик.

Святыни храма

Вознесенский храм славится не только архитектурными совершенствами и богатством внутренней росписи. История Новочеркасска связана с донскими казаками, город всегда оставался истинно верующим и хранящим славу чудотворящих икон, мощей святых угодников. Метрические книги Вознесенского собора Новочеркасска могут раскрыть много тайн об ушедшем поколении.

Каждый, кто оказался в храме, может поклониться намоленным образам, прославились которые явлениями чудес. К таким святыням относятся иконы Богородицы: «Аксайская», «Донская», «Взыскание погибших», «Живоносный источник».

В храме Вознесения находится усыпальница, где покоится прах святителя Иоанна Доброзракова. Верующие всей страны знают о силе молитвы, которая возносится в этих святых местах.

Расписание служб в Вознесенском храме не отличается от многих российских храмов. Но одухотворенность, торжественность, которая витает здесь под сводами, ставит собор на одно из первых мест в России. Принадлежит оно ему по праву, и каждый, кто здесь побывал, это подтвердит.

Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона». Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же - как символ вечной встречи человека с Богом - находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.

Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году. Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» - по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго.

Храм в послереволюционное время

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.

Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м - федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.

Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.

В 2005 году жители Новочеркасска отмечали двойной юбилей - двухсотлетие города и закладки в нём храма. К этим торжествам было приурочено окончание работ по реставрации соборного фасада. Его облик был восстановлен в соответствии с рисунками и чертежами начала прошлого века. На очереди монтаж хрустальной инкрустации, столь славившейся в прежние годы.

«Второе солнце Дона», Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске на площади Ермака — главный храм донского казачества. Он по праву считается одним из самых величественных и красивых соборов в России и третьим по величине после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.



Собор виден на многие километры окрест, в том числе с рек Аксай и Тузлов, омывающих возвышенность, на которой стоит Новочеркасск. Высота его колокольни достигает 74,7 м, а по высоте купола он занимает в России седьмое место. Крест, которым увенчан главный купол, инкрустирован 80 монолитами горного хрусталя, ограненными алмазной гранью. Преломляясь на них, свет сияет так ярко, что собор стали называть «вторым солнцем Дона».Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Полы и иконостас отделаны французским и итальянским мрамором, стены расписаны фресками, а хоры украшены живописными полотнами, рассказывающими историю местного казачества. Вот их сюжеты: «Сборы Ермака в поход на Сибирь», «Пожалование Царского знамени при царе Михаиле Федоровиче в 1614 году», «Азовское сидение в 1641 году», «Сборы Петра Великого под Азов в 1696 году», «Закладка собора и города Новочеркасска атаманом Платовым в 1805 году», «Встреча атамана Платова в 1814 году близ Новочеркасска», «Вручение пернача 6 мая 1887 году Наследнику престола Цесаревичу Николаю Александровичу».

Чтобы соорудить здание подобных размеров, потребовалось построить для его нужд кирпичный завод, электростанцию и линию водопровода. Для того чтобы избежать риска обрушения, была создана специальная лаборатория, в которой проверялся на прочность весь строительный материал.

В начале XX века Новочеркасский кафедральный собор был оборудован уникальной системой вентиляции и отопления, которая явилась по тем временам настоящим прорывом в технической мысли. Благодаря смелым инженерным разработкам не только создавалась комфортная обстановка внутри храма, но и, что очень важно, обеспечивалась сохранность живописи иконостаса и стенных фресок. К сожалению, ныне она утрачена.

Кроме этого, Новочеркасский собор был знаменит своим внутренним убранством. Его пол покрывали мраморные плиты, специально изготовленные во Франции и Италии.

В нижнем храме-усыпальнице, освященном в честь Покрова Пресвятой Богородицы, установлены саркофаги из французского и итальянского мрамора. Здесь покоятся останки основателя столицы донского казачества «вихорь-атамана» Матвея Ивановича Платова (графа и генерала кавалерии), героев Отечественной войны 1812 года генералов Василия Васильевича Орлова-Денисова, Ивана Ефремовича Ефремова и Петра Яковлевича Бакланова, а также прах архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова). Здесь же — как символ вечной встречи человека с Богом — находится просторная крестильня. Из подвала, глубиной в 15 м, в Дом офицеров (бывший архиерейский дом) ведет подземный ход.


Величественным памятником истории и архитектуры собор стал не сразу. Он был заложен и освящен в праздник Вознесения Христова еще в 1805 году, при основании города. Сначала построили деревянную церковь. Возведение же каменного соборного Храма войска Донского в 1811 году было осуществлено по проекту итальянского архитектора Алоизия (Луиджи) Руска, в то время строившего многие здания Санкт-Петербурга. К работе он приступил по просьбе Матвея Платова. Строительными работами руководил сначала родной брат архитектора. Затем, после войны с Наполеоном, дело братьев Руска продолжили губернский архитектор Амвросимов, войсковые архитекторы Иосиф Вальпреда и Фомин. И наконец, архитектор из Симферополя Колодин, приглашенный наказным атаманом Кутейниковым через министерство внутренних дел исследовать трещину, которая образовалась под одним из храмовых окон в 1828 году.



Однако войсковой канцелярии показалась неподъемной сумма, обозначенная Колодиным на слом стен, ведь к тому времени на строительство собора уже было потрачено 900 000 рублей. Все оставили как есть. Потому неудивительно, что дважды (в 1846-м и 1863 годах) при сведении головного купола храма основная часть здания обрушивалась. Причем потерпел крах и план строительства, составленный в 1847 году архитектором Константином Андреевичем Тоном (автором проекта храма Христа Спасителя). И только в 1900 году собор был построен, правда, пока только «вчерне» — по доработанному в 1891 году проекту архитектора Ященко, высочайше утвержденному в 1893 году. Летом 1904 года завершились деревянные и художественные работы, был установлен мраморный иконостас. Но из-за того, что на освящение собора не приехал Николай II, была открыта только Покровская церковь. Для служб Свято-Вознесенский войсковой кафедральный собор открылся лишь 6 мая 1905 года. И, как оказалось, совсем ненадолго

.

Вскоре настало время смут и революции, и храм был закрыт. В лихие 1930-е годы с куполов сняли позолоченные медные листы, превратив собор в хранилище для горюче-смазочных материалов. Во время немецкой оккупации (в августе 1942-го) храм открыли для богослужений. А после окончания Второй мировой войны в просторных подвальных помещениях храма хранились зерно, мука, пивной солод, сахар и прочее продовольствие. Но в верхнем храме изредка проводили службы.Спасительным для постепенно разрушавшегося здания Свято-Вознесенского кафедрального собора стал 1953 год. После смерти Сталина храм попал в поле зрения историков. Здесь начались ремонтные работы, как внутренние, так и фасадные. В 1974 году зданию присвоили звание памятника архитектуры местного значения, а в 1995-м — федерального. Крупномасштабная реставрация продолжается с 2001 года по сей день.Но так или иначе, спустя почти столетие кафедральный собор вновь открыт для богослужений, треб и посещения. Каждый может зайти сюда, почувствовать красоту и масштабы этого уникального храма, чья судьба сложилась так же непросто, как и судьба нашей страны на переломе эпох.