Берлинский синдром. Рецензия

На заметку. Я не раскрываю важные моменты сюжета, в моем отзыве нет спойлеров, все это по сути, Вы можете увидеть в официальном трейлере. Скрины сделаны собственноручно! Спасибо!

Всем привет! Фильмы про маньяков - мой самый любимый жанр, мне всегда было интересно понять их логику, какой сбой произошел у этих ненормальных в мозгу, часто смотрю различные передачи, читаю статьи, и смотрю документальные фильмы. Поэтому не смогла пройти мимо новинки "Берлинский синдром" .

Название фильма у меня ассоциируется со стокгольмским синдромом, думаю автор романа, по которому снимался фильм, специально придумала такое название, чтобы у читателей-зрителей возникли такие ассоциации:

Стокгольмский синдром - психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними.


СЮЖЕТ:

Молодая девушка по имени Клэр приехала из Австралии в Берлин посмотреть колориты страны, сделать фотографии, отдохнуть.


На улице случайным образом она встречает красивого мужчину по имени Энди, у них завязывается разговор, и они проводят некоторое время вместе.



Энди не слишком торопит события, а вот Клэр наоборот тянет к этому мужчине, и уже на следующий день девушка делает все, чтобы провести время с этим мужчиной. Она выясняет, что он работает в местной школе учителем.



Эту ночь они решают провести вместе, и Энди приводит ее домой. Закончилось все страстным сексом, и совместным сном в одной кровати. На утро девушка просыпается и понимает, что мужчины в кровати нет, он скорее всего на работе... Быстро собравшись она решает уйти, но обнаруживает, что дверь заперта...


Девушка понимает, что влипла, но есть возможность что-то исправить, и какая опасность ей грозит?




МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Неоднозначные у меня впечатления. Мне фильм в принципе понравился, я сидела и с интересом наблюдала в ожидании что же будет дальше. Все время переживаешь за главную героиню.

Мне кажется актеров подобрали очень хорошо. Во-первых, жертва - Клэр, она действительно выглядит как жертва, даже до того момента, как стала ею. Небольшая неуверенность, мне кажется режиссеры отлично это подчеркнули, когда она сжимала шлейки своего рюкзака.


Девушка сыграла отлично, эмоционально, а самое главное, я ей верила. Некоторые мелкие детали, очень хорошо переданы, у актрисы действительно был перепуганный взгляд, особенно когда она "нашкодила", повадки были как у ребенка, мне за нее действительно стало страшно. Читала в комментариях на других сайтах, что им не понятны поступки главной героини. Как бы там не было, именно так себя ведут жертвы, и это уже давно доказано, особенно которые длительное время провели в таких обстоятельствах.


Актер, в роли маньяка Энди тоже отлично сыграл, но мне не хватило во взгляде безумия.

В общем, весь фильм держится на актерской игре. Фильм немного атмосферный, здесь нет бешеного разворота событий, точнее разворота событий вообще практически нет. А фильм идет практически 2 часа, для кого-то он покажется безумно нудным. я таких людей не виню. Но я увидела красоту в этой нудности, и поэтому с удовольствием, с переживаниями о жизни главной героини я провела у экрана столько времени.

Что мне не понравилось? Конец. Не буду углубляться, чтобы не испортить Ваши впечатления от просмотра, я просто скажу, что в реальной жизни, такого бы не случилось, и это 100%

Еще после просмотра осталась недосказанность, хотелось бы больше узнать о жизни Энди до встречи с Клэр, и самый главный вопрос: что с собакой????)) (P.S.: это не спойлер).

В фильме есть достаточно откровенные моменты, особенно в начале, поэтому лучше убрать детей от экрана и подальше, если соберитесь смотреть.


ВЫВОД:

Смотреть или нет решать Вам. Если Вам нравится такой жанр, если Вам нравится вялотекущее развитие событий, (для меня это скорее драма, чем триллер), если Вам нравится реальные сюжеты, если Вы любите напряженность - тогда приглашаю к просмотру!)

Спасибо за внимание! Приятного просмотра!

Молодая австралийская девушка Клэр путешествуя по Берлину знакомится с местным парнем Энди. Вспыхивает страсть, следует ночь любви, а утром Энди уходит, закрыв девушку в квартире. Навсегда.

Режиссер : Кейт Шортланд

В ролях : Тереза Палмер, Макс Римельт

Жанр : Триллер

Страна : Австралия, Германия

Продолжительность : 116 мин.

Мой рейтинг 7/10

IMDB 6,5/10 (1 232 users)

Metacritic 69/100 (15 critics)

Rotten Tomatoes 77%fresh (33 из 43)

Кинопоиск 5,897 (189 users)

Фильм Берлинский синдром — ИТОГ:

Люблю кино герметичное, удушающее. не сразу такой, что естественно, с весьма скучноватой завязкой, но далее атмосферный, скулящий.

Австралийка Клэр (Тереза Палмер , ) путешествует по свету, сейчас по Берлину, по его восточной части, она поклонница архитектуры ГДР. На улице она знакомится с обаятельным Энди (Макс Римельт ) и как-то все завязалось, закрутилось — взаимная симпатия, прогулку по вечернему городу и как следствие — бурная, эмоциональная ночь. А утром сказка закончилась. Энди ушел без малейшего желания отпускать Клэр куда-либо.

Сюжет простенький, поверхностный, у него всего два варианта концовки — освободится или нет жертва. И тут первый план выходят занимательные характеры и попытки бегства: насколько они изобретательные и с какими последствиями. Вот с этими казалось бы важными, титульными элементами режиссер Кейт Шортланд обходится небрежно, легковесно.

Едва уловимыми брызгами набросаны персонажи Клэр и Энди, все попытки углубить, усилить их реальность, разбиваются о мимолетность и банальность подачи. Психологию заменяет откровенный секс. Тереза Палмер демонстрирует великолепную форму , а камера фиксирует ее элегантные изгибы и выпуклости. Неудивительно, что немецкий парень увлекся ее телом.

Энди, будучи одиночкой с маниакальными запросами, живет в одном из заброшенных домов, давно оставленном хозяевами, уехавших на Запад, оборудовал квартиру под себя и свои наклонности, поставил металлический засов на дверь и заменил окна. Хоть кричи во все горло. Нет ни соседей, улицы пусты. Оазис тишины в центре Берлина. Преподает английский, общается с отцом, от учительских вечеринок отказывается. Мотив его с одной стороны понятен — он доволен самим фактом обладания, с другой стороны неоднозначен — секс то заканчивается, как девушка понимает свою участь.

Что касается попыток убежать, то их немного и нет сомнения, что до определенного момента они обречены. Нужно ждать и якобы удивляться той спасительной ветке, что приготовил сценарий. А ветка будет, жанр настаивает.

Печально, что автор сделала антагониста каким-то квелым , податливым, но так и не использовала его слабости. Клэр не включает адреналин, не использует хитрости, берет очевидным, и разумеется, проигрывает, до тех пор, пока не вмешивается автор, а это гиблое занятие, помогать персонажам. Фильму не хватает напряжения. Персонажи мыслят шаблонами, почему-то их страх не аккумулирует стремительных действий.

В итоге, фильм Берлинский синдром буднично , с единичными вспышками насилия, плетется к закономерному концу, минуя отсылки к «стокгольмскому синдрому», хотя название на это сравнение намекает. Но связи между жертвой и агрессором нет. Игра скучна и однообразна. Тайные смыслы погребены схематичной режиссурой. Но мне понравилось!

Общемировые сборы: $-

В США: $-

Другие страны: $157.957

Понятие и терминология по версиям разных психологов

Многим знаком термин «стокгольмский синдром», означающий то, что заложник начинает принимать и понимать захватчика. Такой термин был введен криминалистом Нильсом Бейеротом, проанализировавшим ситуацию захвата заложников, возникшую в одноименном городе в 1973 году.

А что такое «берлинский синдром»? Связано ли это психологическое явление с Берлином, в чём его суть?

Есть ли вообще такое понятие как берлинский синдром в психологии?

В национальной психологической энциклопедии встречается термин – синдром Берлина (Berlin). Это конкретное заболевание, обусловленной физиологическими причинами. Больной страдает олигофренией, имеет характерную внешность: небольшой рост, чрезмерно худые ноги, избыточно подвижные суставы, недоразвитость половых органов, сухость кожи.

Заболевание слабо изучено, вероятно, представляет собой сочетание нескольких других патологий и вызвано дисфункцией гипофиза. Исследовано всего 4 заболевших, всё из одной семьи. Но этот синдром не имеет отношения к тому, о котором спрашивают интересующиеся «берлинским синдромом».

Что же это такое?

О фильме и названии

Название «стокгольмский синдром» оказалось очень удачным, легко запоминающимся. Что мешает называть другие интересные, но слабо изученные официальной наукой понятия по аналогии? Московский синдром, Ватиканский синдром, Берлинский синдром…ни одного из этих понятий в официальной психологической науке не существует.

Но названия броские и тут же вызывают ассоциации со стокгольмским синдромом. Неудивительно, что новый триллер, вышедший в 2017 году и получивший название «Берлинский синдром» привлекает массу внимания.

Сразу кажется, что речь пойдет о чем-то интригующем, мало изученном и неожиданном. Тысячи людей принялись искать, что такое берлинский синдром в психологии, вбивая этот вопрос в поисковики. Но такого понятия не существует! По крайней мере официальная наука пока данное явление не рассматривает.

В то же время будет глупым отрицать, что подобное понятие может быть наукой ещё принято. Ведь и термин «стокгольмский синдром» вошел стал устойчивым выражением, описывающим совершенно конкретное психологическое явление, не сразу. Рассмотрим, что же может иметься в виду под берлинским синдромом, согласно фильму.

Берлинский синдром от Мелани Жюстен

Фильм снят по одноимённой книге, авторства Мелани Жюстен. Книга не переводилась на русский язык, но судя по интересу, который вызвал фильм, это очень вероятно. В фильме речь идёт о путешественнице – Клэр, которая посещает Берлин без определённых целей, просто посмотреть город.

Она завязывает знакомство с привлекательным молодым человеком – Энди, по профессии школьным учителем. Знакомство обещает быть приятным, они прекрасно проводят время вдвоем, сначала прогуливаясь по городу, а затем переходя к более тесной близости. Проснувшись после чудесной ночи, Клэр обнаруживает, что Энди случайно запер её в квартире, когда уходил на работу.

Сначала это не вызывает подозрений, но постепенно она понимает, что это далеко не случайность…Они припоминает некоторые слова любовника , и обнаруживает, что в них есть новый смысл, который ранее от неё ускользнул…

Например, он говорил, что можно не сдерживать себя под порывом страсти, если никто не видит.

Одним словом, Энди не отпускает молодую женщину. Он не груб с ней, даже внимателен, единственное, что он делает – это лишает её свободы, плюс не ограничивает себя в своих желаниях. А что же чувствует Клэр? Её чувства противоречивы. Она испытывает ненависть, которую должна чувствовать жертва по отношению к мучителю, но явно есть и другие эмоции.

Их сложно понять. Именно они и названы «берлинским синдромом». По сути, автор книги и авторы фильма заняты исследованием – что такое берлинский синдром? Что происходит с Клэр, почему её отношение из вполне понятного желания вырваться и ненависти к человеку, который этого не даёт, превращается в нечто странное, непонятное и противоречивое .

Возможно, дело в искусственной близости, созданной захватчиком, и человеку в таких условиях естественно начинать чувствовать что-то положительное, иначе он сойдет с ума. Возможно, только определённый склад личности способен испытать положительное и противоречивое влечение к агрессору. Как показывает статистика ФБР (1200 случаев захвата в забаррикадированном здании), стокгольмский синдром был отмечен только у 8% заложников.

Может быть, Клэр действительно оказалась той самой, у которой возможен Берлинский синдром, а может, это возможно у многих? Сколько женщин оказываются жертвами домашнего насилия, просто потому что вовремя не способны остановиться и разорвать свою привязанность к человеку, который явно опасен?

Все эти вопросы ставятся в фильме, но ответ на них довольно смутный . Любой зритель может выдвинуть свою версию, что же такое «берлинский синдром», он то же самое, что стокгольмский, или нет – и единства мнений не будет.

Что касается мнения специалистов, то можно предположить, что и здесь, как в случае со стокгольмским синдром, оно будет довольно прозаичным. Исследователи от науки рассматривают «стокгольмский синдром» как вариант нормальной реакции человеческой психики на определённую стрессовую ситуацию.

Берлинский синдром

Berlin Syndrome (18+)

Триллер, Австралия, Германия, 2017, 116 мин.

Режиссёр: Кейт Шортланд («16 лет. Любовь. Перезагрузка»)

Сценаристы: Шон Грант, Кейт Шортланд, Melanie Joosten

Продюсеры: Полли Станифорд, Наима Абед, Скотт Отто Андерсон, Энджи Филдер, Эмили Жорж, Оливер Лоуренс, Трой Льюм, Таня Майсснер, Florian Caspar Richter, Сесилия Ричи, Эстер Родуальд, Florence Tourbier

Оператор: Джермейн МакМикинг

Композитор: Брайони Маркс

Художники: Мелинда Доринг, Зильке Фишер, Джени Паркер, Мария Паттисон, Мартина Валентина Баумгартнер

Монтажер: Джек Хатчингс

В ролях: Тереза Палмер («По соображениям совести», «Тепло наших тел», «На гребне волны»), Макс Римельт («Академия смерти», «Эксперимент 2: Волна»), Маттиас Хабих, Эмма Бадинг, Elmira Bahrami , Christoph Franken , Люси Арон, Nassim Avat , Малин Стеффен, Thuso Lekwape

Во время отпуска в Берлине Клэр знакомится со школьным учителем Энди, и между ними сразу пробегает искра. После совместной прогулки по городу они проводят ночь вместе, но то, что на первый взгляд кажется началом бурного романа, неожиданно принимает зловещий оборот.

Психологический триллер «Берлинский синдром» австралийского режиссера Кейт Шортланд по одноименному роману Мелани Йоостен с Терезой Палмер и Максом Римельтом в главных ролях выходит 20 июля в российский прокат. Мировая премьера картины о патологических отношениях похитителя-психопата и его жертвы состоялась на фестивале «Сандэнс».

Одинокая австралийская туристка-фотограф Клэр (Тереза Палмер) приезжает в Берлин, где увлеченно снимает здания в стиле ГДР-овского конструктивизма. На перекрестке она сталкивается с учителем английского языка и физкультуры в местной школе Энди (Макс Римельт). Молодые люди бродят по паркам, разглядывают альбомы с эротическими рисунками Фалька и проводят бурную любовную ночь в квартире Энди, которая находится в заброшенном доме, в дебрях депрессивного восточно-берлинского района. Наутро проснувшаяся в одиночестве Клэр обнаруживает, что из помещения невозможно выйти, из ее мобильного вынута сим-карта, а на плече маркером выведено «моя». Сначала героиня думает, что все это недоразумение или тяжелая немецкая шутка, но вскоре понимает, что новый любовник не собирается ее никуда отпускать.

Съемки «Берлинского синдрома» проходили как в Берлине, так и в Мельбурне. Что примечательно, что снятые в Австралии эпизоды неотличимы от тех, что снимались в мрачных руинированных кварталах восточной части германской столицы.

Клаустрофобный триллер Шортланд, казалось бы, напоминает множество кинокартин о психопатах и нарастающем в замкнутом пространстве безумии: от классического «Отвращения» Романа Полански до легиона голливудских хорроров про безжалостных маньяков. Но «Берлинский синдром» - фильм с множеством подспудных смыслов и контекстов: в сюжете можно увидеть и метафору созависимых насильственных отношений между мужчиной и женщиной, основанных на гендерной власти мучителя, и сложное высказывание о травматическом психозе, так и не прошедшем даже спустя четверть с лишним века после падения тоталитарного режима. Холодная, точная, невозмутимая работа оператора Джермена МакМикинга (снявшего, в частности, выдающийся мини-сериал Джейн Кэмпион «Вершина озера») оставляет ощущение, что самые жуткие сцены насилия, возможно, остались за кадром, тем самым создавая напряжение, нарастающее ближе к финалу до почти невыносимой интенсивности.

Для австралийки Кейт Шортланд «Берлинский синдром» - третья полнометражная картина. Ее дебют, тинейджерская драма «16 лет. Любовь. Перезагрузка» (2004) был показан в Каннах, второй фильм – «Лоре», рассказывающий о травме только что пережившей нацизм и его крах Германии – собрал россыпь европейских кинонаград и вошел в лонг-лист «Оскара-2012». Сценарий «Берлинского синдрома» Шортланд писала вместе с Шоном Грантом, превратив многословный роман Мелани Йоостен в лаконичную историю, полную красноречивых фигур умолчания.

31-летняя Тереза Палмер, которую критики слишком часто называют копией Кристен Стюарт, снялась в массе фильмов, от зомби-мелодрамы «Тепло наших тел» до ремейка «На гребне волны». Роль в «Берлинском синдроме» - возможно, лучшая в ее карьере на сегодня: на игру Палмер опирается напряженная атмосфера ленты. Ее Клэр, о прошлом которой ничего не известно, выдает парадоксальное множество эмоций: бессильный страх, яростное стремление к освобождению, необъяснимую жалость и даже нежность к мучителю.

33-летний Макс Римельт – ведущий немецкий актер с неуловимо зловещей харизмой. В «Синдроме» бэкграунд его героя чуть более ясный, чем у героини, но все-таки его жестокость неумолима, а мотивы почти непроницаемы. Римельт, между тем, продолжает съемки в упоительно хаотичном сериале сестер Вачовских «Восьмое чувство».

Фестивальная судьба «Берлинского синдрома» сложилась более чем благополучно: премьера состоялась на главном смотре независимого кино «Сандэнс», где Тереза Палмер была названа прессой одной из лучших актрис; чуть позже фильм показали в программе «Панорама» Берлинале-2017.

Интересные факты о фильме

* В январе 2017 года «Берлинский синдром» называли одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля «Сандэнс»

* Тереза Палмер называет свое участие в фильме одним из тех переживаний в жизни, которые изменили ее больше всего, а также самым освобождающим съемочным опытом в своей карьере

* «Берлинский синдром» - первый роман австралийской писательницы Мелани Йоостен

* За свой роман «Берлинский синдром» Мелани Йоостен получила награду Kathleen Mitchell Award for Young Writers и была названа лучшим молодым романистом 2012 года по версии Sydney Morning Herald (Sydney Morning Herald Best Young Novelist 2012)

В первый раз Мелани Йоостен посетила Берлин в возрасте 22 лет, когда путешествовала бэкпэкером по Европе

* Съемки фильма начались в Берлине в сентябре 2015 года, в ноябре переместились в Мельбурн, где и закончились

* После окончания съемок Тереза Палмер сразу отправилась на съемки фильма «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) режиссера Мэла Гибсона, получивший четыре номинации и две премии «Оскар» и три номинации на «Золотой глобус»

* Тереза Палмер считает себя поклонницей режиссера Кейт Шортланд и говорит, что мечтала работать с ней с тех пор, как посмотрела ее первый фильм

* Действие предыдущего полнометражного фильма режиссера Кейт Шортланд, военной драмы «Лоре» 2012 года, тоже происходит в Берлине

* Любимая сцена Терезы Палмер - Рождество в квартире Энди; любимая сцена Кейт Шортланд - в доме отца Энди

* Когда в 2013 году продюсер Полли Станифорд привезла проект в Канны, он имел большой успех: поступили предложения от нескольких крупных компаний. Создатели остановились на парижской компании Memento Films International, с которой Кейт Шортланд работала над своим предыдущим фильмом «Лоре». Прокатом также занималась компания eOne

* Продюсер Полли Станифорд считает «Берлинский синдром» мрачной историей любви, которая исследует сложные и опасные отношения главных героев

* Незаметной смены локаций было очень сложно достичь: все внешние съемки были проведены в Берлине, а квартира Энди снималась в студии в Мельбурне. В результате, благодаря работе художника-постановщика Мелинды Доринг и оператора Германа МакМикинга, смены локаций не видно

* Критики находят фильм похожим на ранние произведения Романа Полански

* Макс Римельт начал актерскую карьеру в девять лет

* До съемок фильма режиссер Кейт Шортланд не слышала о Максе Римельте, но, по ее словам, он идеально подошел на роль

20-летняя австралийская фотожурналистка Клэр приезжает в Германию, чтобы сделать серию фотографий зданий советской архитектуры для своей книги, которую она планирует выпустить в скором времени. Но все меняется, когда в первое же утро в Берлине она встречает Энди, обаятельного учителя английского языка. Непреодолимое влечение между Энди и Клэр выливается в проведенную вместе ночь страсти. На следующее утро Клэр собирается уходить, но, к своему удивлению, обнаруживает, что входная дверь заперта. Более того, во всем доме, кроме нее, никого нет.

Клэр отчаянно пытается найти выход, но у нее ничего не выходит. На окнах - ударопрочные стекла, а на двери - засов. Клэр пытается поговорить с Энди, все еще надеясь, что это просто недоразумение. Но он не собирается ее отпускать.

В отчаянии, она срывается на Энди, и тому не остается ничего, кроме как привязать ее к кровати и уйти на работу. Однажды Клэр все же удается убедить Энди снова не привязывать ее - ведь ей некуда бежать. Приехав домой, Энди с облегчением обнаруживает, что Клэр спокойно собирает пазл. Она просит его помочь и, когда он теряет бдительность, вонзает отвертку ему в руку, хватает ключи и пытается сбежать. Но это не помогает. Энди догоняет девушку и, ударив дверью, ломает ей руку.

Проходят дни, недели и месяцы. Клэр привыкает к своему заточению. В то же время, за пределами квартиры, Энди сталкивается с Франкой, по его мнению, влюбленной в него студенткой. Кроме того, его отец настаивает на том, чтобы он встретился со своей матерью, отношения с которой у Энди складываются не очень хорошо после развода родителей.

Наступает зима. Одержимость Энди становится уже их общей одержимостью, поскольку Клэр становится зависимой от Энди не только физически, но и эмоционально. Он единственный человек в ее жизни. В надежде увидеться с Энди, Франка приходит к нему домой. Тогда Энди угрожает убить Франку, если Клэр скажет хоть что-нибудь или каким-либо образом проявит себя. Но Франка все же замечает Клэр в коридоре. Ее сильно расстраивает новость о том, что у Энди есть девушка, ведь она считала, что нравится ему.

После очередной вспышки ярости, Энди уходит домой к отцу, оставляя Клэр одну. Она начинает сомневаться, вернется ли он когда-нибудь. Проснувшись утром, Энди обнаруживает, что его отец умер. Он остается в его доме и проводит несколько дней наедине с бездыханным телом отца.

Когда же он, наконец, возвращается в свою квартиру, все, казалось бы, встает на свои места. Они с Клэр снова вместе, как эмоционально, так и физически. Наступает Рождество. Энди решает пригласить Клэр на прогулку по зимнему лесу. По пути они встречают двух мальчиков, и Клэр понимает, что это ее шанс позвать на помощь. Однако языковой барьер мешает девушке, и попытка снова оказывается неудачной.

Накануне Нового года Энди отправляется на вечеринку к своему коллеге. В это время Клэр пробирается в комнату, которая все это время была закрыта, и обнаруживает там странное массажное кресло и альбомы, заполненные ее фотографиями. Среди фотографий, Клэр находит снимки другой девушки, так же как и она запертой в этой квартире. Клэр понимает, что если ей не удастся выбраться отсюда - ее судьба предрешена.

Одержимость Энди доходит до того, что он убивает бездомного, попытавшегося освободить Клэр. Тогда ей становится ясно: ее время на исходе. Нужно срочно действовать. В то же время, Энди находит в газете статью о пропаже Клэр, что приводит его в ярость. Он говорит, что собирается провести в квартире дезинфекцию. Клэр снова понимает, что ее жизни угрожает опасность. Теперь она уже окончательно уверена в том, что ей необходимо бежать, пока еще есть время. В отчаянии, она пытается выстроить новый план побега. Во время приготовления ужина, Клэр намеренно обжигает руку. И пока Энди уходит в ванную, чтобы принеси мазь от ожога, она роется в его учебнике. На следующее утро, Франка обнаруживает в этом учебнике пугающую фотографию Клэр и понимает, что девушке угрожает опасность.

Франка вспоминает, что однажды видела Клэр в квартире Энди. Она сразу же бросается к нему домой и освобождает Клэр. Но они не успевают сбежать - как раз в это время домой возвращается Энди. Скрываясь от него, девушки прячутся в квартире на верхнем этаже. И как только Энди решает, что уже поймал Клэр, она запирает его в квартире и сбегает.

Мы видим, как Клэр уезжает из Берлина на такси. В первый раз с тех пор, как Энди запер ее в своей квартире, она снова на свободе. Ее прошлое осталось позади. Впереди - новое будущее.

Интервью с создателями фильма

Тереза Палмер о работе над фильмом

Это исследование динамики отношений между двумя людьми. В ней также затрагиваются темы любви, страсти, контроля, чувственности, одиночества, страданий и развития.

Мне очень нравится Клэр, как персонаж, нравится исследовать ее несовершенства, ее темные стороны и, наконец, ее осознание того, кто она есть. Я никогда раньше не играла такого замкнутого и закрытого персонажа, так что для меня это было очень непросто, но в то же время невероятно интересно. Хотя, больше всего остального, в этом проекте меня привлекла работа с Кейт Шортланд. Я ее поклонница еще с тех пор, как в первый раз увидела «16 Лет. Любовь. Перезагрузка». Все эти годы я мечтала поработать с ней.

Как вы готовились к роли Клэр?

В основном, мои приготовления проходили на репетициях с Кейт и Максом. Мы разбирали каждую сцену, наполняли ее своими интерпретациями и видением персонажей, а затем вместе ее переписывали. Мы нашли несколько по-настоящему глубоких и отчаянных качеств в этих персонажах. И только когда мы почувствовали, что исследовали все их грани, мы были готовы к съемкам.

Расскажите нам о работе с Кейт Шортланд

На данный момент она мой любимый режиссер из всех, с кем мне довелось работать. Она точно знает, как подчеркнуть аутентичность персонажей. Именно это интересует ее больше всего. Мне так нравится, как она радовалась привычкам, которыми мы непроизвольно наделяли наших героев: например, грызть ногти, поправлять волосы, как-то по-особенному двигать ногой и т.д. Для нее было чрезвычайно важно запечатлеть эти моменты, как неотъемлемые части характера персонажей. Я никогда еще не работала с режиссером, который все в мире видит, словно в первый раз.

Расскажите нам о работе с Максом Римельтом

Мне невероятно понравилось работать с Максом. Нам пришлось научиться по-настоящему доверять друг другу, даже, можно сказать, потеряться друг в друге. И я чувствовала, что он создал для меня некое безопасное пространство, в котором я могла беспрепятственно изучать все стороны характера Клэр. Макс очень щедрый актер. Энди, в его исполнении, получился очень сложным и пугающим.

Какую сцену из фильма вам больше всего понравилось снимать?

Рождественскую сцену. Я играю на аккордеоне, мы обсуждаем наши отношения, в то же время, Клэр отчаянно пытается найти в Энди хоть что-то человеческое, что-то, что поможет им сблизиться. Эта близость – ее спасение, поэтому это настолько тонкая сцена. Клэр не может сильно на него давить, но в то же время, ей нужно быть смелее, чем обычно, ведь она чувствует, что ее время на исходе. Мне очень понравилось экспериментировать с этой сценой.

Какая сцена показалась вам наиболее трудной и почему?

Наибольшей трудностью для меня, скорее всего, было найти правильный баланс между прорывающимися эмоциями и их контролем в сцене, когда Энди приходит домой после того, как я осознала, что он не собирается меня отпускать. Я должна была быть уверена, что попадаю в правильные эмоции, ведь Клэр все еще надеется на то, что ей удастся выбраться, она настроена на выживание. Это тоже нужно было учесть.

Что вы думаете по поводу перемещения съемок между Берлином и студией в Мельбурне?

Это было здорово. Было приятно чередовать натурные и павильонные съемки. Все сцены, снятые в Берлине, были связаны с нашим знакомством, и именно с них мы и начали. Получилось довольно органично, что как раз в это время мы с Максом еще узнавали друг друга. Это сработало и для самого фильма. К тому времени, как мы приехали в Мельбурн, мы уже очень хорошо друг друга знали, так что нам было легче снимать более интимные сцены.

Интервью с режиссером Кейт Шортланд

О чем, как вам кажется, эта история?

В «Берлинском синдроме» показана история девушки, которая отчаянно пытается найти для себя лучшее, более культурное место, чем «перевернутая» Австралия. Она хочет переродиться и стать художником. Она надеется, что Берлин смоет с нее зловоние провинциального Брисбена. Но, как и многие из нас, она не понимает, что даже в самом обычном, простом и повседневном может таиться своя магия. В Энди она видит свой европейский идеал. Он пленил не только морально, но и физически. Для него она сосуд, который он наполняет своими фантазиями. Его не интересует реальность. Они оба выбрали друг друга, потому что они полностью соответствуют своим воображаемым идеалам. Но Клэр не нужна жестокость, ей нужна любовь и вдохновение. Она жаждет любви. А он жаждет контроля.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня очень заинтересовали герои и то, как они буду вести себя в экстремальной ситуации. Клэр одержима деталями. Для нее они важнее всего на свете. Для того чтобы выжить, она выходит за пределы своей физической оболочки и буквально становится своим разумом. Изначально она очень хрупкая и застенчивая, но со временем становится сильной и изобретательной. Ей кажется, что все вокруг так непонятно и нелогично. Постепенно она понимает, что может умереть. Это также приводит ее к осознанию красоты того, от чего она бежала: ценность семьи и места, где она родилась. Она, своего рода, гипертрофированная версия многих из нас: сначала мы отвергаем наше детство и то, откуда мы родом, но потом мы учимся ценить это. По мере фильма, ее настрой несколько раз меняется: она борется за свободу, живет в страхе и свыкается со своей участью. Но как только Клэр чувствует близость смерти, от ее смирения не остается и следа. В конце она снова начинает бороться.

Меня всегда интересовали социопаты, поэтому меня заворожил персонаж Энди: его жизнь настолько двойственна. Он может скрывать свои опасные потребности и изменяться. Оба главных героя перерождаются. Меня поражает мысль о том, что под твердой оболочкой наших тел мы текучи и изменчивы. Клэр перерождается из-за необходимости, ей приходится наблюдать за Энди, слушать его, правильно реагировать. Все ради того, чтобы выжить. Энди перерождается, скрывая от общества себя настоящего. Учитель английского языка, который мечтает о своей совершенной женщине, но затем решает запереть ее рядом с собой навсегда, сделать ее идеальной ученицей, полностью подчиняющейся его воле. Таким Энди сделало окружение, в котором он вырос: родившийся в ГДР, этой сомнительной утопии, мальчик, скучающей по своей матери и, возможно, одновременно ненавидящий ее за то, что она его оставила.

Какие темы вы исследуете в фильме?

В этой истории переплетено множество самых разнообразных тем: секс и насилие, идея власти, а также идея создания и перерождения. Оба главных героя пытаются сбежать от так наскучившей им обыденности. Сначала Клэр жаждет близости, затем свободы. Энди жаждет совершенства. Он хочет претворить в реальность свои мечты об идеальных отношениях и ради этого он готов на многое. Но когда Клэр, его игрушка, наскучивает ему, он жаждет избавиться от нее, заменить чем-то новым. А жестокость и убийство – это всего лишь побочные эффекты достижения его цели.

Как выглядел процесс подготовки к съемкам?

Я очень долго работала над сценарием. В Берлине, я тесно сотрудничала с Францем Роденкирхеном. Он великолепный сценарист и редактор, к тому же, он меня вдохновляет. Я работала с ним над «Лоре». В это же время Полли, наш художник-постановщик Мелинда Доринг и я исследовали Берлин, чтобы найти подходящие места для съемки. Все это нам очень помогло в дальнейшем. В Восточной Германии нам все попадались эти велотренажеры и беговые дорожки в пустых комнатах с унылыми обоями. Мне понравилось одиночество их формы, казалось, эти странные железки мечтают так о многом. Идеальное тело, идеальный разум. Но они забыты и потеряны. Тогда у меня родилась идея с массажным креслом для Энди. Мне очень понравилось снимать эту сцену с ним: эта вибрирующая масса черного винила очень впечатляет.

Мы достаточно долго репетировали с актерами в Берлине, а потом вернулись в Мельбурн. Разбирать возникшие у нас идеи и работать над сценарием было непросто, но это очень воодушевило нас. Актерам удалось установить особую близость со своими персонажами. Все это очень сплотило нас. Целый день мы работали с хореографом Даниэль Микич над постановкой сцен жестокости и секса, продумывая, как актеры могут перевоплотиться в своих героев, при этом, не осуждая их. Просто чувствуя. Это был один из лучших дней на съемках, она так многому нас научила. Она постоянно спрашивала: «Почему? Почему он сделал это? Почему она так пошевелилась?» Нам было необходимо вернуться назад к инстинктам.

Где проходили съемки и как долго они длились? Что вы можете сказать о съемочном процессе, в целом?

Мы снимали в Берлине и Мельбурне 6 недель. Это было непросто, потому что мы были ограничены по времени, и нам нужно было часто передвигаться с места на место. К счастью, нам все удалось. Всё благодаря нашим замечательным командам в обоих городах. Все очень хорошо потрудились, чтобы этот пазл из двух стран, притворяющихся одной, в конечном итоге сошелся.

Мы с Полли Станифорд прекрасно понимали, что съемки в двух странах – это дело нелегкое. Изначально я боролась за то, чтобы все съемки прошли в Берлине, но, в конечном счете, прислушалась к совету Полли. И не зря, съемки в студии Мельбурна прошли как нельзя лучше. Студийные декорации лучше помогали нам сосредоточиться на работе. В студии мы работали с Максом и Терезой три недели и снимали все сцена по порядку.

Какая ваша любимая сцена в фильме?

Одним из самых ярких моментов для меня стала съемка дома отца Энди. Мне кажется, это одно из моих любимых мест. Мы даже подружились с его хозяевами. Его родители построили дом перед самым началом Второй Мировой Войны. Он постоянно рассказывал нам о своем чудесном саде и коллекции керамики. Мне всегда нравились натурные съемки, так что сцена в лесу – тоже одна из моих любимых. За весь день только одна локация – красота.

Еще мне понравилось снимать рождественскую сцену, где Клэр говорит о доме. Мы не так много репетировали этот диалог, поэтому он показался для меня очень свежим и живым. Клэр в этой сцене одновременно хрупкая и сильная. Энди ненавидит ее за то, что она показывает ему, что она тоже живой человек, за то, что она рассказывает ему свою историю. Это заставляет его осознать, как он одинок. Именно тогда он решает убить ее.

Не могу не отметить, что работать с Джермейном МакМикингом – одно удовольствие. Он поразительно умный и спокойный человек. Он ничего не боится и всегда готов идти на риск.

Расскажите нам о работе с Максом и Терезой

Макс и Тереза – прекрасные люди. Они оба хотели создать что-то максимально честное, настоящее. Я очень их полюбила. Мы могли позволить себе быть ранимыми рядом друг с другом, чтобы нам удалось тщательнее изучить персонажей, не пытаясь произвести друг на друга впечатление. Как и многие другие режиссеры, мне хотелось, чтобы они чувствовали себя достаточно комфортно и перестали пытаться играть, а вместо этого стали своими героями. Мы много смеялись. Они невероятно поддерживали и уважали друг друга, что радовало меня каждый съемочный день. В конце съемок они подарили мне очень красивый браслет с гравировкой “meine,” что значит «мой» - это строчка из фильма. За время съемок мы все подарили друг другу частичку себя.

Интервью со сценаристом Шоном Грантом

О чем, как вам кажется, эта история?

Мне кажется, «Берлинский синдром» рассказывает нам о многих вещах, будь то бесконечный поиск смысла жизни и родственной души, или разрушительные последствия прошлого, которые могут настигнуть вас, если вы позволите этому случиться. Кроме того, я хотел затронуть тему одиночества и изоляции, которые я всегда ощущаю во время путешествий, несмотря на то, что меня постоянно окружают люди.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня сразу же привлек роман Мелани, он очень красиво написан. Еще в то время, я наблюдал расставание одной пары, и мне стало интересно попытаться показать разрушение отношений. Ситуацию, когда один человек хочет вырваться, но второй отчаянно цепляется за надежды о том, во что эти отношения еще могут перерасти.

Как вы подошли к адаптации романа? Что показалось вам наиболее трудным?

Как и с любой адаптацией, я постарался передать настроение и душу источника, не ограничивая себя исходным сюжетом и персонажами. К счастью, автор романа поддержала мою идею раскрыть» ее работу и внести в нее мои идеи, убеждения и темы, чтобы создать из этого по-настоящему достойный сценарий.

Беглый заключённый берёт в заложницы дочь промышленного магната и на угнанном автомобиле мчит до мексиканской границы. Или бывший пациент психиатрической клиники похищает порноактрису и запирает у себя дома, представляя, что они полноценная семейная пара. В обоих инцидентах ранений или смертей нет, только пленницы теряют голову от таких непутёвых злоумышленников. Как итог - односторонняя симпатия и полное оправдание всех противозаконных действий. «Стокгольмский синдром», - заключил бы известный шведский психиатр-криминалист Нильс Бейерут, так как самолично стал автором многофункционального термина, да и все признаки налицо.

Но как назвать случай, когда всё происходит с точностью до наоборот (сначала интимное сближение; после - панический страх)? Пусть термин «берлинский синдром» у мозгоправов не в обиходе, режиссёр Кейт Шортланд, как специалист в психоанализе, уверенно использует его в своём фильме-исследовании, чтобы задать наболевшие вопросы. Например: что заставляет слабый пол пускаться на заведомо рискованную авантюру с незнакомцем в чужой стране?

«Люди всегда говорят о каком-то жизненном опыте - вот и мне захотелось», - объясняет протагонистка-австралийка Клэр своё легкомысленное желание слетать в Германию. Никаких конкретных целей, просто смелый поступок, который так или иначе повлияет на дальнейшее взросление. Впрочем, Клэр не занимается бессмысленным шатанием по иностранной столице, а фотографирует местную архитектуру. Не запечатлеть соседство причудливых современных построек с полуразрушенными поселениями было бы преступлением.

Во вступлении, когда Клэр примеряет детскую маску волка, набрасываться на неё с сетью и прочим охотничьим инвентарём не стоит. Хищником здесь выступает другой персонаж, и он нарочно медлит с демонстрацией истинной сущности (кстати, кадра с надетой на лицо актёра Макса Римельта маской в прокатной версии фильма нет - капкан для неосведомлённых рецензентов). Немец Энди - вот кто настоящий безжалостный зверь, рыскающий в поисках соблазнительной плоти. И нюх на привлекательные формы у него явно обострён. Актриса Тереза Палмер и раньше не стеснялась откровенно предаваться страсти с экранными партнёрами, но с Римельтом, кажется, достигла экстаза. Ещё бы - групповые оргии из сериала «Восьмое чувство» научили его пыхтеть за восьмерых.

За сказочной ночью всегда следует более реалистичное утро, и вместе с героями как бы просыпается заявленная история - та, что про маньяка и его жертву. До этого фильм казался милой романтикой с европейским колоритом. Теперь же «Берлинский синдром» начинает тяготеть к самовольству, принуждению, давлению и становится болезненным триллером. Далее резко сменять жанр незачем, поэтому начинается «лечение» как проблемных персонажей, так и зрителей, которые смогли сопоставить себя с экранными образами.

Копаются в характерах сценаристы скрупулёзно, пока не надавят на все ущербные места в прошлом (да и в настоящем) героев. Особенно это касается неоднозначного Энди, с которым беседуют и о его связи с отцом, и о натянутых отношениях с коллегами. Больше внимания, конечно же, уделяют тому, как похититель Энди взаимодействует со своей жертвой Клэр. Не будь он таким одержимым - получился бы идеальный супруг. Верен, не задерживается на работе, готовит ужин из купленных по пути домой продуктов, а перед уходом заботливо стелет клеёнку и привязывает любимую к кровати - беспокоится, как бы не сбежала. На прощание не забывает поцеловать в щёчку и ударить по лицу. Психологический портрет готов? Как бы не так: ещё пара-тройка обличающих фактов, дабы уж наверняка увериться, что мучитель-тюремщик только один.

Как Энди не выпускает Клэр из квартиры, так и Шортланд почти всё томное повествование держит зрителей внутри тесной жилплощади. Возможность подышать не пыльным воздухом представляется при редких попытках побега - да и те заканчиваются безлюдной лестничной клеткой. До какой-либо помощи необходимо ещё докричаться. «Никто не услышит тебя», - во время секса такая фраза звучит возбуждающе, во время заточения она действительно пугает. Но и в таких ограниченных условиях оператору есть где развернуться. Никакого мельтешения даже при съёмке крупным планом. Основная локация - это не заставленная до предела коммуналка, а вместительные хоромы, где найдётся место и десятерым операторам… и в придачу ещё десятерым заложницам.

Чтобы до конца разобраться в главном расстройстве ленты, достаточно порыться в сумочке режиссёра и среди личных вещей отыскать кое-что интересное. Сборник избранных стихотворений Теда Хьюза подойдёт. Хоть Хьюз и признан одним из лучших британских писателей прошлого века, его не раз обвиняли в постоянном рукоприкладстве, от чего, скорее всего, даже покончила жизнь самоубийством его любовница. Понятно, что такая гендерная несправедливость злит Шортланд как женщину. Поэтому как режиссёр за термином «Берлинский синдром» она осторожно скрывает острую для всех стран проблему бытового насилия и физического унижения. Мало ли, вдруг собственный муж заподозрит неладное.