Черная похлебка и стакан крови: грубый рацион суровых спартанцев, от которого мурашки по коже. О пище, которую выбирали самые величайшие и известные люди


Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня кажутся шокирующими.

1. У слабых детей не было шансов на выживание


Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет


Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания


Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться - если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков


У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной


То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин


Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом


Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение


У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"


Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья


Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

По материалам: listverse.com

О Спарте и спартанцах помнят и сегодня. Не так давно

Огромная роль в жизни и культуре древних греков, отводилась еде.

Еда древних греков не отличалась большой изысканностью, основные составляющие её были: оливковое масло, пшеница, вино.

Кулинарная книга, написанная греками 4 тысячи лет тому назад, легла в основу средиземноморской кухни древнего мира. Нас с вами немногому может научить древняя книга, потому как многих продуктов просто не было. Только много лет спустя, эллины узнали, что такое сахар, рис, кофе, картофель, помидоры, баклажаны, кукуруза.

Напрашивается вопрос, что же ели древние греки ?

Во - первых, хлеб , он в Древней Элладе обладал большим достоинством - грубые волокна обработанной ячменной и пшеничной муки, способствовали полному его усвоению. Другой сорт хлеба назывался «кислым», пекли его из сброженного теста, он был дорогой и покупали его богатые эллины. Чёрствый хлеб не выбрасывали - врачеватели рекомендовали его употреблять людям с больным желудком.

Рыба . Окружённая морями Древняя Греция, пользовалась дарами моря, вылавливали сардины, тунца, осетровые породы, кальмары, мидии, устрицы. Рыба была дешёвая и была доступна беднякам.

Мясо . Эллины употребляли много мяса, в начале это была дичь, позже - баранина, говядина. Мясо было дороже, чем рыба, поэтому мясо ели в богатых семьях, бедные в основном довольствовались рыбой.

Мясо и рыбу греки в основном запекали, коптили, жарили, мариновали.

Атрибутом греческой трапезы был овечий сыр, оливки, виноград, мёд, вино .

Вино не пили в чистом виде, обязательно разбавляли водой. С древности, пьянство в Греции, считали верхом неприличия, однако каждая еда, сопровождалась вином - в то время не было других видов алкогольных напитков.

Оливковое масло всегда присутствовало на столе, особенно у древних афинян , считавших масло даром богини Афины в своем городе.

В ежедневном меню обязательно были чеснок и лук.

Много пили чистой воды , для этого женщины ежедневно отправлялись за колодезной водой.

Каждая греческая семья имела земельный участок, где выращивали артишоки, крапиву, горох, сельдерей, мяту .

Примерно в V веке до нашей эры, по описаниям прославленных греческих философов и писателей, после основного обеда проходили пирушеки-симпосионы, куда приглашались гости для совместной выпивки и разговоров. Семейных женщин не приглашали, обычно там присутствовали гетеры, поэтому нередко симпосионы заканчивались оргией. Ели древние греки полулёжа, на специальных апоклинтрах (ложах). Столовых приборов не было, ели руками, для мытья рук рабы подносили чашу с водой.

Обычно к столу подавали:

Жареных на вертеле поросят и ягнят

Кролика со специями (чебрец, мята)

Жаренных дроздов, зябликов и перепелов

Украшали стол дорогими сортами рыб - угри, лещ, кефаль

Еда спартанцев

На протяжении всей жизни, спартанцы пользовались правилом "Ничего лишнего в еде. Ничего лишнего в жилье." Обедали спартанцы в казармах. Еда была простой, но в то же время еда должна была давать силу воинам. Известен рецепт спартанской похлёбки-меланас: кусок мяса или свиные ноги, бычья кровь, уксус, соль иногда добавляли чечевицу. На вкус похлёбка была совсем невкусная.

Однажды персидский царь, приказал пленному спартанцу, приготовить похлёбку, чтобы понять почему спартанцы такие отважные воины. Отведав "яство", царь сказал, что теперь понимает, почему спартанцы так легко расстаются с жизнью.

Страница 3

Ели и пили спартанцы немного. Пища была скромной, почти грубой. Общий обед состоял из черной похлебки, вареной свинины, вина, овсяного хлеба и сладкого печенья. Не все греки могли удовлетвориться их пищей. Молва гласит, что когда сибарит из Афин попал к спартанцу на обед, он сказал: «Действительно, спартанцы – самые храбрые из людей. Всякий предпочел бы тысячу раз умереть, чем так жить». Будучи наслышан об их еде, тиран Дионисий купил лакедемонского повара, приказав тому приготовить их знаменитую похлебку: съесть ее не смог, выплюнул. Повар сказал ему: «Чтобы оценить это кушанье, надо делать нашу гимнастику и купаться в Евроте». Спартанцы ели обычно гороховую кашу. Пьянства и кутежи исключались. Толстяков в Спарте практически не было (Олеша не смог бы там написать «Трех толстяков»). Если они появлялись, их изгоняли из страны указом правительства (а уж на правительственный Олимп «тяжеловесам» в Спарте путь и вовсе был заказан). Не пускали туда демагогов и проституток. Не приветствовались и богачи. В Спарте в ходу была пословица: «Бог богатства слеп и лежит без жизни и движения» (Плутарх). Само собой пропала роскошь. Трусов презирали, более всего ценили – храбрость. Убитых в бою несли на щитах. Отсюда выражение: «Со щитом или на щите».

Понятно и исключительное значение, которое играли в жизни Спарты военные. Во многом это объяснялось суровыми условиями тогдашней жизни, когда войны следовали одна за другой, постоянно стуча в двери их дома. Спарта – военное государство, наводившее страх на соседей. Однако среди всех греков было широко распространено мнение, что один спартанец стоит в бою нескольких гоплитов из других земель. Жили спартанцы единым общежитием, так что Исократ называл их государство, фактически состоявшее из четырех кварталов, государством-станом. Законы полиса строились с учетом общинной идеологии народа. Ликург запретил заниматься ремеслами, торговлей, воспрепятствовал ввозу серебра и золота, а в качестве денег постановил использовать железо. И чтобы доставить небольшую по нашим понятиям сумму в пару тысяч рублей, нужно было не меньше пары быков – деньги были железными.

Главным занятием спартанского гражданина считалось участие в войне. Смерть в бою считалась, как и у викингов, наивысшей доблестью. Имена павших героев были окружены почетом и славой. Спартанка напутствовала уходивших на войну сыновей фразой: «Возвращайся со щитом или на щите». Это была демократия, хотя сугубо военного типа. Пассивным избирательным правом тут пользовались лишь 8000 мужчин из 376 000 населения Спарты. Но свободные и не стремились к демократии. Ликург в ответ на просьбу одного либерала учредить в Спарте демократию философски заметил: «Введи ее для начала, друг мой, у себя дома». Платон, Плутарх, Ксенофонт восхваляли спартанцев и их общественный строй. Напротив, Аристотель в его «Политике» осуждал ее: «Для спартиатов все соседи были врагами: и аргосцы, и мессенцы, и аркадяне». Какую из систем предпочтет современный мир – вот в чем вопрос?!

Смотрите также

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове...

1. Во главе Спарты стоял не один царь, а два. Эти "цари" были не полновластными монархами, а всего лишь полководцами и первосвященниками. Реальная власть находилась в руках геронтов, позже - эфоров.

2. Вообще, Спарта была геронтократией. Государственное управление осуществляла герусия - совет старейшин из 28 геронтов и обоих царей. Каждый геронт не мог быть младше 60 лет. Выборы геронтов проходили так: в день выборов кандидаты, один за другим, являлись перед народным собранием. Особые лица, "выборщики", находившиеся в отдельном закрытом помещении и не видевшие кандидатов, решали, кого из них народ встречал более громкими приветствиями - эти "достойные" и становились геронтами.

3. Народное собрание состояло из спартанцев, достигших 30 лет. Голосовали криками одобрения или неодобрения, без подсчета голосов, по принципу: кто громче крикнет, тот и прав.

4. Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровые дети возвращались родителям, которые воспитывали их до 6 лет. После шести дети отбирались у родителей в пользу государства. Мальчики воспитывались под надзором специальных государственных надзирателей, которых возглавлял педоном. Детей подвергали всякого рода лишениям, едва кормили скверной пищей, а иногда нарочно морили голодом. Тех же, кто пытался добывать себе пропитание самостоятельно, выслеживали и сурово наказывали. Одежда детей состояла из простого лоскута материи, а ходили они всегда босиком. Ежегодно в праздник Артемиды (Дианы, богини-охотницы) мальчиков секли до крови, иногда - до смерти; кто выживал - становился воином. Таково было спартанское воспитание.

5. Вопреки распространенному убеждению, спартанцы не знали искусства войны, например, они не умели осаждать укрепленные города и воевать на море. Все, чему их учили, - сражаться в пешем строю, "один на один" и в фаланге.

6. Ни один спартанец не имел права питаться у себя дома. Все, не исключая и царей, ели в государственных столовых. Однажды царь Агис, возвратившись после изнурительного похода, пожелал обедать у себя дома, но это было ему воспрещено. Национальным кушанием у спартанцев была т.н. "черная похлебка" - суп из крови и уксуса.

7. Умственные занятия в Спарте не поощрялись. Люди, которые пытались ими заниматься, объявлялись трусами и изгонялись. За века своего существования Спарта не дала Элладе ни одного философа, оратора, историка или поэта.

8. Спартанцы очень мало занимались и ручным трудом. Всю черновую работу за них делали общественные рабы - илоты. Угнетение рабов в Спарте было самым сильным во всей Греции. Рабы Спарты не были неграми, они вообще не были чужестранцами, это были такие же эллины-греки, но покоренные и порабощенные спартанцами.

9. Впрочем, ни один спартанец сам не мог владеть рабом (рабами). Все илоты были собственностью государство, а уж оно передавало рабов отдельным лицам "в пользование".

10. Спартанцы часто заставляли илотов напиваться допьяна, распевать непристойные песни и танцевать непристойные пляски. На этом примере "свободных граждан" Спарты обучали, как нельзя себя вести. Патриотические песни имели право петь только спартанцы.

11. Государство поощряло своих граждан шпионить за рабами. Молодых спартанцев специально посылали подслушивать речи илотов и всех, кто покажется подозрительным, убивать. Самых сильных и отважных рабов, способных на протест, убивали тайно. Спартанцы особо следили, чтобы число илотов не превышало полмиллиона, так как иначе рабы могли стать опасны для государства. Само собой, илоты, то есть греки, обращенные в рабов, люто ненавидели своих поработителей-спартанцев.

12. Ликург, главный спартанский законодатель, под конец жизни покинул Спарту. Перед отъездом он взял со своих соотечественников клятву ничего не менять в законах до его возвращения. Чтобы связать ими спартанцев намертво, Ликург не стал возвращаться на родину, а добровольно уморил себя голодом на чужбине.

13. В конце своей истории Спарта, верная установлениям Ликурга, стала именно тем, от чего он и хотел ее спасти - обществом слабых, развращенных и неспособных бездельников.

Отрывок из книги “О пище, которую выбирали самые величайшие и известные люди”

Существует несколько источников, описывающих рацион римских гладиаторов, из которых следует, что они питались ячменными лепешками и оливковым маслом.

В частности это утверждал древнегреческий врач и мыслитель, Гиппократ (460 - 370 до н. э.), поставивший медицину на научные основы.

По его словам такая диета была самой лучшей для развития физической силы и выносливости. Ещё давно Гиппократ обнаружил взаимосвязь между диетой и здоровьем. Одним из его предположений было, что говядина вызывает обострение подверженности меланхолии и плохо переваривается желудком. Он рекомендовал употреблять в пищу бобы и злаковые, что получило широкое распространение. Но теория о комбинировании белка достигла зенита славы еще до Гиппократа. Греческий врач Диоскорид описал лечебные свойства 600 видов растений, многие из которых используются в наши дни.

Согласно дошедшим до нас рукописям, закованным рабам и римским солдатам выдавали ежедневно 1,3 кг хлеба или инжира; в рационе непременно присутствовали также луковицы растений, репа и другие корнеплоды, бобовые и свежие сезонные овощи.

Также известно, что рабы, строившие величественный Колизей в Риме, получали всего горстку сырой крупы и немного чеснока.

Известно также, что греческие атлеты, победители античных Олимпийских игр, питались фигами, орехами, инжиром, кукурузой и сыром. Намного реже предпочитали винные ягоды и маисовый хлеб.

Эти данные свидетельствовали в пользу того, что и римские гладиаторы также были вегетарианцами.

Эти предположения подтвердились после того, когда австрийские ученые провели раскопки на западном побережье Турции, где находился древний город Эфес. Там расположено единственное известное археологам кладбище гладиаторов, где обнаружены останки более 70 человек. Ученые кафедры гистологии и эмбриологии Медицинского университета Вены подчеркивают, что, исходя из строения костей, нелегко указать с точностью вес римских гладиаторов, но было достаточно просто «установить пропорции между составляющими их питания».
Дело в том, что, если бы гладиаторы питались мясом, уровень содержания стронция и цинка в их костях был бы примерно одинаковым. Однако спектральный анализ показал, что стронция в костях гораздо больше, чем цинка, как это обычно бывает у вегетарианцев. Историки считают, что вегетарианская диета не только делала гладиаторов сильными — слой жира служил им дополнительной броней, защищая жизненно важные органы от холодного оружия. Кроме того, плотность костей у гладиаторов была намного большей, чем у среднего человека, который питался мясом.

Джеймс Диксон из университета в городе Глазго на основании раскопок опорных пунктов античного Рима на Британских островах подтвердил, что большинство римских легионеров были вегетарианцами и на территории Британии. Джеймс установил, что питались гладиаторы ячменем, чечевицей и сельдереем.

Гарольд Уайтстоун в книге "Частная жизнь римлян " пишет: "О римлянах можно сказать, что в ранний период республики — почти весь второй век до нашей эры — они мало заботились о еде. Питались плодами, и то время от времени. Римляне тогда были почти строгими вегетарианцами, значительная часть пищи съедалась холодной, а их кулинарию характеризовала исключительная простота".

Римские легионеры , покорившие огромное пространство от Атлантики до Каспия и от Британских островов до египетских пирамид по словам Гиппократа питались в основном ячменными лепёшками с оливковым маслом.

Известно, что римляне изменили своим вкусовым привычкам и полюбили роскошь и мясо после завоевания Греции. Но даже и тогда беднейшие классы населения продолжали питаться только растительной пищей, и, как говорит Уайтстоун, "каждый школьник знает, что солдаты, принесшие победу Цезарю, питались злаками, которые размалывали на ручных мельницах и варили на полевых кострах".

Из всех народов Греции самыми сильными и выносливыми считались спартанцы , а простота их растительной диеты теперь общеизвестна (спартанцы питались один раз в день, вечером, они получали свой рацион в подставленные ладони). Фрагменты исторических летописей указывали на то, что с партанцы вообще не ели мяса, как и воины Александра Филипповича Македонского.

Не остаётся сомнений в том, что патриоты, мужественно защищавшие Фермопилы и в самом деле также, подобно гладиаторам не употребляли мяса. Не мясной пищей можно объяснить выносливость и храбрость победителей при Саломине и Марафоне.

Судя по античной традиции и данных письменных источников р ацион спартанцев состоял из ржи, чечевицы и бобов. При отборе продуктов они руководствовались представлением, что именно рожь и бобовые придают мужество, силу, помогают нарастить мышечную массу, - искали то, что максимально поможет развить необходимые для жителей Спарты качества.

Из хлеба, муки и круп готовили такие похлебки и каши, как, например, маза — смесь муки, меда, оливкового масла, соли и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Частым блюдом были похлебки из фасоли и других бобовых растений.

Несколько десятилетий тому назад в Гималаях было обнаружено племя хунза, которое проживало в изоляции от всего мира. Предполагают, что предки хунза — бывшие воины Александра Македонского. Здоровье является своеобразным культом племени. Здесь никто никогда не болеет, столетний человек не считается старым. При изучении быта этих людей выяснилось, что основная их пища — фрукты, овощи, орехи. Эти люди не едят сахар, не употребляют соль, спиртные напитки, не курят, своим долголетием обязаны они не климату или «святой воде», а именно системе питания.

Известно также, что Великие Мастера у-шу легендарного монастыря Шаолинь, основанного в 495 году в Китае, всегда придерживались строгой вегетарианской диеты согласно уставу, сложившемуся на протяжении веков.

Рацион монахов-воинов Шаолиня сводится к некоторым овощам, злакам, многочисленным травам и кореньям. Устав монастыря предписывает полный отказ от животной пищи и умеренность в еде. Даже хлеб там считается нежелательным.

Шаолиньское боевое искусство имеет длинную историю, относясь началом к династии Северной Вэй (386-534). В разные годы, впитывая различные методы рукопашного боя, наряду с использованием ножей, копий, мечей и прочих видов оружия, шаолиньское кунг фу нарабатывало реальную боевую способность. Все это предусматривало физическое и духовное обучение, объединяло внутренние качества человека с внешней формой, что составило существенную часть сокровищ Китайских боевых искусств.

Тибетские монахи с незапамятных времен питаются одной цампой (блюдо из ячневой крупы) и чаем с маленьким кусочком сливочного масла. В Тибете считают, что в ячневой крупе заложено все необходимое для поддержания жизни, поэтому они практически больше ничего не употребляют в пищу.

Тибетские мудрецы знают, что причина возникновения всех болезней кроется в неправильно выбранной диете, а также в переедании.