Что такое трек в логистике. Кто такой логист и какие задачи решает логистика

В настоящее время логистика стала самостоятельным бизнесом, в котором задействованы тысячи сотрудников, а также она является неотъемлемой частью крупных компаний. Глобальные затраты на логистику составляют около 15% мирового ВВП, что составляет свыше семи триллионов долларов. Хотя логистика совсем недавно появилась на рынке страны, тем не менее, она пользуется огромным спросом у работодателей.

Кто такой логист?

Логист – это человек, который профессионально занимается доставкой товара, дальнейшим его складированием, а также тот, кто разрабатывает наиболее выгодную схему поставок. Это человек, который ищет надежных партнеров, проводит расчеты, занимается анализом рынка транспортных услуг, готовит необходимые документы. Проще говоря, задача логиста считается целиком выполненной, если заказанный продукт был доставлен заказчику соответствующего качества в нужном количестве и объеме в нужный срок с минимальными затратами средств и сил.

Хороший логист всегда имеет в резерве запасной путь доставки товара, чтобы при возникновении форс-мажорных обстоятельств (проблема с таможней, поломка поезда, ремонт автодороги, задержка самолета), товар все равно был доставлен в срок. Кроме того, он постоянно должен быть в курсе изменений в законодательстве, которые касаются его работы.

Специальность логист более всего подходит людям, которые умеют работать самостоятельно и мыслить творчески, быть мобильными и коммуникабельными. Это те люди, которые имеют развитые аналитические способности, то есть умеют всецело представлять отдельные цепочки поставок.

Так что должен знать логист в своей работе?

Хорошими логистами становятся те, кто имеют отличные знания в юриспруденции, экономики, математики и других точных науках, которые умеют пользоваться новыми технологиями в своей работе. Во время, когда компьютерные технологии применяются во всех сферах человеческой деятельности, когда многие компании пользуются интегрированными IT-решениями, специалист в сфере логистики должен пользоваться программными средствами на высоком уровне.

Какая же цена найма логиста, сколько получает логист?

Как было написано выше, основная цель логистики – экономия ресурсов компании. Поэтому профессия логиста оценивается недешево и спрос на них постоянно растет. То, какую зарплату специалисту предложат, влияет в основном его опыт работы в данной сфере и профессионализм. Молодым людям, не имеющим опыта работы, и которых на рынке труда представлено в немалом количестве, работодатели готовы платить 600-1500 долларов в месяц. В то же время, в рыночной отрасли почти отсутствуют настоящие профессионалы, которым компании готовы платить от 2500 долларов и больше. «Среднее звено», которое представлено специалистами с двух- трехлетним стажем и которые умеют руководить небольшими подразделениями, является самим востребованным, их зарплата колеблется в диапазоне от полторы до двух тысяч долларов.

По причине нехватки именно «среднего звена», компании вынуждены нанимать либо недостаточно квалифицированных логистов, либо очень опытных и дорогих. Во многих случаях работодатель отдает предпочтение двум новеньким логистам, которые нанесут вреда компании меньше, чем необходимо будет потратить на зарплату одного дорогого профессионала. Однако впоследствии эта стратегия может оказаться убыточной.

Какие же основные требования к профессиональным логистам?

Так как логистика – это сложный процесс, состоящий из множества разных процессов, которые необходимо воспринимать едино, одно из основных требований к логисту - умения видеть процесс целиком. Наиболее востребованными кандидатами являются те, которые разбираются не только в различных видах перевозок, но также знают складскую и закупочную логистику, владеют несколькими иностранными языками, работавшие в крупных компаниях, имеющие опыт работы от трех до пяти лет.

Наибольший спрос имеют профессионалы в области международных перевозок, а также специалисты по закупкам. Если человек готов к профессиональному росту, владеет основами экономики, имеет высшее гуманитарное образование, то у него есть все шансы достичь успехов в сфере логистики. Многие компании хотят, чтобы на них работали многопрофильные логисты, которые разбираются в складской логистике, в организации транспортирования грузов и многом другом, а требования к образованию по специальности особо не предъявляется. Это, в первую очередь связано с тем, что в стране совсем немного ВУЗов, которые обучают данной специальности, и, во-вторых, опыт в этой сфере ценится намного больше образования.

Во многих случаях хорошим началом карьеры может стать работа стажера в одной из известных компаний, которая работает с использованием новейших технологии, а процессы логистики отлично структурированы. И, в случае успешного старта, уже через пять лет можно будет занять место руководителя среднего звена одного из направлений (складская логистика, транспорт, закупочная логистика).

Профессиональный логист должен уметь исполнять такие основные должностные обязанности :

  • Проектировать и разрабатывать логистические системы;
  • Разрабатывать методы и формы ведения отчетности;
  • Координировать внешние и внутренние связи фирмы;
  • Анализировать эффективность и стоимость логистических операций компании;
  • Согласовывать работу отдела логистики с другими отделами компании;
  • Направлять и координировать финансы, которые связаны с логистическими процессами;
  • Участвовать в формирования бюджета, который будет выделяться на логистику.
Логистика – это сфера, в которой ежедневно выполняется огромное количество задач, и циркулируют большие потоки информации, поэтому логистам нужно уметь стратегически мыслить, четко соблюдать установленные сроки и быть очень внимательными. Логист, который не выполняет уговор и срывает поставки, вряд ли дождется похвалы со стороны начальства, а тем более увеличение зарплаты. Компании всегда стараются сократить свои расходы, а логистика – одна из наиболее затратных статей, поэтому в этой сфере ценится тот профессионал, который сможет удачно провести трендер с минимальным расходом денежных средств.

Логистика - это наука, которая изучает движение товаров от производителя к покупателю. Также логистика - это прикладной вид деятельности. Его целью считается организация доставки товаров от производителей потребителям оптимальным способом. Иногда данный вид деятельности называют транспортной логистикой. Чем занимаются специалисты по логистике в транспортных и производственных компаниях? Подробности дальше.

Какие задачи решает логистика

Специалисты по логистике работают в производственных и транспортных компаниях, торговых сетях и других организациях, участвующих в движении товара от производителя к потребителю. Чтобы обеспечить оптимальные схемы поставок продукции, логисты решают комплекс задач на этапе производства, хранения, транспортировки и сбыта.

Производственная логистика обеспечивает планирование выпуска продукции в соответствии с актуальным спросом потребителей. Логисты работают в связке со специалистами отделов маркетинга и продаж.

Также производственная логистика решает проблему обеспечения условий для производства нужной номенклатуры и объемов продукции. Для этого логисты обеспечивают закупки сырья и оборудования, которые используются в производственном процессе.

Складская логистика решает задачу оптимальной доставки товара от потребителя на склад и со склада потребителю. Также специалисты управляют складскими запасами: планируют закупки и поставки продукции, следят за сроками хранения и сохранностью товаров.

Транспортная логистика решает комплекс задач, связанных с доставкой продукции из одного пункта в другой. Логисты выбирают маршрут и транспортное средство, оформляют необходимые для передвижения товаров документы, включая таможенные декларации.

Результатом работы отдела логистики является своевременная доставка продукции в пункт назначения с оптимальными затратами.

Логистика сбыта решает комплекс задач, связанный с доставкой продукции конечному потребителю. Специалисты по сбытовой логистике контролируют наличие товаров на складе, сроки поставок, сохранность продукции. Также логисты изучают спрос на товары и ассортимент конкурентов.

Где учатся логисты

Профессию логиста можно освоить в ВУЗе. Изначально подготовкой логистов занимались технические и транспортные высшие учебные заведения. В настоящее время специалистов готовят ВУЗы разных профилей.

Обучение после школы занимает четыре или пять лет. Также получить диплом логиста можно на факультетах последипломного образования. В этом случае у будущего специалиста уже должно быть высшее образование.

Кроме собственно логистики, будущие логисты изучают экономику, право, документооборот, основы бухгалтерского учета, маркетинг и другие теоретические и прикладные дисциплины. В процессе обучения специалист овладевает такими знаниями и умениями:

Развитие логистической инфраструктуры и формирование цепей поставок.

Анализ и планирование движения товаров.

Анализ эффективности логистики.

Управление складскими запасами.

Организация и контроль движения продукции.

Управление рисками при движении товаров.

Специалисты по логистике востребованы на рынке труда.

Вместо заключения: можно ли обойтись без логистики

Нет. Даже небольшие локальные предприятия решают те или иные логистические задачи. А компании, рынки сбыта которых не ограничиваются одним регионом, нуждаются в услугах квалифицированных логистов. Логистика обеспечивает бесперебойность производства, распределение и хранение товаров и их движение к конечному потребителю.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Данный термин широко используемый в сферах бизнеса, военного искусства, экологии и повседневной жизни.

Но если говорить просто, то логистика – это наука о минимизации затрат человеческих и материальных ресурсов за счет оптимизации всех процессов.

На практике логистику чаще всего применяют для построения маршрутов перевозок, планирования размещения складов и грамотного использования ресурсов. Поскольку другие области применения узкоспециализированны, в статье будут подробно рассмотрены именно транспортная, складская и ресурсная логистика.

Что это такое простыми словами

Перед рассмотрением конкретных примеров стоит ознакомиться с двумя «правилами», которые помогут понять что такое логистика в целом:

Транспортная логистика

Транспортная логистика – эта система , по которой перевозчики осуществляют доставку товаров. Она состоит из нескольких этапов:

  1. Составление маршрута;
  2. Подбор транспортных средств;
  3. Подбор рабочего персонала;
  4. Финансовые расчёты и организация перевозки.

Чтобы вникнуть в смысл процесса, рассмотрим организацию перевозки на практике.

Процесс перевозки

Предположим, что компания «Хороший перевозчик» получила заказ на перевозку 3 тонн щебня на расстояние 70 километров от завода до стройки. Начальник компании извещает логиста, и тот приступает к работе.

Подбор транспортного средства

Первым делом логист оценивает массу, объём и текстуру перевозимого товара. В данном случае щебень:

  1. Масса: 3 тонны. В мире перевозок это немного.
  2. Объём: 3 тонны щебня – это приблизительно 2 кубических метра, кузов среднего грузовика.
  3. Текстура: щебень сыпучий и относительно просто принимает форму сосуда, в который он насыпан. При этом он имеет свойство просыпаться.

Соответственно логист решает, что уместно использовать грузовую машину (а не цистерну или поезд) с открытым кузовом (сыпучий материал неудобно загружать и выгружать из закрытого), который должен быть закрыт плотным тентом.

На этом этапе логист также сопоставляет идеальную машину для перевозки с автопарком компании. В случае со щебнем подойдёт обычный КАМАЗ, однако если бы поступил заказ на перевоз сорока тысяч тонн метанола, то компании пришлось бы арендовать цистерны со специальной маркировкой или отказываться от работы.

Составление маршрута

Предположим, что от завода до стройки ведут две дороги: ухабистая длиной 60 километров и ровная, длиной 70. С одной стороны, если выбрать ухабистую, то сократятся расходы на топливо, с другой – если она сильно ухабистая, то щебень может рассыпаться и при конечном взвешивании будет недовес.

В этом случае логист предусмотрел плотный тент, который будет защищать груз от просыпания, поэтому он выбирает более короткую дорогу.

Подбор рабочего персонала

В этом случае понадобятся: бригада для загрузки щебня на заводе, водитель и экспедитор. Экспедитор – это человек, который везет документы и следит за тем, чтобы по дороге груз оставался в сохранности. Поскольку груз не особенно ценный, логист, скорее всего, сам выступит в роли экспедитора. Однако если бы везли, скажем, золото, то было бы нанято несколько экспедиторов из разных независимых организаций и охранная команда.

Финансовые расчёты и организация перевозки

Тут все зависит от контроля начальства и добросовестности организатора логистического процесса. Предположим, что этот конкретный логист нечист на руку. Он берёт в руки лопату сам, агитирует водителя и пару друзей, и грузит щебень своими силами. При этом в расходы он вписывает работу бригады, оставляя деньги себе. Опять же, действия могут варьироваться в зависимости от количества перевозимого груза.

Стоит отметить, что чем крупнее компания, тем сильнее разделение труда. То есть в крупной финансовой компании, или при заключении больших сделок логист будет заниматься исключительно подбором транспорта и составлением маршрутов.

Интересный факт: несмотря на значительное развитие воздушного транспорта, более 40 процентов всего перевозимого товара все ещё транспортируется по воде. Просто это значительно дешевле.

Складская логистика

Обычно люди не углубляются в термин, думая, что это понятие относится только к транспорту. На самом деле это не так. Например, человек, работающий с логистикой складов, по-простому называется товаровед. В обязанности товароведа входит:

  1. Наблюдать за наличием товаров на складе. В случае необходимости сообщать о дефиците или избытке.
  2. Следить за тем, чтобы продукция на складе имела товарный вид, не портилась, не слеживалась.
  3. Организовывать поставки и отгрузки продукции, следить за правильностью выполнения процесса.
  4. Вовремя проводить учёт.

Работа логиста склада на практическом примере

Простая ситуация: на складе есть 300 кг яблок, 300 кг груш, и 300 кг помидоров.

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

Сверху поступает директива:

  1. Отгружать яблоки в штатном режиме по 50 кг в день;
  2. Отгружать груши в усиленном режиме по 100 кг в день;
  3. Проверить сохранность помидоров и, в случае просрочки, избавиться от них.

Первым делом логист проверяет потенциально испорченный товар. Он обнаруживает, что 100 кг помидоров безнадёжно сгнили, а оставшиеся 200 продержатся максимум неделю.

После он отгружает груши и яблоки, делает соответствующие пометки и составляет отчётность следующего содержания:

  1. Яблок осталось 250 кг, хватит на 5 дней.
  2. Груш осталось 200 кг, хватит на 3 дня, требуется подвоз.
  3. 100 кг помидоров сгнили, еще 200 кг требуется немедленно продать.

Выглядит нехитро, но если товаров хотя бы 15, то работы реально хватает на целый день

Интересный факт: по оценкам независимых экспертов, товаровед – одна из профессий, в которых в ближайшие 20 лет компьютеры точно не заменят людей.

Ресурсная логистика

Логист, занимающийся ресурсами, обычно встречается на крупных производствах. В его обязанности входит:

  1. Составлять планы расходования материалов и производства товара;
  2. Координация работы складов;
  3. Распределение человеческих ресурсов.

Если обратиться к языку мира игр, то логист-ресурсник – это логист-складовик, но на один уровень повыше. Его рабочий день выглядит примерно следующим образом:

Рабочий процесс логиста-ресурсника

В отличие от своих коллег, которые не так далеко продвинулись по карьерной лестнице, ресурсник получает более обобщенные задания, например:

Разобранная ситуация упрощена и служит лишь моделью.

  1. К концу года увеличить выплавку металлических труб на 5 процентов;
  2. К концу года сократить штат разнорабочих на 5 процентов.

Получив такое указание, он приступает к составлению плана, а именно:

  1. Определяет количество и разновидность необходимых для увеличения производства материалов.
  2. Отправляет на склад запрос о наличии материалов;
  3. Прикидывает в каких сферах можно сократить количество рабочих;
  4. Составляет первичный отчёт и отправляет наверх.

Эта работа, как и другие в сфере логистики, требует хороших математических способностей, умения аналитически мыслить и принимать быстрые решения.

Интересно: по данным независимых исследований, логистика ресурсов входит в десятку самых стрессовых профессий.

Подводя итоги

Закончим статью подытоживанием фактов простыми словами:

  1. Логистика изучает оптимальное распределение ресурсов. Используя этот термин в обиходе, люди чаще всего имеют ввиду ее транспортную разновидность (как в старой доброй игре «Дальнобойщики»).
  2. Самые распространенные виды после транспортной: складская, ресурсная и военная.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Аутсорсинг - что это такое простыми словами Что такое рентабельность и как это связано с эффективностью - формула расчета рентабельности продаж Что такое офшор простыми словами Дивиденды - это доля прибыли, которую выплачивают акционерам Как создать или удалить группу, либо страницу во вконтакте - как удалить паблик в ВК

Приветствую вас! Сегодня мы будем говорить о логистике, науке, помогающей предпринимателям снижать себестоимость их продукции.

Вы узнаете о том, что такое логистика, как грамотно уменьшить издержки, избежать простоев на предприятии, и в результате увеличить процент своей чистой прибыли.

Мы не только расскажем вам о видах логистики и ее значимости для эффективной работы бизнеса, но и дадим практические советы по выбору компаний-партнеров.

Что такое логистика простыми словами?

Если говорить без заумных экономических терминов и понятий, простыми словами, то логистика, это грамотная организация потоков различных материальных ценностей, как внутри предприятия, так и за его пределами. Главная цель логистики - снизить издержки при производстве и продаже конечного продукта.

При этом логист не просто ищет самую бюджетную компанию, оказывающую услуги по перевозке товаров. Такой специалист отвечает за поиск поставщиков, оформление с ними договорных отношений, организовывает складское хранение на предприятии, перевозку сырья и готовой продукции, оформляет документы для таможни, и заключает соглашения с потенциальными клиентами предприятия.

Давайте рассмотрим этот процесс и разберем, что это за профессия, на примере работы мясокомбината.

В данной ситуации производитель платит не только за купленное им мясо, но и за его доставку на предприятие, хранение сырья и готовых продуктов на складах, а также за доставку товара до магазинов. Это и есть логистические расходы, которые нередко составляют до 20% себестоимости продукта.

Главная задача логиста – свести такие издержки к минимуму. Выглядит это, как правило, следующим образом.

Специалист сравнивает условия, предлагаемые различными поставщиками:

  • Ферма №1, продает свиней живым весом по 100 рублей за килограмм. При этом она расположена в трех километрах от мясокомбината;
  • Ферма №2, реализует аналогичный товар по 80 рублей за килограмм, и находится в 85 километрах от предприятия.

Казалось бы, ферма№2, со своим демократичным ценником вне конкуренции. Но прежде, чем принять решение, логист оценит затраты на транспортировку груза. В результате, учитывая стоимость «подвоза» поросят, получится, что килограмм свинины с фермы №1 обойдется мясокомбинату в 102 рубля, а с фермы №2 – в 120 рублей.

При этом логист подумает и о рисках. При работе с дальней фермой выше вероятность сбоя поставок. Всем известно, что чем длиннее путь, тем чаще возникают различные сложности: ДТП, поломка автомобиля и т.д. Также, если у комбината возникнет экстренная потребность в сырье, то с фермы, расположенной в трех километрах, он получит свинину быстрее, чем от дальнего поставщика.

Более того, логист обязательно просчитает, во сколько обойдется заведение своего животноводческого комплекса на предприятии, и не будет ли это более выгодно, чем сотрудничество со сторонними организациями.

В логистике многое зависит от специфики бизнеса, места расположения производственной базы, погодных условий и т.д. Именно поэтому не существует универсальной логистической модели, и в каждом конкретном случае специалисты ищут новые, уникальные пути снижения издержек.

Кстати, удивительно, но логистика как таковая, зародилась не в эпоху бурного развития капитализма, а гораздо раньше. Известно, что в период аграрного общества, уже существовали конкретные торговые пути, по которым курсировали продавцы товаров. И составлялись такие «дорожные карты» по той же системе, что и сейчас: как продать максимум товаров, проехав минимальное расстояние.

Логистика в России

В России логистическая система, гораздо сложнее и затратнее, чем во многих других странах. На это имеются объективные причины:

  • Обширные территории. Компаниям, при транспортировке грузов приходится преодолевать большие расстояния. Даже те предприятия, которые работают внутри одного региона, нередко вынуждены возить сырье и продукцию за сотни километров.
  • Низкое качество дорог. Этот фактор влияет на расход горючего и на амортизацию автомобиля. Соответственно, он отражается и на конечном ценнике на доставку грузов.
  • Суровый климат. Зима в большинстве российских регионов долгая и холодная, что является причиной высоких цен на складское хранение. Причина проста – для складов приходится строить капитальные здания, которые, к тому же, нужно отапливать девять месяцев в году. Большинство товаров, просто нельзя хранить в «холодных» помещениях.
  • «Пробелы» в законодательстве. Предприятие не может получить по суду достойную компенсацию с поставщика или транспортной компании, которая сорвала доставку груза и стала причиной простоев на производстве. Именно поэтому необходимо, еще на стадии заключения договора, уделять пристальное внимание штрафным санкциям для недобросовестных перевозчиков.

Направления и виды работы в логистике

В зависимости от специфики деятельности предприятия, применяется один или несколько видов логистики. Виды логистики:

  • Производственная логистика

Производственная логистика - это управление потоками сырья и готовой продукции внутри самой компании. Соответствующие специалисты занимаются согласованием производственного процесса во всех внутренних подразделениях, чтобы цеха не простаивали, а работали одновременно, решая свои задачи.

В сфере закупок логист контролирует своевременную поставку сырья должного качества, его хранение, и наличие всех необходимых «расходных материалов» для организации бесперебойной работы на производстве.

Вернемся к примеру с мясокомбинатом. Здесь необходимо не только вовремя привезти свинину, но и проследить, чтобы на складах были все нужные специи, упаковочный материал и т.д. При этом логист контролирует, чтобы объем производимой продукции соответствовал спросу. То есть, чтобы на изготовленные 500 килограммов колбасы уже был покупатель. В противном случае товара надо производить меньше, так как готовая продукция должна расходиться по торговым сетям, а не лежать на складах «мертвым грузом».

  • Складская логистика

Не менее важна и складская логистика, которая контролирует методологию приема товаров на хранение и их отпуск со склада.

  • Транспортная логистика

Что касается транспортной логистики, то тут специалисты должны выбирать оптимальные маршруты доставки. Они также решают, что выгоднее, приобрести свой транспорт или пользоваться услугами грузоперевозчиков.

  • Таможенная логистика

При международных поставках, огромная ответственность ложится на специалиста по таможенной логистике, отвечающего за сопровождение грузов и наличие необходимых документов. Данная сфера деятельности подразумевает работу с огромным количеством юридических нюансов, так как неправильное оформление бумаг может обойтись вам очень дорого.

В лучшем случае задержка груза станет причиной простоя на предприятии, в худшем – потери товара. Сами понимаете, партия экзотических фруктов, либо цветов не сможет бесконечно «ждать» пока вы разберетесь с бюрократическими проволочками. Товар в этом случае испортится.

Выбираем партнера для логистики

Предприятия, как правило, пользуются услугами специализированных логистических компаний. И в данном случае, для успешной работы, очень важно грамотно выбрать компаньона.

Прежде всего, обратите внимание на размер авто-парка перевозчика. Чем крупнее логистическая компания, тем дешевле стоят ее услуги. Сами понимаете, перевозчик с 25 «штатными» автомобилями заправляется по оптовым ценам, и обслуживает транспорт со скидками. Соответственно себестоимость его услуг ниже, чем у «мелких» компаний. Значит, и конечный ценник будет более бюджетным.

Уточните условия сотрудничества. Готов ли перевозчик нести финансовую ответственность за нарушение сроков поставок и страхует ли он перевозимый груз. Последний фактор крайне важен. Мы уже говорили о том, что в дороге может случиться что угодно. Задайтесь вопросом, кто будет «покрывать» ущерб, если автомобиль, например, попадет в аварию.

Узнайте также, готова ли компания, в случае необходимости предоставлять вам срочные услуги, непредусмотренные заранее согласованным планом. Лучше выбрать поставщика, который способен работать в экстремальных ситуациях, пусть и по более высокому «ценнику».

И, конечно же, постарайтесь пообщаться с другими клиентами компании, и почитайте отзывы о ее работе в сети Интернет.

Теперь вы знаете о том, что такое логистика, и насколько она важна для грамотного ведения бизнеса. Это не просто доставка товаров из пункта «А» в пункт «Б», это построение системы сотрудничества, при которой максимально снижаются издержки на производстве.

В наше время с необходимостью решать «логистические задачи» сталкиваются все предприниматели, вне зависимости от масштабов компании. Логистика актуальна, как для автомобильного завода, так и для таксиста, который посадив в машину клиента, старается выбрать самый короткий маршрут.

На этом я с вами прощаюсь, и помните, сэкономленные – это заработанные деньги!