Декор из осколков посуды, или как склеить разбитую чашку. Мой «зеленый» бизнес: украшения из битой посуды

У меня разбилась любимая чашка, расстроилась я невероятно. Муж успокаивал: «На счастье». Дочка утешала: «Новую купим». А у меня, все равно, рука не поднималась выбросить остатки любимой посудинки. В конце концов решила я отложить черепки до того времени, пока не решу, куда же их можно применить.

Конечно, пользоваться даже слегка надколотой посудой не очень хорошо. Тут играют роль не только суеверия и советы экстрасенсов, но и здравый смысл. Такая кухонная утварь может подвести в любую минуту, хоть от горячего расколоться, хоть в руках треснуть и поранить сильно. Но вот выбрасывать ее совершенно не обязательно, можно найти и ей достойное применение.

Сказано – сделано! Отправилась разбитая чашка в коробку да на чердак, до зимы. Вот станет чуть больше свободного времени, и займусь я творчеством. А пока суд да дело, решила я почерпнуть идей и вдохновения в глобальной сети.

Оказалось, чего только умельцы из черепков ни делают. Тут вам и бижутерия, и мозаика, и кормушки для птиц…. Словом, придумать можно многое и в жизнь воплотить, было бы только вдохновение да время свободное.

В моей подборке вы найдете 10 самых простых идей, а также 3 мастер-класса для создания «парящих чашек-проливаек». Кстати, для их создания вовсе не обязательно брать целую посуду. Отвалившаяся ручка или трещина через всю чашку очень легко скрывается за декором.

А вы уже пробовали мастерить такие поделки?





LookBio рассказывает истории, которые помогают найти себя и сделать мир лучше. В этом материале вы познакомитесь с жительницей Санкт-Петербурга, ученым, любительницей фарфора и украшений Дианой Кикнадзе. Она нашла способ, как сделать из битой посуды украшения и предметы интерьера, который теперь из увлечения превратился в бизнес под названием «РеФарформа».

Грузия, языки и проза жизни

Я родилась и выросла в Грузии, в Тбилиси. Приехала в Петербург, чтобы продолжить обучение в аспирантуре. Я востоковед, японист, преподаватель языков.

Диссертация давалась мне очень непросто, я много работала, писала ночами, переживала, уставала. В какой-то момент я остро ощутила необходимость найти новое занятие, чтобы переключиться, разгрузить голову. Мытьё посуды или какая-то работа по-хозяйству уже не спасала, как раньше. Нужно было что-то полярно иное, тяжёлое и сложное.

Как нашлась идея?

Мозаика из разбитой фарфоровой посуды — меня зацепила эта идея, которую я случайно увидела на американском сайте etsy.com. Я нежно люблю фарфор, коллекционирую его, изучаю историю производства разных заводов, это страсть от мамы.

Конечно же, я сталкивалась с тем, что любимая посуда приходит в негодность и путь ей, как мне раньше казалось, только в мусорную корзину, я расстраивалась. Поэтому идея работы с разбитой посудой чрезвычайно увлекла меня, я поняла каким образом можно вдохнуть второе дыхание в осколки.

Я никогда не была рукодельницей, и при мысли о работе с фарфором я терялась, даже не представляя, чем его резать, обрабатывать.

Дома я нашла некоторое количество треснувшей, битой посуды. Помогли друзья и знакомые, предоставив мне ещё материала. Всех удивил мой внезапный интерес к бесполезным, казалось бы, осколкам и черепкам, но я была счастлива и набрала неплохую коллекцию разнообразных тарелочек и чашек.

Розочку можно убить

Начался период экспериментов. Я вдохновлялась работами западных мастеров и выкладывала панно, рамки, ключницы, горшки для цветов, всё, что можно покрыть мозаикой. Разумеется у меня не было никакого необходимого инструментария. Я била посуду молотком. Нацелившись, например, на красивую розочку, я её убивала, потому что центр тяжести падал именно на неё, она вся крошилась. Я не состояла ни в каких рукодельных сообществах и отчего-то мне не пришло в голову изучить, есть ли в доступности мастера, которые работают в подобном направлении, проконсультироваться с ними.

Случайно я увидела группу, посвящённую мозаике. Изучив её, я поняла, что существует специальный инвентарь. Щипцы, которыми можно аккуратно резать стеклянную мозаику. А что если не стеклянную, а, например, фарфор? — подумала я. Проконсультировавшись, я получила заветный инструмент, которым пользуюсь и по сей день. Стало возможным аккуратно резать,сохранять рисунок, добиваться более мелких деталей и это напрямую отразилось на качестве.

У меня не было учителей, однако я купила книгу «Мозаика своими руками», американского авторства, которая ответила на многие мои вопросы, показала существующие приёмы, техники и методы. Разумеется, я очень часто покупала не то, что надо, ошибалась с клеем, затирками, но постепенно я освоила всю эту лексику, полюбила строительные гипермаркеты.

Первые продажи и новая идея

Года два я занималась мозаикой, дарила исключительно знакомым, друзьям. Постепенно появились заказы и я осмелилась прийти к той мысли, что мои работы можно продавать.

Вместе с этим, меня не оставляла мысль о изготовлении украшений. Иногда попадались такие красивые фрагменты, что они буквально просились на брошку, серьги!

Идея изготовления украшений из осколков посуды совсем не моя. Она зародилась в 18 веке, в Европе. Китайцы держали в тайне секрет фарфора, экспортировали свои изделия в Европу за огромные суммы. Сервизы и вазы плыли в Европу на кораблях, разбивались в пути и поскольку стоили больших денег, то продавались потом даже в битом виде. Ювелиры обрамляли серебром и золотом красивые фрагменты и дамы впоследствии носили броши и перстни.

«Тиффани» без завтрака

Мой научный руководитель сделала мне замечательный подарок, подарив урок мастерства на выбор. Я заинтересовалась витражным мастер-классом. Посетив это занятие я познакомилась с техникой «тиффани» и поняла, что это именно то, что мне нужно. Это поможет мне делать украшения!

Стала пробовать, изучать материалы, опять-таки жестоко ошибалась с выбором ленты, паяльника, в интернете были редкие, разрозненные объяснения или я, возможно, не умела искать, не знала как и где.

Процесс был крайне медленным из-за отсутствия специальных станков. Шлифовку края, например, я делала алмазным маленьким надфилем, который похож на пилочку для ногтей. Всё это делалось в воде, пальцы болят, кожа сморщивается, продуктивность низкая, шов в итоге не очень ровный, пайка, соответственно, тоже. Сейчас, признаться, когда я смотрю на первые свои изделия, мне стыдно. Некоторые я переделала.

Материалы я тоже не знала толком где покупать, многие выбирала штучно, в розницу, что стоило гораздо больше.

Слишком дешево?!

Накопив некое количество работ я осмелилась выйти на свой первый дизайнерский маркет. Это был успех! Раскупили большую часть коллекции! Помню одну покупательницу, которая набрав целую ладошку украшений, ругала меня, что я продаю слишком дёшево, что такие работы должны стоить гораздо больше. С этого момента я поняла, что хобби перерастает в настоящее полноценное дело. Я увидела, что моя работа нравится людям и поверила в себя.

Бизнесом это стало тогда, когда я произвела серьёзные вложения в технику для моего ремесла. Была приобретена машина для резки фарфора, что позволило создавать невозможные ранее, тонкие формы. Появилась шлифовальная машина, что освободило массу времени и сберегло мои руки. Появилось вожделенное качество, красивая пайка, параллельно я нашла новую, хорошую фурнитуру. Я оборудовала себе мастерскую, наполняла страницы магазинчика в социальных сетях и специализированных площадках для hand-made изделий.

Что я об этом думаю

Мои работы в полной мере можно назвать экологичными. Во-первых, используется винтажный материал. Во-вторых, это настоящая вторая жизнь в новом прочтении для старого блюдца от сервиза вашей бабушки. Это память ушедших эпох - цвета, орнаменты, любимые мною клейма.

Возможно я отважусь на освоение ювелирных приёмов. Сейчас я стала употреблять в своих работах натуральный жемчуг, кораллы, старинные фарфоровые пуговицы из Чехословакии. Хочу, чтобы мои работы были не просто милыми, но концептуальными, дизайнерскими, уникальными.

Мой покупатель — женщина за 40 лет. Она состоялась в этой жизни, у неё непременно высшее образование, может быть свой бизнес, может какая-то интересная, полезная работа. Свой досуг она проводит в музеях, поездках, у неё хороший вкус. Носит она исключительно авторскую бижутерию, ищет её в небольших аутентичных лавках.

Если молоденькая девушка, то она — завсегдатай дизайнерских маркетов, где можно встретить оригинальную вещицу.

Я встречаю на улицах города людей в моих украшениях. Это очень приятно 🙂
Ряд заказов улетает в далёкие страны, иногда совсем экзотичные, например в город Альбукерке; государство Тринидад и Тобаго.

5 5 2

Если вы хотите сделать свое жилище оригинальным и неповторимым - это ваш вариант! И смотрится необычно, и материал достается фактически даром - просто собираете разбитые чашки, креманки и блюдца, а также зеркала, осколки кафельных плиток, которых во множестве остается после ремонта, запасаетесь «затиркой» - фугой, терпением и творим! Такой декор украсит любое жилье и сделает его непохожим на другие. И, конечно же, идея обязательно понравится вашим детям. Поэтому подумайте, возможно, пора обновить детскую?

Мозаика (от фр. mosaique, или лат. musivum — посвященное музам) пришла к нам с Древнего Востока. До нашего времени дошли редкой красоты шкатулки, украшенные восточными орнаментами. Из Востока мозаика попала в Древнюю Грецию, но ее золотой век пришелся уже на расцвет Римской империи, где таким способом украшали все: полы, стены, фонтаны, посуду, декорировали мебель… Умение красиво выложить мозаику очень ценилось и хорошо оплачивалось.

В средневековье мозаику стали применять при декорировании храмов и соборов, и с принятием христианства это попало в Киевскую Русь. Из-за недостатка материала внутреннее убранство соборов делалось долго, пока не было налажено производство собственной, киевской стеклянной смальты. Самым ярким примером тонкой работы киевских мастеров является «Оранта» в Софиевском соборе и убранство Михайловского собора. Немного погодя ее вытесняет фреска, хотя мозаика, в отличие от фрески не тускнеет со временем и не требует постоянной реставрации.

Так что, решив украсить свой дом мозаикой, знайте, что этому искусству уже более 5-ти тысяч лет!

Сегодня существует сотня способов украсить дом, и мозаика утратила свою актуальность из-за кропотливой работы и высокой стоимости. Но с возрастающей популярностью вопроса о второй жизни старых вещей, мозаика хенд-мейд из остатков битой посуды набрала оборотов. Кто был первым подавшим такую оригинальную идею, мы, увы, не знаем, но большую роль в распространении такого творчества сыграли… кафешки!

Кафе и рестораны, где из стен торчат носики расколотых керамических чайников, ручки фарфоровых чашечек и выложены целые панно из ярких блюдец, уже не редкость. Есть даже подобные кафе и в Киеве (например, лаундж-кафе «Ландыш»).

Знаменитый Гауди один из первых стал использовать битый кафель и керамику в архитектуре - кто не знает знаменитые лавочки в его парке Гуэль в Барселоне?

Итак, что нужно, чтобы начать работу? Во-первых, материал! Это может быть битая керамика, стекло или зеркало (чем объемней работа, тем больше материала понадобится).

Мозаика на стене

Сначала нужно определиться - что именно вы хотите увидеть в конечном результате? Если это будут хаотично размещенные на стене кусочки, тогда можете приступать к работе. А если же вы взялись за целое панно или незатейливую картинку, тогда придется подготовить стену. Для этого ее нужно очистить (от обоев, остатков клея), выровнять при надобности и немного зашлифовать.

Внимание! Температура при работе с мозаикой должна быть в пределах от +5 до + 30!

Нанесите на стену эскиз - пометьте, где и что у вас будет. Чтобы не обнаружилось посреди работы, что ваша картина не влезает, или что ее существенно перекосило!

Разведите раствор для укладывания мозаики (его можно достать в любом строительном гипермаркете, достаточно попросить основу под керамическую плитку). Рекомендую брать раствор белого цвета, иначе у вашей готовой работы может появиться нежелательный оттенок. Если вы применяете в мозаике стекло - тогда поищите прозрачный раствор.

Шпателем наносим раствор на стену. Не нужно сразу обрабатывать всю стену! Делайте работу по частям - загрунтовали кусок стены, выложили мозаику и так далее. Начинайте выкладывать рисунок от центра. Сначала - фигурки и второстепенные детали, и только затем фон.

Примечание: если у вас большие куски битой посуды, можно аккуратно разломать ее при помощи клещей или разбить при помощи молотка.

Через сутки наносите затирку. Перед этим мягкой влажной губкой уберите с мозаики все излишки клея. Затирайте работу по частям, тщательно обрабатывая каждый отдельный кусок мозаики. Через 10-20 минут, когда затирка потемнеет, можно удалять излишки с помощью влажной губки.

Не думайте, что битая посуда может использоваться только как декор стен! Рукодельники и умельцы со всех стран придумали множество самых неожиданных вариаций на эту тему!

Декор посуды: вазы, подсвечники, тарелки, подносы, подставки под горячее…

Декор мебели: столы и стулья, серванты и шкафы - да что угодно и что, как говориться, не жалко!

А как вам такие необычные скворечники?


Или вот эта диковинная раковина?

Особо меня поразили украшения, которые придумали создавать из осколков керамики ! Оказывается, кусочек расписной чашки может в умелых руках стать изысканной подвеской!

Так что нет предела человеческой фантазии! Попробуйте и вы создать нечто неповторимое!

Как ухаживать за мозаикой? Не стоит ее протирать воском, маслами, средствами, содержащими фосфорную кислоту или фтористоводородную. Используйте нейтральные чистящие средства (не абразивные). В случае сильного загрязнения, возьмите средство, в котором низкое содержание кислоты, а после сполосните большим количеством воды.

Ни одна хозяйка на кухне не может обойтись без посуды. Блюдца, тарелки, кружки и чашки – все это есть на каждой кухне. И неудивительно, что эти предметы быта обросли множеством примет и суеверий. Так все же, что значит разбитая посуда? Конечно же, она бьется к счастью. Об этом слышали все. Однако, не в любой ситуации все именно так, иногда это может предвещать некоторые неприятности.

К чему бьется посуда?

К примеру, на свадьбе любая битая посуда означает лишь счастье молодоженов. Так, если чашка или кружка, разбившись, разлетается на множество мелких кусочков, это предзнаменует долгую и счастливую жизнь для молодых.

Раньше в деревнях был довольно поучительный обычай. Молодая невеста, перед тем, как зайти в дом жениха, у порога должна была разбить глиняный горшок. Если горшок разбивался, то это значило, что девушка сохранила свою девственность, а вот если не разбивался, то это означало что, она не уберегла себя для будущего мужа.

В некоторых регионах на второй день свадьбы пришедшие на праздник гости начинали бить глиняные горшки на счастье молодоженам. Кое-где такие традиции еще остались и до наших дней. Во время свадьбы, жених, или жених вместе с невестой, должен разбить тарелку с едой, которую ему преподносят гости. Это будет означать, что молодожены оставляют позади все неурядицы и невзгоды.

Все вышесказанное помогает сделать вывод, что не стоит расстраиваться, если на свадьбе разбивается посуда. Это хороший знак, как и некоторые другие Но не во всех странах. Вот, к примеру, в Шотландии, если невеста разбила что-то во время свадьбы, то это к несчастью.

В повседневной жизни посуда бьется регулярно, и это нормальное явление. Но, в том случае, если тарелка разбита в момент ссоры, с негативными эмоциями, то ничего хорошего это не предвещает. Следует ожидать период неудач и разочарований, недостаток денег и ссор с близкими. А вот если какая-либо посуда была разбита с позитивными эмоциями, к примеру – “на счастье”, то это сулит приближение “белой полосы” в жизни человека, разнообразнейших благ, удачи и достатка.

Треснувшая посуда

Довольно плохой приметой является появление трещин на посуде без участия человека. В этом случае рекомендуется отколовшиеся куски и осколки сразу же собрать, и не выбрасывать в домашний мусорный мешок, а сразу же вынести на улицу и выбросить в мусорный бак. Такого рода трещины предвещают финансовые потери и прочие неприятности. В народных традициях трещины на посуде символизируют поглощение ими энергии, поэтому появление трещин на посуде изначально плохая примета.

Это же относится и к посуде из стекла, лучше сразу выкинуть в уличный бак и не оставлять в квартире, это не к добру.

Отдельно стоит упомянуть разбитые стаканы. Хотя, в разных регионах мнения на сей счет диаметрально противоположны. Где-то считается, что разбитый стакан предвещает удачу, улучшение деловых отношений и успехи в бизнесе. Но не для всех ситуаций такое толкование верно. Если стакан полный воды разбила женщина, то ей следует пристальнее смотреть за своим благоверным, скорее всего, у него появилась любовница.

Треснувшей или надбитой посудой пользоваться не следует, даже если повреждение несерьезное, и посуда все еще пригодна к использованию по своему прямому назначению, даже если это простая хлебница, ведь есть . Если продолжить пользоваться такой посудой, то это может вызвать несчастье, сделать жизнь человека “треснувшей”. Все осколки нужно быстренько собрать, и вынести из дома. Вне зависимости, разбился ли предмет случайно, или на удачу.

История примет с посудой

Приметы, связанные с посудой, имеют глубоко древнюю историю. Еще со времен глиняных горшков существовали различные правила и предписания, как обращаться с этими предметами быта. К примеру, если глиняный горшок разбивался, то это означало, что в дом в скором времени придет беда. У наших предков посуда ассоциировалась с достатком и благополучием, которое давал бог Солнца – Ярило. А разбитая посуда показывала неуважительное отношение человека к нему, со всеми вытекающими негативными последствиями. Так же и как различные

В настоящее же время, мы наоборот говорим “к счастью”, может именно положительный настрой и отгоняет беду от человека. Но все же, битую посуду лучше в доме не хранить. Это всем известная и самая давняя примета, связанная с битой посудой.

Битые чашки и плошки в последний год превратились для меня в ценную ценность. Сначала мне просто было жалко выбросить одну из любимых чашек, у которой просто отвалилась ручка. И я, как классический «скопи-домок», припрятала её))
Потом была еще чашка, и еще, и еще… Но теперь я не выбрасывала их принципиально. Потому как задумала сделать на новой даче кухонный фартук из битой посуды. Коей к декабрю месяцу этого года у меня уже накопилось достаточно.
Вышло вот что:

А теперь как делала.

В качестве основы был выбран гипсокартон. Исключительно из прагматичных соображений. Во-первых, он проще пилится (никаких тебе лобзиков, пыли и последующей генеральной уборки). А во-вторых — он относительно легкий, что немало важно, ведь итоговую работу сильно утяжелят материалы, и если еще и основа будет тяжелой, опять пупок надорву, пока буду таскать и крепить.

ВАЖНО: гипсокартон выбираем влагостойкий! Кухонный фартук — элемент влажной кухни. Тем более если эта кухня, как у меня, на неотапливаемой зимой даче.

Лист, к сожалению, пришлось взять самый маленький из имевшихся в «Леруа»: 150 см. на 60 см., хотя мне требовался на 65 см. Но мне было проще довезти домой на седане два маленьких листа, чтобы потом склеить их, чем один большой.

Отмеряем нужные размеры. Режем прямо по поверхности обычным строительным ножом.

Потом переворачиваем лист разрезом наружу, и с другой стороны хря-я-ясь кулаком, или как я коленом)) Лист разламывается ровненько, словно так и было)

Дальше мне пришлось подгонять лист под необходимую ширину в 65 см. Для этого отрезала аналогичным способом от второго листа полоску необходимой ширины. Приложив, приклеила ее пропитанной в ПВА серпянкой (строительной сеткой) с двух сторон. Оставила склеенный лист сохнуть на ночь.

Подготовленный и обрезанный под необходимый размер (у меня это 110 см. на 65 см.), для лучшей адгезии сначала пропитала грунтовкой, а потом покрыла бетоноконтактом. Снова оставила сохнуть на ночь.

Для того чтобы потом было меньше проблем с крепежом, еще до начала творческой части работы просверлила в гипроке дырочки. Гипсокартон очень податлив, и сверлить можно простым шуруповертом.

Дырочки сверлим через равные промежутки.

А чтобы потом, во время работ, не замазать их случайно клеем или затиркой, можно вставить в них маячки. Я, например, воткнула саморезы. Главное потом не наступить на них пяткой:)

Сначала клеем основные элементы. У меня они и практичные, и эстетичные.
Практичные это:
- кружки (без ручек), в которые я потом смогу складывать ложки и вилки;
- отбитые ручки, приклеенные горизонтально: на них, с помочью крючков, я буду вешать полотенчики и ложки-поварешки;
- почти пополам разбившаяся пиалка, которую я тоже смогу использовать как маленькое место хранения (спичек, например).

***

***


А эстетичные это, например, найденные мною в коробке с фарфоровые помидорка и чесночок, которые я «положила на блюдо» схожей цветовой гаммы


***


***


…а еще вазочка из тончайшего китайского фарфора (отбился уголок донышка), аккуратненькая подставка под горячее в прованском стиле (треснула), и в том же стиле выполненная пашотница (отбился малюсенький кусочек сверху).

После того, как основные элементы приклеены, начинаем заполнять образовавшееся между ними свободное пространство. Тут уж - паллет фантазии! Кусочки разноцветной битой посуды можно полностью перемешать и клеить в хаотичном порядке; а можно — кластерами, подбирая их по цвету и фактуре.
Я выбрала второй вариант.

Несколько слов о собственно самом процессе битья посуды. Дело это опасное: осколки реально разлетаются фонтаном. И если работа ведется не в мастерской, а в обычном жилом помещении, дело может кончиться не только занозой в ноге, но и «диагнозом Кая» — осколком в глаз.

Поэтому — ВАЖНО ! — бьем посуду, накрыв ее тканью! Я, прежде чем постучать по чашкам молотком, заворачивала их в старую сыновью рубашку.

Дальше комментарии излишни — все понятно по фотографиям:


***


***


***


***


***


***

После того, как все черепки приклеены и клей высох, нужно замазать швы (все точно так же, как при укладке обычной плитки). Заритка у меня тоже из заначек, оставшихся с ремонта, поэтому про оптимальный выбор ничего не пишу - использовала ту, что была:

Затирки уходит реально много! Больше, чем на плиточную кладку, т.к. собственно самих швов больше. И работать приходится небольшими участками и кропотливо. Поэтому я разводила затирки совсем чуть-чуть.

Позорище, но дома не оказалось ни одного резинового шпателя для работы с затиркой. Голь на выдумки хитра, и вместо него я использовала кусочек от пластиковой крышечки от фабричного пищевого контейнера из-под салата «Чука» :)

Затираем все швы, тут же смывая остатки с поверхности черепков. Если затирка засохнет — ее потом не отдерешь!
Ну вот и все — фартук готов:


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***


***

Ну и на последок: рабочее место во время этого далеко не самого быстрого творческого процесса будет выглядеть примерно вот так:)