Деревянные кресты на могилу своими руками. О кресте, его видах и пропорциях

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Крест – это священный символ православной веры, который сопровождает каждого крещеного человека практически от рождения и до окончания земной жизни. Именно его священнослужители рекомендуют использовать в качестве памятника на могиле умершего, ведь он будет одухотворять место захоронения, помогать усопшему перейти в иной мир. Размеры креста на могилу могут быть самыми разными, но он обязательно должен соответствовать принятому «золотому сечению».

Какой формы должен быть крест?

Со времен появления православия кресты стали неотъемлемой составляющей христианской жизни, символизирующей бессмертие души. Обычай устанавливать распятие на кладбищах зародился еще во времена князя Владимира и по сей день он не теряет своей актуальности. Существует несколько вариантов исполнения креста, но на могилах чаще всего используется только два вида:

  • Шестиконечный, в котором предусмотрена только нижняя косая перекладина — «праведное мерило». Согласно некоторым апокрифическим данным такая перекладина была опорой для ступеней Христа. Две ее стороны символизируют духовную составляющую человека, а также возможность прощения всего содеянного. Конец, опущенный вниз – это грех не раскаяния, а поднятый вверх – благодетель покаяния. Как правило, вниз опущена левая половина, так как по преданиям именно с правой стороны находился разбойник, покаявшийся перед своей смертью. При сооружении креста важно соблюдать сорока пятиградусный угол наклона планки.
  • Восьмиконечный, дополненный короткой верхней горизонтальной перекладиной. Утверждается, что такая же планка была на оригинальном распятии и на ней была прикреплена табличка с надписью – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Именно восьмиконечный крест чаще всего выбирается для кладбища, так как он полностью отображает бессмертие души и спасение во Христе.

Стоит подчеркнуть, что по канону на распятии, расположенном на могиле, не должно быть никаких эпитафий, фотографий покойного.

Каких размеров должно быть распятье?

Православный восьмиконечный крест создается на основе классических пропорций человека, которые также принято называть «золотым сечением». Он должен состоять из четырех перекладин, каждая из которых находится на определенном месте. Так как их расположение носит древний сакральный смыл, то отклонения даже в пару сантиметров недопустимы.

Согласно «золотому сечению» коэффициент идеального соотношения сторон составляет 1,618. Именно по нему и создаются классические могильные кресты. Расположение всех перекладин должно соответствовать таким параметрам:

  • Вертикальная основная перекладина, отвечающая за высоту креста – 1,618 метра.
  • Самая длинная продольная перекладина, к которой по преданию прибивали руки Спасителя – 1,618 метра. Она располагается на 0,382 метра ниже от конца вертикальной планки.
  • Верхняя перекладина, являющаяся прототипом таблички – 0,382 метра. Расстояние от нее и до основной перекладины – 0,236 метра.
  • Нижняя перекладина, символизирующая подножие или весы справедливости, располагается под углом в 45 градусов. Ее концы должны расходиться в стороны на 0, 125 метра от основной вертикали. Центральная часть перекладины располагается на расстоянии 0,5 метра от нижнего края креста.

Стоит подчеркнуть, что высота могильного креста может быть любой, но при этом важно соблюдать все установленные пропорции. Только в этом случае распятие будет правильным с церковной точки зрения.

Из чего сделать распятие на кладбище?

Выбирать материал для изготовления креста на могилку необходимо с учетом времени его эксплуатации. Если планируется установка гранитного памятника, то не нужно выбирать дорогостоящие материалы. Сегодня распятия делаются из:

  • Дерева – это классический вариант, использующийся в 90% случаев. Деревянные кресты легко утилизируются после потери внешнего вида, они стоят недорого и доступны всем. Если же планируется оставить деревянное распятие на более длительный срок, то следует заблаговременно покрыть их морилкой, олифой, краской или лаком. Это сделает распятие устойчивым к погодным явлениям.
  • Металла – в последнее время этот материал используется нечасто, но зато он долговечен и непривередлив. Металлические кресты, сделанные при помощи художественной ковки, выглядят не хуже дорогостоящих памятников, но зато более полно отображают духовную составляющую человеческой жизни.
  • Бетона, гранита, камня – дорогостоящие варианты, используемые в качестве аналога памятным монументам. Отличаются долговечностью, привлекательным внешним видом и устойчивостью к погодным условиям.

Устанавливать крест следует в ноги покойнику, так как он символизирует бессмертие и будущее воскресение. Обращенный к лицу усопшего, он поможет ему быстрее расстаться с телом и перейти в другое божественное измерение.

Крест - главный символ христианства и бесконечной веры. Почитая его образ, христиане поклоняются не орудию казни, а всепобеждающему духовному оружию и символу вечной жизни, которая была дарована людям вместе с искуплением от греха. Надглавные кресты, воздвигаемые над православными храмами, имеют множество форм, несущих определенное символическое значение, однако самыми распространенными являются шестиконечные и восьмиконечные.

Шестиконечные кресты

Широко распространенный ещё со времен Древней Руси, шестиконечный крест с косым подножием - мерило праведное - веками венчал собой купола храмов. Наклонное подножие имеет два значения. Первое - это перекладина весов «страшного» суда, чья верхняя сторона символизирует освобождение покаянием, а нижняя - нераскаянный грех. По второй версии верхний конец, как стрелка компаса, указывает человеку на начало духовного возрождения и направление пути из мрака в область света.

Восьмиконечные кресты

Воздвигаемый над храмом восьмиконечный крест, в основании которого часто можно увидеть полумесяц, наиболее точно воссоздает исторически достоверную форму креста, на котором был распят Иисус Христос. С давних времен считавшийся мощной защитой от невидимого и видимого зла, он, кроме нижней косой и горизонтальной перекладин, имеет ещё одну, символизирующую табличку с надписью INRI (аббревиатура латинской фразы, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и восходящей к Новому Завету).

Иные формы

К излюбленной форме древнерусский мастеров можно отнести Трилистник, который является символом Живоначальной Троицы, при этом завершения концов креста могут быть как круглые, так и треугольные (заостренные). Не менее распространенной была и Звезда утренняя, создавая которую кузнецы украшали звездами лучевое сияние, исходящее из центра креста. Кстати, именно при помощи этих волнистых или прямых линии мастера решили задачу изображения невещественного света жизни.

Помимо линий-сияния на православных крестах можно увидеть виноградную лозу с гроздьями ягод, голубя, изображающего Святого Духа, цветы и готовые распуститься побеги - апофеоз животворящей силы.

Пропорции и способы изготовления

Вне зависимости от формы, все кресты, венчающие купола православных храмов, изготавливаются в соответствии с каноническими (золоточисленными) пропорциями, которые отличаются исключительно высоким эстетизмом и определяют безупречное соответствие между целым и частями. Пропорции «золотого сечения», известные с глубокой древности, благотворно влияют на человека, присутствуя во всех гармоничных явлениях жизни и, следовательно, только согласно им может быть построен символ Бога и Веры. Пропорции тела также подчиняются закону «золотого сечения», и, осеняя себя крестным знамением, человек передает их и накладываемому кресту.

Все размеры православного восьмиконечного креста определяются членами ряда «золотого сечения». Общепринятым обозначением этой пропорции является Ф (в честь Фидия, древнегреческого скульптора, первым применившего Божественное сечение при создании своих произведений), равное 1,618. Исходя из этого, если взять высоту креста за 1,618, то:

  • Длина средней перекладины Ф=1;
  • Расстояние от верха креста до средней перекладины и длина верхней перекладины Ф-2=0,382;
  • Расстояние между средней и верхней перекладинами равны Ф-3=0,236;
  • Расстояние от верха креста до верхней перекладины Ф-4=0,146;
  • Расстояние от основания до нижней косой 1/2Ф=0,5.

Вертикальные элементы могли вытягиваться в зависимости от высоты строения и визуального восприятия креста с земли.

Строительно-реставрационная компания «Искон» предлагает три варианта изготовления крестов, отличающихся исполнением и стоимостью:

  • Из черного металла, облицованного листовой нержавеющей сталью, покрытой нитридом титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением нитрида титана;
  • Из нержавеющей стали с последующим напылением 24-каратного золота.

Расчеты и создание модели

Вначале необходимо нарисовать эскиз модели будущего креста. При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека. Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.

Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие соотношения должны иметь следующий вид:

Длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;
- расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.;
- верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.;
- от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.;
- между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.

Материалы для изготовления

Необходимо определиться, из чего будет сделано могильное распятие. Именно от этого в первую очередь зависит и весь последующий процесс подготовки, а потом и собственно изготовления изделия. Наиболее популярными материалами в нашем случае являются дерево, металл и камень.

Легче всего самостоятельно сделать деревянный крест. Чтобы получился правильный и красивый остов модели, вам понадобятся базовые столярные навыки.

Если же вы захотите затем украсить почти готовое изделие резьбой, потребуются еще и художественные способности. В самом конце работы древесину необходимо обработать морилкой и покрыть лаком, чтобы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды.

Металл является менее податливым материалом, чем дерево, и требует совершенно особых навыков и подходов. При этом он не менее пригоден для художественной обработки. Искусный мастер способен произвести из него очень красивые вещи. Наиболее распространенным способом изготовления металлического могильного креста считается ковка. При этом способе обработки материал получает дополнительный запас особой прочности, и устойчивости к окислению, которая позже усиливается с помощью антикоррозийного покрытия и последующей окраски.

Если вы умеете ковать железо и вам доступны необходимые для этого технические средства, то у вас есть возможность придать сделанному вами кресту любую необыкновенную конфигурацию из тех, которые предлагает христианская культура. Камень является самым трудоемким материалом, однако все трудности изготовления с лихвой компенсируются его выдающимися эксплуатационными качествами и прежде всего долговечностью. Он отличается природной неповторимостью, красотой и прочностью. При этом готовое изделие из него будет требовать минимального ухода и простоит века.

У всех народов имеются свои принципы захоронения, но, когда умирает человек, возникает масса вопросов, связанных с оформлением и установкой креста на могиле.

Православный крест на могилу должен быть обязательно установлен сразу же после захоронения.

Где ставится крест на могиле у православных?

Если на могиле имеется крест, то это говорит о том, что умерший был христианином. У православных христиан, как правило, на могиле устанавливается восьмиконечный православный крест. Хоронят головой на запад, для того чтобы он мог видеть восход солнца.

Крест в ногах позволяет умершему видеть крест и молиться на него.

Стоит отметить: иногда на крест прикручивают фотографию умершего, но священники этого делать не советуют. Лучше всего на табличке написать дату смерти и рождения, а также фамилия, имя, отчество умершего.

Почему на могиле ставят крест?

В православии устанавливает на могиле крест в связи с тем, что покойный верил во Христа и носил при жизни нательный крест, и теперь он находится под покровительством Распятия, расположенного лицом к умершим, чтобы при воскресении восстать из гроба и увидеть оружие победы над дьяволом.

Пропорции и размеры креста на могилу

Сами размеры креста на могилу могут быть разными, но они должны соответствовать «Золотому сечению». Поперечная планка креста должна приравниваться 1/3 высоты самого издеия, которое умножается на 2 и получается что верхний конец составляет 1/3 центра креста.

Боковые планки тоже должны приравниваться по 1/3, а нижняя часть будет составлять 2/3. На нижнюю часть креста прибивается наклонная планка, которая будет параллельна верхней части креста. Наклон самой планки должен приравнивается 45 градусов, а длина должна равняться длине таблички.

Косая перекладина, которая имеется на кресте, представляет собой весы правосудия. Согласно библии на Голгофе были распятые два разбойника, один был с левой стороны от Христа, а другой с правой. С правой стороны разбойник покаялся и получил прощение, и об этом говорит косой конец перекладины, который направлен вверх.

Как сделать своими руками крест из металла?

Временные кресты на могилу чаще всего делается из дерева, но также могут быть сделаны и из металла. Раньше делали кресты из железа, иногда покрывали их титановым напылением, также могли использовать сталь, чугун.

Многие приобретают металлические кресты в ритуальных магазинах, но иногда близкие делают такой крест своими руками. Опять же его размеры должен быть обязательным соблюдать пропорции «Божественного сечения».

Для того чтобы делать этот крест самостоятельно нужно выбрать профильную трубу, также табличку, на которой записать сведения о покойном. Перед монтажом необходимо покрасить изделия в нужный цвет. После желательно покрыть антикоррозийным лаком, чтобы железо не покрывалось ржавчиной.

Как сделать своими руками крест из дерева?

Изготовить деревянный крест на могилу достаточно легко, чтобы он получился красивым и правильным надо знать базовые столярные навыки.

После того как крест будет изготовлен по структуре «Золотого сечения», в конце работы обязательно крест пропитывается морилкой и покрывается лаком.

Можно ли менять крест на могиле?

Если крест на могиле со временем износился и прогнил, то его можно заменить на новый, но при этом старый крест должен быть сожжен.

Дело в том, что в русской православной церкви дерево было самым распространенным материалом из которого создавали кресты на кладбище. Наши предки кресты не красили, т.е. оставляли материал таким, какой он есть.

Но сегодня многие задумываются над тем, как сохранить память о близком, и чтобы крест не потерял внешнего вида и простоял намного дольше, прежде чем покрывать крест лаком и морилкой, необходимо зачистить все неровности и сделать поверхность гладкой. После покрыть крест морилкой, уже после лаком. Лак высыхает не сразу по стечении определённого времени.

Некоторые покрывают крест воском, тогда он приобретает матовый оттенок и это защищает его от короедов и солнечных лучей. Существует несколько видов покраски крестов, но при выборе покрытие необходимо обратить внимание, чтобы само покрытие могло защитить дерево от воздействия окружающей среды.

Что делать с крестом после установки памятника?

Большинство священников утверждают о том, что после того как деревянный крест меняют на памятник, его необходимо сжечь, а оставшийся прах развеять на могиле в виде Креста. Если же сжечь его невозможно, то в этом случае крест разбирается и закапывается в надгробье.

Церковь разрешает распиливать деревянный крест и закопать его рядом с могилой или отдать малоимущим людям, у которых нет средств, чтобы установить такую похоронную атрибутику.

Если на территории кладбища имеется церковь или часовня, то как правило крест приносят священнослужителям, а они заботятся уже о том, чтобы он был сожжен по всем правилам.