Игумения Феофила (Лепешинская) - Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях. Читать онлайн «Рифмуется с радостью

Настоятельница Богородице-Рождественской пустыни калужского села Барятино написала книгу «Плач третьей птицы» о проблемах современных монастырей

Игумения Феофила (Лепешинская)

Матушка Феофила — энциклопедически образованный человек. В монастыре, которым она руководит, помимо обширного хозяйства и шести десятков кошек, есть роскошная библиотека, состоящая из 7000 томов . Каждую книгу игумения отбирала собственноручно. Диапазон изданий поражает: нижний ярус книгохранилища целиком отведен под православную литературу, а на втором — сугубо светские произведения. Наряду со святоотеческими творениями здесь можно запросто встретить труды таких далеких от Церкви авторов, как Петр Чаадаев и Ролан Барт.

Интерьер монастырской библиотеки

Сама себя игумения Феофила писательницей не считает. Имея за плечами журналистское образование, она привыкла высказываться только на те темы, в основу которых априори заложен конфликт. Первая книга матушки «Дерзай, дщерь! Размышления о женском призвании» написана как отклик на факты об уничижительном отношении некоторых церковных деятелей к воцерковленным женщинам . Когда настоятельница размышляет на какую-то волнующую ее тему, она всегда перечитывает Евангелие, обращая внимание на отношение Христа к этой проблеме. Так было и при работе над книгой «Дерзай, дщерь!», причем ни одного случая пренебрежения Иисуса к своим собеседницам ей обнаружить не удалось. Мало того, тайну своего Призвания Господь впервые открыл именно самарянке — представительнице презренного для правоверных иудеев народа!

Здание монстырской библиотеки и домового храма преподобного Сергия Радонежского

Книга «Плач третьей птицы» основывается на горьком опыте игумении Феофилы. В свое время ее изгнали из одного из монастырей — вместе с несколькими другими послушницами. Трудно поверить, но впоследствии каждая из них стала настоятельницей какой-либо обители. Тема излишне суровых порядков в наших обителях, увы, не нова. Истоки этой проблемы матушка видит в отсутствии преемственности церковной традиции, которая прерывалась на 70 лет всеобщего безбожия . В этот период на территории России не было ни одного женского монастыря. Поэтому не стоит удивляться, что когда они стали возобновляться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, нередко в их главе поставлялись случайные люди.

Монастырский котик

Книгу «Плач третьей птицы» критики нередко ставят в один ряд с сочинением «Исповедь одной послушницы» Марии Кикоть. Разница лишь в том, что последняя, в отличие от матушки, покинув стены ненавистного монастыря, полностью разочаровалась и в религии. Матушка Феофила тонко подмечает, что раз такое с Марией случилось, значит к вере по-настоящему она никогда и не приходила . Да зачем надо было мучить себя целых семь лет в монастыре, тогда как все плюсы и минусы любого коллектива человеку становятся очевидными в течение года.

Монастырский котик

«Я вынесла сор из избы», - говорит Игумения Феофила о замысле книги «Плач третьей птицы». При этом она признается, что ни за что бы не ушла из монастыря по собственной воле, предпочитая терпеть и смиряться ради спасения души. Да и гонения на Церковь, по мнению матушки, полезны, потому что только в их горниле выковывается подлинное богословие . Размышляя о состоянии современного Православия, она заметила, что «практикующих верующих» в России всего 2% (именно столько посещают храмы на Пасху). Да и то многие из них имеют настолько дремучие представления, что матушка поостереглась бы называть их христианами. К тому же не надо забывать, что до смертного часа о вере любого человека вообще невозможно судить компетентно.

Храм Рождества Богородицы

Постоянные медийные атаки на Патриарха Кирилла игумения Феофила объясняет тотальным человеческим невежеством. Вопиющая людская необразованность формирует и неправильные представления о монашестве. Главным заблуждением в этой сфере матушка считает убеждение, что в инокини девушки подаются от несчастной любви . За опровержениями далеко ходить не надо. Экскурсию для журналистов, приехавших в Барятино на презентацию книги «Плач третьей птицы», провела молодая монахиня с ясным взором и отменным чувством юмора. На вопрос, был ли у нее к моменту ухода от мира молодой человек, она ответила, что слишком была увлечена для этого учебой на художника по керамике. Поехав студенткой на три месяца в Оптину пустынь, она приняла в итоге решение о постриге. В Богородице-Рождественской обители сестра уже 11 лет. Помимо проведения экскурсий, пишет иконы, заведует монастырской котельной.

Иконы кисти нашего гида в домовом храме преподобного Сергия

Круг обязанностей нашего гида опровергает еще одно обывательское заблуждение о том, что в монастырях жить очень легко. Каждая насельница Богородице-Роджественской пустыни имеет по 3-4 послушания, среди которых - приготовление пищи, уборка территории, уход за огородом, коровами и козами. Особая статья - многочисленные кошки, буквально наводнившие монастырь. Оказавшись в Барятино, матушка Феофила столкнулась с жестокой местной традицией закапывать в землю «ненужных» котят живьем. Монахини принялись спасать несчастных зверей, но тут появилась другая проблема: кошек начали подбрасывать в монастырь в огромных количествах - несмотря на грозные объявления о том, что это грех . Сейчас в пустыни порядка шестидесяти «мурлык», многие из которых ждут-не дождутся своих новых потеницальных хозяев.

Храм Рождества Богородицы

Хлопот у монахинь хватает, так что игумения Феофила не желает делать пустынь проходным двором. Конечно, если паломники нагрянут сюда без предупреждения, их никто не выгонит, но приезд сюда организованных групп богомольцев на автобусах на поток не поставлен. Как и многие обители такого рода, монастырь остро нуждается в материальной помощи (одно содержание такой кошачьей оравы чего стоит!). Так что сестры будут рады любой посильной помощи.

О монашеском подвиге и проблеме современных монастырей.

Не так давно я наткнулась на рассказ о жизни студентки Московской духовной академии, она призналась, что литературу не по программе, что-нибудь «идеологически неправильное», например , читает украдкой. Насколько это оправданно, с Вашей точки зрения?

Мы читать не запрещаем, другое дело, что Замятина сейчас мало кто знает. Вся библиотека монастыря составлена мной. Я ездила по всяким лавкам и покупала книги. Считаю, что вся классика, все, что называется литературой, - все это должно у нас быть. Не прочтут сейчас, прочтут попозже. А Замятина читать надо...

Я уже говорила про очерк о жизни студентки Лавры. Насколько я знаю, после публикации этого материала автора настоятельно просили удалить текст с сайта. Причем просьбы шли от пресс-службы Духовной академии. Получается, что студенты не могут даже рассказать о себе, хорошо ли это?

Нехорошо. Ну понятно же, что это нехорошо, но разные люди бывают, к сожалению. В Лавре всегда были жесткие рамки и в семинарии, и в училище. Возможно, девушка кому-то рассказала, что такая публикация есть, может быть, не надо было этого делать.

А книгу Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы» Вы читали? Как Вы к ней относитесь?

«Плач третьей птицы» впервые вышел в 2008-м под псевдонимом «Монахиня N». Книга встретила неоднозначные отзывы: часть читателей увидела любовь автора к современному монашеству и беспокойство за его будущее, другая часть решила, что автор «выносит сор из избы».

Конечно, читала, со жгучим интересом. Только благодаря ей была переиздана и моя книга. Но эффект от книги Кикоть в итоге отрицательный. Понимаете, в монастырях же никто тебя цепями не сковывает. Зачем она там жила семь лет? Это первый вопрос. Второй - там живет более ста человек. Они-то живут, и никто Бога не потерял. Но у нее не было Бога. Бывает такая ситуация, когда у человека просто неправильная установка. Она пошла туда из чистого любопытства. Ведь сейчас столько монастырей и все они разные, можно себе подобрать. Чтобы узнать место, там нужно пробыть год. У меня нет веры в искренность этого человека.

То есть Вам кажется, что там не столь много проблем?

Автор книги ничего не придумала, но она и ничего хорошего не увидела. Я не имею права говорить что-то конкретное, потому что я там не живу. Когда там жила (а жила там недолгое время), я замечала некоторые тенденции жесткого управления. Но поскольку мы с матерью Николаей обе из монастыря Шамордино (Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь), на меня это не распространялось.

В чем Вы видите проблему современных монастырей?

За годы советской власти мы потеряли преемственность. Что касается монашества, это большая потеря. Потому что раньше, когда молодые приходили в монастырь, они смотрели на старших и учились делать так же. Но что случилось с женскими монастырями в России? Ни одного не осталось. Поэтому, когда пришли мы, учиться было не у кого. И вот берут и назначают тебя игуменией, потому что ты ходила в церковь, потому что какой-то батюшка посоветовал тебя и так далее. А ведь все игуменьи, пришедшие тогда в монастыри, были такими же необразованными, как и все остальные. Что делать? Самый простой выход - вести себя как начальницы.

Только что, общаясь с другими журналистами, Вы сказали, что гонения на церковь - это не так уж плохо. Можете пояснить?

Церковь без гонений - это как человек без корней. Если бы не было гонений, у нас бы не было никакого богословия. После прекращения преследований первых христиан был период, когда гонений не было. Пошли ереси, благодаря этому стало понятно, что надо создавать учение. Всякая критика, даже если она совершенно несправедливая, помогает и очищает. Люди начинают задумываться. Есть Церковь как институт Христа, Eго творение, за которым Он всегда смотрит, а есть церковь как система, без этого тоже нельзя, иначе будет хаос. Любая система может давать сбои, и критика в этом случае очень важна.

Для многих людей православие - это более широкое понятие, чем вера. Бога мало кто отрицает, настоящих атеистов, как одиозный Никонов, совсем немного. А православными люди себя считают, соединяя два понятия: православие и патриотизм. Почему «русские не сдаются», почему русские знают, что есть что-то выше и дороже их собственной жизни? Это православие. Я давно заметила, что православие плавает в нашей крови, в хорошем и в плохом смысле. И достоинства, и недостатки отсюда.

Ну а что касается восьмидесяти процентов, так ведь это всегда было. Человек вспоминает о Боге в самые трагические моменты жизни. Приходит в храм, заливается слезами. Но церковь считает по головам, видит тех, кто приходит хотя бы на Пасху. И это пока что 2% - те люди, которых католики называют практикующими верующими. Но с другой стороны, до смертного часа мы не можем сказать о человеке ничего окончательного.

Если вы хотите поддержать обитель, пожертвования можете перечислить на банковские реквизиты:
Получатель: Богородично-Рождественская девичья пустынь
ИНН: 4004008713
КПП: 400401001
Расчетный счет: 40703810622200100092
Банк получателя: Калужское отделение № 8608 ПАО Сбербанк г. Калуга
Корреспондентский счет: 30101810100000000612
БИК: 042908612
ОКПО: 44375623
ОКОНХ: 98700

Игумения Феофила (Лепешинская)

Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях

Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях

Религия. Война за Бога
Первое издание этой книги о современном монашестве в России было анонимным. Даже тогда, когда все узнали, увидев обложку второго издания, кто автор «Плача третьей птицы», страсти не утихли. Книгу написала игумения действующего монастыря Русской Православной Церкви Московского Патриархата, знающая о монашестве столько, что у нее всегда есть о чем сказать с иронией или болью, а о чем – промолчать. Это честная, содержательная, пронзительная и откровенная книга о монахах и монастырях, написанная изнутри человеком, пережившим возрождение монашества в России. Сила свидетельства игумении Феофилы – в постоянном обращении к молитвенному очагу, к духовной высоте и сокровенной красоте подлинного монашества. Третье издание дополнено предисловием Олеси Николаевой и разделом с практическими рекомендациями для собравшихся посетить монастырь с теми или иными целями.

Игумения Феофила (Лепешинская)

Плач третьей птицы: земное и небесное в современных монастырях

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви

Номер ИС Р17-710-0383

© Игумения Феофила (Лепешинская), текст, 2017

© Николаева О. А., предисловие, 2017

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2017

Предисловие

Лет пятнадцать назад в церковной книжной лавке мне попалась небольшая книжка некой монахини N. «Дерзай, дщерь» – кратко говоря, о христианском понимании места, назначения и роли женщины в мире. Открыв ее наугад, я уже не могла оторваться, а прочитав целиком, испытала чувство радостного открытия. Такое бывает при встрече с живым, талантливым и осмысленным явлением. И – совершенно беспрецедентный для меня случай – купила сразу этих книг штук семь, а то и десять, чтобы дарить, и, вручая избранницам, неизменно чувствовала, что дарю что-то очень ценное, очень важное для этого человека, и предвкушала то духовное наслаждение, которое он испытает при чтении.

Потом меня пригласили выступить перед сёстрами Богородично-Рождественской девичьей пустыни в селе Барятино, недалеко от Калуги, и я вместе с мужем приехала туда. Нас встретили у ворот настоятельница и ее помощница, провели в трапезную, где уже сидели монахини и послушницы. Я читала им стихи и отвечала на вопросы. Кое-что в ходе этой беседы, а именно – некоторые важные пояснения и точные реплики, которые вставляла игуменья, – навело меня на смутную догадку, которая потом, когда мы были приглашены на трапезу и разговорились с игуменьей, переросла в уверенность, что передо мной – та самая таинственная монахиня N., автор столь поразившей меня книги. Я ее узнала по обороту речи, по интонации, по умному взгляду проницательных глаз… Так и оказалось. Это была игуменья Феофила.

Потом она написала новую книгу, именно эту – «Плач третьей птицы», которую и прислала нам с мужем по электронной почте еще до издания. Сгорая от нетерпения поскорее ее прочитать, мы вывели ее на бумаге и сели с ним рядком, передавая друг другу прочитанные страницы… Образцово выстроенная, написанная великолепным языком, насыщенная смыслами, как обретенными в Священном Писании, святоотеческой литературе и мировой культуре, так и подкрепленными личным духовным опытом, эта книга из тех, с которыми не хочется расставаться: с ней хочется жить, перечитывать, учиться по ней проникать в суть движений собственной души и осмыслять повороты внешних событий. Ибо она дает ключ к пониманию христианской жизни, протекающей здесь и сейчас, в условиях современной России, в определенный исторический момент, причем вписывает ее в контекст евангельской метаистории, задающей масштаб.

Удивителен объем эрудиции автора, который легко и свободно распоряжается ею, органично и компактно ставя ее на службу главной идее спасения человека. Тонкости христианской антропологии, православной догматики, аскетики, патристики, герменевтики, нравственного богословия, духовничества, церковной истории, Писания и Предания, – словом, церковность явлена в этой книге в экзистенциальном свете: высокие умозрения отражаются и преломляются в конкретных проявлениях человеческой жизни, свидетельствуя о своей насущности. Это – «хлеб наш насущный».

Кроме того, впущенные в пространство книги и соседствующие здесь житийные истории, принадлежащие разным векам, сюжеты из текущей современной церковной жизни, а также богословские умозрения, элементы православного вероучения, молитвенной практики, изречения церковных деятелей прошлого и высказывания проповедников нашего времени, поэтические строки литературной классики, взятые в качестве эпиграфов к каждой главе, и даже публицистические отступления, – все это, переплетаясь, создает картину единства христианского мира, вбирающего в себя время и пространство.

Речь здесь идет, прежде всего, о монашестве и монастырях как таковых и о монастырях, воссозданных после крушения оплота богоборчества и атеизма – советской империи, по преимуществу. Пребывание внутри этого процесса – возрождения монашеской жизни в России – дает игуменье Феофиле не только опыт очевидца, но и власть свидетельства о том, как это происходило: в книге множество конкретных случаев, ситуаций, примеров ошибок, искривлений и срывов новоначальных богомольцев и новопостриженных монахов. Это объясняется прежде всего – и во веки веков – человеческой природой, испорченной грехопадением, но и тем духовным и нравственным ущербом, который нанесло христианскому народу «вавилонское пленение» советской власти: утрата церковных традиций, угасание веры, искажение понятий о человеке, шаткость нравственных основ, туман заблуждений и суеверий, крайняя малочисленность подлинных наставников благочестия. Порой надо было начинать с выжженного поля человеческой души…

Однако, описывая конкретные прискорбные случаи злоупотреблений духовной властью в монастырях и на церковных приходах, религиозного самозванства, мистической самодеятельности, фарисейства, равно как и невежества тех, кто потянулся в монастыри и храмы, игуменья Феофила вовсе не ставит целью умалить религиозную жажду, открывшуюся в народе. Вовсе не пикантность отдельных эпизодов, порой граничащих с анекдотами, которыми она порой иллюстрирует свои рассуждения, является здесь целью: высота призвания, образец, Образ Божий – вот конечное устремление ее мысли. Недаром в книге не названы имена и фамилии тех, чьи сомнительные поступки и высказывания послужили игуменье Феофиле лишь инструментом для ее апофатического метода. Предметом обличения здесь оказывается не сам человек, а его фальшивые слова или дурные поступки. Как опытный реставратор, она словно снимает с первоосновы и поврежденные слои краски, и те, что грубо наляпали на него неряшливые и неумелые богомазы, дабы обнажить сокрытую ими сокровенную Красоту, сияющую в православии.

Хотя «Плач третьей птицы» – книга о монашестве, но по своему духовному кругозору она значительно объемнее, так же как и монашество, значение и влияние которого не ограничивается стенами монастыря или скита, а простирается на судьбы народов, достигая самых небес. Монашество – это удел стремящихся, как евангельский богатый юноша, к совершенству, к жизни, носящей на себе «отблеск будущего века». И в этом смысле – это самое сердце православия, «соль земли», молитвенный очаг, возле которого возгорается любовью Христовой охладевшее сердце христианина; источник живой воды, испив от которого, душа оживает и просветляется разум. Тем большее значение для России и для всего православия имеет то, что происходит с монастырями и в монастырях: духовное неблагополучие, оскудение веры и охлаждение любви, «соль, потерявшая вкус» – могут иметь самые дурные последствия для жизни не только всей страны, но и целого мира.

Знаю одну инокиню, которая, попросив у меня рукопись книги, вернула ее в полном молчании, а потом опубликовала в журнале гневную отповедь на нее, главный пафос которой сводился к тому, чтобы «не выносить сор из избы». Образ этот мне показался ложным и саморазоблачительным, ведь монастыри – это не личная изба, а обитель Святого Духа, «врата небесные», «скиния Бога с человеками», «освященный град», и нет более достойного радения здесь, чем радение о Славе Божьей, и более непримиримого сражения, чем битва с лукавым противником, пытающимся извратить и профанировать это избранное место.

Недаром вся русская культура вышла из монастырей и явилась той закваской, которая сформировала национальную ментальность, начисто изменить которую, при всем старании, не смогли ни большевики, ни постмодернисты. Огромное значение придает игуменья Феофила православному образованию: воссозданию человека «по образу Божьему». Христианин, говоря словами апостолов Петра и Павла, всегда должен быть готов дать вопрошающему ответ о своем уповании и сам дать за себя отчет Богу.

Автор книги противопоставляет христианскую просвещенность – невежеству и самочинию ума, всегда либо слепо и бездумно следующего за указкой поводыря и рискующего заблудиться, потеряв оного, либо норовящего уклониться в своевольные горделивые разыскания, чреватые раскольническим потенциалом или сектантским вывертом. Вера «угольщика и старой нянюшки» редко когда без ущерба проходит горнило испытаний.

Духовная просвещенность, питание от евангельских и святоотеческих источников, познания в области Предания и церковной истории, чтение хорошей литературы вслед за опытом церковной молитвы собирают воедино, центруют и формируют личность, спасая ее от расколотости сознания и внутреннего разброда, возвышают и помогают освободиться от власти темных природных инстинктов.

Недаром и в своем монастыре игуменья Феофила частью духовного руководства положила просвещение и образование вверенных ей насельниц: помимо участия в богослужениях и общемонастырских послушаниях – работы в золотошвейных и иконописных мастерских, трудов на поле, скотном дворе и на кухне, – матушка, приглашая монахинь и послушниц в богатую книгами монастырскую библиотеку, отводит часть времени на чтение лекций по самым разным дисциплинам, как церковным, так и гуманитарным.

Удивительно еще и такое свойство этой книги: в ней содержание не противоречит форме, смысл высказывания – его стилю. Прекрасное знание психологии человеческой души подтверждается еще и точностью выражения. Опрятности мысли соответствует словесная прозрачность. А эстетическая убедительность православия выражается в изяществе, даже художественности, слога, который тем не менее остается по-мужски (по-монашески) чётким и твёрдым. Так говорит и пишет лишь человек, который с полной ответственностью свидетельствует о том, что он испытал, прочувствовал, продумал и понял, с помощью Божьей, сам, на собственном опыте, «Богу содействующа…»: «Пролей кровь и получишь Дух».

Словом, у нас есть прекрасная писательница, игуменья, книги которой уже можно причислить к православной классике. Так же, как когда-то я с ощущением первооткрывателя дарила ее «Дерзай, дщерь», так и теперь испытываю радость, предвосхищая то наслаждение и ту духовную пользу, которую получит читатель от «Плача третьей птицы». Аминь.

Олеся Николаева

Сестрам, с любовью

Три монаха стояли на берегу моря. С другого берега раздался к ним голос: «Примите крылья и придите ко Мне». Вслед за голосом два монаха получили огненные крылья и быстро перелетели на другой берег. Третий остался на прежнем месте. Он начал плакать и вопиять. Наконец и ему даны были крылья, но не огненные, а какие-то безсильные, и он полетел через море с большим трудом и усилием. Часто ослабевал он и погружался в море; видя себя утопающим, начинал вопиять жалостно, приподымался из моря, снова летел тихо и низко, снова изнемогал, снова опускался в пучину, снова вопиял, снова приподымался и, истомленный, едва перелетел чрез море.

Первые два монаха служили изображением монашества первых времен, а третий – монашества времен последних, скудного по числу и по преуспеянию.

Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов

Святые отцы Скита пророчествовали о последнем поколении, говоря: «Что сделали мы?» И, отвечая, один из них, великий по жизни, по имени Исхирион, сказал: «Мы сотворили заповеди Божии». Еще спросили: «Следующие за нами сделают ли что-нибудь?» Сказал же: «Они достигнут половины нашего дела». – «А после них что?» И сказал: «Не будут иметь дел совсем люди рода онаго, придет же на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше нас и отцев наших».

Древний патерик

…На птиц этих люди похожи, мой брат!
Мы так же стремимся к заветному Свету:
Как сильные птицы иные спешат,
За ними другие, хоть сил таких нету.
Лишь я погибаю, как третия птица;
Над тучами реять мне сил не дано…
Все чаще приходится в волны садиться…
Но, Боже, не дай опуститься на дно!

Архидиакон Роман (Тамберг). Притча

Черный монах за каменной стеной

Славой золотеет заревою
Монастырский крест издалека.
Не свернуть ли к вечному покою?
Да и что за жизнь без клобука!

Неужели китайцы?..

Эта мысль о будущем России, впервые высказанная, кажется, о. Андреем Кураевым, поначалу повергает в шок; однако, начав размышлять в заданном направлении, постепенно привыкаешь: лучше ли мы греков, от которых приняли священное наследство, и не жестоковыйнее ли евреев: те, оказавшись после 70-летнего плена в несчастной разоренной стране, пеклись не о качестве жизни, а о возвращении к единой вере и восстановлении Храма. Притом давно уже носится слух, что нашествие и последующее преобладание желтых людей определённо предсказано то ли Библией, то ли Нострадамусом; и почему не вероятно постепенное проникновение раскосых наших собратьев в Сибирь, а затем в Тулу и Рязань мелкими группами по сто тысяч человек с массовым обращением в православие? В конце концов, Господь любит и китайцев.

Православных в России по статистике чуть ли не 80 миллионов, но провинциальные священники утверждают, что церковь регулярно посещают от силы два процента населения. Тем не менее православие ужас как популярно, а особенно монашество, о чем свидетельствует широкое использование его образа в рекламе: питьевая вода «Святой источник», пельмени «Монастырские» (конечно, с мясом), а уж винно-водочные изделия! «Крестный ход», «Исповедь грешницы» (белое полусладкое и будто бы натуральное); «Черный монах», «Старый монах», «Шепот монаха», «Слеза монаха», «Исповедь монаха», «Душа монаха», чай «Китайский монах», с призывами на этикетках: прикоснись к тайне древних монастырей!..

Наверное, покупают хорошо, как и популярные книжки под завлекательными названиями: «Пелагия и белый бульдог», «Пелагия и черный монах», «Пелагия и красный петух», с круглой мордашкой в очках и апостольнике на обложке. Церковный журнал посвятил автору серьезную статью с тщательным разбором искажений христианских истин и монашеских правил; блаженны – или наивны – чистые сердцем! Модный литератор отнюдь не стремился к жизненной правде, он ставил совсем иные цели, вычислив с помощью телевизора и компьютера запросы широкой публики, измученной прогрессом: уютный издалека позапрошлый век, плюс детективный сюжет, плюс загадочные персонажи, неведомы зверушки, какие-то купцы, архиереи, схимники, монашки.

Дорогу, как водится, давно проложили на Западе, после ошеломительного успеха романа «Имя розы» завалив рынок аналогичными по теме, но несравнимо низкого качества бестселлерами, вплоть до бездарной и скучной пародии К. Бакли и Д. Тирни «Господь – мой брокер» (!) о преодолении финансового кризиса в американском монастыре, новинки, предлагаемой на книжном развале. Конечно, фантастический спрос на последние искушения, коды да Винчи и т. п. свидетельствует об устойчивом, неоскудевающем, несмотря на секуляризм якобы постхристианской эпохи, интересе – ко Христу.

Заголовки статей, посвященных монастырям, намекают на жуткие постыдные деяния, которые совершаются в мертвой тишине наглухо запертых келий.

Вчера на портале “Православие и мир” была опубликована статья о Богородице-Рождественской девичьей пустыни из . Предлагаем сегодня вашему вниманию интервью с настоятельницей этого монастыря.

Игуменья Феофила (Лепешинская) считает, что в хорошем монастыре секретов быть не должно.

— Какой паломник, по-вашему, «правильный»? В чем вообще смысл паломничества в монастырь?

— Правильный тот паломник, кто приезжает помолиться. Именно сосредоточиться на этой жизни. Я убеждена, что христианин, который любит Бога, непременно любит монашество и втайне по монашеству сохнет. Я знаю много замужних женщин, которые хотели бы уйти в монастырь. Ясно, что это никогда не сбудется, хотя Господь все наши помыслы видит и целует. Паломника должно привлекать именно это — пожить в полноте Божественного присутствия, монашеской жизнью.

Но все же чаще в монастырь приезжают просто благочестиво и бесплатно отдохнуть на свежем воздухе. Или просто из любопытства.

— Что может паломник за короткое время узнать о монастырской жизни?

— В монастырях часто бывает так: монашки ходят по своим дорожкам и ни с кем не общаются. Мы же намеренно паломниц от сестер не отделяем. У нас нет отдельной трапезной, отдельных продуктов. Монахи живут не для того, чтобы спасать себя, а для того, чтобы светить миру. Сами мы не выходим в мир, но если мир приходит к нам — он от нас должен что-то получать. Поэтому у нас паломник, если ему это действительно интересно, может понять все. Мы не запрещаем никакого общения, не запрещаем передвигаться по территории, у нас общая трапеза, одни и те же послушания. Благочинная не разбирает, на какую работу ставить сестру, на какую — паломницу. У нас нет никаких секретов — их не должно быть в христианстве. Тайна есть — это Христос, а секретов быть не может.

— Могут ли монахи заниматься любимым делом или они обязательно должны пройти через «коровник»?

— Если говорить о коровнике, то у нас это послушание от первого дня несет одна и та же сестра. Я уже много раз пыталась ее заменить, но она не хочет. Во-первых, она это любит, во-вторых, ей очень нравится, что ее там никто не трогает, она живет «по своему уставу». Так что вы напрасно относитесь к коровнику пренебрежительно.

У нас нет цели провести монаха через все послушания. Хорошо бы так было, но сейчас в монастырь приходят городские люди, часто уже больные. Есть сестры, которые могут делать все, но есть и те, кому многие послушания не по силам. Наверно, мне бы хотелось всех пропускать через кухню, потому что кухня — это простое дело, женское, каждая должна уметь. Но и это не всегда получается. Современный человек мало что может. А послушание в монастыре найдется любому. Псалтырь, например, могут читать даже самые больные. Чтение у нас круглосуточное.

В нашем монастыре на работу отводится четыре часа в день, и я прошу всех работать на совесть, как для Господа. С обеда до вечерней службы у сестер свободное время, все расходятся по кельям — кто-то читает, кто-то молится, кто-то отдыхает. Это важно. Во всем должна быть мера.

— Чем еще кроме молитвы и послушаний занимаются монахи?

— Обязательно нужно учиться. Монастыри должны быть светочами, образцами. Есть такая тенденция в женских монастырях — не читать больше того, что дается на трапезе. Считается, что, если у тебя есть силы читать, значит, тебя недогрузили — иди поработай! Но, на мой взгляд, человек должен работать столько, чтобы у него была еще возможность молиться, учиться и просто оставаться человеком. Сильно уставший человек ни к чему не способен.

По воскресным дням мы все учимся, с сентября до Пасхи, по семинарской программе. Собираемся вечером, распределяем темы докладов, готовим рефераты, выступаем. Иногда приглашаем лекторов. Мы уже прошли литургику, нравственное богословие, Библейскую историю, греческий язык, христианскую психологию. В этом году начнем изучать патристику — святых отцов. У меня также есть план организовать для сестер курс лекций по мировой литературе, по русской литературе, по истории живописи и по истории музыки. Литература — это возможность увидеть на живых примерах то, что мы читаем в катехизисе.

Святой Василий Великий написал в замечательной статье «О пользе для юношества языческих сочинений», что чтение душу расширяет. Душа должна быть сочной, напитанной соками от культуры. В нашей библиотеке много художественной литературы. Я даже Джойса купила. Не думаю, честно говоря, что сестры будут его читать, но пусть у них будет такая возможность. У нас и «Илиаду» сестры читают. Даже какой-нибудь постмодернизм, эта тоска по Богу, — тоже интересно.

— Чего не должно быть в хорошем монастыре?

— То монашество, которого мы лишились в XIX веке, было гораздо хуже того, что есть сейчас. Было социальное расслоение — бедные монахи работали на богатых монахов. Чтобы «купить» келью, нужно было внести большой вклад. А кто не мог сделать вклад, те работали у состоятельных монахов горничными. Такого в монастыре быть не должно. Может, и неплохо, что мы теперь начали с нуля.

В нас во всех сидят советские гены — мы совершенно лишены уважения к личности. Когда только началось возрождение обителей, ставить начальниками было некого, и так получилось, что во главе монастырей оказались люди весьма незрелые духовно. И вот какая-то мирская женщина становится игуменьей, ей все подают, за ней стирают, у нее три келейницы, а она только всех смиряет и воспитывает. Почему-то считается, что начальник должен монахов смирять, что человеку полезно быть угнетенным, растоптанным, униженным. На самом деле это никому не полезно. Человек устроен так, что, если его ломать, он будет изворачиваться, а это и есть самое страшное для монашеской души. Она должна быть простой, правдивой.

— Что должно быть в хорошем монастыре?

— Я думаю, хороший монастырь — это где люди улыбаются, где они радуются. Господь нас всех на помойке нашел, вымыл, вычистил и положил к Себе за пазуху. Мы живем у Христа за пазухой. У нас все есть. Даже много лишнего. Вот мы сгорели, и даже это оказалось к лучшему. Как же нам не радоваться?

Еще один признак хорошего монастыря — если из него никто не хочет уезжать. Есть монастыри, где монахи все время в разъездах — то в Греции, то в Италии, то на святых источниках. Наших же сестер никуда не вытащишь из обители. Я сама тоже нигде не была. У нас и отпусков нет — какой отпуск может быть у монаха? От чего ему отдыхать — от молитвы? В этом нет никакого принуждения — так само получается. Сестры даже домой не стремятся. И это хороший признак!