К.Г.Юнг и аналитическая психология. Индивидуация

Способность человека к самопознанию и саморазвитию, слиянию его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуации. "Индивидуация означает становление единым, однородным существом, и поскольку "индивидуальность" – это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой".

1. Первый этап индивидуации – осознание Тени.

Если мы признаем ее реальность, то можем освободится от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного – путь ликвидации неврозов.
Начальная стадия процесса индивидуации наполнена ощущением скуки, пустоты и бесцельности, происходящего, чувством неудовлетворенности жизнью и собственной деятельностью. Это состояние может проявляться в разных периодах жизни, обычно впервые болезненно и остро человек ощущает его в юности.
Метафорическим образом такой неудовлетворенности в сновидении являет-ся старость, бессилие, болезнь, нищета. Такое состояние может возникнуть в связи с психологической травмой, его типичным признаком является болезнен-ная реакция на внешние малозначительные неудачи. Необходимо познакомиться со своим бессознательным и, в первую очередь, с неприятными и негативными свойствами личности, к которым человек старается не приглядываться. Это и будет архетип Тени, осознание которого является первым этапом процесса индивидуации. Тень, как низшая часть личности, представляет собой совокупность всего, чем человек не хочет быть, она воплощает несовместимое с сознательно избранной установкой.
"Тень – это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности, корнями своими уходящая в
животный мир – мир наших предков и таким образом вмещающая целый исторический пласт бессознательного" /39/.
Архетип Тени проявляется в примитивных инстинктах и демонстрирует все то, чего человек боится, но страстно желает, все, относящееся к звериному на-чалу – жестокое, низменное, коварное, деструктивное, антисоциальное. Эти бессознательные соединения объединяются в автономную личность, своего ро-да "анти-Я" /субличности/, компенсаторно дополняющие Эго.
Юнг считает, что формирование Тени начинается в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с тем, что отец и мать ругают и наказывают его за жела-ния и поступки. Слабое Эго еще не способно разобраться в сложной, запутан-ной сети представлений о добре и зле, оно предпочитает вытеснить и забыть все, что взрослые называют и считают нехорошим. Таким образом, отторгну-тыми оказываются целые аспекты личности, ее душевной жизни. Отщепляясь, они становятся автономными, обрастают эмоциями и чувствами, приобретают определенный энергетический потенциал и, в конце концов, складываются в мощное анти-Я, антипод Эго. Эта Тень до поры до времени "сидит в засаде" и ждет удобного момента, чтобы вторгнуться в сознание и отобрать у Эго части-цу власти над поведением и поступками личности, а то и захватить эту власть целиком /психоз/.
«Осознание Тени – сложная и мучительная задача. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личное бессознательное. Тень является жизненной частью личностного существования, она в той или иной форме может переживаться. Устранять ее безболезненно – с помощью доказательств либо разъяснений – невозможно. Подойти к переживанию Тени необычайно трудно, т.к. на первом плане оказывается уже не человек в его цельности. Тень напоминает о его беспомощности и бессилии» /40/.
Признание своей Тени и интеграция ее в целостную систему индивидуаль-ной психики необходима для психического здоровья. Если негативное качество или желание осознано, его можно преодолеть, избавиться от него. Но вытес-няемые свойства становятся тем сильнее, чем больше человек стремится их по-давить. Типичное отношение к своей Тени – попытка спроецировать ее качест-ва на других людей Именно так формируется "образ врага", расовые и нацио-нальные предрассудки.
Частичная идентификация с теневым, бессознательным чревата раздвоени-ем личности, психозами.
В сновидениях архетип Тени изображается с помощью темных, мрачных /темнокожих/, уродливых фигур, одного пола со сновидцем. Персонаж Тени наделяется негативными свойствами и качествами, совершает мерзкие поступ-ки От его фигуры веет иррациональными ужасом. Тень может выглядеть могущественной, жестокой, обладать сверхъестественными способностями. Архе-тип Тени, как феномен коллективного бессознательного, вторгаясь в сознание индивида, порождает негативные проекции и проективные идентификации, следствием которых могут быть разрушительные психические конфликты, де-структивные действия, психосоматические нарушения. Наряду с отрицатель-ными сторонами и функциями Тень содержит ценности и информацию, в кото-рых нуждается сознание, но в такой форме, что их трудно интегрировать и включить в свою жизнь. Поэтому в юнгианском анализе принято не уничтожать Тень, искореняя любые возможности ее присутствия в системе психики, а дос-тигать с нею соглашения. Станет ли Тень нашим врагом или другом, зависит только от нас самих. Тень – это не обязательно противник или соперник, это такое же человеческое существо, как и сознательное Я, с которым последнее должно сосуществовать, поскольку нуждается в нем. Тень делается враждебной лишь тогда, когда она игнорируется или отрицается. В сновидениях индиви-дуация Тени, ее признание представлено разнообразной архетипической символикой /драконы, насильники, монстры-трупы, отвратительные пауки – свидетельство нежелания видеть в себе злое, разрушительное начало/.
Чем более развита позитивная сознательная установка, тем благопристой-нее и приличнее поведение человека, тем строже он следует коллективным нравственным и моральным нормам, тем большей компенсации требуют дрем-лющие в нем первобытные разрушительные инстинкты. Сон разума порождает чудовищ.
Осознание Тени и ее интеграция требуют величайшей осторожности и силы духа. Этот мощный архетип обладает колоссальной психической энергией и может стать источником сильнейших аффектов. Устранится от их воздействия невозможно – они способны стереть Это в порошок, непоправимо разрушить психическое равновесие личности.
Впервые встреча с Тенью в процессе индивидуации происходит в возрасте, когда человек обычно не обладает ни необходимой мудростью, ни силой духа. Помощником в этом случае может стать доверие к своему бессознательному, которое направляет человека /сны, видения, "двойные сигналы"/ на верный путь. Потеря связи с бессознательным, с Тенью, игнорирование ее требований грозит бедой, необходима интеграция теневой стороны бессознательного – осознание его. В итоге человек должен решить, что сделать из Тени: врага или друга, а успешная индивидуация возможна не через конфликт, а путем догово-ра.

2. Второй этап индивидуации – это анализ Персоны.

Персона выполняет запретные функции, но в то же время она является маской, скрывающей Самость. Внешнее проявление личности /имя, должность, титул, персональная машина и т.д./ еще не является ее сущностью.
"Анализируя Персону мы срываем маску и обнаруживаем, что-то, что называем индивидуальным, на самом деле является коллективным"/30/. Чем ярче выражен архетип Персоны в бессознательной основе личности, тем могучее иллюзия личности относительно масштаба собственной индивидуальности. Противоречия между интересами Персоны и задачами индивидуации ведут к тому, что Самость и Персона часто предстают двумя равно возможными /и одинаково привлекательными/ направлениями жизненного пути.
Персона есть проявление или свойство личности, противоположное ее под-линности. Юнг писал: "Мы не очень погрешим против правды, сказав: Персона – это то, чем человек в действительности не является, но в то же время чем он сам, ровно как и другие, себя считает" /39/. Влияние этого архетипа приводит к различным искажениям процесса индивидуации, в частности, к психической инфляции, суть которой заключена в непомерном расширении, раздутости лич-ности вследствие ассимиляции бессознательного содержания и идентификации с ним. Психологическим эффектом инфляции может быть либо мания величия, либо чувство неполноценности, в зависимости от того, в каком направлении происходит активизация отношения к внешнему объекту: в активном, при ко-тором коллективный аспект расширяет сферу своего действия, или в реактивном, когда расширяется сфера претерпевания.
Процесс инфляции, как удаление от Самости, есть движение в направлении, обратном индивидуации. Оно сопровождается диссоциацией психических со-держаний, нарастанием расщепления в системе личности, антагонизмом созна-тельной и бессознательной установок. Могут появляться гипертрофированные последствия переоценки родительских влияний или служебных успехов, рисуя картины необъяснимых социальных катастроф, ужасающих в противополож-ность реальной стабильности социального статуса и престижа сновидца. В сно-видениях Персона является через элементы внешнего облика, ее проявление представляет собой одежда, украшения, интерьеры, учебные заведения, офисы, кинотеатры и т.п.
Человек с развитой Персоной, которая изолирует его от Самости, может ви-деть себя во сне голым, в разорванной одежде, измазанным грязью, бессозна-тельное, которое стремиться ограничить чрезмерную власть Персоны, создает сновидения на тему безусловного подчинения, в котором сновидец будет дей-ствовать как полицейский, дрессировщик, строгий педагог, солдат, охранник, раб. Наставляя на путь индивидуации, бессознательное посылает мотив снов, построенный на фальши, изображение в виде сценического действа, посещение парикмахерской, театра, мистерий и т.д.
В процессе индивидуации необходимо не только осознать искажающее влияние Персоны, но и преодолеть его. Это подобно крушению сознательной установки, по Юнгу "... гибель мира в миниатюре, в результате чего все снова возвращается в начальный хаос. Чувствуешь себя брошенным на произвол судьбы, дезориентированным кораблем без кормила, брошенным на волю сти-хий" /40/. Эта потеря равновесия оправдана, если инстинктивная деятельность бессознательного устанавливает новое равновесие, а сознание в состоянии ас-симилировать /понять и переработать/ произведенные бессознательным содер-жанием. Но часто личность выбирает для себя наименьшее сопротивление и падает обратно в коллективное бессознательное, которое берет на себя руково-дство психической жизнью. В этом случае происходит либо регрессивное вос-становление Персоны, при котором человек находит для себя новую социаль-ную роль, более мизерную и ничтожную, чем раньте, либо идентифицируется с коллективной психикой, (инфляция в чистом виде), когда личность мнит себя носителем тайного знания, божественной мудрости, владельцем сокровища или обладателем непобедимого оружия, т.е. преувеличивает свою важность, цен-ность, значимость и демонстрирует неадекватное поведение в социальной сфере.

3. Третий этап индивидуации – это встреча с Анимой и Анимусом.

Сам Юнг относился к этому архетипу как к реальному существу, находящемуся в тайниках его души. Он советовался со своей Анимой, считался с ее мнением, учился у нее.
Анима и Анимус живут и функционируют в более глубоких слоях бессозна-тельного, они чужеродны, и привносят в сознание загадочные психические со-держания, принадлежавшие далекому прошлому.
"Это дух наших неизвестных предков, их способ думать и чувствовать, их способ познавать жизнь и мир, богов и человека. Факт наличия этих архаиче-ских слоев является предположительно корнем веры в реинкарнацию и в воз-можность воспоминаний из "прошлых существовании". Анима и Анимус живут в мире, совершенно отличном от внешнего, где пульс времени стучит беско-нечно медленно, где рождение и смерть индивида не идут в счет. Не удиви-тельно, что их вторжение в сознание часто равнозначно психозу" /40/.
Архетип Анимы привлекал Юнга очень сильно. Ее образ постоянно присут-ствовал в его собственных снах и видениях, так что представления об одержи-мости мужской психики Анимой, о многочисленных и сложных проблемах, по-рожденных ею, имеют глубоко личностную природу. Он сам описывал это так: "Меня крайне занимало то, что какая-то женщина существует внутри меня и вмешивается в мои мысли, в самом деле, думал я, может она и есть "душа" в примитивном смысле слова, и я спросил себя, почему душу стали называть "Анима", почему ее представляют как нечто женственное. Впоследствии я по-нял, что эта "женщина во мне" - некий типический или архетипический образ в бессознательном всякого мужчины, я назвал его "Анима". Сперва я обратил внимание на негативные аспекты Анимы. Я испытывал страх перед нею, будто от присутствия чего-то невидимого. Затем я попытался посмотреть на себя со стороны и подумал, что все мои записи и наблюдения над собой – ни что иное, как письма, адресованные ей, т.е. той части я, чей взгляд на вещи отличается от моего - сознательного взгляда и самому мне представляется необычным и не-ожиданным... Каждый вечер, записывая свои фантазии, я думал: если я не за-пишу, моя Анима не сможет удержать их"/39/.
Негативная Анима в сновидениях изображается фигурами ведьм, злобных колдуний, различными чудовищами женского пола.
Положительные стороны Анимы не менее многочисленны, чем отрицатель-ные ее свойства. Архетип Анимы воплощает идею красоты, духовности. Анима – это прежде всего душа.
Позитивные аспекты Анимы, связаны с тем, что она обеспечивает компен-саторное равновесие сознания и бессознательного, посредничая между ними. В Аниме заключается полнота и целостность бессознательной душевной жизни.
Анима – фактор наивысшей важности в психологии мужчины, где всегда действуют эмоции к страсть. Она усиливает, преувеличивает и мифологизирует все эмоциональные отношения к профессии и противоположному полу.
В сновидении это фантастические хитросплетения. Юнг считал разрешение проблем с Анимой важнейшей частью психотерапевтической работы и процес-са индивидуации. Не освободившись от анимистической зачарованности, муж-чина не станет самостоятельным и цельным, не научившись взаимодействовать с Анимой, он не сможет испытать счастья в семейной жизни и любви.
Встреча с Анимой – трудное испытание, из которого не многие мужчины выходили с честью. Такая встреча может произойти во внешнем мире, посколь-ку черты и свойства Анимы проецируются на реальных женщин, или в мире внутреннем: интеграция с Анимой является необходимым этапом процесса ин-дивидуации. Непонятная и таинственная Анима, являясь мужчинам в сновиде-ниях в виде загадочных, обольстительных и ужасных женщин, обычно проеци-руется на противоположный пол. Сюда относятся все случаи роковой любви, необъяснимой и безумной страсти, которая захватывает мужчину тем сильнее, чем более разумную и сознательную жизнь он привык вести. Брак с Анимой /женщи-ной, душевный склад которой дает особенно сильные основания для проекции мужской Анимы/ несет вступившему в него райские наслаждения и адские муки, которые могут привести к самоубийству или драме.
Как и любой архетип, Анима сочетает позитивные и негативные черты, бо-жественную и демоническую природу. В процессе индивидуации осознание Анимы способно компенсировать антагонизм Самости и Персоны. Анима часто выступает в спасательной роли в ситуациях, которые кажутся человеку безвы-ходными. «Анима, - пишет Юнг, - принадлежит к тем "пограничным явлени-ям", которые происходят, главным образом, в совершенно особых психических ситуациях. Подобные ситуации всегда характеризуются более или менее вне-запной ломкой образа или стиля жизни, которые до этого казались необходи-мым условием и фундаментом его индивидуального существования. Когда раз-ражается подобная катастрофа, для человека не только отрезаны все пути к от-ступлению в прошлое, но и нет, кажется, никакого пути для движения вперед, в будущее. Он оказывается один на один с беспросветной и непроницаемой тьмой, чья бездонная пустота внезапно заполняется неким видением, осязае-мым присутствием какого-то чуждого, но способного придти на помощь суще-ства» /33/.
Интегрированная Анима становится уникальным посредником между соз-нанием и бессознательным, центром, который вносит психическое равновесие индивидуальности, приблизившейся к Самости.
Эта гармония символически представлена женско-мужской парой, слияни-ем обеих начал, называемых на Востоке Янь и Инь.
Анима, как женщина внутри, предопределяет эмоциональные аспекты муж-ской личности, управляет жизнью его чувств и несет ответственность за все-возможные аффективно обусловленные катастрофы – неуместные влюбленно-сти, разрушительные привязанности, неудачи в браке и интимной жизни.
Анимус у женщины тяготеет к сфере разума и убеждений, формирует мне-ния, участвует в принятии важных решений и структурирует ее жизненный путь. Типичная сфера ценностей и идеалов в воспитании детей, сфера власти - профессиональная карьера женщины или ее светская жизнь.
"Если бы мне нужно было одним словом обозначить то, -пишет Юнг, - в чем состоит различие между мужчиной и женщиной в этом отношении, и, та-ким образом, то, что характеризует Анимус в отличие от Анимы, то я мог бы сказать только одно: если Анима производит настроение, то Анимус – мнения, и как настроение мужчины проявляется на свет из темных глубин, так и мнения женщин основываются на тех же бессознательных, априорных предпосылках. Мнения Анимуса очень часто имеют характер солидных убеждений, поколе-бать которые нелегко, или принципов, которые якобы неприкосновенно обще-обязательны" /39/.
Метафорически интеграция Анимы/Анимуса, союз сознания и бессозна-тельного изображается с помощью иерогамии – священного брака, ребенком которого является божественная Самость. Соответствующие образы и символы будут проявляться в сновидениях человека, успешно продвигающегося по пути индивидуации. Такие образы могут знаменовать благоприятное окончание кризисного периода в жизни и служить началом физического и духовного исцеления.

4. Четвертый этап индивидуации. Самость

"Самость – наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выраже-ние того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью". «Человек должен быть собой, должен нести собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания и от бессознательного, мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому при-рода, кажется, направляет нас» /39/.
Самость в сновидениях часто символизируется образом ребенка, божест-венного младенца. Образ ребенка символизирует потенциальность, возможно-сти развития, в снах ребенок может соединять в себе бессознательные и созна-тельные черты и свойства.
"Зачастую ребенок принимает вид как бы в подражание христианскому образцу, но значительно чаще он ведет свое происхождение из нехристианских праступеней, а именно, от животных, обитающих в преисподней /таких как крокодилы, драконы, змеи/, или от обезьян. Нередко ребенок появляется в цве-точных чашечках, или из золотого яйца, или же в виде сердцевины мандалы. В сновидениях он является по большей части как сын или дочь, как мальчик, под-росток или юная девушка, иногда он имеет экзотическое происхождение /китайское, индийское, с темным цветом кожи/ или даже космическое /под звездами или окруженный ореолом звезд, как сын короля или как дитя ведьмы с демоническими атрибутами/. Иногда встречается особый случай манифестации этого же мотива как "трудно достижимой драгоценности". Тогда мотив ребенка чрезвычайно изменчив и принимает все, какие только можно формы, например, драгоценного камня, жемчужины, цветка, сосуда, золотого яйца, четверицы, зо-лотого шара и т.д. "/40/.
Образ ребенка соответствует бессознательному личности. Часто события во сне соответствуют героическому мифу, то есть происходят изменения в сторо-ну индивидуации. В неблагоприятных случаях /инфляция/ сновидец примеряет на себя роль страдальца или видит сны о героических подвигах, компенсирующие сознательное чувство неполноценности. Специфическим симво-лом индивидуации является также мандала – образ психического универсума, изображение центростремительного процесса, воссоздающего центр индивиду-альности. Мандала подчинена принципу троичной, четверичной и осевой сим-метрии и в типичном случае представляет собой фигуру круга, квадрата или равностороннего креста. Архетип Мандалы задает особые сновидения - "ман-далические сны". Такие редко встречающиеся сновидения являются свидетельством успешной индивидуации и характеризуются ощущением равновесия, покоя, и благополучия. Их можно отнести к числу " просветленных снов".
Персонификациями Самости часто выступают фигуры святых, апостолов и особенно – образ Иисуса Христа. Образ Христа как Всеобъемлющей целостно-сти, полного и совершенного существа отражает архетипическое представление о целостности индивида или Самости.
Говоря о зрелости, "разрастании" личности, Юнг представляет ее индивидуацию как процесс ассимиляции бессознательных содержаний. Даже на за-вершающих этапах индивидуации личность может встретиться с серьезными трудностями – например, в случае мана-личности. В юнгианстве этим понятием обозначают человека, сумевшего в процессе индивидуации интегрировать архетипы так, что в результате его Это становится полновластным хозяином связанной с ними психической энергии.
Сила и власть аффекта, которыми обладали Персона, Анима и Тень, пере-ходят к Эго, сумевшему "разобраться" с ними подобно тому, как в представлениях первобытных людей "мана" /колдовская сила/ убитого переходила к его убийце.
"Так сознательное Я становится мана-личностью. Но мана-личность, - пишет Юнг, - это доминанта коллективного бессознательного, известный архетип сильного мужчины в виде героя, вождя, колдуна, знахаря и святого, властелина людей и духов, друга божьего... Так оно становится сверхчеловеком, превосходящим, любую силу, полубогом, а может быть, и более того".
На самом деле в таком положении вещей таится опасность сильнейшей психической инфляции, ибо мана – всего лишь иллюзия.
"Сознание не стало властелином над бессознательным, только Анима утра-тила свою барскую спесь – в той степени, в какой Я смогло разобраться с бес-сознательным". Установилось хрупкое равновесие сил, нарушить которое про-сто и опасно. Проекция «маны» на окружающую действительность приводит к возникновению всякого рода вождей, фюреров, экстрасенсов, к развитию маниакальных психозов. При этом люди, представляющие собой благоприятную среду для таких проекций, оказываются жертвами всяких современных шаманов.
В тех случаях, когда Это не выдвигает претензий на обладание могущест-вом, одержимости не возникает и бессознательное утрачивает свою власть над ним. В таком состоянии, указывает Юнг, мана должно доставаться чему-то, что и сознательно, и бессознательно, или ни то, ни другое. Так формируется новое средоточие личности, нечто посередине между противоположностями, сле-дующая ступень. Это позитивная мана: личность в старину становилась жре-цом, способствующим возрастным инициациям, лекарем-целителем тела и ду-ши. В настоящее время такой деятельностью являются призвание педагога, священника, аналитика и психотерапевта,

Итак, этапы процесса индивидуации по Юнгу заключаются в следующем:

1 . Осознание Тени и интеграция представленных в ней содержаний личного бессознательного, "достижение соглашения с Тенью".
2. Осознание и разрушение Персоны, искажающей подлинную сущность индивидуальности, дистанцирование от Персоны, отказ от проекций и проек-тивных идентификаций.
3. Разбирательство с Анимой или Анимусом, ассимиляция воплощаемых ими содержаний коллективного бессознательного, установление связей с бес-сознательным посредством интегрированных Анимы/Анимуса.
4. Отказы от идентификации с архетипом мана-личности и ассимиляция его содержаний с Самостью.
5. Становление Самости как полной, всесторонней и гармоничной индиви-дуальной целостности, истинной и автономной индивидуальности, не подверженной ничьим влияниям носительницы творческого потенциала.

Понятие индивидуации Юнга родилось, когда он работал над понятием Самости. Вытекая из понимания Самости «индивидуация представляет собой в общих чертах процесс образования и обособления индивидуальностей, именно развитие психологического индивидуума как отдельного существа, вбивающегося из стандартов всеобщей, коллективной психологии. Поэтому индивидуация - это процесс дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной личности» Герхард Вер. Карл Густав Юнг: сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Издательство Урал LTD, 1998, С. 54., или «процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций» Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000, С. 33.. Юнг рассматривает индивидуацию как потребность для человека, особенно тогда, когда нормирование коллективных критериев преобладает в жизни индивидуума. Поэтому представители аналитической психологии Юнга до сих пор считают, что индивидуация это опасный и тяжелый путь для личности. Здесь вступают во власть, как сознание, так и бессознательное: подсознание в виде образов, представлений, сновидений и идей.

Исходя из таких размышлений, Юнг в психотерапевтической практике пришел к применению понятия «амплификации» - расширения и углубления переживания через похожие или аналогичные образные мотивы из области истории религии, культуры и духа фактически всех этапов развития человечества Герхард Вер. Карл Густав Юнг: сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Издательство Урал LTD, 1998, С. 55.. Другими словами, мы видим, что для облегчения прохождения человеком процесса индивидуации, Юнг снова использует подход коллективного бессознательного и архетипического. Под механизмом конечной реализации индивидуации Юнг понимал «выведение архетипа Самости в центр личности» Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000, С. 33.. Юнг полагал, что в процессе индивидуации происходит процесс самореализации, который доступен только высокообразованным и высоконравственным людям Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000, С. 33..

Проследив развитие личности в контексте аналитической психологии, Юнг пришел к вводу, что «невозможно достичь исходного понимания правильного пути развития какой-то конкретной личности, если не признавать того факта, что люди различных психологических типов растут и развиваются по-разному» Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 124.. Поэтому путь индивидуации для «интуитивов» характерен тем, что им «никогда не удастся до конца интегрировать функцию восприятия» Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 125., но тем не менее «восприятие для «интуитивов» может стать ключом, который открывает все жизненные тайны» Там же.. Для экстравертов большую трудность в процессе индивидуации представляет «осознание существования внутреннего мира» Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 126-127.. Она заключается в том, что им трудно представить себе внутренний диалог, на фоне чего им трудно, к примеру, ощутить свое собственное тело, что не составляет большой проблемы для интроверта. Интровертам приходится индивидуализируясь постоянно проигрывать внутри сценарии того или иного предстоящего события в социуме, чтобы достичь максимальной адаптации среди людей Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 129..

Связь индивидуации с «подчиненной функцией» в психической структуре человека очевидна. Она выражается в том, что «мы сознательно развиваем в себе определенные навыки, а наши неразвившиеся таланты «отступают» при этом в область бессознательного» Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 165.. Однако же, аналитическая психология Юнга, как, впрочем, и многие другие виды психоанализа, поддерживает мысль о том, чтобы индивид стремился к совершенствованию своего «Я». А развитие, как известно, «требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 109.. Юнг придерживается мысли о том, что развитие каждого человека в отдельности уникально и, «включает в себя процесс, получивший название индивидуация, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций, полное развитие и выражение всех элементов личности» Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 109..


Юнг: индивидуация

Цитируем по книге:

Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словать аналитической психологии К. Юнга. - М: ЭСИ, 1994. - 182 с.

Самость (Self , Selbst ). Следуя концепции Юнга, можно определить самость как архетипическое стремление координировать, соотносить и опосредовать напряжение противоположностей. Через самость человек сталкивается с полярностью добра и зла, человеческого и божественного. Взаимодействие требует максимума человеческой свободы перед лицом кажущихся несообразимыми требований жизни, единственный и высший судья этому - открывающийся смысл.

Самость это архетипический образ единства личности как целого. Самость это объединяющий принцип в области человеческой психики. Он занимает центральное место в управлении психологической жизнью и поэтому является высшей властью в судьбе индивида. Иногда Юнг говорит о самости как инициаторе психической жизни, в других случаях он относится к ней как к цели. «Самость есть не только сам центр, - пишет Юнг, но и вся окружность, охватывающая как сознание, так и бессознательное, она - центр этой целостности, всеобщности, так же как Эго есть центр сознательного разума». Взаимоотношения Эго и Самости никогда не прекращается, пожизненное их взаимодействие означает индивидуацию.

Символы самости часто обладают нуминозностью (загадочностью, таинственностью) и несут ощущение необходимости.

Индивидуация (Individuation ) это обретение индивидом самости, целостности, нераздельности и отделение от других людей или коллективной психологии. Это ключевое понятие, введённое Юнгом в теорию развития личности. Оно связано с такими понятиями, как эго, архетип, самость, сознание и бессознательное. В несколько упрощённом виде это можно предствить следующим образом:

Эго находится в процессе социальной адаптации индивида,

Самость находится в процессе индивидуации (накопления личного опыта и самореализации).

В процессе их взаимодействия человек начинает осознавать, в каком отношении он или она является уникальным человеческим существом, и в то же время - просто мужчиной или женщиной.

Индивидуация предполагает определённую степень оппозиции к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности. Процесс индивидуации содержит религиозные обертоны.

Юнг воспринимал веру, сознательную или бессознательную, как готовность довериться трансцендентной силе, как предпосылку нуминозного опыта. Нуминозное не может быть завоёвано, можно лишь открыть себя ему. Юнг писал о нуминозности как о динамическом факторе или эффекте, не зависящем от производного акта воли. В любом случае, нуминозность вызывает специфическое изменение сознания. Этот опыт оказывается настолько глубоким, «запредельным», что описания не могут передать степени его воздействия.

Мандала - это санскритское слово, обозначающее круг. Относится к геометрической фигуре, в которой круг заключён в квадрат или квадрат в круг. Мандала обладает более или менее регулярными кратными отношениями, разделена на 4 или кратное 4 число частей. Юнг интерпретировал мандалу как выражение психики и, в частности, самости. Мандалы выражают стремление к целостности или предъявляют космическую целостность.

Архетипы Персоны, Анимы, Анимуса и Тени

Наиболее отчётливое и ясное определение тени было дано Юнгом в 1945 году: «Это как раз то, чем человек не хотел бы быть». В этом простом высказывании суммируются определения тени как негативной стороны личности, суммы всех неприятных качеств, которые хотелось бы спрятать, «другая личность» в самом человеке, его собственная тёмная сторона. Юнг прекрасно осознавал реальность зла в человеческой жизни.

Вновь и вновь он подчёркивал, что все мы имеем тень, что всякая реальная субстанция отбрасывает тень, что эго соотносится с тенью как тень с мраком и что именно тень делает нас людьми.

«Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона Я подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и всегда может прорваться в самый неподходящий момент». Другими словами, тень искоренить невозможно, поэтому аналитические психологи пользуются термином «прийти к соглашению с тенью».

Персона в юнгианском понятии это архетип, то есть неизбежная и вездесущая данность. В любом обществе необходимы способы и средства, облегчающие взаимоотношения. Эта функция и реализуется через персону. В разных культурах критерии для персоны разные. Персона не бывает унаследованной или фальшивой. Это просто форма компромисса, которую человек выбрал для жизни в обществе. Персона выступает как посредник между эго и внешним миром, во многом таким же самым образом, каким анима и анимус посредничают между эго и миром внутренним.

Анима и Анимус это образы души, вырастающие из архетипической структуры. Они пребывают ниже порога сознания, выступают как проводники во внутренний мир человека и раскрывают творческий потенциал личности, ведя её к индивидуации.

Юнг относил Аниму и Анимус к одному классу образов «не-Я».Состояние «не-Я» для мужчины соотносится с чем-то женским, а для женщины - с мужским.

* * *

ПРИ ПЕРЕПЕЧАТКЕИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ УКАЗАНИЕ НА ОБЯЗАТЕЛЬНО.

«Статья 19.Использование произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;».

Дамы и господа, я рад вновь видеть вас в этом зале. В прошлый раз мы говорили о реальности психического и преодолении типично западной установки превосходства внешнего над внутренним. Сегодня я раскрою вам ключевое понятие мысли Карла Густава Юнга - понятие индивидуации.

Перед тем, как непосредственно приступить к теме, я предлагаю поразмыслить вот над чем: нам всем знакома теория эволюции, согласно которой из простейших форм жизни в ходе естественного отбора появляются более сложные. Сейчас очень многие подвергают эту гипотезу сомнению, но на данный момент у нас нет иной альтернативы, ибо не будем же мы всерьёз воспринимать гипотезу Адама и Евы, которая даже недостойна критики. Итак, согласно теории эволюции, человек произошел из некоего существа, отдалённо напоминающего обезьяну.

Вопрос, который я хочу поставить перед вами: по-вашему, в какой момент эволюционного движения произошел эволюционный сдвиг и человек стал человеком?

Классический материализм предполагает, что человека сделал труд, но уже сейчас в свете открытий в области зоологии очевидна ущербность этой гипотезы. Орудиями труда без какого-либо внешнего обучения пользуются некоторые обезьяны, причём в отдельных стаях у них оказываются совершенно свои навыки труда по добыванию пищи, которым взрослые особи обучают детенышей. Заметим, что это нисколько не приближает современную обезьяну к состоянию человека. Итак, вопрос остаётся открытым.

Подойдём к вопросу с другой стороны - что отличает человека от любого животного? Ответ напрашивается сам собой - сознание, но определить, что есть сознание, не так то просто. Отбрасывая все ложные наслоения, созданные вокруг этого понятия, можно сказать, что сознание - это некое особое бытие, при котором происходит опознавание себя как отдельного существа. Необходимо научится чётко разделять понятия «психическое» и «сознательное», ибо психическим обладает и животная жизнь, но ни у одного животного не может быть сознания. Животное органично слито с окружающей средой - с одной стороны, и со своими инстинктами - с другой. Инстинкты суть психические явления, но сознания при этом нет. Точно так же сознание отсутствует у грудного ребёнка до года - мы можем проследить у него целую гамму сложных психических реакций, полностью лишенных сознания.

Итак, сознание - это переживание себя как отдельного индивида. Наличие сознания неизбежно подразумевает первую дуальность, первую противоположность - противоположность «Я» и «Не Я». И именно когда одна из обезьян пережила это чувство двойственности, ещё достаточно смутное и сумрачное, она стала человеком. Как только появляется дуальность «Я» и «Не Я», появляется внутреннее напряжение, которое и характеризует сознание. Из этого напряжения рождаются религия, мифология и искусство, пока еще в нераздельном единстве, как реакция «Я» на «Не Я». В пра-времена религиозным был любой процесс, ибо всё вокруг и внутри носило характер «не я», а потому появление простейших религиозных реакций означало появление сознания.

Маленький островок сознания у пра-людей носил очень фрагментарный и неустойчивый характер, и сознание находилось в особого рода неустойчивом состоянии частичного слияния, которое получило название «мистического соучастия». Я бы определил это состояние как «частичное мистическое соучастие», поскольку в полном «мистическом соучастии» находятся животные, появление же своей пусть абсолютно фрагментарной психической жизни говорит о том, что время бессознательного слияния уже прошло.

Сложнейшие табу, которыми окружали себя примитивные люди, имели одну бессознательную целевую функцию - создать «точки сосредоточения сознания». Точно такую же динамику мы можем наблюдать у невротиков с недостаточно развитым сознанием, которые концентрируются на исполнении десятков бесполезных действий (например, каждый раз, увидев дверь, дотрагиваться до пятки). Эти действия, внешне лишенные смысла, как бы служат закреплением внимания сознания и автоматически отмирают, когда сознание достигает более устойчивого состояния.

Тем не менее, пра-человек был абсолютно лишен способности разделять внутреннее и внешнее. Определённые психические процессы, которые оказывались в поле ещё неустойчивого сознания, автоматически проецировались на внешнюю реальность. Именно так появилась первая мифология.

Я прошу запомнить всё, что было прежде сказано, и вернуться непосредственно к теме индивидуации. Индивидуация есть инстинктивное стремление к большей осознанности, то есть к более дифференцированному сознанию. Дифференциация есть отделение: насколько более развитым является сознание, настолько больше явлений и феноменов сознание способно осознать, как отдельные феномены. Первое проявление индивидуации есть появление первой сознательной дуали «Я» - «Не-я». При этом «Не Я» выступает единым, непознанным слитым бессознательным, и затем появившееся сознание дифференцирует явления одно от другого, что и является процессом познания. Именно стремление к большей осознанности и дифференцированности и является индивидуацией.

Индивидуация - ключевое понятие юнгианской психологии. В прошлой лекции мы в общих чертах определили её главную идею - трансформация из бессознательного и аморфного состояния в целостную индивидуальность. Сейчас же мы рассмотрим это понятие несколько подробнее и определим основные стадии этого процесса.

В словаре аналитической психологии понятие индивидуации определяется так: «Воссамление - процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности. Процесс формирования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии».

Юнг рассматривает индивидуацию как основную движущую силу психики. Все сферы человеческой деятельности, за исключением тех, что продиктованы инстинктом выживания, согласно Юнгу, исполнены неосознанным стремлением к индивидуации. Но хотя потребность к индивидуации в бессознательном есть у всех, способность к её осуществлению имеется только у немногих.

Индивидуация есть динамический процесс. В начале индивидуации присутствует бессознательная психика, состоящая из инстинктивных, плохо осознаваемых импульсов и стереотипов, усвоенных в процессе воспитания, затем, проходя определенные стадии, индивид приходит к познанию своего центра, целостности, Самости. Говоря языком религий, подобное достижение традиционно определялась как достижение «богоподобия», «единства с богом» и могло быть осуществлено очень немногими.

Сразу скажу, что понятие «бог» в юнгианском дискурсе не имеет ничего общего с патриархальными представлениями о карающем или милующем отце на небесах. Скорее, «бог» или «самость» - это совершенно особое психическое состояние приближения к центру своей индивидуальности. Прекрасное определение было некогда дано Якобом Беме: «Бог - это круг, центр которого везде, а окружность нигде». Позднее эта тема будет подробно развита в главе, посвященной Самости. Для неподготовленного человеком может показаться шокирующим, что цель, которая раньше достигалась жесточайшей аскезой, сейчас вполне досягаема в кабинете аналитического психолога, тем не менее, факты свидетельствуют в пользу этого. Процесс индивидуации происходит в несколько этапов, которые имеют отражения в мифологии, алхимии и везде, где проявляется творческий дух человека.

Поняв, что все есть отображение воли к индивидуации, мы можем попасть в хитрую ловушку, решив, что если все мифы говорят об одном, то достаточно знать один миф, чтобы понять всё. Но бессознательное, в отличие от сознания, способно говорить на тысячи языках и использовать сотни символов в совершенно разных контекстах и значениях. Если мы не будем понимать его язык, то просто впадем в иллюзию духовного роста, чем и занимается большинство современных ньюэйджевских групп. Хотя любой процесс индивидуации имеет некоторые архетипические закономерности (о которых мы поговорим впоследствии), нет двух тождественных индивидуаций - каждому придется столкнуться со своим набором испытаний, символов и знаков на этом пути.

Воля к индивидуации является одним из тех атомом, из которых состоит вся психическая жизни индивида и человечества. Культура знает множество аллегорий, в основе своей имеющих инстинкт индивидуации. Нищий, становящийся принцем, воин, побеждающий дракона и спасающий принцессу, свинец, превращающийся в философский камень, или, душа, проходящая через семь планетарных сфер и обретающая божественность - всё это аллегории психологического процесса пресуществления. Беда человека в том, что он имеет свойство проецировать этот внутренний инстинкт трансформации на внешнюю реальность, в результате чего растрачивает драгоценные силы и обрекает себя вечно бежать по кругу. Так алхимик может стать одержим идеей получить из свинца золото, забыв о золотых словах Кунрата «наше золото, не есть золото черни» и потратив свою жизнь на бесполезные опыты в лаборатории. Или, например, политик, подчинивший себя цели получить кресло премьер-министра. Власть, престиж, статус и другие психические удовольствия, которые он для себя с ним связывает - лишь проекция обретения царя внутри себя.

Потому важнейшим условием индивидуации Юнг считал извлечение проекций из внешнего мира или, если говорить языком алхимиков, «создание внутренней герметичности».

Инстинкт индивидуации является стремлением к обретению сознания. Выше мы уже говорили, что сознание - это некая особая форма психической жизни, при которой происходит опознавание себя как отдельного существа. Первобытный человек обладал только зачатками сознания и находился в состоянии, которое великий этнолог Леви Брюлль определял, как «мистическое соучастие». Он не был способен отделять себя от окружающего мира. Глядя на ветку с попугаем, первобытный человек скажет не «я вижу попугая», а «я попугай», не имея достаточного навыка дифференцирования себя от окружающей действительности. В таком же психическом состоянии находятся дети до пяти лет.

Но именно здесь, на первобытной и примитивной стадии, начинаются первые инстинктивные импульсы индивидуации. Прежде всего, эти импульсы находят свое выражение в примитивной, зачаточной религии. Именно здесь впервые происходит отделение себя, как поклоняющегося, от внешнего объекта, которому происходит поклонение. Не труд, как наивно полагали марксисты, а обряд, религия, тотем сделали животное человеком, даровав первый проблеск сознания.

Процесс индивидуации можно разделить на две части. Первая часть, которую можно назвать предварительной индивидуацией, направлена на познание внешних объектов и формирование устойчивого эго, которое эффективно действует во внешнем мире. Вторая часть индивидуационного процесса, собственно, и является индивидуацией в юнговском смысле - это познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность и достижение трансформации своего Я. Мотивы и образы именно второй части индивидуации проявляются в мифологии и религии.

Путь индивидуации - это путь героя, проходящего определённые испытания, чтобы в конце пути достичь слияния со своей женской ипостасью (символизируемой в мифах принцессой) или, что является ещё более высоким уровнем, установить контакт с некой высшей божественной силой. Путь, который проходит герой, встречаясь с помощниками и врагами, колдунами и драконами, ведьмами и феями - символ пути индивидуации, в ходе которого эго встречается в глубинах психического с инстинктивными и архетипическими фигурами. Именно потому мифология крайне полезна с точки зрения психологии.

По сути, никакой разницы между сказками и современным фольклором, как то голливудский боевик или фильм ужасов, нет. И там и там основной темой повествования является символический путь героя, целью которого является спасение Анимы (то есть своей женской ипостаси) и преодоление неких теневых персонажей.

Стремление к индивидуации, являясь стремлением к большей осознанности, как и другие инстинктивные стремления бессознательно. В этом парадоксе кроется разгадка того, что зачастую действия, которые по символике можно было бы отнести к индивидуационному инстинкту, ведут к ещё большей бессознательности. Вся психическая жизнь (будь то религия, искусство, политика или любая другая сфера приложения человеческого духа) движима инстинктом индивидуации, но поскольку в абсолютном большинстве случаев этот инстинкт бессознателен и спроецирован вовне, то вместо индивидуации идёт бессмысленный расход сил ни на что и в результате - ещё большая бессознательность.

Рассмотрим уже упомянутый пример голливудского боевика. Зритель его смотрит, отождествляясь с главным персонажем и испытывая некоторые суррогатные переживания его пути. Но поскольку эти персонажи всецело спроецированы, в психике самого индивида ничего не происходит, он лишь впустую растрачивает переживания, которые в идеале должен был направить на личный путь индивидуации. Система государства подобна пожирающей матери, дающей своему ребёнку тысячи всевозможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Средний человек, переживая в своей душе инстинкт индивидуации, проецирует его на внешний объект, не проходя настоящей индивидуации - как ребёнок играет во взрослого, не являясь им. Потому первой стадией индивидуации является некое символическое отключение от ложных идентификаций и самая серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Поскольку символы индивидуации наиболее чётко представлены в мифологии, следовательно, изучая мифологический путь героя, мы можем определить, какие именно стадии и примерно в какой последовательности проходятся на пути индивидуации. Для более подробно ознакомления с символикой пути героя я настоятельно рекомендую к прочтению книгу Джозефа Кембелла “Герой с тысячей лиц”. В рамках лекций я могу лишь кратко и сжато осветить основные архетипы пути индивидуации.

К слову - самой грубой ошибкой Фрейда было зацикливание на предварительной индивидуации, в результате чего он ошибочно отождествлял примитивные, навязчивые повторения и религиозные церемонии, полные глубочайших символов пресуществления психики.

Мы говорили, что первобытный человек обладает лишь зачатками сознания. Но что представляет собой среднее сознание обычного человека? Так ли далеко оно ушло от первобытного состояния? Современный человек имеет преимущество перед примитивным в том, что способен дифференцировать свое эго от внешних объектов. Однако эта дифференциация является далеко не полной и касается только физических объектов, в то время как способность дифференцировать себя от внешних (привнесенных) психических воздействий бывает очень маленькой. Средний человек не способен критично смотреть на доминирующие коллективные представление и автоматически принимает их в себя, считая своими собственными. С одной стороны, его сознание оказывается подчинено инстинктам, с другой - ограничивающим догмам, навязанным системой воспитания. Да, именно так - сейчас мы обращаемся к классической схеме папаши Фрейда: сверху - контролер суперэго, снизу - неистовые инстинкты ид, а в середине, точно Мюнхгаузен между крокодилом и львом, заперто наше эго-сознание.

В юнгианской традиции суперэго определяется, как ужасный отец, а изначальная инстинктивность - как ужасная кастрирующая мать. Вопреки парадигме Фрейда, в жизни часто бывает, что эти, на первый взгляд, непримиримые противоположности действуют как бы заодно, на манер "плохого и хорошего полицейского".

Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление - первая стадия индивидуации. Уже здесь подстерегает большое количество сложностей. Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. Помните: система подобна пожирающей матери, которая даёт своему ребёнку тысячи возможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Потому первой стадией индивидуации является символическое отключение от ложных идентификаций и серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Несомненно, первой ступенью является символический уход из дома. В мифах герой оставляет дом своих родителей и устремляется в странствие. Он перестаёт быть “дитем своей матери” и становится полноценной отдельной единицей. Это означает разрыв с семейным бессознательным и начало собственного самоопределения. Проявлением этой ступени часто является подростковый бунт, который, к сожалению, в силу своей бессознательности, в 95 процентах из ста заканчивается полным поражением и возвращением к состоянию “дитя своей матери”, хотя в роли матери может выступать что угодно - работа, семья, президент. Бессознательный инстинкт индивидуации порой даёт о себе знать, но увы, в силу бессознательности самого индивида оказывается потерянным.

В древних культурах были разработаны особые инициации взросления, зачастую достаточно жесткие. Их цель - отделение индивида от семейного бессознательного, разрушение идентификации с прежним состоянием ребёнка через символическую смерть и новое рождение в принципиально новом качестве. Отсутствие в современной культуре подобных инициаций и является причиной повального невротизма и инфантильности.

Следующей ступенью является встреча с тенью. Тень - персонификация всего не принимаемого в нашей психике. Мифы полны образов «враждующих дуалей»: Каин и Авель, Христос и Иуда, Фауст и Мефистофель. Встреча со своей теневой противоположностью и разрушение фиксированной идентификации с эго - мучительная, но неизбежная, стадия индивидуации.Следующей ступенью является встреча с Анимой, для женщин - с Анимусом. По своей природе эти архетипы половых противоположностей достаточно двойственны. С одной стороны, это спасаемая принцесса (у женщин - герой-освободитель), с другой - это вечно совращающие сирены, валькирии, русалки (у женщин - демонические мужчины). Психологически стадия освобождения Анимы (Анимуса) соответствует освобождению внутренней женственности (мужественности) от власти материнского (отцовского) начала. Эти мотивы будут самым подробным образом разобраны в дальнейших лекциях, и сейчас идёт исключительно схематичное ознакомление с темой.

Установление позитивного контакта с Анимой в большинстве мифов является итогом, что заставляет юмористов иронизировать на тему «а что же происходит с принцем после свадьбы?». А после свадьбы, то есть после иерогамии и интеграции своих женственных (мужественных) аспектов, следует установление контакта с нашей внутренней божественностью. В юнгианской традиции мы принципиально не пользуемся проективным термином «бог» (давно скомпрометированным мировыми религиями), заменив его на более научно-нейтральное «Самость». Самость - это центр и основа всякой психической жизни, богообраз в нашей психике.

Выше я кратко обрисовал ключевые архетипы, которые связаны с индивидуацией. В дальнейшем каждому из этих архетипов будет посвящена отдельная лекция, и вы сможете усвоить тему значительно глубже.

Рекомендуемая литература: Карл Юнг «Эмпирика процесса индивидуации», сборник статей «Проблемы души нашего времени», «Подход к бессознательному». «Шесть архетипов», Джозеф Кемпбелл «Тысячеликий герой», Эрих Нойманн «Происхождение и развитие сознания».

В основе учения Юнга находится идея о том, что каждой личности присуща тяга к цельности, илииндивидуации . Как само творение имеет цель и направление, точно так же каждый человек изо всех сил стремится к своему предназначению, или интеграции личности, причем эта цельность достигается в различной степени и различными способами в зависимости от конкретного лица. Эта тяга проявляется в процессе индивидуации, протекающем, как правило, в зрелом возрасте, после прохождения предыдущих, более материалистичных стадий эволюции личности. Как внешние, или социальные и природные, факторы могут приносить пользу или причинять ущерб росту тела, точно так же внешние факторы оказывают благотворное или вредное воздействие на материализацию этой врожденной тяги и процесса индивидуации. Генетические предрасположенности также создают препятствия индивидуации. Для полного развития личности необходимо, чтобы полностью развилась, или индивидуировалась, каждая ее грань, которую индивид должен ввести в свое сознание. Абсолютное самоосуществление если и достижимо, то в крайне редких случаях.

Различные элементы индивидуированной личности не только полностью развиты, но и гармонично слиты друг с другом. По мере того как индивид осознает и выражает эти бессознательные грани, они сами развиваются все более полным образом. В процессе этого в игру вступает и так называемая «трансцендентная функция» (также присущая личности), примиряющая противоположности таким образом, что личность действует, опираясь уже не на ту или иную противоположность, но сразу и самопроизвольно на обе, то есть на интегрированную самость. Тогда как Юнг считал индивидуацию процессом, свойственным прежде всего зрелому и пожилому возрасту, современные юнгианцы склоняются к мысли о том, что она начинается еще в детстве. Порыв к индивидуации усиливается в зрелом возрасте, и на этот процесс благотворно или пагубно влияет многообразный жизненный опыт.

19. Учение Юнга о психических типах

Существуют особые личностные типы, характеризующиеся экстраверсией или интроверсией, и четыре функции сознания: ощущение, мышление, чувствование и предвидение (интуиция).

В душе каждого индивидуума имеется личное бессознательное, состоящее из личной биографии, и коллективное бессознательное, состоящее из образов или архетипов, общих всем людям; эти образы часто проявляются в снах, сказках и мифах.

Каждый индивидуум устроен таким образом, что ему присуще внутреннее стремление к совершенству, или к своей судьбе.

Индивидуация, или достижение личностной целостности, имеет место во второй половине жизни.

Сны берут свое начало во «всеобъемлющих глубинах» и стремятся восполнить пробелы в жизни бодрствующего индивидуума, облегчая ему осознание несовершенств своей личности и способствуя их преодолению.

Толкование сновидений

Поскольку ключевым пунктом юнгианской психотерапии является индивидуация, большое значение в этом процессе приобретает толкование сновидений , так как они мыслятся манифестациями - можно даже сказать, посланиями - бессознательного, которые компенсируют пробелы в яви индивидуума. Запомнившиеся сны могут внести более непосредственный вклад в индивидуальное стремление к целостности, Путем исследования и осмысления символов и структуры сновидений человек способен осознать и удовлетворить потребность в развитии недостающих или неразвитых сторон своей душевной жизни, находящих свое выражение в сновидениях. Аналитик помогает развернуть (amplification ) сновидение с помощью «направленной ассоциации» и отсылок на схожие ситуации в сказках, мифах, религиях и так далее. Направленная ассоциация учитывает спонтанные связи, устанавливаемые на основе материала сновидения и к нему возводимые. По мнению Юнга, «свободная ассоциация» Фрейда способна слишком легко увести от стержневого смысла сновидения.

Индивидуум может также использовать активное воображение для усиления контакта с различными элементами сновидения. Так, можно вспомнить персонажа из сна и вступить с ним в беседу, либо подхватить сновидение с конца и продолжить его в своем воображении, тем самым заручившись присутствием образов из сна в яви и облегчив (гармонизировав) контакт между сознательным и бессознательным. В обычных условиях эта методика используется на более поздней стадии психотерапии и применяется с более зрелыми индивидуумами. Можно также заниматься физической деятельностью, символизирующей недо- или неразвитые аспекты личности. Юнг, например, занимался живописью и гравированием, выражая с их помощью бессознательные порывы. Индивидууму, в котором преобладает функция мышления, возможно, следует рекомендовать танец или пение. Эти занятия не только позволяют осознать элементы бессознательного, но и дать выход, так сказать, неразвитой функции.

Во всем этом акцент делается не на индивидуацию как таковую, но на самопознание и самовыражение. Самоосуществление, таким образом, оказывается чем-то вроде побочного продукта данного процесса.

Сосредоточившись на примирении противоположностей и синтезе всех компонентов личности в одно гармоничное целое, Юнг во многом напоминал алхимиков, которыми он был не на шутку увлечен. И действительно, мы вправе говорить, что во многих отношениях он был гностическим алхимиком; в книге «Воспоминания. Сны. Размышления» сам Юнг прямо связывал свое творчество с алхимией: «Я очень скоро [после напряженного изучения гностицизма и алхимии] увидел, что аналитическая психология прелюбопытнейшим образом совпадает с алхимией. Опыт алхимиков был, в известном смысле, и моим опытом, их мир - моим миром. Разумеется, то было открытие исключительной важности, ведь я натолкнулся на исторического двойника моей психологии бессознательного. Возможность сопоставления с алхимией и неразрывная преемственность с гностицизмом обогатили содержание моей психологии. Когда я углубился в эти древние тексты, все встало на свои места…»

Благодаря своей открытости и увлечению религиозными и духовными проблемами Юнг обрел последователей не только в лице психологов и психиатров, но и в лице священнослужителей многих религий. Хотя в статье под названием «Психоанализ и целение душ» Юнг провел ясное различие между анализом и пасторским попечением, к его творчеству обращается все большее число священнослужителей, находя в нем глубокий интерес к душе человека и приятие вещей, обычно cчитающихся «духовными», трансцендентными или сверхъестественными. Нужно, однако, как можно яснее отличать друг от друга его личные взгляды на религию и его психологические наблюдения и теории.